личностные проекты мужчин и женщин различаются по показателю автономия, что позволяет говорить о том, что женщины более независимы и свободны в формировании и реализации проектов, по сравнению с мужчинами. В-третьих, оценка личностных проектов всех представленных возрастных категорий базируется на возможностях утверждения самотождественности, самопрезентации и проявления самостоятельности в выборе и реализации проектов. Однако, отличия в возрастных подгруппах в том, что молодые люди особое внимание уделяют возможности самореализации в рамках выбора и осуществления личностных проектов.
Литература
1.Клементьева М.В. Личностное проектирование в образовании: структурно-функциональная модель // Проектирование и экспертиза в современном образовании: методология, методы, практики. - Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2019. - С. 35-40
2.Клементьева М.В. [Электронный ресурс]: Проектная деятельность как ресурс личностного развития студентов // Письма в Эмиссия. Оффлайн (TheEmissia.OfflineLetters): электронный научный журнал, 2018. - № 7 (июль). ART 2634. Объем 0.5 п.л. - URL: http://www.emissia.org/offline/2018/2634.htm (дата обращения 23.02.2019)
З.Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Пер. с англ.: Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. - 416 с.
4. Little B.R. Personal project sanalysis: Trivialpursuits, magnificentobsessions, andthesearchforcoherence // BussD.M, CantorN. (eds.) Personality psychology: Resent trends and emerging directions. N. Y.: Springer-Verlag, 1989. pp.15-31.
5. Personal project pursuit: goals, action, and human flourishing. B. R. Little and at (Eds.). Mahwah, NJ: Erlbaum, 2017. - 462 p.
УДК 159.9
В.Э. ЧУДНОВСКИЙ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ
Вайзер Галина Александровна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, ассоциированный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Психологический институт Российской академии образования», Москва, Моховая, д. 9, с. 4, e-mail: [email protected]
Аннотация.
В статье показана значимость работ В.Э. Чудновского по проблеме «Смысл жизни и возраст». Выделена интегрирующая функции смысла жизни в психологическом развитии, ее роль в объединении отдельных возрастных этапов в единую линию жизни. Показано, что периоды взросления и старости в современных условиях характеризуются наложением социального кризиса на возрастной. Дана характеристика недостатков и достоинств, неповторимых возможностей пожилого возраста, влияющих на процессы смыслостроительства. Раскрыты особенности оптимального смысла жизни в период старения.
Ключевые слова: пожилой возраст, биологическая перспектива, жизненная перспектива, смысл жизни человека, оптимальный смысл жизни.
V.E. CHUDNOVSKY ABOUT THE MEANING OF LIFE IN THE ELDERLY AGE
Vaizer Galina Aleksandrovna Ph.D., Senior Researcher, Associate Researcher, FBSSI "Psychological Institute of the Russian Academy of Education", Moscow, 9 Mokhovaya str., bld. 4, e-mail: [email protected]
Abstract.
The article shows the significance of work of V.E. Chudnovsky on the problem "The meaning of life and age". The integrating functions of the meaning of life in psychological development, its role in combining individual age stages into a single line of life are defined. It is shown, that periods of growing up and old age in modern conditions are characterized by overlapping of social crisis and age crisis. The article describes the disadvantages and advantages of elderly age, its unique opportunities that affect processes of sense building. The features of the optimal meaning of life in the period of growing old are revealed.
Key words: old age, biological perspective, life perspective, the meaning of human life, the optimal meaning of life.
В.Э. Чудновский в своих исследованиях раскрыл значимость проблемы «смысл жизни и возраст», которой, по его мнению, в литературе уделялось недостаточное внимание. Выступая с докладами на симпозиумах «Психологические проблемы смысла жизни и акме», он подчеркивал, что «по мнению В. Франкла, смысл жизни существует объективно, и человек должен его "открыть". При такой постановке проблемы ее возрастной аспект выпадет из поля зрения исследователя» [2, с. 60]. Анализируя эту проблему, В.Э. Чудновский показал, что процесс становления смысла жизни является «сквозным», «он как бы "прочерчивает" всю жизнь человека от рождения до глубокой старости, вступая в сложное взаимодействие с возрастными особенностями и средовыми факторами жизни человека» [ 2, с. 60 - 61].
Возрастные аспекты категории «смысл жизни» постоянно обсуждались в рамках симпозиума. В исследованиях, проведенных в разновозрастных группах, подтверждена мысль В.Э. Чудновского об интегрирующей функции смысла жизни в психологическом развитии: «он способствует преобразованию представления субъекта о собственной жизни как совокупности отдельных возрастных этапов в единую линию жизни» [2 ,с. 16].
В своих работах В.Э. Чудновский достаточно обобщенно рассмотрел три основных этапа жизни человека: 1) начало жизни, 2) зрелость, 3) старость. В соответствии с этими этапами выделены основные «вехи» жизненного пространства личности: «жизненный старт», «жизненный пик» и «финиш жизни» [4, с. 192]. Показано, что эти «вехи» вносят определенный вклад в процессы обретения человеком смысла своей жизни. В его исследованиях постоянно подчеркивается, что жизненные резервы необходимы как в периоды «жизненного старта» и «жизненного пика», так и для поддержания сложившихся жизненных смыслов, их конкретизации, поиска новых на «финише жизни».
Отметим, что В.Э. Чудновский особое внимание уделяет характеристике так называемых кризисных, переломных моментов в возрастном развитии, соотнося их специфику с особенностями жизненных смыслов. С учетом биологических факторов возрастного развития он особо выделяет два возрастных периода - подростковый и период старения. «Если в период взросления прибывающие жизненные силы, открывающиеся возможности настраивают на поиск перспективы и жизненного смысла, то "биология старости" неизбежно способствует развитию пессимизма, сосредоточивает внимание на ограниченности, смертности бытия человека. Укороченная "биологическая перспектива" затрудняет решение проблемы "поддержания" смысла жизни, "опрокидывает" ее в прошлое» [3, с. 21]. Однако, как далее отмечает В.Э. Чудновский, не только прибывающие, но и убывающие жизненные силы направляют поиск смысла жизни, содержание которого изменяется. Так, человек может видеть смысл своей жизни в том, чтобы «отступать медленно, организованно, ... не капитулировать перед трудностями старения, не сдавать без
сопротивления свои позиции, обращаясь в бегство или пассивно ожидая неизбежного конца» [3, с. 21].
Естественно, что на становление смысла жизни у молодого поколения и его «поддержание» в старости влияют конкретно-исторические условия. В своих выступлениях и обобщающих статьях В.Э. Чудновский постоянно подчеркивал значимость проведенного нами исследования, показавшего, что в наше время, характеризующееся ломкой устоев общественного бытия, у подростков и пожилых людей происходит «наложение» социального кризиса на возрастной [1]. Опираясь на полученные данные, он подчеркивал, что «периоды взросления и старости в современных условиях характеризуются "двойным кризисом" - возрастным и социальным, которые взаимодействуют и как бы налагаются один на другой» [5, с. 104]. Обосновывая актуальность поднятых проблем, В.Э. Чудновский сформулировал вопрос: какова специфика и содержание жизненных смыслов, складывающихся в периоды взросления и старения человека?
В рамках нашей статьи остановимся только на исследованиях В.Э. Чудновского, посвященных пожилому возрасту. Его интерес во многом был связан с тем, что «старости присущи особые уникальные черты, не характерные для всех предыдущих этапов», а также с тем, что сам автор находится на этом этапе, что делает возможным использование результатов «самоисследования» [5, с. 106]. Важно, что проведенный анализ специфики пожилого возраста включает характеристику не только недостатков, но и его достоинств, неповторимых возможностей.
В.Э. Чудновский, прежде всего, отмечает, что в старости нарастают процессы инволюции, нестабильности, и с каждым годом темп этих изменений ускоряется. Характерной особенностью старения является убывание жизненных сил, ослабление психических функций, снижение самооценки, обращенность в прошлое. Происходит осознание укороченности жизненных перспектив, ожидание финала жизни. Важным обстоятельством, влияющим на процессы смыслостроительсва, становится резкое сокращение круга общения. В условиях социальной изоляции и ухудшения здоровья нередко происходит ломка, сужение смысла жизни, распад его структуры «на ряд отдельных, ограниченных и приземленных жизненных смыслов» [5, с. 107 - 108].
Какие же позитивные качества облегчают процесс старения? В копилке достоинств пожилого возраста В.Э. Чудновский видит большой жизненный опыт, «неторопливую мудрость», основанную на умении анализировать прошлые ошибки и достижения. К особо значимым достоинствам относится определенная «стрессоустойчивость», иммунитет, приобретенный в конфликтных ситуациях, трудностях производственной деятельности и жизнедеятельности. Важным обстоятельством, влияющим на процессы смыслостроительства у пожилых людей, становится моральная поддержка со стороны родных, близких, друзей. Обращенность к социальным проблемам, возможность в новых условиях проявить коллективистическую направленность личности, профессиональное мастерство и творчество помогают увидеть новые жизненные перспективы, сохранить позитивные смыслы, перестроить их структуру адекватно изменениям своего жизненного пространства.
В.Э. Чудновский считал, что старость - чрезвычайно важный этап в жизни человека. Но поиск смысла жизни не следует изучать изолированно от других этапов. Он писал: «Финиш жизни, как и финиш спортсмена, бегущего на длинную дистанцию, во многом определяется тем, как был взят старт, как были пройдены промежуточные отрезки маршрута, насколько удалось распределить силы на всю дистанцию» [4, с. 199]. Анализируя исследования, посвященные пожилому возрасту, В.Э. Чудновский охарактеризовал два типа старения. При конструктивном типе у пожилого человека вырабатывается достаточно эффективная стратегия приспособления к периоду старости. «У него сохраняется способность радоваться жизни, достаточная уверенность в себе, продолжается планирование будущего» [4, с. 200]. Происходит осознание жизненных смыслов в условиях отступления, поиск умений замедлить его, сохранить свои позиции. При пассивном типе старения человек «не верит, что можно как-то повлиять на свою судьбу» [4, с. 200]. Для представителей этого
типа характерно «беспорядочное отступление, переходящее в паническое бегство» [4, с. 200]. Они часто без боя сдают «сдают позиции» происходит угасание жизненных смыслов.
Отметим, что В.Э. Чудновский придавал большое значение разработке методик и средств для изучения структуры жизненных смыслов в пожилом возрасте. Первоначально под его руководством для разных возрастных периодов была разработана анкета «О смысле жизни», которая затем широко использовалась в работе со школьниками, студентами и людьми зрелого возраста. Учитывая особенности старения, В.Э. Чудновский при подготовке ко второму симпозиуму предложил на основе анкеты провести специально организованное интервью с людьми пожилого возраста с возможностью последующего неформального общения. Уже первый опыт показал, значимость такого общения. Так, после ответов на вопросы анкеты нередко наши собеседники стремились продолжить разговор, привести факты своей биографии, сопоставить свои ожидания с реальной жизнью, поделиться болью за поколение сверстников. Наше исследование с использованием предложенного В.Э. Чудновсим инструментария проводилось в целях изучения содержания жизненных смыслов, складывающихся в период старения человека в современных условиях ломки устоев общества. Исследование показало, что наложение социального кризиса на возрастной обостряет отношение человека к своему прошлому, настоящему, будущему, настраивает на более глубокое понимание смысла своей жизни. Использование инструменария, предложенного В.Э. Чудновским, позволило получить интересные данные и провести их глубокий анализ при подготовке к симпозиуму. Было показано, что в современном обществе происходит поляризация представителей старшего поколения. У одной части в качестве главных выступают широкие социальные смыслы, повышается уровень их действенности, у другой происходит ломка смысла жизни, его сужение до элементарного желания выжить, превалируют индивидуальные смыслы [1]. В.Э. Чудновский поддерживал нашу работу и направлял в течение нескольких лет. В частности, по его предложению, нами совместно с З.В. Голышевой проводилось изучение смысла жизни у ветеранов Великой Отечественной войны. В последние годы мы обратились и к детям войны.
Отметим, что В.Э. Чудновский с большим интересом относился к докладам участников симпозиума о смыслостроительстве в пожилом возрасте. В своих обобщающих выступлениях он постоянно выделял исследования, представленные на симпозиумах, где было показано, что особенности возрастного кризиса старения определяются во многом тем, как происходит «поддержание смысла жизни» вопреки «биологии старости» и размышлениям о смертности человека. Так, значительное влияние на поддержание смысла жизни и его реконструкцию оказывает создание образовательного пространства для людей в период старения. В ряде исследований подтверждено, что сужение поля жизненных смыслов вызывает переживание пассивности собственного бытия, а нередко и агрессивное отношение к окружающему миру. Напротив, сохранность познавательных и широких социальных смыслов способствует поддержанию достаточного уровня активности у пожилых людей.
Смыслостроительство пожилого человека В.Э. Чудновский рассмотрел также в русле проблемы изучения оптимального смыла жизни. В ряде его работ обосновывается необходимость введения понятия «оптимальный смысл жизни». Ранее им была выделена в качестве основной характеристики адекватности жизненного смысла его реалистичность, т.е. его соответствие, с одной стороны, наличным, объективным условиям, необходимым для его осуществления, с другой - индивидуальным возможностям человека. Между тем субъект нередко действует не в рамках обычного «соответствия» - он максимально раскрывает свои возможности, достигая высоких результатов в жизни и профессиональной деятельности. Оптимальный смысл жизни В.Э. Чудновский охарактеризовал как «гармоническую структуру смысложизненных ориентаций, существенно обусловливающую высокую успешность в различных областях деятельности, максимальное раскрытие способностей и индивидуальности человека, его эмоциональный комфорт, проявляющийся в переживании полноты жизни и удовлетворенности ею» [5, с. 103]. Проведенный анализ показал, что кардинальное значение для исследования оптимального смысла жизни имеет проблема
соотношения оптимального смысла и нравственности. «Строительство» оптимального смысла жизни должно основываться на фундаменте общечеловеческой нравственности, а не частичной - групповой, классовой, национальной - нравственности отдельных религиозных конфессий.
Значительное место занимает рассмотрение возрастного аспекта оптимального смысла жизни. В качестве условия становления оптимального смысла жизни В.Э. Чудновский рассматривает «наличие "сквозной линии жизни", в той или иной форме проходящей через все возрастные этапы, изменяющейся в деталях, второстепенных звеньях структурной иерархии и не затрагивающей ее основы» [5, с. 106]. В его работах показано, что одной из значимых составляющих оптимального смысла жизни является «подготовка к старости, отношение к ней как к периоду, который важен не только сам по себе, но который «венчает» жизненное пространство личности» [5, с. 109]. Мысль о конечности человеческой жизни красной нитью проходит через все возрастные этапы. Но только в старости, как подчеркивает В.Э. Чудновский, она «как бы встает во весь рост, становится актуальным вопросом "текущей" повестки дня» [5, с. 107]. Каким же может быть оптимальный смысл жизни человека в этот период своеобразного отступления и ожидания финала, период, когда резервов становится все меньше, а преобладающими становятся потери, обусловленные процессами инволюции?
Отвечая на этот вопрос, В.Э. Чудновский убежден, что оптимальный смысл жизни в этот период может быть выражен краткой формулой: «Отступать медленно, организованно, с боями» [5, с. 108]. А затем уточняет: «Оптимальный смысл жизни в этих условиях - разумно организовать сопротивление негативным обстоятельствам, не только отстаивать "каждую пядь земли", но и время от времени переходить в контратаки» [5, с. 108]. Но для организации разумного сопротивления негативным обстоятельствам «необходима "перегруппировка сил", психологическая перестройка, выработка нового отношения к окружающему и к собственной личности» [5, с. 108]. Позитивная психологическая перестройка, по мнению В.Э. Чудновского, обусловлена возможностями «целостного» отношения человека к своей жизни на основе полноты накопленного опыта и системы приобретенных знаний. Он показал, что в процессе смыслостроительства особое значение приобретает работа пожилого человека над собой, воспитание «мобилизационной готовности» к неожиданным обстоятельствам, своеобразное «самосозидание» в условиях максимально возможного в этот период уровня жизнедеятельности и сохранности высоких требований к себе. Подводя итог своим размышлениям, В.Э. Чудновский четко формулирует: «Стремление соответствовать максимально возможному в данных условиях уровню жизнедеятельности, быть в согласии с самим собой, как можно дольше не снижать требований к себе, - пожалуй, это и есть основная составляющая оптимального смысла жизни в данный период» [5, с. 108].
Стремясь к более полному раскрытию содержания оптимального смысла жизни, В.Э. Чудновский анализирует особенности жизненной перспективы в пожилом возрасте, полагая, что она на склоне лет увеличивается. Исходной точкой анализа становится рассмотрение «опережающего отражения», обращенности в будущее как слишком значимого свойства человеческой природы. Отвлекаясь от себя сегодняшнего, человек обладает способностью прогнозировать развитие результатов своего жизненного самоосуществления, взращивание плодов своего творчества в отдаленном будущем. Происходит изменение самого качества жизненной перспективы, влияющее на содержание смысла жизни. В.Э. Чудновский конкретизирует свою мысль. «Жизнь человека в будущем все больше замещается тем, что связано с ним, но уже не является им самим - дети, внуки, правнуки, ученики, последователи, дело, которое, возможно, будет продолжаться. Это его опора. Сюда постепенно «перетекает» смысл жизни» [5, с. 109].
В.Э. Чудновский в начале исследования считал парадоксальной свою мысль: «жизненная перспектива на склоне лет увеличивается» [5, с. 109]. Но она была поддержана в
выступлениях многих участников симпозиума, где освещались проблемы смысла жизни замечательных людей, деятелей науки и культуры.
Завершая свое выступление, хочется сказать о самом В.Э. Чудновском как о светлом, удивительном человеке. Будучи талантливым, очень человечным человеком, он не только осознал, раскрыл содержание, но и реально воплотил в своей трудовой деятельности и жизнедеятельности оптимальный смысл жизни.
Литература
1. Вайзер Г.А. Смысл жизни и "двойной кризис" в жизни человека // Психологический журнал, 1998, Т 19, №5. С. 3 - 14.
2. Вайзер Г.А., Чудновский В.Э. Смысл жизни и акме: 15 лет поиска. - М.; Обнинск: ИГ - Социн, 2010. 72с.
3. Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от "внешнего" и "внутреннего" // Психологический журнал, 1995. Т. 16. № 2. С. 15 - 26.
4. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. - М.: Издательство «Ось-89», 1997. 208 с.
5. Чудновский В.Э. Проблема оптимального смысла жизни // Психология и школа. 2015. №1. С. 100 - 117.
УДК 159.99
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ: ПОПЫТКА ЛОГОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЪЯСНЕНИЯ
Аверьянов Алексей Иванович, кандидат педагогических наук, доцент, Московский институт психоанализа, г. Москва. E-mail: [email protected]
Аннотация.
Цель данной статьи - рассмотреть связь синдрома эмоционального выгорания с понятием экзистенциального вакуума, описанного В.Франклом в рамках его теории логотерапии. Несмотря на достаточно большое количество научных работ по проблеме выгорания, лишь в последнее время стали появляться исследования, позволяющие предположить, что одной из причин эмоционального выгорания является утрата экзистенциального смысла и чувства удовлетворенности жизнью.
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, логотерапия, экзистенциальный вакуум, экзистенциальная исполненность, экзистенциальный смысл.
SYNDROME OF EMOTIONAL BURNING OUT: ATTEMPT OF LOGO THERAPEUTIC EXPLANATION
Alexey Averyanov, Ph.D. in Education, Associate Professor, Moscow Institute of Psychoanalysis,
Moscow. E-mail: ai .averi anov@ gmail.com
Abstract.
The purpose of this article is to discuss the linkage between emotional burnout syndrome and existential vacuum which was described by V. Frankl in his theory of logotherapy. Despite a fairly large number of researches on the problem of burnout, only recently have the studies begun to appear suggesting that the loss of existential meaning and a sense of satisfaction with life is one of the reasons of emotional burnout.
Keywords: burnout syndrome, logotherapy, existential vacuum, existential fulfilment, existential meaning