Научная статья на тему 'НАУЧНЫЙ МЕТОД КАК ИСКУССТВО ЖИЗНИ'

НАУЧНЫЙ МЕТОД КАК ИСКУССТВО ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

45
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеллигенция и мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ШЕСТИДЕСЯТНИКИ / УЧЕНЫЙ / УЧИТЕЛЬ / ОРГАНИЗАТОР НАУКИ / МЕЖВУЗОВСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР / ИНСТИТУТ ИНТЕЛЛИГЕНТОВЕДЕНИЯ (ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ) / SIXTY-SIX REVOLUTIONISTS / SCIENTIST / TEACHER / ORGANIZER OF SCIENCE / INTER-UNIVERSITY SCIENTIFIC CENTER / INSTITUTE OF INTELLIGENTSIA STUDIES (IVANOVO STATE UNIVERSITY)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Раскатова Е. М.

В статье проанализированы материалы личной истории известного российского ученого руководителя ивановской школы интеллигентоведения В. С. Меметова, истории, которая знакома автору не только по мемуарным текстам, но и через опыт многолетнего творческого сотрудничества в исследовании истории отечественной художественной культуры и интеллигенции; обращаясь к важным страницам биографии своего учителя, автор предпринимает попытку реконструировать историю создания в Ивановском государственном университете нового научного направления, организации и деятельности межвузовского центра изучения проблем интеллигенции, осмыслить опыт проведения ежегодных научных конференций, служивших трибуной для смелых научных идей, гипотез, открывших много ярких новых имен исследователей и не позволивших «прервать связующую нить» поколений отечественной интеллигенции. Размышления о важных знаковых событиях в жизни В. С. Меметова - военном детстве, службе в Советской армии, учебе в Московском государственном педагогическом институте, встрече с выдающимися учеными, студенческой юности в «оттепельной» Москве и т. п., по мнению автора, помогают объяснить такие черты личности, как целеустремленность, бескомпромиссность и бескорыстие, и позволяют отнести его к поколению шестидесятников - последних революционных романтиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC METHOD AS THE ART OF LIFE

The article analyzes the materials of the personal history of the famous Russian scientist, the head of the Ivanovo school of Intelligentsia studies V. S. Memetov, the history that is familiar to the author not only on memoirs texts, but also through the experience of many years of creative cooperation in the study of the history of the national artistic culture and intelligentsia; turning to the important pages of the biography of his teacher, the author attempts to reconstruct the history of the creation of a new scientific direction at Ivanovo State University, the organization and activities of the inter-university center for the study of intelligentsia problems, to understand the experience of holding annual scientific conferences, which served as a rostrum for bold scientific ideas, hypotheses, which revealed many bright new names of researchers and did not allow to “interrupt the binding thread” of generations of domestic intelligentsia. Reflections on important landmark events in the life of V. S. Memetov - military childhood, service in the Soviet army, study at the Moscow State Pedagogical Institute, meeting with outstanding scientists, student youth in “thaw” Moscow, etc., according to the author, explain such personality features as purpose-remission, uncompromising and selfless, and allow to attribute it to the generation of sixty-six revolutionists.

Текст научной работы на тему «НАУЧНЫЙ МЕТОД КАК ИСКУССТВО ЖИЗНИ»

Е. М. Раскатова

НАУЧНЫЙ МЕТОД КАК ИСКУССТВО ЖИЗНИ

Казалось, что так будет всегда: ты набираешь привычный телефонный номер 37-74 28 и через несколько секунд слышишь чуть глуховатый, чуть с упреком, но всегда родной голос: «Здравствуйте-здравствуйте, Елена Михайловна! Что-то долго Вас не было слышно...»

Так было почти 40 лет. Теперь так не будет.

Нужно привыкнуть и понять: ничего вечного не бывает, Валерия Сергеевича Меметова — Ученого, Учителя, Человека, который заложил фундамент научной школы российского интел-лигентоведения и стал ее признанным лидером, больше нет. И судьба этого научного направления, такого опасного в 1970-х гг., когда все только начиналось, такого важного в 1990-х, когда стало актуальным и даже финансируемым, и такого никому не нужного сегодня, — в руках/головах/книгах/работах его учеников. Только официально под руководством профессора В. С. Меметова защитили диссертации 8 докторов и 26 кандидатов наук. Но своим Учителем его считают многие.

За 30 лет научно-педагогической жизни в классическом университете много сделано: в 1992 г. создан межвузовский научный центр «Политическая культура интеллигенции, ее место и роль в истории Отечества», а в 1998 г. — институт интеллигентоведения при Ивановском университете. Работы В. С. Меметова и его коллег подтверждают высокий творческий потенциал российской провинции — ивановский центр интеллигентоведения занимает достойное место в современном интеллектуальном пространстве Российской Федерации. Созданный в 2001 г. журнал «Интеллигенция и мир» не только вошел в число высокорейтинговых научных изданий ВАКа, но и остается сегодня трибуной защиты идеалов высокой духовности и гражданственности.

© Раскатова Е. М., 2020

Раскатова Елена Михайловна — доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории и культуры, Ивановский государственный химико-технологический университет, elenarackatova@mail.ru (Dr. Sc. (History), Professor at the Department of History and Cultural Studies, Ivanovo State University of Chemistry and Technology).

Всю свою жизнь профессор В. С. Меметов не только руководил различными структурами — он созидал, и ему, думаю, было бы важно, чтобы Дело, которому он служил честно и бескорыстно, продолжилось. Справимся ли?

Рискну предположить, что Валерий Сергеевич никогда (или почти никогда) не делал того, что не любил, не считал нужным и важным, он не боялся говорить то, что думает, защищать в самых высоких инстанциях Дело. Так было, когда он пришел, только защитив кандидатскую диссертацию, руководить кафедрой истории партии в Ивановский химико-технологический институт и отстоял научное направление «Партийное руководство деятельностью советской интеллигенции» (принято было изучать рабочий класс и колхозное крестьянство), собрал работоспособный творческий коллектив, определив тематику НИР каждого, некоторым — на всю жизнь!!! Именно тогда мне было поручено заниматься изучением творчества молодой художественной интеллигенции. Так было и когда он в Министерстве науки и образования РФ защищал идею создания межвузовского научного центра изучения проблем интеллигенции (на базе Ивановского университета), когда на последние деньги вместе с сотрудниками центра закупал бумагу и потом печатал первые тематические сборники научных статей, которые принесли известность и признание в профессиональной среде. Так было и когда он с высокой трибуны Государственной думы? (Федерального собрания РФ?) говорил о сложности непростого понимания патриотизма отечественной интеллигенцией...

Материалы прошедших научных конференций (30!!!) демонстрируют, как трудно осваивались новые методики исследования, как непросто принимались новые идеи. Ученому, доктору наук, профессору В. С. Меметову удалось раздвинуть историко-культурные границы существования феномена «интеллигенция», убедительно высказаться по дискуссионным вопросам о сущностных чертах отечественной интеллигенции, соотношении понятий «интеллигенция» и «интеллектуалы», обратить самое серьезное внимание на «штучное» воспитание интеллигенции в высшей школе, определить предмет и метод нового научного направления — интеллигентоведения.

Поиск новых эффективных методов исследования привел к пониманию необходимости междисциплинарного подхода

к исследованию проблем теории и истории интеллигенции. Меж-дисциплинарность как основной принцип исследовательских практик при изучении проблем истории интеллигенции не была для В. С. Меметова просто декларацией. Он знал, ценил и использовал в своей работе труды специалистов из разных научных областей: А. Я. Гуревича, Г. С. Кнабе, Ж. Т. Тощенко, В. И. Ку-зищина и многих других. Неслучайно к участию в работе конференций, в состав редколлегии журнала приглашались политологи, философы, филологи, социологи и т. д.

Валерий Сергеевич Меметов умел разбираться в людях, признавал и ценил талант и интеллект, но не прощал непорядочность, чувствовал любую ложь, не одобрял изворотливость — одно из самых осуждающих выражений: «Не хитри. »

Он относился к ученикам как наставник в высшем смысле этого слова. Замечая ученика, проявившего интерес к проблемам теории и истории культуры, тем более к истории интеллигенции, приглашал на беседу, потом к участию в научном разговоре, дискуссии, принимал участие в его судьбе, вводил в свой круг и уже никогда не забывал о нем — по-своему вел по жизни: приглашал на конференции, в научные сборники, теперь журнал, знакомил с известными учеными и др. Именно он в далеком 1984 г. познакомил нас, начинающих исследователей, с самим С. А. Федюкиным, который выступил официальным оппонентом на защите докторской диссертации Валерия Сергеевича. А потом были гости и участники конференций — знаменитые ученые: В. С. Волков (Санкт-Петербург), М. Е. Главацкий (Екатеринбург), А. В. Квакин, М. Р. Зезина, З. Г. Дайч (Москва), А. И. Аврус (Саратов), известные труды которых мы сначала читали, обязательно ссылались на них, и теперь Валерий Сергеевич предоставил возможность увидеть этих людей, услышать и даже поспорить с ними!!!

Он продолжал традиции своих учителей — московской профессуры 1960-х гг. Тогда он был студентом лучшего педагогического вуза страны — Московского педагогического государственного университета (тогда МГПИ им. В. И. Ленина), где лекции читали такие известные в стране и за рубежом ученые, как М. А. Барг, В. Ф. Семенов и др. Именно Л. К. Ермана считал он своим Учителем, ученого, заметившего талантливого студента и направившего его научные интересы к проблемам отечественной

интеллигенции, исследование которых только разворачивалось в годы «оттепели», именно тогда началась научная реабилитация истории интеллигенции.

Потом он, известный ученый, приглашал домой своих учеников, щедро предлагал книги из своей библиотеки (и ставшие классикой, и новинки), обсуждал с ними самые острые, не только научные проблемы. Многие из нас помнят эти его домашние штудии: подробный тщательный разбор научной статьи, главы из диссертации; по его замечаниям на полях можно было продолжать работу и спустя время — так остры и проблемны были поставленные Валерием Сергеевичем вопросы. Он, по сути, погружал в свою исследовательскую лабораторию.

Постоянно тревожил («Не забудь, нужна статья в сборник, не тяни», «Заканчиваем собирать тезисы на конференцию, присылай, не затягивай» и т. д., и т. п.), помогал, давал рекомендации. Сейчас хорошо понимаю, как непросто было В. С. Меметову отдать меня, которую считал своей ученицей, в Москву, в докторантуру МПГУ, но в 2002 г. сам подвел на одном из научных форумов к А. А. Данилову, тогда председателю ВАКа (по истории), дал прекрасную характеристику, а потом замечательно выступил на защите докторской диссертации, обратив особое внимание на вклад исследовательницы в изучение особенностей регионального преломления культурной политики в поздний советский период.

Сейчас трудно определить, какие идеи были высказаны на официальных заседаниях научных форумов, а какие гипотезы рождались во время веселых, но всегда содержательных разговоров за их пределами. Атмосфера, дух конференций, характер общения учителей и учеников, определяемые во многом Валерием Сергеевичем, множили творческие контакты, рождали совместные проекты (организация конференций и иная деятельность межвузовских научных центров в Екатеринбурге — М. Е. Главацкий, М. И. Кон-драшева, в Новосибирске — В. Л. Соскин, С. А. Красильников, в Омске — В. Г. Рыженко, В. П. Корзун).

Интеллигентоведы становились сообществом. Именно вокруг профессора В. С. Меметова сформировался круг единомышленников — ученых, связанных много лет не только профессиональными научными интересами, но и человеческими привязанностями, дружескими отношениями и т. п. Уже давно стали

докторами, возглавили научные центры и кафедры разных вузов России участники первых конференций, чьи самые смелые научные идеи были впервые апробированы в Ивановском государственном университете (И. В. Сибиряков, О. В. Золотарев, И. В. Купцова, А. В. Зябликов и др.). Он гордился молодым поколением исследователей: приглашал к участию в монографиях, поручал доклады на пленарных заседаниях конференций, смело вводил их в состав редакции журнала.

Однажды, готовя «юбилейное интервью» для журнала, мы долго разговаривали с В. С. Меметовым о жизни, о людях, определивших ее главные стратегии и др. Тогда же я высказала предположение о его принадлежности к поколению шестидесятников, и сегодня рискну утверждать, что оно верно. У В. С. Меметова было военное детство, именно тогда началось его становление-взросление. В то время, на наш взгляд, и сформировались важные черты характера, определявшие поступки в течение всей его жизни, — смелость, решительность, целеустремленность. И самое главное — Валерий Сергеевич Меметов, как многие шестидесятники, принадлежит к поколению последних революционных романтиков. Он сохранил верность идеалам своей юности, он верил и в возможность построения социализма, но социализма «с человеческим лицом».

Всю свою долгую научно-педагогическую жизнь доктор исторических наук, профессор В. С. Меметов оставался человеком Дела и Долга. Ему как ученому-исследователю, организатору научной жизни, гражданину Отечества и просто человеку в полной мере были свойственны те бескомпромиссность и бескорыстие, которые отличают интеллигенцию ушедшего века

Р. Б.

Конечно, В. С. Меметов был порой жестким, резким, как многие лучшие руководители той эпохи, но из сегодняшнего дня понимаешь, что все, кого он вел по жизни, состоялись.

Валерий Сергеевич очень любил жизнь во всех ее проявлениях. А еще он любил и умел петь. Вспоминая, мы будем слышать его голос («Ой ты рожь...» он пел вместе с другом

B. В. Москвиным, «Звездочку ясную» — с М. И. Кондрашевой и

C. С. Садиной, «Нас оставалось только трое из восемнадцати ребят» с одним из них).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.