Научная статья на тему 'Экономические аспекты федеральных целевых программ развития физической культуры и спорта'

Экономические аспекты федеральных целевых программ развития физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
830
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ИНФРАСТРУКТУРА СПОРТА / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андросова Галина Анатольевна, Мяконьков Виктор Борисович

В статье рассматриваются экономические характеристики реализации федеральных целевых программ развития физической культуры и спорта в России, проведен анализ показателей финансового обеспечения программных мероприятий и результатов промежуточного этапа их выполнения. Выявлено отсутствие модели эффективного использования построенных в рамках программ физкультурно-спортивных сооружений и последствия этого для местных бюджетов. Изучены финансовые и административные проблемы в ходе реализации федеральных целевых программ и предложены рекомендации по их устранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Андросова Галина Анатольевна, Мяконьков Виктор Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic aspects of federal target programs for development of physical culture and sports

The article deals with the economic characteristics of the implementation of the Federal target programs for the development of physical culture and sports in Russia, the analysis of financial indicators of program activities and the results of the intermediate stage of their implementation. The absence of the model for the effective use of sports facilities built in the framework of programs and the consequences for local budgets. The financial and administrative problems in the course of the Federal target programs implementation are studied and the recommendations on their elimination are offered.

Текст научной работы на тему «Экономические аспекты федеральных целевых программ развития физической культуры и спорта»

УДК 796.06:338.26

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Галина Анатольевна Андросова, кандидат экономических наук, доцент, Виктор Борисович Мяконьков, доктор психологических наук, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассматриваются экономические характеристики реализации федеральных целевых программ развития физической культуры и спорта в России, проведен анализ показателей финансового обеспечения программных мероприятий и результатов промежуточного этапа их выполнения. Выявлено отсутствие модели эффективного использования построенных в рамках программ физ-культурно-спортивных сооружений и последствия этого для местных бюджетов. Изучены финансовые и административные проблемы в ходе реализации федеральных целевых программ и предложены рекомендации по их устранению.

Ключевые слова: федеральная целевая программа, физическая культура и спорт, бюджетное финансирование, инфраструктура спорта, физкультурно-спортивные сооружения.

ECONOMIC ASPECTS OF FEDERAL TARGET PROGRAMS FOR DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

Galina Anatolyevna Androsova, the candidate of economic sciences, senior lecturer, Victor Воrisovich Мyakonkov, the doctor of psychological sciences, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article deals with the economic characteristics of the implementation of the Federal target programs for the development of physical culture and sports in Russia, the analysis of financial indicators of program activities and the results of the intermediate stage of their implementation. The absence of the model for the effective use of sports facilities built in the framework of programs and the consequences for local budgets. The financial and administrative problems in the course of the Federal target programs implementation are studied and the recommendations on their elimination are offered.

Keywords: Federal target program, physical culture and sports, budget financing, sports infrastructure, sports facilities.

Развитие отрасли физической культуры и спорта на программно-целевой основе обусловлено в нашей стране необходимостью осуществления системы долгосрочных мероприятий, относящихся к компетенции органов федеральной власти и требующих крупных бюджетных ассигнований. Эти мероприятия имеют комплексный характер, охватывая качество жизни населения, ускорение экономического роста, поддержание высокого уровня спортивных достижений.

Приоритетные направления государственной политики в данной сфере определены государственной программой Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" и Федеральной целевой программой «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» [1, 7]. Главным условием претворения в жизнь программных мероприятий выступает создание экономической базы программ -обеспечение их финансирования и высокой эффективности освоения выделенных средств. Поэтому ключевое значение имеют экономические аспекты государственного планирования развития физической культуры и спорта, что обусловливает высокую актуальность их анализа, в том числе в контексте преподавания экономических дисциплин в процессе подготовки специалистов в области физической культуры и спорта.

Основы современной национальной системы развития физкультуры и спорта были заложены Федеральной целевой программой "Развитие физической культуры и спорта в

Российской Федерации на 2006-2015 годы" (ФЦП-1) [6]. Общий объем финансирования ФЦП-1 в 2006 - 2015 годах составил 158 953,7 млн. руб. в том числе средства федерального бюджета - 97 360,2 млн. рублей или 61,3%, региональных и местных бюджетов 55291,1 млн. рублей (34,7%), внебюджетных источников 6302,6 млн. рублей (4,0% от общей суммы) [3]. При этом фактическое освоение выделенных средств составило 90,3%, что отражает тенденцию недофинансирования Программы субъектами Российской Федерации.

Претворение в жизнь мероприятий ФЦП-1 обеспечило существенный качественный сдвиг как в состоянии и масштабах материально-технической базы отрасли, так и в отношении россиян к физической активности, что выразилось в следующих основных индикаторах [3]:

- доля граждан, систематически занимающихся физкультурой и спортом, достигла 31,9%. В территориальном разрезе она колеблется от 44,5% в Татарстане до 17,4% в Амурской области.

- единовременная пропускная способность спортивных сооружений составила 23 365 человек, превысив запланированное значение на 10%.

- уровень обеспеченности населения спортивными объектами вырос до 30,1%, варьируясь от 64,7% в Калужской области до 8,8% в Ингушетии.

- В рамках ФЦП-1 были построены 292 спортивных зала, 76 бассейнов, 81 ледовый каток, 110 плоскостных сооружений, 99 многофункциональных и 49 специализированных спортивных комплексов [3].

Сопряженный социально-экономический эффект ФЦП-1 выразился в ежегодном приросте внутреннего рынка спортивных товаров, развертывании их отечественного производства в частном секторе, создании до 7 тысяч рабочих мест [3].

Несмотря на достигнутые положительные результаты, реализация ФЦП-1 не обеспечила тотального решения отраслевых проблем, к которым относится содержание возведенных крупных спортивных объектов. Более 78% из них находятся в собственности муниципальных образований, являясь тяжелым бременем для муниципальных бюджетов. Например, содержание одного ледового дворца в год требует примерно 80 млн. рублей, что сопоставимо с бюджетом небольшого российского города [5].

Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы" (ФЦП-2), принятая в январе 2015 года и основанная на результатах ФЦП-1, нацелена на создание условий для систематических занятий граждан физкультурой и спортом и повышение эффективности подготовки спортсменов в спорте высших достижений [7].

Задачи ФЦП-2 сформированы с учетом проявившихся противоречий и включают:

- в рамках государственно- или муниципально-частного партнерства развитие спортивной инфраструктуры, в том числе региональных тренировочных центров подготовки спортивного резерва;

- строительство и реконструкцию спортивных объектов шаговой доступности, проекты которых должны обеспечивать их доступность для лиц с ограниченными возможностями здоровья, а стоимость возведения ограничена предельной суммой 100 млн. руб.;

- развитие материально-технической базы спорта высших достижений в условиях различных природно-климатических зон;

- развитие спортивной инфраструктуры Северо-Кавказского и Дальневосточного федеральных округов, Республики Крым и г. Севастополя [7].

К 2020 году планируется повысить единовременную пропускную способность объектов массового спорта до 27740 человек и эффективность использования спортивных сооружений до 80%, охватить регулярными занятиями спортом до 40% граждан, на 100% обеспечить сборные команды России по олимпийским и массовым неолимпийским видам спорта тренировочной инфраструктурой [7]. На финансовое обеспечение ФЦП-2 выделено 77,6 млрд. рублей, из них 72% -средства федерального бюджета [7], что обусловлено

задачами осуществления государственной стратегии развития отрасли.

Анализ промежуточных результатов реализации ФЦП-2 за 2016 год показал, что 80% бюджетных ассигнований направляется на финансирование капитальных вложений. На мероприятия Программы из федерального бюджета в 2016 году направлено 8 010,8 млн. рублей, фактическое освоение которых составило 72,172% [2].

По итогам 2016 года введено в эксплуатацию 24 спортивных объекта, в том числе 6 футбольных полей с искусственным покрытием; закуплено спортивное оборудование для 93 специализированных ДЮСШОР и УОР в 36 субъектах Российской Федерации, комплекты искусственных покрытий в 25 ДЮСШ в 25 субъектах Российской Федерации [2].

Таким образом, в 2017 году в России насчитывается 233,9 тыс. спортивных объектов, в том числе 1,77 тыс. стадионов, 154,6 тыс. спортивных площадок, 72,1 тыс. спортивных залов, 5,4 тыс. плавательных бассейнов [6]. Но помимо возведения современных спортивных сооружений не менее важным вопросом представляется их эффективное использование, поскольку и в ФЦП-2 отсутствуют показатели качества управления и эксплуатации объекта (модель функционирования).

Неуверенность региональных властей в благоприятных перспективах отдачи вложенных средств обусловливает возникновение неоднозначных с точки зрения эффективности использования государственных ресурсов ситуаций. Например, запланированная в 2016 году в Кемеровской области реконструкция санной трассы для тренировки сборных команд России не начата в связи с удорожанием проекта и дополнительными требованиями Федерации санного спорта России. Несмотря на субсидию в размере 100,0 млн. руб., выделенную из федерального бюджета, руководство региона заявило об отсутствии в областном бюджете требуемых средств, а также об отсутствии необходимости строительства объекта [2].

Привлеченные в 2016 году средства из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в объеме 1 260, 9 млн. рублей составили 48,06% от плановой суммы, из внебюджетных источников в объеме 4,6 млн. рублей - 0,73% от запланированной величины [2].

Другим уязвимым местом реализации ФЦП-2 является механизм привлечения широких слоев россиян к регулярным занятиям спортом и здоровому образу жизни. Условия проживания, концентрация населения, его обеспеченность спортивными сооружениями имеют кардинальные территориальные различия. Потребность в объектах спорта существенно зависит от традиций, приоритетов, поведенческих стандартов жителей регионов, их доходов. Особенно выраженной такая взаимосвязь является в небольших провинциальных городах. При этом не наблюдается жесткой корреляции между числом спортивных объектов и физической активностью граждан. Так, обеспеченность жителей Санкт-Петербурга физкультурно-спортивными сооружениями составляет 19,3%, а доля систематически занимающихся физкультурой и спортом - 32%, в Московской области соответственно 18% и 33,1%, в Чеченской Республике - 13% и 35,6%, тогда как в некоторых других регионах зависимость имеет обратный характер, например, в Белгородской области при уровне обеспеченности спортивными объектами 59,6% занимается физкультурой и спортом 39,8% населения [1]. В этих условиях наиболее важной представляется разъяснительно-пропагандистская работа Минспорта России, нацеленная на преодоление физической пассивности основной массы россиян. В 2016 году основными мероприятиями, информирующими о ходе реализации ФЦП-2, стали:

- публикация 10 статей в печатных СМИ и телевизионная трансляция 20 информационных сюжетов;

- размещение информационных материалов на сайтах федерального агентства ТАСС и Минспорта России;

- размещение в социальных сетях и информационной системе «Спортивные объекты» 5000 фото- и видеоматериалов о деятельности Минспорта России;

- проведение трех круглых столов с участием руководителей Минспорта России, а также пресс-конференция Министра спорта РФ П. А. Колобкова;

- Всероссийские акции под общими лозунгами «Я выбираю спорт!» и «Зарядка с чемпионом», номинация «За здоровьем в парки и на спортплощадки!», финал Всероссийского конкурса «Спортивная семья», который вели известные российские спортсмены и т.д. [2].

Благодаря информационно-пропагандистской работе удалось обеспечить рост удельного веса граждан, систематически занимающихся физкультурой и спортом, до 34,2% против 32% по плану. При этом доля физкультурников и спортсменов среди учащейся молодежи составила 74,8% в общей ее численности, превысив плановую величину на 10,8% [1].

В целом опыт реализации федеральных целевых программ развития физической культуры и спорта позволил выявить следующие административные и финансовые проблемы:

- обесценение выделенных средств за счет инфляционных процессов, что обусловило недостаточность финансирования;

- срыв запланированных сроков ввода в эксплуатацию ряда объектов, вызванный сокращением ассигнований из региональных бюджетов вследствие ухудшения социально-экономической ситуации в регионах;

- затягивание сроков принятия решений субъектами Российской Федерации о со-финансировании ФЦП в части подготовки проектно-сметной документации на строительство спортивных объектов, что снижает эффективность использования федеральных субсидий;

- недовыполнение субъектами Российской Федерации принятых обязательств по финансированию мероприятий ФЦП, что влечет за собой диспропорции в формировании инфраструктуры массового спорта;

- недостаточная активность ответственных лиц в нейтрализации негативного влияния внешних факторов - природных, внешнеполитических.

Существуют также административно-управленческие проблемы, наличие которых чревато срывом мероприятий, неэффективным использованием ресурсов и как следствие невыполнением целей и задач ФЦП-2.

Для решения названных проблем необходимо совершенствование системы текущего и оперативного управления, которая включает:

- ужесточение контроля за ходом выполнения и механизма текущего управления реализацией ФЦП-2;

- стимулирование регионов к привлечению кредитных и изысканию внебюджетных финансовых ресурсов;

- использование СМИ в качестве механизма, побуждающего субъекты Российской Федерации выполнять свои финансовые обязательства;

- повышение обоснованности плановых мероприятий путем учета реальных возможностей региона;

- на стадии проектирования обеспечение тесной увязки потребностей и менталитета населения конкретных регионов с мощностью и спецификой предусмотренных ФЦП-2 спортивных объектов;

- своевременную корректировку мероприятий ФЦП-2. Непрерывный мониторинг текущей ситуации должен учитывать влияние внешних факторов, оценивать характер перемен и соответственно адаптировать к ним проводимую работу.

Чтобы обеспечить востребованность результатов реализации ФЦП-2, необходима также масштабная воспитательно-пропагандистская деятельность по внедрению принципов здорового образа жизни в обществе, укреплению потребности людей в физическом

развитии и совершенствовании.

Таким образом, можно утверждать, что реализация федеральных государственных программ проходит успешно, однако по отдельным индикаторам и показателям не обеспечено 100-процентное достижение запланированных значений в результате наличия ряда административных и финансовых проблем. Для их решения необходимо усиление контролирующей, координирующей и разъяснительной работы со стороны Минспорта России, Дирекции Программы и координационного совета Программы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственная программа Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта". Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. №302. [Электронный ресурс] // URL : http://docs.cntd.ru/document/499091777. - Дата обращения: 25.02.2018 г.

2. Доклад о результатах работы в 2016 году и основных направлениях деятельности Министерства спорта Российской Федерации на 2017-2019 годы. [Электронный ресурс] // URL : min-sport.gov.ru/2017/doc/Doklad31032017.doc. - Дата обращения: 15.03.2018 г.

3. Итоговый доклад о ходе реализации федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" и подпрограммы "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008-2015 годы. [Электронный ресурс] // URL : www.min-sport.gov.ru/press-centre/speeches/28895/. - Дата обращения: 18.03.2018.

4. Россия в цифрах 2017: Крат. Стат. сб. / Росстат - M., 2017. - 511 с.

5. Струтинский, В. О состоянии спортивной инфраструктуры в России / В. Струтинский // Строительство и эксплуатация спортивных сооружений. - 2014. - № 1. - С. 72-77.

6. Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" (с изменениями на 25 мая 2016 года). Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года №7. [Электронный ресурс] // URL : http://docs.cntd.ru/document/901963760. - Дата обращения: 2.02.2018г.

7. Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы" (с изменениями на 21 декабря 2017 года). Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 года N 30. [Электронный ресурс] // URL : http://docs.cntd.ru/document/420248844. - Дата обращения: 21.02.2018.

REFERENCES

1. State program of the Russian Federation "Development ofphysical culture and sports"(2014), available at: http://base.garant.ru/70643480/ (accessed 25.02.2018).

2. The Ministry of sports of the Russian Federation (2017), Report on the results of work in 2016 and the main activities of the Ministry of sports of the Russian Federation for 2017-2019, available at: minsport.gov.ru/2017/doc/Doklad31032017.doc (accessed 15.03.2018).

3. The Ministry of sports of the Russian Federation (2016), Final report on the implementation of the Federal target program "Development of physical culture and sports in the Russian Federation for 2006-2015" and the subprogram "Development of football in the Russian Federation for 2008-2015", available at: www.minsport.gov.ru/press-centre/speeches/28895/ (accessed 18.03.2018).

4. Russia in numbers (2017), Rosstat, Moscow.

5. Strutinsky, V. (2014), "On the state of sports infrastructure in Russia", Construction and operation of sports facilities, No. 1, рр. 72-77.

6. The Federal target program "Development of physical culture and sports in the Russian Federation for 2006-2015", available at: http://base.garant.ru/189071/ (accessed 2.02.2018).

7. The Federal target program "Development of physical culture and sports in the Russian Federation for 2016-2020", available at: http://base.garant.ru/70852372/ (accessed 21.02.2018).

Контактная информация: 62sport@gmail.com

Статья поступила в редакцию 04.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.