Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИФИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСТУПНОСТИ УСЛУГ МАССОВОГО СПОРТА ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИФИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСТУПНОСТИ УСЛУГ МАССОВОГО СПОРТА ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
45
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТРЕНЕР / МАССОВЫЙ СПОРТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ярашев К.Д.

Мақолада спортга ижтимоий институт сифатида ёндашуви кўрсатиб берилган. Аҳолига спорт хизматларининг реал мавжудлигини аниқлаш учун учта тавсия этилган мезонларни ҳисобга олган ҳолда қўшимча таҳлил ўтказиш керак деган хулоса қилиш мумкин. Асосий мезонлар куйдагилар: ижтимоий, жисмоний ва иқтисодий мавжудлик.В статье раскрыто восприятие спорта как социального института, из чего можно сделать вывод о том, что для определения реальной доступности спортивных услуг населению необходимо проводить дополнительный анализ с учетом трех предлагаемых критериев социальной, физической и экономической доступности.The article reveals the perception of sport as a social institution, from which it can be concluded that in order to determine the real availability of sports services to the population, it is necessary to conduct an additional analysis taking into account the three proposed criteria of social, physical and economic accessibility

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИФИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСТУПНОСТИ УСЛУГ МАССОВОГО СПОРТА ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ»

Экономика и менежмент образования УУД (УДК, UDC): 796.034

А

^. ^ I

М

Информация для связи с автором:

menejment_yarashev@uzdjtsu.uz

Кандидат педагогических наук, профессор К.Д. ЯРАШЕВ1

'Узбекский государственный университет физической культуры и спорта город Чирчик, Узбекистан

ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИФИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСТУПНОСТИ УСЛУГ МАССОВОГО СПОРТА ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация

Annotation

В статье раскрыто восприятие спорта как социального института, из чего можно сделать вывод о том, что для определения реальной доступности спортивных услуг населению необходимо проводить дополнительный анализ с учетом трех предлагаемых критериев социальной, физической и экономической доступности.

Ключевые слова: Физическая культура, спорт, социальная инфраструктура, тренер, массовый спорт

Маколада спортга ижтимоий институт сифатида ёндашуви курсатиб берилган. Ахолига спорт хизматларининг реал мавжудлигини аниклаш учун учта тавсия этилган мезонларни хисобга олган холда кушимча тахлил утказиш керак деган хулоса килиш мумкин. Асосий мезонлар куйдагилар: ижтимоий, жисмоний ва иктисодий мавжудлик.

Калит сузлар: жисмоний маданият, спорт, ижтимоий инфратузилма, мураббий, оммавий спорт.

The article reveals the perception of sport as a social institution, from which it can be concluded that in order to determine the real availability of sports services to the population, it is necessary to conduct an additional analysis taking into account the three proposed criteria of social, physical and economic accessibility.

Key words: physical culture, sports, social infrastructure, coach, mass sports

Актуальность исследования. Спорт - это сфера социально-культурной деятельности, как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним. Весьма близкая по сути, но разделяемая с понятием "спорт", "физическая культура" понимается как часть культуры, как совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, формирования здорового образа жизни и социальной адаптации.

Представляется весьма важным восприятие спорта как социального института, т.е. организованного объединения людей с определенными социально значимыми функциями, реализация которых направлена на достижение социально значимых целей, соответствующих социальным ценностям, нормам, образцам поведения. В связи с этим следует считать неправомерным мнение, по которому в спорте предлагается максимизировать прибыль.

Спорт как социальный институт, имеет неразрывную взаимосвязь с образованием, здравоохранением, культурой и вступает составным компонентом современного полноценного образа (стандарта) жизни. Инфраструктура спорта относится к социальной инфраструктуре.

Рассматриваемая трактовка понятия "спорт", как представляется, сосредотачивает внимание на массовом спорте, при этом сохраняется важное значение спорта высших достижений и профессионального спорта.

Применительно к массовому спорту целесообразно выяснить, какова доступность его услуг широким слоям потребителей, в т.ч. детям, подросткам, лицам с ограниченными физическими возможностями, людям старшего возраста, социализация которых приобретает особое значение в современных условиях [1].

Как свидетельствуют данные официальной статистики, в Республике Узбекистан 60,6% граждан,

из числа занимающихся в спортивных секциях и отделениях по регионам составляют мужчины, 39,4% - женщины, (таблица 1) [4]. В Узбекистане ожидается, увеличение общей численности населения, регулярно занимающихся физической культурой и спортом до 30 процентов, а молодежи, занимающейся в спортивных организациях и учреждениях до 20 процентов [5].

1-Таблица

Численность лиц, занимающихся спортом в спортивных секциях и отделениях по регионам (2019 год)

Численность, тысяч человек Распределение по полу, в %

женщины мужчины женщины мужчины

2019

Республика Узбекистан 1074,0 1653,4 39,4 60,6

Республика Каракалпакстан 45,7 100,1 31,4 68,6

области:

Андижанская 141,4 180,3 44,0 56,0

Бухарская 47,4 85,1 35,8 64,2

Джизакская 56,1 100,3 35,9 64,1

Кашкадарьинская 112,5 173,7 39,3 60,7

Навоийская 31,9 60,7 34,4 65,6

Наманганская 95,1 133,9 41,5 58,5

Самаркандская 66,3 98,0 40,4 59,6

Сурхандарьинская 101,0 148,6 40,5 59,5

Сырдарьинская 19,9 42,1 32,1 67,9

Ташкентская 52,3 102,1 33,9 66,1

Ферганская 164,9 197,7 45,5 54,5

Хорезмская 76,5 127,7 37,5 62,5

г Ташкент 62,8 103,1 37,9 62,1

2-Таблица Численность лиц, занимающихся спортом на уроках физкультуры по регионам (2019 год)

Численность, тысяч человек Распределение по полу, в %

женщины мужчины женщины мужчины

2019

Республика Узбекистан 3220,3 3410,8 48,6 51,4

Республика Каракалпакстан 182,7 187,8 49,3 50,7

области:

Андижанская 285,0 300,8 48,7 51,3

Бухарская 173,1 183,7 48,5 51,5

СМ О СМ

СО

ГО

та t

0 Q. W

1

с го

№3-2021 e-mail: fan_sportga@uzdjtsu.uz 61

Экономика и менежмент образования

Джизакская 136,8 141,2 49,2 50,8

Кашкадарьинская 311,5 340,3 47,8 52,2

Навоийская 97,0 97,1 50,0 50,0

Наманганская 261,6 280,6 48,2 51,8

Самаркандская 371,3 399,3 48,2 51,8

Сурхандарьинская 262,1 254,7 50,7 49,3

Сырдарьинская 84,4 82,0 50,7 49,3

Ташкентская 270,0 274,8 49,6 50,4

Ферганская 345,6 363,4 48,7 51,3

Хорезмская 183,0 191,9 48,8 51,2

гТашкент 256,3 313,2 45,0 55,0

В 2019 году число спортивных сооружений, функционирующих в Республике Узбекистан составило 51651 единицу, в том числе в сельской местности - 27591. Мощность (пропускная способность) всех спортивных сооружений составила 2136,8 тысяч человек в день, из них в сельской местности - 1037,0 тысяч человек. Из действующих спортивных сооружений наибольшее число составляют спортивные площадки и поля -39841 единица, спортивные залы - 10863 единицы, стадионы - 417, плавательные бассейны - 316, стрелковые тиры - 142, стрельбища для пулевой и стендовой стрельбы - 40, манежы - 24, ипподромы - 8. В республике работают 12201 коллектив физкультуры и физкультурно-спортивные клубы, из них 7313 единиц действуют в сельской местности.

В целом 6631,0 тысяч учащихся занимались физической культурой на уроках физкультуры, из них 3465,9 тысяч в сельской местности. Кроме того, 2727,4 тысяч человек занимались спортом в спортивных секциях и отделениях во внеурочное и внерабочее время, в том числе 1287,1 тысяч - в сельской местности. Работники физкультурно-спортивной специализации составили 50834 человек, из них 11740 женщины. Из общего числа специалистов сферы спорта - 14164 являются тренерами, 37769 - учителя (инструкторы), ведущие спортивные секции [4].

3-Таблица

Численность лиц, занимающихся спортом в спортивных секциях и отделениях по видам за 2019 год

Тысяч человек В % к общему числу Распределение по полу, в %

женщины мужчины женщины мужчины женщины мужчины

2019

Всего занимающихся 1074,0 1653,4 100,0 100,0 39,4 60,6

СМ О СМ

00

ГО

га

0

ю

1

Традиционно в отдельных видах спорта преобладают мужчины (например, футбол - 96,5%), тогда как в фитнес-аэробике 83,2% - женщины. Плаванием и легкой атлетикой мужчины и женщины занимаются в равной степени. Вместе с тем, прямой зависимости между численностью занимающихся и тренеров-преподавателей нет. По-видимому, многое зависит от личного энтузиазма любителей спорта, а с увеличением квалифицированных тренеров вполне возможен и рост числа спортсменов.

Вместе с тем, следует отметить, что участие в тех или иных видах спорта во многом определяется мощностью спортивных объектов и наличием тренеров. Использование маркетинговых исследований потребительских предпочтений пока проводится отдельными спортивными объектами, проявляющими заинтересо-

ванность в притоке занимающихся в секциях, группах.

О сложившейся системе потребительских предпочтений, обусловленных платежеспособным спросом, можно судить по структуре платных услуг населению. Согласно данным официальной статистики, доля расходов на платные услуги физкультуры и спорта составляла в последнее время 0,6% к общему объему соответствующих расходов, что в 2-3 раза меньше близких по значимости услуг культуры, туризма, санаторно-курортного оздоровления.

Исследование обеспечения доступности социальных услуг в сферах образования и культуры проводилось на основе изучения управленческих аспектов реорганизации сетей массового обслуживания независимо от доходов и места жительства граждан. Оценивалось влияние на устойчивость функционирования сетей таких параметров, как: ценность (приобретаемая выгода) услуги для потребителя, цена (затраты государства и потребителя) за оказание услуг, издержки потребления услуги (прямые - в виде оплаты доступа, косвенные - как затраты времени на получение услуги), затраты учреждения на производство услуг. Вместе с тем, анализировалась дифференциация социальных групп населения в зависимости от доступности услуг и последствия возникающей дискриминации.

Доступность применительно к товарам и услугам организаций коммунального комплекса определяется в двух аспектах: как доступность приобретения, отражающую физическую доступность благ для потребителей и как экономическую доступность, характеризующую соответствие платежеспособного спроса потребителей стоимости товаров и услуг. В соответствии с этим доступность товаров и услуг организаций коммунальных организаций оценивается по нескольким признакам: по виду (физическая и экономическая доступность), предмету оценки (уровень комфорта, бесперебойность и качество обслуживания и т.п.), сфера деятельности, период оценки (текущий, долгосрочный, прогнозный).

В сфере физкультуры и спорта проблема доступности услуг рассматривается относительно создания условий для безбарьерного доступа к спортивным объектам и сооружениям инвалидов и других маломобильных групп населения, обеспечения возможностей физического доступа путем использования современных технических средств и технологий. Реализация этого направления применительно к конкретной группе потребителей, например, в сфере спорта достигается посредством участия в государственной программе "Доступная среда".

Доступная среда - это совокупность условий и требований к создаваемой человеком окружающей городской среде (архитектурный дизайн, транспортная и инженерная инфраструктура), и информационной среде, позволяющая беспрепятственно передвигаться и воспринимать жизненно важную информацию.

Доступная среда, согласно положениям Конвенции и Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, понимается как физическое окружение, объекты

62 е-шай: fan_sportga@uzdjtsu.uz №3-2021

Экономика и менежмент образования

транспорта, информации и связи, дооборудованные с целью устранения препятствий и барьеров, возникающих у индивида или группы людей с учетом их особых потребностей. Из этого следует, что доступность среды обусловлена возможностями ее использования соответствующей группой населения [8].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Республике Узбекистан требования по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры определены рядом законов и нормативно-правовых положений.

О готовности Республики Узбекистан к решению проблемы создания доступной среды для нормальной жизнедеятельности инвалидов свидетельствует принятый закон Республики Узбекистан "О социальной защищенности инвалидов в республике Узбекистан".

Министерство физической культуры и спорта, как исполнитель требований законов, участвует в разработке методических рекомендаций по обеспечению соблюдения требований доступности при предоставлении услуг спортсменам-инвалидам, инвалидам-зрителям и другим маломобильным группам населения к спортивным мероприятиям с учетом особых их потребностей, разработке и реализации мер поддержки учреждений спортивной направленности по адаптивной физкультуре и спорту в регионах республики, подготовке специалистов, обеспечивающих учебно-тренировочный процесс среди инвалидов и других маломобильных групп населения.

Запуск программы по дальнейшему развитию и популяризации физической культуры и спорта актуализирует вопрос о площадках для занятий массовым спортом, создании доступной "спортивной среды". Необходима сеть некоммерческой физкультурно-спортивной инфраструктуры: клубов по местам жительства, работы или службы, то есть в шаговой доступности. Следует создать спортивные сооружения, современные, удобные для занятий массовым спортом, в том числе на открытом воздухе. Формирование инфраструктуры для массового спорта во многом обеспечит максимальный охват молодежи массовым спортивным движением. Массовый спорт представляет собой социально-спортивное, массовое явление. Для развития массового спорта, увеличение количества молодежи, ведущей здоровый образ жизни и участвующей в спортивно-массовой деятельности имеет огромное значение. Важность данной программы была подчеркнута Президентом Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёевым, который отметил, что массовый спорт выполняет не только физкультурно-спортивные задачи, но и, что не менее важно, способствует консолидации молодежи по месту жительства, укреплению национальных традиций.

В настоящее время физкультурно-спортивные организации, функционирующие на территории Республики Узбекистан, могут осуществлять свою деятельность как на коммерческой, так и некоммерческой основе. Коммерческие организации предоставляют физкультурно- спортивные услуги, но осуществляются данные услуги на коммерческой

(платной) основе, и поэтому они зачастую становятся недоступными широким слоям населения.

Некоммерческие организации совмещают коммерческие методы ведения деятельности с развитием социально значимых направлений физкультурно-спор-тивной деятельности. Некоммерческие организации в сфере физической культуры и спорта действуют в разных формах: общественные союзы и ассоциации, фонды, клубы или организации специального профессионального образования и т.п [8].

Заключение. На сегодня бизнес может оказывать государству поддержку в создании материальной базы для развития массового молодежного спорта. Этому способствует использование механизма государственно-частного партнерства.

Привлечение бизнеса в формирование спортивной инфраструктуры можно добиться с привлечением в эту деятельность некоммерческих организаций, которые зарекомендовали себя как социально ориентированные организации. Государственно-частное партнерство с привлечением некоммерческих организаций на практике позволит получить ряд преимуществ: активно привлекать внебюджетное финансирование спортивных объектов, стимулировать общественную инициативу в развитии физической культуры и спорта, снизить риски неэффективного управления финансами и нецелевого использования бюджетных средств, повысить ответственность за техническое и экологическое обоснование проектов спортивных сооружений, оптимизировать планируемые затраты, повысить качество исполнения работ и услуг, снизить стоимость объектов за счет экономии капитальных и текущих затрат в целом по реализации проектов строительства и реконструкции спортивных сооружений, использовать налоговые льготы, направлять прибыль некоммерческих организаций на решение социальных задач, в том числе на повторное инвестирование в рамках государственно-частного партнерства [3].

Вышеизложенное позволяет рассматривать государственно-частное партнерство с привлечением некоммерческих организаций в формирование ресурсного потенциала развития массового спорта как перспективный механизм повышения доступности массового спорта для молодежи.

Литература:

1. Закон Республики Узбекистан "О физической культуре и спорте" 4 сентября 2015 г. № ЗРУ-394

2. Закон Республики Узбекистан "О правах лиц с инвалидностью" 15 октября 2020 г. № ЗРУ-641

3. Закон Республики Узбекистан "О государственно-частном партнерстве" 10.05.2019 г. № ЗРУ-537

4. Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике https://gender.stat.uz/

5. Указ президента Республики Узбекистан "О мерах по дальнейшему совершенствованию и популяризации физической культуры и спорта в Республике Узбекистан" от 24 января 2020 г.

6. Левченко Г. Н., Зайцев О. С., Исаков Н. А., Черепанов В. А., Гарцев А. В. Особенности специфики формирования доступности услуг массового спорта // Актуальные исследования. 2020. №15 (18). С. 85-92.

7. Блинова Н.П., Янович К.В. Прогнозирование остаточного ресурса оборудования / Наука и военная безопасность. 2019. № 1 (16). С. 83-88.

8. Левченко Г.Н., Зайцев О.С., Руденко А.Е., Прокофьев В.Е., Новиков Р.С., Янович К.В. Научно-методические подходы к повышению эффективности материально-технического обеспечения физической культуры и спорта. / Научная монография. - Курск.: ЗАО "Университетская книга", 2020. - 220 с.

e-mail: fan_sportga@uzdjtsu.uz

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.