Научная статья на тему 'Личностные проекты взрослых людей в контексте экзистенциально-психологического анализа'

Личностные проекты взрослых людей в контексте экзистенциально-психологического анализа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
153
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
личностные проекты / смыслы жизни / саморегуляция / самодетерминация / personal projects / meanings of life / self-regulation / self determination

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рязанцева Евгения Юрьевна

Описываются результаты исследования смыслов личностных проектов, проведенного с использованием адаптированной методики Б. Литтла людей в возрасте от 17 до 65 лет. Обнаружены различия личностных проектов в возрастных группах (17-25 лет; 26-45 лет; 4665 лет.), а также у мужчин и женщин. Выявлена структура связей показателей оценок личностных проектов, обусловленная латентными переменными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL PROJECT AS A PSYCHOLOGICAL MEANS FOR DETECTING THE MEANINGS OF LIFE OF YOUNG AND ADULTS

The results of a study of the meanings of personality projects, carried out using the adapted B. Little methodology of people aged 17 to 65, are described. Differences in personality projects were found in age groups (17–25 years old; 26–45 years old; 46–65 years old.), As well as in men and women. The structure of relationships between indicators of assessments of personality projects due to latent variables is revealed.

Текст научной работы на тему «Личностные проекты взрослых людей в контексте экзистенциально-психологического анализа»

положиться («Меньше слушать советы других, перестать обращаться за помощью, только изредка просить советы и поддержку»).

Ситуация неопределенности чаще всего ассоциировалась у респондентов с такими эмоциями, как страх, намного реже - с любопытством или сочетанием разных переживаний: «мы живем в неопределенности, это интересно, хотя не всегда спокойно от этого».

Из 34 респондентов лишь 6 человек, описывая необходимые изменения, упоминали о необходимости изменения как отношения к себе, так и к миру.

Выводы

1. Преодоление неопределенности происходило путем поиска некоторой системы координат - с опорой на себя (автономность) или с опорой на мир (доверие) или планирование и детализацию будущего или принятие ситуации неопределенности, как характеристики происходящего.

2. Респонденты концентрировались на каком-то одном из компонентов отношений - к себе или к миру, определяя их как мишени для повышения собственного психологического благополучия.

Литература

1. Леонтьев Д.А. Вызов неопределенности как центральная проблема психологии личности // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 40. (дата обращения: 02.02.2020).

2. Канеман Д., Словик П., Тверски А. Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения. Харьков: Гуманитарный центр, 2005. 632 с.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-013-00256а.

УДК 159.9

ЛИЧНОСТНЫЕ ПРОЕКТЫ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ В КОНТЕКСТЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Рязанцева Евгения Юрьевна - аспирант кафедры психологии; Тульский государственный университет, г. Тула, Россиян-mail: evgenia2054@yandex.ru

Аннотация.

Описываются результаты исследования смыслов личностных проектов, проведенного с использованием адаптированной методики Б. Литтла людей в возрасте от 17 до 65 лет. Обнаружены различия личностных проектов в возрастных группах (17-25 лет; 26-45 лет; 4665 лет.), а также у мужчин и женщин. Выявлена структура связей показателей оценок личностных проектов, обусловленная латентными переменными.

Ключевые слова: личностные проекты, смыслы жизни, саморегуляция, самодетерминация

PERSONAL PROJECT AS A PSYCHOLOGICAL MEANS FOR DETECTING THE MEANINGS OF LIFE OF YOUNG AND ADULTS

Ryazantseva Evgenia Yurevna- graduate student of the department of Psychology; Tula State University; Tula, Russia; e-mail: evgenia2054@yandex.ru

Abstract.

The results of a study of the meanings of personality projects, carried out using the adapted B. Little methodology of people aged 17 to 65, are described. Differences in personality projects were

found in age groups (17-25 years old; 26-45 years old; 46-65 years old.), As well as in men and women. The structure of relationships between indicators of assessments of personality projects due to latent variables is revealed.

Keywords: personal projects, meanings of life, self-regulation, self determination

В современном обществе способность формировать и успешно реализовывать личностные проекты, соизмеримые с желаемыми и действительными возможностями человека, является актуальной, так как ставит перед личностью задачи на саморегуляцию и самодерминацию, а также служит психологическим средством обнаружения смыслов жизни.

Личностные проекты - осознаваемые человеком значимые цели и способы их достижения, помогающие ему достичь желаемого успеха и прогресса в жизненном развитии

[5].

Проблема проектов и проектирования в психологической науке изучена в русле социально-экологической модели, где личностный проект рассмотрен как единица в структуре личности [4] и в рамках деятельного подхода, где сознание фокусируются на жизненных целях, а их действенная реализация определяют субъективное благополучие человека [3].

С точки зрения Клементьевой М.В., личностное проектирование - это процесс, направленный на решение личностно значимой проблемы в качестве продукта, который может быть применен в деятельности [1].Работа над проектом дает личности возможность выстраивать собственную и профессиональную деятельность согласно личностным мотивам и смыслам. Тогда проект становится личностным, приобретает смысловую значимость и затрагивает работу механизмов саморегуляции и самоконтроля, о чем писала Клементьева М.В. [2].

Несмотря на повышенный интерес к проектам и проектированию, все еще недостаточно изучены смысловые аспекты личностных проектов, а также ценностно-смысловые механизмы их функционирования.

Цель исследования - изучить личностные проекты молодых и взрослых людей.

Методики: адаптированная методика «Анализ личных проектов» Б. Литтла [5]. В качестве задания использовались: «Матрица рейтинга личностных проектов».Респондентам предлагали написать 10 проектов, над которыми они планируют работать в ближайшее время. Каждый из проектов нужно оценить по шкале от 0 до 10 по нескольким измерениям: важность, трудность, видимость, контроль, ответственность, адекватность времени, вероятность успеха, самоидентификация, взгляд других, ценность, вовлеченность, компетенция, автономия.

При обработке данных применяли методы анализа: контент-анализ, сравнительный анализ (критерий Манна-Уитни), факторный анализ

В исследовании приняли участие 193 человека 17-65 лет (мужчин и женщин) с различным образовательным, профессиональным и семейным статусом. По возрасту группа разделена на три подгруппы: 1 подгруппа - 17-25 лет; 2 подгруппа - 26-45 лет; 3 подгруппа -46-65 лет.

Результаты исследования и их обсуждение.

В результате контент-анализа выделены темы личностных проектов российских молодых и взрослых людей: образование - 31% (получить второе образование), работа - 23% (открыть свое дело), путешествия- 13 % (отправиться в кругосветное путешествие), недвижимость - 9% (купить квартиру), семья - 8% (выйти замуж), общение 7% (пообщаться с детьми), огород - 6% (уход за цветами), пенсия - 3% (заработать на хорошую пенсию).

Сравнительный анализ качественных показателей выявил, что у молодых людей личностные проекты чаще направлены: работа - 50%, обучение - 40%; путешествия - 10%. В выборке от 26 до 46 лет проекты чаще касаются: ремонт - 34%; недвижимость - 23%; помощь детям - 21%; рождение детей - 8%; замужество - 5%. А также, путешествия - 9%. В

более старшем возрасте от 46 до 65 лет личностные проекты: общение - 22%, пенсия - 31%, огород - 40%, путешествия - 7%.

Как мы полагаем, различия в группах связаны с возрастными особенностями развития и теми задачами, которые определяют содержание развития в молодости, взрослости и более старшем возрасте. Молодые ставят перед собой решение долгосрочных задач и выстраивания жизненных перспектив. На наш взгляд, это период вхождения во взрослость, где задачи связаны с необходимостью определения жизненных целей за пределами студенческого периода, связанного с поиском идентичности и развитием личностной автономии. Проекты взрослых более объективны, осмысленны и с большей долей ответственности. Более старшее поколение стремится усиливать социальные связи и вовлекать в свои группы других людей, как бы передавая свой опыт, свои ценности и свои идеи. Проект путешествия значимый для всех возрастов. Мы предполагаем, что это связано с развитием познавательного интереса и современной свободой передвижения по миру.

Сравнительный анализ количественных показателей личностных проектов продемонстрировал различия между мужчинами и женщинами (критерий Манна-Уитни, р > 0,43) по показателю автономия. Мы предполагаем, что женщины более независимы и свободны в формировании и реализации проектов, по сравнению с мужчинами, которые чувствуют себя более ограниченными и зависимыми от обязательств, принятых на себя.

Были изучены возрастные различия в показателях личностных проектов = 110, возраст 17-25 лет, средний возраст 21 год; N = 35, возраст 26-45 лет, средний возраст 35,5 лет; N = 48, возраст 46-65 лет, средний возраст 55,5 лет). Сравнительный анализ выявил значимые различия (критерий Манна-Уитни, р > 0,04) по показателю важность различия, как мы полагаем, говорят о том, что молодые люди в возрасте от 17 до 26 лет более обращены в будущее. Этот факт согласуется с возрастными задачами, связанными с необходимостью долгосрочного планирования и построения жизненных задач. Каждый свой проект они считают важным, так как он несет в себе развитие дальнейших планов. Различия по показателю видимость(р > 0,019) в возрасте от 26 до 45 лет, как мы полагаем, говорят о том, что люди делятся своими проектами с другими. Тем самым вовлекая в реализацию родных и близких. Это объясняет возрастную особенность, связанную с тем, что взрослый стремится больше к экспансиии проявлению себя в различных социальных обществах. Различия по показателю взгляд других(р > 0,050) в возрасте от 46 до 65 лет, на наш взгляд, говорит о том, что для людей старшего возраста важно мнение окружающих. Если проект находит поддержку у других, то человек вовлечен в него и реализует с желанием, при этом не отказываясь от помощи близких людей.

Факторный анализ показателей оценок личностных проектов выявил структуру связей, обусловленную латентными переменными. Факторный анализ был проведен с использованием метода главных компонент с вращением варимакс.

В группе от 17 до 25 лет в результате факторного анализа выделено 3 фактора, объясняющие в 56,4 % общей дисперсии. Мы условно их назвали: «Самостоятельность», «Самопрезентация», «Самотождественность».

1 фактор, «Самостоятельность», объясняющий 20,5% общей дисперсии, включает в себя такие переменные: ценности (+0,77), ответственность (+0,77), автономия (+0,67), важность (+0,56), вероятность успеха (+0,54). Этот фактор описывает развитие личностных качеств в рамках проекта, которые влияют на самостоятельность принятия решения, не сомневаясь в реализации задуманного.

2 фактор, «Самопрезентация», объясняющий 20,3% дисперсии, образуют переменные: видимость (+0,80), контроль (+0,75), адекватность времени (+0,63), вовлеченность (+0,60), взгляд других (+0,51), Фактор описывает степень видимости работы над проектом другими людьми, контролируемости проекта, рассчитывая время на реализацию, при этом не отказываясь от помощи.

3 фактор, «Самотождественность», объясняющий 15,5% дисперсии, включает в себя переменные: компетенция (+0,64), вероятность успеха (+0,58), самоидентификация (+0,53),

трудность (-0,74). Фактор описывает степень компетентности, с которой человек выполняет типичные для него проекты, рассчитывая свое время и не испытывая при этом трудностей.

В группе от 26 до 45 лет в результате факторного анализа выделено 5 факторов, объясняющие в 78,2 % общей дисперсии. Мы условно их назвали: «Самостоятельность», «Самоконтроль», «Самотождественность», «Самоактуализация», «Самопрезентация».

1 фактор, «Самостоятельность», объясняющий 23,5% общей дисперсии, включает в себя такие переменные: автономия (+0,86), компетенция (+0,85), самоидентификация (+0,84), ценности (+0,54). Этот фактор описывает зависимость степени трудности проектаот способности личности самостоятельно и компетентно реализовывать ценные и типичные для него проекты.

2 фактор, «Самоконтроль», объясняющий 17,7% дисперсии, образуют переменные: вероятность успеха (+0,78), ответственность (+0,78), контроль (+0,59), адекватность времени (+0,59), вовлеченность (+0,46), Фактор описывает степень вероятности успеха и контролируемости проекта, за который человек несет ответственность, рассчитывая время на реализацию.

3 фактор, «Самотождественность», объясняющий 14,3% дисперсии, включает в себя переменные: взгляд других (+0,67), контроль (+0,45), ценности (+0,42), трудность (-0,87). Фактор описывает степень контролируемости проекта, имеющего ценность для других людей не вызывающий трудностей в реализации.

4 фактор, «Самоактуализация», объясняющий 11,5% общей дисперсии, включает в себя такие переменные: важность (+0,91), вовлеченность (+0,61). Этот фактор описывает степень важности проекта и стремление к воплощению при помощи вовлеченности в этот проект.

5 фактор, «Самопрезентация», объясняющий 10,9% дисперсии, образуют переменные: видимость (+0,86), контроль (+0,42), адекватность времени (+0,40). Фактор описывает степень видимости работы над проектом другими людьми, контролируемости проекта.

В группе от 46 до 65 лет в результате факторного анализа выделено 3 фактора, объясняющие в 67,4 % общей дисперсии. Мы условно их назвали: «Самопрезентация», «Самостоятельность», «Самотождественность».

1 фактор, «Самопрезентация», объясняющий 29,1% общей дисперсии, включает в себя такие переменные: ответственность (+0,82), контроль (+0,82), вовлеченность (+0,77), взгляд других (+0,71), важность (+0,63), вероятность успеха (+0,62), видимость (+0,63), адекватность времени (+0,42).Этот фактор описывает стремление воплотить в личностном проекте наиболее важные с точки зрения других людей идеи, ответственно и с высокой долей самоконтроля реализовать их в заданных временных рамках.

2 фактор, «Самостоятельность», объясняющий 27,6% дисперсии, образуют переменные: ценности (+0,89), самоидентификация (+0,83), компетенция (+0,80), адекватность времени (+0,68), вероятность успеха (0,62), трудность (-0,66). Этот фактор описывает зависимость степени трудности проекта от способности личности самостоятельно принимать решения, затрачивая на воплощение ценных и типичных для него проектов достаточное количество времени.

3 фактор, «Самотождественность», объясняющий 15,5% дисперсии, включает в себя переменные: компетенция (+0,64), вероятность успеха (+0,58), самоидентификация (+0,53), трудность (-0,74). Фактор описывает на сколько человек реализует свои проекты по собственному желанию, не видимые другим людям.

Таким образом, личностный проект служит психологическим средством поиска и обнаружения смыслов жизни. Наше исследование позволило отметить, во-первых, значительное количество личностных проектов молодых людей касается образования и самообразования, что говорит о необходимости у них поиска своей идентичности и развития личностной автономии. Проекты взрослых больше направлены на наработку семейных качеств, то есть более объективны, осмысленны и с большей долей ответственности. Более старшему поколению не хватает общения, поэтому их проекты направлены на стремление усиливать социальные связи и вовлекать в свои группы других людей. Во-вторых,

личностные проекты мужчин и женщин различаются по показателю автономия, что позволяет говорить о том, что женщины более независимы и свободны в формировании и реализации проектов, по сравнению с мужчинами. В-третьих, оценка личностных проектов всех представленных возрастных категорий базируется на возможностях утверждения самотождественности, самопрезентации и проявления самостоятельности в выборе и реализации проектов. Однако, отличия в возрастных подгруппах в том, что молодые люди особое внимание уделяют возможности самореализации в рамках выбора и осуществления личностных проектов.

Литература

1.Клементьева М.В. Личностное проектирование в образовании: структурно-функциональная модель // Проектирование и экспертиза в современном образовании: методология, методы, практики. - Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2019. - С. 35-40

2.Клементьева М.В. [Электронный ресурс]: Проектная деятельность как ресурс личностного развития студентов // Письма в Эмиссия. Оффлайн (TheEmissia.OfflineLetters): электронный научный журнал, 2018. - № 7 (июль). ART 2634. Объем 0.5 п.л. - URL: http://www.emissia.org/offline/2018/2634.htm (дата обращения 23.02.2019)

З.Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Пер. с англ.: Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. - 416 с.

4. Little B.R. Personal project sanalysis: Trivialpursuits, magnificentobsessions, andthesearchforcoherence // BussD.M, CantorN. (eds.) Personality psychology: Resent trends and emerging directions. N. Y.: Springer-Verlag, 1989. pp.15-31.

5. Personal project pursuit: goals, action, and human flourishing. B. R. Little and at (Eds.). Mahwah, NJ: Erlbaum, 2017. - 462 p.

УДК 159.9

В.Э. ЧУДНОВСКИЙ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ

Вайзер Галина Александровна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, ассоциированный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Психологический институт Российской академии образования», Москва, Моховая, д. 9, с. 4, e-mail: vga37@mail.ru

Аннотация.

В статье показана значимость работ В.Э. Чудновского по проблеме «Смысл жизни и возраст». Выделена интегрирующая функции смысла жизни в психологическом развитии, ее роль в объединении отдельных возрастных этапов в единую линию жизни. Показано, что периоды взросления и старости в современных условиях характеризуются наложением социального кризиса на возрастной. Дана характеристика недостатков и достоинств, неповторимых возможностей пожилого возраста, влияющих на процессы смыслостроительства. Раскрыты особенности оптимального смысла жизни в период старения.

Ключевые слова: пожилой возраст, биологическая перспектива, жизненная перспектива, смысл жизни человека, оптимальный смысл жизни.

V.E. CHUDNOVSKY ABOUT THE MEANING OF LIFE IN THE ELDERLY AGE

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.