Научная статья на тему 'Давно ожидаемая монография'

Давно ожидаемая монография Текст научной статьи по специальности «История и археология»

32
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеллигенция и мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / МЕЖВУЗОВСКИЙ ЦЕНТР ПРОБЛЕМ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ / ГЕНЕЗИС ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ / РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ / ТИПОЛОГИЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ / МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ / INTELLIGENTSIA / INTER-UNIVERSITY CENTER OF INTELLIGENTSIA PROBLEMS / GENESIS OF INTELLIGENTSIA / DEVELOPMENT OF INTELLIGENTSIA / TYPOLOGY OF INTELLIGENTSIA / METHOD OF INTELLIGENTSIA RESEARCH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ершова Э. Б.

Статья представляет собой рецензию на монографию «Проблемы теории и методологии исследования интеллигенции», изданную в 2008 г. в Ивановском государственном университете. Книга вышла под редакцией доктора исторических наук, профессора В. С. Меметова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work contains the review of the monograph "Theoretical and Methodological Problems of Intelligentsia Research", published in 2008 in Ivanovo State University. The book has been edited by Doctor of History, professor V. S. Memetov

Текст научной работы на тему «Давно ожидаемая монография»

ПО СЛЕДАМ ПРОЧИТАННОГО

Э. Б. Ершова ДАВНО ОЖИДАЕМАЯ МОНОГРАФИЯ

В издательстве Ивановского государственного университета в 2008 году вышла давно ожидаемая специалистами по истории российской интеллигенции монография «Проблемы теории и методологии исследования интеллигенции» под редакцией доктора исторических наук, профессора В. С. Меметова, руководителя единственного в России центра по интеллигентоведению. В 2009 году исполнится двадцать лет, как профессор В. С. Меметов проводит в Иваново на базе своего университета конференции по интеллигентоведению. Дискуссии, касающиеся интеллигенции, с каждым годом усложняются, становятся все более интересными, и, кажется, пока их многообразию не видно конца.

В самом начале пути Валерием Сергеевичем Меметовым была определена задача — разработать теорию и выработать методологию исследования интеллигенции. Знакомство с материалами первых конференций, где не пришлось участвовать по ряду причин, а затем ежегодное участие в них позволяет утверждать, что процесс шел настолько разнообразный и разноуровневый, что выйти на какую-то однозначную систему объяснения теории и методологии исследования интеллигенции не было возможности. Подтвердилась мудрость Козьмы Пруткова — «нельзя объять необъятное». Темы были действительно многообразные, затрагивали все мыслимые и немыслимые сферы жизни, деятельности, роли

© Ершова Э. Б., 2009

Ершова Эльвира Борисовна — доктор исторических наук, профессор кафедры истории и политологии Государственного университета управления (Москва). [email protected].

в обществе, в микро- и макромирах человеческого бытия, и России в частности. Казалось, что мы так и не выберемся из этого лабиринта определений интеллигенции и всего того, что ее сопровождает. Но многолетние обсуждения все же позволили ряду ученых ивановских вузов сделать обобщающие выводы, подготовить материалы, опубликовав их под общим названием «Проблемы теории и методологии исследования интеллигенции». Монография интересна по многим факторам: подбору авторов, которых мы знаем много лет как активных участников ивановских конференций; по разнообразию поднятых вопросов, анализ которых позволяет выстроить систему теории и методологии исследования очень сложного явления в российской истории — интеллигенции.

В своем Предисловии В. С. Меметов дал краткое объяснение взглядам авторского коллектива, как бы подготавливая читателей к тому, на что они должны обратить внимание и в какую систему выстраиваются освещаемые проблемы. С этим нельзя не согласиться, но хочется поделиться и своей точкой зрения по поводу этой монографии.

Раскрытие проблемы генезиса, типологии, теоретико-методологических подходов к исследованию интеллигенции и ее положения в контексте мировой цивилизации дано в первой главе, автором которой стал В. С. Меметов. Безусловно, что приоритет в раскрытии этих основополагающих факторов в изучении интеллигенции и должен принадлежать ему как человеку, глубоко вникающему во все научные исследования выдвинутой им проблемы. Анализ научных изысканий за прошедшие десятилетия позволяет видеть насколько разрослась тематика исследований, в каких науках (философии или истории) и какие темы получили более широкое освещение. К нашей радости, историки больше изучают эту проблему, чем философы, — 1054 диссертации по истории против 275 по философии. Эта констатация факта не в упрек философам. Видимо, историческая наука придает большее значение разработке проблемы роли интеллигенции в российском обществе, его развитии и совершенствовании. Интересные сведения приводятся в таблице о числе научных открытий и технических изобретений с VIII века до н. э. по ХХ век (1908 г. включительно) на территориях Греции, Рима и Западной Европы в целом после принятия христианства. Конечно, по этим данным можно только косвенно считать,

что они были созданы интеллигенцией (или вначале прединтелли-генцией). Скорее всего, эти люди могут быть причислены к разряду базисной группы будущих технико-инженерных кадров, что требует несколько иного подхода к изучению того периода. В данной главе автор дает множество аспектов, которые можно рассматривать в качестве постановки вопроса и возможности дальнейшего более подробного изучения.

Историографический анализ проблемы древнерусской интеллигенции, ее вековых исторических корней, способствовавших формированию отечественной интеллигенции в более поздний период, дан в главе «Интеллигенция Древней Руси и проблемы государственной власти», подготовленной А. Е. Кабановым. Касаясь историографии интеллигенции, автор остановился на аспекте штучности древнерусского интеллигента, основываясь на мнениях П. Н. Милюкова и Д. С. Лихачева, не подлежащих сомнению. Да, это и понятно, ибо основные характеристики более массового количества интеллигенции могли только еще закладываться. Здесь и необходимость формирования социокультурной среды, и уровень образованности, которым в большей степени обладали священнослужители (часто бывшие учителями князей и их приближенных), ведовавшие документацией правителей. Подробнее А. Е. Кабанов остановился на характеристиках нескольких древнерусских князей и их государственной деятельности, в которой он выделил такие взаимосвязанные сферы, как политика и книжность. Думается, что этот аспект еще нуждается в разработке, он очень интересен с позиции формирования первооснов русской интеллигенции.

Начальным этапом формирования российской интеллигенции автор следующей главы — Д. А. Столяров называет период XVI—XVII веков, который, безусловно, был рубежом между средневековой Русью и Россией нового времени. Так же как и предыдущие авторы, Д. А. Столяров опирается в своих выводах на ряд публикаций известных ученых, но при этом четко говорит и о своем понимании проблемы. Он особенно обращает внимание на открытие в Московском государстве учебных заведений как материальной базы для появления большого количества образованных людей, привлекавшихся к государственной службе. Церковное образование при этом уходило на второй план, что озна-

чало приближение России к светскому обществу, когда появлялись писатели, переводчики, распространялась книжность и книгопечатание. Это свидетельствовало о расширении социальной базы будущей настоящей интеллигенции. В главе дается представление о жизни России нового времени и представителей ее культурного слоя, характеристика которых включала в себя уже и нравственные принципы. На наш взгляд, такая постановка вопроса имеет право на существование и очень интересна.

В продолжение темы интеллигенции XVI—XVII веков в IV главе Н. Г. Юркиным рассмотрена роль управленческой интеллигенции в становлении государственной и гражданской службы. Изменение структуры управления, как государственного в форме приказов, так и местного уездного и волостного, требовало большого количества образованных людей, что вело к созданию слоя управленческой интеллигенции, которая должна была обладать определенными нравственными и деловыми качествами. Эти проблемы и рассмотрел в разделах «Приказная служба: востребованность образования», «Развитие государственной службы в России и управленческая интеллигенция», «Нравственные качества управленцев и эффективность приказной службы» своей главы Н. Г. Юркин, приводя в пример известных в нашей истории имена бояр и дворян, служивших Отечеству верой и правдой и оставивших нам в наследство многое из того, что было ими сделано, в частности понимание необходимости просветительской деятельности на своих местах.

Невозможно обойти вниманием философские рассуждения С. М. Усманова о тенденциях развития интеллигенции как особого социального слоя в процессах модернизации XIX—XX веков на опыте России, Востока и Запада. Автор достаточно интересно осмысляет высказанную в разное время рядом ученых точку зрения об интеллигенции. В частности, им приводится мнение философа и культуролога И. В. Кондакова об интеллигенции как «круге людей культуры», в характеристике которых явно не хватает социологического и политологического анализа. И в этом с С. М. Усмановым нельзя не согласиться. Интеллигенция, особенно российская, невероятно сложное и многоуровневое явление, и каждый ученый, исходя из своей темы исследования, дает ей определение, в котором актуализированы черты, раскрывающие

тему. Данная глава интересна не только представленными точками зрения других ученых-интеллигентоведов, но и корректно-критическим подходом к ним.

Теория формирования интеллигенции и политической элиты России в XVIII—XX веках как серьезнейшая проблема с позиций их взаимоотношений предложена В. В. Комиссаровым в VI главе монографии, где под комплексный анализ понятий «интеллигенция» и «политическая элита» подведена теоретическая база, а методологической основой стал междисциплинарный подход изучения истории и деятельности интеллигенции с учетом как социо-профессиональных, так и нравственно-этических и философских критериев. Самое главное, на наш взгляд, что В. В. Комиссаров не только теоретизирует, но и на исторических фактах доказывает обоснованность своего мнения.

ХХ век необычайно усложнил как ситуацию в мире в целом, так и в России, где ко многим трагическим моментам оказалась причастной интеллигенция. Разброс ее взглядов по отношению к монархии — от мифа до радикального стремления «уничтожить всю царскую семью» (что и произошло в 1918 г.), очевидно, необходимо неоднократно изучать и осмысливать. Проблему монархического мифа, существовавшего в сознании части русской интеллигенции (которую принято относить к правому крылу политических сил России 1900-х гг. и до февраля 1917 г.), на основе культуроцентричного принципа в тесной связи с деятельностью противостоявших между собой различных движущих сил и партий рассмотрел в своей главе В. П. Раков. Ученый сделал четкий вывод, бродивший в умах многих историков, о том, что неспособность Николая II как «Государя» управлять страной в ходе революционного процесса привела к разочарованию в его личности, в идее России как Империи, к духовному краху правых. Однако, думается, что такая постановка вопроса может быть исследована и раскрыта по отношению и к другим политическим силам интеллигенции. Это было бы очень интересно.

Структурировав ХХ век на ряд периодов, авторы не обошли вниманием и советское время, проблему формирования советской интеллигенции. С. С. Садина повернула эту тему в русло отношений «советская интеллигенция — народ», рассмотрев основные принципы их взаимоотношений через призму ретроспек-

тивного взгляда. Это несколько иной подход, чем был принят в течение многих десятилетий ХХ века. Одно дело — полемика левых партий по вопросу «интеллигенция — народ» с либералами, и другое — уже в период революционной перестройки всей государственной системы. В этом материале важна попытка раскрыть связь между поколениями интеллигенции — от революционеров до кадров, подготовка и воспитание которых шли различными путями (вплоть до репрессий).

Особенностям, трудностям, противоречиям и перспективам диалога интеллигенции с клиром и паствой Русской Православной Церкви в постсоветской России посвящена совместная глава В. С. Меметова и С. М. Усманова, в которой интересно сопоставление фактов из опыта России и Украины как уже самостоятельных государств. Привлекает и название главы — «Интеллигенция около церковной ограды: на путях к диалогу в постсоветской России». Вывод авторов достаточно оптимистичен: и в России, и в Украине существуют различные направления, формы и особенности сближения интересов интеллигенции и Церкви для сотрудничества, несмотря на трудности и противоречия, имеющие частично региональные особенности, а в некоторых случаях и конфессиональную специфику (в частности, на Украине — церковные расколы и активность Ватикана). И здесь нельзя не согласиться, ибо автору рецензии пришлось с этим столкнуться воочию на трассе Краков — Львов. Разумеется, диалог между интеллигенцией и Церковью необходим и неизбежен, ибо проблема судеб Отечества, его нынешнего состояния и перспектив на будущее, как ипостась настоящей российской интеллигенции и укрепление нравственных начал в жизни общества не могут оставаться в стороне. Необходимо закрепление в обществе мировоззренческих устоев, открывающих пути к истинной духовности.

На основании историко-политологического анализа, проведенного с позиции системной методологии, А. А. Беловым обозначены исторические вехи коэволюционного развития информационного пространства и общества. Наиболее интересным, с нашей точки зрения, является аспект формирования единства интеллекта и интеллигентности в одной личности, представляющей собой русского интеллигента. Как-то ранее это было само собой разумеющимся, но исследование А. А. Белова показывает, что все

не так однозначно, а переход мирового сообщества к освоению информационных полей, космоса и других инноваций требует иного анализа и подхода к такому феномену, как российская интеллигенция в современном мире.

Продолжением этой темы можно назвать публикацию взглядов Г. С. Смирнова в главе «Ноосферная история человечества как процесс коэволюции мировой интеллигенции», где на основе исследований академика В. И. Вернадского о роли сознания и научной мысли в планетарном развитии человеческой цивилизации автор сформулировал развитие тенденций общества «духовной формации», т. е. совершенствование человека не только как деятеля общественного, материально-экономического развития, но и духовно-интеллектуального, в котором воедино сливаются многие потоки ноосферного измерения.

Учитывая, что монография написана в рамках междисциплинарных исследований, невозможно не отметить XII главу «Интеллигенция и социальный порядок в современной России» профессора Ю. М. Воронова, в которой проанализирована роль интеллигенции в контексте социологических дискурсов. Многоас-пектность акцентов, названных автором при характеристике различных сторон социума и социального порядка, не позволяет более широко прорецензировать этот материал, но то, что он важен и интересен, можно утверждать однозначно.

Коллектив авторов можно поздравить с удачей, ибо они постарались как можно более объемно рассмотреть теорию и методологию исследования проблемы интеллигенции, хотя за рамками осталось множество тем, которые пока еще находятся в статусе постановки вопроса, но есть надежда на их решение теми, кому дорога история российской интеллигенции.

Исходя из всего вышеизложенного, необходимо отметить, что монография «Проблемы теории и методологии исследования интеллигенции» очень своевременна, актуальна и важна для всех поколений ученых, занимающихся такой проблемой, как российская интеллигенция, но особенно она важна для молодых ученых, которые, смеем надеяться, не станут начинать свое исследование с объяснения понятия «интеллигенция», а сразу, изучив эту монографию, не теряя времени, будут глубоко и серьезно разрабатывать ту тематику, которая еще ждет своего исследователя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.