Следует отметить, что применение директ-костинга имеет ряд как преимуществ, так и недостатков. Так, поскольку отпадает необходимость в условном распределении постоянных затрат, то несколько упрощается процедура калькулирования себестоимости. Однако в этом случае возникают две проблемы: классификации затрат на переменные и постоянные; объективности включения переменных затрат в себестоимость. При этом методе изменение структуры предприятия и связанные с ним изменения постоянных затрат не оказывают влияния на себестоимость изделий, а также создается возможность определения порога рентабельности, т.е. точки безубыточности производства».
Вместе с этим, при определении контаминант-маркетинговых программ для различных слоев населения, объединённых рыночными требованиями к качественным услугам в сфере водоснабжения, следует понимать, что чрезмерная рыночная увлеченность безубыточностью производства составляет глубокую экономическую опасность, заключающуюся в том, что полученной маржи может не хватить для возмещения постоянных расходов, или в числе постоянных расходов будут такие, которые могут быть сразу отнесены на себестоимость продукции.
Литература
1. Винокуров Б. Л. Контаминантный маркетинг как вектор активации рынка жилья // ЖКХ. - 2003. - №8. - С.26-29.
2. Зарецкий С.Н. Динамика потребительских предпочтений на рынке услуг по водоснабжению // Сбыт. - 2010. - №2. - С.40-43.
3. Козлов С.В. К научной дискуссии о термине «контаминантный маркетинг» в строительстве //Промышленность России. - 2009. - №4. - С.71-73.
4. Рындина Н.И. Контаминантные (объединительные) рыночные притязания различных социальных групп потребителей на рынке вторичного жилья.// Столичный маркетолог - 2007. - №6. - С. 99-102.
5. Уткин Э. А., Кочеткова А. И. Маркетинг // М.: Изд-во ПРЕСС, 2003. - С. 314.
6. Assael H. Consumer Behavior and Marketing Action. 5-th ed. // South-West Publishing Co., 1995. - Р. 750 .
Экономическое развитие личности
Потапова Л.А.
Воспитательная технология развития в семье стрессоустойчивости ребенка к сложным ситуациям жизнедеятельности
Современная педагогическая наука рассматривает понятие «воспитательная технология» в трех аспектах:
1) научный аспект - это часть педагогической науки, изучающая и
разрабатывающая цели, содержание и методы воспитания и проектирующая воспитательные процессы;
2) процессуальный аспект рассматривается как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов воспитания;
3) деятельностный аспект представляет собой осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств [1].
Критериями технологичности воспитательной технологии являются:
- концептуальность - предполагает, что каждая воспитательная технология должна основываться на определенной научной концепции, включая философское, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей;
- системность - обладает всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью;
- управляемость - предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса воспитания, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов;
- эффективность - указывает на то, что современные воспитательные технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта воспитания;
- воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) воспитательной технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами [2].
На основе фактического и теоретического материала представляется возможным определить структуру воспитательной технологии, которая включает в себя три части:
1) концептуальную основу, то есть научную базу технологии, так называемые психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент;
2) содержательный компонент воспитания составляют общие и конкретные цели, а также содержание материала;
3) процессуальная часть или технологический процесс, который представлен системной совокупностью следующих элементов: организация, управление и диагностика воспитательного процесса, методы и формы воспитательной работы педагога [3].
Как и любая технология, «воспитательная технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на воспитуемого» [4]. Каждая воспитательная технология включает в себя цели, задачи, содержание, методы, приемы, средства и формы воспитания.
Воспитательная технология развития в семье стрессоустойчивости ребенка к сложным ситуациям жизнедеятельности согласно классификации Г.К.Селевко является воспитательной, по философской основе - гуманистической, по ведущему
фактору психического развития - совокупностью влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, по научной концепции усвоения опыта -развивающей, по ориентации на личностные структуры - прикладной, по характеру содержания и структуры - воспитывающей (целенаправленное воздействие на формирование у детей определенных качеств, взглядов, убеждений), по типу организации и управления познавательной деятельностью - направленная (индивидуальная), по подходу к ребенку - личностно-ориентированная, по преобладающим методам - диалог + игра + саморазвивающее обучение, по направлению модернизации традиционной системы - на основе гуманизации и демократизации отношений, по категории воспитуемых -виктимологическая.
Любая воспитательная технология направлена на решение традиционных вопросов: что и как воспитывать? В контексте первого вопроса цель сводится к развитию у ребенка стрессоустойчивости к сложным ситуациям жизнедеятельности.
В современном глобализованном мире перед семьей встают следующие важные задачи по отношению к детям: 1) выявлять и развивать природные задатки и творческий потенциал ребенка; 2) учить учиться, т.е. осваивать способы добывания новой информации, стимулировать познавательные запросы и потребности; 3) воспитывать положительное отношение к труду, развивать потребность в творческом труде, воспитывать предприимчивость, деловитость, честность в делах; 4) развивать потребность в здоровом образе жизни; 5) заботиться о самоактуализации и самоопределении как главном показателе успешности; 6) развивать внутреннюю свободу, способность к объективной самооценке и саморегуляции поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения, способности к рефлексии; 7) развивать социальную и гражданскую ответственность, умение предотвращать конфликты; 8) формировать общечеловеческие нормы гуманистической морали.
Устойчивость ребенка к меняющейся социальной ситуации может быть достигнута за счет создания условий, когда ребенок имеет ясные представления о ставящейся перед ним воспитательной цели и ориентируется на решение определенных задач, осознает мотивы воспитательной деятельности, при возникновении трудностей концентрирует свои психические и физические силы на достижении поставленной цели, учится нести ответственность за правильность осуществленного им выбора. При данных обстоятельствах ребенка можно считать подлинным субъектом воспитательного процесса. Только в этих обстоятельствах он может смотреть на себя «изнутри» и «извне».
Педагогическим условием воспитания адаптации ребенка к меняющейся социальной ситуации, по нашему мнению, является семейное взаимодействие. Оно является основой реализации общения и развития взаимоотношений членов семьи как внутри этой воспитательной системы, так и в социуме. Все виды отношений между людьми С.В.Ковалев делит на сотрудничество (идеальный случай взаимоотношений, предполагающий взаимопонимание и поддержку),
паритет (ровные, «союзнические» отношения, основанные на взаимной выгоде членов союза), соревнование (желание добиться большего и лучшего в благожелательном соперничестве), конкуренцию (стремление главенствовать над другими, подавлять их в каких - либо сферах), антагонизм (резкие противоречия между членами группы, при котором их объединение носит вынужденный характер, сохраняется из-за давления извне) [5]. Очевидно, что наилучшим способом семейного взаимодействия в развитии у ребенка стрессоустойчивости является сотрудничество.
В соответствии с особенностями возрастной педагогики, выделенными А.С.Белкиным [6], воспитание в семье стрессоустойчивости ребенка к сложным ситуациям жизнедеятельности целесообразно построить в соответствии со стадиями детства. При этом детство понимается как целостная управляемая система, предполагающая взаимодействие социально-психологических и педагогических факторов в воспитании ребенка. Периодизация детства представляет собой дошкольное, младшее школьное, подростковое, старшее детство.
В дошкольном детстве формируются основные индивидуально-психологические особенности ребенка, создаются предпосылки формирования социально-нравственных качеств личности. Ощущается максимальная потребность ребенка в помощи семьи для удовлетворения главных жизненных потребностей в пище, жилье, развитии при минимальных возможностях самозащиты от неблагоприятных условий среды.
Психолого-педагогическими доминантами развития стрессоустойчивости в этом возрасте являются развитие речи и мышления, внимания и памяти, эмоционально-волевой сферы; формирование самооценки, первоначальных нравственных представлений, чести, достоинства, веры, надежды, переживание любви и счастья, привитие гигиенических умений.
В младшем школьном детстве (7-11 лет) сохраняется роль семьи в удовлетворении материально-биологических, эмоциональных потребностей ребенка. Вместе с тем в удовлетворении социально-познавательных потребностей участвует социальное окружение. Ребенок обретает незначительную способность противостоять отрицательному воздействию среды. Главные защитные функции сохраняются семьей при участии в этом процессе школы.
Психолого-педагогическими доминантами развития в этом возрасте являются: большая пластичность нервной системы, усиление контроля сознания над поведением, развитие элементов волевых процессов, эмоциональность, впечатлительность, импульсивность, слабость процесса торможения, склонность к подражанию, психологическая перестройка в деятельности (переход от игры к учению), изменение мотивов поведения, изменение социального статуса (превращение дошкольника в школьника), трудности психологической адаптации (сложность усвоения нового режима дня, специфики взаимоотношений с учителем и одноклассниками), затруднения в учебной деятельности, выполнении домашних заданий.
Направлениями воспитательной деятельности в семье по развитию стрессоустойчивости у ребенка в этот период выступают: развитие общественных отношений, становление начальных детских убеждений, формирование представлений о нравственных нормах поведения, раскрытие понятий «честь», «достоинство», создание ситуации успеха в приоритетных формах деятельности, формирование культуры здоровья и навыков по самообслуживанию.
В подростковом детстве (11-15 лет) в значительной степени сохраняется роль семьи в удовлетворении материальных, эмоциональных потребностей ребенка. Максимально увеличивается роль школы, ближайшего окружения сверстников в удовлетворении социально-познавательных потребностей. Значительно возрастает способность ребенка противостоять отрицательному влиянию микро- и макросреды. Формируется повышенная восприимчивость к отрицательным влияниям агентов свободного общения.
Психолого-педагогические доминанты развития подростка определяются кардинальными изменениями в организме ребенка, процессом полового созревания. Особая роль принадлежит акселерации, т.е. ускорению физического и физиологического становления. Отчетливо обнаруживается тяготение к внешним формам проявления взрослости: манера разговаривать, ходить, одеваться. Возникает ориентация на качества «настоящего мужчины» и «настоящей женщины», подражание избранным образцам. Подростками овладевает эстетически и сексуально окрашенное чувство, побуждающее и стимулирующее их к активной деятельности во имя объекта любви. Она нередко целиком заполняет душевное пространство ребенка, определяет его отношение к жизни. Общение выходит далеко за рамки учебы, становится содержательнее, многообразнее, чем ранее и распространяется в большей мере на сверстников, нежели на родных. В нем подростки ищут взаимопонимание, взаимодействие, откровенность, сопереживание, самоутверждение. Последнее достигается путем присвоения одной или нескольких ролей: умного, сильного, смелого, волевого, талантливого, увлеченного, надежного друга и др.
Эффективный путь предупреждения негативных тенденций в поведении и нравственном развитии подростков - создание ситуации успеха в значимых видах деятельности. Способами компенсации состояний неудовлетворенности у подростков являются: 1) рационализация - снижение ценности недостижимого объекта: «Не получилось сегодня, завтра получится», «В жизни случается всякое» и др., 2) фантазия - поиск решения через мысленное моделирование жизненной ситуации во всех ее деталях, 3) сублимация - замещающая деятельность, смена ролей.
Подростковый возраст характеризуется возникновением потребности в активной познавательной деятельности. Эффективным путем решения этой проблемы является выдвижение родителями проблемы и альтернативных путей поиска ее решения.
Потребность в половой идентификации сводится к необходимости наличествования стандартов поведения взрослых мужчин и женщин,
распределения поручений по ведению домашнего хозяйства, реализации бытовых операций, помощи домашним, организации совместной деятельности и полового просвещения, обучения нужным умениям и навыкам, заботы о противоположном поле и др.
Основными направлениями такого воспитания выступают : создание ситуации переживания счастья, успеха в учебной деятельности, выработка основ менеджмента, выработка собственного мнения подростка, активная экологически созидательная деятельность, подкрепление чести и достоинства, предупреждение невротических расстройств и патологических влечений.
В старшем детстве (15 - 18 лет) сохраняются материальная, эмоциональная функции семьи при частичном самостоятельном удовлетворении этих потребностей. Достигается максимальная способность противостоять отрицательным воздействиям среды. Защитная роль взрослых заменяется функцией социально-профессионального ориентирования на будущее. В этом возрасте формируется соматотип (внешность, анатомо-морфологические особенности), представления о собственной уникальности, автономизация по отношению к культуре взрослых, протест против социально-экономических трудностей, перманентно возникающих в обществе. Основу стрессоустойчивой функции семьи, соответствующей этому возрасту, составляют понимание + поддержка + интерпретация. Условие понимания юноши (девушки) членами семьи - не считать только свою позицию правильной, находить в противоположной позиции приемлемые элементы, устанавливать причины возникновения разногласий. Поддержка состоит в снятии напряжения в позиции старших школьников, устранении конфронтации не за счет отказа от собственных взглядов, а на основе признания за юношей (девушкой) права на собственную позицию, взгляды и вкусы. Интерпретация сводится в толковании своих действий как путей сближения.
В отношениях с повзрослевшими детьми родителям следует выступать советчиками, друзьями, партнерами. Родительская позиция предусматривает принципиальные условия: юноши (девушки) вовлекаются в обсуждение всех сторон жизни семьи в качестве равноправного партнера, с мнением которого считаются; за взрослеющими детьми признается право невмешательства в интимные сферы жизни; от детей не следует скрывать свои ошибки, промахи, идеализировать свой жизненный путь и предлагать его в качестве образца для подражания; дети должны иногда отказываться от своих интересов в пользу интересов родителей; в поисках смысла жизни родители должны играть роль доверенного лица, советчика.
Ведущую педагогическую идею старшего детства в воспитании стрессоустойчивости можно сформулировать как помощь семьи в социально значимом определении на будущее, создание условий для мобилизации потенциальных возможностей личности в соответствии с ее реальными притязаниями.
Основные направления воспитательной деятельности по стрессоустойчивости в этом возрасте сводятся к ориентации на самовоспитание,
прогнозирование, коррекцию поступков; помощи в овладении приемами коммуникации, уклонении от конфликтов, формировании научного мировоззрения, создании экологически и нравственно чистого внутреннего мира, осознанной гражданской позиции, формировании экономической культуры, профессиональном самоопределении; опоре на жизненный (витагенный) опыт.
Последним звеном нашей технологии в цепочке воспитания стрессоустойчивости является опора на жизненный опыт. Такой опыт представляет собой витагенную информацию, ставшую достоянием личности, отложенную в резервах долговременной памяти, находящуюся в состоянии постоянной готовности к актуализации. Эта информация представляет собой сплав чувств, мыслей, поступков, прожитых человеком, представляющих для него самодостаточную ценность, связанных с памятью разума, чувств, поведения [7]. Витагенным является прожитый опыт. Информация о событиях, не пропущенная человеком через себя, витагенной не является, т.к. не представляет для него существенной ценности.
В семье важно не только актуализировать жизненный опыт ребенка, но помогать его обогащению. Формулу «слышал, наблюдал, делал» следует превратить в «принял, пережил, запомнил». При этом источниками витагенной информации являются средства массовой информации, литература, произведения искусства, социальное, деловое, бытовое общение, различные виды деятельности, образовательный процесс. Концентрируясь на полюсах успеха-неуспеха, достижений и ошибок, витагенная информация трансформируется в витагенный (жизненный) опыт.
Условиями преобразования витагенной информации в педагогический инструментарий воспитания стрессоустойчивости являются: воспитание ценностного отношения к научному знанию, мотивация познавательной активности, рефлексия, самореализация, психологическая защита.
Научное знание приобретает ценность для ребенка, когда оно воспринимается как личностно значимое. Опора на жизненный опыт личности - главный путь превращения знаний в ценность. При этом следует принять во внимание, что житейский опыт не синонимичен научному. Следовательно, деятельность старших членов семьи должна быть направлена на «сведение» научного и житейского смыслов, т.е. на раскрытие действительных и мнимых расхождений, доказательство взаимообусловленности, зависимости, значимости. Мотивация познавательной активности следует из юношеского любопытства, любознательности. Естественность этих процессов следует поддерживать, стимулировать в семье, обращая на приоритетную форму познания - научную. Рефлексия по поводу своего незнания - качество более позднее, осознанное и приходящее, развивающееся у ребенка по мере развития его сознания.
По мере развития интеллекта следует направлять ребенка на решение посредством чтения определенных познавательно-интеллектуальных задач. Отвлеченные знания не являются абсолютной ценностью. Таковую они являют только в сочетании с проживаемыми чувствами, действиями, определенной
деятельностью. Родители с этой позиции - соучастники, вдохновители, умеющие вести за собой, сопереживать, сострадать успехам и неудачам. В деятельностном, творческом процессе обретения знаний ребенок самореализуется. Подсознание, хранящее главный и резервный запас витагенной информации, создает психологическую защиту личности.
Более осмысленным и конкретным становится стремление человека к счастью. Достижение счастья юноши и девушки видят в самоутверждении, выборе желанного жизненного пути, карьеры, профессии в соответствии с мечтой, поставленными целями, внутренними влечениями, проявившимися и осознаваемыми способностями. Именно в этой области для юноши (девушки) чаще всего происходит крушение надежд на счастье.
Подлинное счастье не приносится в человека извне, а достигается умением организовать свой внутренний мир. Родителями внушается, что это значит иметь цель жизни, мечту, уметь строить планы и мобилизоваться на их выполнение. Важно развивать свою внутреннюю духовную жизнь в воображаемом мире, переосмысливать произведения искусства, сочувствовать, возмущаться, брать пример, воспроизводить в сознании картины художников, слушать музыку, видеть сцены из кино и спектаклей с любимыми актерами, сочинять стихи, творить в искусстве и науке новые образы, явления и ситуации.
Следует научиться соизмерять свои потребности, стремления, желания, претензии с реальными возможностями; уметь взвешенно и обдуманно делать выбор; настойчиво, решительно двигаться по избранному пути; стимулировать, поощрять, утешать, ободрять себя в успехе и неудаче. Для этого важно давать себе адекватную самооценку и делать практические выводы. Большое значение имеет умение нейтрализовать в себе переживания стрессов, неприятных известий и событий, уравновешивать, гармонизировать чувства и психические состояния. В экстремальных ситуациях необходимо научиться сохранять достоинство, внутренне сосредоточиваться и расслабляться. С этим связано умение контролировать себя, свои мысли и вспышки эмоций, проявлять силу воли, подавлять инстинктивные порывы и всплески страстей. Счастье обеспечивается и умением размышлять, вести диалог с внутренним «я», быть интересным самому себе.
Таким образом, идея счастья ребенка, преодоления несчастий, будучи в значительной мере обусловленной социальными, экономическими, политическими условиями жизни общества, является органической частью воспитания резистентности.
Литература
1. Юдин В.В. Сколько технологий в педагогике? // Школьные технологии. 1999.
- №3. - С. 37
2. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология: учебное пособие. М., 2002. - С. 62
3. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. - С. 78
4. Щуркова Н.Е. Указ. соч. - С. 91
5. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988. - С. 20
6. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: уч. пос. для студ. высш. пед. уч. завед. М., 2000. - С. 192
7. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: уч. пос. для студ. высш. пед. уч. завед. М., 2000. - С. 133