УЗБЕКСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭСТРАДА: СТРАНИЦЫ
ИСТОРИИ Тураев Ю.Ш.
Тураев Юнус Шарипович - и.о. профессора, кафедра эстрадного пения, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена истории зарождения и развития национальной музыкальной эстрады Узбекистана. Автор раскрывает страницы истории и этапы формирования нового искусства в регионе. Отмечает значимость национального народного искусства, жанров и форм музыкального творчества, а также национальных исполнительских традиций в формировании самобытности современной музыкальной эстрады Узбекистана.
Ключевые слова: эстрада, музыкальное искусство, джаз, фольклор, национальные традиции, эстрадно-симфонический оркестр, национальное своеобразие.
UZBEK NATIONAL MUSICAL STAGE: PAGES OF HISTORY
Turayev Yu.Sh.
Turayev Yunus Sharipovich - acting Professor, DEPARTMENT OF VAUDEVILLE CHANT, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article is devoted to the history of the origin and development of the national musical variety of Uzbekistan. The author reveals the pages of history and the stages of the formation of new art in the region. Notes the importance of national folk art, genres and forms of musical creativity, as well as national performing traditions in the formation of the identity of the modern musical variety of Uzbekistan.
Keywords: pop, musical art, jazz, folklore, national traditions, pop - symphony orchestra, national identity.
УДК 078
Музыкальная эстрада Узбекистана сегодня представляет собой самобытное явление, вобравшее в себя традиции современных веяний европейских и восточных культур. Уверенно шагнув в ХХ1 век, национальная эстрада Узбекистана сумела сохранить свою уникальность, многогранность и многоликость творческий направлений.
Важную роль в формировании национального облика современной музыкальной эстрады Узбекистана имели традиционные формы и жанры народного творчества, специфические особенности которых легли в основу нового явления музыкальной жизни второй половины ХХ века. Вместе с тем появляются новые формы и стили эстрадной музыки, связанные с деятельностью эстрадных оркестров, а также инструментальных и вокально-инструментальных ансамблей (ВИА). Процесс взаимодействия национального и интернационального элементов в музыкально-художественной практике в дальнейшем станет ключевой позицией в формировании национальной самобытности узбекской национальной эстрады и дальнейших её достижений в данной области.
Как известно, эстрадное искусство, как искусство массовое впервые вышло «на подмостки эстрады» в годы революции. Новое искусство должно было отразить новые веяния происходящие в политической и общественной жизни народа, его идеи и по сути представляла собой новую форму подачи и общения с аудиторией, отличавшихся в то время от бытующих и распространённых жанров фольклора и профессионального музыкального творчества.
Музыканты вышли на эстраду. Природа эстрадного исполнительства предполагающее открытость, лаконичность, демократичность и прямое взаимодействие со служительской аудиторий наиболее ярко проявились в годы революционной перестройки.
Первым исследователем данной проблематики в отечественном музыковедении по праву считается музыковед Леонида Юсупова в работе которого впервые глубинно исследуются этапы зарождения и формирования в Узбекистана нового искусства. Так на примере деятельности фронтовых агитбригад, труппы Xaмзы, движения "Синяя блуза", этнографической труппы под руководством М.Кари-Якубова, Т. Ханум зарождаются новые формы музицирования отличающие от прежних форм народного зрелищного искусства. Артисты вышли на подмостки концертной эстрады. Форма и подача материала, взаимодействие с публикой носило иной отличный от академического искусства характер. В период гражданской войны, в деятельности разноязычных фронтовых агитбригад, наблюдаются первые ростки взаимовлияния и взаимообогащения культур, чему в немалой степени способствуют концертные формы выступления.
Так, выступления труппы Хамзы до начала 20-х годов, в основном строились по агитбригадному принципу, то есть программа по своим признакам и природе исполнения была ближе к эстраде, нежели собственно театру. В деятельности Хамзы можно увидеть первые проблески эстрадного искусства и формирование начального ступени эстрадного концерта. Так, отношение народа к новой действительности
принесло за собой в искусство новые темы и образы. Песни, танцы, речевые жанры и малые театральные формы приобретает новую современную агитационную направленность. Концертная программа обычно состояла из песен, танцев, сатирических сценок, речевых жанров и такого рода концертные программы, или обозрения строились законам эстрадного искусства, где основой представления оставался номер.
Концертность, занимала важное место в детальности многих музыкально-драматической трупп того времени. Жанровое многообразие сборного эстрадного концерта давало возможность узбекским актерам показать свое синтетическое импровизационное мастерство. Это в свою очередь указывает и на тесную связь с традицией народного театра маскара-кизикчи, синкретический характер творчества которых основан на актерской импровизации. Тем самым в узбекской эстраде эти традиции переосмысливаются и наполняются новым содержанием.
Первым узбекским эстрадный коллективом, который вынес на профессиональную концертную эстраду песенные, танцевальные и разговорные жанры народного творчества, стала Государственная концертно-этнографическая труппа Мухитдина Кари-Якубова, которая весной 1927 года получила статус профессионального коллектива. Несмотря на то, что она просуществовала всего три года, роль ее в развитии эстрадного искусства Узбекистана очень значительна. С одной стороны, этнография или фольклор, как составная и неотъемлемая часть жизненно-практической деятельности народа, с другой концертность, как новая форма бытования фольклора стали залогом формирования в дальнейшем его по сути традиционной «фольклорной» ветви, которые представлены плеядой ярких современных коллективов как «Ялла», « Садо», «Карз» и др., известных не только в республике но и за рубежом. Если это было историческое предтече для формирования эстрадного искусства в Узбекистане то первый период его развития, уже как сформовавшаяся форма музыкальной эстрады (в современном его понимании) показательна на примере деятельности эстрадных оркестров Узбекистана.
1950-е - 60-е годы это новый и качественно этап развития музыкальной эстрады который был тесно связан с практикой эстрадных оркестров, исполнявших различные формы многоголосной инструментальной музыки: фантазии, попурри, оркестровые обработки национальных мелодий, исполняемых музыкантами певцами и танцорами.
Проникновение в музыкальную практику новых веяний, связанных с зарубежными течениями, такими как джаз, чуждых местному населению, происходил не активно. Процесс ассимиляции коренного населения к новой эстрадной музыке был непрост, что было обусловлено сложившимися слуховыми стереотипами, национальными музыкальными традициями, укоренившимися в восприятии музыки. Такая необходимость резкого "переключения" в иную интонационную сферу неподготовленного слушателя протекала медленно и не интенсивно.
Творческая деятельность узбекских композиторов в жанре эстрады способствовало профессиональному исполнительскому росту и пополнению репертуара эстрадных оркестров. Ориентация композиторов на жанровую природу и особенности узбекского фольклора а также на музыку ближнего Востока способствовало приобщению национального слушателя к новым для него формам эстрадной музыки, а в дальнейшем и его адаптации к другим музыкальным стилям и направлениям. Интенсивность развития музыкальной эстрады в республике способствовала открытию в 1955 году Ташкентского Государственного театра эстрады, а затем крупным событием музыкальной жизни республики стало создание в 1958-ом году Эстрадного оркестра Узбекистана.
В разные годы в оркестре работали талантливые музыканты, композиторы, дирижёры и аранжировщики, певцы и исполнители. Руководители и музыканты оркестра делали всё для того, чтобы встать в один ряд с лучшими эстрадными коллективами
Эстрадный оркестр Узбекистана славился не только своими инструменталистами, но и солистами-вокалистами. Люди до сих пор помнят имена Батыра Закирова, Луизу и Науфаля Закировых, Эльмиру Уразбаеву и Юнуса Тураева, Эсона Кандова и др.
Узбекский коллектив следовал принципам, выработанным в джаз-оркестрах Л. Утесова, Б. Раненого, Э. Рознера и других подобных коллективах: в программе сочетались песни, инструментальные пьесы, танцы и номера оригинальных жанров.
Главным вопросом в то время было формирование национального узбекского эстрадного репертуара. Для этого нужны были песни узбекских авторов и оркестровые обработки национальных мелодий, которых не хватало для полновесной концертной программы.
В поисках новых песен солисты оркестра сделали ряд аранжировок восточных мелодий, обратились к классическому музыкальному искусству стран Ближнего н Среднего Востока. Джазовые обработки различных песен композиторов Узбекистана звучали в виде удачно аранжированных для диксиленда «Наманганских яблок» Ш. Рамазанова, «Киз бола» Э. Салихова и других.
Ценность первых программ эстрадного оркестра Узбекистана была в интонационно-ритмической новизне песенных мелодий народов Востока, в характерной особенности национальной хореографии, пластики, костюма. Эти обогащенные национальные традиции способствовали обогащению и разнообразию узбекской эстрадной музыки.
К середине 60-70-х годов музыкальная ситуация в мире заметно меняется. Джаз и бытовавшие формы эстрадной музыки теряют былую популярность и уступают место новому музыкальному направлеию - рок-
музыке, интенсивное развитие которой приходится в республике на начало 70-х годов, что и определяет условный третий период истории узбекской эстрады.
Итак, магистральной линией в развитии узбекской эстрадной музыки стало утверждение ее национального своеобразия одновременно с ростом профессионализма композиторов республики. Вместе с тем, музыкальная эстрада Узбекистана не была изолирована от достижений и западного эстрадного искусства и не замыкалась в рамках национальной культуры. Переосмысливая национальные традиции с позиций нового инонационального опыта, она и сегодня отражает сложные процессы эволюции фольклора в реалиях современного мира.
Список литературы /References
1. Юсупов Л. Джаз в Узбекистане // Советский джаз. М.: Советский композитор, 1967.
2. Турсунова Г.А. Карим Зокиров ва унинг сулоласи - ХХ аср Узбекистан мусща маданияти кесимида: сан. фан. номз. дисс. автореф. Тошкент, 2007.