Научная статья на тему 'Роль государственных инвестиций в физическую культуру и спорт'

Роль государственных инвестиций в физическую культуру и спорт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
176
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ ПО РАЗВИТИЮ СПОРТА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демянчук С.Н.

В статье отражается роль и значимость государственных инвестиций в физическую культуру и спорт на территории Российской Федерации. Рассмотрены источники финансирования целевых программ по развитию физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль государственных инвестиций в физическую культуру и спорт»

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНВЕСТИЦИИ В ФИЗИЧЕСКУЮ КУЛЬТУРУ И СПОРТ

© Демянчук С.Н.*

Волгоградский филиал

Российского государственного торгово-экономического университета,

г. Волгоград

В статье отражается роль и значимость государственных инвестиций в физическую культуру и спорт на территории Российской Федерации. Рассмотрены источники финансирования целевых программ по развитию физической культуры и спорта.

Ключевые слова государственные инвестиции, целевая программа по развитию физической культуры и спорта, источники финансирования целевых программ по развитию спорта, международные спортивные мероприятия.

Государственные инвестиции - это вложения в наращивание, а также воспроизводство основных фондов предприятий и организаций страны, сформированные за счет средств бюджетов различных уровней, от федерального бюджета до регионального, местного и т.д., а также за счет государственных внебюджетных фондов. Они всегда ориентированы на общее увеличение капитала страны и её активов, на поддержание стабильного роста и развития её экономических субъектов, отраслей экономики, промышленности и т.п.

Одним из главных направлений государственных вложений это поддержание в хорошем состоянии инфраструктуры страны, при необходимости её восстановление, ремонт и, конечно же, расширение. Ведь, как известно, без развитой инфраструктуры инвестиционная привлекательность страны очень страдает [5].

Принятая в 2006 г. Федеральная целевая программа развития физкультуры и спорта в России включила в себя направления развития как массового спорта, так и спорта высших достижений с обозначением объемов финансирования запланированных мероприятий [4]. Развитие физической культуры и спорта всегда происходит в тесном сотрудничестве с государством. В настоящее время происходит стремительное возведение новых спортивных сооружений и физкультурных оздоровительных комплексов, в частности, как в Волгоградской области, так и в целом по Российской Федерации.

За счет поддержки государства в виде бюджетных средств и крупных государственных капитальных вложений ведется стремительное продвижение спорта и физической культуры среди населения.

Это в первую очередь связано с проведением на территории Российской Федерации таких масштабных международных спортивных соревнований,

Ассистент кафедры Экономики.

200 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

как: Летняя Универсиада (Казань, 2013); Зимняя Олимпиада (Сочи, 2014); Этап «Формулы-1» (Сочи, 2014); Чемпионат мира по хоккею (Москва -Санкт-Петербург, 2016); Чемпионат мира по футболу (2018); Зимняя универсиада (Красноярск, 2019).

Во время исследования размеров государственного инвестирования в спортивную и физическую сферу страны были рассмотрены материалы следующих целевых программ по развитию спорта и физической культуре:

1. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в российской Федерации на 2006-2015 годы».

Основная цель - проведения мероприятий по реконструкции спортивных баз и центров для развития спорта высших достижений, модернизации спортивной базы в образовательных учреждениях для подготовки спортивного резерва, развитие спортивной инфраструктуры по месту жительства и в образовательных учреждениях, оснащение антидопингового центра, организация пропаганды физической культуры и спорта, разработка научных и методических основ спорта высших достижений [1].

В соответствии с этой программой в нашей стране, за период с 20062015 годы, собираются инвестировать в спорт и физическую культуру 101575 млн. рублей. Большая часть будет представлена из федерального бюджета, а именно 53613 млн. рублей, что составляет 52,78 % от суммы всей программы. Остальные 47,22 % поступят из бюджетов субъектов Российской Федерации, и составят, соответственно, 47962 млн. рублей.

В первый год программы размер бюджетного финансирования составил 4729 млн. рублей, а в последующие года, в частности с 2013 по 2015, 13537 млн. рублей, 13536 млн. рублей и 12331 млн. рублей, соответственно.

Из представленных данных видно, что к завершению реализации программы произойдет рост размеров государственного инвестирования в спорт и физическую культуру, приблизительно в 2,77 раза, причем максимальные вложения будут осуществляться в 2013 и 2014 годах, на завершающей стадии реализации программы.

2. Долгосрочная областная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Волгоградской области на 2010-2013 годы».

Основные мероприятия программы:

- строительство новых и реконструкция имеющихся объектов спорта в Волгоградской области;

- информационное обеспечение системы физической культуры и спорта в Волгоградской области;

- предоставление субсидий муниципальным образованиям Волгоградской области для развития физической культуры и спорта;

- строительство региональных баз спортивной подготовки сборных команд области;

- государственная поддержка адаптивной физической культуры и спорта инвалидов в Волгоградской области [2].

Финансовые рынки и инвестиции

201

Анализ статистических данных по инвестированию государственных средств в развитие физической культуры и спорта в Волгоградской области на основе целевой программы показал, что общий объем финансирования мероприятий программы за период с 2010 по 2013 годы составил 2704582,2 тыс. рублей (табл. 1).

Таблица 1

Источники и объем финансирования мероприятий программы по развитию спорта в волгоградской области 2010-2013 гг.

Год программы 2010 2011 2012 2013 Итого

Объем финансирования (тыс. руб.) в т. ч. 576573,7 593321,4 729432,1 805255,0 2704582,2

Средства областного бюджета (тыс. руб.) - 535370,4 404432,1 598355 1538157,5

Средства федерального бюджета (тыс. руб.) 60000 - 280000 152500 492500

Средства бюджетов муниципальных образований (тыс. руб.) 124802,7 57951 45000 54400 282153,7

Внебюджетные источники (тыс. руб.) 391771 - - - 391771

Как видно из представленных данных наибольшее финансирование поступит из средств областного бюджета, и составит 56,79 % от суммы общих затрат на реализацию программы, и приблизительно в равных долях произойдет поступление средств от остальных источников финансирования, а именно, 18,2 % - средства областного бюджета, 10,43 % - средства бюджетов муниципальных образований, 14,48 % - внебюджетные источники финансирования.

Результаты целевых программ признаны успешными.

По предварительному анализу целесообразность и эффективность реализации Программы на 2006-2015 годы подтверждаются достигнутыми значениями в виде следующих показателей и индикаторов:

- доля граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в том числе обучающихся (учащихся, воспитанников и студентов), в общей численности населения увеличилась с 12,5 процента в 2005 году до 22,5 процента в 2012 году. К 2015 году показатель составит 30 процентов (то есть прирост составит более 60 процентов);

- доля женщин, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения Российской Федерации составила в 2012 году 15,6 процента;

- доля обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения Российской Федерации достигла в 2012 году 52,7 процента;

- количество квалифицированных тренеров и тренеров - преподавателей физкультурно-спортивных организаций, работающих по специальности, увеличилось с 250 тыс. до 324,2 тыс. работников с учетом

202 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

задействованных в коммерческом секторе, что соответствует социальным нормативам и нормам обеспеченности и требованиям рынка;

- единовременная пропускная способность объектов спорта, введенных в эксплуатацию в рамках Программы на 2006-2015 годы, по направлению, связанному с массовым спортом, увеличилась с 6840 человек в 2010 году до 11223 человек в 2012 году. При сохранении темпов строительства спортивной инфраструктуры этот показатель в 2015 году составит около 28030 человек, и установленный показатель будет перевыполнен на 20 процентов;

- количество физкультурно-спортивных организаций и центров для занятий спортом, прошедших добровольную сертификацию, увеличилось с 10 объектов на 100 тыс. человек населения в 2006 году до 211 объектов на 100 тыс. человек населения в 2012 году;

- введено в эксплуатацию 476 объектов массового спорта;

- введен в эксплуатацию 41 объект спорта высших достижений [3].

А в начале 2014 года председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев утвердил государственную программу «Развитие физической культуры и спорта в Российской федерации на 2016 -2020 годы». Программа все также будет направлена на увеличение доли граждан систематически занимающихся физкультурой и спортом. В помощь ей придёт вновь возрождённая система ГТО. Указ о возрождении которой на заседании совета по развитию физкультуры и спорта от 24 марта 2014 года подписал президент Российской Федерации В.В. Путин.

«Одна из инициатив в этой сфере - возрождение ГТО, благодаря которому выросло не одно поколение активных, здоровых людей... Нам нужна сеть некоммерческих физкультурно-спортивных клубов по месту жительства, работы и службы, то есть в шаговой доступности. Необходимы экономичные спортивные сооружения, в том числе и на открытом воздухе, и, конечно, следует полнее задействовать и укреплять спортивную инфраструктуру общеобразовательных школ», - заявил Владимир Путин [6].

В результате рассмотрения приведенных данных, можно сделать выводы, о том, что финансирование в сферу физической культуры и спорта происходит на основе разработки и реализации программ целевого назначения на различных бюджетных уровнях. За последние годы государственные инвестиции в развитие физической культуры и спорта на территории Российской Федерации имеют устойчивый рост и тесно взаимосвязаны с подготовкой к крупным международным спортивным мероприятиям. Основным приоритетом направления государственных средств, в спорт и физическую культуру по всей стране, и Волгоградской области в частности, являются капитальные вложения в возведение новых и реконструкцию старых спортивных сооружений. Государственные инвестиции в физическую культуру и спорт направлены на улучшение уровня жизни населения в стране.

Финансовые рынки и инвестиции

203

Список литературы:

1. Постановление правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года № 7 о федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» (с изменениями на 21 ноября 2013 года).

2. Постановление администрации Волгоградской области от 11 октября 2010 года № 493-п об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Волгоградской области» на 20102013 годы».

3. Распоряжение правительства Российской Федерации от 2 января 2014 года № 2-р о концепции федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы».

4. Бондаренко М.П. Мониторинг мотивации занятий спортом как особым видом профессиональной деятельности // Креативная экономика. - М.: ООО «Креативная экономика», 2012. - № 10. - С. 140-144.

5. http://investicii-v.ru/gosudarstvennye_investicii.php.

6. Информационное телеграфное агентство России ИТАР-ТАСС [Электронный ресурс]. - 24 марта 2014. - Режим доступа: http://itar-tass.com/sport/ 1070763.

МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

© Нурмагамбетова А.З.*

Казахский экономический университет им. Т. Рыскулова, Республика Казахстан, г. Алматы

В научной статье рассмотрены методы оценки эффективности инвестиционных проектов и перспектив развития приоритетных отраслей, посредством национальных программ по реализации послания Президента Республики Казахстана. Инвестиционная политика государства, как совокупность мер по регулированию и стимулированию инвестиционного процесса, на основе формирования иерархии целей инвестиционной деятельности и механизма их достижения с целью обеспечения устойчивого социально-экономического развития.

Ключевые слова оценка, эффективность, инвестиционная политика, перспективы, сектор экономики, инвестиционный проект, национальная программа.

Методы оценки экономической эффективности ресурсов имеет большое значение в процессе обоснования и выбора наиболее приемлемого варианта

* Доцент кафедры «Бухгалтерский учет и аудит», кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.