ИСТОРИОГРАФИЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
ББК 60.543.129
А. Ю. Чередникова
ОБ ИЗУЧЕНИИ ВОЕННОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
В НАУЧНЫХ КРУГАХ СОВРЕМЕННЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РФ
Известно, что интеллигентоведение как особая отрасль межпредметного гуманитарного знания выделилась сравнительно недавно, в 90-е гг. прошлого века. В основном, на заре своей жизни, этот процесс был связан с деятельностью коллег из Ивановского государственного университета, а именно с созданием в 1992 году Межвузовского научного центра «Политическая культура интеллигенции» и в 1998 году — Института интеллигенто-ведения при ИвГУ. Постепенно начал разрабатываться категориально-понятийный аппарат, шло формирование методологической базы, оформлялся тематический круг исследований в рамках интеллигентоведения. Конец ХХ века дал целую плеяду известных российских и зарубежных (прежде всего, украинских и белорусских) ученых, посвятивших свою деятельность изучению интеллигенции и ее феномену: В. С. Меметов, В. Т. Ермаков, В. С. Волков, Э. Б. Ершова, М. Е. Главацкий, И. В. Купцова и многие другие.
Первые комплексные работы по изучению военной интеллигенции как структурной компоненты интеллигентского целого появились также в начале 90-х гг. ХХ века. Потребность в выделении данного отряда интеллигенции в качестве уникального
© Чередникова А. Ю., 2018
Чередникова Анна Юрьевна — кандидат исторических наук, доцент, войсковая часть 72064 (Москва). [email protected]
объекта исследования была предопределена стремлением аккумулировать теоретическое и практическое, исторически сложившееся знание о военной интеллигенции, выработать и предложить реалистичную трактовку термина, обозначить круг изучаемых вопросов исходя из специфики деятельности указанной группы, ее характеристики в рамках морально-этического, социологического, политологического подходов. Среди первопроходцев можно назвать представителей разных общественных наук: С. В. Волков, А. З. Гильманов, Е. Б. Кононова, А. М. Лушников, С. Н. Полторак, Ю. М. Ращупкин и некоторые другие1.
Решение проблем, связанных с изучением конкретно военной интеллигенции, развивалось весьма успешно и продуктивно в силу до того слабой изученности тематики, разноплановости подходов, методологического поиска. В начале XXI века данное направление получило дополнительный импульс. Внешние угрозы (приближение НАТО к западным и юго-западным рубежам Российской Федерации, международный терроризм, экономические санкции и пр.), стагнация, застой и кризис в ВС РФ первых лет века дали толчок нынешнему реформированию армии, переоснащению вооружением и военной техникой, наращиванию военно-научного (военно-технического, военно-экономического, военно-гуманитарного) потенциала. Эти события породили исследовательский интерес к военной интеллигенции как особой прослойке интеллектуально-нравственного оплота страны, занимающейся вопросами ее обороноспособности, научно-исследовательской деятельностью военного профиля. Появился целый пласт статейных, диссертационных и фундаментальных трудов в данной сфере. Это нашло отражение в новом разделе журнала «Интеллигенция и мир», посвященном истории военной интеллигенции2. Среди представителей этого научного направления можно назвать И. Н. Гостева, Н. В. Захарова, Э. М.-Г. Зульпукаро-ву, Е. В. Ишимскую, С. И. Константинова, В. Л. Маслёхина, И. И. Никонова, А. В. Попова, И. А. Самолыгу, И. А. Уварова и некоторых других3.
Нередко исследователи военной интеллигенции сами происходят из военного сословия, и их интерес к данной теме подпи-тывается изнутри. В связи с этим цель работы — попытаться аккумулировать, структурировать и обобщить имеющиеся сведения
о состоянии изученности военной интеллигенции представителями гуманитарного знания Вооруженных сил РФ начала XXI века. К задачам статьи следует отнести: выявление военных научных школ и центров изучения военной интеллигенции; анализ направлений в исследовании военной интеллигенции учеными разнопланового гуманитарного знания, имеющими отношение к ВС РФ; прогнозирование перспектив развития данного направления.
Изучая персоналии исследователей военной интеллигенции, мы обнаружили, что зачастую они сами принадлежат к армейским структурам. Так, можно выделить две группы ученых, занятых в научно-исследовательской, преподавательской, военно-издательской деятельности в военных вузах, военных научных изданиях, военных научно-исследовательских центрах:
— действующие / в отставке / в запасе военные чины;
— исследователи, преподаватели из числа гражданского персонала.
Их интерес оправдан и продиктован прежде всего принадлежностью к ВС и знанием внутренней жизни довольно закрытой социальной группы, перспективой изучать объект исследования — современного военного интеллигента — в реальных условиях, возможностью представлять результаты в специализированных научно-исследовательских изданиях и на конференциях, востребованностью их труда в целях формирования гуманного облика военнослужащего, воспитания военного интеллигента.
Действующие военнослужащие-интеллигентоведы4 и военнослужащие-исследователи военной интеллигенции, находящиеся в отставке или запасе, представляют собой группу ученых, занятых в разных сферах гуманитарного знания. Среди них наиболее яркими представителями назовем следующих. Гильманов Амир Зарифович, доктор социологических наук, полковник в отставке. В 1960 году окончил Иркутское военное авиационно-техническое училище, затем — высшие военные академические курсы Ленинградской военно-воздушной инженерной академии им. А. Ф. Можайского (1972) и Военной академии им. Ф. Э. Дзержинского (1975). С 1976 года преподавал в Ростовском и Рижском высших командно-инженерных училищах РВСН (ракетные войска стратегического назначения), а с 1978 года находился в должности начальника кафедры общественных наук Казанского
высшего военного инженерного училища. А. З. Гильманов создал и обосновал систему формирования и развития личности офицера, разработал методологическую основу теории военной интеллигенции, нашедшую применение и на практике5.
Представители филиала Военно-космической академии им. А. Ф. Можайского (бывшее Ярославское высшее зенитно-ракетное командное училище): доктор исторических наук Сергей Григорьевич Осьмачко, полковник в отставке, бывший начальник кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, автор не только интеллигентоведческих работ, но и краевед, исследователь локальных и мировых войн и конфликтов начала ХХ века6; кандидат исторических наук, полковник в отставке Владислав Леонидович Маслёхин является исследователем истории НЭПа, философии войны и армии, истории науки и Великой Отечественной войны. Разрабатывает теорию военной элиты,
7
теоретические вопросы интеллигентоведческого дискурса .
Игорь Артурович Уваров — профессиональный военный, закончивший Смоленское высшее военное зенитно-ракетное инженерное училище, Гуманитарную академию ВС, Смоленский филиал Юридического института МВД России (бывший Смоленский филиал Московского университета МВД России), доктор исторических наук, непосредственно занимающийся изучением феномена рождения военной интеллигенции и становления системы образования и воспитания военного интеллигента в дореволюционной России8.
Целая плеяда исследователей Военного университета МО РФ (Москва) занимается направлением военного интеллигенто-ведения: И. А. Бродкин, И. В. Домнин (полковник запаса, заместитель редактора издания «Российский военный сборник»), А. И. Каменев (полковник запаса, профессор), А. Е. Савинкин (полковник запаса, редактор-учредитель «Российского военного сборника») и др. В стенах вуза военными историками, педагогами и социологами ведется разработка теории и методологии военной элиты, изучаются вопросы подготовки офицерских кадров, истории и стратегии развития военной школы России, военно-государственной мысли России, истории военной эмиграции9.
Гражданские исследователи военной интеллигенции, имеющие отношение к ВС посредством занятости в вузах, НИИ, научных изданиях, представлены более обширной группой. Их интерес к военной интеллигенции также формировался постепенно, на фоне работы над собственными, более ранними научными проектами. В результате изучения других тем авторы приходили к выводам о наличии военной интеллигенции, ее причастности к ряду социально-экономических, политических и иных процессов в истории страны. Ряд исследователей обратились и к философскому переосмыслению традиционных для себя вопросов через призму военного интеллигентоведения. Среди них назовем Елену Валентиновну Ишимскую, кандидата философских наук, автора ряда публикаций, посвященных интеллигенции в целом и военной интеллигенции в частности (ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия им. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», Воронеж)10.
Исследователи из Военной академии радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск им. маршала Советского Союза С. К. Тимошенко (Кострома) доктор исторических наук Иван Иванович Никонов, кандидат исторических наук Игорь Николаевич Гостев и кандидат исторических наук Игорь Алексеевич Самолыга публикуют работы, касающиеся формирования личности военного интеллигента, общественных и профессиональных задач современной военной интеллигенции в сфере обороны страны, борьбы с фальсификацией истории и роли военной интеллигенции в этом процессе, истории взаимоотношений власти и армейских структур на заре истории Советского государства11.
Преподаватель Вольского высшего военного училища тыла (Военный институт) Хабибулин Рифхат Габдрашидович занимается вопросами воспитания нравственных качеств и становления военного интеллигента12.
Исходя из анализа изученных работ далеко не всех специали-стов-интеллигентоведов военных учреждений, мы выделили несколько направлений военного интеллигентоведения, являющихся в настоящее время наиболее актуальными и востребованными:
— теоретические и методологические проблемы, связанные с выработкой общепринятого научного категориально-понятийного
аппарата, четкого вычленения объекта и предмета исследования, расширением источниковой базы, вовлечением новых источниковых пластов в научный оборот и пр.;
— проблемы обучения и воспитания офицерства как авангарда военной интеллигенции в разные исторические эпохи Российской истории (духовно-нравственного, религиозного, личностного и пр.);
— история белого движения, преемственности воинских и духовно-нравственных традиций в Красной армии;
— роль военной интеллигенции в вопросах формирования межнационального общения и поддержания баланса в государстве;
— значение военных вузов и кадетских корпусов в формировании личности военного интеллигента;
— роль военной интеллигенции в научной деятельности (экология, химия, физикохимия и технология стекла), в реализации научных программ оборонного значения, в борьбе с фальсификацией истории военных конфликтов и войн, что является крайне актуальным в свете событий на Украине и попыток нивелировать роль СССР, советского народа, в частности, в Победе над фашизмом;
— представители военной интеллигенции на службе Отечеству;
— региональная история военной интеллигенции.
Согласно вышеизложенному можно констатировать, что
как таковых школ и центров интеллигентоведения в ВС РФ, непосредственно занимающихся вопросами изучения феномена военной интеллигенции, не существует. В российском научном сообществе следует отметить лишь плеяду ученых, объединенных общим научным интересом, работающих в направлении военного интеллигентоведения. Ряд исследователей трудятся именно в военной сфере, будь то научно-исследовательская или преподавательская среда; из таких вузов выделим следующие: Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. С. К. Тимошенко (Кострома), Череповецкое ВВИУРЭ (Вологодская область), филиал Военно-космической академии им. А. Ф. Можайского (Ярославль), Новосибирское высшее военное командное училище, Военный университет МО РФ (Москва),
Вольский военный институт материального обеспечения Военной академии материально-технического обеспечения им. А. В. Хрулева (Саратовская область) и др.
В русле вопросов и ряда проблем военного интеллигенто-ведения проводятся тематические конференции, организуемые собственно военными учебными и научно-исследовательскими учреждениями. Среди них назовем уже ставшие традиционными и достаточно популярными в научном сообществе, а также продуктивными по научно-исследовательским результатам и вкладу в интеллигентоведение: «Суворовские чтения» (с 2013 г.) и «Академические Жуковские чтения» (с 2012 г.) (Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина», Воронеж), «Гуманитарные проблемы военного дела» (с 2014 г.) (Новосибирское высшее военное командное училище), «Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук» (с 2006 г.) (Вольск) и некоторые другие. Один из важных импульсов военное интеллигентоведение получило в гражданском вузе, а именно в стенах ИвГУ, в рамках проводимых с 1999 года международных научно-теоретических конференций, организуемых НИИ ин-теллигентоведения.
Исследователи военной интеллигенции представляют результаты своей деятельности на страницах весомых и известных журналов и сборников, например «Интеллигенция и мир» (Иваново), «Вестник Северного (Арктического) федерального университета» (Архангельск) и др. Помимо собственно научных и научно-популярных изданий, в которых публикуются работы, посвященные военной интеллигенции, следует отметить не менее десяти общедоступных журналов и периодических сборников трудов, выпускающихся под эгидой Министерства обороны. Среди них «Вестник военного образования», «Российский военный сборник», «Военная мысль», «Военно-исторический журнал» (Москва), «Гуманитарные проблемы военного дела» (Новосибирск) и пр. Отметим существование публичной издательской практики при наиболее крупных военно-учебных заведениях, таких как «Вестник Военно-воздушной академии» (Воронеж), «Вестник военного университета» (Москва), «Гуманитарный вестник Военной академии ракетных войск стратегического назначения»
(Москва) и иные. Публикационно-издательское поле для исследователей военной интеллигенции обширно, возможность печататься и дискутировать на страницах данных изданий более чем перспективная.
Таким образом, исследователи военной интеллигенции, относящиеся непосредственно к ВС РФ, представляют довольно малочисленную группу, в которую, однако, входят представители практически всех ветвей гуманитарного знания: историки, социологи, философы. При этом интеллигентоведы являются и действующими / в отставке / запасе военнослужащими, и представителями гражданской принадлежности. Диссертационные исследования по вопросам военного интеллигентоведения единичны. В целом круг интересов военного интеллигентове-дения охватывает те же сферы, что и общего интеллигентове-дения, однако профессиональная деятельность и нравственно-этическая составляющая личности военного интеллигента находятся в приоритете.
Хочется отметить, что остаются исследовательскими лакунами в науке такие проблемы, как 1) отношения военной интеллигенции и власти, 2) взаимоотношения военной интеллигенции с другими армейскими социальными подгруппами, 3) источники формирования военной интеллигенции в разные исторические эпохи, 4) история национальной военной интеллигенции народов России, 5) история военной интеллигенции в советский, постсоветский и современный исторические периоды, 6) роль военной интеллигенции в общезначимых для страны и общества политических, экономических, социальных процессах. Отметим и тот факт, что проблемность в изучении ряда вопросов военного ин-теллигентоведения связана не только с методологической разобщенностью, разнообразием подходов, слабостью источниковой базы и ограниченной тематической линейкой, но и с недостаточной вовлеченностью в данную тематику молодых исследователей, прежде всего военных.
В связи с этим теплится надежда, что при наиболее крупных и заинтересованных военных вузах могут возникнуть центры изучения военной интеллигенции как общекультурного и структурного феномена российской интеллигенции. Задача таких центров и исследователей будет состоять прежде всего в том,
чтобы расширить границы и насытить исследования по военной интеллигенции, применяя не только традиционные социологический, политологический и морально-этический подходы13. Важным и перспективным будет выработка концепции деятельност-ного подхода, сущность и значимость которого емко обозначил в одной из своих статей В. С. Волков: «...роль интеллигенции в обществе может быть раскрыта во всей полноте только в результате детального изучения степени реализации ею своих социальных функций, т. е. ее практической деятельности»14. Задача усложнится, конечно же, тем, что военная интеллигенция как специфическая социальная группа обладает дополнительными характеристиками, ответственностью, миссией.
Как говорят у нас в армии: «Данные требуют доразведки!»
Примечания
1 Волков С. В. Русский офицерский корпус. М., 2003 ; Гильманов А. З. Военная интеллигенция как социально-профессиональная группа : дис. ... д-ра социол. наук. Уфа, 1992 ; КононоваЕ. Б. Офицерство и интеллигенция: взаимопроникновение и взаимосвязь // Интеллигенция и проблемы формирования гражданского общества в России. Екатеринбург, 2000. С. 136 ; Лушников А. М. Военная интеллигенция: методологический подход к содержанию термина // Российская интеллигенция в российской и зарубежной историографии : тез. докл. межгос. науч.-теорет. конф., посвящ. В. Т. Ермакову и В. Л. Соскину : в 2 т. Иваново, 1995. Т. 1. С. 42—43 ; Полторак С. Н. О формировании менталитета российской военной интеллигенции: историко-психологический аспект // Генезис, становление и деятельность интеллигенции: междисциплинарный подход. Иваново, 2000. С. 76— 77 ; Ращупкин Ю. М. О роли военной интеллигенции в подготовке офицерских кадров в Иркутском юнкерском училище // Российская интеллигенция в отечественной и зарубежной историографии. Т. 1. С. 280 ; и др.
2 Меметов В. С., Юркин Н. Г. Листая страницы журнала. (Основные тенденции современного интеллигентоведения) // Интеллигенция и мир. 2013. № 1. С. 107.
3 Гостев И. Н. Советская власть и Красная армия в 1918—1920 гг. : дис. ... канд. ист. наук. Кострома, 2010 ; Захаров Н. В. Роль военной интеллигенции в формировании высокого морального духа армии Рос-
сии // Интеллигенция / интеллектуалы в кризисные и переломные периоды общественного развития : XXVI Междунар. науч.-теорет. конф. Иваново, 2015. С. 183—184 ; Зульпукарова Э. М.-Г. Интеллигенция Дагестана на рубеже XIX—XX веков: пути формирования и практическая деятельность : дис. ... д-ра ист. наук. Махачкала, 2004 ; Ишимская Е. В. Сущность и противоречия личностного развития военной интеллигенции // Вестник Чувашского университета. 2008. № 4. URL: http://cyberleninka.ru/journal/n/vestnik-chuvashskogo-universiteta?issue_id=852677#issues-list-title (дата обращения: 25.05.2017) ; Константинов С. И. Специфика Гражданской войны в Урало-Поволжском регионе и военная интеллигенция России // Интеллигенция и мир. 2013. № 3. С. 81—98 ; Маслёхин В. Л. Полководцы — элита военной интеллигенции // Интеллигенция / интеллектуалы в кризисные и переломные периоды... С. 106—108 ; Никонов И. И. Современные задачи военной интеллигенции в реализации научных программ оборонного значения // Интеллигентоведение: теория, методология и социокультурная практика : материалы XXV Междунар. науч.-теорет. конф. Иваново, 2014. С. 99—101 ; Никонов И. И., Само-лыга И. А. Военная интеллигенция в борьбе с фальсификациями истории Второй мировой войны // Там же. С. 101—103 ; Попов А. В. Военная интеллигенция России: генезис, формирование и развитие духовно-нравственных ценностей (X — начало XIX в.). Иваново, 2007 ; Он же. Генезис, формирование и развитие системы ценностей военной интеллигенции России (X — начало XX в.) : дис. ... д-ра ист. наук. М., 2012 ; Он же. Динамика формирования и развития военной интеллигенции // Интеллигенция и мир. 2005. № 1—2. С. 59—60 ; Самолыга И. А. Нравственное и религиозное воспитание будущих офицеров Российской империи в конце XIX — начале ХХ в. // Интеллигентоведение: теория, методология и социокультурная практика... С. 154—156; Соколов А. В. Поколения русской интеллигенции. СПб., 2009 ; и др.
4 Чередников С. В. Пример воинского обучения и воспитания в годы Великой Отечественной войны: военные переводчики // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук : материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. Вольск, 2017. № 11. С. 42—45 ; Чередникова А. Ю. Без толмачей не обходится ни одна война // Военно-исторический журнал. 2008. № 5 (577). С. 25—28 ; Она же. Образ врага в мемуарном наследии военных переводчиков Великой Отечественной войны // Судьба Родины : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. Архангельск, 2015. С. 108—113 ; Она же. Переводчики Великой Отечественной войны как представители советской военной
интеллигенции (по материалам мемуарного наследия) // Интеллигенция и мир. 2016. № 1. С. 53—65 ; и др.
5 Гильманов А. З. Указ. соч.
6 Осьмачко С. Г. Интеллигенция и патриотизм // Интеллигенция и мир. 2008. № 3. С. 7—13 ; Он же. Ярославль в Великой Отечественной войне (1941—1945 гг.) // Вестник Верхневолжского отделения Академии военно-исторических наук. Ярославль, 2010. Вып. 10. С. 154— 164 ; Он же. Красная армия в локальных войнах и военных конфликтах (1929—1941 гг.) : боевой опыт и военная политика. Ярославль, 1999 ; и мн. др.
7 Маслёхин В. Л. Достойный вклад в Победу. Патриоты села Верхней Волги фронту // Вестник Верхневолжского отделения Академии военно-исторических наук. Ярославль, 2005. Вып. 4. С. 105—112 ; Он же. К 90-летию НЭПа. URL: http://www.gvw-rggu.narod.ru/section/ section2/stati2012/maslekhin.htm (дата обращения: 25.05.2017) ; Он же. Понятие «интеллигенция» и «бритва Оккама» // Интеллигентоведе-ние: теория, методология и социокультурная практика... С. 72 ; и др.
8 Уваров И. А. Рождение военной интеллигенции России (Пажеский корпус) // Интеллигенция и мир. 2011. № 3. С. 89—100 ; Он же. Система военно-учебных заведений России XVIII — начала ХХ века : дис. ... д-ра ист. наук. М., 2012 ; и др.
9 Бродкин И. А. Военная элита российского общества: теория и методология исследования // Вестник Военного университета. 2007. № 1 (9). С. 34—42 ; Волков С. В. Русское офицерство как служилое сословие // Офицерский корпус русской армии: опыт самопознания. М., 2000 ; Домнин И. В. Военная мысль в изгнании : творчество русской военной эмиграции. М., 1999 ; и др.
10 Ишимская Е. В., Коновалов Д. В. Сущность и специфика духовного мира военной интеллигенции // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2015. Вып. 1 (6), т. 2. С. 93—95 ; Ишимская Е. В. Сущность и противоречия личностного развития военной интеллигенции ; Она же. Региональный аспект личностного развития военной интеллигенции // Регионоло-гия REGIONOLOGY. 2009. № 1. URL: http://regionsar.ru/ru/node/283 (дата обращения: 25.05.2017) ; и др.
11 Никонов И. И. Александр Невский — воин и полководец. URL: http://pandia.ru/text/80/113/11609.php (дата обращения: 25.05.2017) ; Он же. Современные задачи военной интеллигенции в реализации научных программ оборонного назначения // Интеллигентоведение: теория, методология и социокультурная практика... С. 99—101 ; Са-молыга И. А. Нравственное и религиозное воспитание... ; и др.
12 Хабибулин Р. Г. Воинский долг — одно из основополагающих нравственных качеств будущего офицера // Гуманитарные проблемы военного дела. 2015. № 2 (3). С. 51—54 ; Он же. Обоснование модели формирования нравственных качеств будущих офицеров : социальное воспитание // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2009. Т. 15. С. 128—130.
13 См.: Купцова И. В. К вопросу о соотношении понятий «интеллигенция» и «креативный класс» // Интеллигентоведение: теория, методология и социокультурная практика... С. 30—32.
14 Волков В. С. Деятельностный подход — важное средство расширения диапазона и углубление интеллигентоведческих исследований // Ин-теллигентоведение: теория, методология и социокультурная практика... С. 15—18.