ПО СЛЕДАМ ПРОЧИТАННОГО
ББК 63.3(2)64-283.2
В. С. Меметов, Н. Г. Юркин
ЛИСТАЯ СТРАНИЦЫ ЖУРНАЛА...
(ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ИНТЕЛЛИГЕНТОВЕДЕНИЯ)
В июле 1992 г. Приказом Госкомвуза РФ образован Межвузовский Центр РФ «Политическая культура интеллигенции, ее место и роль в истории Отечества». На его основе в 1998 г. при Ивановском государственном университете был создан НИИ ин-теллигентоведения. Таким образом, в ушедшем 2012 г. исполнилось 20 лет со дня основания данного научно-исследовательского учреждения. В условиях разрыва экономических, политических, научных, культурных и других связей, последовавшего за распадом Советского Союза, одной из основных целей деятельности Межвузовского Центра стала попытка воссоздания в рамках России единого интеллектуального пространства.
В этой связи значимым направлением деятельности НИИ становится издание междисциплинарного журнала социально-
© Меметов В. С., Юркин Н. Г., 2013
Меметов Валерий Сергеевич — доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории России Ивановского государственного университета, директор НИИ интеллигентоведения при ИвГУ, Заслуженный работник высшей школы РФ, главный редактор журнала «Интеллигенция и мир». [email protected]
Юркин Николай Георгиевич — кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры теории управления Ивановского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, ответственный секретарь журнала «Интеллигенция и мир». [email protected]
гуманитарных наук «Интеллигенция и мир», основанного в 2001 г. За более чем десятилетнюю историю он становится поистине общероссийским изданием, где публикуются труды интел-лигентоведов из различных регионов нашей страны. При этом география публикаций постоянно расширяется. И сегодня на страницах журнала выступают ученые из ближнего (Беларусь) и дальнего зарубежья (Италия, США). В 2010 г. журнал включен ВАК РФ в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук. Все это свидетельствует, что в настоящее время журнал «Интеллигенция и мир» отражает основные тенденции развития современного интеллигентоведения. В этой связи обзор статей, опубликованных в нашем издании за прошедшие 10 лет, будет крайне интересным.
Прежде всего, остановимся на проблеме идентификации интеллигенции. Ученые на страницах нашего журнала неоднократно обращались к данной теме1. Определенный интерес представляет и дискуссия о времени зарождения интеллигенции. В целом нужно сказать, что постепенно происходит отход от традиционного понимания данного вопроса, когда зарождение интеллигенции связывают с XVШ—XIX столетиями. Все больше исследователей видят ее истоки в более ранних эпохах2. В частности, В. С. Меметов и А. В. Попов полагают, что феномен интеллигенции возникает в Осевое время. Он связан с зарождением, формированием и развитием первых, известных нам, цивилизаций, величайшим всплеском в интеллектуальной истории человечества, давшей миру Упанишады и буддизм, иудейских пророков и греческую философию3.
Получило дальнейшее развитие изучение типологии интеллигенции. Конечно, здесь преобладает функциональный подход к выделению отрядов интеллигенции в зависимости от сферы деятельности. Естественно, больше всего исследований связано с изучением представителей традиционно интеллигентских профессий: педагогов4, ученых5, врачей6, художественной7 и технической интеллигенции8. Вместе с тем, делаются попытки выявления новых отрядов интеллигенции, например религиозной9, управленческой10, военной11. Причем интерес к последней группе
настолько возрос, что редколлегия приняла решение сделать особую рубрику «Из истории военной интеллигенции»12. Также выделяются группы интеллигенции в зависимости от социального происхождения13.
Здесь важным выглядит вопрос о социальной роли интеллигенции. Авторы рассматривают особенности взаимоотношения интеллигенции и общества14. Традиционно обращают внимание на просветительскую и интеллектуальную функции интеллигенции15. В. Л. Семёнов предпринимает попытку осветить оценочную функцию интеллигенции на примере осмысления тех революционных движений, где она терпела поражения или одерживала победу16.
Другой исследователь сопоставляет функции интеллектуала и интеллигента и приходит к следующим выводам: «Интеллектуал предстает в онтогносеологическом плане уже не как аналог homo habilis (человека умелого), который просто использует шаблонные знаковые единицы, задаваемые природным и социокультурным окружением, а как... аналог homo ergaster — человека трудящегося. целенаправленно продуцирующий единичные знаки и изменяющий посредством этого конкретную знаковую ситуацию». Интеллигент же использует для анализа знаковой реальности не только левое полушарие головного мозга, но и дополняет функциональность последнего аналоговыми элементами правополушарного мышления. В результате подобного синтеза возникает эйдетическая (чувственно-рациональная) атрибутивность17.
В целом, значимым направлением интеллигентоведения мы считаем изучение отечественных и зарубежных систем образования. При этом делается попытка проследить основные этапы становления и развития образования в России, как в историческом плане18, так и в плане оценки современных реформ данной сферы19. Авторы, как правило, настаивают на плодотворности исторической традиции, творческий потенциал которой остается далеко не исчерпанным. Особо отметим то, что в последнее время все больший интерес вызывают работы, направленные на изучение взаимодействия преподавателей и студенчества в современном обществе20. Делаются попытки нарисовать социальный портрет современного студента21. В работах подчерки-
вается, что проблема формирования интеллектуально-духовного облика студентов является одной из актуальнейших в условиях современных приоритетов государственной образовательной политики XXI века22.
Обратим внимание на интересный материал, опубликованный в 2009 г., в котором излагаются представления современного студенчества о менталитете и образе молодого ученого. Делается вывод о том, что обобщенный образ современного молодого ученого нарисовать нельзя. «Такой образ будет слишком плоским и односторонним, не передающим всего многообразия и глубины личности ученого, а менталитет, ему приписываемый, абсолютно не жизнеспособным». В условиях современной России можно найти как ученых-энтузиастов, так и ученых-бизнесменов, и обе эти категории активно взаимодействуют между собой, сотрудничая и дополняя друг друга как в пределах одного творческого коллектива, так и на всероссийском уровне23.
Отметим, что редколлегия заинтересована не только в освещении научной, но и учебно-методической работы. В частности, в журналах неоднократно публиковались рабочие программы
24
как по интеллигентоведению , так и по другим дисциплинам социально-гуманитарного цикла25. Это позволяет преподавателям разных регионов страны обмениваться опытом.
Вообще в журнале публикуются не только исторические работы, внимание исследователей привлекают и современные реалии. При этом широта поднимаемых вопросов не ограничивается изучением интеллигенции как социального слоя. Часто в работах поднимаются и другие актуальные проблемы26. Не обходят авторы вниманием и инновационные технологии и их воздействие на интеллигенцию. В частности подчеркивается, что Интернет в настоящее время становится неотъемлемой частью жизни современной интеллигенции27. Показываются некоторые сущностные характеристики такой новой социальной группы, как интернет-интеллигенция28. В целом отметим, что отличительной чертой современного интеллигентоведения является проведение междисциплинарных исследований, сделанных
29
на стыке различных наук .
Традиционно большой интерес вызывают вопросы взаимодействия государства и интеллигенции. При этом наибольшее
число исследований посвящено советской эпохе, для которой, по мнению исследователей, была характерна оппозиционность интеллигенции и власти. Здесь выделяются различные аспекты взаимоотношений. Но видны два основных вектора: отношение властных структур к интеллигенции30 и восприятие дореволюционной интеллигенцией власти31.
Кроме этого, часто предметом исследования становится участие интеллигенции в политической жизни страны32. При этом ставится вопрос об ответственности интеллигенции33. Интересны в этой связи рассуждения И. В. Сибирякова, где он анализирует механизмы идеологического оправдания террора со стороны радикальных политических партий России в начале ХХ в.34 Автор указывает, что интеллигенцию нельзя заставить единодушно осудить террор. «Социальные, психологические, нравственные особенности этой группы населения неизбежно будут препятствовать выработке консолидированной единой позиции. Но при этом в рядах интеллигенции всегда существуют те, чьё мнение будет иметь особое значение для формирования групповой идентичности, для определения границ допустимых морально-политических колебаний. Диалог с этими людьми является обязательным условием стабилизации социума, сокращения разрушительного потенциала террора»35. Терроризм как глобальная проблема современности придает статье особую актуальность.
Здесь же следует отметить, что все чаще исследователи задаются вопросом: является ли оппозиционность интеллигенции ее сущностной характеристикой, и обосновывается тезис о возможности и необходимости сотрудничества интеллигенции и власти, о ее работе во властных структурах36. Делается акцент на том, что востребованность знаний и профессионализма интеллигенции повышается на переходных этапах развития общества, что предопределяет необходимость ее вовлечения во власть. «Современность предъявляет другие требования к интеллигенции: из критика власти она должна стать субъектом власти». При этом указывается, что общество в достаточной мере подготовлено к постепенной смене субъекта власти и передаче полномочий «интеллигентной интеллигенции». Более того, по мнению авторов, занятие интеллигенцией только позиции критика является «в настоящее время определенным предательством идеалов про-
шлого и вызовом современности»37. Другая тема, заслуживающая отдельного упоминания, — демократизация общества в России. При ведущей роли интеллигенции в общество постепенно внедряются основные демократические нормы и принципы. Многие из них уже закреплены юридически38.
Достаточно часто обсуждался вопрос о взаимодействии интеллигенции и Церкви, причем не только православной, но и других конфессий39. Однако основной упор делается на изучение отечественного опыта, что вполне объяснимо. Прежде всего, обращалось внимание на то, что сотрудничество интеллигенции и Церкви может быть направлено на изучение природы Церкви40. Вторым направлением анализа являются попытки определить, что более характерно для интеллигенции: религиозность или ате-изм41. Делается вывод о том, что общее здесь выделить сложно. Все зависит от личности каждого человека.
Фактически в каждом номере нашего журнала были представлены материалы, посвященные ярким представителям российской и зарубежной истории. С точки зрения интеллигентове-дения изучалась деятельность отечественных и зарубежных фи-лософов42, художников43, общественных деятелей44. Особый интерес вызывают попытки сопоставления воззрений различных представителей интеллигенции45. При этом, как мы видим, исследования затронули не только известных, но и неизвестных широкой публике исторических деятелей. Появляются работы, в которых рассматриваются представители профессий, ранее не относившихся к интеллигенции, — государственных деятелей46, и даже предпринимателей47.
Обратим внимание на следующий момент. Не вызывает сомнений, что творчество интеллигентов прошлого является предметом серьезного научного анализа48. Вместе с тем, мы зачастую забываем, что современные ученые кроме научных изысканий занимаются и художественным творчеством, и если первое направление деятельности достаточно широко известно среди специалистов, то второе — не получает такого освещения. А ведь оно позволяет лучше представить их самих. Так, например, имя В. Р. Веселова широко известно среди интеллигентоведов. В одном из номеров нашего журнала он предложил свои стихи, которые дали возможность лучше узнать этого замечательного учено-
го49. Думается, в будущем рубрика «Творчество ученых» позволит нам сделать новые интересные открытия.
Значительное внимание в журнале уделялось освещению результатов исследований молодых ученых, соискателей степеней кандидатов и докторов наук50. Анализируя представляемые материалы, можно сделать вывод о том, что работы молодых ученых в целом развиваются в контексте актуальных проблем современного интеллигентоведения. Отрадно отмечать, что многим аспирантам и докторантам, дебютировавшим в нашем издании, в настоящее время присвоены искомые ученые степени.
Кроме того, редколлегия старалась познакомить интелли-гентоведов с наиболее интересными защитами докторских и кандидатских диссертаций. Открывая данную рубрику, мы преследовали следующие задачи: во-первых, оперативное информирование об интересных диссертациях, которые были представлены в различных уголках нашей необъятной родины; во-вторых, ознакомление с наиболее острыми проблемами, обозначенными на кандидатских и докторских защитах. Это обусловлено тем, что мысли, высказанные официальными оппонентами, вызывают не меньший интерес, чем сами диссертации. Они содержат не только научную аннотацию диссертации, но и акцентируют внимание на дискуссионных проблемах, затронутых в научных работах. Между тем, если с диссертациями можно ознакомиться в различных библиотеках, то отзывы, как правило, не доступны для широкого круга заинтересованного исследователя. Первоначально основной целью ставилось знакомство с результатами исследований ивановской школы интеллигентоведения51. Однако позднее в формирование данной рубрики включились и наши читатели из других регионов страны52, что способствует творческому обмену между различными научными школами. Здесь же следует отметить, что на страницах журнала освещаются и научные конференции, которые проводились в различных регионах страны53, публикуются и результаты историографических исследований54.
Наконец, важным направлением нашей деятельности мы считали и считаем представление наиболее интересных новинок книжного рынка. Члены редколлегии постоянно занимаются выявлением изданий, посвященных проблемам истории мировой и отечественной культуры, и знакомят читателей с наиболее инте-
ресными монографиями55. Признаемся, что испытываем искреннюю благодарность нашим коллегам, которые дают справедливую оценку работам, подготовленным к изданию в рамках деятельности Ивановского межвузовского центра56. При этом можно отметить, что в отзывах присутствует и справедливая критика, которая позволяет учитывать в будущем сделанные замечания. Вообще надо отметить, что мы выступаем за объективную оценку научной работы, поэтому рецензии иногда носят отнюдь не комплиментарный характер57.
Вопросы источниковедения не столь часто освещаются на страницах нашего журнала. Тем отраднее появление оригинальной работы О. В. Капустиной58. В последнее время анекдоту как виду исторического источника уделяется немало внимания, и в этой работе была сделана попытка проанализировать образ интеллигента, сложившийся в общественном сознании, который и отразился в анекдотах советской эпохи. В целом же, с сожалением приходится констатировать, что нами не до конца использован потенциал рубрики «Из архивных фондов». На сегодняшний день в данном разделе опубликовано лишь несколько доку-ментов59. Общеизвестно, что поступательное развитие любой отрасли знания напрямую зависит от расширения источниковой базы. Поэтому мы надеемся, что в дальнейшем этот пакет редакционного портфеля нашего журнала будет пополняться заинтересованными авторами.
Безусловно, 10 лет для журнала не столь большой период развития, особенно в сравнении с такими историческими журналами, как «Отечественная история», «Вопросы истории» и т. д. Тем не менее, за этот отрезок времени, как показано в данном обзоре, на страницах журнала обсуждался значительный круг проблем, актуальных не только для интеллигентоведения, но и для многих других социально-гуманитарных наук. И мы уверены, что благодаря нашим авторам, которые могли бы составить «золотой запас» любого научного издания, эта деятельность будет продолжена и в дальнейшем.
Представленный обзор не претендует на полноту историографического анализа. Мы лишь охарактеризовали основные тенденции современного интеллигентоведения, которые отразились на страницах журнала «Интеллигенция и мир». Кроме того, ши-
рота обсуждаемых вопросов, показанная выше, наполняет уверенностью в том, что в ближайшем будущем у нас появятся и новые авторы, в том числе и те, которые до этого считали интелли-гентоведение специфической отраслью знаний, выходящей за рамки их научных интересов.
Примечания
1 См., напр.: БудникГ. А. Понятие «интеллигенция»: новые подходы и дискуссии // Интеллигенция и мир. 2009. № 3 ; Воронов Ю. М. Интеллигенция как социокультурная идентичность // Там же. 2004. № 1/2 ; Келеман Л. А. Субъектно-объектные основания целостного осмысления интеллигентности // Там же. 2007. № 4 ; Меметов В. С. О некоторых методологических подходах в изучении понятия «интеллигенция» в отечественной историографии // Там же. 2008. № 2 ; и др.
2 См., напр.: Меметов В. С. Проблемы теории и методологии генезиса интеллигенции // Интеллигенция и мир. 2007. № 4 ; Чугунова Т. В. Античность и тип интеллигентной личности // Там же. 2011. № 1 ; и др.
3 ЯсперсК. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 32—33.
4 См., напр.: Золотарев О. В. Советское учительство в 1920-х годах // Интеллигенция и мир. 2009. № 3 ; Он же. Советское учительство в 1930-е годы // Там же. 2010. № 1 ; и т. д.
5 См., напр.: КорзенкоГ. В. Ученые Беларуси в условиях политических репрессий 20—30-х годов XX столетия // Интеллигенция и мир. 2006. № 4 ; Шевчук И. И. Социальный и партийный состав ученых БССР (1920—30-е годы) // Там же. 2010. № 2 ; и др.
6 Гончарова С. Г. Медики в императорском вольно-экономическом обществе // Интеллигенция и мир. 2005. № 1/2 ; Горожанин Л. С. Интеллигентность как профессиональное качество врача // Там же. 2004. № 3/4 ; Жукова Л. А. Социальный статус земской медицинской интеллигенции в России на рубеже веков (XIX — начало ХХ в.) // Там же. 2005. № 1/2.
7 См., напр.: ДзуцеваН. В. Российская художественная элита 1910-х годов: стилевая модель и новые гендерные установки // Интеллигенция и мир. 2004. № 3/4 ; Зябликов А. В. Художественная интеллигенция и партия конституционалистов-демократов в 1905—1907 годах // Там же. 2011. № 2 ; Сибиряков И. В. Профсоюз работников искусств в 30-е гг. ХХ века // Там же. 2006. № 2 ; и др.
8 См., напр.: Рагозина А. А. Основные формы производственной деятельности технической интеллигенции в 1920—1930-е гг. : (на материалах Республики Карелия) // Интеллигенция и мир. 2006. № 3 ; Гу-
сев А. В. Подготовка инженерно-технических кадров в системе промысловой кооперации губерний Верхнего Поволжья в 20—30-е годы ХХ века // Там же. 2009. № 2 ; и др.
9 Федотов А. А. Русская Православная Церковь и религиозная интеллигенция в 1970-х — начале 1990-х гг. // Интеллигенция и мир. 2010. № 2.
10 Юркин Н. Г. Управленческая интеллигенция и становление государственной (гражданской) службы в России XVI—XVII вв. // Интеллигенция и мир. 2004. № 1/2.
11 Попов А. В. Генезис древнерусской военной интеллигенции // Интеллигенция и мир. 2010. № 1 ; Хрущева С. А. Роль военно-морской интеллигенции в просвещении населения Кронштадта в XIX — начале XX века // Там же. 2007. № 3.
12 Уваров И. А. Рождение военной интеллигенции России (Пажеский корпус) // Интеллигенция и мир. 2011. № 3.
13 См., напр.: Ершова Э. Б. Благотворительность церковной, дворянской и разночинской интеллигенции России XIX—ХХ вв. // Интеллигенция и мир. 2004. № 3/4 ; Ревин И. А. Формирование сельской интеллигенции Области войска Донского выходцами из крестьянского сословия // Там же. 2010. № 1.
14 См., напр.: ВозиловВ. В. Интеллигенция и социальные институты // Интеллигенция и мир. 2007. № 1 ; Ермушин М. В. Инженерно-техническая интеллигенция и рабочие в годы НЭПа: проблема взаимоотношений // Там же. 2011. № 1 ; Михайлюк А. В. Интеллигенция и крестьянство Украины (февраль — октябрь 1917 г.) // Там же. 2008. № 1 ; Сабурова Т. В. Представление о народе как доминанта самоидентификации русской интеллигенции XIX века // Интеллигенция и мир. 2005. № 3/4 ; Садина С. С. Советская интеллигенция и народ // Там же. 2004. № 3/4 ; и др.
15 Колпакова С. П. Креативный труд в условиях социально-экономической модернизации России // Интеллигенция и мир. 2010. № 1 ; Юркина О. А. Беатрис Вебб и Женская фабианская группа // Там же. 2010. № 2.
16 Семёнов В. Л. Оценочный аспект деятельности российской интеллигенции // // Интеллигенция и мир. 2011. № 1.
17 См.: Смирнов Д. Г. Интеллигенция: семиологическая функция : (к постановке проблемы) // Интеллигенция и мир. 2008. № 3. С. 21, 22.
18 См., напр.: Волков В. С. Дискуссии 1920-х годов по проблемам образования и судьбы их участников-педагогов // Интеллигенция и мир. 2011. № 3 ; Соловьёв А. А. Интеллектуальное пространство высшей духовной школы в России на рубеже XIX—XX веков // Там же. 2009. № 1 ; Юркин Н. Г. Опыт сравнительного анализа развития российской
и зарубежных систем образования до начала XVIII века // Там же. 2012. № 4 ; и др.
19 См., напр.: Школа светская и духовная: уроки двух профессоров : (интервью иеромонаха Макария с А. Д. Егоровым и С. М. Усмановым) // Интеллигенция и мир. 2007. № 2 ; Золотарев О. В. Российские образовательные реформы последних лет или от какого наследства мы отказываемся // Там же. 2009. № 1 ; Меметов В. С., Будник Г. А. Формирование интеллигенции в высшей школе: от теории к практике // Там же. 2010. № 2 ; Пряхин В. М. Достойная смена или «фабрика мысли»? // Там же. 2009. № 1 ; и др.
20 Белова Т. П. Вузовская интеллигенция и студенчество как объект социологического анализа // Интеллигенция и мир. 2005. № 1/2 ; Ершова Э. Б. Взаимоотношения интеллигенции и народа в историческом ракурсе : (мнения студенческой молодежи) // Там же. 2012. № 4 ; Кускова С. Е. Молодая интеллигенция рождается в вузе...? // Там же. 2005. № 3/4.
21 Ахлюстина М. А. Студент XXI века: самооценка через призму «Вех» // Интеллигенция и мир. 2005. № 3/4 ; Баженов А. М., Мартынова Т. М. Ценностные ориентации как фактор духовного развития молодого поколения российской интеллигенции // Там же. 2009. № 1 ; Сальникова Л. Г. Социальный портрет студента вуза провинциального города // Там же. 2007. № 1.
22 Будник Г. А. Студенчество как резерв интеллигенции // Интеллигенция и мир. 2009. № 1. С. 86.
23 См.: МарфинЮ. С., Садина С. С. Образ и менталитет современного молодого ученого // Интеллигенция и мир. 2009. № 3. С. 140.
24 Баженов А. М. Программа курса «Особенности становления нового политического режима в современной России и интеллигенция: социологический анализ» // Интеллигенция и мир. 2005. № 1/2 ; Горожанин Л. С. Рабочая программа курса «Интеллигенция и интеллигентность» // Там же. 2006. № 1 ; Шипилова Р. А. Из опыта организации спецкурса «Интеллигенция и власть» // Там же. 2008. № 2.
25 См., напр.: АврусА. И. Программа курса «История российских университетов» // Интеллигенция и мир. 2005. № 1/2 ; Будник Г. А. Рабочая программа и темы практических занятий специализированного курса «История высшего образования в России» // Там же ; Ершова Э. Б. Программа курса «Инновации и модели мировой художественной культуры» // Там же. № 3/4 ; Красина Г. П., Маркова Т. Н. Формирование сущностных черт интеллигенции в процессе преподавания культурологии : (из опыта использования музейных экспозиций) // Там же. 2009. № 2 ; и др.
26 См., напр.: О духовных истоках русской классической литературы : (интервью В. П. Ракова с Ю. В. Лебедевым) // Интеллигенция и мир. 2006. № 1 ; О, сколько нам открытий чудных готовит синтетизма дух! : (интервью В. П. Ракова с С. Н. Тяпковым) // Там же. 2007. № 2 ; Шустов Н. А. Роль интеллигенции в формировании информационного пространства современного российского общества // Там же. № 1 ; и др.
27 Сибиряков И. В. Интернет и российская интеллигенция // Интеллигенция и мир. 2007. № 1.
28 Сибиряков И. В. Интернет-интеллигенция: миф или реальность? // Интеллигенция и мир. 2009. № 2.
29 См., напр.: Котлова Т. Б., Добрынина А. М. Женщины в политических партиях в начале ХХ века // Интеллигенция и мир. 2005. № 1/2 ; Рас-катова Е. М. Власть и художественная интеллигенция позднего социализма: методологические ракурсы современного исследования проблемы // Там же. 2009. № 2 ; и др.
30 См., напр.: Казанин И. Е. Разработка политбюро ЦК РКП (б) государственной политики по отношению к российским литераторам в начале 1920-х гг. // Интеллигенция и мир. 2006. № 2 ; Кобелева Е. А. Интеллигенция Пермской губернии и органы ЧК: взаимоотношения и противоречия (1918—1922 гг.) // Там же. 2008. № 4 ; Комиссаров В. В. Интеллигенция и фантастика под партийно-идеологическим контролем в 1960—80-е годы // Там же. 2011. № 3 ; Раскатова Е. М. Главное управление по охране государственных тайн в печати при СМ СССР (Главлит) и новые реалии художественной жизни в конце 1960-х — начале 1980-х гг. // Там же. 2010. № 2 ; и др.
31 См., напр.: Василевская Н. В. Дореволюционная интеллигенция Беларуси и советская власть в 1920-е годы: проблемы взаимоотношений // Интеллигенция и мир. 2007. № 3 ; Сибиряков И. В. Интеллигенция и советская власть: первый опыт сосуществования // Там же. 2007. № 3 ; Яновский О. А. Тернистая дорога к марксизму, или российская интеллигенция в белорусских реалиях 1920-х годов // Там же. 2010. № 1 ; и др.
32 Аннин А. Г. Интеллигенция и партия меньшевиков в 1917 году // Интеллигенция и мир. 2006. № 1 ; Смехович Н. В. Институты политической власти и интеллигенция Беларуси: в поисках новых теоретико-методологических подходов // Там же. № 4 ; Зябликов А. В. «Союз 17 октября» и «Новое время» // Там же. 2009. № 2.
33 Насибуллин Р. А. О причинах падения монархии и социально-политической ответственности российской интеллигенции за Февральскую революцию 1917 года // Интеллигенция и мир. 2007. № 3 ;
Портер Т. Земская интеллигенция в годы Первой мировой войны // Там же. 2009. № 1.
34 Сибиряков И. В. Интеллигенция и террор: исторический опыт России начала ХХ века // Интеллигенция и мир. 2011. № 1.
35 Там же. С. 17.
36 См., напр.: Волков В. В. Истоки оппозиционности русской интеллигенции // Интеллигенция и мир. 2006. № 4 ; Соколова Ф. Х. Интеллигенция во власти: российские реалии // Там же. 2009. № 2 ; и др.
37 Мансуров В. А., Барбакова К. Г. Интеллигенция в структуре власти — миф или реальность? // Интеллигенция и мир. 2008. № 1. С. 10, 12, 30.
38 Величко С. А. Интеллигенция, перестройка и демократический транзит в России (1985—1991 гг.) // Интеллигенция и мир. 2012. № 2.
39 Борзов А. В. Консервативные католические интеллигенты США в 1970—80-е гг. и администрация Р. Рейгана // Интеллигенция и мир. 2010. № 4 ; Конорев С. В. Бразильская католическая церковь ХХ столетия: социальная активность и духовно-нравственный потенциал // Там же. 2004. № 3/4.
40 Соловьев А. А. Православная экклезиология русской интеллигенции // Интеллигенция и мир. 2004. № 1/2 ; Федотов А. А. Методологический аспект изучения истории Русской Православной Церкви ХХ века // Там же. № 3/4.
41 Ермолюк А. В. К проблеме отношения интеллигенции к религии // Интеллигенция и мир. 2005. № 1/2.
42 Зябликов А. В. «Идеальное» государство в консервативно-либеральной транскрипции В. В. Розанова // Интеллигенция и мир. 2004. № 1/2 ; Ращевская Е. П. Даниил Андреев и русская философская мысль о вестническом творчестве // Там же. 2006. № 3 ; Смирнов Д. А. Критика как метод жить и думать: Вальтер Беньямин в интеллектуальном контексте «Веймарской» Германии (1920 — начало 1930-х гг.) // Там же. № 4.
43 Ерошкина О. Н. Смутьян холста : (к 125-летию со дня рождения П. Н. Филонова) // Интеллигенция и мир. 2007. № 4.
44 РепниковА. В. От сумы и от тюрьмы... (Послевоенная судьба В. В. Шульгина на основе архивных материалов, документов и воспоминаний) // Интеллигенция и мир. 2009. № 2 ; Юркина О. А. Формирование мировоззрения британской лейбористской интеллигенции рубежа XIX—XX вв. : (на примере Беатрис Вебб) // Там же. 2006. № 1.
45 Смирнов Г. С. Россия Вернадского: сравнительный анализ моделей миропостроения В. И. Вернадского и В. И. Ульянова-Ленина // Интеллигенция и мир. 2004. № 3/4.
46 Буданова И. А. Маргарет Тэтчер. Профессионал. Политик. Женщина. // Интеллигенция и мир. 2008. № 4 ; Новиков С. С. Ибрагим Ругова: интеллигент и политик // Там же. 2007. № 1 ; Раков В. П. К. П. Победоносцев в контексте политического модерна // Там же. 2004. № 1/2 ; Сагинадзе Э. О. С. Ю. Витте — премьер-министр в восприятии российской оппозиционной общественности в 1905—1906 гг. // Там же. 2012. № 2 ; Черноперов В. Л. Дипломат В. Л. Копп в становлении советско-германских научных, инженерно-технических и культурных связей (1919—1921 гг.) // Там же. 2006. № 4.
47 Османов А. И. Интеллигенция в предпринимательстве Петербурга XIX века // Интеллигенция и мир. 2006. № 3.
48 Дмитревская И. В. О ноосферности пьес А. П. Чехова // Интеллигенция и мир. 2008. № 2 ; Брагина Н. Н. Интеллигентская рефлексия автора как причина саморазрушения текста («Ювенильное море» А. Платонова) // Там же. 2007. № 3 ; Комиссаров В. В. Футуристические проекты И. А. Ефремова и братьев Стругацких в реалиях начала XXI столетия // Там же. 2009. № 3 ; Соколова Е. С. «Не честь, а почести любя.»: размышления о социокультурном контексте сословного идеала А. С. Пушкина // Там же. 2008. № 2.
49 Веселов В. Р. Избранное // Интеллигенция и мир. 2006. № 3.
50 См., напр.: Гусева И. В. Трансформация почвеннических идей Ф. М. Достоевского в сознании российской интеллигенции на рубеже XIX—XX вв. // Интеллигенция и мир. 2006. № 4 ; Жульков М. В. Коллективный разум интеллигенции и ноосферное развитие // Там же. 2009. № 3 ; Шабунин В. В. Оценка миссионерской деятельности Русской православной церкви в общественном мнении русской интеллигенции на рубеже XIX—XX вв. // Там же. 2012. № 2 ; и др.
51 Интеллигенция и мир. 2004. № 3/4 ; 2005. № 3/4 ; 2007. № 2, 3.
52 Интеллигенция и мир. 2006. № 3 ; 2007. № 4 ; 2009. № 1.
53 См., напр.: Океанская Ж. Л. Первый в мире международный кризисо-логический симпозиум в Шуйском университете // Интеллигенция и мир. 2006. № 3 ; Порозов В. А. Двадцатая, юбилейная Международная интеллигентоведческая научно-теоретическая конференция в Иванове, 24—26 сентября 2009 г. // Там же. 2010. № 1 ; Усманов С. М., Данилов А. А. Конференция о русскости и российскости // Там же. 2008. № 3 ; и т. д.
54 Пронин А. А. Историография историографии российской эмиграции // Интеллигенция и мир. 2010. № 2 ; Он же. Интеллигенция российского зарубежья в отечественных диссертациях (1980—2005 гг.) // Там же. 2012. № 3.
55 См., напр.: Меметов В. С. Монастыри вчера и сегодня // Интеллигенция и мир. 2007. № 2 ; Меметов В. С., Комиссаров В. В. Интеллигенция, политика, власть : (рецензия на монографию В. А. Беляева «Отечественная интеллигенция как объект и субъект политики») // Там же. № 3 ; Меметов В. С., Садина С. С. Интеллигенты-герценовцы — мост через столетие // Там же. 2008. № 3 ; Меметов В. С., Усманов С. М. В лабиринтах техногенной цивилизации // Там же. 2012. № 1 ; Комиссаров В. В., Калинин А. К. Интеллигент — человек, несущий свет // Там же. № 1 ; Раков В. П. Заметки дилетанта : (о книге доцента Д. Смирнова) // Там же. 2009. № 2 ; и др.
56 См., напр.: Едошина И. А. «Палимпсесты» русской культуры // Интеллигенция и мир. 2004. № 1/2 ; Ершова Э. Б. Давно ожидаемая монография // Там же. 2009. № 1 ; Она же. От советской фантастики к нашим дням // Там же. 2011. № 2 ; Самарцева Е. И. «Монография. к которой будут обращаться не одно десятилетие.» // Там же. 2010. № 2 ; и др.
57 См., напр.: Порозов В. А. Образ интеллигенции российского провинциального города второй половины ХХ века в книгах серии «Пермь как текст» : молотовский коктейль : ст. первая // Интеллигенция и мир. 2010. № 4 ; Он же. Образ интеллигенции российского провинциального города второй половины ХХ века в книгах серии «Пермь как текст» : была ли у нас частная жизнь? : ст. вторая // Там же. 2012. № 1 ; Он же. Образ интеллигенции российского провинциального города второй половины ХХ века в книгах серии «Пермь как текст» : крах СССР в провинциальном филологическом дискурсе : ст. третья // Там же. № 2.
58 Капустина О. В. Советский анекдот как исторический источник для изучения образа интеллигента // Интеллигенция и мир. 2012. № 4.
59 Беньямин В. Автор как производитель / пер. Д. А. Смирнова // Интеллигенция и мир. 2008. № 2 ; Власов И. И. Образование ИВПИ : (из личных воспоминаний) / вступ. ст. и подгот. текста А. М. Семененко. 21 ноября 1928 г. // Там же. 2003. № 1/2 ; Из переписки семьи Коло-коловых / вступ. ст. и подгот. текста И. В. Синохиной) // Там же. 2005. № 3/4.