Научная статья на тему 'О СПЕЦИФИКЕ И ОСОБЕННОСТЯХ ПОДХОДОВ К ИНТЕЛЛИГЕНТОВЕДЕНИЮ'

О СПЕЦИФИКЕ И ОСОБЕННОСТЯХ ПОДХОДОВ К ИНТЕЛЛИГЕНТОВЕДЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

86
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛИГЕНТОВЕДЕНИЕ / НАУКА / SCIENCE / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / INTELLIGENTSIA / INTELLIGENTSIA STUDIES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кураев Алексей Николаевич

Рассматриваются особенности науки «Интеллигентоведение»: ее происхождение и развитие, интеграционный характер и связь с другими дисциплинами, структура, объект и цели, многообразие и противоречивость методов исследования, законы и закономерности, значение интеллигентоведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SPECIFICS AND PECULIARITIES OF APPROACHES TO INTELLIGENTSIA STUDIES

The article attempts to reveal the specific features of intelligentsia studies: its origin and development, integrative character and connection with other disciplines, structure, object and purposes, variety and inconsistence of research methods, laws and regularities, importance of intelligentsia studies.

Текст научной работы на тему «О СПЕЦИФИКЕ И ОСОБЕННОСТЯХ ПОДХОДОВ К ИНТЕЛЛИГЕНТОВЕДЕНИЮ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ИНТЕЛЛИГЕНТОВЕДЕНИЯ

ББК 60.543.132.1

А. Н. Кураев

О СПЕЦИФИКЕ И ОСОБЕННОСТЯХ ПОДХОДОВ К ИНТЕЛЛИГЕНТОВЕДЕНИЮ

В последние десятилетия в гуманитарной науке произошло очень важное событие — сформировалось интеллигентоведение как самостоятельная научная дисциплина. Это стало результатом огромной исследовательской работы сразу в двух направлениях: изучение истории отечественной интеллигенции, ее возникновения и деятельности в различных сферах, места и роли интеллигенции в современной России; исследование интеллектуальной истории в целом, истории интеллектуальной мысли и интеллектуалов. Один из основоположников интеллигентоведения, профессор В. С. Меметов в статье, написанной в соавторстве с С. С. Садиной, отмечает: «Интеллигентоведение — ...не временный союз социально-гуманитарных знаний, а интердисциплинарная отрасль науки, самостоятельная по своим целям и задачам»1. Как видим, в этом определении подчеркивается, что интеллиген-товедение — это не какое-нибудь механическое эклектичное соединение различных социальных и гуманитарных дисциплин, а именно самостоятельная междисциплинарная отрасль науки со своими специфическими целями и задачами. В современной науке

© Кураев А. Н., 2017

Кураев Алексей Николаевич — доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории Московского государственного университета технологий и управления им. К. Г. Разумовского (Первый казачий университет). [email protected]

всё активнее проявляются интеграционные процессы: усиливается взаимосвязь различных отраслей науки. Это в полной мере относится и к интеллигентоведению. Оно находится на стыке нескольких гуманитарных и социальных дисциплин — истории, культурологии, истории культуры, философии, искусствоведения, социологии, политологии и других, но не растворяется в них, а остается самостоятельной наукой. Поэтому представляется актуальным и необходимым исследовать специфические особенности интеллигентоведения как особой отрасли науки, чему и посвящена данная статья.

Интеллигентоведение как составная часть науки включает три неразрывно связанные элемента: 1) ученых, 2) научные знания и теории, 3) научные учреждения. Из них особо отметим активно и успешно функционирующий при Ивановском государственном университете Научно-исследовательский институт интеллигентоведения2. Его директор — заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор исторических наук, профессор Валерий Сергеевич Меметов. НИИ интеллиген-товедения регулярно проводит научные конференции и издает журналы и книги (коллективные монографии, тематические сборники, сборники материалов конференций) по данной про-блематике3. Он успешно разрабатывает согласованные с Министерством образования и науки РФ научные темы: «Проблемы теории и методологии интеллигенции: историко-социологичес-кий и философско-политологический анализ», «Российская интеллигенция и европейские интеллектуалы в изменяющейся социально-политической действительности XX — начала XXI в.: виртуальность и реальность».

Очень важно, что интеллигентоведение как самостоятельная отрасль науки имеет свой конкретный объект исследования — все вопросы, связанные с интеллигенцией и интеллектуалами: основные закономерности, этапы и особенности возникновения, формирования и развития интеллигенции и интеллектуалов в различные исторические периоды, в различных регионах и сферах жизни; роль и место мировой и отечественной интеллигенции и интеллектуалов в процессе исторического развития своих стран; функции интеллигенции и интеллектуалов и их отрядов; мировоззренческие и нравственные принципы интеллигенции

и интеллектуалов; социально-политическое и культурологическое измерение интеллигенции и интеллектуалов; особенности духовного мира интеллигенции и интеллектуалов; биографический анализ интеллигентов и интеллектуалов; характеристика терминов «интеллигенция», «интеллектуалы», «креативный класс» и их соотношение; осмысление феномена и специфики интеллигенции и интеллектуалов как социального явления и социального слоя (группы) общества; основные закономерности историко-культурного взаимодействия интеллигенции и интеллектуалов с другими социальными слоями и группами человеческого общества; изучение интеллигентосферы; история интеллектуальной мысли в России и за рубежом; взаимоотношения российской интеллигенции и интеллектуалов с западными и восточными интеллектуальными традициями; связь интеллигентоведения с другими отраслями гуманитарного и социального знания. Интеллигентоведение также изучает: особенности становления и развития интеллигентоведе-ния как науки в России и других странах; методы и способы ин-теллигентоведческих исследований; главные идеи, достижения и проблемы интеллигентоведения на всем протяжении его развития; основные историографические оценки процесса развития интелли-гентоведения как науки в междисциплинарном исследовательском поле; как обозначаются позиции и характер поведения современных российских интеллигентов и интеллектуалов в условиях глобального информационного пространства; футурологию интеллигенции и интеллектуалов4.

Необходимо отметить, что интеллигентоведение последнего времени анализируется через синтез и особенности двух ин-теллигентоведческих категорий и понятий — «интеллигенция» и «интеллектуалы». Интеллектный слой в современном интелли-гентоведении включает в себя не только понятие «интеллигенция», но и «интеллектуалы». К последним относятся: 1) люди с высокоразвитым интеллектом, 2) представители интеллектуального труда, 3) представители социального слоя интеллигенции, 4) представители умственной элиты общества, 5) представители гуманитарной элиты общества5.

Но возникает вопрос о соотношении понятий «интеллигенция» и «интеллектуалы». Они отличаются друг от друга прежде всего по их общественной роли. Интеллигенция всегда претендовала

на особую ведущую роль в жизни всего общества, стремясь быть выразителем его интересов, а интеллектуалы, как правило, функционируют в своей конкретной интеллектуальной профессиональной деятельности. С функциональной точки зрения «интеллигенция» — это более широкое понятие, а «интеллектуалы» — более узкое, конкретное. Подобный же подход необходим и при анализе соотношения понятий «интеллигенция» и «интеллектуалы» с понятием «креативный класс». Тут всё зависит от критериев, по которым мы выделяем эти понятия. Например, в современной России креативный класс не включает в себя такие массовые отряды интеллигенции, как врачи, учителя и инженерно-технические работники. Поэтому искать общее в этих понятиях можно только с функциональной точки зрения6.

Интеллигентоведение, как и другие гуманитарные науки, всегда в какой-то мере связано с идеологией — системой светских или религиозных ценностных предпочтений, отражающих общественные интересы и помогающих народу, классу, человеку выживать и формировать ключевые целевые программы развития общества. На наш взгляд, нельзя настаивать на полной «деидеологизации» ин-теллигентоведения, якобы в целях усиления его «объективности». Ведь человек, общество — это не только объективное явление, но и явление, содержащее в себе субъективную реальность и имеющее свои особые интересы, благодаря чему социум способен превращаться в творчески-преобразовательную силу и подниматься вверх по лестнице прогресса. Наиболее тесно связаны с идеологией именно интеллигенция и интеллектуалы, которые в силу своего положения вырабатывают и выражают интересы различных, в том числе и противоположных общественных сил и классов, а также, обладая возможностями идеологического и культурного влияния на общество, во многом формируют общественное мнение.

Объективная дифференциация наук является основанием для их классификации. На наш взгляд, интеллигентоведение относится одновременно и к фундаментальным и к прикладным наукам. С одной стороны, оно изучает теоретические вопросы, связанные с возникновением и деятельностью интеллигенции, интеллектуальной историей. С другой стороны, интеллигентове-дение направлено и на решение конкретных нужд современного российского общества: повышение культурного и социального

уровня населения, улучшение материального положения интеллигенции и интеллектуалов. В этом дуализме интеллигентоведе-ния кроется одна из его главных особенностей и преимуществ как одновременно и теоретической и практической отрасли науки.

Как и любая другая наука, интеллигентоведение имеет свою методологию, т. е. систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учения об этой системе. Исследование интеллигенции и интеллектуалов предполагает использование соответствующего методологического аппарата, который проистекает из специфики изучаемого объекта и касается, с одной стороны, анализа самой интеллигенции, интеллектуалов и их деятельности, а с другой стороны, он связан со спецификой интеллигенции и интеллектуалов как социального явления и социального слоя общества. Так как интелли-гентоведение находится на стыке гуманитарных и социальных отраслей науки, то для его методологий характерны очень большое разнообразие, противоречивость и сильный субъективизм. К основным методам интеллигентоведческого анализа относятся:

1. Деятельностная интерпретация интеллигенции.

Она выступает методологическим средством исследования субкультурных общностей, в том числе интеллигенции и интеллектуалов, и предполагает выделение в человеческой деятельности следующих элементов: субъекты деятельности; объекты, на которые она направлена; продукты деятельности; способы и средства осуществления деятельности. Интеллигенция и интеллектуалы понимаются с точки зрения их продуктов, а также способов и средств деятельности. Общество же рассматривается как коллективный субъект этой деятельности. Оно выступает не как простое множество людей, а как целостная система, в которой люди объединены многообразными связями и отношениями (экономическими, политическими, правовыми, культурными, нравственными и др.). Деятельность дает возможность выразить диалектическую взаимосвязь между различными элементами интеллигенции и интеллектуалов, а также между ними и обществом, и тем самым представить их как целостность. Деятельностное рассмотрение интеллигенции и интеллектуалов позволяет обнаружить источники и движущие силы их развития, а также представить их самих как самостоятельное и противоречивое явление.

Структурно-деятельностное восприятие интеллигенции и интеллектуалов позволяет рассматривать их через понятие социального опыта, социальной биографии, совокупности социально-символических ресурсов. Данный подход предоставляет возможность анализировать процесс развития интеллигенции и интеллектуалов как результат воздействия социально-институциональной сферы, что воспроизводится в массовых социальных практиках интеллигенции и интеллектуалов.

Деятельностный метод необходим прежде всего потому, что при всей важности разработки теории интеллигенции и интеллектуалов (интеллигенция и власть, взаимоотношения интеллигенции и интеллектуалов, их трансформации, ответственность, мировоззрение, нравственные принципы и т. п.), конкретная роль интеллигенции и интеллектуалов в обществе может быть раскрыта во всей полноте и объективности только в результате детального изучения степени реализации ими своих социальных функций, т. е. их практической деятельности. В то же время исследователи при применении деятельностного подхода сталкиваются с проблемами трех типов: 1) как вычленить деятельность именно интеллигентов и интеллектуалов из деятельности того учреждения, в котором они трудятся: учителей — из работы всей школы, инженеров — из деятельности всего коллектива (персонала) промышленного предприятия и т. п.; 2) сложно суммировать результаты деятельности интеллигентов и интеллектуалов при формировании обобщенной оценки их вклада в развитие экономики, культуры, социальной сферы; 3) необходимо четко и во всей полноте определить предмет исследования7.

2. Историко-генетический метод.

Он предполагает такое исследование интеллигенции и интеллектуалов, которое позволяет понять интересующий нас феномен с точки зрения его возникновения и развития. Этот подход позволяет сделать диахронный срез изучаемого объекта или процесса, т. е. проследить основные этапы развития интеллигенции и интеллектуалов от момента возникновения и до настоящего времени. В истории интеллигенции и интеллектуалов выделяются, как правило, три главных этапа: дореволюционная Россия, Советская Россия и СССР, современная Россия; внутри них выделяется множество более мелких периодов. Историко-генетическое

изучение исторических событий и фактов, связанных с интеллигенцией и интеллектуалами, открывает простор для рассмотрения их взаимной обусловленности и выявления причинно-следственных связей. Историко-генетический метод позволяет лучше уяснять природу изучаемых проблем в их процессуальном становлении.

3. Компаративный метод: историко-сравнительный и ис-торико-типологический подходы, историко-культурологический и сравнительно-культурологический подходы.

Данный метод подразумевает сравнительно-исторический анализ различных отрядов интеллигенции и интеллектуалов в определенном временном интервале (например, в советский период). При этом обычно сравниваются и сопоставляются деятельность, жизнь и быт интеллигентов и интеллектуалов в разнообразных отраслях производства, сферах жизнедеятельности и культуры, в различных регионах одной страны и между разными странами. Это позволяет выявить специфику национальной, региональной и профессиональной интеллигенции и интеллектуалов. Компаративный и историко-генетический подходы тесно связаны и часто выступают в качестве единого метода исследования интеллигенции и интеллектуалов. Сравнение и типологиза-ция культурных явлений позволяют глубже проникнуть в психологию поведения интеллигенции и интеллектуалов, выделять их побудительные мотивы, создавать представление о повседневной жизни и традициях интеллигентов и интеллектуалов.

4. Системный метод.

Он предполагает изучение всего комплекса исследуемых событий, фактов, процессов и явлений как элементов одной системы. Анализ интеллигенции и интеллектуалов сквозь призму системного подхода рассматривает их не как временный слой или «прослойку», а как универсальное явление общества. При этом интеллигенция и интеллектуалы в целом и их различные части представляются целостными образованиями, состоящими из множества взаимосвязанных элементов и подсистем, находящихся в различных взаимоотношениях (сотрудничество, иерархическое соподчинение, борьба и др.). Данный подход позволяет изучить именно всю интеллигенцию и интеллектуалов, показав их в конкретный момент времени во всей полноте их связей и отношений с другими частями общества и с самим обществом,

сопоставить их с другими социальными слоями и явлениями, понять интеллигенцию и интеллектуалов как один из важнейших общественных феноменов. Системный метод позволяет представить интеллигенцию и интеллектуалов как сложную систему и выявить общие, повторяющиеся, типичные и закономерные черты в их структуре и деятельности.

5. Структурно-функциональный метод.

Этот метод, во-первых, рассматривает интеллигенцию и интеллектуалов в качестве подсистемы целостной социально-культурной системы, каждый элемент которой выполняет служебную роль в общей системе регуляции общественной жизни. Во-вторых, исследуются функции и деятельность самых разнообразных отрядов интеллигенции и интеллектуалов (ученые, педагоги, художественная интеллигенция, региональная интеллигенция и т. д.) именно как неразрывных составных частей общей системы, в качестве которой рассматривается вся интеллигенция и интеллектуалы. Данный подход позволяет вычленить все структурные элементы и сферы интеллигенции и интеллектуалов, понять, как они взаимосвязаны между собой и всем целым — обществом и культурой, а также выяснить, какую конкретно роль интеллигенция и интеллектуалы играют в обществе и культуре и в удовлетворении потребностей человека.

По своей сути структурно-функциональный и системный методы взаимосвязаны и взаимозависимы. Ведь дать объективную характеристику любой структуре можно, лишь исходя из ее функционирования именно в системе. Также и с системой: ее деятельность и оценка этой деятельности напрямую зависят от функционирования всех входящих в нее элементов и структур, в нашем случае — от всех отрядов интеллигенции и интеллектуалов.

6. Аксиологический (ценностный) подход.

Он связан с изучением интеллигенции и интеллектуалов в качестве носителей совокупности ценностей, понимаемых как идеалы, к достижению которых стремится данное общество. Этот подход также подчеркивает, что далеко не все ценности и идеалы интеллигенции разделяются всем остальным обществом (характерный пример — «хождение в народ» народнической интеллигенции в Российской империи в 1860—90-х гг.). Но бывает и наоборот. Идеи, вначале выдвигаемые лишь самыми смелыми

интеллигентами и интеллектуалами, постепенно превращаются в требование большинства общества. Так было с лозунгами многопартийной системы, лишения КПСС монополии на власть, приватизации и перехода к рыночной экономике в СССР в конце 1980-х — 1991 гг. Ценности существуют лишь по отношению к человеку, поэтому в данном подходе изучаемые феномены соотносятся с человеком, его потребностями и интересами. Данный метод позволяет выявить личностные смыслы, ценности и идеалы в соответствующей интеллигентской и интеллектуальной среде и интеллигентосфере.

7. Агональный подход.

Это специфический метод исследования служивой, прежде всего военной, интеллигенции. Он исходит из того, что агон представляет собой универсальное качество культуры, заключающееся в состязательности, вытекающее из потребности присвоить, сделать своим иное пространство. Агональность — это функциональное включение агона в сферы культурной деятельности человека8. В дореволюционной России агональность особенно ярко проявлялась у казачьей интеллигенции. Вся ее деятельность была направлена на подготовку казаков к воинской службе, т. к. война воспринималась казачеством как неотъемлемая часть повседневной жизни, и жили они, как правило, на границах Империи9.

8. Интеллигентосферный подход.

Он состоит в исследовании взаимоотношений интеллигенции и интеллектуалов с окружающей их ближней и дальней внешней средой. Интеллигентосфера — это открытая, динамичная, высокоорганизованная, инвариантная система рационализации и оптимизации социокультурных отношений, обусловленных становлением форм научно-организованного, ценностно и духовно ориентированного взаимодействия человека (общества) и окружающего мира. В данном подходе важное значение принадлежит функции «вход — выход». Часто интеллигентосферу рассматривают как часть ноосферы10. Интеллигентосфера обладает свойствами системы ценностей, определяющих характер отношений в социокультурной среде. Для развития человечества общезначимый характер имеет формирование такого отношения к миру, когда соединяются и гармонизируются императив культурной

нормы и спонтанность человеческой чувственности. И в этом огромная роль принадлежит интеллигенции и интеллектуалам.

9. Формационный метод.

Данный метод разработан в теориях К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина и успешно применялся как советской историографией, так и сейчас. Концепция материалистического понимания истории (исторический материализм) базировалась на четырех основных принципах: 1) единство исторического процесса; 2) историческая закономерность; 3) детерминизм — признание существования причинно-следственных связей и зависимостей. Главным, определяющим в историческом процессе является способ производства материальных благ, т. е. экономический фактор; 4) принцип исторического прогресса — поступательное развитие общества, поднимающееся на всё более и более высокие уровни.

Согласно марксистской концепции, всемирный исторический процесс — это последовательная смена общественно-экономических формаций, различающихся между собой, прежде всего, по способу производства и соответствующей ему социально-классовой структуре. История человечества делилась на пять формаций: первобытнообщинная (первое бесклассовое общество), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая (и его высшая стадия — империализм), высшее бесклассовое общество — коммунистическая формация (социализм выделялся как переходный этап или первая стадия коммунизма). Утверждалось, что смена формаций осуществляется в основном путем классовой борьбы и революций (они объявлялись важнейшими движущими силами, «локомотивами истории») и составляет всеобщий объективный закон исторического развития.

Подобный же подход был и к интеллигенции. Она как социальный слой или «прослойка» выделялась во всех классовых обществах и рассматривалась, прежде всего, с точки зрения ее принадлежности к господствующим или угнетенным классам, к тем или иным политическим партиям и группировкам. Решительно отвергался принцип беспартийности и независимости интеллигенции. В. И. Ленин в своей известной статье «Партийная организация и партийная литература» писал: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя,

художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания»11. Деление интеллигентов на «своих» и «чужих» особенно ярко проявилось в политике большевиков в период Октябрьской революции и Гражданской войны.

У формационного метода много достоинств: наличие единого критерия (социально-экономического, т. е. отношения собственности); ярко выраженная стадиальность (четкое деление истории человечества на 5 формаций, такой же подход и к истории интеллигенции); логичность и простота для понимания (каждая новая формация проистекает из предыдущей и является ее закономерным продолжением). Формационный метод позволяет в глобальном масштабе проследить как вневременные, сущностные черты интеллигенции и интеллектуалов, сложившиеся еще в далеком прошлом, так и выделить и сравнить особенности жизни и деятельности интеллигенции и интеллектуалов в различные исторические эпохи, особенно в связи с конкретными социально-экономическими и политическими системами. Он также позволяет сориентироваться в многообразном историческом материале об интеллигенции и интеллектуалах, структурировать во времени и пространстве собственные знания по конкретной интеллигентоведческой проблеме.

Но у формационного метода есть и серьезные недостатки: экономцентризм, недостаточное внимание к не относящимся к экономике факторам развития общества, в том числе и интеллигенции; европоцентризм; абсолютизация роли классовой борьбы и революций, оправдание массовых репрессий, недооценка эво-люционно-реформистского пути развития и нападки на интеллигентов и интеллектуалов — сторонников этого пути; желание быть безапелляционной истиной в последней инстанции, претензии на собственную непогрешимость, ненависть к другим концепциям (это было особенно характерно для советского периода).

10. Цивилизационный метод.

Он тесно связан с формационным методом (особенно в рамках периодизации истории) и позволяет выявить и проанализировать специфические особенности, достоинства и недостатки интеллигенции и интеллектуалов в конкретном большом сообществе людей, учитывая социокультурное своеобразие этих сообществ.

Применяя данный метод, исследуется положение интеллигенции и интеллектуалов в советской, современной российской, западно-атлантической, исламской, китайской и других цивилизациях. Но следует учитывать, что подобное выделение цивилизаций достаточно условно и во многом перекликается с формационной и иными классификациями.

11. Модернизационный подход.

Данный подход позволяет выявить роль и деятельность интеллигенции и интеллектуалов в переходные эпохи: от традиционного аграрного общества к индустриальному (XVII—XVIII— XIX вв.), а от него — к постиндустриальному обществу (со второй половины XX в.).

При всех достоинствах формационного, цивилизационного и модернизационного подходов к интеллигенции и интеллектуалам у них имеется один общий серьезный недостаток, свойственный всему системному методу, — это чрезмерное внимание к глобальным проблемам интеллигенции и интеллектуалов, особенно во всемирном и национальном масштабах. Отсюда — недооценка менее глобальных, но оттого не менее важных вопросов, связанных с конкретной деятельностью и жизнью интеллигенции и интеллектуалов во всем их разнообразии.

12. Микроисторический подход.

Он возник на рубеже 1980—90-х гг. (Ю. Л. Бессмертный, Б. Г. Могильницкий, Л. П. Репина и др.) как обратная реакция на неполноту и недостатки системных моделей. В русле данного направления стало уделяться намного больше внимания повседневной жизни интеллигенции и интеллектуалов, деятельности их отдельных представителей. Акцентировалось внимание на ранее слабо изученных проблемах формирования духовных и нравственных ценностей интеллигенции и интеллектуалов, влияния социокультурной среды на их становление, особенностях труда, жизни и быта интеллигентов и интеллектуалов в столицах и провинции и т. д. В научный оборот были введены многочисленные документы и источники, раскрывающие жизненный путь отдельных, зачастую самых обыкновенных и ранее не известных и не изученных представителей интеллигенции и интеллектуалов.

13. Междисциплинарная (синтетическая) исследовательская модель.

Для многих исследователей стало ясно, что микро- и макроподходы в изучении интеллигенции и интеллектуалов, являясь взаимосвязанными и взаимозависимыми, должны не исключать, а взаимно дополнять друг друга. Поэтому возник методологический тупик: как их совместить? Выход из него нашла Ивановская научная школа интеллигентоведения во главе с В. С. Меметовым — была предложена интеграционная междисциплинарная исследовательская модель12, своего рода метод концептуального синтеза. Это позволило взять и объединить всё лучшее из интеллигенто-ведческих методов и одновременно преодолеть свойственные им ограниченности и недостатки. Методологический синтез предполагает комплексное использование в качестве научного инструментария методов смежных гуманитарных наук: истории, культурологии, философии, социологии, антропологии, этнографии, фольклористики, лингвистики и др. В исследовательской практике активно используется всё богатство междисциплинарных связей, позволяющее историкам, культурологам и представителям других гуманитарных наук, применяя различные методы, выходить на новые теоретические уровни изучения как отдельных интеллигентов и интеллектуалов, так и целых социальных групп интеллигенции и интеллектуалов. В результате усиливается социокультурный контекст исследования интеллигенции и интеллектуалов, позволяющий проследить формирование и трансформацию всей их жизни, деятельности и ценностных ориентиров как на макро-, так и на микроуровнях. Междисциплинарный подход предполагает также исследование вариативной модели, т. е. разнообразных альтернатив поведения интеллигенции и интеллектуалов. Это позволяет дать наиболее полную характеристику их роли в кризисных и переломных ситуациях и предложить основы участия интеллигенции и интеллектуалов в формировании и реализации антикризисных программ развития российского общества13.

Многообразие в интеллигентоведении исследовательских систем приводит к многообразию полученных научных результатов, которые нельзя оценить однозначно. Приведенная выше классификация интеллигентоведческих моделей, методов и подходов

в некоторой степени условна. Они частично противоречат друг другу или совпадают, и к тому же не признаются единогласно всеми учеными. Необходимо также учитывать, что выбор способа исследования во многом зависит от мировоззренческой позиции самого интеллигентоведа как представителя гуманитарно-социальной науки. Поэтому разработка интеллигентоведческой методологии активно продолжается.

Основная функция науки — выработка объективных знаний о мире. Каркас науки, в том числе и интеллигентоведения, составляют законы — открытые, устойчивые, существенные связи между явлениями. Среди них: принцип объективности, ориентирующий на достижение такого знания, которое не зависит от форм и способов познавательного процесса и адекватно отражает реальную действительность; принцип причинности, утверждающий, что все события в мире связаны между собой объективной причинной связью; принцип рациональности, аргументированности, доказательности; принцип воспроизводимости (научные факты могут быть воспроизведены либо в экспериментальных исследованиях, либо в теоретическом доказательстве других ученых); принцип теоретичности и системности (теории обобщают полученное разрозненное знание в целостное научное представление о существенных свойствах и закономерностях определенных отраслей действительности; теории, взятые системно, формируют научную картину мира); принцип критичности. Он означает, что интеллигентоведение не претендует на формулировку всеобщей абсолютной истины, хотя ее крупицы наличествуют и накапливаются в конкретно-научном знании.

Исходя из законов интеллигентоведения, можно сформулировать общие закономерности развития этой науки: 1) определяющая роль социальной практики, практических потребностей общества; 2) зависимость научного творчества от социально-экономических условий бытия и уровня развития культуры тех или иных народов; 3) сочетание и чередование в процессе развития интеллигентоведения эволюционных и революционных периодов; 4) противоречивый характер влияния научно-технического прогресса и его социальных последствий на интеллигенто-ведение; 5) интернационализация и глобализация интеллигенто-ведения и его достижений.

Подведем итоги. Интеллигентоведение — это самостоятельная междисциплинарная отрасль науки, имеющая свои специфические особенности. Она тесно связана с другими социальными и гуманитарными дисциплинами, но от этого не теряет свою самостоятельность и значимость. Как и любая другая наука, интеллигентоведение состоит из трех неразрывно связанных элементов: 1) ученых, 2) научных знаний и теорий, 3) научных учреждений. Создателем и лидером интеллигентоведения в России является возглавляемый В. С. Меметовым НИИ интеллигентове-дения при Ивановском государственном университете. Конкретный объект исследования интеллигентоведения — все вопросы, связанные с интеллигенцией и интеллектуалами: их возникновение и развитие, особенности жизни, деятельности и мировоззрения интеллигентов и интеллектуалов, их роль в обществе и т. д. Интеллигентоведение относится одновременно и к фундаментальным и к прикладным наукам, что является одним из его преимуществ. Интеллигентоведению присуще многообразие методов исследования: системные и более узкие, макро- и микроподходы. Это, с одной стороны, позволяет более полно и объективно исследовать весь комплекс проблем, связанных с деятельностью и жизнью интеллигенции и интеллектуалов. С другой стороны, ин-теллигентоведческие методы в ряде случаев противоречат друг другу, что может привести к потере логики научного исследования. Интеллигентоведение как самостоятельная часть науки имеет свои законы и общие закономерности развития, поэтому необходимо и дальше активно развивать эту новую, молодую, но очень важную и перспективную отрасль научного знания.

Примечания

1 Меметов В. С., Садина С. С. Интеллигентоведение в российских вузах — требование времени // Интеллигентоведение в системе гуманитарных наук : исследования и учеб.-метод. разработки. Иваново, 2008. С. 16.

2 Меметов В. С. К итогам 25-летия МЦ и НИИ интеллигентоведения // Интеллигентоведение: теория, методология и социокультурная практика : материалы XXV Междунар. науч.-теорет. конф. Иваново, 2014 ;

Солодовниченко Л. Я., Шимельфениг О. В. Комплексный феномен

школы интеллигентоведения профессора В. С. Меметова // Интеллигенция и мир. 2014. № 1.

3 См., напр.: Интеллигентоведение в системе гуманитарных наук ; Проблемы теории и методологии исследования интеллигенции : моногр. / под ред. В. С. Меметова. Иваново, 2008 ; Интеллигенция: вопросы теории и методологии : моногр. / под ред. В. С. Меметова. Иваново, 2010 ; Интеллигенция и интеллектуалы в изменяющейся социально-политической действительности : коллектив. моногр. / отв. ред. В. С. Меметов, В. Л. Черноперов. Иваново, 2014.

4 См.: Комиссаров В. В. Прогностическая функция интеллигенции: советская научно-фантастическая литература в предощущении постиндустриального барьера // Интеллигенция: вопросы теории и методологии.

5 Социологический энциклопедический словарь. М., 1998. С. 106.

6 Меметов В. С. О понятийных и интеллектно-образующих связях в современном интеллигентоведении // Специфика социально-политической активности интеллигенции / интеллектуалов в современном мире : материалы XXVII Междунар. науч.-теорет. конф. Иваново, 2016.

7 Волков В. С. Деятельностный подход — важное средство расширения диапазона и углубления интеллигентоведческих исследований // Ин-теллигентоведение: теория, методология и социокультурная практика : материалы XXV Междунар. науч.-теорет. конф. Иваново, 2014.

8 См.: Калашникова Н. К. Агональные основы культуры донского казачества : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2005.

9 Кураев А. Н. Особенности формирования казачьей интеллигенции в дореволюционной России // Специфика социально-политической активности интеллигенции / интеллектуалов в современном мире.

10 См., подробнее: Смирнов Г. С. Интеллигенция и ноосфера : философ-ско-культурологические проблемы интеллигентоведения. Иваново, 2007.

11 Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 12. С. 104.

12 См.: БудникГ. А. Актуальные проблемы методологии интеллигентове-дения // Интеллигентоведение: теория, методология и социокультурная практика.

13 Интеллигенция и интеллектуалы в изменяющейся социально-политической действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.