Научная статья на тему 'В.Э. ЧУДНОВСКИЙ О ВОЗРАСТНОМ АСПЕКТЕ ОПТИМАЛЬНОГО СМЫСЛА ЖИЗНИ'

В.Э. ЧУДНОВСКИЙ О ВОЗРАСТНОМ АСПЕКТЕ ОПТИМАЛЬНОГО СМЫСЛА ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
426
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
смысл жизни / оптимальный смысл жизни / возрастные этапы развития / становление смысла жизни

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Вайзер Галина Александровна

В статье показана значимость работ В.Э. Чудновского по проблемам становления оптимального смысла жизни. Выделена интегрирующая функция смысла жизни в психологическом развитии, ее роль в объединении отдельных возрастных этапов в единую линию жизни. Рассмотрено содержание понятия «оптимальный смысл жизни».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В.Э. ЧУДНОВСКИЙ О ВОЗРАСТНОМ АСПЕКТЕ ОПТИМАЛЬНОГО СМЫСЛА ЖИЗНИ»

РАЗДЕЛ 3

СМЫСЛ ЖИЗНИ, АКМЕ, СЕМЬЯ, ВОЗРАСТ, ПРОБЛЕМЫ ПСИХОТЕРАПИИ, ЛОГОТЕРАПИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВНИЯ

УДК 159.9

В.Э. ЧУДНОВСКИЙ О ВОЗРАСТНОМ АСПЕКТЕ ОПТИМАЛЬНОГО

СМЫСЛА ЖИЗНИ

Вайзер Галина Александровна, кандидат психологических наук, Председатель оркомитета симпозиума «Психологические проблемы смысла жизни и акме» (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Моховая, д. 9, с. 4, e-mail: vga37@mail.ru

Аннотация

В статье показана значимость работ В.Э. Чудновского по проблемам становления оптимального смысла жизни. Выделена интегрирующая функция смысла жизни в психологическом развитии, ее роль в объединении отдельных возрастных этапов в единую линию жизни. Рассмотрено содержание понятия «оптимальный смысл жизни».

Ключевые слова: смысл жизни, оптимальный смысл жизни, возрастные этапы развития, становление смысла жизни.

V.E. CHUDNOVSKY ABOUT AGE ASPECT OF OPTIMAL MEANING OF LIFE

Vaizer Galina Aleksandrovna Ph.D., Proposal of the organizing committee of the symposium "Psychological meanings of the problem of life and acme" (PI RAE) Russia, Moscow, 9 Mokhovaya str., bld. 4, e-mail: vga37@mail.ru

Abstract.

The article shows the significance of V.E. Chudnovsky's works regarding the problems of optimal meaning of life formation. Highlighting integrating function of the meaning of life in psychological development, its role in uniting individual age stages into a single line of life. Reviewing content of'optimal meaning of life" concept.

Keywords: meaning of life, optimal meaning of life, age stages of development, formation of the meaning of

life.

Вышла в свет замечательная книга «ПСИХОЛОГИЯ СМЫСЛА ЖИЗНИ: ШКОЛА В.Э. ЧУДНОВСКОГО». В книге достаточно полно представлена смысложизненная проблематика, разрабатываемая выдающимся психологом В.Э. Чудновским, его учениками и последователями. Очень важно, что среди различных направлений в русле этой проблематики особое по значимости место занимает возрастной аспект смысла жизни. Поиск смысла жизни и его реализация в процессе своей деятельности - актуальная проблема, которая стоит перед человеком на разных этапах его возрастного развития. Уже в своих первых работах В.Э. Чудновский постоянно отмечал, что возрастному аспекту в литературе не уделялось достаточного внимания. Так, он писал: «По мнению В. Франкла, смысл жизни существует объективно, и человек должен его "открыть". При такой постановке проблемы ее возрастной аспект выпадет из поля зрения исследователя» [3, с. 60]. В.Э Чудновский считал, что смысл жизни - особое психическое образование, которое имеет определенную специфику возникновения, этапы становления и психологическую структуру. Основой этой структуры является система «больших» и «малых» смыслов [4]. В его работах показано, что процесс «смыслостроительства» следует рассматривать как «сквозной», «он как бы "прочерчивает" всю жизнь человека - от дошкольного детства и до

глубокой старости, вступая в сложные взаимодействия с возрастными, индивидуальными особенностями и средовыми факторами» [6, с. 13].

Существенным вкладом в развитие смысложизненной проблематики стало введение В.Э. Чудновским понятия «оптимальный смысл жизни», связанное с рассмотрением «будничного» и «высшего Я» в русле бурно развивающейся науки акмеологии. Проблема смысла жизни и акме человека достаточно полно рассмотрена в трудах А.А. Бодалева. Выделяя значимость смысла жизни в процессе движения человека к акме, он постоянно подчеркивал, что поиск смысла жизни всегда связан с творческим отношением к действительности, с наиболее полной реализацией возможностей человека. В своих работах А.А Бодалев рассмотрел соотношение «будничного» и «высшего Я» и показал, что между ними в подавляющем большинстве случаев существует зазор. «У человека всегда имеется возможность действовать на уровне своего высшего "Я", в котором концентрируется его гражданский и профессиональный творческий потенциал» [1, с. 30]. Однако следует рассматривать различную степень реализации такой возможности. В соответствии с этим критерием можно выделить четыре группы. У представителей первой группы такая возможность не реализуется, они «не выходят за рамки обывательского существования и усвоенного алгоритма деятельности» [1, с. 30]. Вторая труппа характеризуется ломкой жизненной горизонтали. При этом происходит подъем «с уровня тривиально-будничного "Эго" на уровень высшего для них "Я"» [1, с. 30].. В третьей группе может быть несколько таких подъемов. Небольшая четвертая группа характеризуется реализацией идеальной модели, когда происходит «постоянное поступательное движение к высшему "Я" во всех главных "ипостасях" человека как индивида, как личности и как труженика-творца» [1, с. 31]. Главным в жизни человека становится не только преодоление узких психологических границ буднично-рутинного «Эго», но и реализация своего высшего гражданского и (или) творческого «Я». Однако, как подчеркивает А.А. Бодалев, в идеальной модели возможны и отступления, своеобразные «сбои». Человек, живущий на уровне своего высшего «Я», «под влиянием конкретных обстоятельств, вызывающих изменения в структуре смысла жизни, его сужение, вдруг начинает дрейф в сторону своего маленького буднично обывательского "Я"» [1, с. 31].

Рассматривая специфику «зазора» между «будничным» и «высшим Я», В.Э.Чудновский обращается к понятию «адекватность смысла жизни». Основной характеристикой адекватности жизненного смысла является его реалистичность, которая включает его соответствие как наличным, объективным условиям, необходимым для его осуществления, так и индивидуальным возможностям человека. Однако опыт показывает, что субъект нередко действует не в рамках обычного «соответствия». Он максимально раскрывает свои возможности, достигая высоких результатов в жизни и профессиональной деятельности. Оптимальный смысл жизни В.Э. Чудновский рассматривал как «гармоническую структуру смысложизненных ориентаций, существенно обусловливающую высокую успешность в различных областях деятельности, максимальное раскрытие способностей и индивидуальности человека, его эмоциональный комфорт, проявляющийся в переживании полноты жизни и удовлетворенности ею» [7, с. 134]. В трудах В.Э. Чудновского раскрыты некоторые «составляющие» этого феномена, к которым относится и возрастной аспект оптимального смысла жизни.

В.Э. Чудновский полагал, что «каждый возрастной период вносит своеобразный "вклад" в процесс поиска и становления оптимального смысла жизни» [7, с. 136]. .Подчеркивая важность подготовительного периода, он писал: «Некоторые элементы смысла жизни закладываются еще в детстве и затем "прорастают" в период взрослости» [6, с. 17].Он отмечал, что в детстве создается благоприятная психологическая почва для «смыслостроительства» на всех возрастных этапах. В трудах В.Э. Чудновского введено понятие «личностный фундамент смысла жизни». Это понятие включает «определенную совокупность личностных свойств, взаимодействие которых создает основу,

благоприятную "психологическую почву"» для возникновения и развития смысла жизни. [5, с. 651]. Он выделил и проанализировал три наиболее важные составляющие личностного фундамента смысла жизни. Это «нравственная составляющая, развитие способностей как фактор формирования личностного фундамента смысла жизни, воспитание у учащихся адекватного отношения к собственной судьбе» [6, с. 17]. Обсуждая вопрос о развитии способностей, В.Э.Чудновский выделил особенности процесса обучения: важно, чтобы усваиваемые знания приобретали «личностную значимость». Обучение должно быть дифференцированным. Опыт показывал, что следует рассматривать две группы школьников. Первая группа характеризуется тем, что способности «рано и ярко проявляются, они как бы "пролонгированы" в будущее, существенно определяя основную линию жизни человека, его призвание» [6, с. 28 - 29]. У представителей второй группы способности фактически «придавлены» различными комплексами. Происходит становление известного «синдрома слабого ученика», формируется заниженная самооценка, накапливается отрицательный эмоциональный опыт. Процесс овладения личностно-значимыми знаниями для школьников этой группы «становится смыслообразующим». Он помогает устранить те факторы, которые «блокируют проявление способностей» [6, с. 29]. В работах В.Э. Чудновского показано, что раннее развитие способностей у ребенка, раннее усвоение нравственности и становление адекватного отношения к своей судьбе могут сказаться на активности поиска оптимального смысла жизни на самых разных этапах его жизненного пути.

Значительное внимание В.Э Чудновский уделяет подростковому возрасту. В этот период происходит переоценка ценностей и «разравнивается площадка для будущего "смыслостроительства"» [7, с. 136]. В целом ряде работ В.Э. Чудновского и его последователей отмечается, что подростковый возраст оказывает влияние на становление не только «малых», но и «главного» смысла жизни. Было установлено, что содержание осознаваемых в эти годы смыслов жизни определяется теми жизненными проблемами, с которыми сталкивается человек. Значимыми для подростка оказались проблемы: «Я и общество» (широкие социальные смыслы), «Я и мои близкие» (групповые смыслы), «Я -для себя» (индивидуальные смыслы), «Я и мои внутренние переживания» (эмоциональные смыслы), «Я и моя сфера познания» (познавательные смыслы) [1; 2]. Исследования показали, что в таких понятиях, как труд, стремление жить для людей, быть полезным для своего Отечества, раскрываются широкие социальные смыслы. Содержание групповых смыслов отражено в понятиях: семья, дети, родители, общение с друзьями. Индивидуальные смыслы конкретизируются в понятиях: жить для себя, карьера, здоровье, самосовершенствование, благополучие. Содержание эмоциональных смыслов раскрывается в таких понятиях, как любовь, радость, страдание, счастье, вера. Познавательные смыслы отражаются через понятия: познание окружающего мира, понимание жизни, получение образования [1; 2]. В этот период сначала происходит становление «конгломерата» смыслов, возможно «сосуществование парадоксально противоположных смыслов», затем -развитие неустойчивых иерархий и перестройки их структурных образований [7, с. 136]. Осознание своих возможностей способствует также и проявлению стремлений к поиску оптимального смысла жизни. Однако, как справедливо показал В.Э. Чудновский, сама возможность реализовать поиск именно оптимального смысла жизни затруднена в этот период «парадоксальным обстоятельством», которое связано с выбором «главной линии» жизни. Он отмечает: «Выбор "главной линии" жизни приходится на ту пору, когда у человека еще недостаточно жизненного опыта и знаний, а образовательный процесс в школе и вузе мало готовит молодого человека к ответственейшему шагу - выбору "главной линии" своей жизни» [7, с. 136].

Необходимые условия для активного поиска оптимального смысла жизни создаются в период зрелости. В.Э. Чудновский отмечает, что «зрелость - период стабилизации личности, когда уже накоплен значительный жизненный опыт и вместе с тем сохраняется достаточно далекая жизненная перспектива» [7, с. 136]. В психологических исследованиях

показано, что интенсивное развитие человека как индивида, личности и труженика-творца способствует пониманию различий между буднично обывательским «Я» и высшим «Я», осознанию возможностей выхода «за рамки обывательского существования и усвоенного алгоритма деятельности» [1, с. 30] на основе реализации своего творческого потенциала. В работах В.Э. Чудновского отмечается, что особое место в процессе поиска оптимального смысла жизни в период зрелости занимает профессиональная деятельность и творческое отношение к ней. Исследования, выполненные под его руководством, показали, что в условиях, когда повышается уровень педагогического творчества, реализуется и повышение «статуса» профессии в структуре смысла жизни. Также было установлено: когда значимое место в структуре смысла жизни занимает именно профессиональная деятельность, «происходит как бы сближение, соединение требований профессии и проявлений индивидуальности» [7, с. 142]. В.Э. Чудновский рассматривает такую «взаимообусловленность, взаимодополнение профессиональной деятельности и индивидуальности» как «значимый фактор становления оптимального смысла жизни» [7, с. 142]. Выделяя другие значимые факторы, он останавливается на специфике «экстремальных» профессий. В проведенном под его руководством исследовании были получены данные об особенностях содержания и структуры смысла жизни у работников ГИБДД. В.Э. Чудновский показал, что «рамки, ограничения, накладываемые профессиональной деятельностью, ее сложность и напряженность, порой связанная с риском для жизни, могут быть фактором становления оптимального смысла жизни» [7, с. 144].

В период зрелости особую значимость для осмысления высшего «Я» приобретают нравственные ориентиры в жизни человека. Именно нравственная зрелость личности определяет активность и направленность поиска оптимального смысла жизни. В.Э.Чудновский особо выделяет значимость в этом процессе общечеловеческой нравственности. Ее особенности: она ориентируется на самые отдаленные факторы и нередко проявляется «в способности человека "выйти за пределы" не только собственной личности, но и группы, класса и т.д., к которым он принадлежит». Именно общечеловеческая нравственность, по мнению В.Э. Чудновского, «создает "первооснову" оптимального смысла жизни» [7, с. 146]. В его исследованиях раскрыта актуальность и острота проблемы общечеловеческой нравственности в связи с распространением терроризма, создающего угрозу самого существования человечества. Значимым условием становления оптимального смысла жизни В.Э. Чудновский считает «наличие "сквозной линии жизни", в той или иной форме проходящей через все возрастные этапы, изменяющейся в деталях, второстепенных звеньях структурной иерархии и не затрагивающей ее основы» [7, с. 137]. Однако, по его мнению, необходимо обратить внимание на относительность этого условия. Следует учитывать, что в «сквозной линии жизни» могут возникать и «деструктивные тенденции», которые приводят «к осознанию неадекватности смысла жизни и потере жизненной перспективы» [7, с. 137].

Наиболее полно В.Э. Чудновский раскрыл особенности оптимального смысла жизни в период старости. Старость он считал важным жизненным этапом, который можно рассматривать как «своеобразное отступление» и «ожидание финала». В этот период существенно уменьшаются жизненные резервы и преобладают потери, которые обусловлены процессами инволюции. Однако В.Э. Чудновский с воодушевлением утверждал, что оптимальный смысл жизни в этот период можно выразить краткой формулой: «Отступать медленно, организованно, с боями» [7, с. 138]. Используя аналогию с военными действиями, он писал: «Оптимальный смысл жизни в этих условиях - разумно организовать сопротивление негативным обстоятельствам, не только отстаивать "каждую пядь земли", но и время от времени переходить в контратаки» [7, с. 139]. Но для осуществления разумного сопротивления складывающимся обстоятельствам «необходима "перегруппировка сил", психологическая перестройка, выработка нового отношения к окружающему и к собственной личности» [7, с. 139]. По мнению В.Э. Чудновского,

позитивная психологическая перестройка определяется становлением «целостного» отношения человека к своей жизни. Основой такого отношения является полнота накопленного опыта и широта системы приобретенных знаний. Процесс «смыслостроительства» протекает более интенсивно, когда пожилой человека постоянно работает над собой, стремится воспитать «мобилизационную готовность» к неожиданным обстоятельствам. Необходимо своеобразное «самосозидание» с учетом максимально возможного для этого периода уровня жизнедеятельности и сохранения высоких требований к себе. Проведенный анализ «смыслостроительства» приводит В.Э. Чудновскиого к очень важному выводу. Он отмечает: «Стремление соответствовать максимально возможному в данных условиях уровню жизнедеятельности, быть в согласии с самим собой, как можно дольше не снижать требований к себе, - пожалуй, это и есть основная составляющая оптимального смысла жизни в данный период» [7, с. 139].

Стремясь к более полному раскрытию содержания оптимального смысла жизни, В.Э. Чудновский обращается к изучению изменений жизненной перспективы в пожилом возрасте и полагает, что она на склоне лет увеличивается. Он исходит из того, что «"опережающее отражение", обращенность в будущее - слишком значимое свойство человеческой природы» [7, с. 139]. Отвлекаясь от себя сегодняшнего, человек стремится прогнозировать развитие результатов своей жизни, «взращивание» плодов своего творчества в отдаленном будущем. При этом изменяется само качество жизненной перспективы, которое влияет на содержание смысла жизни. Конкретизируя свою мысль, В.Э. Чудновский пишет: «Жизнь человека в будущем все больше замещается тем, что связано с ним, но уже не является им самим - дети, внуки, правнуки, ученики, последователи, дело, которое, возможно, будет продолжаться. Это его опора. Сюда постепенно "перетекает" смысл жизни» [7, с. 139 - 140].

В.Э. Чудновский считал, что его мысль об увеличении жизненной перспективы в пожилом возрасте может показаться парадоксальной. Однако качество жизненной перспективы во многом зависит от того, как осуществляется поиск и реализация оптимального смысла жизни на предыдущих возрастных этапах. Он полагал, что через все возрастные этапы красной нитью проходит мысль о конечности человеческой жизни. Однако лишь в старости, как отмечает В.Э. Чудновский, она «как бы встает во весь рост, становится актуальным вопросом "текущей" повестки дня» [7, с. 138]. Как показал анализ содержания оптимального смысла жизни, одной из значимых его составляющих на разных возрастных этапах должна быть «подготовка к старости, отношение к ней как к периоду, который важен не только сам по себе, но который "венчает" жизненное пространство личности» [7, с. 140].

Литература

1. А.А. Бодалев Смысл жизни и акме человека: соотношение «будничного» и «высшего Я» //Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни (материалы I - II симпозиумов). /Под ред. В.Э. Чудновского, А.А. Бодалева, Н.Л. Карповой. - М.: ПИ РАО, РПО. 1997. - С. 29 - 32.

2. Вайзер Г.А. Смысл жизни и "двойной кризис" в жизни человека // Психологический журнал, 1998, Т 19, №5. - С. 3 - 14.

3. Вайзер Г.А., Чудновский В.Э. Смысл жизни и акме: 15 лет поиска. - М.; Обнинск: ИГ -Социн, 2010. - 72 с.

4. Чудновский В.Э. Смысл жизни как психологическая реальность. //Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла жизни (материалы 1-11 симпозиумов). /Под ред. В.Э. Чудновского, А.А. Бодалева, Н.Л. Карповой. - М.: ПИ РАО, РПО. 1997. - С. 14 - 22.

5. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни. Избр.труды. - М.: МСПИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. - 768 с.

6. Чудновский В.Э. Профессиональное становление и профессиональный смысл жизни учителя. - М.: ГОУ Педагогическая академия последипломного образования, 2008. - 52 с.

7. Чудновский В.Э. Проблема оптимального смысла жизни. //Психология смысла жизни: школа В.Э. Чудновского. Коллективная монография. /Под ред. Т.А. Поповой, Н.Л. Карповой, Г.А Вайзер, К.В. Карпинского. - М.: Смысл, 2021. - С. 131 - 147.

УДК 159.9

ИССЛЕДОВАНИЯ СМЫСЛОВ У ПОДРОСТКОВ

Попова Татьяна Анатольевна (Москва, Россия) - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии Федерального государственного научного учреждения «Психологический институт Российской академии образования», доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования Московского Института Психоанализа. ORCID 00000001-8772-8990

125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, строение 4, e-mail elenia2@yandex.ru

Аннотация

В статье представлен анализ качественных исследований, проведенных в областисмысложизненной проблематики. Описано сочетание качественных и количественных методов в изучении смыслов у подростков. Представленылоготерапевтические программы, включающие формирующие эксперименты и описанные результаты корейских коллег. Качественные методы исследования смыслов -артлогопроекты, выполненные подростками на занятиях научно-образовательного проекта для молодежи.

Ключевые слова: смысл жизни, артлогопроект, качественные методики, логотерапевтические программы, подростки, артлогопроекты

RESEARCH ON THE MEANINGS OF ADOLESCENTS

Popova Tatyana Anatolyevna (Moscow, Russia) - PHd, Senior Researcher of the Laboratory of Counseling Psychology and Psychotherapy of PIRAE, Moscow, Russia, Associate Professor of the Department of Psychotherapy and Psychological Counseling of the Moscow Institute of Psychoanalysis. ORCID 0000-0001-8772-8990

125009, Moscow, st.Mokhovaya, 9, building 4, e-mail elenia2@yandex.ru

Abstract

The article presents the problem of analyzing scientific research conducted in the field of life-meaning politics. A comparison of studies and quantitative methods for studying the meanings of adolescents is described. Presentation of logotherapy programs, including formative experiments and description of the results of Korean colleagues. Qualitative methods for the study of meanings are art and logo projects carried out by teenagers in the classroom of a scientific and educational project for young people.

Key words: meaning of life, art logo project, qualitative methods, speech therapy programs, teenagers, artlogo projects

Нужно отметить, что исследования смысла жизни в последнее время становятся все более популярными. Обстановка, в которую сегодня погружено человечество, отличается особой неопределенностью и, в связи с этим, все возрастающей тревогой. Бестселлер Ноя Харари «Homodeus. Краткая история будущего» - в котором автор писал о том, что сегодня практически канули в прошлое основные большие проблемы человечества - такие - как голод, болезни (эпидемии и пандемии) и войны, оказался не совсем точным прогнозом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.