Научная статья на тему 'В. А. ПОРОЗОВ. КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КУРС "ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ПРИКАМЬЯ": ИНТЕЛЛИГЕНТОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

В. А. ПОРОЗОВ. КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КУРС "ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ПРИКАМЬЯ": ИНТЕЛЛИГЕНТОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

62
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеллигенция и мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / INTELLIGENTSIA / ИНТЕЛЛИГЕНТОВЕДЕНИЕ / КРАЕВЕДЕНИЕ / STUDY OF LOCAL LORE / ГЕНЕЗИС РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ / GENESIS OF THE REGIONAL INTELLIGENTSIA / ПРИКАМСКИЙ РЕГИОН / INTELLIGENTSIA STUDIES / KAMA REGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Будник Галина Анатольевна

Приводятся размышления автора над учебно-методическим пособием В. А. Порозова «История и культура Прикамья», опубликованным издательством Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета в 2014 г. В центре внимания находятся интеллигентоведческие сюжеты, в частности освещаются фрагменты, посвященные генезису интеллигенции, определению ее сущностных черт, роли интеллигенции как носителя региональной культуры; показаны судьбы отдельных интеллигентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V. A. POROZOV. THE LOCAL LORE COURSE "HISTORY AND CULTURE OF THE KAMA REGION": INTELLIGENTSIA STUDIES'' ASPECT

The article shows the thoughts of the author about the textbook by V. A. Porozov «History and Culture of the Kama Region», published in the Perm State Humanities and Pedagogical University publishing house in 2014. The main attention is devoted to intelligentsia studies; the fragments devoted to genesis of the intelligentsia, determination of its essential features, and the role of intelligentsia as the bearer of the regional culture are of particular interest; besides, some attention is drawn to the destinies of certain intelligentsia members.

Текст научной работы на тему «В. А. ПОРОЗОВ. КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КУРС "ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ПРИКАМЬЯ": ИНТЕЛЛИГЕНТОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

6 Соловьев А. А. Семиосфера интеллигенции: трансформация контекста // Интеллигенция и интеллектуалы... С. 44—58.

7 Купцова И. В. Теоретико-методологические основания изучения художественной интеллигенции // Интеллигенция и интеллектуалы... С. 87—103.

8 Там же. С. 92.

9 Возилов В. В. Российская интеллигенция XVIII века в многообразии мировоззренческих споров // Интеллигенция и интеллектуалы... С. 155—172.

10 Неустроева А. А. Украинская интеллигенция: исторический опыт и роль в современном обществе // Интеллигенция и интеллектуалы... С. 227—240.

11 Усманов С. М. Интеллигенты Русского Зарубежья о будущем России: раздумья, ожидания, предчувствия // Интеллигенция и интеллектуалы... С. 190—210.

ББК 74.266.329

Г. А. Будник

В. А. ПОРОЗОВ. КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КУРС «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА ПРИКАМЬЯ»: ИНТЕЛЛИГЕНТОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Данная публикация — размышления по поводу новой работы В. А. Порозова. Известный интеллигентовед, автор интересных и востребованных специалистами и всеми, кто интересуется историей интеллигенции, публикаций, неизменный участник международных интеллигентоведческих конференций в Иванове подготовил сборник учебно-методических материалов краеведческого курса «История и культура Прикамья»1. Данная работа, безусловно, заслуживает внимательного изучения не только

© Будник Г. А., 2015

Будник Галина Анатольевна — доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории и культуры Ивановского государственного энергетического университета. admin@history.ispu.ru

студентами, но и коллегами преподавателями и исследователями истории интеллигенции. Любители истории найдут в ней интересную краеведческую информацию, преподаватели — образец учебно-методических материалов, а исследователи — постановку и попытки решения актуальных исторических проблем.

Книга состоит из 9 частей, центральное место занимает раздел «Информационные материалы по содержанию дисциплины», в котором раскрываются авторские подходы к истории При-камской интеллигенции сквозь призму краеведения. Здесь ярко виден научный стиль Владимира Александровича, сумевшего логично и аргументированно изложить собственные размышления по поводу зарождения и развития интеллигенции Прикамья, наполнив текст яркими и образными примерами и фактами из жизни и деятельности священнослужителей, промышленников, писателей, учителей региона.

Несмотря на учебно-методический жанр пособие В. А. По-розова написано научно и объективно, с опорой на работы предшественников, с собственными умозаключениями. В нем содержится ряд оригинальных суждений, новаторских выводов. Прежде всего, автор уточняет понятие «Прикамье». Он вводит термин «Большое Прикамье», включая в него Кировскую область, Пермский край с существовавшим в 1925—2005 гг. Коми-Пермяцким автономным округом, Республику Башкортостан, Республику Татарстан, Удмуртскую республику. Выделение Большого Прикамья в качестве подрегиона позволяет проследить общее и особенное в региональной истории и культуре2. Изучение истории региона автор проводит в единстве достижений материальной и духовной культуры, социально-экономической и художественной жизни общества.

Наибольший интерес вызывает глава «Интеллигенция Прикамья: истоки и пути формирования». В ней В. А. Порозов рассматривает процесс формирования интеллигенции российской провинции в исторической ретроспективе. Продолжая традиции В. С. Меметова и созданной им школы интеллигентоведения, Владимир Александрович считает, что прединтеллигенция зародилась в далекой древности. На основании этого он делает вывод о том, что первые «специалисты творческого труда» — купцы, советники, религиозные проповедники из соседних регионов

стали появляться в Прикамье со второго тысячелетия до н. э. Важным фактором формирования интеллигенции, вслед за пермским краеведом Л. В. Баньковским, он считает природный ландшафт3. Благодаря удобному сообщению в летние месяцы по Каме, Иртышу, Яику и их притокам, караванным путям по просторам Великой степи Прикамье было открыто для влияния извне.

Интерес представляет выделение В. А. Порозовым истоков самобытной прикамской культуры и ее носителя — интеллигенции. Исходя из концептуального положения о том, что «формирование национальной интеллигенции... представляет собой, как правило, синтез двух начал — "пришлого" и коренного»4, автор в хронологической последовательности описывает «волны» циви-лизационных потоков, оказавших наибольшее воздействие на формирование пермской интеллигенции. В древности это было арийско-иранское, скифо-сарматское, булгаро-татарское, новгородское и московское влияния. Важную роль сыграли монгольский (с периода ордынского ига), исламский, а также славянский, российский, православный факторы. С XVIII в. наступает этап распространения на Урале западноевропейского, преимущественно протестантского, влияния. В XIX в. здесь появились ссыльные поляки. В XIX—XX вв. усилилось влияние приезжих деятелей культуры, тесно связанных со столичными художественными кругами. Немало высококвалифицированных специалистов оказались в крае в качестве узников ГУЛАГа, а затем эвакуированных в годы Великой Отечественной войны специалистов. На основании изученного материала В. А. Порозов заключает, что в становлении региональной интеллигенции приняли участие представители как коренных народов, так и иных цивилизаций.

Заслугой автора является «наполнение» книги рассказами о судьбах местной интеллигенции, многие представители которой стали широко известны в России и в мире. Например, в Елабуге родился и вырос И. И. Шишкин, на Вятской земле — В. М. и А. М. Васнецовы, в Уфе — М. В. Нестеров.

В главе «Формирование "Строгановского" региона» рассказывается о судьбах местных интеллигентов. Их жизнь и деятельность позволяют заключить, что сущностные черты российской интеллигенции, такие как высокий профессионализм, подвижничество и меценатство, стремление приобщать народ

к культуре и образованию, были присущи и прикамской интеллигенции. В главах, посвященных архитектуре, образованию, музыкальной и театральной жизни края, приводятся многочисленные примеры жизни интеллигенции Прикамья.

Книга содержит большой блок методических разработок: программы авторских курсов краеведческой направленности, рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольно-измерительные материалы, методические рекомендации преподавателям и т. д., апробированные за более чем 20 лет преподавания автором краеведческих курсов. Все учебно-методические материалы соответствуют требованиям ФГОС. В них анализируются профессиональные и общекультурные компетенции. Интерес и практическую значимость представляют паспорта компетенций и программы их формирования.

В качестве пожелания считаю возможным порекомендовать автору, в рамках продолжения работы над курсом, подготовить учебно-методические материалы отдельно для студентов и преподавателей. Это позволит конкретизировать и расширить как содержательную, так и методическую составляющую пособий. В будущих изданиях целесообразно более подробно рассмотреть воспитательный аспект курса и методические рекомендации к нему.

На цветных вклейках в книге предлагаются фотодокументы, иллюстрирующие педагогическую деятельность Владимира Александровича Порозова — любимого студентами Педагога, Интеллигента. Искренне желаю ему дальнейших успехов на научном и педагогическом поприще, а нам — читателям журнала «Интеллигенция и мир» — его новых научных и методических публикаций.

Примечания

1 Порозов В. А. Краеведческий курс «История и культура Прикамья» : учеб.-метод. материалы. Пермь, 2014.

2 Там же. С. 54.

3 Там же. С. 89.

4 Там же. С. 90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.