Научная статья на тему 'Узбекский государственный институт физической культуры: вехи истории, новые реалии'

Узбекский государственный институт физической культуры: вехи истории, новые реалии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЗБЕКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / UZBEK STATE INSTITUTE OF PHYSICAL CULTURE / ИСТОРИЯ ИНСТИТУТА / HISTORY OF THE INSTITUTE / ИСТОРИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / THE HISTORY OF THE SPORTS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асатова Г.Р., Исроилов Ш.Х.

В статье рассмотрена история становления, формирования, деятельности Узбекского государственного института физической культуры. Институт является единственным специализированным вузом в ре-спублике по подготовке высококвалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта. В работе рассматриваются актуальные вопросы высшего образования с учетом специфических особенностей данного вуза. Авторы предлагают своё видение основных направлений решения насущ-ных вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асатова Г.Р., Исроилов Ш.Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the history of the formation, the activities of the Uzbek state Institute of physical culture. The Institute is the only specialized institution of higher education for the preparation of highly qualified specialists in the field of physical culture and sports in the Republic of Uzbekistan. It draws our attention to topical issues of higher education with regard to the specific characteristics of this Institute. The authors offer his vision of the main directions of solving pressing issues.

Текст научной работы на тему «Узбекский государственный институт физической культуры: вехи истории, новые реалии»

УДК 796.06

УЗБЕКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ВЕХИ ИСТОРИИ, НОВЫЕ РЕАЛИИ

Асатова Г.Р., Исроилов Ш.Х.

Узбекский государственный институт физической культуры, Ташкент Для связи с авторами: volleyball-2010@mail ru

Аннотация:

В статье рассмотрена история становления, формирования, деятельности Узбекского государственного института физической культуры. Институт является единственным специализированным вузом в республике по подготовке высококвалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта. В работе рассматриваются актуальные вопросы высшего образования с учетом специфических особенностей данного вуза. Авторы предлагают своё видение основных направлений решения насущных вопросов.

Ключевые слова: Узбекский государственный институт физической культуры, история института, история спортивной деятельности.

UZBF.K STATE INSTITUTE OF PHYSICAL CULTURE: MILESTONES OF HISTORY,NEW REALITIES G.R. Asatova, Sh.Kh. Isrollov

Uzbek State Institute of Physical Culture, Tashkent Abstract:

The article discusses the history of the formation, the activities of the Uzbek state Institute of physical culture. The Institute is the only specialized institution of higher education for the preparation of highly qualified specialists in the field of physical culture and sports in the Republic of Uzbekistan. It draws our attention to topical issues of higher education with regard to the specific characteristics of this Institute. The authors offer his vision of the main directions of solving pressing issues.

Key words: Uzbek state Institute of physical culture, the history of the Institute, the history cf the sports activity.

2015 год — год шестидесятилетия Узбекского государственного института физической культуры, имеющего славную историю и продолжающего развивать заложенные традиции. Следует отметить, в настоящее время система высшего образования Узбекистана состоит из 65 учебных заведении, включая 20 университетов, 36 институтов, осуществляющих подготовку бакалавров и магистров, 2 академий, 7 филиалов иностранных вузов1. Однако Узбекский государственный институт ф из отеской культуры — единственный специализированный вуз в республике по подготовке высококвалифи-

цированных специалистов в области физической культуры и спорта. Поскольку история Узбекского института физической культуры неразрывно связана с историей физической культуры, спорта, образования, науки, культуры региона, то напомним некоторые события. Так, серьезный след в истории оставили энтузиасты физического воспитания молодежи: У Асадов,Л Бархаш,Г Вернадский,П.Бородкин. И. Бугров, А Бурмакин, Р Газиев, П. Гарфунг, Д Горин, Б Граминицкий, А Дурановский, Н Елкин, А. Иванов, М. Ишанзадаев, Б. Конюхов. М Ларионов, Г. Неминую щий, Н Овсянни-

Примечание 1. Филиал Московского Государственного университета в Ташкенте

2. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

3. Филиал Туринского политехнического университета в Ташкенте

4 Международный Вестминстерский Университет в Ташкенте

5. Сингапурский институт развитие менеджмента в Ташкенте

6. Филиал Российского Государственного университета нефти и газа им. Губкина в Ташкенте 7 Филиал южнокорейского университета Инх*

ков, В Эргардт и др. Будучи пропагандистами передовой системы физического воспитания, в невероятно сложных условиях Гражданской войны они сделали немало полезного для внедрения физической культуры в школах. Однако физкультурное движение в Туркестанском крае (современная территория Узбекистана) неуклонно развивалось и требовало квалифицированных кадров. Этот запрос частично удовлетворяли организованные в системе Всеобуча Туркфронта трехмесячные курсы преподавателей физкультуры. Например, в 1921 году эти курсы окончили 60 человек. Далее, в 1926 году, при организованных Узбекским Советом профсоюзов трехмесячных курсах было подготовлено 30 инструкторов физкультуры Позже, в 1928 году, Высший Совет физической культуры при ЦИК Уз ССР организовал шестимесячные курсы руководящих работников по физическому воспитанию, их окончили 40 человек. [1] Заметим, для этого периода характерен значительный размах физкультурного движения в Узбекистане. В частности, в первом Всесоюзном параде физкультурников и Всесоюзной спартакиаде в Москве в 1928 году приняли участие и узбекские спортсмены, что обусловило серьезный толчок к оживлению физкультурной и спортивной деятельности в республике. Позже, приняв во внимание востребованность физкультурных работников, по инициативе Средазбюро ВЦСПС в Самарканде в 1933 году открылись годичные курсы Надо сказать, в истории физкультурного движения Узбекистана особо отмечен и 1934 год Так, в сентябре 1934 года в Ташкенте была проведена Первая Среднеазиатская спартакиада, где узбекские спортсмены завоевали первое место И в эти торжественные дни председатель ЦИК Уз ССР Юлдаш Ахунбабаев подписал Постановление об организации первого в республике техникума физической культуры, в который был произведен набор в 1935 году Данное Постановление положило начало организованной подготовке специалистов по физической культуре и спорту в Узбекистане В силу Того что Ташкентский техникум физической культуры был первым физкультурным учебным заведением республики с трехгодичным сроком обучения, то на него и была возложена задача

подготовки преподавателей физвоспитания Если в 1935 году в техникум было принято 100 человек, то в 1936 году — уже 125 Несмотря на то что данный период становления техникума характеризуется трудностями, связанными с отсутствием соответствующей материальной базы и достаточного количества квалифицированных кадров, 29 июня 1936 года удалось организовать спортивный праздник На состоявшемся параде были продемонстрированы вольные гимнастические упражнения, выступления по борьбе «кураш», вольной борьбе, соревнования по легкой атлетике, что имело соответствующий резонанс в обществе [1] Таким образом, техникум вскоре приобрёл не только республиканское, но и среднеазиатское значение. Например, в связи с закрытием Туркменского техникума физкультуры 30 студентов влились в ряды студентов Ташкентского техникума физической культуры Серьезные испытания выпали на долю техникума в годы Второй мировой войны. Руководство постаралось сделать все возможное, чтобы не было фактического перерыва в деятельности техникума. В связи с тем, что одна треть учащихся и преподавателей ушли на фронт, программа обучения изменилась на двулетний ускоренный курс, была введена специализация инструкторов лечебной физкультуры и медсестер и т.д. Однако годы войны привели к резкому сокращению контингента обучающихся (численность студентов не превышала 90 человек). За 4 года был выпущен лишь 101 человек. После войны техникум вернулся к прежнему режиму обучения, и даже с нововведениями: экстернатом, позволявшим десяткам лиц со стажем в области физического воспитания сдать экзамены за курс. Так, из 228 выпускников в 1945-1950 гт. 60 человек окончили его экстерном

Возвращение к мирной жизни способствовало тому, что значительно расширился прием в техникум, например, в 1946-1947 учебном году обучалось 177 человек, а в 1949-1950 учебном году —263 Этот фактор не только обусловил необходимость расширения учебно-материальной базы, но и активизировал методическую работу преподавателей.[1] Свою исключительную роль в формировании

молодых специалистов сыграли спортивная жизнь с определенными результатами, а также участие в различных физкультурных парадах, что, безусловно, являлось мощным средством пропаганды физической культуры и спорта. Однако необходимо подчеркнуть, что развитие массовой физической культуры, спорт высоких достижений нуждались в более квалифицированном и полном кадровом обеспечении. В соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 13 августа 1955 года № 5972-р

— Совет Министров Уз ССР принял Постановление от 27 сентября 1955 года № 653 «Об организации в городе Ташкенте института физической культуры» Постановление определяло организацию института на базе техникума, приём контингента в 100 человек на 1955-1956 учебный год, укомплектование института физической культуры преподавателями соответствующей специальности и квалификации. [2] Данный вуз был призван готовить преподавателей с высшим образованием для общеобразовательных школ, высших и средних учебных заведений и специалистов для физкультурных организаций. Ректором был назначен Комаров Арминак Тигранович За годы своей деятельности (1955-1958 гг.) он внес существенный вклад в дело организации учебно-воспитательного процесса и подготовки специалистов с помощью проректора А.Е. Лебедянской, четырех кафедр, семнадцати преподавателей Несмотря на то, что у института не было надлежащей учебно-производственной базы (он располагал одним зданием для лекционных, лабораторных и семинарских занятий, небольшим спортивным залом, во дворе имелись две баскетбольные, одна волейбольная площадка и гимнастический городок), плодотворно велась научно-исследовательская работа. Институт продолжал расти. Так, в 1956-1957 учебном году было принято на обучение 184 человека, закономерно выросло и число преподавателей

— до 42, а к 1961 году было принято уже 250 человек. В 1959 году институт произвел первый выпуск -90 молодых специалистов. В числе их были и окончившие с отличием, в частности Ш Усманов, А. Алехина, Т. Фаевцева, А Юш-ваева, Р. Коновалова и др.

Известно, институт предопределяет не только

учебно-методическую, спортивную, воспитательную, но и научную деятельность, и весьма значимым событием можно считать открытие в 1962 году аспирантуры Научное руководство аспирантуры осуществлялось профессором А И. Яроцким Благодаря созданной в вузе творческой атмосфере в научную работу были вовлечены ведущие преподаватели. В их числе

A.И. Яроцкий — проректор, доктор медицинских наук, профессор, М А. Петрова —заведующий кафедрой гигиены и химии, профессор, заслуженный деятель науки и техники Уз ССР, М.Л Амитин-Шапиро —заведующий кафедрой физиологии, доцент, кандидат биологических наук, И.М. Мавляни — кандидат исторических наук, доцент, КФ Еакуниене — заведующий кафедрой теории и методики физвоспитания, доцент, кандидат педагогических наук, АЕ. Лебедянская — заведующий кафедрой педагогики и психологии, доцент, кандидат педагогических наук, А.А Рихсиева — заведующий кафедрой спорт медицины, кандидат медицинских наук, доцент, МУ. Умаров — заведующий кафедрой русского и иностранного языков, доцент, кандидат филологических наук, ЛЗ. Гороховский — заведующий кафедрой плавания, кандидат педагогических наук, Н.П Рудченко —заведующии кафедрой спортивной борьбы, доцент, кандидат педагогических наук, Е.М Вельская—доцент кафедры физиологии, кандидат педагогических наук, А.И. Погосянц — доцент кафедры спортивной медицины, кандидат медицинских наук,

B.А. Хоробров — заведующий спортивным павильоном, кандидат педагогических наук, и др

В результате институт стал располагать квалифицированными кадрами для разработки научных основ физвоспитания При этом необходимо заметить, что если в первые годы функционирования института кадровый состав комплектовался выпускниками российских вузов, то к концу 60-х годов отмечалась тенденция профессионального роста уже среди выпускников данного вуза.Так, к 1965 году, за 10 лет своего существования, Узбекский государственный институт физической культуры подготовил и выпустил 1438 специалистов с высшим образованием в данной области, среди окончивших институт 428 представителей местной национальности, в том числе 32

девушки — узбечки, что немаловажно. Кроме того, 60 % выпускников были направлены в сельские районы. [1]

Таким образом, постепенно стали закладываться традиции создание условий для подготовки высококвалифицированных специалистов, осуществление целенаправленной работы по организации инфраструктуры института, создание комплексной научной группы по научному обеспечению подготовки сборных команд республики к международным соревнованиям и др. Следует подчеркнуть, что образование Узбекского государственного института физической культуры обусловило зарождение в Узбекистане комплекса наук по физической культуре и спорту Сформировались оригинальные школы в области теории и методики физического воспитании, управления, педагогики и психологии, физиологии, основ спортивной тренировки и т.д. Существенный вклад в развитие этих научных направлений внесли академики Юнусов А.Ю., Яроцкий А.И., заслуженный деятель науки, профессор Рихсиева А.А, доктор наук, профессор, Азимов И.Г., Айрапетьянц АЛ?., Годик М.А., Каримов РА, Керимов Ф.А. Аивицкий АН., Насриддинов ф.н, Сейтхалилов Э.А., Турсунов З.Т., Хамракулов АК, Худайбердиев Р.Х., Юнусов Т Т. и многие другие[3]. Исторические изменения, произошедшие в 1991 году, повысили ответственность института перед обществом, расширили его задачи Б современных условиях УзГИФК — это многофункциональный центр, решающий не только вопросы подготовки кадров высокой квалификации, но и центр, в котором формируются ученые, осуществляется повышение квалификации специалистов отрасли Более того, институт стал республиканским научно-теоретическим центром в области физической культуры и спорта Учебный процесс в институте превратился в «лабораторию» по выработке учебных планов, учебных программ по методике преподавания специальных дисциплин, учебной литературы для ряда вузов и колледжей олимпийского резерва2 Известно, что важнейшим инструментом реализации политики в сфере

образования являются государственные образовательные стандарты. Так, УзГИФК, шлея Государственные образовательные стандарты по трем направлениям бакалавриата «Профессиональное образование. Спортивная деятельность (по видам деятельности)», «Психология (спорТ)», «Спортивная деятельность (по видам деятельности)», а также по двум специальностям магистратуры «Спортивная деятельность (по видам спорта)», «Спортивная деятельность (адаптивная физическая культура)», «Физическая культура и спортивный менеджмент), способен представлять на рынке труда достойные кадры. Б силу того, что в учебных заведениях всех типов физическая культура преподается в качестве предмета на основе системы государственного образования в Узбекистане и во внеурочное время проводятся занятия в спортивных секциях, то определена еще одна из важнейших задач коллектива УзГИФК — пропаганда физической культуры, здорового образа жизни. Следует подчеркнуть, что в республике зародилась еще одна добрая традиция — проведение многоэтапных спортивных соревнований. Цель - в соответствии с Национальной программой по подготовке кадров организовать систему спортивных соревнований, направленных на повышение интереса молодежи к спорту, укрепление принципа здорового образа жизни, отбор одаренных детей: «Умид нихоллари» (Ростки надежды) — для учащихся средних школ; «Баркшол авлод» (Совершенное поколение) — для учащихся колледжей и лицеев, «Универсиада»—для студентов вузов Безусловно, УзГИФК не может быть в стороне от данных мероприятий, члены коллектива с особым энтузиазмом оказывают содействие и помощь в проведении этих грандиозных спортивных праздников (организаторы, судьи, тренеры, волонтеры и т.д.). Что касается «Универсиады», то для студентов УзГИФК — это прекрасная возможность испытать силы, подтвердить статус обладателей высших наград, к примеру, став чемпионом «Универсиады-2013», институт был удостоен награды Президента Республики Узбекистан — автомобиля чДамас». Несомненно, уровень развития сгорта и его

: Примечание: Что касается профессионального спорта в Узбекистане, то кроме УзГИФК в подготовку профессиональных спортсменов вносят вклад 448 детско-юношеских спортивных школ, 13 колледжей Олимпийского резерва, 83 специализированные школы Олимпийского резерва, 5 школ высшего спортивного мастерства.

результаты зависят от совершенства современной инфраструктуры В этой связи Указ Президента от 24 октября 2002 года «О создании Фонда развития детского спорта Узбекистана» определил разработку и реализацию государственной политики развития физической культуры и спорта среди детей, формирование спортивной материально-технической базы в сельской местности, строительство комплексов, сотрудничество с медицинскими учреждениями и организациями В результате политики государства, нацеленной на развитие детского спорта, к примеру, в течение 2003-2004гг. за счет средств Фонда построено по типовым проектам 1117 объектов детского спорта, причем 917 (82%) спортивных сооружений находятся в сельской местности. В настоящее время в спортивных секциях занимаются более 2,1 млн. учащихся школ, академических лицеев, профессиональных колледжей, при этом 35% из них девочки [4]

Наряду с этим целесообразна разработка мероприятий по развитию физической культуры и спорта среди жен шин. Так, принимая во внимание менталитет, в соответствии с принятым Указом Президента РУз от 2 июня 2006 года «О приёме в высшие учебные заведения Республики Узбекистан в 2006-2007 учебном году», особо подчеркнуто развитие женского спорта по направлению «Спортивная деятельность» и обозначено выделение квот (221 место) на «развитие женского спорта». В рамках реализации данного Указа 19 июня 2006 года на заседании Госкомиссии о приеме в учебные заведенияРУз утвержден план распределения по областям и в Республике Каракалпакстан Так, из 221 места (91 — на основе государственного гранта и 130

- на платно-контрактной основе) выделено: для Республики Каракалпакстан — 17, по областям республики Андижанской —17, Бухарской — 12, Джизакской — 13, Навоийской — 10, Наманган-ской — 16, Самаркандской — 29, Сырдарьинской

— 7, Сурхандарьинской — 20, Ташкентской — 21, Ферганской — 22, Хорезмской — 12, Кашкада-рьинской — 25.[5] Одна из задач — обеспечение всех областей республики кадрами с высшим образованием в этой сфере По истечении времени это дало следующие результаты, в 2010 году состоялся первый выпуск — 178 специалистов,

получивших образование по данной программе и распределенных регионально Республика Каракалпакстан — 14, по областям республики Андижанской —15, Бухарской — 10, Джизакской — 9, Навоийской — 13, Наманган скол — 13, Самаркандской — 23, Сырдарьинской - 5, Сурхандарьинской —16, Ташкентской —17, Ферганской —15, Хорезмской —11, Кашкадарьинской —17. [6] Разумеется, данные плана приёма и выпуска разнятся по субъективным причинам (декретный отпуск, академический отпуск, отчисления за неуспеваемость, за неоплату контракта и т.д.). Необходимо признать, что Узбекистан с первых лет независимости поддерживает олимпийское движение и является его активным участником. Еще в 1992 г. был создан Национальный олимпийский комитет, ставший в сентябре "1993 г. членом Международного о/импийско-го комитета. Вследствие усовершенствованной организационной основы управления физической культурой и спортом получили дальнейшее развитие физкультурно-оздоровительная и физкультурно-массовая работа с населением, возведено свыше 51 тысячи спортсооружений Кроме того, в республике функционирует более Э0 спортивных федераций, в частности, с УзГИФК продуктивно сотрудничают свыше 30 В соответствии с постановлением Президента страны от 25 февраля 2013 года «О подготовке спортсменов Узбекистана к XXXI летним Олимпийским и XV Параолимпийским играм 2016 г в городе Рио-де-Жанейро (Бразилия)» спортсмены, в их числе и студенты УзГИФК, готовятся к этим престижным соревнованиям Известно, что в Узбекистане с давних пор популярны и культивируются как командные виды спорта, так и спортивные единоборства, можно также отметить и развитие гимнастики, тяжелой атлетики, водных и стрелковых спортивных дисциплин. Высокая популярность этих дисциплин и поддержка государства создают предпосылки для спорта высших достижений, что- позволяет спортсменам Узбекистана стабильно добиваться высоких результатов как на континентальном уровне — чемпионате Азии, так и достойно выступать на мировых первенствах, Олимпийских играх Прекрасной иллюстрацией современного состояния спорта высших достижений в Узбекистане являются победные результаты

Однако более отрадно упоминать отдельные имена, особенно имена выпускников и преподавателей УзГИФК Среди них Заслуженный спортсмен Узбекистана Армен Багдасаров (дзюдо), Заслуженный спортсмен Узбекистана Артур Григорян (бокс), чемпион мира Вадим Меньков (гребля на байдарках и каноэ), олимпийская чемпионка Оксана Чусовитина (спортивная гимнастика), чемпионка мира Айна "Чирязова (фристайл), чемпион Азиатских игр, Заслуженный спортсмен Республики Узбекистан Сергей Войнов (метание копья), Заслуженный спортсмен Республики Узбекистан Гавшан Ир матов (футбольный инструктор, лучший арбитр Азии, единственный представитель СНГ на ЧМ-2010, третий арбитр в истории, обслуживавший 5 матчей на одном чемпионате мира) и многие другие многократно прославлявшие вуз и республику Таким образом, это не просто «прожитые» 60 лет — формирование и развитие Узбекского государственного института физической культуры неразрывно связаны с исторической, социально-культурной частью жизни людей данного региона. История УзГИФК позволяет не только гордиться им, но и ко многому обязывает. Исходя из реалий, опираясь на историю и опыт, хотелось бы определить и некоторые перспективы для нашего института

Учитывая стремление страны к всесторонней модернизации и участию в международных экономических процессах, на сегодняшний день не случаен приоритет модернизации сектора высшего образования Намечая предпосылки развития УзГИФК, мы должны прибегнуть к некоторому анализу системы высшего образования Узбекистана в контексте рассматриваемых вопросов

Ответим, что спрос на высшее образование в республике достаточно высокий. Подчеркнем, общий размер бюджетных ассигнований, выделяемых в республике на образование — около 8% от ВВП — один из самых высоких показателей в мире, но доля этих расходов, приходящаяся на высшее образование, оставляет желать лучшего Все места при приёме в вуз открыты для поступающих на конкурсной основе посредством проведения тестирования. По его итогам абитуриенты с более низкими баллами могут быть приняты на основе договора об оплате. Уровень платы за обучение, ежегодно устанавливаемый постановлением Министерства финансов, варьируется в зависимости от специальности. Так, нижеприведенные таблицы знакомят с положением дел по этому вопросу (таблицы 1,2). Как свидетельствуют данные, специаль-

Таблица 1 - Годовая плата за обучение студентов на контрактной основе1 (степень бакалавра) в Узбекистане, (в долларах США)[7]

по дисциплинам сент 2008г. сент 2009г. сент 2010г. сент 2011г. сент 2014г.

юриспруденция 1176 1571 2205 2448 3167

экономика 949 1264 1953 2168 2827

медицина 911 1298 1953 2168 2827

искусство и кинематография 911 1230 1764 1958 2529

строительство 797 1093 1638 1818 2338

транспорт 7S9 1093 1638 1818 2338

связь 797 1093 1638 1818 2338

сельское хозяйство 698 956 1512 1679 2147

промышленность 721 1025 1512 1679 2147

физкультура и спорт 721 956 1512 1679 2147

образование 698 991 1512 1679 2147

Таблица 2 - Контингент студентов УзГИФК в разрезе бюджетной и платно-контрактной основы обучения [6]

годы Количество студентов обучающихся нз основе

контракта (%) бюджета '%)

2010 3 235 64.1 35.9

2011 3541 65.6 34,4

2012 3744 654 34.6

2013 3925 66.2 33,8

2014 4112 67.1 32.9

2015 4116 68.2 31.8

Прихючянке: Обменный курс суммРУэ /долл. США-2008 г. = 1317,64,2009 г = 1463,81;2010 г. = 1587,12;2011 г. = 1715,81,2012г =1892,40,20141-. =2351,84

ность «физическая культура и спорт» является более приемлемой в финансовом плане относительно специальностей «юриспруденция», «экономика», «медицина» Заметим, одна треть всех приёмных мест в вузе финансируется за счет государственных дотаций (что освобождает успешно прошедших тестирование от оплаты за обучение, в УзГИФК предусмотрен вступительный экзамен по физподготовке).

Не менее любопытной выглядит картина общего состава выпускников учебных заведений системы высшего образования в Узбекистане Как свидетельствуют данные таблицы 3, доля выпускников, например к 2010 году, в области физической культуры и спорта значительно выросла, что подчеркивает не поддельный интерес к этой сфере деятельности Тенденцией роста числа выпускников характеризуется и наш институт, что вполне объ-

яснимо увеличивающимся количеством квот, набор студентов приведен в большее соответствие с национальными задачами. Кроме того, создаются предпосылки и для открытия новых направлений образования, к примеру, в 2008 году впервые был осуществлен прием по спортивной психологии (таблица 4) Однако вызывает беспокойство широко распространенная практика трудоустройства выпускников системы высшего образования не по своей специальности (таблица 5) Данная практика свидетельствует о том, что знания и навыки выпускников вузов не соответствуют текущим потребностям рынка труда. Предполагается, что в период с 2010 по 2020 годы в секторе сферы услуг (согласно классификатору специальностей, спортивная деятельность относится к сфере услуг) будет создано 2,3 миллиона рабочих мест (или 4 из 5 рабочих мест, создаваемых в рамках всей эко-

ТЪблица 3 - Изменения в количестве выпускников учебных заведений системы высшего образования по специальностям, 2000-2010 гг. [8]

специальность Число выпускников (тыс.) Доля от общего числа выпускников (%) Изменения з-с 10 лет (%)

2000 2010 2000 2010

Педагогика 20.8 45.7 57.8 59,8 + 119 7

Промышленность и строительство 5.4 10.2 15.0 13.4 +89.5

Экономика и право 2.6 7.7 7.2 10.0 +195.1

Здравоохранение, физическая и культура и спорт 2,3 4.6 6.4 6,0 +100,6

Транспорт и связь 1,9 3.8 5,3 5:0 + 100,9

Сельское хозяйство 2,7 3,5 7,5 4.6 +30.2

Искусство, кинематография 0.3 08 0,8 1.1 +178.0

итого 36.0 76.4 100,0 100.0 +112,2

Таблица 4 - Количество выпускников УзГИФК по направлениям образования, 2010 - 2015 гг. [6]

годы 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Количество выпускников 691 845 789 854 998 992

Спортивная деятельность (%) 94.6 93.1 94 1 92 87.5 87,5

Профессиональное образование (%) 5.4 6.9 5.9 5.9 10,3 10.3

Спортивная психология (%) - - - 2.1 2.2 2.2

Таблица 5 - Уровень занятости выпускников вузов по специальностям, 2007-2010 гг. [8]

специальность 2007 2008 2009 2010

Строительство 293 % 247% 475% 432%

Исю/сство. кинематография 276 % 337 % 342 % 374%

Физическая культура и спорт1 412 % 359 % 539 % 367 %

Сельское хозяйство 84% 106% 135 % 141%

Право 58 % 77% 74% 101%

Промышленность 67 % 72 % 98 % 93 %

Транспорт 62 % 63 % 78 % 92 %

Экономика 60% 60% 60% 75 %

Медицина 57% 62 % 66% 71%

Педагогика 44% 46% 55 % 57 %

Связь 26% 28 % 31% 36%

Итого 58 % 62 % 74% 78 %

' Примечание когда уровень з янятости превышает 100% - в сектор« работают выпускники с другими специальностями

номики Республики Узбекистан). К 2030 году, как прогнозируют специалисты, будут созданы рабочие места в следующих областях: образование, культура, искусство, наука (0,9 млн.), промышленность и строительство (по 0,в млн.), здравоохранение, физическая культура и спорт, социальный сервис (0,6 млн.), транспорт и связь (0,4 млн.) и т.д [9, 33] Однако слабые профессиональные навыки и низкая образовательная подготовка приводят к узловым проблемным вопросам, ©та тревожная тенденция вынуждает задуматься многих, и в частности работодателей Безусловно, методы и доступность обучения для персонала различны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Более того, при заданных темпах развития науки и технологий желательно быть «на гребне волны», и не удивительно, что необходима систематическая работа по саморазвитию. Как известно, одним из важнейших направлений для вуза является рост профессионального уровня и квалификации профессорско-преподавательского состава. Б свете принятого Президентом Республики Узбекистан Указа «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров высших образовательных учреждений» [10] от 12 июня 2015 года обозначены задачи и для нашего института. В частности, УзГИФК в числе 15 вузов страны определен в качестве базового высшего учебного заведения по организации переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров по направлениям «Физическое воспитание и физическая культура», «Спортивная деятельность» Вследствие этого на УзГИФК ложится колоссальная ответственность в решении определенного круга вопросов необходимо коренное обновление квалификационных требований, учебных планов, программ и методики переподготовки и повышения квалификации с учетом широкого внедрения современных высокоэффективных образовательных и инновационных технологий, передового зарубежного опыта, согласно которым руководящие и педагогические кадры высших образовательных учреждений республики

обязаны на регулярной основе не реже одного раза в три года проходить переподготовку и повышение квалификации в объеме 288 часов (из них на учебные модули по специальным дисциплинам отведено 30%). Наряду с этим, одна из задач УзГИФК — обеспечение тендерного равенства, которого достичь чрезвычайно сложно. Тендерный вопрос, вызывающий дискуссии, обусловил необходимость применения комплексного подхода В частности, значительная часть населения страны проживала на. селе, где сохранялись пережитки патриархального мышления, существовали стереотипы о нежелательности активного участия женщин в общественной жизни. В результате разработана многоаспектная политика, направленная на обеспечение действенных условий и возможностей в изменении данной ситуации. Однако тендерное неравенство в системе высшего образования — одно из самых высоких в регионе. Как отмечают специалисты, только 39% студентов, обучавшихся в вузах Узбекистана в 2011 году, являются представителями женского пола. Это соотношение резко контрастирует с показателями других стран мира, где доля женщин среди студентов сравнялась или превосходит долю мужчин. Гак, в Восточной Европе женщины составляют 54% студентов, в Кыргызской Республике — 55%, в Казахстане — 58% и т.д Лишь в Таджикистане и Туркменистане доля женщин в учебных заведениях системы высшего образования еще ниже, чем в Узбекистане. Безусловно, тендерная статистика служит многим целям, но прежде всего она нужна для обнаружения скрытых проблем, касающихся условий и различного положения мужчин и женщин Что касается УзГИФК, то пересмотру этого вопроса, изменению динамики способствовала реализация вышеупомянутых нормативно-правовых актов по развитию женского спорта (таблицы 6,7)

Более того, необходимо подчеркнуть, что высокий уровень доступности среднего и среднего специального профессионального образования в Узбекистане обеспечивается т*кже за счет создания для различных национальных групп условий обучения на родном языке, что являет-

Таблица 8 - Структура численности по языкам обучения 2013-2014 учебный год,% [11, 30]

Таблица 6 - Тендерная структура в системе образования в 2013 -2014 учебном году [11,29]

наименование мужчины (%) женщинь (%)

общеобразовательные учреждения 51.5 48 5

профессиональные колледжи 50.9 49.1

академические лицеи 57,4 42,6

высшее образование 62.7 57.5

УзГИФК 68.2 31.8

Таблица 7 - Динамика изменений тендерной структуры УзГИФК за 2005-2015 гг. [6]

2005 год % 2010 год % 2015 год %

Выпускники 473 73.6 691 71.4 992 67.6

в том числе женщин 125 26.4 198 28.6 322 32.4

язык образования Общее среднее образование Академические лицеи Профессиональные колледжи УзГИФК

узбекский 85.5 81 95 68.4

русский 9 15 3 31,6

караклпакский 2 4 2 -

таджикский 2 - - -

казахский 1.1 - - -

туркменский 0.2 - - -

киргизский 0.2 - - -

ся положительным показателем в республике А именно, общеобразовательные учреждения в Узбекистане предоставляют возможность обучения на 7 различных языках: узбекском, русском, каракалпакском, таджикском, туркменском, киргизском, казахском (таблица 8). Что касается вузов, то они предоставляют право получать образование на узбекском, русском, каракалпакском языках Как следует из таблицы 8, в УзГИФК есть возможность получать образование как на русском, так и на узбекском языках (преподавание, обеспеченность методической^ учебной, научной литературой, написание и защита выпускных квалификационных работ, диссертаций и т.д.).

Как известно, развитие каждого государства, его завтрашний день во многом зависят от физического и духовного состояния молодого поколения данной страны Несмотря на достойные успехи Узбекского государственного института физической культуры, проводя внутреннюю оценку вуза, мы должны признать, что существует ряд проблем

- несоответствие профессиональных знаний и навыков выпускников потребностям рынка трУАа,

- отсутствие материально-технической базы и недостаток специалистов по некоторым видам спорта (бадминтон, теннис, таэквандо, фехтование, легкая атлетика),

- ведущиеся исследования и разработки мо-

гут служить некими индикаторами, однако мы должны признать, что эти показатели весьма низкие, особенно с учетом методологии Всемирного банка оценки знаний. Очень важным, на наш взгляд, является совершенствование системы отбора талантливых и перспективных спортсменов из чис\а учащихся колледжей олимпийского резерва, воспитанников спортивных школ, клубов, команд. Важно также повышать соответствие знаний и навыков выпускников потребностям рынка труда. Кроме того, создать и укрепить инновационную инфраструктуру, способствующую повышению качества и стимулирующую применение творческих подходов к обучению. Существенно и обеспечение повышения уровня профессиональной подготовки профессорско-преподавательского состава с широким использованием международного опыта стран, достигших высоких результатов по подготовке кадров в сфере физической культуры и спорта. Предполагаем, что дальнейшее сотрудничество с Поволжской академией физической культуры, спорта и туризма, Национальным государственным Университетом физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Южно-корейским университетом Данкук будет весьма полезно. Бешение поставленных задач позволит Узбекскому государственному институт/ физической культуры выйти на лидерские позиции в образовательном пространстве Узбекистана.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Исмаилов, Р. И. Среднее и высшее физкультурное образование 8 Узбекистане / Р. И. Исмаилов //Вопросы истории физической культуры и спорта в Узбекистане. -Ташкент : Фан, 1968 - С. 5-15.

2. ЦГА РУз, Ф. Р - 837, оп. 32, д 3703,л. 35

3. Ветераны Узбекского государственного института физической культуры/А. К.Хамракулов -Ташкент Издательско-полиграфический отдел УзГИФК, 2007. - С. 17.

4. Веб-сайт Национального агентства Узбекистана: http://uza.uz

5. Постановление Министерства высшего и среднего специального образования РУз «О создании условий в приёме документов абитуриентов на квоты «развитие женского спорта» в Узбекский государ-

BIBLIOGRAPHY

1. Ismailov R I Secondary and higher physical education in Uzbekistan // Questions of history of physical culture and sports in Uzbekistan.Tashkent: Fan. 1968. P. 5 - 15

2. Central state archive of the Republic of Uzbekistan, F. R. 837, reg. 32, c. 3703, p. 35

3. Veterans of the Uzbek state Institute of physical culture / A K. Khamrakulov. Tashkent: Publishing Department UzSiPC, 2007, p. 17

4. The website of the National Agency of Uzbekistan, httpy/liza.uz.

5. The decree of the Ministry of higher and secondary special education of the Republic of Uzbekistan "On creation of the conditions in the acceptance of documents from applicants on quota "development of women's sports" in the Uzbek state Institute of

ственный институт физической культуры» от 27 июня 2006 г., № 138.

6. Расчеты, основанные на данных текущего архива УзГИФК, учебный отдел

7 Текущий архив Министерства финансов РУз: http:// www.norma.uz

8. Расчеты, основанные на данных Министерства высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан

9. Узбекистан. 2014. Документ Всемирного банка Отчет 88606.-UZ Ташкент: IBRD-IDA -156 с.

10.Правда Востока. 116 ,13 июня 2015 г.

И.Доклзд по целям развития тысячелетия.Узбекистан

2015 / под общ. ред. Г Саидовой. Таикент : Центр экономических исследований, 2015 - С 100; Текущий архив УзГИФК, учебный отдел

physical culture" of 27 June 2006, No. 158

6. Calculations based on data of the current archive UzSIPC, educational department.

7 The current archive of the Ministry of Finance of the Republic of Uzbekistan http://www.norma.uz

8. Calculations based on data from the Ministry of Higher and secondary specialized education of The Republic of Uzbekistan

9 Uzbekistan. 2014. Document of the world Bank. The report 88606 -UZ.Tashkent: IBRD-IDA 156 p

10. Pravda Vostoka. No. 116, June 13,2015

11. Report on the Millennium development goals. Uzbekistan 2015 / under the General editorship of G. Saidova. Tashkent: Center for economic studies, 2015. P. 100; the Current archive UzSIPC, educational department.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Асатова Гульсара Рашидовна, кандидат исторических наук, доцент, начальник учебного отдела е-таК: дга5аг(Я> mail.ru

Исроилов Шоакром Холматович, кандидат педагогических наук, доцент, ректор Узбекского государственного института физической культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.