О. В. Золотарев
ОСНОВАТЕЛЬ ИНТЕЛЛИГЕНТОВЕДЕНИЯ
Во время учебы в докторантуре в Московском педагогическом университете я много слышал об ивановском межвузовском центре интеллигентоведения и его руководителе Валерии Сергеевиче Меметове от З. Г. Дайча и В. В. Москвина. Захар Григорьевич, который являлся моим научным консультантом, частенько говорил: «Вам обязательно надо съездить на конференции в Иваново, к Меметову. Там сложился замечательный коллектив единомышленников по нашей проблематике. Многому научитесь». К сожалению, работа над диссертацией заставляла откладывать эту поездку. Но Валерий Сергеевич все же посодействовал мне в подготовке работы, написав отзыв на автореферат диссертации. Зачитанный на защите, он был с большим уважением выслушан членами диссертационного совета.
Уже после утверждения в ученой степени, в ноябре 1997 г., когда я приехал получать в ВАКе свой диплом, З. Г. Дайч заметил: «А Вы все-таки съездите к Меметову». И передал информационное письмо о Международной научно-теоретической конференции «Нравственный императив интеллигенции: прошлое, настоящее, будущее», провести которую планировалось в Ивановском университете в сентябре 1998 г. Это была моя последняя встреча с учителем. В начале 1998 г. Захара Григорьевича не стало. Таким образом, знакомство с ивановским центром интеллигентоведения — это последнее, что успел сделать для меня профессор З. Г. Дайч.
Однако поначалу поездка в Иваново, прямо скажу, не радовала. Город встретил разбитыми мостовыми, постоянными отключениями электричества и отсутствием горячей воды в гостинице. Сказывались «лихие девяностые». Но эти бытовые неурядицы
© Золотарев О. В., 2020
Золотарев Олег Васильевич — доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории и методики обучения общественно -правовым дисциплинам, Сыктывкарский государственный университет им. П. Сорокина, kimoopd@syktsu.ru (Dr. Sc. (History), Professor, Head of the Department of History and Methods of Teaching Social and Legal Subjects, Pitirim Sorokin Syktyvkar State University).
были сполна компенсированы радушием хозяев. Несмотря на раннее время (поезд из Москвы прибывал в Иваново в пять утра), нас встретили на вокзале и проводили в гостиницу, объяснили, куда и как идти на заседания конференции. Именно тогда, в свой первый приезд, я познакомился с одним из соратников Меметова, Александром Анатольевичем Даниловым. Это знакомство постепенно, несмотря на расстояние, нас отделявшее, переросло в дружбу.
С нетерпением ждал начала работы форума и встречи с именитым ученым. И сразу был приятно удивлен. К моменту регистрации перед участниками — только что напечатанный в типографии сборник материалов конференции. По тем временам — непозволительная роскошь (замечу, сборники никогда не публиковались после конференции, только накануне). И здесь сказывался как талант Меметова-организатора, так и его чуткое отношение к гостям-участникам. Первые доклады и сообщения — искренняя доброжелательность хозяев, готовность помочь, внимание ко всем без исключения участникам. География конференции была обширная: приехали преданные своему делу ученые из Москвы, Петербурга, Костромы, Перми и других уголков не только России, но и прежней, гораздо более великой Родины. Дискуссии шли до позднего вечера и были весьма полезны для всех — от начинающего исследователя до маститых ученых. Эта первая поездка укрепила меня во мнении, что здесь всегда искренне рады гостям, готовы принять участие в обсуждении волнующих научных проблем, указать нужное направление научного поиска, стремятся помочь. В немалой степени способствовали этому и неофициальные деловые приемы, прекрасная поездка в Плес.
Таким образом, мои ожидания, основанные на мнении З. Г. Дайча, полностью подтвердились. Более того, действительность превзошла их. Я и не думал столкнуться со столь деловой, профессиональной, но в то же время предельно непринужденной, истинно интеллигентной обстановкой, в которой шли живые, до предела острые, но и уважительные по отношению к оппонентам дискуссии участников конференции. Во многом такая ситуация сложилась благодаря умелому дирижеру всего происходившего — профессору В. С. Меметову. Царившая в Иванове атмосфера заражала энергией, желанием работать (позднее казалось, что она заставляет трудиться весь год, от Иванова до Иванова). И мне
захотелось в следующем сентябре вернуться в текстильную (а теперь и интеллигентоведческую) столицу России.
И с каждым годом это чувство все крепло и крепло. Почему это происходило? И почему это происходило не только со мной, но с целым рядом ученых-исследователей, ставших постоянными участниками традиционных ивановских чтений. Думается, во многом это результат влияния феномена профессора Меметова, взявшего на себя в трудное для российской науки время функцию собирателя и координатора исследовательских сил и этим с блеском подтвердившего научный и организаторский потенциал российской провинции (заметим, организаторский талант встречается гораздо реже, нежели исследовательский).
Именно в Иванове благодаря профессору В. С. Меметову мы стали командой единомышленников. Именно он на основе общих научных интересов объединил довольно разных людей из многих регионов (география участников конференций выглядит весьма обширной). Здесь почти каждый год (а я, за редким исключением, больше двадцати лет участвовал в «ивановских посиделках») собирались приезжавшие из Москвы Э. В. Ершова, А. В. Квакин, И. В. Купцова, из Сибири — М. В. Кондрашева, с Урала — И. В. Сибиряков и В. А. Порозов, с Русского Севера — Ф. Х. Соколова, из ближнего зарубежья — Г. В. Корзенко и Г. Н. Кныш... Нельзя забывать и об ивановских интеллигентове-дах: С. М. Усманове, В. В. Комиссарове, А. А. Данилове, Г. А. Будник, Е. М. Раскатовой... Была создана корпорация ученых, помогающая сберечь традиционные формы горизонтальных связей исследователей и инициировать создание новых, ставшая важным фактором сохранения и консолидации коммуникативного поля российской науки, занявшая достойное место в российском интеллектуальном пространстве.
Этого результата удалось достичь благодаря инновационному сочетанию новых организационных форм, предложенных Валерием Сергеевичем, — созданного в 1992 г. межвузовского научного центра «Политическая культура интеллигенции, ее место и роль в истории Отечества», НИИ интеллигентоведения (организован в 1998 г.), проводимых ежегодно научных конференций, деятельности журнала «Интеллигенция и мир» (издается с 2001 г.) и подготовки коллективных монографий по интеллигентоведческой
тематике. Именно сочетание перечисленных организационных методов позволило ивановскому научному центру в непростой период, когда интеллигенция оказалась в эпицентре сложных и противоречивых общественных процессов, сохранить свою функцию координатора совместных исследований в то время, как другие сплоченные группы интеллигентоведов начали терять устойчивость и постепенно перестали существовать. А ивановский центр остался. Благодаря стратегическому мышлению и лидерским качествам профессора В. С. Меметова, он получил статус исследовательской структуры, результаты работы которой были признаны в российском научном сообществе.
Особенную роль в этом сыграли, на наш взгляд, ежегодно (в течение трех десятилетий!) проводимые Меметовым конференции (при этом тема ни одной из них не повторялась, Валерий Сергеевич умел предложить что-то новое и всегда для всех интересное). Они позволяли не просто обмениваться идеями, мыслями, но подсказывали не видимые ранее грани своей собственной работы. Это были коллективные уроки научного поиска, позволившие многим ученым вывести свои исследования на качественно новый уровень. Именно здесь «обкатали» свои докторские диссертации Ф. Х. Соколова, В. В. Комиссаров, Г. А. Будник и многие другие. Да и сам Валерий Сергеевич не просто давал коллегам возможность обогащаться и развиваться в общении, в сотрудничестве. Его уважительное отношение к иному мнению не просто предоставляло возможность исследователям сохранять свою самобытность, собственный узнаваемый почерк, но даже заставляло их делать это. Именно поэтому конференции стали своеобразной площадкой для диалога между представителями различных научных школ и направлений, поощряли теоретико-методологическое разномыслие, поддерживали перспективные начинания молодых ученых. Влияние ивановских конференций не ограничивалось аудиторным пространством, они создавали атмосферу для интеллектуального общения близких по духу ученых, стали примером продуктивной практики научного общения, обсуждения сложных вопросов. Они способствовали появлению новых научных школ, ускорению и качественным изменениям процесса накопления знаний об интеллигенции, включению в эту работу нового поколения исследователей,
способных мыслить нестандартно и использовать современные научные методы и технологии.
Но и для самого Валерия Сергеевича общение не проходило бесследно. Он брал от коллег все лучшее. Именно поэтому годы проведения конференций и работы созданного им исследовательского центра были и временем быстрого развития Мемето-ва-ученого, сумевшего по-новому подойти к целому ряду важнейших проблем теории, методологии и истории интеллигенции. Его научная концепция рождалась постепенно, по мере того как пытливый ум ученого находил ответы на вызовы исследовательской практики. Но уже в середине 1990-х гг. (а именно тогда на первый план вышла проблема поиска новых форм не просто продолжения научных исследований, но и выживания научной интеллигенции) его работы позволили научному сообществу заговорить о рождении нового междисциплинарного направления, которое получило название «интеллигентоведение». И заявляя о появлении интеллигентоведения, В. С. Меметов прежде всего понимал, что многие возникавшие научные проблемы и вопросы сложно будет решать в рамках традиционной методологии. Выход виделся в междисциплинарном исследовании проблем интеллигенции. Ему удалось создать и развить новаторский подход, объединив и творчески переработав методы сразу нескольких дисциплин (философия, история, социология, культурология и др.). Данный подход заставлял исследователей по-новому проводить анализ целого ряда сложных вопросов (как практического, так и теоретического плана), непосредственно связанных с деятельностью интеллигенции. Валерий Сергеевич справедливо полагал, что сегодня будут востребованы те концепции, которые облегчают взаимодействие представителей различных наук. Именно такая методология позволила профессору В. С. Меме-тову не только активно включиться в дискуссию о том, что такое интеллигенция (как ученый он прекрасно осознавал, сколь важно определить предмет и объект исследования), но и сделать попытку типизировать и классифировать подходы к определению понятия интеллигенции и прийти к выводу о том, что наличие нескольких трактовок данного понятия объясняется многоликостью объекта изучения (этот вывод сейчас разделяется многими учеными). Он акцентировал внимание на том, что интеллигенция —
очень сложное общественное явление, поэтому изучение ее должно носить комплексный характер. Ему удалось обосновать генезис российской и мировой интеллигенции (именно В. С. Меметов ввел термин «прединтеллигенция»), определить перспективы ее развития в сообществе мировых цивилизаций, проанализировать общие и особенные качества российской интеллигенции и западных интеллектуалов, сформулировать научно обоснованный понятийный аппарат интеллигентоведения и типологии интеллигенции, провести сравнительный анализ взаимодействия различных групп интеллигенции и власти, рассмотреть дифференциацию интеллигенции как социокультурной группы, формирование новой научной парадигмы политической культуры российской интеллигенции.
Конечно, время вносило коррективы в исследовательскую тематику. К новым ее аспектам можно отнести проблемы взаимосвязи «интеллигент — интеллектуал», историю постсоветской интеллигенции, антропологическую траекторию ответственности интеллигенции. Но основным при этом оставалось определение роли и места интеллигенции в социально-политических процессах общества, переживающего переходный период (во многом интерес к данным вопросам был сформирован активным участием интеллигенции в событиях перестроечного периода, ее стремлением утвердить свою значимость, место и роль в жизнедеятельности общества и государства). Профессор В. С. Меметов, как основатель интелли-гентоведения, так определял главные задачи этой дисциплины: изучение места и роли интеллигенции различных народов мира с древности по настоящее время, а также прогнозирование ее судьбы в будущем. При этом важнейшей проблемой интеллигентоведения он ставил комплексную разработку вопросов генезиса, формирования, становления и деятельности интеллигенции.
Сам Валерий Сергеевич внес существенный вклад в разработку этих вопросов. Он сравнивал интеллигенцию с живым организмом, который проходит в своей эволюции стадии генезиса, формирования, становления, развития и деятельности. Вместе с тем он отвергал последнюю стадию — увядания и угасания (что особенно важно в связи с развернувшимися в последнее время разговорами о «смерти интеллигенции»), обоснованно предлагая заменить ее этапом трансформации.
Сейчас уже не вызывает сомнений тот факт, что интелли-гентоведение является научной дисциплиной. У нее есть свой объект исследования. Эта дисциплина не сводит свою работу просто к накоплению знаний, а составляет симбиоз технологий их достижения и организаций занятых этим исследователей. Все необходимые компоненты здесь присутствуют: научные знания и теории, ученые и научные учреждения. Надо помнить и то, что главное в науке заключается в концентрации мысли на познании еще неведомого нам. И интеллигентоведение с успехом выполняет эту функцию. И наконец, зачем нужна эта научная дисциплина для самой интеллигенции, т. е. для нас с вами. Прежде всего для самопознания. И здесь под познанием понимается не просто узнавание личных особенностей интеллигента как такового, его отличий от других групп общества, но и исследование им своей природы. Ибо это означает познание того, что он в состоянии сделать. А так как невозможно осмыслить это, не начав действовать, то ответ таится в прошлых действиях интеллигенции. Таким образом, ценность интеллигентоведения видится в том, что оно позволяет выяснить, что сделала интеллигенция, а значит, и что она собой представляет.
Что касается перспектив развития нового научного направления, то здесь прежде всего нужно выделить отчетливую тенденцию к глобализации и интернационализации интеллигентове-дения. Последнее можно ясно проследить в разгоревшейся недавно дискуссии о креативном классе. И это неслучайно, ведь начало нынешнего столетия, характеризующееся не только бешеными темпами научно-технического прогресса и переходом его на качественно иной уровень развития, но и обострением угроз и вызовов человеческому сообществу, глобализацией возникающих проблем, сделало чрезвычайно актуальным спрос на интеллект.
Но рассуждая о Меметове-исследователе, конечно же, никак нельзя не сказать о Меметове-практике. Ведь он был прежде всего педагогом-воспитателем и преподавателем вуза. И в силу этого не мог ограничиться только исследовательской работой по проблемам интеллигенции. Поэтому уже в 1994 г. на ежегодной конференции ее участники заговорили о преподавании. В конечном итоге одной из задач центра интеллигентоведения, поставленной его основателем, стала трансляция результатов
научных исследований. Именно это обусловило настойчивость профессора В. С. Меметова по включению в учебные планы магистратуры и бакалавриата курсов по интеллигентоведческой проблематике во многих высших учебных заведениях России (и не только России). Так произошло, например, в Коми пединституте и Сыктывкарском университете. И это оправданно, ибо позволяет найти оригинальные подходы к освещению деятельности российской интеллигенции и западных интеллектуалов в цикле базовых и факультативных дисциплин. Особенно важны данные аспекты для студентов педагогических направлений. Благодаря неустанной деятельности Валерия Сергеевича была не только разработана методика преподавания интеллигентоведческих курсов, но и определена стратегия и тактика вузовских структур по их введению в учебный процесс. В настоящий момент можно утверждать, что вузовский курс «Интеллигентоведение», несмотря на понятные, характерные для всего нового, непривычного сложности и проблемы, не просто состоялся. «Интеллигентове-дение» как системное изучение интеллектуального и творческого потенциала личности, как учебная дисциплина, способствующая реализации этого потенциала, заняла свое место в перспективных направлениях науки и педагогической практики настоящего столетия. И это очень важно, ведь российское общество сейчас явно стоит перед судьбоносным выбором: возрождение духовных ценностей или же принятие диктата рынка уже и в культурной сфере.
Таким образом, интеллигентоведение за последние годы благодаря стараниям Валерия Сергеевича получило развитие не только в исследовательском поле, но и в вузовских учебных планах. Это казалось сложным, почти невозможным в начале 1990-х гг., когда только начиналась научная реабилитация истории интеллигенции. Насколько значимым это было для ученого, говорит тот факт, что создание и развитие нового научного направления — интеллигентоведения — профессор В. С. Меметов назвал главным, что ему удалось сделать*. Действительно, именно он может по праву считаться отцом-основателем интеллигентоведения.
* За эти годы сложилось несколько поколений интеллигентоведов .: (интервью Е. М. Раскатовой с В. С. Меметовым) // Интеллигенция и мир. 2014. № 1. С. 18.