Научная статья на тему 'Развитие познавательного интереса у обучающихся профильных негуманитарных классов в овладении английским языком'

Развитие познавательного интереса у обучающихся профильных негуманитарных классов в овладении английским языком Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
281
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / COGNITIVE INTEREST / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / COGNITIVE MOTIVATION / МЕЖПРЕДМЕТНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ ГУМАНИТАРНОГО И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ЗНАНИЯ / INTEGRATION OF HUMANITARIAN AND NATURAL SCIENCE KNOWLEDGE / НОВЫЕ ПРОФЕССИИ / NEW PROFESSIONS / INTERSUBJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Протасова Нина Валентиновна

Рассматривается проблема развития познавательного интереса у обучающихся старших классов негуманитарного профиля в овладении английским языком в средней общеобразовательной школе. Обращается внимание на то, что сформировавшиеся новые научные направления способствуют появлению новых профессий, что вносит изменения в систему школьного обучения и повышает познавательный интерес старшеклассников. Цель работы статьи – показать необходимость овладения английским языком для обучающихся старших классов негуманитарного профиля в связи с активно входящими в нашу жизнь новыми профессиями. Иностранный язык является полипредметным по своей сути и способен обогащать обучающихся старших классов негуманитарного профиля знаниями предметов естественно-математического цикла и развивать познавательный интерес. Повышенный интерес к предмету «иностранный язык» в последнее время объясняется его проникновением в различные сферы деятельности и неязыковые специальности. Действительно, сферы применения иностранного языка расширились. Согласно «Атласу новых профессий», к 2025–2035 гг. появятся десятки новых профессий, многие из которых будут требовать знания иностранного языка. В современное школьное образование активно входят межпредметные связи. Межпредметность значительно расширяет зону предметного знания по профилю обучения в результате взаимопроникновения разнопредметных знаний. Интеграция иностранного языка с предметами естественно-математического цикла предоставляет возможности приобретения нового знания по профильным предметам, усиливает развитие познавательного интереса у обучающихся старших классов негуманитарного профиля. Интеграция разнопредметных знаний развивает мотивацию школьников к изучению иностранного языка, развивает разные виды мышления, формирует умения анализировать, обобщать, синтезировать, сравнивать, делать выводы и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Протасова Нина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE INTEREST DEVELOPMENT AMONG SENIOR SCHOOLCHILDREN OF PROFILE NON-HUMANITARIAN CLASSES IN THE ENGLISH LANGUAGE ACQUISITION

The article is devoted to the problem of cognitive interest development among senior schoolchildren of nonhumanitarian classes during the English language acquisition at a secondary school. The author draws attention to the fact that the newly formed scientific branches provide the emergence of new professions, change the system of school education and increase the development of cognitive interest among schoolchildren. The main idea of the present article is to demonstrate the necessity of learning English for senior schoolchildren, whose profile subjects are Physics, Chemistry, Biology, Geography, Mathematics, as new professions actively come into modern life. Foreign language is considered to be polysubject and can enrich senior schoolchildren of non–humanitarian profile with knowledge on Natural Science and Mathematics and develop their cognitive interest. The interest to a foreign language as a subject, in recent times, is explained by it’s penetrating into different spheres and nonlinguistic professions. Actually, spheres of using a foreign language are extended. According to the “Atlas of new professions”, to 2025–2035 many new professions occur, many of them will need the knowledge of a foreign language. Intersubject relations come into modern school education and really extend the zone of subject knowledge on profile because of the interpenetration of knowledge of different subjects. Integration of a foreign language with Science subjects and Mathematics gives the opportunity for schoolchildren to get new knowledge on profile subjects (Physics, Chemistry, Biology, Geography, Mathematics and others) and increase the development of cognitive interest among senior schoolchildren. We consider that intersubject integration increases schoolchildren’s motivation to learning foreign languages, develops different kinds of thinking, forms the following abilities – to analyze, to generalize, to synthesize, to compare, make conclusions and others.

Текст научной работы на тему «Развитие познавательного интереса у обучающихся профильных негуманитарных классов в овладении английским языком»

ПЕДАГОГИКА

УДК 372.881.111.1

00! 10.23951/1609-624Х-2018-6-165-170

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФИЛЬНЫХ НЕГУМАНИТАРНЫХ КЛАССОВ В ОВЛАДЕНИИ АНГЛИЙСКИМ ЯЗЫКОМ

Н. В. Протасова

Мичуринский государственный аграрный университет, Мичуринск

Рассматривается проблема развития познавательного интереса у обучающихся старших классов негуманитарного профиля в овладении английским языком в средней общеобразовательной школе. Обращается внимание на то, что сформировавшиеся новые научные направления способствуют появлению новых профессий, что вносит изменения в систему школьного обучения и повышает познавательный интерес старшеклассников. Цель работы статьи - показать необходимость овладения английским языком для обучающихся старших классов негуманитарного профиля в связи с активно входящими в нашу жизнь новыми профессиями.

Иностранный язык является полипредметным по своей сути и способен обогащать обучающихся старших классов негуманитарного профиля знаниями предметов естественно-математического цикла и развивать познавательный интерес. Повышенный интерес к предмету «иностранный язык» в последнее время объясняется его проникновением в различные сферы деятельности и неязыковые специальности. Действительно, сферы применения иностранного языка расширились. Согласно «Атласу новых профессий», к 2025-2035 гг. появятся десятки новых профессий, многие из которых будут требовать знания иностранного языка.

В современное школьное образование активно входят межпредметные связи. Межпредметность значительно расширяет зону предметного знания по профилю обучения в результате взаимопроникновения разно-предметных знаний. Интеграция иностранного языка с предметами естественно-математического цикла предоставляет возможности приобретения нового знания по профильным предметам, усиливает развитие познавательного интереса у обучающихся старших классов негуманитарного профиля. Интеграция разнопредмет-ных знаний развивает мотивацию школьников к изучению иностранного языка, развивает разные виды мышления, формирует умения анализировать, обобщать, синтезировать, сравнивать, делать выводы и др.

Ключевые слова: познавательный интерес, познавательная потребность, межпредметность, интеграция гуманитарного и естественно-научного знания, новые профессии.

В настоящее время значительные изменения происходят в системе научного знания: оно усложняется, знания разных наук перекрещиваются, наблюдается взаимопереход и взаимодополнение знаний разнопредметных областей. В связи с этим наблюдается востребованность специалистов межпредметной направленности. Школьное образование оказывается под влиянием этих изменений.

Действительно, школьное образование не явилось исключением, изменения также прослеживаются в системе образования в целом. Министр образования и науки РФ О. Ю. Васильева отмечает, что девятиклассники охотно продолжают учебу в колледжах, развивается сотрудничество с работодателями, в образовательную практику входит дуальное обучение. Также известно, что в 13 субъектах РФ апробированы модели образования, совмещающие теоретическое образование и практику на предприятии [1].

В быстро меняющемся мире, в стремительном потоке информации невозможно обеспечить

школьников знаниями, умениями и навыками на всю жизнь. Важно развивать в них интерес к накоплению знаний, к непрерывному образованию, ориентировать на получение не одной, а нескольких профессий.

Цель настоящей статьи заключается в том, чтобы рассмотреть особенности развития познавательного интереса у обучающихся старших классов негуманитарного профиля в овладении английским языком в средней общеобразовательной школе с дальнейшим использованием полученных знаний в будущей профессиональной деятельности.

В настоящее время в школьном образовании акцент делается на качество обучения, наблюдаются нововведения, которые связаны с появлением новых предметов, сложных по содержанию и восприятию материала, создаются принципиально новые учебные курсы, которые ориентированы на формирование целостных представлений о научной картине мира. Приоритетными в образовательном процессе становятся исследования в области

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2018. 6 (195)

интеграции естественно-научного и гуманитарного знания. Полагаем, насколько важно развивать у старшеклассников познавательный интерес к иностранному языку, который способен дополнять их знания по предметам естественно-математического цикла.

Проблема развития познавательного интереса уже многие годы остается актуальной. Известно, что родоначальником научного подхода к проблеме познавательного интереса считают Яна Амоса Ко-менского (1592-1670), который писал в своей «Великой дидактике»: «... нужно прежде всего возбудить у школьников серьезную любовь к предмету, доказав его превосходство, приятность» [2]. Ко-менский рассматривал новую школу как источник радости, света и знания, считая интерес одним из главных путей создания эмоционально доброжелательной обстановки обучения.

Занимательность познавательного интереса отмечали зарубежные педагоги Дистервег, Ж.-Ж. Руссо, Д. Локк, которые считали познавательный интерес важнейшим средством привития любви к знаниям [3]. В современных условиях проблема интереса как важнейшего стимула развития личности все больше привлекает к себе внимание как учителей, так и исследователей - психологов, педагогов.

В. А. Крутецкий дает следующее определение понятию «познавательный интерес»: «Интерес -это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности, связанное обычно с положительно эмоционально-окрашенным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью» [4].

С точки зрения Г. И. Щукиной, познавательный интерес - «избирательная направленность личности, обращенная к области познания и ее предметной стороне как самому процессу овладения знаниями» [5]. Обращаясь к проблеме развития познавательного интереса, Г. И. Щукина считает его важнейшим фактором совершенствования обучения. В связи с чем, отмечает автор, его необходимо развивать и поддерживать [6].

А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, Ю. К. Бабан-ский рассматривают познавательный интерес как сильный мотив учения, как фактор в овладении знаниями, который вызывает существенные изменения в способах умственной деятельности [7-9].

В старшем школьном возрасте интересы меняются по сравнению с предпрофильной школой и определяются в соответствии с интересами их будущей профессии. Познавательный интерес в это время становится значимым фактором учебного процесса. Интересы обучающихся также зависят от уровня их развития, опыта и знаний.

Следовательно, развитие познавательного интереса у старшеклассников становится необходимым, так как школа имеет все возможности расположить их к приобретению новых знаний, к постоянному стремлению углубляться в область познания, формировать стойкие познавательные мотивы учения.

Отсюда следует, что развитие познавательного интереса - одна из важнейших задач, поставленных перед современной школой.

Познавательный интерес способствует активности старшеклассников и росту качества знания благодаря их участию в научно-исследовательской и проектной деятельности. Приобщение обучающихся старших классов к научно-исследовательской и проектной деятельности развивает дедуктивный метод познания. Они учатся обобщать, сравнивать, отыскивать закономерности.

Укреплению познавательного интереса старшеклассников также способствуют ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации противоречивости суждений, в которых необходимо разобраться, принять решение, занять определенную точку зрения.

Итак, интерес к знаниям, или познавательный интерес, - это направленность личности обучающегося на овладение знаниями той или иной предметной области.

В настоящее время нет необходимости доказывать важность межпредметности в процессе преподавания. Межпредметные связи способствуют лучшему формированию понятий внутри отдельных предметов и играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки обучающихся, существенной частью которой является овладение школьниками обобщенным характером познавательной деятельности.

Межпредметность становится явлением, характеризующим познавательный процесс XXI столетия. Следует заметить, что современное школьное образование отличается тем, что межпредметность активно проявляется в процессе обучения. И если школьные предметы естественно-научного направления обеспечивают старшеклассников базовыми знаниями по физике, химии, биологии, географии, математике, то межпредметность расширяет возможности школьников и позволяет взглянуть на объекты и явления окружающего мира не только с позиции этих предметов, но и расширить и дополнить их, используя знания иностранного языка. Совершенно очевидным становится факт, что межпредметность создает уникальную среду для развития познавательного интереса старшеклассников.

Следует заметить, что иностранный язык, как никакой другой предмет, открыт для использова-

ния содержания других учебных предметов и других предметных областей знания; способен обогащать учебный процесс новым интересным содержанием и развивать познавательный интерес.

Иностранный язык способен обогатить и значительно расширить предметные знания по профильным предметам у старшеклассников. Потребность в изучении иностранного языка обучающихся старших классов негуманитирного профиля объясняется тем, что значительно расширились сферы его применения именно в неязыковых специальностях.

По мнению С. Л. Волковой, знание иностранного языка становится необходимой частью личной, профессиональной жизни человека. Интерес, полагает автор, делает процесс познания увлекательным, способствует усвоению большего объема информации [10]. В школьном образовании познавательный интерес рассматривается как основной мотив в обучении школьников и определяется выбором предметов.

По мнению Н. Д. Гальсковой, особенность современной образовательной политики в отношении иностранного языка состоит в ее направленности на создание благоприятных условий в стране для изучения разными категориями обучающихся широкого спектра иностранного языка с целью удовлетворения общественных и личных потребностей в изучении этих языков [11].

Действительно, развитие познавательного интереса особую значимость приобретает в школьные годы, когда учение становится фундаментальной основой жизни, познание школьников формируется педагогически подготовленными кадрами.

К профессиям, связанным со знанием английского языка, таким как переводчик, расшифровщик, литературовед, редактор, дизайнер шрифтов, экскурсовод, дипломат, учитель и др., добавились другие в связи с появлением новых отраслей знаний на стыке наук.

В современном мире английский язык по праву заслуживает звания языка международного бизнеса и многонациональных корпораций. Начинается повсеместное использование английского языка в строительстве, дизайне, флористике, психологии, дипломатии. Английский язык стал официальным языком различных международных организаций, таких как ООН, НАТО, ЮНЕСКО и др. Новые профессии активно входят в нашу жизнь, и в ближайшем будущем настоящим старшеклассникам придется их осваивать.

В этом отношении интересно мнение руководителя проекта «Атлас новых профессий», Агентства стратегических инициатив Дмитрия Судакова, который рассказывает о направлениях, которые будут наиболее перспективными через 5-10-15 лет. Разработчики проекта работают с методикой «фор-

сайт». Это методология не только прогнозирования будущего, но и попытка угадать, что будет в будущем, создать это будущее, спроектировать. В связи с чем старшеклассникам следует быть в курсе того, какие профессии появятся в ближайшем будущем. Руководитель проекта указывает на особую роль иностранного языка в современном мире.

Кроме языков важно знать культуру народа, который говорит на этом языке. Знание тонкостей культурных отличий и языковых оборотов больше, чем знание языка. Это уважение человека иной культуры. Из-за того что границы между отраслями размываются, нельзя быть сфокусированными на одном предмете, нужно стремиться расширить свои знания, так как в настоящее время востребованы специалисты, которые имеют познания в разных отраслях. Соглашаясь с мнением Д. Судакова, полагаем, что необходимо интегрировать знания иностранного языка в предметы естественно-научного профиля, это благоприятно скажется на объеме знаний старшеклассников, активизирует мыслительную деятельность старших школьников, будет способствовать развитию у них познавательного интереса.

Неотъемлемой частью всего образовательного процесса, а также развития познавательного интереса школьников является развитие и повышение мотивации. Отечественными и зарубежными исследователями данная проблема подробно разработана как в педагогике, так и в психологии. Американский психолог Г. Моррей определил мотивацию через деятельность. Он указывал, что «справляться с чем-то трудным: справляться с физическими объектами, людьми или идеями, манипулировать ими, организовывать их. Делать это нужно настолько быстро и независимо, насколько это возможно. Преодолевать препятствия и достигать высокого уровня. Превосходить самого себя. Соревноваться с другими и превосходить их. Увеличить свое самоуважение благодаря успешному применению своих способностей» [12].

Б. И. Додонов, советский психолог, выделяет четыре структурных компонента мотивации: удовольствие от самой деятельности, значимость для личности непосредственно ее результата, «мотивирующая сила» вознаграждения за деятельность и принуждающее давление на личность. В старшем школьном возрасте активно проявляются все четыре компонента мотивации, так как в этом возрасте происходит становление личности старшеклассников, их самоутверждение. И хотя на первый план выступает личностное общение со сверстниками, учеба входит в число приоритетных задач для школьников в этом возрасте [13].

Исследователи отмечают, что одним из первостепенных мотивов, ведущих к успешности в

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2018. 6 (195)

учебе, является сочетание традиционных форм обучения (практических занятий (уроков)) с нетрадиционными: проектная деятельность, научно-исследовательская деятельность, кванториумы, шахматы, школьный международный бакалавриат и др., которые используются для актуализации повышения уровня знаний старших школьников и стимулирования их познавательного интереса к изучению иностранного языка, развитию познавательных способностей. Основой познавательной мотивации является потребность в познании. Познавательная потребность проходит разные стадии развития, активизирует учебный процесс и развивает самостоятельность.

Известно, что потребности человека изменяются с возрастом. Для обучающихся старших классов негуманитарного профиля важное значение имеет учебно-познавательная потребность, которая ориентирует школьников на приобретение нового знания по профилю обучения, в том числе и средствами иностранного языка, способствует самостоятельному приобретению знаний и рациональной организации учебной деятельности в целом.

Особенности потребности выражаются в том, что зависят от установки человека, его жизненных ориентаций, мотивов деятельности и, по мнению З. А. Решетовой, не формируются стихийно. Источником потребностей является объективная действительность [14, 15].

Известно, что познание человеком мира происходит обыденным и научным сознанием, в результате чего у человека формируется определенное мировоззрение. Потребность во впечатлениях является первым уровнем потребности, она ярко выражается в младшем школьном возрасте и заключается в реагировании на новизну стимула. Следующий уровень - потребность в знаниях (любознательность) выражается в интересе к предмету, склонности к его изучению, чтении книг. Самый высокий уровень познавательной потребности у старшеклассников проявляется в стремлении получения новых знаний. Познавательный интерес в этом возрасте приобретает целенаправлен-

ный характер и приводит к значимым результатам [16].

Важно, что в овладении знаниями у обучающихся старших классов негуманитарного профиля активно развивается мыслительная деятельность. Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм учебной деятельности развивают и формируют способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, анализировать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Основная особенность мыслительной деятельности школьников старшего возраста определяется нарастающей способностью к абстрактному мышлению. При этом наблюдается изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего.

В основе теоретического мышления заложено познание предмета за счет раскрытия содержательного анализа, рассмотрения зависимостей признаков, выделения специфических закономерностей. Рефлексивное мышление предполагает осознание интеллектуальных задач, т. е. способность анализировать действия и способы решения текущих заданий.

Итак, система школьного образования находится под влиянием изменений в науке. В школе закрепляется дуальное обучение, которое необходимо современному школьнику в связи с востребованностью специалистов межпредметной направленности. Развитие познавательного интереса у обучающихся старших классов негуманитарного профиля происходит благодаря интеграции предметов гуманитарного и естественно-математического циклов. Знания, полученные по предметам естественно-математического профиля (физика, химия, биология, география, математика и др.) средствами иностранного языка, способны дополнять и расширять предметные знания профильной направленности, формировать знания нового качества, активизировать мыслительную деятельность учащихся. У школьников также формируются умения рассуждать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Список литературы

1. Минобрнауки.рф>т/новости/10371. URL: М1р://минобрнауки рф/т/новости/10371 (дата обращения: 15.02.2018).

2. Коменский Я. А. Избранные сочинения. М., 1975. 221 с.

3. Историко-педагогический аспект развития теории познавательного интереса учащихся. URL: http.//KazEdu.kz>referat/193948/ 1/ (дата обращения: 07.02.2018).

4. Крутецкий В. А. Интерес // Педагогическая энциклопедия. М., 1965. Т. 2. 144 с.

5. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. 160 с.

6. Щукина Г. И. Педагогические поэмы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 127 с.

7. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М., 1995. 135 с.

8. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М., 1977. 175 с.

9. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1981. 167 с.

10. Волкова С. Л. Становление познавательного интереса средствами лингвострановедения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2008. 21 с.

11. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранному языку: пособие для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М.: АРКТИ, 2003. 192 с.

12. Murray H. A. Explorations in personality. New York: Oxford Press, 1938. 613 р.

13. Додонов Б. И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 126-130.

14. Решетова З. А. Психологические основы профессионального обучения. М.: МГУ, 1985. 207 с.

15. Фортыгина С. Н., Павлова Л. Н. Профессиональное самоопределение выпускников педагогического вуза // Вестн. Новосибирского гос. пед. ун-та. 2017. № 6. С. 26-36. URL: http://dk.doi.org/10/15293/2226-3365 (дата обращения: 20.04.2018).

16. Ермилина Ю. А. Пути развития познавательного интереса у подростков // Молодой учитель. 2016. № 9. С. 1107-1113. URL: http//moluch. ru/archive/113/29369 (дата обращения: 28.02.2018).

Протасова Нина Валентиновна, кандидат филологических наук, доцент, Мичуринский государственный аграрный университет (ул. Интернациональная, 101, Мичуринск, Россия, 393760). E-mail: golovina-nina@bk.ru

Материал поступил в редакцию 29.03.2018.

DOI 10.23951/1609-624X-2018-6-165-170

COGNITIVE INTEREST DEVELOPMENT AMONG SENIOR SCHOOLCHILDREN OF PROFILE NON-HUMANITARIAN CLASSES IN THE ENGLISH LANGUAGE ACQUISITION

N. V. Protasova

Michurinsk State Agrarien University, Michurinsk, Russian Federation

The article is devoted to the problem of cognitive interest development among senior schoolchildren of non-humanitarian classes during the English language acquisition at a secondary school. The author draws attention to the fact that the newly formed scientific branches provide the emergence of new professions, change the system of school education and increase the development of cognitive interest among schoolchildren. The main idea of the present article is to demonstrate the necessity of learning English for senior schoolchildren, whose profile subjects are Physics, Chemistry, Biology, Geography, Mathematics, as new professions actively come into modern life.

Foreign language is considered to be polysubject and can enrich senior schoolchildren of non-humanitarian profile with knowledge on Natural Science and Mathematics and develop their cognitive interest.

The interest to a foreign language as a subject, in recent times, is explained by it's penetrating into different spheres and nonlinguistic professions. Actually, spheres of using a foreign language are extended. According to the "Atlas of new professions", to 2025-2035 many new professions occur, many of them will need the knowledge of a foreign language.

Intersubject relations come into modern school education and really extend the zone of subject knowledge on profile because of the interpenetration of knowledge of different subjects. Integration of a foreign language with Science subjects and Mathematics gives the opportunity for schoolchildren to get new knowledge on profile subjects (Physics, Chemistry, Biology, Geography, Mathematics and others) and increase the development of cognitive interest among senior schoolchildren. We consider that intersubject integration increases schoolchildren's motivation to learning foreign languages, develops different kinds of thinking, forms the following abilities - to analyze, to generalize, to synthesize, to compare, make conclusions and others.

Key words: cognitive interest, cognitive motivation, intersubject, integration of humanitarian and natural science knowledge, new professions.

References

1. Minobrnauki.rf[Minobrnauki.rf] (in Russian). URL: http:// Minobrnauki.rf>m/novosti /10371 (accessed 15 February 2018).

2. Komenskiy Ya. A. Izbrannyye sochineniya [Selected works], Moscow, 1995. 221 p. (in Russian).

3. Istoriko-pedagogichesky aspekt razvitiya teorii kognitivnogo interesa u uchashchikhsya [Historical and pedagogical aspect of development of theory of cognitive interest of pupils] (in Russian). URL: http://KazEdu.kz>referat/1939 48/ 1/ (accessed 7 February 2018).

4. Krutetskiy V. A. Interes [Interest]. Pedagogicheskaya entsiiklopediya. T. 2 [ Pedagogical encyclopedia. V. 2 ]. Moscow, 1965.(in Russian).

5. Shchukina G. I. Aktivizatisyapoznavatel'noydeyatel'nostivuchebnom protsesse [Activization of cognitive activity in teaching - learning process]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1979. 160 p. (in Russian).

6. Shchukina G. I. Pedagogicheskiye poemy formirovaniya poznavatel'nykh interesov uchashchikhsya [Pedagogical poems of pupils' cognitive interests formation]. Moscow, Pedagogika Publ., 1988. 27 p. (in Russian).

EecmHUK ^m (TSPUBulletin). 2018. 6 (195)

7. Bozhovich L. I. Problemy formirovaniya lichnosty [Problems of personality formation]. Moscow, 1995. 135 p. (in Russian).

8. Babansky U. K. Optimizatsiya prostessa obucheniya [Optimization of teaching - learning process]. Moscow, 1977. 175 p. (in Russian).

9. Leontyev A. N. Problemyrazvitiya psikhiky [Problems of psychic development]. Moscow, 1981. 167 p. (in Russian).

10. Volkova S. L. Stanovleniye poznavatel'nogo interesa sredstvami lingvostranovedeniya. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Cognitive interest development by means of language learning through the study of country's customs and institutions. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Saint Petersburg, 2008. 21 p. (in Russian).

11. Gal'skova N. D. Sovremennaya metodika obucheniya inostrannomuyazyku: posobiye dlya uchitelya. 2 izd., pererab. i dop. [Modern methods of teaching a foreign language: teacher's manual. 2-d edition. Revised and enlarged]. Moscow, ARKTI Publ., 2003. 192 p. (in Russian).

12. Murray H. A. Explorations in personality. New York; Oxford Press, 1938. 613 p.

13. Dodonov B.I. Struktura i dinamika motivov deyatel'nosti [Structures and dynamic of activity motivation]. Voprosypsykhologii- Voprosypsycholo-gii, 1984, no. 4, pp. 126-130 (in Russian).

14. Reshetova Z. A. Psikhologicheskiye osnovy professional'nogo obucheniya [Psychological basis of professional teaching]. Moscow, MSU Publ., 1985. 207 p. (in Russian).

15. Fortygina S. N., Pavlova L. N. Professinal'noye samoopredeleniye vypusknikov pedagogicheskogo vuza [Professional identification of pedagogical university graduates]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2017, no. 6, pp. 26-36 (in Russian). URL: http://dk.doi.org/10.15393/2226-3335, 1706.02 (accessed 20 April 2018).

16. Ermilina Yu. A. Puty razvitiya poznavatel'nogo interesa u podrostkov [Ways of cognitive interest development among teenagers]. Molodoy uchi-tel', 2016, no. 9, pp. 1107-1113 (in Russian) URL: http://moluch.ru//arhive/113/29369 (accessed 28 February 2018).

Protasova N. V., Michurinsk State Agrarien University (ul. Internatsional'naya, 101, Michurinsk, Russian Federation, 393760). E-mail: golovina-nina@bk.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.