Научная статья на тему 'УЗБЕКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА: ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ'

УЗБЕКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА: ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
Ключевые слова
ОИЛЙ ТАЪЛИМНИ ЗАМОНАВИЙЛАШТИРИШ / ФАОЛИЯТ / РАқОБАТДОШЛИК / ХОДИМЛАР МАСАЛАСИ / ЖИСМОНИЙ ТАРБИЯ ВА СПОРТ МУТАХАССИСЛАРИНИ ТАЙѐРЛАШ / ЎқУВ-УСЛУБИЙ / СПОРТ / ТАРБИЯВИЙ / ИЛМИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асатова Г.Р.

В статье рассмотрена история становления, формирования, деятельности Узбекского государственного университета физической культуры и спорта. Университет является единственным специализированным вузом в республике по подготовке высококвалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта. Подняты актуальные вопросы высшего образования с учетом специфических особенностей данного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УЗБЕКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА: ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ»

Л.З. Холмуродов

Маколада болалар ва усмирлар спортининг асосий муаммоли х,олатларини танкидий тах,лил килиш асосида спорт зах,ирасини тайёрлашни илмий-услубий таъминлашга хос долзарб вазифаларни шакллантириш буйича илмий изланишлар натижалари баён килинган.

The article has been devoted to the analysis of the major problems of children's sports in sports and the formation of urgent tasks of further meta-logical supply of efficiency of preparation of sports reserve.

ПЕДАГОГИК КАДРЛАРНИ ТАЙЁРЛАШ/ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

АСАТОВА Г.Р., КАНДИДАТ ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ, УзГУФКС, ЧИРЧИК

УЗБЕКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА: ИСТОРИЧЕСКИЙ ПУТЬ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Аннотация. Маколада Узбекистан давлат жисмоний тарбия ва спорт университетининг шаклланиши, ривожланиши ва фаолияти тарихи баён этилган. Университет республикада жисмоний тарбия ва спорт сохдси учун юкори малакали мутахассисларни тайёрлайдиган ягона ихтисослашган оилй таълим муассасаси х,исобланади. Ушбу муассасанинг узига хос хусусиятларини х,исобга олган х,олда оилй таълимнинг долзарб масалалари кутарилган.

Калитсузлар: оилй таълимни замонавийлаштириш; ходимлар масаласи; жисмоний тарбия ва спорт мутахассисларини тайёрлаш; укув-услубий, спорт, тарбиявий, илмий фаолият; ракобатдошлик

Введение. Физическая культура и спорт, как известно, важнейшая сфера общественной жизнедеятельности,

ориентированная на удовлетворение жизненно важных потребностей населения: в двигательной активности, хорошем самочувствии, сохранении и повышении работоспособности,

физическом, психическом и социальном здоровье. Одной из целей функционирования данной сферы является всесторонне и гармонично развитая личность, способная быть полезной обществу, благодаря активной,

продуктивной профессиональной и личной созидательности. В силу этого, развитие, совершенствование сферы физической культуры и спорта является важнейшим направлением государственной политики в республике. Это подтверждает Президент Республики Узбекистана Ш.М. Мирзиёев, неоднократно поднимая вопрос о строительстве современных спортивных сооружений, уделяя внимание вопросам

совершенствования системы управления в сфере физической культуры и спорта, укомплектованию сферы высококвалифицированными кадрами, развитию массового спорта, отбора и воспитания одаренных спортсменов [1].

Актуальность исследования. «Мы гордимся нашими спортсменами, -подчеркнул Президент Республики Узбекистана Ш.М. Мирзиёев, - внесшими огромный вклад в приумножение авторитета и славы Узбекистана на международной спортивной арене. Вместе с тем, не ограничиваясь лишь успехами в высшем спорте, нам необходимо уделять большое внимание массовому спорту» [ 1].

В контексте вышесказанного при освещении вопроса прогрессивного развития, приобретенного опыта физической культуры и спорта, олимпийского движения особый интерес вызывает кадровый аспект. Признано, образование как общественное явление определяет развитие человеческой

цивилизации, ее прогресс или регресс. Система образования, являясь частью общества, закономерно определяет цели, содержание, формы и концепции образования. И, процесс модернизации в области физической культуры и спорта вписывается в общую стратегию образовательной политики государства. Узбекский государственный университет физической культуры и спорта имеет в этом вопросе славную историю и продолжает развивать заложенные традиции.

В современных условиях система высшего образования Узбекистана состоит из 86 вузов, осуществляющих подготовку бакалавров и магистров. Но из этого числа выделяется единственный специализированный вуз в республике по подготовке квалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта -Узбекский государственный университет физической культуры и спорта. Стоит отметить, деятельность подготовки кадров Узбекского государственного университета физической культуры и спорта неразрывно связана с историей физической культуры, спорта, образования, науки, культуры региона.

Цель исследования:

- распространение знаний по вопросу подготовки специалистов в области физической культуры, спорта в Узбекистане;

- рассмотрение роли и значимости системы подготовки высококвалифицированных специалистов в области физической культуры, спорта;

- разъяснение и пропаганда о степени подготовленности выпускников в новых социально-экономических условиях и растущими запросами общества.

Методы исследования. В ходе работы были применены: историко-системный метод, анализ архивных источников, анализ нормативно-правовых актов, статистический анализ.

Результаты исследования. Объем изложения не позволяет в полной мере охватить освещение всего процесса подготовки кадров спортивного профиля.

Но можно напомнить о некоторых событиях.

Так, особый след в истории физического воспитания молодежи оставили энтузиасты: П. Гарфунг,

A. Дурановский, Г. Неминующий, М. Ишанзадаев, Д. Горин, Б. Граминицкий,

B. Эргардт, Н. Овсянников, А. Иванов, А. Бурмакин, Н. Елкин, П. Бородкин, Г. Бернадский, М. Ларионов, Р. Газиев, Л. Бархаш, И. Бугров, У. Асадов, Б. Конюхов и др. Будучи пропагандистами передовой системы физического воспитания, в невероятно сложных условиях гражданской войны, они сделали немало полезного для внедрения физической культуры в школах. Однако физкультурное движение в Туркестанском крае неуклонно развивалось и требовало квалифицированных кадров. Этот запрос частично удовлетворяли, организованные в системе Всеобуча Туркфронта, трехмесячные курсы преподавателей физкультуры. Например, в 1921 году эти курсы окончили 60 человек. Далее, в 1926 году, при организованных Узбекским Советом профсоюзов трехмесячных курсах, было подготовлено 30 инструкторов физкультуры. Позже, в 1928 году Высший Совет физической культуры при ЦИК Уз ССР организовал шестимесячные курсы руководящих работников по физическому воспитанию, которые смогли окончить 40 человек [2].

Заметим, этот период

характеризуется значительным размахом физкультурного движения в Узбекистане. В частности, в первом Всесоюзном параде физкультурников и Всесоюзной спартакиаде в Москве в 1928 году приняли участие узбекские спортсмены, что обусловило толчок к оживлению физкультурной и спортивной

деятельности.

Позже, приняв во внимание востребованность физкультурных

работников, по инициативе Средазбюро ВЦСПС, в Самарканде в 1933 году открылись годичные курсы. Надо сказать, особо отмечен и 1934 год в истории физкультурного движения Узбекистана. Так, в сентябре 1934 года в Ташкенте была

проведена Первая Среднеазиатская спартакиада, где узбекские спортсмены завоевали первое место. И, в эти торжественные дни председатель ЦИК Уз ССР Юлдаш Ахунбабаев подписал Постановление об организации первого в республике техникума физической культуры, в который был произведен набор, начиная с 1935 года. Данное Постановление положило начало организованной подготовке специалистов по физической культуре и спорту в Узбекистане. Поскольку, Ташкентский техникум физической культуры был первым физкультурным учебным заведением республики с трехгодичным сроком обучения, на него и была возложена задача подготовки

преподавателей физического воспитания. И, если в 1935 году в техникум было принято 100, то в 1936 году уже - 125 человек. Обратим внимание, 29 июня 1936 года удалось организовать спортивный праздник, несмотря на то, что данный период становления техникума

характеризуется трудностями, не имевшего соответствующей материальной базы и достаточного количества квалифицированных кадров. Так, на состоявшемся параде были продемонстрированы вольные гимнастические упражнения, выступления по курашу, вольной борьбе, соревнования по легкой атлетике, что имело положительный резонанс в обществе [2].

С течением времени техникум приобрёл не только республиканское, но и среднеазиатское значение. К примеру, в связи с закрытием Туркменского техникума физкультуры, - 30 студентов влились в Ташкентский техникум физической культуры.

Следует особо обратить внимание, серьезные испытания выпали на долю техникума в годы Второй Мировой войны. Руководство и преподавательский состав постарались сделать всё возможное, чтобы не было фактического перерыва в деятельности техникума (поскольку одна треть учащихся и преподавателей ушла на фронт - программа обучения изменилась на двухлетний ускоренный курс, и,

введена была специализация инструкторов лечебной физкультуры, медсестер и т.д.). Годы войны привели к резкому сокращению контингента обучающихся (не превышал 90 человек). И, за 4 года было выпущено лишь 101 человек. После войны техникум вернулся к прежнему режиму обучения, и даже с нововведениями: экстернат, позволявший десяткам лиц со стажем в области физического воспитания сдать экзамены за курс. Так, из 228 выпускников в 1945-1950 гг. 60 человек окончили экстерном.

Возвращение к мирной жизни способствовало тому, что значительно расширился прием в техникум, например, в 1946-1947 учебном году обучалось 177 человек, а в 1949-1950 учебном году уже 263. Этот фактор обусловил необходимость не только расширения учебно-материальной базы, но и активизировал методическую работу преподавателей [2].

Свою исключительную роль в формировании молодых специалистов сыграла спортивная жизнь с определенными результатами, а также участие в различных физкультурных парадах, что, безусловно, являлось мощным средством пропаганды физической культуры и спорта. Подчеркнем, развитие массовой физической культуры, спорт высоких достижений нуждались в более квалифицированном и полном кадровом обеспечении.

И, в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 13 августа 1955 года № 5972-р - Совет Министров Уз ССР принял Постановление от 27 сентября 1955 года № 653 «Об организации в городе Ташкенте института физической культуры». Постановление определяло: -организацию института на базе техникума; - приём контингента в 100 человек на 1955-1956 учебный год; - укомплектование института физической культуры преподавателями соответствующей

специальности и квалификации [3]. Данный вуз был призван готовить преподавателей для общеобразовательных

школ, высших и средних учебных заведений и специалистов для физкультурных организаций. Ректором был назначен Кочаров Арминак Тигранович. За годы своей деятельности (1955-1958) внес существенный вклад в дело организации учебно-воспитательного процесса и подготовки специалистов с помощью проректора Л.Е. Лебедянской, четырех кафедр, семнадцати

преподавателей. И, несмотря на то, что у института не было надлежащей учебно-производственной базы (располагал одним зданием для лекционных, лабораторных и семинарских занятий, небольшим спортивным залом, во дворе имелись две баскетбольные, одна волейбольная площадка и гимнастический городок), плодотворно велась научно-

исследовательская работа. Институт продолжал расти. Так, в 1956-1957 учебном году было принято 184 человека, закономерно выросло и число преподавателей до 42, а к 1961 году было принято уже 250 человек. В 1959 году институт произвел первый выпуск - 90 молодых специалистов. В числе их были и окончившие с отличием, в частности Ш. Усманов, Л. Алехина, Т. Фаевцева, Л. Юшваева, Р. Коновалова и др.

Известно, институт предопределяет не только учебно-методическую, спортивную, воспитательную, но и научную деятельность, и весьма значимым событием можно считать открытие в 1962 году аспирантуры. Научное руководство аспирантуры осуществлялось профессором А.И. Яроцким. Благодаря созданной творческой атмосфере в вузе в научную работу старались быть вовлечены ведущие преподаватели. В их числе: А.И. Яроцкий - проректор, доктор медицинских наук, профессор; М.А. Петрова - заведующий кафедрой гигиены и химии - профессор, заслуженный деятель науки и техники Уз ССР; М.Л. Амитин-Шапиро - заведующий кафедрой физиологии, доцент, кандидат биологических наук; И.М. Мавляни -кандидат исторических наук, доцент; К.Ф. Бакуниене - заведующий кафедрой теории и методики физического воспитания, доцент, кандидат

педагогических наук; Л.Е. Лебедянская -заведующий кафедрой педагогики и психологии, доцент, кандидат

педагогических наук; А.А. Рихсиева -заведующий кафедрой спорт медицины, кандидат медицинских наук, доцент; М.У. Умаров - заведующий кафедрой русского и иностранного языков, доцент, кандидат филологических наук; Л.З. Гороховский -заведующий кафедрой плавания, кандидат педагогических наук; Н.П. Рудченко -заведующий кафедрой спортивной борьбы, доцент, кандидат педагогических наук; Е.М. Бельская - доцент кафедры физиологии, кандидат педагогических наук; А.И. Погосянц - доцент кафедры спортивной медицины, кандидат медицинских наук; В.А. Хоробров -заведующий спортивным павильоном, кандидат педагогических наук и др.

В результате, институт стал располагать квалифицированными

кадрами для разработки научных основ физического воспитания. Заметим, если в первые годы функционирования института кадровый состав комплектовался выпускниками российских вузов, то к концу 60-х годов отмечались тенденции профессионального роста уже среди выпускников-представителей данного вуза. Так, к 1965 году, за 10 лет своего существования Узбекский государственный институт физической культуры подготовил и выпустил 1438 специалистов с высшим образованием в данной области, среди окончивших институт 428 представителей местной национальности, в том числе 32 девушки - узбечки, что немаловажно. Кроме того, 60% выпускников были направлены в сельские районы [2].

Итак, постепенно из года в год стали закладываться традиции: создание условий для подготовки высококвалифицированных специалистов; осуществление целенаправленной работы по организации инфраструктуры института; создание комплексной научной группы по научному обеспечению подготовки сборных команд республики к международным

соревнованиям и др.

Следует подчеркнуть, образование Узбекского государственного института физической культуры обусловило зарождение в Узбекистане комплекса наук по физической культуре и спорту. Сформировались оригинальные школы в области теории и методики физического воспитании, управления, педагогики и психологии, физиологии, основ

спортивной тренировки и т.д. Существенный вклад в развитие этих научных направлений внесли академики Юнусов А.Ю., Яроцкий А.И., заслуженный деятель науки, профессор Рихсиева А.А., доктора наук, профессоры, Азимов И.Г., Айрапетьянц Л.Р., Годик М.А., Каримов Р.А, Керимов Ф.А., Ливицкий А.Н., Насриддинов Ф.Н., Сейтхалилов Э.А., Турсунов З.Т., Хамракулов А.К., Холмухамедов Р.Д., Худайбердиев Р.Х., Юнусов Т.Т. и мн. др. [4].

Исторические изменения,

произошедшие в 1991 году, повысили ответственность института перед обществом, расширили его задачи. Узбекский государственный институт физической культуры превратился в многофункциональный центр, решающий не только вопросы подготовки кадров высокой квалификации, но и средоточие, формирующее ученых, осуществляющее повышение квалификации специалистов отрасли. Более того, институт стал республиканским научно-теоретическим центром в области физической культуры и спорта. Учебный процесс в институте превратился в «лабораторию» по выработке учебных планов, учебных программ по методике преподавания специальных дисциплин, учебной литературы для ряда вузов и колледжей Олимпийского резерва (ныне школы-интернаты Олимпийского резерва), детско-юношеских спортивных школ,

специализированных школ Олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства.

Известно, в Узбекистане с давних пор популярны и культивируются как командные виды спорта, так и спортивные единоборства, прославлены также

гимнастика, тяжелая атлетика, водные и стрелковые спортивные дисциплины. Высокая популярность этих дисциплин и поддержка государства создает предпосылки для спорта высших достижений, что позволяет спортсменам Узбекистана стабильно добиваться высоких результатов как на континентальном уровне - чемпионат Азии, так и достойно выступать на мировых первенствах, Олимпийских играх. Прекрасной иллюстрацией современного состояния спорта высших достижений в Узбекистане служат плоды колоссального труда - победные результаты. Более того, отрадно особо упоминать имена, являющихся

выпускниками, преподавателями данного вуза. К примеру, Заслуженный спортсмен Узбекистана Армен Багдасаров (дзюдо), Заслуженный спортсмен Узбекистана Артур Григорян (бокс), Чемпион мира Вадим Меньков (гребля на байдарках и каноэ), Чемпион Азиатских игр, Заслуженный спортсмен Республики Узбекистан Сергей Войнов (метание копья), Заслуженный спортсмен Республики Узбекистан Равшан Ирматов (футбол; в 2003 стал судьей Международной Федерации Футбола; пять раз признавался лучшим рефери в Азии; девять раз в Узбекистане; в 2015 получил приз «Лучший футбольный судья года» в мире), Чемпионы и призеры Олимпийских игр Фазлиддин Гоибназаров (бокс), Шахрам Гиясов (бокс), Муроджон Ахмадалиев (бокс), Бектимир Меликузиев (бокс), Ихтиёр Наврузов (вольная борьба) и многие другие многократно прославлявшие вуз и республику.

Наряду с этим, целесообразна разработка мероприятий по развитию физической культуры и спорта среди женщин. Так, принимая это во внимание, в соответствие с принятым Указом первого Президента РУз от 2 июня 2006 года «О приёме в высшие учебные заведения Республики Узбекистан в 2006-2007 учебном году», особо подчеркнуто развитие женского спорта по направлению «спортивная деятельность» и обозначено выделение квот (221 место) на «развитие

женского спорта». В рамках реализации данного Указа 19 июня 2006 года на заседании Госкомиссии о приёме в учебные заведения РУз утвержден план распределения регионально. Так, из 221 места (91 - на основе государственного гранта и 130 - на платно-контрактной основе) выделено для: Республики Каракалпакстан - 17, по областям: Андижанской - 17, Бухарской - 12, Джизакской - 13, Навоийской - 10, Наманганской - 16, Самаркандской - 29, Сырдарьинской - 7, Сурхандарьинской -20, Ташкентской - 21, Ферганской - 22, Хорезмской - 12, Кашкадарьинской - 25

[5].Одна из задач - обеспечение всех областей республики кадрами с высшим образованием в этой сфере. И, по истечении времени это дало соответствующие результаты. Так, в 2010 году состоялся первый выпуск -178 специалистов, получивших образование по: Республике Каракалпакстан - 14, по областям: Андижанской - 15, Бухарской - 10, Джизакской - 9, Навоийской - 13, Наманганской - 13, Самаркандской - 23, Сырдарьинской - 5, Сурхандарьинской -16, Ташкентской - 17, Ферганской - 15, Хорезмской - 11, Кашкадарьинской - 17

[6]. Разумеется, данные плана приёма и выпуска разняться по различным причинам (декретный отпуск, академический отпуск, отчисления за неуспеваемость, за неуплату контракта и т.д.).

Формирование и развитие Узбекского государственного института физической культуры неразрывно связаны с исторической, социально-культурной частью жизни общества данного региона. История вуза позволяет не только гордиться им, но и ко многому обязывает. Исходя из реалий, опираясь на историю и опыт, определены и некоторые перспективы. Отметим, в республике последовательно реализуются меры по созданию необходимых условий и инфраструктуры для популяризации физической культуры и спорта, здорового образа жизни, обеспечению достойного

представления страны на международной спортивной арене. Однако было признано о наличии ряда системных проблем и недостатков в организации действующей системы подготовки кадров. И, в целях улучшения, согласно Указу Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию системы государственного управления в области физической культуры и спорта» образован Узбекский государственный университет физической культуры и спорта на базе Узбекского института физической культуры. Установлено, университет является базовым высшим

образовательным, научно-

исследовательским и научно-

методическим учреждением республики по подготовке научных и

преподавательских кадров в сфере физической культуры и спорта, а также разработке и внедрению передовых методов обучения и подготовки специалистов отрасли [7].

Намечая предпосылки развития УзГУФКСа, проанализируем условия в контексте рассматриваемых вопросов.

Учитывая стремление страны к всестороннему прогрессу и участию в международных процессах, на

сегодняшний день не случаен приоритет модернизации сектора высшего образования. Отметим, спрос на высшее образование в республике достаточно высокий. Подчеркнем, общий размер бюджетных ассигнований, выделяемых в республике, на образование около 9,4% от ВВП - один из высоких показателей в мире. Места при приёме в вуз открыты, для поступающих на конкурсной основе. По итогам абитуриенты с более низкими баллами могут быть приняты на основе договора об оплате. Уровень платы за обучение, ежегодно устанавливаемый постановлением Министерства финансов РУз варьируется в зависимости от специальности. Так, нижеприведенные таблицы знакомят с положением дел по этому вопросу (таблица №№ 1, 2).

Годовая плата за обучение студентов на контрактной основе -степень бакалавра (в сумах).

по направлениям сентябрь 2010 г. сентябрь 2014 г. сентябрь 2018 г.

юриспруденция 3 499 599,6 7 448 277,2 11 058 000

экономика 3 099 645,3 6 648 651,6 10 136 500

медицина 3 099 645,3 6 648 651,6 10 136 500

искусство и кинематография 2 799 679,6 5 947 803,3 9 21 5000

строительство 2 599 702,5 5 497 573,2 8 477 800

транспорт 2 599 702,5 5 497 573,2 8 477 800

связь 2 599 702,5 5 497 573,2 8 477 800

сельское хозяйство 2 399 725,4 5 049 400,4 8 293 500

промышленность 2 399 725,4 5 049 400,4 8 293 500

физкультура и спорт 2 399 725,4 5 049 400,4 8 293 500

образование 2 399 725,4 5 049 400,4 8 293 500

Таблица № 2

Контингент студентов УзГУФКС в разрезе бюджетной и платно-контрактной основы обучения за 2010-2017 гг.

годы 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Количество студентов 3 235 3 541 3 744 3 925 4 112 4 116 4 136 4 205

обучающихся на основе 64,1 65,6 65,4 66,2 67,1 68,2 69,4 70,4

контракта (%)

обучающихся на основе 35,9 34,4 34,6 33,8 32,9 31,8 30,6 29,6

бюджета (%)

Как свидетельствуют цифры -физическая культура, спорт - является более приемлемой в финансовом плане относительно направлений «юриспруденция», «экономика», «медицина» [8].

Заметим, одна треть всех приёмных мест в вузе финансируется за счёт государственных дотаций [6].

Не менее любопытной выглядит картина общего состава выпускников учебных заведений системы высшего образования в республике. Как свидетельствуют статистические данные из таблицы № 3, доля выпускников, например, к 2010 году в области физической культуры и спорта значительно выросла, что подчеркивает неподдельный интерес к этой сфере деятельности [9]

Тенденцией роста числа

выпускников характеризуется и УзГУФКС, что вполне объяснимо

увеличивающимся количеством квот, набор студентов приведен в большее соответствие с национальными задачами. Кроме того, создаются предпосылки и для открытия новых направлений образования, к примеру, в 2008 году впервые был осуществлен приём по спортивной психологии (Таблица № 4), в 2018 году «Менеджмент физической культуры и спорта», «Физическая культура, спорт дошкольного и начального образования» [6].

Однако необходимо подчеркнуть, беспокойство вызывает широко распространенная практика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

трудоустройства выпускников системы высшего образования не по своей специальности. Данная практика свидетельствует о том, что знания и навыки выпускников вузов не соответствуют текущим потребностям рынка труда.

Изменения в количестве выпускников учебных заведений системы высшего образования в Узбекистане в разрезе специальностей, 2000-2010 гг.

направление Число выпускников Доля от общего числа Изменения за

(тыс.) выпускников (%) 10 лет (%)

2000 2010 2000 2010

Педагогика 20,8 45,7 57,8 59,8 +119,7

Промышленность и 5,4 10,2 15,0 13,4 +89,5

строительство

Экономика и право 2,6 7,7 7,2 10,0 +195,1

Здравоохранение, физическая 2,3 4,6 6,4 6,0 +100,6

и культура и спорт

Транспорт и связь 1,9 3,8 5,3 5,0 +100,9

Сельское хозяйство 2,7 3,5 7,5 4,6 +30,2

Искусство, кинематография 0,3 0,8 0,8 1,1 +178,0

итого 36,0 76,4 100,0 100,0 +112,2

Таблица № 4.

Количество выпускников УзГУФКСа по направлениям образования,

2010-2018 гг.

годы 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Количество выпускников 691 845 789 854 998 992 979 1077 1014

Спортивная деятельность (по видам деятельности) -% 94,6 93,1 94,1 92 87,5 87,5 88,8 90,0 93,2

Профессиональное образование - % 5,4 6,9 5,9 5,9 10,3 10,3 8,8 7,9 4,1

Спортивная психология -%. Психология (спорт) - % - - - 2,1 2,2 2,2 2,4 2,2 2,7

Предполагается, что в период до 2020 года в секторе сферы услуг (согласно классификатору специальностей

«спортивная деятельность» относится к сфере услуг) будет создано 2,3 миллиона новых рабочих мест (или 4 из 5 рабочих мест, создаваемых в рамках всей экономики Узбекистана). И, к 2030 году рабочих мест, как прогнозируют специалисты, будет создано в следующих областях: образование, культура, искусство, наука (0,9 млн.); промышленность и строительство (по 0,8 млн.); здравоохранение, физическая культура и спорт, социальные сервисы (0,6 млн.), транспорт и связь (0,4 млн.) и т.д. [10, 33].

Однако несколько слабые профессиональные навыки и невысокая образовательная подготовка приводит к

узловым проблемным вопросам. Эта тревожная тенденция вынуждает задуматься многих, и в частности, работодателей. Безусловно, методы и доступность обучения для персонала различны.

Наряду с этим, одна из следующих задач - обеспечение гендерного равенства, которого достичь чрезвычайно сложно. Гендерный вопрос, вызывающий дискуссии, но, обусловил необходимость применения комплексного подхода. В результате, разработана многоаспектная политика, направленная на обеспечение действенных условий и возможностей в изменении данной ситуации. Безусловно, гендерная статистика служит многим целям, но прежде всего, она нужна для обнаружения скрытых проблем,

касающихся условий и различного положения мужчин и женщин.

Что касается Узбекского университета физической культуры и спорта, то пересмотру настоящего вопроса, изменению динамики, способствовала

Динамика изменений гендерной

реализация вышеупомянутых нормативно-правовых актов по развитию женского спорта. В растущей динамике изменений можно убедиться из предложенной таблицы (таблица № 5) [6].

Таблица № 5. туры УзГУФКС за 2005-2018 гг.

Годы 2005 % 2009 % 2013 % 2017 % 2018 %

Выпускники 473 73,6 691 71,4 854 71,0 1077 68,0 1014 68,9

Из них женщин 125 26,4 198 28,6 248 29,0 344 32,0 316 31,1

Более того, необходимо

подчеркнуть, высокий уровень

доступности среднего образования в Узбекистане обеспечивается также и за счет создания условий для представителей различных национальных групп обучаться на родном языке, что является положительным показателем в республике. А именно, общеобразовательные учреждения в Узбекистане предоставляют возможность обучения на семи языках. Например, как свидетельствуют статистические данные в 2013-2014 учебном году имели возможность учиться на узбекском языке - 85,5%, русском - 9%, каракалпакском - 2%, на таджикском -1,2%, казахском - 1,1%, туркменском -0,2%, киргизском - 0,2% из всего числа учащихся. Интересны данные и по 20172018 учебному году. Так, на узбекском языке - 85,6%, русском - 10%, каракалпакском - 2%, на таджикском -1,2%, казахском - 0,1%, туркменском -0,2%, киргизском - 0,1% из всего числа учащихся [11]. Можем заметить, численность обучающихся на русском языке возросла, а таджикском, казахском, киргизском - несколько снизилась. Что касается УзГУФКСа, то, есть возможность получать образование, как на государственном - узбекском языке, так и на русском, т.е. преподавание, обеспеченность методической, учебной, научной литературой, написание и защита выпускных квалификационных работ, диссертаций и т.д. На сегодняшний день на узбекском языке, обучающихся в УзГУФКСе - 68,4%, на русском - 32,0% [6].

Более того, при заданных темпах развития науки и технологий, желательно быть «на гребне волны», и не удивительно, что необходима систематическая работа по саморазвитию. И, как известно одним из важнейших направлений для вуза является рост профессионального уровня и квалификация профессорско-

преподавательского состава.

Выводы. При актуализации вопросов подготовки высококвалифицированных кадров, в частности, при определении их профессиональных и общекультурных компетенций, полагаем, знания о поступательном развитии физической культуры, спорта, сведения о ценном опыте предшествующих лет -чрезвычайно важны.

Более того, при определении дальнейшей концептуальной стратегии развития современного образования целесообразно использование ретроспективного анализа. Как известно, будущее развитие каждого государства, его завтрашний день во многом зависит от физического и духовного состояния молодого поколения данной страны. И, несмотря на достойные успехи Узбекского государственного университета

физической культуры и спорта, проводя внутреннюю оценку вуза, должны осознать, существует ряд проблем: - профессиональные знания и навыки выпускников не в полной мере отвечают потребностям рынка труда; - присутствует недостаток специалистов по некоторым вида спорта (волейбол, баскетбол, бадминтон, теннис, таэквондо,

фехтование); - ведущиеся исследования и

разработки могут служить некими индикаторами, однако мы должны признать - эти показатели весьма низкие, особенно с учетом методологии Всемирного банка оценки знаний.

Весьма важно и совершенствование системы отбора талантливых и перспективных спортсменов из числа учащихся, воспитанников спортивных школ, клубов, команд. Значимо так же -повышать соответствие знаний и навыков выпускников потребностям рынка труда. Кроме того, создать и укрепить инновационную инфраструктуру, способствующую повышению качества и стимулирующую применение творческих подходов к обучению. Существенно и обеспечение повышения уровня профессиональной подготовки

профессорско-преподавательского состава с широким использованием

международного опыта стран, достигших высоких результатов по подготовке кадров в сфере физической культуры и спорта.

Учитывая актуальную и

потенциальную значимость реализации кадровых направлений государственной политики в области физической культуры, а также существенную взаимосвязь между конкурентоспособностью специалистов и конкурентоспособностью физкультурно-спортивных организаций, полагаем, -решение поставленных задач позволит выйти на лидерские позиции Узбекскому государственному университету

физической культуры и спорта в образовательном пространстве

Узбекистана.

Литература:

1. Обсуждены вопросы дальнейшей популяризации спорта, подготовки тренеров и воспитание спортсменов. // «Народное слово» от 31 октября 2017 г.; Определены меры по популяризации физической культуры и спорта. // «Народное слово» от 21 сентября 2018 г.

2. Исмаилов Р.И. Среднее и высшее физкультурное образование в Узбекистане // Вопросы истории физической культуры и спорта в Узбекистане. Ташкент: Фан, 1968, сс. 5 -15

3. Центральный государственный архив Республики Узбекистан, Ф. - Р. - 837. Оп. 32. Д. 3703. Л. 35

4. Ветераны Узбекского государственного института физической культуры / А.К. Хамракулов. Ташкент: Издательско-полиграфический отдел УзГИФК, 2007, с. 17

5. Постановление Министерства высшего и среднего специального образования РУз «О создании условий в приёме документов абитуриентов на квоты «развитие женского спорта» в Узбекский государственный институт физической культуры» от 27 июня 2006 г., № 138

6. Расчеты, основанные на данные текущего архива УзГУФКС, учебный отдел

7. Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию системы государственного управления в области физической культуры и спорта» // №УП -5368, 5 марта 2018 г.

8. Текущий архив Министерства финансов РУз - http://www.norma.uz; Расчеты, основанные на данные Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан; Приказ Министра высшего и среднего специального образования РУз «О внесении изменений и дополнений в положение о платно-контрактной форме обучения в высших и средних специальных, профессиональных учреждениях и порядке расходования поступивших средств» // 27 февраля 2018 г. № - 4 - 2018. Национальная база собраний законодательства, 28.03.2018 г. № 10/18/2431 - 2/0944

9. Узбекистан. 2014. Документ Всемирного банка. Отчет 88606 - И2. Ташкент: ШКО-ГОЛ. 156 с.

10. Доклад по целям развития тысячелетия. Узбекистан 2015 / под общ.ред. Г. Саидовой. Ташкент: Центр экономических исследований, 2015. С. 100

11. Основные показатели Министерства народного образования Республики Узбекистан - http://uzedu.uz/Xtv/BarchasiPage/67?tp=86

Г.Р. Асатова

В статье рассмотрена история становления, формирования, деятельности Узбекского государственного университета физической культуры и спорта. Университет является единственным специализированным вузом в республике по подготовке высококвалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта. Подняты актуальные вопросы высшего образования с учетом специфических особенностей данного вуза.

In this article has been researchedthe history of formation, formation, activity of the Uzbek state university of physical culture and sport. The university is the only specialized higher education institution in the republic on training of highly qualified specialists in the field of physical culture and sport. Topical issues of the higher education taking into account specific features of this higher education are brought up.

Б.Б.ИБРАГИМОВ, УЗБЕКИСТОН МИЛЛИЙ ОЛИМПИЯ ^УМИТАСИ, ТОШКЕНТ

СПОРТ БУЙИЧА ТРЕНЕРЛАР МАЛАКАСИНИ ОШИРИШ ТИЗИМИНИНГ

ТА^ЛИЛИ

Аннотация. В данной статье рассмотрены учебные программы, системы и порядки прохождения повышения квалификации тренерами по спорту в зарубежных государствах. Проанализированы учебные программы некоторых международных федераций по видам спорта, а также организации, которые осуществляют повышение квалификации тренеров по спорту. На основании проведённых анализов даны рекомендации по составлению задач и программ, которые предназначены для тренеров по спорту, при учёбе на курсах повышения квалификации.

Ключевые слова: спорт, тренер, курсы повышения квалификации, учебные программы, задачи, спортивная школа.

Мавзунинг долзарблиги. Спорт турлари буйича Узбекистон миллий терма жамоалари спортчиларининг нуфузли халкаро мусобакаларда муваффакиятли иштирок этиши мамлакатимиздаги тренерларнинг юкори малакасига боглик.

Х,озирги кунда биз юкори малакали тренер кадрларга эхтиёж борлигини сезамиз. Спортчининг укув-машгулот жараёни, мусобакалашув фаолияти хамда тикланиш тадбиларини бошкариш хамда спортчиларни малакали тайёрлаш учун болалар-усмирлар спорт мактаблари, ихтисослаштирилган болалар-усмирлар спорт мактаблари хамда олий спорт махорати мактаблари тренерлари маъсул хисобланади

Укув-машгулот жараёни самарадор-лигини ошириш хдмда спорт мусобакаларида юкори натижаларни кулга киритиш учун тренер доимий равишда касбий кобилияти, малака ва

куникмаларини тизимли равишда ошириши лозим.

Тадкикотнинг максади - хорижий давлатларда тренерлар малакасини ошириш тизими, давлат дастурларини урганиш ва солиштириш.

Тадкикотнинг усули: хорижий давлатларда тренерлар малакасини ошириш тизимини тахлил килиш.

Спорт турига купрок спортчиларни жалб этиш максадида купгина халкаро спорт федерациялари тренерларнинг малака даражасини оширишга жиддий эътибор каратадилар. Масалан енгил атлетикада хар хил даражадаги тренерларнинг малакасини оширишда куп боскичли тайёргарлик тизими жорий этилган (CTCS), ушбу тизим пухта ишланган маъруза хамда имтихонларнинг катъиятлиги билан фарк килади. Беш боскичли малака ошириш курсларидан утган тренерларнинг натижалари Енгил

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.