Научная статья на тему 'ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ВАЖНЫЙ ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА'

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ВАЖНЫЙ ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
Ключевые слова
ИНСОН КАПИТАЛИ / ИННОВАЦИОН / ТАЬЛИМ / СОғЛИқНИ САқЛАШ / КЎНИКМАЛАРИ / ЎЗ-ЎЗИНИ РИВОЖЛАНТИРИШ / КОМПЕНТЕНТНОСТ / ТАРКИБИЙ СИЁСАТ / БОШқАРИШ ВА ПРОФЕССИОНАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Набиуллин Р.Х.

В глубоких социально-экономических преобразованиях, происходящих во всех сферах Узбекистана, направленных на реализацию пяти основных приоритетов, выдвинутых Президентом страны Мирзиёевым Ш.М. важную роль играет «человеческий капитал». Воздействие физической культуры и спорта, как социального института, на развитие общества, в том числе и «человеческого капитала», в мировым сообществе называют социальным феноменом ХХ века. Физическая культура и спорт, как сфера услуг, носят не только потребительский характер, но являются инвестициями,вложенными в «человеческий капитал». В своей повседневной трудовой деятельности преподаватели спортивных вузов и колледжей выполняют сложную многофункциональную работу, поэтому при определении «человеческого капитала» в этой сфере необходимо учитывать ряд факторов, связанных с деятельностью работников этой сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ВАЖНЫЙ ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

III гурухдан II гурухга 1 укувчи, II гурухдан I гурухга 2 укувчи ва I гурухдан асосий гурухга 3 укувчи утказилди. 11 ёшли укувчиларнинг 29 нафаридан 7 нафари асосий гурухга утказилган булиб, 24,1 % ни ташкил этди.

Хулоса. Сколиоз - хатарли касаллик булиб, афсуски, у купрок болаларда учрайди. Бу касалликни эрта олдини олиш сурункали патологиянинг ривожланиш хавфини аниклашга ва бартараф этишга

имкон яратади. Тадкикот давомида ишлаб чикилган махсус машклар дастуридан фойдаланган холда болаларда мавжуд сколиоз касалликларини даволаш катта самара бериши тажриба давомида аникланди. Тадкикотлар бошида 106 нафар укувчи билан машгулот олиб борилиб, тажрибадан сунг улардан 83 киши 4 та гурухда колди, 23 укувчи асосий гурухга утказилди, демак, 21,7 % га усиш кузатилди.

Адабиётлар:

1. Узбекистон Республикаси " Жисмоний тарбия ва спорт тугрисида"ги конун (янги тахрири)2015.

2. Узбекистон Республикаси Президентининг "Ногиронлиги булган шахсларни давлат тамонидан куллаб-кувватлаш тизимини тубдан такомиллаштириш чора-тадбирлари тугрисида" ги Фармони 2017.

3. Газиева З.Ю.,Ходжаев Ш.Г., Нурмухамедов ^.А. "Даволаш жисмоний тарбияси"

Т 2015

4. Нурмухамедов ^.А. "Массаж" Т2014

5. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. -2-е изд., доп. - М.,Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

6. Милюкова И.В., Евдокимова Т.А. Лечебная физкультура. Новейший справочник/Под общей ред. проф. Т.А. Евдокимовой. - СПб., Сова; М., Изд-во Эксмо, 2003.

Л.Б.Собирова

Маколада кичик ёшдаги болаларда куп учрайдиган сколиоз касаллигини даволашда махсус машклар мажмуасидан фойдаланиш самарадорлиги асослаб берилган.

The article substantiates the effectiveness of the use of a set of special exercises in the treatment of scoliosis in primary school children.

ТАЪЛИМ ЩТИСОДИЁТИ ВА МЕНЕЖМЕНТ / ЭКОНОМИКА И МЕНЕЖМЕНТ ОБРОЗОВАНИЯ

Р.Х. НАБИУЛЛИН, К.Э.Н., и.о.ПРОФЕССОР, УзГУФКС

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ВАЖНЫЙ ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Аннотация. Президент Ш.М. Мирзиёев томонидан илгари сурилган ижтимоий-иктисодий узгаришларда "инсон капитали" мухим рол хисобланади.

Жахон хамжамиятида "инсон капитали", шу жумладан, жамиятнинг ривожланишида ижтимоий институт сифатида жисмоний маданият ва спорт таьсири ХХ асрнинг ижтимоий ходисаси дейилади. Жисмоний маданият ва спорт хизмат сохаси булиб, нафакат истеьмол характерига эга, балки инсон капиталига инвестиция сифатида хизмат килади. Узининг кундалик мехнат фаолияти давомида жисмоний тарбия олий укув юртларида мехнат килаётган хамда коллеж укитувчилари узининг куп киррали мехнатни бажаришда "инсон капитали" белгилаш учун айнан шу асосларни инобатга олиши лозим.

Калит суз: инсон капитали, инновацион, таьлим, согликни саклаш, куникмалари, уз-узини ривожлантириш, компентентност, таркибий сиёсат, бошкариш ва профессионализм.

В условиях глубоких социально-экономических преобразований, происходящих во всех сферах Узбекистана, направленных на реализацию пяти основных приоритетов, выдвинутых Президентом страны Ш.Мирзиёевым, важную роль играет «человеческий капитал». Переход на рыночные отношения с её законами в корне изменили значение и воздействие физической культуры и спорта, как социального института, активно влияющего на развитие общества, в том числе и «человеческого капитала». Не случаен тот факт, что в мировом сообществе физическую культуру и спорт называют социальным феноменом ХХ века, который способствует становлению здорового общества, сильного государства, решению демографических проблем, уменьшению расходов на здравоохранение.

В современных быстро меняющихся подходах в решении инновационных задач одним из актуальных вопросов во всех сферах деятельности человека является подготовка кадров высокого качества с инновационно мыслящим «человеческим капиталом». Теория «человеческого капитала» возникла более 50 лет тому назад в США и была разработана лауреатом Нобелевской премии Теодором Шульцем, который отмечал, что улучшение благосостояния бедных людей зависит не от земли, техники, а скорее от уровня знаний, от качественного показателя экономики, названный им «человеческим капиталом». А его последователь Г.Беккер развил эту теорию, обосновав эффективность вложений в человеческий капитал. Знания работников в век информационных технологий становятся одним из ключевых и важных факторов производства. Вместо «образование», «навыки», «знание» основоположники этой теории ввели понятие «человеческий капитал». Таким образом, «человеческий капитал» - это здоровье, приобретенные ценные качества в процессе учебы, повышении квалификации трудовой деятельности, которые могут быть усилены соответствующими вложениями

независимо от источника их покрытия. Это своего рода инвестиции, вложенные в трудовые способности человека.

По данным Всемирного банка развития, основанными на изучении 192 стран мира, только 16 % экономического роста обусловлены физическим капиталом, 20%-природным, а 64% - человеческим капиталом. Развитие любой страны требует колоссальных затрат и ресурсов в качественную подготовку высококвалифицированных работников, а развитие собственного капитала является мощным гарантом достижения высокой эффективности. Отличительной особенностью человеческого капитала является его качество самовозрастания, т.е. наращивание своих знаний. Кроме того, это единственный фактор производства, который в процессе использования одновременно и потребляется и самаразвивается, создавая блага в виде новых знаний, открытий в обществе

В своей повседневной трудовой деятельности работники физической культуры и спорта, в особенности преподаватели спортивных вузов и колледжей, тренеры, выполняют сложную многофункциональную работу. Физкультурно-оздоровительная, тренерская работа, педагогическая деятельность, спортивные услуги - все эти виды деятельности связаны с людьми, с их здоровьем, воспитанием, пропагандой здорового образа жизни, подготовкой здорового молодого поколения, формированием здоровой нации.

При определении уровня

человеческого капитала в сфере физической культуры и спорта необходимо учитывать ряд факторов, связанных с деятельностью работников этой сферы:

1) трудовая деятельность работников сферы физической культуры и спорта в главном связана с реализацией государственной политики в области физической культуры и спорта, укрепления здоровья человека, нации, пропаганды здорового образа жизни;

2) в своей трудовой деятельности тренер в основном связан с молодым

поколением (дети, подростки, молодежь), с которым он проводит одновременно и воспитательную работу. Особенно это проявляется в эмоциях ученика в спорте высших достижений, когда за победу на крупных международных соревнованиях в честь победы поднимается флаг и звучит гимн страны. У гордо стоящего на пьедестале спортсмена нередко наворачиваются на глазах слезы. Это выражение эмоции за любовь к Родине, к своему народу;

3) в век информационных технологий применение в процессе трудовой деятельности компьютерной техники, новых современных видов спортивного оборудования требует насыщения человеческого капитала специальными знаниями;

4) специалисты, ведущие занятия в оздоровительных группах, должны обладать психолого-педагогическими знаниями, характерными для каждой возрастной группы, уметь определить для каждого занимающегося дозировку физической нагрузки, т.е. должны быть осведомлены и медицинскими знаниями.

5) работники сферы физической культуры и спорта организуют и проводят множество различных соревнований, т.е. должны обладать и организаторскими способностями.

Таким образом, реализация государственной политики в области развития физической культуры и спорта требует постоянного повышения уровня человеческого капитала у работников этой сферы.

Все перечисленные и ряд других факторов предъявляют новые высокие требования к компентентности и профессионализму современного

специалиста в сфере спортивного менеджмента с современным инновационным мышлением, к нововедениям с учетом современных тенденций.

О подготовке специалистов для сферы физической культуры и спорта показывают следующие факты. По данным Министерства физической культуры и спорта Республики Узбекистан в 15 колледжах олимпийского резерва из 985

тренеров высшее образование не имеют 140 человек. Что касается высших учебных заведений, уровень лиц с высоким человеческим капиталом, т.е. имеющих ученые степени и звания, находится на низком уровне. Например, в вузах Каракалпакстана этот показатель у педагогов по физической культуре и спорту составляет всего 13,3%, в Самаркандском университете - 14,5%, в базовом Узбекском государственном университете по физической культуре и спорту из 334 штатных преподавателей лица, имеющие ученую степень, составляет всего 20%. При этом наблюдается старение кадров с высоким человеческом капиталом. Так, у педагогов с ученой степенью средний возраст составляет 54 года, средний возраст имеющих ученую степень и звания, 63 года, а докторов и профессоров составляет 71 год. Эти неутешительные статистческие данные говорят о низком уровне человеческого капитала, имея ввиду научный потенциал у педагогов сферы физической культуры и спорта.

Незамедлительно необходимо

принять меры по исправлению сложившихся ситуаций. Для этого, как представляется, необходимо уделить большое внимание работе с одаренной студенческой молодежью. Провести селекцию в целях выявления склонности одаренных студентов и молодых преподавателей к научно-исследовательской работе, восстановив институт наставничества и создав им необходимые условия для творческой деятельности. Кроме того, следует разработать послевузовскую программу подготовки кадров с направлением одаренных молодых преподавателей на годичную, двухгодичную стажировку в зарубежные страны с конкретной программой по подготовке диссертационной работы. Далее следует разработать систему мотивации. По результатам научно-исследовательской и методической работы деятельность педагога отметить достаточным моральным или материальным вознаграждением по основному месту работы, чтобы не вынуждать

преподавателей искать дополнительный заработок на стороне.

Физическая культура и спорт, представляя сферу услуг, оказываются на высокой передовой линии экономического развития, где услуги носят не только потребительский характер, но являются инвестициями в человеческий капитал. А это является одним из основных составляющих инновационной экономики в секторах спорта. Если речь идет о массовом спорте, то инвестиции связаны с оздоровлением целой нации. Ни для кого не секрет, когда человек физически и психологически здоров, он легко переносит физические и психологические нагрузки в процессе трудовой деятельности, он имеет стремление и волю к познаниям, к творчеству, инновациям. Это является одним из главных условий воспроизводства человеческого капитала. Что касается спорта, высшие достижения, профессионального спорта, инвестирование в человеческий капитал в виде создания необходимых условий, мотивация для личностного роста результатов спортсмена до уровня мировых достижений дополняется высокой материальной оценкой

профессионального труда спортсмена. Например, денежные вознаграждения победителям и призёрам Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро в 2016 году для спортсменов Узбекистана установленных руководством страны, составили за 1 место 200 тысяч долларов США, за 2 место 100 тысяч долларов США, за 3 место 75 тысяч долларов США. Это не считая вознаграждения в виде автомобилей, квартир, спонсорской поддержки. Инвестиции в развитие спорта высших достижений имеет важный макроэкономический эффект, является мощной рекламой для развития массового спорта, работает на воспроизводство национального человеческого капитала.

Как известно, в обществе всегда существуют противоречия, которые являются движущей силой, ускорителем развития, появления новых идей. В сфере физической культуры и спорта это противоречие проявляется между

потребностью личности и общества в физкультурно-оздоровительных и

спортивных услугах и их удовлетворением из-за ряда проблем, таких как слабая материально-техническая база, финансовые проблемы, кадровые проблемы и ряд других проблем. Нерешенность этих проблем является одним из тормозов в подготовке инновационно мыслящих кадров. Переориентация высшего образования на подготовку спортивных специалистов требует разработки стратегии инновации, быстрого

реагирования на запросы времени на создание новой современной модели специалиста высокой квалификации. В процессе подготовки спортивного специалиста в высшей школе особое внимание необходимо уделить не только передаче профессионально ориентированных знаний, а формированию умений в образовательном процессе, развитию профессионально значимых качеств личности, способностей к инновационному труду. В реализации задач в подготовке высококвалифицированных кадров в сфере физической культуры и спорта положившими начало новому этапу в развитии узбекского спорта, при новых экономических, иновационно ориентированных условиях, являются Постановление Президента Узбекистана Мирзиёева Ш.М. от 3 июня 2017 года «О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и массового спорта», а также указ Президента страны от 10 августа 2017 года «О мерах по дальнейшему развитию деятельности Узбекского государственного института физической культуры», который согласно Указа Президента преобразован в университет и Указ Президента от 6 марта 2018 года «О мерах по коренному совершенствованию системы государственного управления в области физической культуры и спорта».

Узбекский государственный

университет физической культуры и спорта передислоцирован в г.Чирчик Ташкентской области, где имеется возможность развивать материально-техническую базу, возможность для

возведения современного спортивного городка. Разработана государственная программа на 2018-2020 годы на реконструкцию и строительство учебных корпусов, спортивных сооружений. В результате реализации этой программы университет станет современным высшим спортивно-образовательным учреждением, организацией учебных программ, ориентированных на развитие и обогащение «человеческого капитала» обучающихся студентов на основе передовых достижений науки и техники.

Перевод Узбекского государственного института физической культуры на многоуровневую систему с присвоением статуса университета не должно приводить к путанице во взглядах на структуру высшего физкультурного образования. Эти вопросы необходимо решать на научной основе. Как представляется, необходимо создать координационный совет, куда следует ввести представителей

Министерства по физической культуре и спорту, руководство университета (ректор, проректоры, деканы, заведующие кафедрами). На этом совете обсудить структурную политику университета с учетом кадрового потенциала и вынести предложение координационного совета на утверждение ученым советом вуза.

3 мая 2018 года вышло Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан №331 «О мероприятиях по организации деятельности Узбекского государственного университета по физической культуре и спорту», где один из пунктов касается структуры университета.

Структурная политика должна быть связана с пересмотром направлений и программ подготовки дипломированных специалистов, которую, как показывает опыт зарубежных вузов, необходимо строить по двум альтернативным направлениям. Первое направление связано с сохранением существующего уровня структуры и качества образования действующих кафедр, факультетов, переработанных методик преподования и связей со спортивными федерациями, вузами. Второе направление связано со стратегией развития инноваций,

которая предпологает введение новых направлений подготовки специалистов, отвечающих статусу университетского образования. Реализация этой стратегии предпологает формирование инновационных команд, имеющих высокий уровень человеческого капитала для разработки и освоения новых видов профессиональной деятельности и соответствующие им новые образовательные программы. Данная стратегия должна решить вопрос соответствия структуры подготовки физкультурно-спортивных кадров текущим и преспективным потребностям развития физкультуры и спорта в Узбекистане, задачам, поставленных Президентом Мирзиёевым Ш.М. в Указе «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государ-ственного управления в области физической культуры и спорта» от 3.03.2018года. Несоответствие структуры подготовки физкультурных кадров реальной практике сказывается, в первую очередь, на качестве труда выпускников, на сроках их адаптатции к труду.

Выводы. Из всех видов инвестиции важна инвестиция в человеческий интеллектуальный капитал. Сюда включаются инвестиции в образование, инвестиции на развитие физической культуры и спорта, способствующие укреплению здоровья населения, тем самым уменьшению затрат на охрану здоровья нации.

1. Особенностью вложений в человеческий капитал является его качество самовозрастания, т.е. наращивание своих знаний, которые в процессе использования одновременно и потреблюется и саморазвиваются.

2. При определении уровня человеческого капитала в сфере физической культуры и спорта необходимо учитывать ряд факторов, связанных с многофункциональной деятельностью работников этой сферы.

3. Анализ данных научного потенциала преподавателей кафедр физического воспитания в отдельных вузах Узбекистана показывает их низкий уровень. В связи с этим необходимо принять практические меры по исправлению сложившихся ситуаций.

Литература:

1. Указ Президента Республики Узбекистан от 10 августа 2017 года «О мерах по дальнейшему развитию деятельности Узбекского государственного института физической культуры».

2. Указ Президента Республики Узбекистан от 6 марта 2018 года «О мерах по коренному совершенствованию системы государственного управления в области физической культуры и спорта».

3. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 331 «О мероприятиях по организации деятельности Узбекского государственного университета по физической культуре и спорта».

4. Постановление Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов внедрения инноваций в отрасли и сферы экономики». Народное слово 8 мая 2018 г. № 92

5. Мирзиёев Ш.М. Критический анализ, жесткая дисциплина и персональная ответственность должны стать повседневной нормой в деятельности каждого руководителя. Ташкент, Узбекистан, 2017.

6. Клогков В.В. Человеческий капитал и его развитие. М. 2008.

7. Корчагин Ю.А. Человеческий капитал и процессы развития на макро и микро уровнях- Воронеж, 2010.

Набиуллин Р.Х

В глубоких социально-экономических преобразованиях, происходящих во всех сферах Узбекистана, направленных на реализацию пяти основных приоритетов, выдвинутых Президентом страны Мирзиёевым Ш.М. важную роль играет «человеческий капитал».

Воздействие физической культуры и спорта, как социального института, на развитие общества, в том числе и «человеческого капитала», в мировым сообществе называют социальным феноменом ХХ века.

Физическая культура и спорт, как сфера услуг, носят не только потребительский характер, но являются инвестициями,вложенными в «человеческий капитал». В своей повседневной трудовой деятельности преподаватели спортивных вузов и колледжей выполняют сложную многофункциональную работу, поэтому при определении «человеческого капитала» в этой сфере необходимо учитывать ряд факторов, связанных с деятельностью работников этой сферы.

The deep socio-economic transformations taking place in all spheres of Uzbekistan aimed at the implementation of the five main priorities put forward by President Mirziyoyev S. M. an important role is played by "human capital".

The impact of physical culture and sports as a social institution on the development of society, including "human capital" in the world community is called a social phenomenon of the twentieth century.

Physical culture and sport as a service sector are not only consumer-oriented, but are investments in "human capital". In their daily work, teachers of sports universities and colleges perform complex multifunctional work, so when determining the "human capital" in this area, it is necessary to take into account a number of factors related to the activities of workers in this sphere.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.