6 Соловьев А. А. Семиосфера интеллигенции: трансформация контекста // Интеллигенция и интеллектуалы... С. 44—58.
7 Купцова И. В. Теоретико-методологические основания изучения художественной интеллигенции // Интеллигенция и интеллектуалы... С. 87—103.
8 Там же. С. 92.
9 Возилов В. В. Российская интеллигенция XVIII века в многообразии мировоззренческих споров // Интеллигенция и интеллектуалы... С. 155—172.
10 Неустроева А. А. Украинская интеллигенция: исторический опыт и роль в современном обществе // Интеллигенция и интеллектуалы... С. 227—240.
11 Усманов С. М. Интеллигенты Русского Зарубежья о будущем России: раздумья, ожидания, предчувствия // Интеллигенция и интеллектуалы... С. 190—210.
ББК 74.266.329
Г. А. Будник
В. А. ПОРОЗОВ. КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КУРС «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ПРИКАМЬЯ»: ИНТЕЛЛИГЕНТОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Данная публикация — размышления по поводу новой работы В. А. Порозова. Известный интеллигентовед, автор интересных и востребованных специалистами и всеми, кто интересуется историей интеллигенции, публикаций, неизменный участник международных интеллигентоведческих конференций в Иванове подготовил сборник учебно-методических материалов краеведческого курса «История и культура Прикамья»1. Данная работа, безусловно, заслуживает внимательного изучения не только
© Будник Г. А., 2015
Будник Галина Анатольевна — доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории и культуры Ивановского государственного энергетического университета. [email protected]
студентами, но и коллегами преподавателями и исследователями истории интеллигенции. Любители истории найдут в ней интересную краеведческую информацию, преподаватели — образец учебно-методических материалов, а исследователи — постановку и попытки решения актуальных исторических проблем.
Книга состоит из 9 частей, центральное место занимает раздел «Информационные материалы по содержанию дисциплины», в котором раскрываются авторские подходы к истории При-камской интеллигенции сквозь призму краеведения. Здесь ярко виден научный стиль Владимира Александровича, сумевшего логично и аргументированно изложить собственные размышления по поводу зарождения и развития интеллигенции Прикамья, наполнив текст яркими и образными примерами и фактами из жизни и деятельности священнослужителей, промышленников, писателей, учителей региона.
Несмотря на учебно-методический жанр пособие В. А. По-розова написано научно и объективно, с опорой на работы предшественников, с собственными умозаключениями. В нем содержится ряд оригинальных суждений, новаторских выводов. Прежде всего, автор уточняет понятие «Прикамье». Он вводит термин «Большое Прикамье», включая в него Кировскую область, Пермский край с существовавшим в 1925—2005 гг. Коми-Пермяцким автономным округом, Республику Башкортостан, Республику Татарстан, Удмуртскую республику. Выделение Большого Прикамья в качестве подрегиона позволяет проследить общее и особенное в региональной истории и культуре2. Изучение истории региона автор проводит в единстве достижений материальной и духовной культуры, социально-экономической и художественной жизни общества.
Наибольший интерес вызывает глава «Интеллигенция Прикамья: истоки и пути формирования». В ней В. А. Порозов рассматривает процесс формирования интеллигенции российской провинции в исторической ретроспективе. Продолжая традиции В. С. Меметова и созданной им школы интеллигентоведения, Владимир Александрович считает, что прединтеллигенция зародилась в далекой древности. На основании этого он делает вывод о том, что первые «специалисты творческого труда» — купцы, советники, религиозные проповедники из соседних регионов
стали появляться в Прикамье со второго тысячелетия до н. э. Важным фактором формирования интеллигенции, вслед за пермским краеведом Л. В. Баньковским, он считает природный ландшафт3. Благодаря удобному сообщению в летние месяцы по Каме, Иртышу, Яику и их притокам, караванным путям по просторам Великой степи Прикамье было открыто для влияния извне.
Интерес представляет выделение В. А. Порозовым истоков самобытной прикамской культуры и ее носителя — интеллигенции. Исходя из концептуального положения о том, что «формирование национальной интеллигенции... представляет собой, как правило, синтез двух начал — "пришлого" и коренного»4, автор в хронологической последовательности описывает «волны» циви-лизационных потоков, оказавших наибольшее воздействие на формирование пермской интеллигенции. В древности это было арийско-иранское, скифо-сарматское, булгаро-татарское, новгородское и московское влияния. Важную роль сыграли монгольский (с периода ордынского ига), исламский, а также славянский, российский, православный факторы. С XVIII в. наступает этап распространения на Урале западноевропейского, преимущественно протестантского, влияния. В XIX в. здесь появились ссыльные поляки. В XIX—XX вв. усилилось влияние приезжих деятелей культуры, тесно связанных со столичными художественными кругами. Немало высококвалифицированных специалистов оказались в крае в качестве узников ГУЛАГа, а затем эвакуированных в годы Великой Отечественной войны специалистов. На основании изученного материала В. А. Порозов заключает, что в становлении региональной интеллигенции приняли участие представители как коренных народов, так и иных цивилизаций.
Заслугой автора является «наполнение» книги рассказами о судьбах местной интеллигенции, многие представители которой стали широко известны в России и в мире. Например, в Елабуге родился и вырос И. И. Шишкин, на Вятской земле — В. М. и А. М. Васнецовы, в Уфе — М. В. Нестеров.
В главе «Формирование "Строгановского" региона» рассказывается о судьбах местных интеллигентов. Их жизнь и деятельность позволяют заключить, что сущностные черты российской интеллигенции, такие как высокий профессионализм, подвижничество и меценатство, стремление приобщать народ
к культуре и образованию, были присущи и прикамской интеллигенции. В главах, посвященных архитектуре, образованию, музыкальной и театральной жизни края, приводятся многочисленные примеры жизни интеллигенции Прикамья.
Книга содержит большой блок методических разработок: программы авторских курсов краеведческой направленности, рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольно-измерительные материалы, методические рекомендации преподавателям и т. д., апробированные за более чем 20 лет преподавания автором краеведческих курсов. Все учебно-методические материалы соответствуют требованиям ФГОС. В них анализируются профессиональные и общекультурные компетенции. Интерес и практическую значимость представляют паспорта компетенций и программы их формирования.
В качестве пожелания считаю возможным порекомендовать автору, в рамках продолжения работы над курсом, подготовить учебно-методические материалы отдельно для студентов и преподавателей. Это позволит конкретизировать и расширить как содержательную, так и методическую составляющую пособий. В будущих изданиях целесообразно более подробно рассмотреть воспитательный аспект курса и методические рекомендации к нему.
На цветных вклейках в книге предлагаются фотодокументы, иллюстрирующие педагогическую деятельность Владимира Александровича Порозова — любимого студентами Педагога, Интеллигента. Искренне желаю ему дальнейших успехов на научном и педагогическом поприще, а нам — читателям журнала «Интеллигенция и мир» — его новых научных и методических публикаций.
Примечания
1 Порозов В. А. Краеведческий курс «История и культура Прикамья» : учеб.-метод. материалы. Пермь, 2014.
2 Там же. С. 54.
3 Там же. С. 89.
4 Там же. С. 90.