DOI 10.22394/1818-4049-2019-88-3-145-155 УДК 316.35:796
Е. В. Лихачева
Физическая культура и спорт как объект социального управления: региональный аспект
В статье рассмотрены различные аспекты применения методов социального управления в решении актуальных задач физической культуры и спорта. На основе анализа статистической информации и результатов социологических исследований выявлена специфика функционирования физкультурно-спортивной отрасли посредством реализации государственных программ и возможностей программного управления в субъектах Российской Федерации. На примере Хабаровского края рассмотрены результаты управленческой деятельности по развитию физической культуры и спорта среди населения, предложены научно-практические рекомендации и направления государственной поддержки привлечения населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом как средства укрепления здоровья.
Ключевые слова: социальное управление, физическая культура, спорт, целевые показатели, результаты социологических исследований, двигательная активность, статистическое наблюдение, спортивные сооружения.
Социальные трансформации в России имеют не только позитивные, но и негативные последствия. Особое беспокойство вызывает ухудшающееся физическое здоровье населения, высокий уровень смертности среди лиц трудоспособного возраста, рост заболеваемости.1 В этой связи назрела необходимость пересмотра роли и места физической культуры и спорта как социального института в оздоровлении населения и повышения уровня его субъективного ощущения социального благополучия.
Физическая культура и спорт по праву считаются важнейшей составляющей социальной политики любого современного государства и неизменным элементом, объединяющим людей различных возрастов, социальных групп, политических взглядов и вероисповеданий.
Эффективное управление в сфере физической культуры и спорта оказывает непосредственное влияние на развитие физической культуры и спорта в целом. В Российской Федерации в настоящее
время управление отраслью физической культуры и спорта строится на основе программно-целевого метода управления [Антропова, 2009. С. 164-168].
Программы, представляющие собой комплекс специально спроектированных мероприятий, согласованных между собой по срокам, ресурсам и исполнителям, способные обеспечить положительный результат в решении конкретных задач, ведущие к устранению проблем в различных сферах государственного управления являются основным инструментом программно-целевого метода. Сфера физической культуры и спорта не является исключением.
Проектное управление является эффективным средством для решения комплекса проблем в сфере управления физической культурой и спортом, т. к. посредством декомпозиции проблем оно позволяет найти конкретные элементы системы, которые необходимо совершенствовать.
На востребованность применения про-
1 Рождаемость, смертность и естественный прирост населения по субъектам Российской Федерации за 2018 год.URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statis-tics/population/demography/
Елена Васильевна Лихачева - аспирант, Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС (680000, Россия, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, д. 33). E-mail: [email protected]
ектного управления в рамках развития физической культуры и спорта указывают мероприятия, которые проводятся в рамках осуществления своих полномочий структурными подразделениями администраций муниципальных образований и носят уникальный характер, несмотря на тиражирование успешных практик, а также ежегодно проводимые мероприятия, сами события реализуются в определенно заданных условиях с определенными рисками (кадровыми, финансовыми, социальными и т. д.). С учетом данных особенностей можно отметить, что проектное управление отлично подходит для сферы физической культуры и спорта.
Являясь эффективным инструментом достижения амбициозных задач, проектное управление помимо уникальности конечного продукта (мероприятия) предполагает применение инновационных подходов, внедрение новых элементов в систему управления, реструктуризацию самой системы управления.
Вместе с тем проектное управление является успешным средством для апробации и в случае достижения запланированных результатов появляется возможность тиражирования успешных практик в дальнейшем.
Управление проектами - это проверенный и эффективный инструмент управления любыми изменениями, в какой бы сфере человеческой деятельности они бы не происходили, считает Ю. Ю. Антропова. В условиях формирования регионального рынка социальных услуг, постоянных изменений внешней среды и высокой вероятности появления новых, ранее не выполнявшихся работ, для которых методология, технология и система управления должны создаваться в кратчайшие сроки, успешно реализованные проекты являются фундаментом, на котором учреждение может строить свое будущее. Особенности проектного подхода заключаются в неразрывности проектов,
обусловленных не столько технологией реализации, сколько едиными ресурсами, едиными структурами и работами. Дополнительный эффект от совместной, скоординированной реализации проектов на общей технологической и ресурсной базе позволяет получить объединение отдельных проектов в систему - «портфель» [Антропова, 2009. С. 164-168].
За счет активного использования различных моделей управление развитием системы физической культуры и спорта подразумевает способность органов управления обеспечить достижение поставленных целей, рост эффективности организаций физической культуры и спорта и их конкурентоспособности. Таким образом, с этих позиций и следует оценивать уровень управляемости основными направлениями физической культуры и спорта. Способность к скоординированной работе и способность добиваться лучших результатов при наименьших затратах являются важными характеристиками системы управления.
Вопросы развития физической культуры и спорта в соответствии с общемировой тенденцией становятся ключевым направлением социальной политики в некоторых субъектах Российской Федерации посредством реализации проектного управления, в том числе по привлечению населения к занятиям физической культурой и спортом: в г. Белгород осуществляется реализация городских проектов «Спортивный двор», «Белгородская дворовая футбольная лига», «Молодежная хоккейная лига»2, в Тульской области с 2017 г. активно внедряются механизмы и принципы проектного управления в сфере физической культуры и спорта и с 2018 г. реализуется проект «Центр развития велосипедного спорта»3.
Управление в сфере физической культуры и спорта требует учета ряда специфических организационно-правовых особенностей:
во-первых, физическая культура как
2 Муниципальная целевая программа «Развитие физической культуры, массового спорта и молодежной политики в городе Белгороде на 2015 - 2020 годы» утверждена Постановлением Правительства Белгородской области от 30 декабря 2013 года № 529-пп URL: http://docs.cntd.ru/
3 Проективное управление: региональный проект «Центр велосипедного спорта». Министерство экономического развития Тульской области.иЯL: https://econom.tularegion.ru/project/proekty/re-gionalnye-proekty/velosipedniy-sport/
социально-экономическая система связана множественными нитями с другими отраслями народного хозяйства как производственной, так и непроизводственной сферы (органы управления, сферы образования, здравоохранения, культуры и т. д.);
во-вторых, динамичность системы физической культуры и спорта проявляется в ее постоянном развитии и обновлении: появляются новые виды спорта; совершенствуются методики и технологии физической культуры и спорта; разрабатываются новые модели спортивного инвентаря, тренажеров, спортивных сооружений и т. д.; растут количественные и качественные показатели развития сферы физической культуры и спорта; изменяется количество занимающихся различными видами спорта, разрабатываются новые нормативы физической подготовленности, растет спортивное мастерство спортсменов; развиваются профессиональные виды спорта; быстро растет число коммерческих физкультурно-спортивных организаций (фитнес-клубы, фитнес-центры, увеличивается количество и разнообразие предоставляемых ими физкультурно-оздоровительных услуг населению; развивается нормативно-правовая база отрасли [Филиппов, 2014].
Для управления в сфере физической культуры и спорта важно отметить, что представленные подсистемы имеют:
- систему органов управления;
- систему физкультурных организаций, где осуществляется разнообразная физкультурно-спортивная деятельность;
- содержание, теорию, методику конкретного вида физкультурно-спортивной деятельности (теория физического воспитания);
- теорию спорта, теорию физической рекреации, теорию физической реабилитации);
- профессиональные кадры, осуществляющие физкультурно-спортивную деятельность (учитель физической культуры, тренер по спорту, инструктор по лечебной физической культуре);
- ресурсное обеспечение (экономическое, материально-техническое, информационное и др.) [Богатыриев, 2013].
В борьбе за увеличение продолжительности жизни, повышение демографии здоровье и спорт набирают особенную популярность в современном мире и становятся объектом государственного и муниципального управления. Поскольку государство заинтересовано и ответственно за здоровье нации Л. В. Аристова рассматривает государственную политику в сфере физической культуры и спорта с позиции укрепления здоровья молодежи, а также поддержания хорошего самочувствия и активной деятельности различный групп населения как один процесс, регулируемый и поддерживаемый государством [Аристова, 2006. С. 2-8].
Однако достижение целей здоро-вьесбережения детей и взрослых обусловлено порой разнонаправленным влиянием субъектов отношений к физкультуре и спорту. Органы власти всех уровней, предприятия и организации всех организационно-правовых форм деятельности, общественные организации различной физкультурной и спортивной направленности и сами граждане играют среди них ведущую роль. В соответствии со своими полномочиями органы власти всех уровней задают законодательные и иные нормативные правовые поля должного в физической культуре и спорте.
В этой связи популяризация здорового образа жизни через занятия физической культурой и спортом в рамках национальных задач и стратегий направлена на:
- развитие массового спорта и спорта высших достижений;
- привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
- восстановление и развитие материально-технической базы, для занятий населения по месту жительства и профессиональных спортсменов;
- сохранение и восстановление лучших традиций отечественного физкультурно-спортивного движения;
- совершенствование правой нормативной базы;
- восстановление на региональном и муниципальном уровне органов управления физической культурой и спортом.
Одним из главных показателей развития физической культуры и спорта в Ха-
баровском крае является доля жителей, регулярно занимающихся физической культурой и спортом от общей численности населения. На протяжении последнего десятилетия данный показатель в крае имеет положительную тенденцию. Так, в 2014 - 2018 гг. количество активно занимающихся различными формами физической культуры и спорта увеличилось более чем на 146 тыс. человек и составило 506,8 тыс. человек из 1 234,9 тыс. человек населения в возрасте 3 - 79 лет.4 Однако высокий уровень вовлеченности в физкультурно-спортивную деятельность обеспечивают дети и молодежь во время учебных занятий в образовательных организациях.
Необходимо отметить, что на федеральном и региональном уровнях создана нормативно правовая база, позволяющая обеспечивать конституционные гарантии занятий физической культурой и спортом. Это способствует их развитию и более полной реализации прав граждан, особенно молодых, на физическое оздоровление. Однако более полное удовлетворение потребностей населения в занятиях физической культурой и спортом не должно ограничиваться только совершенствованием законодательной базы, так как многие проблемы необходимо настойчиво решать в местах его проживания:
- создание новой и совершенствование существующей физкультурно-оздоровительной инфраструктуры посредством строительства малых архитектурных форм в микрорайонах по месту жительства;
- создание бесплатных школьных спортивных клубов с предоставлением спорт-сооружений;
- организация спортивных клубов на предприятиях и в учреждениях;
- создание спортивных обществ нового типа для развития массового спорта с
возможностью последующего объединения в организации;
- разработка и реализация комплекса мер по информированию населения о возможностях физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни;
- модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования;
- развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического обеспечения физкультурно-спортивной деятельности.
На развитие массового спорта огромное влияние оказывает доступность (возможность) занятия спортом среди простых граждан. Во-первых, это количество специально оборудованных мест, где человек может заниматься спортом. Во-вторых, это наличие специализированных секций по различным видам спорта с профессиональными тренерами и оборудованием для занятий.
Как показывает анализ, доля россиян, занимающихся спортом с той или иной периодичностью выросла с 38% в 2006 г. до 60% в 2018 г.: в том числе 17% респондентов тренируются ежедневно, 22% - несколько раз в неделю, 10% - раз в неделю, 5% - несколько раз в месяц, 6% - несколько раз в год. Наиболее активно занимаются спортом (ежедневно / почти ежедневно) 18 - 24 летние респонденты (23%), люди старшего поколения (60 лет+) не уступают молодым в интенсивности тренировок (21%). Мужчины несколько чаще сообщают о регулярных занятиях спортом, нежели женщины (20% против 15% соответственно).5 По данным мониторинга здорового образа жизни 19% россиян уже прошли диспансеризацию в текущем году, 59% следят за своим питанием и соблюдают диету, 71% не курят,
4 Форма 1-ФК «Сведения о физической культуре и спорте». URL: Mtps://minsport.khabkrai.ru/
5 Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 16 августа 2018 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса - телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1600 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9272
33% не употребляют алкоголь6.
Результаты социологических исследований молодежи Хабаровского края в разрезе трех возрастных групп дают определенное представление об отношении молодежи к занятиям физкультурой и спортом за последние два десятка лет4. Они свидетельствуют, что доля 17-летних, кто занимается физическими упражнениями «почти каждый день» составляет всего третью часть (33,1%), но к 29 годам она снижается до 14,8%. Это объясняется тем, что к 29 годам большинство вынуждено отказаться от физической культуры и спорта, так как многие заняты на работе, содержат семью, а свое свободное время предпочитают отдавать отдыху.
Так, количество занимающихся физическими упражнениями «почти каждый день» в возрасте 17 и 24 лет увеличилось до 33,1% (в 1997 г. - 25,0%) и снизилось у опрошенных в возрасте 29 лет до 14,8% (1997 г. - 15,9%); в то же время отмечается рост числа опрошенных , занимающихся физическими упражнениями иногда -«1 - 3 раза в неделю» в возрастной группе 24 и 29 лет - 44,7% (в 1997 г. - 23,7%) и 33,6% (в 1997 г. - 20,1%) соответственно, а также снижение данного показателя у респондентов в возрастной группе 17 лет - 42% (в 1997 г. - 43,9%); «1 - 3 раза в месяц» - 12,8% (в 1997 г. - 13,2%); редко «несколько раз в году» в возрастной группе 24 и 29 лет - 7,2% (в 1997 г. - 16,4%) и 11,6% (в 1997 г. - 16,9%) соответственно, и только четвертая часть опрошенных из числа молодежи края отметила, что никогда не занимается физическими упражнениями (зарядка, тренировка в секциях и т. д.)7.
По данным ежегодного статистического наблюдения4 в период 2015 - 2018 гг.
6 Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 25-26 февраля, 15-16 марта 2018 г. В опросе принимают участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса - телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом2000респондентов (за каждую волну). Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам.. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,2%. иЯЬ: www.wciom.ru
7 Социологический мониторинг состояния сознания молодежи Хабаровского края 1997,2000,2005,2007,2013,2017 гг. репрезентирующие численность трех возрастных групп (17,24,29 лет). Выборка стратифицированная, многоступенчатая, случайная на этапе отбора респондентов. Опрошено по 600 респондентов в основных социально-территориальных образованиях Хабаровского края. Научные руководители: д.с.н., профессор Байков Н.М. и к.с.н., доцент Березутский Ю.В., Дальневосточный институт управления - филиал РАНХиГС.
обеспеченность плоскостными спортивными сооружениями (спортивные площадки и поля) в Хабаровском крае несколько выросла с 35% до 36,4%. Однако максимальный прирост за этот период был только в г. Хабаровске и Хабаровском муниципальном районе. Во всех остальных муниципальных образованиях по этому показателю наблюдается отсутствие ввода новых объектов.
В период с 2015 г. по 2018 г. в Хабаровском крае с 49,7% до 52,5% увеличилось количество спортивных залов. При этом наибольший прирост этих объектов приходится на г. Хабаровск и г. Комсомольск-на-Амуре за счет нового строительства. В остальных муниципальных образованиях края строительство новых спортивных сооружений в указанный период не велось.
Количество плавательных бассейнов в Хабаровском крае увеличилось с 63 (2015 г.) до 66 (2018 г.) и превышает показатели большинства регионов Дальневосточного федерального округа. Однако их прирост идет значительно медленнее, чем по другим параметрам. В половине муниципальных районов (Аяно-Майский, Бикинский, Верхнебуреинский, Вяземский, имени Лазо, Нанайский, имени П. Осипенко, Тугуро-Чумиканский, Уль-чский) полностью отсутствуют условия для занятий плаванием взрослых и детей. При этом обеспеченность жителей края плавательными бассейнами, исходя из социального норматива 750 кв. м. на 10000 населения, возросла с 13,4% (2015 г.) до 14,1% (2018 г.)4.
Деятельность, осуществляемая органами государственного и муниципального управления по развитию физической культуры и спорта, приносит определен-
ные положительные результаты. Так, по данным Министерства здравоохранения Российской Федерации с 2006 г. средняя продолжительность жизни в России увеличилась на 3 - 4 года и превысила 71 год. В Хабаровском крае этот показатель планомерно увеличивается с 66 лет (2011 г.) до 69,7 лет (2017 г.). Увеличение показателя на два года за последние несколько лет связано как с общим повышением качества жизни населения, так и увеличением двигательной активности населения края, а также созданием условий для занятий физической культурой и спортом8.
Спорт и физические нагрузки в оценках хабаровчан ассоциируются с ведением здорового образа жизни, в их понимании - это основной компонент. При этом двигательная активность играет существенную роль в жизнедеятельности значительной доли хабаров-чан. Однако оптимальная физическая нагрузка присуща пока только лишь трети хабаровчан. При этом у другой трети наблюдается недостаток физической активности (гиподинамия), а у каждого четвертого - относительно недостаточная физическая активность. В то же время прослеживается общая, хоть и небольшая, но положительная динамика в мотивации на приверженность к здоровому образу жизни9.
Результаты исследований по изучению общественного мнения (данные инициативного всероссийского опроса) и социологического мониторинга «Приверженность населения г. Хабаровска к здоровому образу жизни» позволили сделать несколько основных выводов для совершенствования управления деятельностью образовательных организаций по формированию и поддержанию здорового образа жизни детей и молодежи как группы населения, способной обеспечить наиболее высокий уровень вовлеченности в физкультурно-спортивную деятельность во время учебных занятий в обра-
зовательных организациях:
во-первых, эффективное использование имеющейся физкультурно-оздоровительной инфраструктуры затрудняет общая загруженность в школах и платная основа;
во-вторых, отсутствует единая специализированная программа, ориентированная на использование физической культуры и спорта в формировании здо-ровьесберегающего сознания и поведения учащихся;
в-третьих, в рамках профилактической работы в образовательных организациях используется в основном традиционный вариант форм профилактики (лекции, беседы, акции, просмотры видеофильмов), многие из которых в современных условиях не дают высокого результата и примеров по использованию здоровьес-берегающих методов и технологий;
в-четвертых, в общеобразовательных организациях обеспечена возможность бесплатных занятий в спортивных секциях, однако большой популярностью среди школьников они не пользуются в силу объективных и субъективных причин.
Ключевым вопросом для успешной реализации полномочий органов государственной власти и местного самоуправления Хабаровского края по созданию условий для занятий физической культурой и спортом является кадровое обеспечение отрасли. В краевых и муниципальных физкультурно-спортивных организациях различной ведомственной подчиненности завершается процесс внедрения профессиональных стандартов, что способствует увеличению количества тренеров, имеющих высшее образование. В 2017 г. доля тренеров с высшим образованием в крае составила 83,5% штатной численности тренеров (РФ - 71,65), со средним профессиональным образованием в крае - 3,5% (РФ - 10%).
Важным механизмом мотивации специалистов и роста профессионального
8 Данные министерства здравоохранения Хабаровского края. [URL: http://zdrav.khv.gov.ru
9 Социологический мониторинг «Приверженность населения г. Хабаровска к здоровому образу жизни» 2013 - 2016 гг. репрезентирует население города в возрасте 18 лет и старше по основным социально-демографическим характеристикам с использованием маршрутной выборки, случайной на этапе отбора респондента (n=600). Научный руководитель: канд. социол. наук, доцент Ю. В. Березутский, Дальневосточный институт управления-филиал РАНХиГС.
мастерства тренерских кадров является совершенствование системы оплаты. Своего решения требуют вопросы сохранения уровня заработной платы тренеров при переходе на программы спортивной подготовки, а также права тренеров и других специалистов, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
В то же время на основе анализа данных ежегодного статистического наблюдения и отчетов о реализации государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Хабаровском крае»10, а также приведенных в статье данных социологических исследований можно отметить, что к сдерживающим факторам полноценного развития физкультурно-спортивной отрасли относятся:
а) низкий качественный уровень имеющейся спортивной материально-технической базы по видам спорта;
б) низкая заработная плата работников физкультурно-спортивной отрасли, которая не позволяет привлекать в эту сферу высококвалифицированных специалистов;
в) высокая стоимость физкультурно-спортивных услуг для большинства населения, особенно социально неблагополучных слоев;
г) недостаточное использование возможностей современных средств массовой информации для пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни;
д) отдаленность регионов Дальнего Востока от центральной части России не позволяет достаточному числу спортсменов-дальневосточников участвовать во всероссийских и международных соревнованиях и повышать свое спортивное мастерство;
е) имеющиеся спортивные сооружения, находящиеся в ведении Министерства обороны и других ведомств, зача-
стую используются не по назначению, продаются и перепрофилируются, создавая дополнительный дефицит спортивной инфраструктуры.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» на территории Хабаровского края утвержден и реализуется региональный проект «Спорт -норма жизни» (далее - проект), который является составляющей одноименного федерального проекта в составе национального проекта «Демография».
Главные цели проекта - доведение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения края до 55% к 2024 г., а также создание условий для занятий физической культурой и спортом для всех категорий и групп населения, повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта и подготовка спортивного резерва.
Ключевая идея проекта заключается в создании механизмов «стыковки» возросшего спроса и предложений на физкультурно-спортивные услуги для «удержания» сформированной аудитории физической культуры и массового спорта (54 млн человек) и привлечения новой (20 млн человек).
В связи с этим основными целевыми аудиториями федерального проекта определены граждане средней и старшей возрастных групп, чьи показатели вовлеченности в систематические занятия физической культурой и спортом ниже представителей молодого поколения.
Архитектура решения федерального проекта предусматривает одновременные мероприятия по повышению доступности спортивной инфраструктуры, изучению и сегментированию предпочтений граждан для их индивидуальной мотивации к физическому развитию и принятия органами публичной власти на всех уровнях управленческих решений, способствующих «жизненному выбору»
10 Данные министерства физической культуры и спорта Хабаровского края. Отчет о ходе реализации программы. Форма 1-ФК «Сведения о физической культуре и спорте». Форма 5-ФК «Сведения по организациям, осуществляющим спортивную подготовку»>. URL: http://minsport. khabkrai.ru/
человека в пользу занятий физической культурой, спортом и организации активного досуга.
Дизайн и целевое состояние федерального проекта ориентированы на установление устойчивых коммуникаций между органами, формирующими и реализующими государственную политику в сфере физической культуры и спорта, и потребителями физкультурно-спортивных услуг за счет постоянного накопления и актуализации данных о запросах граждан, трендах в общественном сознании и связанных с ними изменениях в поведении и структуре спроса на соответствующих рынках.
На 2019 - 2021 гг. на реализацию регионального проекта «Спорт - норма жизни» Хабаровскому краю выделено федеральное финансирование в объеме 1 млрд 237 млн 180 тыс. руб.,11 в т. ч. на следующие мероприятия:
- закупку спортивно-технологического оборудования для создания малых спортивных площадок в 17 муниципальных районах края;
- закупку спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа;
- закупку спортивно-технологического оборудования и инвентаря для приведения организаций спортивной подготовки Спортивные школы олимпийского резерва в нормативное состояние (СШОР);
- строительство и реконструкцию иных физкультурно-оздоровительных комплексов и центров для массового спорта;
- в целях развития хоккея на закупку оборудования для организаций, реализующих программы спортивной подготовки по виду спорта хоккей.
В целях развития футбола два мероприятия:
- создание или модернизация футбольных полей с искусственным покрытием и легкоатлетическими беговыми дорожками;
- строительство крытого футбольного
манежа.
В рамках реализации данных направлений предусмотрено федеральное финансирование (97%) и софинансирова-ние из регионального бюджета (3%).
Кроме того, в проекте предусмотрены расходы на реализацию федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации» в объеме 450,1 млн рублей на 2019 г., в том числе на создание объектов спортивной инфраструктуры в объеме 436,0 млн руб. В рамках ФЦП ведется строительство и реконструкция 6 спортивных объектов, в том числе 1 - краевой собственности и 5 - муниципальной. Это стадион при общеобразовательной школе № 1 в п. Переяславка, стадион для спортивных игр по ул. Воровского в г. Хабаровске, физкультурно-оздоровительный комплекс с плавательным бассейном в г. Вяземский, спортивный комплекс «Авангард» в г. Хабаровске, стадион сельского поселения «Село Некрасовка», теннисные корты с. Троицкое Нанайского муниципального района12.
В сфере массового спорта проектом предусмотрено проведение не менее 50 физкультурных мероприятий в год для всех возрастных и социальных групп: детей, учащихся, студентов, трудящихся, жителей сельских территорий, пенсионеров и инвалидов, а также обеспечено тестирование всех категорий и групп населения на соответствие государственным требованиям к уровню физической подготовленности Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО.
Несмотря на высокий уровень вовлеченности жителей края в занятия физической культурой и спортом (40,7%), задействован не весь имеющийся в крае потенциал. Необходимо разработать новые методики и формы массовой физкультурно-спортивной работы, привлекательные для населения края разного уровня физической подготовки.
Для дальнейшего развития физической
11 Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» от 29.11.2018 № 459-ФЗ. ЦЯЬ: http://www.consultant.ru/
12 Государственная программа 2Развитие физической культуры и спорта в Хабаровском крае», утвержденная постановлением Правительства Хабаровского края от 24.05.2012 № 169-пр (в ред. От 26.03.2019). ЦГЯЬ: Ь№р://т1пяроН.кЬаЪкга1.ги/
культуры и спорта остается недостаточным количество спортивных сооружений в крае, особенно в сельской местности, несмотря на то, что наблюдается устойчивая тенденция роста инфраструктуры спорта. Максимальная загрузка всех спортивных сооружений является одним из факторов, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли.
В крае ощутим недостаток в специализированных спортивных сооружениях: плавательных бассейнов, стрельбищ, легкоатлетических манежей, велотреков, лыжных баз.
Необходимо перейти к формированию новой технологической базы развития физической культуры и спорта, основанной на использовании новейших достижений в области теории физического воспитания и спортивной тренировки, педагогики, психологии, медицины и управления.
Одной из важных составляющих развития системы физической культуры и спорта является медицинское обеспечение лиц, занимающихся физической культурой и спортом, включающее в себя:
- систематический контроль за состоянием здоровья;
- оценку соответствия физических нагрузок состоянию здоровья;
- профилактику и лечение заболеваний и полученных травм, медицинскую реабилитацию;
- восстановление здоровья средствами и методами, используемыми при занятиях физической культурой и спортом;
- врачебно-педагогическое наблюдение за лицами, занимающимися физической культурой и спортом;
- проведение углубленных медицинских обследований.
В целях повышения качества медицинского контроля и медицинского обеспечения физической культуры и спорта необходимо создание в крае системы медицинского обеспечения физической культуры и спорта, в том числе медико-биологического обеспечения спортивных сборных команд края.
Федеральный и региональный проекты ориентированы на установление устойчивых коммуникаций между органами,
формирующими и реализующими государственную политику в сфере физической культуры и спорта всех уровней (от муниципального до федерального) путем предоставления межбюджетных трансфертов и установления персональных значений целевых показателей для каждого субъекта и муниципального образования. Таким образом, проектом «Спорт
- норма жизни» будут охвачены все городские округа и муниципальные районы края.
Развитие физической культуры и спорта должно осуществляться путем формирования соответствующей мотивированной структуры. Необходима разработка программы сохранения здоровья работающих, коллективные договоры между руководителями и профсоюзными организациями предприятий и учреждений в обязательном порядке должны содержать полноценные разделы с реальными мерами по развитию физкультурно-спортивной и оздоровительной работы в данном трудовом коллективе.
Внесение изменений в государственную программу развития физической культуры и спорта в Хабаровском крае в части стимулирования развития корпоративного спорта и введения показателя « Экономический эффект от привлечения населения к занятиям физической культурой и спортом» будет способствовать предотвращению ущерба для экономики страны вследствие сокращения числа дней временной нетрудоспособности граждан, занятых в экономике по сравнению с гражданами, не занимающимися физической культурой и спортом.
Вместе с тем в государственной программе развития физической культуры и спорта в Хабаровском крае необходимо предусмотреть мероприятия по субсидированию юридических лиц с учетом мероприятия федерального проекта «Спорт
- норма жизни». На основе конкурсного отбора, организованного Минспортом России, планируется оказание грантовой поддержки некоммерческим организациям, реализующим проекты в сферах физической культуры, включая адаптивную физическую культуру, массового спорта и спортивного резерва. Во взаимодействии с ВСФО «Трудовые резервы и АО «Корпо-
рация МСП» будет обеспечено создание сети физкультурно-спортивных клубов на базе промышленно-производственных предприятий и развитие малого и среднего предпринимательства в сфере физической культуры и спорта.
Достижение целевых показателей субъектов управления по созданию условий развития физической культуры и спорта в значительной мере обусловлено объективными и субъективными факторами, их противоречивым влиянием на ожидаемые результаты. Одним из вариантов решения данных вопросов является внесение изменений в Государственную программу Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации», Государственную программу Хабаровского края «Развитие физической культуры и спорта» для оценки поставленных целей и задач, включить ряд дополнительных показателей: доля сооружений, находящихся в аварийном состоянии; соотношение размера заработной платы работников отрасли физической культуры и спорта к размеру заработной платы в среднем по региону; доля финансирования услуг спортивной подготовки в учреждениях спортивной подготовки в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки от базового норматива; количество спортсменов, включенных в состав спортивных сборных команд Российской Федерации; количество созданных региональных центров; количество крупных всероссийских и международных спортивных форумов, соревнований, проведенных на территории края.
В рамках Государственной программы развития физической культуры и спорта в Хабаровском крае и Регионального проекта «Спорт - норма жизни» так-
Библиографическое описание статьи
же целесообразно разработать следующие меры государственной поддержки:
- грантовую поддержку организаций, оказывающих услуги в сфере физической культуры и спорта на цели организации занятий, проведение физкультурно-спортивных соревнований и др.;
- устройство малых архитектурных форм в микрорайонах по месту жительства;
- создание бесплатных школьных спортивных клубов с предоставлением спорт-сооружений;
- студенческих спортивных клубов на предприятиях и в учреждениях;
- создание спортивных обществ как нового типа массового спорта, с возможностью последующего объединения в организации.
Список литературы:
1. Антропова Ю. Ю. Проектное управление как инструмент развития системы социального обслуживания населения в современных условиях / / Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 11. С. 164-168.
2. Ботагариев Т. Инновационные технологии в физической культуре учащейся молодежи. М. : Изд-во : LAP, 2013. С. 295.
3. Аристова Л. В. Государственная политика в сфере физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. 2006. № 5. С. 2-8.
4. Филиппов С. С. Организационно-правовые особенности системы управления физической культурой и спортом // Ученые записки. № 6 (112). 2014. URL: http: / / cyberleninka. ru / article / v/ organizatsionno-pravovye-osobennosti-sistemy-upravleniya-fizicheskoykulturoy-i-sportom
Лихачева Е. В. Физическая культура и спорт как объект социального управления: региональный аспект // Власть и управление на Востоке России. 2019. № 3 (88). С. 145-155. БО! 10.22394/1818-4049-2019-88-3-145-155
Elena V. Likhacheva - graduate student, Far Eastern Institute of Management -branch RANEPA (33, Str. Muravyev-Amurskiy, Khabarovsk, 680000, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Physical culture and sport as an object of social management:
regional aspect
The article is different aspects of application of the social management methods in solving the actual problems of physical culture and sports are considered. Based on the analysis of statistical information and the results of sociological research, the specificity of functioning of the sports sector was revealed through the implementation ofstate programs and project management capabilities in the constituent entities of the Russian Federation. By the example of the Khabarovsk territory, the results of management activities for the development of physical culture and sports among the population are considered, scientific and practical recommendations and directions of the state support for attracting the population to systematic physical education and sports as a mean of health promotion are proposed.
Keywords: social management, physical culture, sports, targets, results of sociological studies of motor activity, statistical observation.
References: 3. Aristova L. V. State policy in the field
of physical education and sports Teoriya i
1. Antropova Yu. Yu. Project manage- praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and ment as a tool for the development of the practice of physical education], 2006, no. social service system in modern condi- 5, pp. 2-8. (In Russian).
tions Vestnik Chelyabinskogo gosudarst- 4. Filippov S. S. Organizational and
vennogo universiteta [Bulletin of Chely- legal features of the physical culture
abinsk State University], 2009, no. 11, and sports management system Uche-
pp. 164-168. (In Russian). nyye zapiski [Uchenye zapiski], no. 6
2. Botagariev T. Innovative technolo- (112), 2014. URL: http:// cyberleninka. gies in the physical culture of students. ru/article/v/organizatsionno-pravovye-M.: Publishing House: LAP, 2013, p. 295. osobennosti-sistemy-upravleniya-fiz-(In Russian). icheskoykulturoy-i-sportom(In Russian).
Reference to the article
Likhacheva E. V. Physical culture and sport as an object of social management: regional aspect // Power and Administration in the East of Russia. 2019. No. 3 (88). Pp. 145-155. DOI 10.22394/1818-4049-2019-88-3-145-155