ИЗ АРХИВНЫХ ФОНДОВ
ББК 63.211
Г. А. Будник
МАТЕРИАЛЫ ФОНДОВ ЛИЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК
Одной из актуальных проблем российской истории является изучение жизни и деятельности интеллигенции. Интеллигенция — сложный социокультурный феномен. Для нее характерен как высокий уровень профессионализма, что позволяет ей занимать определенное место в социальной структуре общества, так и специфические нравственные черты, проявляющиеся в отношении к народу и к государству. Общественно значимые цели, ориентация на интересы и нужды других людей наполняют ее профессиональную деятельность особой значимостью, неповторимостью.
В. С. Меметов еще в 1990-е гг. выделил базовые, сущностные черты российской интеллигенции, такие как патриотизм, подвижничество, милосердие, бескорыстное служение делу и др.
В данной статье анализируются фонды личного происхождения учительской и научно-педагогической интеллигенции 1950—80-х гг., хранящиеся в Государственном архиве Ивановской области, с целью выяснения их научного потенциала при исследовании феномена советской интеллигенции.
«Советская интеллигенция» — достаточно широкое понятие. Специалисты с высшим образованием традиционно делятся
© Будник Г. А., 2016
Будник Галина Анатольевна — доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры истории и философии Ивановского государственного энергетического университета. [email protected]
на профессиональные отряды. Как известно, профессиональная деятельность формирует образ жизни, досуг и манеру поведения людей. Известный ученый-интеллигентовед В. Л. Соскин справедливо отметил, что у каждого профессионального отряда есть «свои специфические ценности, которые нельзя причислить ни к классовым, ни к общечеловеческим. <...> Они существуют в силу специфики ее деятельности. При этом данные ценности влияют на формирование особых моральных качеств работников умственного труда»1. Особенности профессиональной деятельности позволяют выделить некоторые специфические черты научно-педагогической интеллигенции. К ним можно отнести: создание, усовершенствование, критическую проверку, передачу студентам и учащимся теоретических идей всеобщей значимости; приобщение детей и подростков к ведущей системе духовных ценностей. Преподавательская деятельность, как никакая другая, если она является призванием, так захватывает человека, что трудно различить профессиональное и личное.
В интеллигентоведческих работах интеллигенция исследуется не только как социальная общность, но также на уровне отдельных личностей, небольших групп. Историки, философы, социологи пытаются понять, каким образом формируются вневременные, сущностные черты интеллигенции, как происходит самореализация личности интеллигента в повседневной жизни. Ориентация на микромасштаб исследования требует привлечения соответствующих исторических документов, из которых можно почерпнуть сведения об отдельных представителях интеллигенции. Одним из видов источников для таких исследований могут послужить материалы личных фондов государственных и семейных архивов.
Личные архивы представляют собой совокупность документов, связанных или имеющих отношение к тому или иному представителю интеллигенции и объединенных в личные фонды. Можно согласиться с С. В. Коданом, что «источники личного происхождения — письменные исторические источники, которые отражают личностное восприятие произошедших событий и фиксируют их на документально-субъективном уровне в различной форме, а также прошедшую через память информацию о прошлом с учетом личного опыта и социально-коммуникационных
связей автора»2. Поэтому их роль и значение возрастают по мере усиления внимания исследователей к изучению сущностных черт интеллигенции, ее повседневной жизни. Дело в том, что именно эта группа источников позволяет проанализировать те стороны общественной жизни, которые зачастую не зафиксированы в официальных документах. Они передают личностное отношение к событиям, свидетелями и участниками которых были их владельцы.
К источникам личного происхождения относятся мемуары, дневники, письма, тексты статей, наградные документы, фотографии и др. В данной работе на примере фондов личного происхождения учителей и преподавателей высшей школы, хранящихся в Государственном архиве Ивановской области (далее — ГАИО), изучается вопрос о месте и роли источников личного происхождения в интеллигентоведческих исследованиях; анализируются характерные черты документов данного вида, высказываются методологические и методические рекомендации по их привлечению и использованию в исследовательской работе исто-рика-интеллигентоведа.
Среди проанализированных в ГАИО фондах личного происхождения наибольший интерес представляют фонды: Е. П. Ужиновой (1913—1992) — доктора медицинских наук, зав. кафедрой инфекционных болезней Ивановского государственного медицинского института (далее — ИГМИ)3; Н. М. Яблочкина (1949—1985) — заслуженного учителя школы РСФСР4; М. П. Корзенева (1898—1972) — профессора Ивановского сельскохозяйственного института5; Ф. Е. Прокуророва (1912—1993) — старшего преподавателя кафедры графики Ивановского текстильного института, краеведа6.
Данные фонды содержат богатый фактический материал, раскрывающий биографию того или иного представителя интеллигенции, сообщающий об исторических событиях, происходивших в стране и в мире. Они позволяют раскрыть не только поверхностные, но и глубинные пласты бытования интеллигентов, отражающие различные стороны их общественной жизни, зачастую не зафиксированные в официальных документах. Эти фонды передают личностное отношение к событиям, свидетелями и участниками которых были их владельцы.
На основании изученных фондов личного происхождения можно заключить, что преподаватели вузов и учителя оценивали свою профессиональную деятельность как призвание, как труд, требующий особого, уважительного отношения к людям, в том числе школьникам, студентам, больным. Так, например, Елизавета Петровна Ужинова в вузовской многотиражке в 1965 г. писала: «Хороший врач — это не ремесленник от медицины, не писатель рецептов и бюллетеней, а человек большого, доброго сердца, широкой образованности и культуры... умеющий лечить и предупреждать болезни»7. Николай Михайлович Яблочкин в докладе «О воспитании сознательной дисциплины» (1949 г.) большое внимание уделил характеристике личности учителя. «Чем же определяется. авторитет учителя? — задал он вопрос слушателям. — Авторитет всякой личности основан, прежде всего, на ее силе в нравственном и умственном отношении»8.
Судя по имеющимся в нашем распоряжении документам, ивановская интеллигенция много и добросовестно трудилась. Так, в одной из статей в журнале «Здравоохранение в Российской Федерации» (1960 г.) Е. П. Ужинова подробно рассказала об опыте работы ИГМИ по подготовке врачебных кадров, в том числе об использовании в учебном процессе учебных кинофильмов, архивных историй болезней и др.9 Интересен отчет профессора ИГСХИ Михаила Павловича Корзенева о работе в составе государственной экзаменационной комиссии по выпуску специалистов-зоотехников в Горьковском сельскохозяйственном институте в 1969 г. В нем подробно проанализирована работа комиссии: приведены списки студентов, систематизированные по году рождения, партийности, полу; описано, как проходил экзамен, какие вопросы задавались; названы фамилии тех студентов, которые давали «вдумчивые и четкие ответы»; сделаны выводы о качестве подготовки студентов.
Все интеллигенты вели большую научную и общественную работу: писали в российские журналы, местные и многотиражные газеты статьи по вопросам профессиональной деятельности и воспитательной работы, выступали на ивановском радио, перед жителями своего микрорайона и т. д.
Федор Ефимович Прокуроров — старший преподаватель кафедры графики ИвТИ с 1960-х гг. много времени и сил посвящал
краеведческим исследованиям. В фонде Ф. Е. Прокуророва хранится более 60 рабочих тетрадей с записями по истории улиц, учреждений и зданий города Иванова, истории ИвПИ и ИвТИ, народного образования Ивановской области, списками жителей села Иванова и Вознесенского посада. М. П. Корзенев подготовил рукопись «К 50-летию Ивановского сельскохозяйственного института. Зоотехнический факультет». В его фонде хранится 60 страниц рукописного текста — подробно по годам, по кафедрам, ФИО, статистика.
Е. П. Ужинова являлась членом Комитета советских женщин; председателем Ивановского городского женского совета; ректором университета для женщин; председателем комитета по связи с выпускниками ИГМИ и др. В ее фонде имеются награды за активную общественную работу (почетные грамоты, благодарственные письма и др.), а также газетные статьи, материал которых позволяет понять жизненную позицию Елизаветы Петровны. Специальный корреспондент газеты «Правда» Е. Шацкая так написала о ней: «Всю жизнь бегом без оглядки к тем, кто нуждается в ее поддержке. <...> Она щедро делится опытом, учит принципиальности, честности, человечности. Да только ли это? Вспомните, разве кто-нибудь заставлял ее торопиться на комбинат, просить, чтобы молодой семье, учитывая обстоятельства, поскорее дали квартиру? Выступать на совещании директоров предприятий об улучшении труда для работающих женщин?»10
Заслуженный учитель школы РСФСР Н. М. Яблочкин, который в 1947—1973 гг. являлся бессменным директором, а также учителем химии школы № 42 г. Иванова, десять раз избирался депутатом местных советов депутатов трудящихся, 16 лет был председателем постоянной комиссии по народному образованию и культуре Ленинского района г. Иванова.
Практически в каждом фонде личного происхождения имеются фотодокументы. Их изучение позволяет сделать определенные выводы о повседневной жизни советской интеллигенции. Запечатленные моменты чаще всего были связаны либо с трудовой, либо с общественной деятельностью человека. Фотографируемые практически всегда одеты в деловой костюм. Иными словами, представители этой социальной группы ценили свою работу, дружеские отношения в коллективе. Это не те люди, для которых
важно было зафиксировать свое материальное богатство, роскошь в одежде, выделиться из окружающих наличием дефицитных вещей и т. д. Таким образом, фотографии из личных архивов — это комплекс документов, позволяющих выявить определенные штрихи к портрету повседневной жизни советской интеллигенции, исторические реалии эпохи.
Итак, документы личного происхождения являются одной из важнейших групп исторических источников. Их особенность состоит в необыкновенном разнообразии содержания. Данный вид исторических документов позволяет расширить характеристику трудовой, общественной жизни интеллигенции, определить характерные черты ее мировоззрения, образа жизни и представить ее не только как социальную группу населения, но и показать различные стороны ее повседневного бытования, которые не могут быть выявлены только на основании официальных документов.
Примечания
1 Соскин В. Л. Нравственный императив интеллигенции: неоднородность выбора // Нравственный императив интеллигенции: прошлое, настоящее, будущее : тез. докл. междунар. науч.-теорет. конф. Иваново, 1998. С. 15, 16.
2 Кодан С. В. Источники личного происхождения: понятие, место и роль в изучении истории государственно-правовых явлений // GENESIS : ИСТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ : электрон. журн. 2014. № 3. С. 60—93. URL: http://www.e-notabene.ru/hr/artide_11431.html (дата обращения: 25.01.2015).
3 ГАИО. Ф.р. 3. Оп. 1.
4 Там же. Ф.р. 123. Оп. 1
5 Там же. Ф.р. 939. Оп. 1
6 Там же. Ф. р. 2075. Оп. 1.
7 Там же. Ф.р. 3. Оп. 1. Д. 59. Л. 2.
8 Там же. Ф.р. 123. Оп. 1. Д. 2. Л. 7.
9 Там же. Ф.р. 3. Оп. 1. Д. 57. Л. 2 об.
10 Шацкая Е. Спрессованные будни // Правда. 1981. 13 нояб.