Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА СПОРТИВНЫХ УСЛУГ ПРИ СТАНОВЛЕНИИ СПОРТИВНОЙ ИНДУСТРИИ В УЗБЕКИСТАНЕ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА СПОРТИВНЫХ УСЛУГ ПРИ СТАНОВЛЕНИИ СПОРТИВНОЙ ИНДУСТРИИ В УЗБЕКИСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
Ключевые слова
ЖИСМОНИЙ ТАРБИЯ / СПОРТ / СПОРТ ХИЗМАТЛАРИ / СПОРТ ИНДУСТРИЯСИ / СПОРТ БИЗНЕСИ / МЕҲНАТ УНУМДОРЛИГИ / СПОРТ ТОВАРЛАРИ ВА ХИЗМАТЛАРИГА ТАЛАБ ВА ТАКЛИФ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Махмудов Б.Ж., Зиядуллаев К.Ш., Нарзиев Ж.П., Ибрагимов А.Х., Наримонов Н.Н.

Данная статья посвящена особенностям формирования рынка спортивных услуг при становлении спортивной индустрии в Узбекистане, его значению в занятости населения физической культурой и спортом, а также влиянию на экономику страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА СПОРТИВНЫХ УСЛУГ ПРИ СТАНОВЛЕНИИ СПОРТИВНОЙ ИНДУСТРИИ В УЗБЕКИСТАНЕ»

Экономика и менежмент образования

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА СПОРТИВНЫХ УСЛУГ ПРИ СТАНОВЛЕНИИ СПОРТИВНОЙ ИНДУСТРИИ В УЗБЕКИСТАНЕ

Б.Ж.МАХМУДОВ Д.Э.Н., ПРОФЕССОР, НамИПИ, НАМАНГАН К.Ш.ЗИЯДУЛЛАЕВ К.Э.Н., ДОЦЕНТ УзГУФКС, ЧИРЧИК Ж.П.НАРЗИЕВ К.Э.Н., ДОЦЕНТ УзГУФКС, ЧИРЧИК А.Х.ИБРАГИМОВ К.Э.Н., ДОЦЕНТ УзГУФКС, ЧИРЧИК Н.Н.НАРИМОНОВ СОИСКАТЕЛЬ, НамИПИ, НАМАНГАН

Аннотация

Annotation

Данная статья посвящена особенностям формирования рынка спортивных услуг при становлении спортивной индустрии в Узбекистане, его значению в занятости населения физической культурой и спортом, а также влиянию на экономику страны.

Ушбу мацолада Узбекистон спорт индустриясини ривожлантириш даврида спорт хиз-матлари бозорини шакллантиришнингузига хос хусусиятлари, ауолининг жисмоний тарбия ва спорт билан шугулланишдаги ауамияти ва унинг мамлакат ицтисодиётига таъсири уз

aKcmu mornaH.

Kmum cymap: жжмонш map6rn, cnopm, cnopm xu3Mamnapu, cnopm môycmprncu, cnopm 6u3Hecu, Me^Ham унумдopлuгu, cnopm moвapлapu Ba xu3Mamnapu¿a mana6 Ba maклuф.

This article is devoted to the peculiarities of the formation of the sports services market in the formation of the sports industry in Uzbekistan, its importance in employment of the population in physical education and sports, as well as its impact on the country s economy.

Актуальность. По мере развития общества физическая активность и спорт все шире проникают во все сферы жизни людей, становятся все более значимой и неотъемлемой частью жизнидеятельности мировой цивилизации. В настоящее время миллионы людей во всех странах мира ведут здоровый образ жизни, составной частью которого являются занятия физическими упражнениями и оздоровительной гимнастикой, участие в спортивных соревнованиях. Гигантскими темпами развивается в последние десятилетия и спорт высших достижений, постепенно превращаясь в целую индустрию спортивных и зрелищно-массовых мероприятий. Физическая культура и спорт в современном обществе являются важнейшим фактором поддержания и укрепления здоровья людей, совершенствования их культуры, способом общения, активного проведения досуга, альтернативой вредным привычкам и пристрастиям.

Вместе с тем, физическая культура и спорт интенсивно воздействуют на экономическую сферу жизни государства и общества: на качество рабочей силы, на структуру потребления и спроса, на поведение потребителей, на внешнеэкономические связи, туризм и другие показатели экономической системы.

Спортивная индустрия начала XXI века находится в статусе глобальной системы экономических, политических, социальных и технологических отношений, способной влиять на изменения в нашей жизни. В нее вовлечены огромные материальные, финансовые, информационные и человеческие ресурсы, предназначение которых создавать неповторимую эмоциональную среду и способствовать здоровому образу жизни людей.

Формирующаяся спортивная индустрия играет важную роль в развитии социальной сферы нашей страны и является неотъемлемой её частью, наравне с современными организация-

Экономика и менежмент образования

о о

го га ■с о о.

ми, отвечающими международным стандартам, Когда речь идет об экономической эффективности деятельности организаций физической культуры и спортивных услуг, целесообразно дать оценку их значению относительно повышения уровня жизнедеятельности населения и оздоровительной среды. Научное обоснование и обеспечение оптимальности технологии разработки целенаправленной стратегии маркетинга организаций физической культуры и спортивных услуг является востребованным актуальным вопросом. Об этом свидетельствуют ряд Указов Президента и Постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан по развитию физической культуры и спорта.

Особенно необходимо отметить Указ Президента Республики Узбекистан от 5 марта 2018 года УП - 5368 "О мерах по коренному совершенствованию системы государственного управления в области физической культуры и спорта", где в частности говорится:

первое - отсутствие эффективной целостной системы управления физической культурой и спортом, особенно на местах, не позволяет обеспечить должную координацию деятельности государственных органов и иных организаций в данной области, популяризацию и пропаганду здорового образа жизни;

второе - не выработана концепция развития физической культуры и спорта в стране на среднесрочную и долгосрочную перспективу с определением конкретных задач и целевых показателей как в области массового спорта, так и спорта высших достижений;

...девятое - не налажено производство качественного отечественного спортивного оборудования и инвентаря, отвечающего международным стандартам, а также не предусмотрен действенный механизм поддержки такого производства.

Цель исследования. Выявить особенности формирования рынка спортивных товаров и услуг и его влияния на становление спортивной индустрии в Узбекистане.

Экономическая роль физической культуры и спорта наиболее рельефно проявляется по нескольким основным направлениям:

- физическая активность и оздоровительно-массовый спорт способствуют минимизации экономических потерь практически во всех сферах жизнедеятельности общества, выступают

альтернативой вредным привычкам, которые оказывают мощное деструктивное воздействие на экономическую систему;

- физическая активность выступает значимым фактором увеличения продолжительности жизни населения, позитивно влияет на продление трудоспособного возраста людей;

- физическая культура и спорт являются одним из основных компонентов подготовки качественных трудовых ресурсов, а, следовательно, и фактором обеспечения экономического роста;

- физическая активность, спорт и туризм являются в настоящее время важнейшей сферой обширной предпринимательской деятельности, которая обеспечивает, с одной стороны, занятость многих людей в отраслях спортивной индустрии и туристического комплекса, с другой стороны, указанные отрасли препринима-тельства пополняют государственные бюджеты за счет налоговых поступлений, что позволяет государству оперативно решать социальные проблемы населения.

Как известно из экономической теории, повысить благосостояние граждан какой-либо страны возможно только за счет неуклонного экономического роста. Для обеспечения стабильного экономического роста, правительство может избрать два основных пути: либо продвигаясь в направлении использования большего количества факторов производства -труда, земли и капитала, либо используя более совершенную технику и технологию, внедряя в производство новейшие научные достижения, повышая качественный уровень рабочей силы и производительность труда.

Повышение производительности труда является наиболее важным фактором, обеспечивающим рост реального продукта и дохода. Увеличение трудозатрат даст 7% прироста реального дохода за этот период и 2% прироста обеспечиваются повышением производительности труда [3]. Последнее объясняется научно-техническим прогрессом, т.е., интенсивными факторами. В других странах с развитой рыночной экономикой были получены примерно такие же результаты.

В свою очередь, производительность труда зависит от качества рабочей силы - от физических и интеллектуальных возможностей рабочих и служащих, их жизненной активности и творческой инициативы. Обеспечивая гар-

Экономика и менежмент образования

моничное физическое развитие, физкультура и спорт способствуют усилению естественных защитных сил организма, повышению его сопротивляемости большинству болезней. Таким образом, в результате регулярных занятий физкультурой и спортом в экономической системе снижается общее количество невыходов на работу по болезни, что оказывает несомненное позитивное влияние на рост ВВП и благосостояние общества.

Многочисленные экспериментальные и эмпирические данные свидетельствуют, что физическая культура и спорт значительно продлевают трудоспособный возраст человека, увеличивают продолжительность его жизни [2]. В современных условиях, когда население многих стран неуклонно стареет, а количество родившихся детей имеет постоянную тенденцию к снижению, проблемы продления трудоспособного возраста, которые напрямую связаны с проблемами пенсионного обеспечения граждан, имеют первостепенное значение.

В настоящее время в нашей стране всего лишь 6,4% населения занимается спортом, тогда как в развитых странах этот показатель значительно выше. Так, в США регулярно занимается спортом и физической активностью - 40% населения, а в Германии численность занимающихся спортом еще выше - 60% [5]. Естественно, такое положение дел нельзя признать удовлетворительным, представителям государственной власти, спортивного бизнеса и общественности в ближайшие годы предстоит большая работа по совершенствованию отношений в физкультурно-спортивной сфере, по модернизации системы физического воспитания и спорта.

В последнее время за рубежом бурное развитие получила индустрия физической культуры, спорта и туризма как обширная отрасль предпринимательской деятельности.

В основе принципа структурирования спортивной индустрии лежит анализ отношений по поводу обмена экономическими, социальными и психологическими выгодами между спортивными организациями, спортсменами, болельщиками, спонсорами и т.п. [4]. Такой обмен происходит в пространстве устойчивых рыночных систем, которые обладают специфическими характеристиками и тесно связаны между собой. Именно они составляют струк-

турные компоненты спортивной индустрии:

1. Рынок спортивных событий.

2. Рынок спортивных товаров.

3. Рынок спортивных услуг.

4. Рынок спортивных сооружений.

5. Рынки инфраструктуры спортивной индустрии.

6. Рынок спортивных кадров.

7. Рынок партнеров.

8. Рынки квазиспортивных продуктов.

Такой подход помогает рассматривать

спортивную индустрию как единый комплекс, а кроме того, облегчает использование маркетинговых стратегий и инструментов при формировании рынка спортивных услуг.

В нашей стране и за рубежом создается множество спортивных, физкультурных и туристических организаций всех форм собственности, которые осуществляют свою деятельность на коммерческой основе. В группу таких организаций входят физкультурные и оздоровительные клубы и ассоциации - фитнес и шейпинг-клубы, массажные салоны, секции бодибилдинга и т.д. Современная спортивная индустрия включает в себя сферу производства спортивной одежды, обуви, инвентаря, тренажеров и аксессуаров. Как отдельные компоненты спортивной индустрии можно выделить информационно-спортивный бизнес и бизнес на спортивных сооружениях.

Если спортивные болельщики представляют сторону потребителей, предъявителей спроса, то сторону производителей, осуществляющих предложение на спортивных рынках, представляют предприятия, выпускающие спортивную одежду, обувь, тренажеры, инвентарь (т.е. материальную продукцию), а также нематериальные товары - услуги и информацию.

Все эти предприятия можно классифицировать следующим образом:

- предприятия, производящие спортивную одежду, обувь, спортивные снаряды, тренажеры и т.п. (сфера материального производства). Компании такого рода деятельности развиваются в рамках спортивной индустрии наиболее динамично ввиду появления массового спроса на спортивные товары во всем мир;

- предприятия, предоставляющие услуги по организации и проведению спортивных соревнований, стадионы, бассейны, спорткомплексы, туристические и спортивные базы, тренажер-

о о

го га

О О.

о о

го га ■с о

.

ные залы, атлетические и шейпинг-клубы и др. Сюда же можно отнести фирмы по организации и проведению соревнований (фирмы, которые организуют проживание и питание спортсменов, экскурсии, нанимают технический персонал, охрану и т.д.);

- компании, работающие в информационном и шоу-бизнесе;

- компании, предоставляющие спортсменам и тренерам услуги по страхованию от травм и коммерческих рисков, а также осуществляющие их медицинское страхование;

- фирмы, предоставляющие букмекерские услуги и фирмы - организаторы спортивных лотерей.

Как следует из представленной выше классификации, предприятия - производители отрасли физической культуры и спорта поставляют на рынки свою продукцию как в виде товаров, так и в виде услуг, связанных с укреплением здоровья, развлечениями и досугом. При этом услуги можно охарактеризовать как особый вид благ, предоставляемых в форме деятельности. Вся совокупность предприятий, функционирующих в сфере физической культуры и спорта, обслуживает потребности профессионального спорта и обширную область досуга, т.е., того времени, которое остается у людей после исполнения трудовых обязанностей.

На этом поприще предприятия сферы физкультуры и спорта вступают в конкуренцию с другими видами предпринимательской и социально-культурной деятельности. Конкуренция в рыночных условиях позволяет:

- выявить тех участников соперничества, которые оказались в выигрышном положении, тех, кто смог добиться лучших по сравнению с другими результатов. Конкуренция в хозяйственной практике, как и в спорте, является необходимым критерием для выявления результатов, инструментом их отбора;

- оптимизировать решение какой-либо задачи, т.е., решить ее наилучшими результатами при минимальных издержках;

- ориентировать участников соперничества на достижение максимальных результатов.

Как и в других сферах экономики, предприятия - производители спортивных товаров, услуг и информации осуществляют свою производственную, сбытовую и научно-исследовательскую деятельность на основе спроса и

Экономика и менежмент образования

предложения на свою продукцию. Чем выше платежеспособный спрос потребителей на какую-либо продукцию, тем большее количество этой продукции предприятия стремятся поставить на рынок.

По своей сути бизнес похож на спорт: в основе предпринимательской деятельности также лежит соревновательность и конкуренция, соперничество индивидов и коллективов. Мотивом деятельности как в спорте, так и в бизнесе является желание участников конкуренции победить, самовыразиться, доказать себе и другим свою значимость, завоевать уважение окружающих и коллег. Спорт и бизнес, таким образом, тесно связаны друг с другом, имеют аналогичную мотивацию и движущие силы.

Спортивный бизнес удовлетворяет такие жизненно важные потребности людей, как стремление к физической активности и долголетию, здоровью и общению, развлечениям и содержательному проведению досуга. В отличие от прочих видов предпринимательской деятельности, спортивный бизнес выполняет социально значимую роль в противостоянии чрезмерному потреблению алкоголя и табака, в борьбе с вредными привычками и малоподвижным образом жизни.

Сфера спортивного бизнеса вовлекает в свою орбиту миллионы людей, которые восстанавливают свой трудовой и эмоционалный потенциал, активно отдыхают и переключаются на иные виды деятельности, получают новые знания и умения в части двигательной активности, рационального питания, ведения здорового образа жизни. В данном аспекте спортивный бизнес выступает важнейшим элементом процесса воспроизводства качественной силы, развития и укрепления трудовых ресурсов.

Выполняя функцию реабилитации и восстановления потенциала рабочей силы, спортивный бизнес частично высвобождает финансовые и материальные ресурсы государства. Правительство таким образом получает за счет развития спортивного бизнеса сразу несколько полезных эффектов, которые заключаются:

- в снижении государственного финансирования разнообразных физкультурно-спортив-ных программ ;

- в развитии социально значимой сферы предпринимательской деятельности, за счет которой оздоравливается население и создаются

Экономика и менежмент образования

новые рабочие места;

- снижается потребления алкоголя и табака, уровень преступности;

- за счет спортивного бизнеса увеличиваются налоговые поступления в бюджеты всех уровней.

Экономика физической культуры и спорта как наука изучает хозяйственные отношения в спортивной области и спортивной индустрии на двух уровнях:

- во-первых, на общегосударственном и международном;

- во-вторых, на уровне отдельных спортивных и физкультурных организаций, клубов, федераций и иных объединений с различными формами собственности и источниками финансирования.

Экономика физической культуры и спорта призвана решать следующие задачи:

- накапливать и систематизировать экономические знания в области физкультуры и спорта;

- генерировать новые знания и исследования в сфере экономики физической активности и спорта;

- выявлять и формулировать экономические проблемы, возникающие в процессе развития хозяйственных отношений в сфере физической культуры и спорта, а также указывать пути их решения;

- определять тенденции развития экономических процессов в отечественном и зарубежном спорте, прогнозировать их направление и динамику;

- выдавать практические рекомендации по повышению эффективности хозяйственных отношений в физкультуре и спорте.

Спрос на спортивные товары и услуги на макроуровне предъявляют отдельные индивиды - профессиональные спортсмены, физкультурники, любители активного отдыха и спортивного туризма. Для большинства людей основным ценностным ориентиром является здоровье.

Рассматривая потребности человека, нельзя не остановиться и на такой важной их составляющей, как потребности к отдыху и развлечениям. Под отдыхом в данном контексте понимается не пассивное состояние покоя, а деятельность, которая снимает утомление и способствует восстановлению трудоспособности. В экономическом аспекте потребность в отдыхе и развлечениях следует рассматривать

с трех точек зрения:

- во-первых, проводя свободное время на спортплощадках и стадионах, люди активно отдыхают от повседневного труда, наиболее полно восстанавливая свои физические и интеллектуальные ресурсы;

- во-вторых, активный отдых с элементами физической культуры и спорта являются альтернативой пассивному малоподвижному отдыху с поглощением чрезмерного количества пищи и интеллектуальные ресурсы;

- в-третьих, проводя свой досуг на стадионах, спортивных трассах и в спорткомплексах в качестве болельщиков, люди получают необходимый заряд эмоций и переживаний, своеобразный катарсис. Кроме того, посещая спортивно-массовые мероприятия, болельщики расходуют на них денежные средства, создавая в сфере физкультуры и спорта новые рабочие места.

На макроуровне спрос отдельных людей преобразуется в совокупный спрос в экономические отношения в области физической культуры и спорта включается государство, которое непосредственно заинтересовано в развитии таких отношений и их всемерной поддержке. Государство таким образом стимулирует спрос на рынках спортивной продукции и спортивной информации, а также способствует расширению предложения. Реализуется государственная поддержка физической культуры и спорта посредством оказания помощи спортивной индустрии и предпринимательству в области спортивных отношений как в форме налоговых и иных льгот, так и в форме прямого финансирования из бюджетов всех уровней.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экономические отношения в области физической культуры и спорта разносторонни и многогранны. Они включают в себя всю совокупность хозяйственных отношений по поводу производства и купли-продажи спортивных товаров и услуг соответствующими производителями и потребителями, экономические взаимоотношения спортивных клубов, федераций, спортивных обществ, отдельных спортсменов и тренеров между собой и во взаимодействии с болельщиками. Важной отраслью экономических отношений являются спортивные рынки труда и финансовых инвестиций, системы оплаты труда и премирования спортсменов и тренеров, их социального страхования и пен-

о о

го га ■с о

.

сионного обеспечения.

Выводы. Таким образом, в современной узбекской практике экономические отношения в физической культуре и спорте на рыночной основе только начинают формироваться; в стадии становления находится индустрия спорта, спортивного предпринимательства, туризма и их инфраструктуры. Только в последние годы стали появляться спортивные профессиональные союзы и ветеранские организации, отрабатываться и унифицироваться схемы страхования спортсменов от различных рисков и травм, вырабатываться цивилизованные формы трансфертов спортсменов в иностранные и национальные спортивные клубы. В области спортивной инфраструктуры также наметились значительные позитивные сдвиги: в течение последних лет сформировалась целая отрасль производства, базирующаяся на спортивно-массовых мероприятиях, формирующейся комплексная система фирм, специализирующихся на:

- поиске отечественных и зарубежных спонсоров для отдельных спортсменов, клубов, сборных и команд мастеров;

- предоставлении спортсменам и тренерам сервисных услуг в зарубежных турне;

- пенсионном обеспечении спортсменов по индивидуальным схемам;

- страховании спортсменов;

- юридическом обслуживании спортсменов и тренеров;

- трудоустройстве спортсменов и тренеров.

При становлении новой спортивной индустрии и формировании рынков спортивных услуг в Узбекистане не все проходит гладко и своевременно:

- довольно часто несовершенная законодательная база мешает развитию меценатства и

Экономика и менежмент образования

спонсорства в спорте, формированию эффективной системы правовой и социальной защиты спортсменов и тренеров;

- пока далеки от совершенства схемы налогообложения производителей спортивных товаров и услуг, принципы финансирования спортивного образования.

Проведенные нами исследования позволили выявить следующие основные факторы, воздействующие на формирование и развитие рынка спортивных услуг:

- экономическая обстановка, которая обусловливает поведение потребителей и производителей спортивных товаров и услуг;

- политическая ситуация, которая непосредственно оказывает влияние на экономическую обстановку в стране;

- правовая среда предопределяет условия функционирования экономики, регулирует права и обязанности субъектов рынка спортивных товаров и услуг;

- социальная среда, которая формирует приоритеты в потребительском поведении;

- развитие институциональной структуры рынка (страховые компании, коммерческие банки, инвестиционные и пенсионные фонды, агентства по рекламе и маркетингу и т. д.).

Выделенные нами факторы формирования и развития рынка спортивных товаров и услуг оказывают прямое и непосредственное влияние на предприятия, производящие спортивные товары, услуги и информацию.

Наметившиеся в последние годы позитивные перемены в этой важнейшей сфере экономических отношений, а также первые положительные результаты реформ позволяют нам говорить о будущих благоприятных перспективах узбекской спортивной индустрии и ее инфраструктуры.

о

CN

о

CN

го га ■с о

Œ

Литература:

1. Указ Президента Республики Узбекистан от 5 марта 2018 года № УП - 5368 "О мерах по коренному совершенствованию системы государственного управления в области физической культуры и спорта".

2. Огиенко Н.А. Менеджмент физической культуры и спорта. Учебное пособие. - Костанай, КГПИ, 2018 г.

3. Малыгин А. Спортивный маркетинг. - М.: ООО "Издательство"ПЛАНЕТА", 2018 г

4. Чеснова Е.Л., Лебедев В.И. Предпринимательство в сфере физической культуры и спорта. Учебно-методическое пособие. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010 г.

5. Mishal A. Leeds, Peter von Allmen "The Economiks of Sports". 2015 y.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.