Научная статья на тему 'Социальная и бюджетная политики России и стран СНГ по развитию физической культуры и спорта в системе мер обеспечения социально-экономической безопасности'

Социальная и бюджетная политики России и стран СНГ по развитию физической культуры и спорта в системе мер обеспечения социально-экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ И БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКИ РОССИИ / СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СТРАНАХ СНГ / РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ОБЕСПЕЧЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / SPORTS AND BUDGETARY POLICIES OF RUSSIA / STRATEGIES FOR THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE CIS COUNTRIES / THE ROLE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN ENSURING SOCIO-ECONOMIC SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Задорина Анастасия Михайловна

В статье рассмотрены меры обеспечения социально-экономической безопасности России, обеспечиваемые развитием физической культуры и спорта. Выделены векторы государственной поддержки физической культуры и спорта в контексте Стратегии развития РФ до 2024 г. Рассмотрены Стратегия развития физической культуры и спорта государств участников СНГ до 2020 г., ее политико-экономические, социально-культурные цели в области развития физической культуры и спорта. Показаны формы развития социальной и инвестиционной инфраструктуры физической культуры и спорта на региональном уровне. Отмечены риски несвоевременного принятия актов на региональном уровне о дополнительном финансировании в сфере физической культуры и спорта, а также снижения эффективности вложения субсидий в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OCIAL AND BUDGETARY POLICIES OF RUSSIA AND THE CIS COUNTRIES FOR THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE SYSTEM OF MEASURES TO ENSURE SOCIO-ECONOMIC SECURITY

The article discusses measures to ensure the socio-economic security of Russia by the development of physical culture and sports. The vectors of state support of physical culture and sports in the context of the Development Strategy of the Russian Federation up to 2024 are highlighted. The Strategy of the development of physical culture and sports of the CIS member states until 2020, its political, economic, social and cultural goals in the field of the development of physical culture and sports are considered. The forms of development of social and investment infrastructure of physical culture and sports at the regional level are shown. The risks of late adoption of acts at the regional level on additional funding in the field of physical culture and sports, as well as reducing the effectiveness of investment subsidies in the regions were noted.

Текст научной работы на тему «Социальная и бюджетная политики России и стран СНГ по развитию физической культуры и спорта в системе мер обеспечения социально-экономической безопасности»

Социальная и бюджетная политики России и стран СНГ по развитию физической культуры и спорта в системе мер обеспечения социально-экономической безопасности

ЗАДОРИНА АНАСТАСИЯ МИХАЙЛОВНА,

заместитель директора Института проблем безопасности СНГ, руководитель Центра международной и региональной безопасности

Аннотация: В статье рассмотрены меры обеспечения социально-экономической безопасности России, обеспечиваемые развитием физической культуры и спорта. Выделены векторы государственной поддержки физической культуры и спорта в контексте Стратегии развития РФ до 2024 г. Рассмотрены Стратегия развития физической культуры и спорта государств — участников СНГ до 2020 г., ее политико-экономические, социально-культурные цели в области развития физической культуры и спорта. Показаны формы развития социальной и инвестиционной инфраструктуры физической культуры и спорта на региональном уровне. Отмечены риски несвоевременного принятия актов на региональном уровне о дополнительном финансировании в сфере физической культуры и спорта, а также снижения эффективности вложения субсидий в регионах.

Ключевые слова: спортивная и бюджетная политики России, стратегии развития физической культуры и спорта в странах СНГ, роль физической культуры и спорта в обеспечении социально-экономической безопасности

Social and budgetary policies of Russia and the CIS countries for the development of physical culture and sports in the system of measures to ensure socio-economic security

ZADORINA ANASTASIA MIHAYLOVNA,

Deputy Director of the Institute of CIS security issues, Head of Center for International and Regional Security

Abstract: The article discusses measures to ensure the socio-economic security of Russia by the development of physical culture and sports. The vectors of state support of physical culture and sports in the context of the Development Strategy of the Russian Federation up to 2024 are highlighted. The Strategy of the development of physical culture and sports of the CIS member states until 2020, its political, economic, social and cultural goals in the field of the development of physical culture and sports are considered. The forms of development of social and investment infrastructure of physical culture and sports at the regional level are shown. The risks of late adoption of acts at the regional level on additional funding in the field of physical culture and sports, as well as reducing the effectiveness of investment subsidies in the regions were noted.

Keywords: sports and budgetary policies of Russia, strategies for the development of physical culture and sports in the CIS countries, the role of physical culture and sports in ensuring socio-economic security

Обеспечение социально-экономической физической культуры и спорта

Государственная политика развития физкультуры и спорта отражает современные тенденции повышения жизненного уровня российских граждан, увеличения продолжительности их жизни, становясь одним из основных векторов молодежной политики. Совет при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта выполняет функции консультативного органа при Президенте РФ для осуществления взаимодействия между органами государственной власти, местным самоуправлением, спортивными организациями и общественными объединениями физической культуры для разработки согласованных мер государственной политики развития физической культуры и спорта, подготовки, проведения Олимпийских и Паралимпийских игр, Всемирных универсиад, чемпионатов мира по различным видам спорта и других международных спортивных соревнований высшего уровня и участия в них российских спортсменов1.

В этой связи бюджетная политика государства в области физической культуры и спорта является стимулирующим и регулирующим фактором социально-экономического развития и обеспечения социальной безопасности граждан, выступая индикатором бюджетной защищенности развития общественных и государственных систем поддержания физического здоровья граждан, а также подготовки военно-спортивных навыков у молодежи.

Финансовая наполняемость и достаточность мероприятий по развитию профессиональной и массовой физической культуры и спорта в системе бюджетных отношений занимает особое место. Поскольку задействованы все уровни бюджетов - федеральный региональный, местный -

безопасности России развитием

это требует выстраивания механизмов совместных и скоординированных действий бюджетов разных уровней, системного мониторинга, анализа и контроля бюджетной сбалансированности и обеспеченности.

Для обеспечения социально-экономической безопасности граждан России и стран СНГ важен не только профессиональный спорт, дающий международный престиж России и странам СНГ, уверенность и гордость молодому поколению за настоящее и будущее своей международно признанной спортивной страны, но и спорт по обеспечению готовности к труду и обороне (нормативы комплекса ГТО), а также массовый спорт, опирающийся в основном на финансовые возможности муниципальных образований.

Постановлением Правительства РФ от 11.06.2014 г. № 540 утверждено Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне - ГТО» (с изм. 06.03.2018 г.). Оно включает общегосударственные нормативы (нормы ГТО) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса (ВФСК) уровня физической подготовленности населения. Это программная и нормативная основа системы физического воспитания населения, согласно которой цели ВФСК заключаются в повышении эффективности занятий физической культурой и спортом для укрепления здоровья и гармоничного развития личности, а также воспитания патриотического отношения к родине и защите ее интересов2.

Бюджетное финансирование спорта развивается во всех странах и становится не просто системой - через нее реализуются основные задачи молодежной политики по прямым и обратным

1 Указ Президента РФ от 28.07.2012 г. № 1058 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта» (с изм. от 18.07.2018 г.). http://base.garant.rU/70208578/#ixzz5WjQ87NMT

2 Постановление Правительства РФ от 11.06.2014 г. № 540 (с изм. от 06.08.2018 г.) «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе „Готов к труду и обороне"». http://docs.cntd.ru/document/420200820

связям в сфере финансов. Финансы это лучший информационный источник, поскольку, анализируя бюджет, государство и общество могут оценить уровень бюджетной обеспеченности своих финансовых потребностей и, соответственно, уровень бюджетной безопасности. Через бюджет (бюджетные отношения) не только государство обеспечивается основными финансовыми ресурсами, но общество получает и информацию о состоянии финансов в целом, поскольку информация - цемент общества: там, где есть информация, есть и управление.

В этой связи на современном этапе регулирования финансирования физической культуры и спорта необходим анализ бюджета на 20192021 гг. и реальность выполнения конкретных целей (национальных проектов) в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических зада-

чах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Содержание Федерального закона от 05.12.2017 г. № 362 (ред. от 03.07.2018 г.) «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годы» определило основные характеристики бюджета1. Относительно бюджетного финансирования физкультуры и спорта следует сказать, что характеристики финансирования повышены по сравнению с прошлыми годами. Так значительные бюджетные средства на развитие массовой физической культуры и массового спорта российских граждан (около 2 млрд руб. при общем объеме финансирования 4 471 142,8 тыс. руб. на расходы Министерства спорта РФ) должны быть выделены на реализацию ранее профинансированных и финансируемых впервые программ усиления темпов роста физической культуры.

Развитие физической культуры и спорта в контексте Стратегии развития РФ до 2024 г.

Положения Указа Президента РФ № 204 от 07.05.2018г. о Стратегии развития РФ до 2024 г., касаются определения национальных целей и задач стратегического развития Российской Федерации по 2024 г. в рамках государственных программ поддержки социального развития, производственного роста, включая развитие физкультуры и спорта при сотрудничестве с другими странами ЕАЭС и СНГ при устранении барьеров общения.

В Указе установлено, что в целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской

Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека требуется обеспечить достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 г., включающих обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации; повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет, а к 2030 г. -до 80 лет.

1 Статья 1 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годы» установила прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2019 г. в сумме 15 554 600 080,3 тыс. руб. и на 2020 г. в сумме 16 285 418 472,0 тыс. руб.; общий объем расходов федерального бюджета на 2019 г. в сумме 16 373 747 072,8 тыс. руб. и на 2020 г. в сумме 17 155 263 149,4 тыс. руб., в том числе условно утвержденные расходы в сумме 428 881 578,7 тыс. руб.; верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2020 г. в сумме 11 416 142 190,5 тыс. руб. и на 1 января 2021 г. в сумме 12 701 232 975,5 тыс. руб.; верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2020 г. в сумме 73,2 млрд долл. США, или 61,0 млрд евро, и на 1 января 2021 г. в сумме 71,9 млрд долл. США, или 59,9 млрд евро; дефицит федерального бюджета на 2019 г. в сумме 819 146 992,5 тыс. руб. и на 2020 г. в сумме 869 844 677,4 тыс. руб. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

Этому объективно способствует в числе прочих факторов развитие физкультуры и спорта. Согласно п. 3 «б» Указа № 204 необходимо «создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом, массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовка спортивного резерва»1.

К государственным программам по развитию физической культуры и спорта относятся: Федеральная целевая Программа развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы, Государственная Программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», Подпрограммы «Развитие физической культуры и массового спорта», «Совершенствование спортивной инфраструктуры и материально-технической базы для занятий физической культурой и массовым спортом, в том числе на территории Дальнего Востока».

Внедрение проектных принципов управления и финансирования становится главной задачей реализации всех госпрограмм, включая госпрограммы в сфере физической культуры и спорта. С 2016 г. идет реализация приоритетных проектов в рамках 11 ключевых приоритетных направлений, определенных Советом при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту.

Согласно ст. 38 Федерального закона от 04.12. 2007г. № 329-Ф3 (в ред. от 29.07. 2018 г.) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» расходные обязательства Российской Федерации в сфере финансирования физической культуры и спорта означают государственные меры предоставления материально-технического обеспечения спортивных эки-пировок, выделение финансовых средств на это,

а также финансирование медицинского и антидопингового сопровождения спортивных делегаций, спортивных сборных команд Российской Федерации, включая обеспечение участия в международных спортивных соревнованиях2.

За счет средств федерального бюджета финансируются подготовка и деятельность спортивных сборных команд спортсменов-инвалидов к всероссийским и международным спортивным соревнованиям, Паралимпийским играм, Сурд-лимпийским играм, Всемирным специальным олимпийским играм, деятельность Федерального центра спортивной подготовки, Федерального центра подготовки спортивного резерва, научных учреждений, научных организаций в области физической культуры и спорта; подготовки граждан допризывного и призывного возрастов по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта3.

Расходные обязательства субъектов Российской Федерации включают организацию и исполнение региональных и межмуниципальных программ в области физической культуры и спорта, обеспечение деятельности региональных центров спортивной подготовки; обеспечение развития физической культуры и спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Расходные обязательства муниципальных обра-

1 Пункт 3 Указа Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204.

2 Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12. 2007г. № 329-ФЗ ( в ред. от 29.07. 2018г.)

3 Там же. Ст. 38 п.5-8 ФЗ № 329

зований предусматривают обеспечение условий для развития на территориях муниципальных районов, поселений, городских округов физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения муниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий; обеспечение условий для реализации комплекса ГТО и др.1

Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», разработанная на основе Концепции Федеральной целевой Программы «Развития физической культуры и спорта на 2016-2020 годы» от 02.01.2014 г. определила, что ориентация России на инновационную модель развития потребует создания стратегии социального развития, ориентированной на воспитание здорового и интеллектуально развитого человека, позволившей укрепить человеческий потенциал России. Реализация такой стратегии потребует государственной политики, предусматривающей создание для граждан страны условий, позволяющих им вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта.

Как и во многих других сферах бюджетных отношений, в рассматриваемой сфере может также возникнуть препятствие. Это неэффективность административных методов управления и государственного контроля использования целевых бюджетных средств в сфере развития физической культуры и спорта. Она создает риски неисполнения, риски нормативных просчетов соотношения объемов финансирования госпрограмм за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также финансовые риски, связанные с инфляцией, колебаниями курса национальной валюты, финансовыми санкциями, тормозящими расчеты и кредитование при поставках импортного оборудования, риски повышения цен на импортируемые медицинские препараты для потребностей спортивной медицины и др.

Возникают риски несвоевременного принятия актов на региональном уровне о дополнительном финансировании в сфере физической культуры и спорта в связи с ошибками подготовки и согласования проектно-сметной документации на объекты капитального строительства. Возможет риск снижения эффективности вложения субсидий, предоставляемых из федерального бюджета субъектам Российской Федерации.

Государственная поддержка развития физической культуры и спорта государств — участников СНГ до 2020 года

Анализ положений Указа Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 в части расширения международного сотрудничества России в сфере физической культуры и спорта в рамках ЕАЭС и СНГ показывает, что это направление является одним из приоритетных.

Стратегия развития физической культуры и спорта государств - участников СНГ до 2020 года, утвержденная Советом глав правительств СНГ 30.05.2012 г.2, является документом, унифицирующим и гармонизирующим политико-экономические, социально-культурные и нормативно-право-

1 Там же. Ст 38 п.11-17 ФЗ № 329

2 Стратегия развития физической культуры и спорта государств - участников Содружества Независимых Государств до 2020 года, утв. Советом глав правительств Содружества Независимых Государств 30.05.2012 г. http://www.e-cis.info/page. php?id=20892

вые основы общей политики стран СНГ в области развития физической культуры и спорта.

В этой связи оценка мер обеспечения безопасности развитием физкультуры и спорта в государствах СНГ рассматривается на межгосударственном уровне в числе прочих мер обеспечения безопасности в социально-экономической сфере стран СНГ. Государства СНГ в межгосударственных соглашениях по разным вопросам с 2012 г. (и даже ранее) принимали консолидированные политические решения укреплять культурно-спортивные связи, распространять исторические и современные документы о спорте стран СНГ, публиковать научные и литературные произведения, в которых содержатся гуманистические мировоззрения и идеи умножения культурно-спортивного наследия стран СНГ.

Спортивное наследие стран СНГ представляет собой уникальный многовековой опыт евразийских традиций народной состязательности и соревнований. Поддерживаемые государствами, группами населения, общественными движениями, спортивными и физкультурными организациями стран СНГ национальные виды спорта играют серьезную роль в укреплении доверия и взаимопонимания в вопросах политической, культурной и спортивной политике и дипломатии1.

Развитие получила идея, что физическая культура и спорт в современном мире направлены на развитие гуманитарных векторов человеческого потенциала. Поэтому в межгосударственных отношениях они все более становятся факторами активизации транснациональной народной дипломатии, способствуя вовлечению во взаимодействие спортивной общественности и спортивного движения в странах СНГ. Особенно важно для физкультуры и спорта реализовывать поло-

жения Концепции единой молодежной политики Союзного государства Беларуси и России от 10.10.2018 г., согласованной в Могилеве, где развитию физкультуры и спорту уделяется важнейшее место2.

Анализ финансирования культурно-исторических и организационно-спортивных мероприятий в бюджетной политике стран СНГ показывает, что процесс финансово-правового регулирования развития спорта в странах ЕАЭС и СНГ за последние два десятилетия принял ускоренные темпы. В странах СНГ приняты или находятся в стадии разработки законы: о поддержке детского и юношеского спорта, содействии национальным видам спорта, помощи параолимпийским видам спорта, стимулировании студенческого спорта, развитии профессионального спорта; о порядке формирования сборных команд, спортивной подготовке и добровольчестве(волонтерстве) и др.

Развитие сотрудничества стран СНГ в сфере физической культуры и спорта имеет много направлений, включая как унификацию и гармонизацию нормативно-правовой базы стран СНГ, так и формирование единой молодежной и спортивной политики стран СНГ, основанной на государственной поддержке физической культуры и спорта.

1 Модельный закон СНГ «О национальных видах спорта», принятый Постановлением Межпарламентской Ассамблеи СНГ от 26.03.2002 г. № 19-8 определяет в Преамбуле, что «физическая культура является составной частью культуры народов государств-участников СНГ, областью социальной деятельности, представляющей собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях гармоничного развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его физической активности».

2 Минск и Москва синхронизируют подходы в молодежной политике 10.10 2018 г. https://rg.ru/2018/10/10/mmsk-i-moskva-sinhroniziruiut-podhody-v-molodezhnoj-politike.html

Социальная и инвестиционная инфраструктура развития физической культуры и спорта в регионах

Формирование современной инфраструктуры обеспечения здорового образа жизни российских граждан является средством обеспечения национальной безопасности и государственным приоритетом социальной, экономической, культурной политики Российской Федерации на ближайшее десятилетие.

Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» устанавливает ответственность Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за организацию мероприятий по формированию здорового образа жизни граждан России. Они включают комплекс мер физической культуры и спорта, начиная с популяризации идей культуры питания, гимнастики, здорового образа жизни, до спортивно-оздоровительных программ, охватывающих традиционные, международные, национальные, этно-исторические и другие виды спорта и физической культуры.

В целях определения направлений реализации государственной политики, обеспечивающих создание условий для ведения здорового образа жизни гражданами страны, утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г.1

Анализ наиболее эффективных проектов развития спортивной инфраструктуры в Российской Федерации, осуществленных при государственной бюджетной поддержке, а также при помощи финансовых средств частного капитала в рамках государственно-частных партнерств, показывает, что осуществление проектов развития физической культуры и спорта имеет инвестиционную

привлекательность. Об этом свидетельствуют примеры активного использования спортивных объектов Олимпийских игр в Сочи 2014 г. для спортивной, развлекательной, культурно-просветительской и торговой деятельности2.

Практика свидетельствует, что на мировом уровне значительная доля финансирования сферы физической культуры и спорта осуществляется не только за счет бюджетных инвестиций, но и за счет внебюджетных источников, при этом уровень рентабельности может достигать 36%, а сроки окупаемости - 5-9 лет.

В российской практике большого спортивного строительства сформировались устойчивые точки инвестиционной активности, ориентированные на спортивные комплексы международного класса, выступающие специализированными кластерами одного или нескольких видов спорта (баскетбол, волейбол и т.п.), которые внедряют инновационные подходы к управлению как рентабельностью, так и экономическими и профессиональными спортивными рисками.

В мировой практике спортивного строительства прибыльными являются также инновационные спортивные комплексы, состоящие из спортивных объектов по отдельным видам спорта, ориентированные на их быструю трансформацию в многофункциональные универсально-спортивные стадионы, приспосабливаемые под любое мероприятие в любое время года (спортивные платформы-трансформеры).

Речь идет о дальнейшем расширении спортивного строительства с созданием «спорт-ха-бов» по образцу Сочинского олимпийского кластера. Хотя он уникален, и его строительство

1 Стратегия предполагает увеличение доли граждан, занимающихся в спортивных учреждениях, в общей численности детей и молодежи в возрасте 6-15 лет до 50% к 2020 г., а также увеличение эффективности использования объектов спорта до 80% к 2020 г. См. также: Степыко Д.Г., Александров Д.С., Грачёва Д.В., Джавид Аллахверди Оглы Фарзалиев. Анализ реализации проектов развития спортивной инфраструктуры в Российской Федерации // Теория и практика физической культуры. 2017. № 9. http://www.teoriya.ru

2 Неделя моды 2018 г. в Сочи. https://kontrastniy.ru/stil/nedelja-mody-2018-v-sochi.htm

было дорогостоящим, он отражает современнейшие тренды развития физической культуры и спорта как части общественного порядка и мировоззрения.

Подобно Сочи, например, спортивный центр в Сингапуре, размещенный на площади 35 га, также представляет собой инновационную систему спортивных, торговых и развлекательных центров, включающих национальные стадионы, аквацентр, многофункциональную крытую арену и стадион, центр водных видов спорта, зону экстремального спорта, торговый и гостиничный комплексы, офисы, водную зону отдыха, библиотеки, музеи, образовательные и культурные центры1.

Рассматривая факторы, подтверждающие актуальность расширения финансирования физической культуры и спорта в целях обеспечения социально-экономической безопасности, важно обосновать применение на государственном и муниципальном уровнях долгосрочного планового и комплексного подхода в отношении бюджетных и иных источников финансирования в этой области. То есть должно быть не только исполнение бюджетного федерального финансирования в рамках стратегий и программ, но и бюджетное развитие поддержки физической культуры и спорта в законах субъектов Российской Федерации о налоговых льготах и бюджетных кредитах. При этом необходим контроль исполнительной и представительной власти субъектов федерации и местного самоуправления за целевым и экономико-нормативным использованием бюджетных средств в виде бюджетных кредитов и налоговых преференций.

Актуальным представляется использование механизмов обеспечения более доступного дол-

гового финансирования строительства спортивных объектов с предоставлением государственных гарантий со стороны регионов. Для развития инвестиций в области строительства объектов физической культуры и спорта создана нормативно-правовая база. Так, Постановлением Правительства РФ от 15.02.2018 г. № 158 утверждена программа «Фабрика проектного финансирования», которая направлена на формирование системы мер предоставления денежных средств заемщикам для проектного финансирования инвестиционной деятельности в рамках утвержденных проектов на основании договоров синдицированного кредита2.

Выдача кредитных ресурсов для инвестиций в объекты физической культуры и спорта по договорам синдицированного кредита осуществляется с применением мер бюджетной поддержки государства, которые предполагают федеральные бюджетные субсидии на компенсацию затрат регионам по предоставленным кредитам и займам, выданным в соответствии с программами развития физической культуры и спорта3.

Если говорить о нормах права стран ЕАЭС в области бюджетного или государственно-частного финансирования физической культуры и спорта, то они не согласовываются. Однако общее

1 Национальный стадион Сингапура 05.06.2018г . http://www.berlogos.ru/work/nacionalnyj-stadion-singapura/

2 Постановление Правительства РФ от 15.02.2018 г. № 158. «О программе «Фабрика проектного финансирования» http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc

3 Петрова Г.В. Правовое регулирование проектного финансирование инвестиционной деятельности в России и анализ влияния международных принципов финансирования инвестиционных проектов Всемирного банка на финансово-правовой режим инвестиций в странах ЕАЭС // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2018. № 1.

для стран ЕАЭС заключается в том, что допускается образование смешанных валютно-кредит-ных, финансово-клиринговых, бюджетно-кредит-ных синдикатов компаний, где каждый инвестор

становится независимым кредитором, доверяющим контроль за погашением долгов по траншам специализированному обществу проектного финансирования (СОПФ).

В этом случае гарантии государств ЕАЭС по долговым обязательствам (облигациям) СОПФ выступают разновидностью бюджетного финансирования спортивных объектов при осуществлении инвестиционного проекта. Все это направлено на усиление мер контроля и безопасности в части результативности и эффективности вложения бюджетных средств в развитие физической культуры и спорта.

Нормативно-правовые акты и литература

1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

2. Указ Президента РФ от 28.07.2012 г. № 1058 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта» (с изм. от 18 июля 2018 г.). http://base.garant.ru/70208578/

3. Постановление Правительства РФ от 11.06.2014 г. № 540 (с изм. от 06.08.2018 г.) « Об утверждении Положения о Всероссийском физкуль-турно-спортивном комплексе „Готов к труду и обороне"». http://docs.cntd.ru/document/

4. Федеральный закон от 05.12.2017 г.№ 362 (ред. от 03.07.2018 г.) «О федеральном бюджете Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019-2020 года». http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW

5. Постановление Правительства РФ от 15.02.2018 г. № 158 «О программе „Фабрика проектного финансирования"». http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc

6. Федеральный закон от 04.12. 2007 г. № 329-ФЗ (ред. от 29.07.2018 г.) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

7. Стратегия развития физической культуры и спорта государств - участников Содружества Независимых Государств до 2020 года, утв. Советом глав правительств Содружества Независимых Государств 30.05.2012 г. http://www.e-cis.info/page. php?id=20892

8. Модельный закон СНГ «О национальных видах спорта», принят Постановлением Межпарламентской Ассамблеи СНГ от 26.03.2002 г. № 19-8.

9. Петрова Г.В. Правовое регулирование проектного финансирование инвестиционной деятельности в России и анализ влияния международных принципов финансирования инвестиционных проектов Всемирного банка на финансово-правовой режим инвестиций в странах ЕАЭС// Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2018. № 1.

10. Степыко Д.Г., Александров Д.С., Грачёва Д.В., Джавид Аллахверди Оглы Фарзалиев. Анализ реализации проектов развития спортивной инфраструктуры в Российской Федерации // Теория и практика физической культуры. 2017. № 9. http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.