ОБ ЭСТРАДНОЙ МУЗЫКЕ УЗБЕКИСТАНА Багаманова А.Т. Email: Bagamanova17154@scientifictext.ru
Багаманова Адиля Тальхаевна - преподаватель, кафедра эстрадного инструментального исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: история эстрадной музыки, или же история музыкального искусства, Узбекистана отражает многовековые традиции материальной и духовной культуры узбекского народа, имеет глубокие исторические корни и неразрывно связана с традиционным укладом жизни, эстетическим мировоззрением и сознанием людей в определенные периоды исторического развития. Вместе с тем, и это является определяющим в современном музыкальном мировоззрении, музыкальное искусство, то есть народно-музыкальное творчество, фольклор и в том числе региональные виды фольклорного творчества составляют неотъемлемую часть современного музыкального процесса. Уникальные виды и жанры по праву занимают особое место в мировой художественной культуре.
Ключевые слова: музыка, искусство, культура, жанр, развитие, традиция, эстрада, импровизация, ансамбль.
ON THE PECULIARITIES OF POP MUSIC IN UZBEKISTAN
Bagamanova Л.Т.
Bagamanova Adilya Talkhaevna - Teacher, DEPARTMENT OF VARIETY INSTRUMENTAL PERFORMANCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the history of pop music, or the history of the musical art of Uzbekistan, reflects the centuries-old traditions of the material and spiritual culture of the Uzbek people, has deep historical roots and is inextricably linked with the traditional way of life, aesthetic worldview and consciousness of people at certain periods of historical development. At the same time, and this is the decisive factor in the modern musical worldview, musical art, that is, folk music, folklore, including regional types of folklore, is an integral part of the modern musical process. Unique views and genres rightfully occupy a special place in the world art culture.
Keywords: music, art, culture, genre, development, tradition, stage, improvisation, ensemble.
УДК 078
Современная музыкальная культура Узбекистана - одновременное бытование как музыки разных культурно-исторических эпох, так и национальных творческих школ, стилей и направлений, которые удовлетворяют художественные запросы различных социальных слоев общества. При этом рубеж ХХ - XXI веков поистине меняет «музыкальную картину мира»: традиционные общества, замкнутые в системе собственных эстетических координат, открываются навстречу контактам с внешней средой, приобщая свои самобытные формы к общечеловеческим духовным богатствам. На протяжении прошлого столетия велся напряженный поиск этнокультурной идентичности, собственного музыкального языка, который рождался на фоне непростых общественно-политических и творческих процессов. Адаптируясь к ним, музыка (вокальная и инструментальная) нашла собственные возможности и средства, чтобы выразить связи с породившей её эпохой. В результате сформировалась самобытная, содержательная музыкально-звуковая специфика, определились закономерности и особенности её развития. Уникальное и неповторимое культурное наследие по-прежнему
продолжают определять, прежде всего, исконные традиции, уровень и состояние национальных форм музыкального общения.
Представляя одну из культурных ценностей прошлого и настоящего - интересной и важной страницей в художественной культуре определенного народа. И изучение данного феномена актуально тем, что позволяет проникнуть в глубинные пласты народного художественного сознания, выявляя при этом ряд существенных особенностей музыкального быта и духовной жизни.
Традиция как фонд непрерывно расширяющейся общественной памяти хранится в сознании музыкантов и слушателей. Для слушателей традиция - это, прежде всего, память о высоких возможностях искусства, память о тех мгновениях, когда музыка была понятна и проникла в самые глубины сердца. Слушатели - любители серьезной музыки - ждут от нее больших откровений, таких страниц, где обнажен нерв сегодняшнего дня, где передаются тончайшие движения человеческой души. В своих ожиданиях слушатели опираются на гуманистическую традицию искусства, зная, что музыка утверждает и защищает духовную красоту человека. Все пришедшие в концертный зал или включающие проигрыватель, чтобы услышать сочинение, созданное сегодня, помнят мгновения, когда осознали откровения искусства. С этой памятью они сообразуют новое произведение и ждут от него подобных же впечатлений [1, 87].
В исполнении музыкального произведения принимают активное участие все психические процессы в их неразрывном единстве: ощущение, восприятие, представление, эмоции, воображение, мышление, память, внимание, воля. Эти процессы действуют не только в исполнительстве, но и в выработке художественной техники. На основе ощущений формируется восприятие. В деятельности инструменталиста главную роль играют три основных видов восприятий: музыкально-слуховое, зрительное и осязательно-двигательное. Восприятие различных воздействий окружающей среды возможно благодаря наличию в организме специальных систем, включающих органы чувств, чувствительные нервы и соответствующие центры в коре головного мозга.
Мышление музыканта определяется как художественно-образное. Музыканты постоянно прибегают к словесным объяснениям, к методу вопросов и ответов. Слово активизирует образное мышление, творческое воображение, память. Творческие находки, связанные со сложной деятельностью мозга, проявляются как в художественной, так и в технической работе музыканта.
Узбекская эстрадная музыка активно перенимает не только западные жанры и стили поп-музыки, но нередко обращается к творчеству коллег восточных стран. В 1980-х годах в творчестве известной исполнительницы Н. Абдуллаевой можно найти множество песен из иранской, азербайджанской, турецкой поп-музыки. Эти песни были заново аранжированы с использованием и учетом узбекских народных инструментов, и, пожалуй, заново переосмыслены. В 90-е годы ХХ века интерес к восточной поп-музыке возобновился с новой силой и жанр ориент-поп вновь обретает популярность. Множество индийских, арабских, турецких, азербайджанских композиций выдавались исполнителями как собственные оригинальные идеи. Сегодня же нарушение авторских прав, и плагиат наблюдаются гораздо в меньшей степени, возможно, это положительное влияние развития информационного пространства, и в первую очередь интернета [2, 94].
Узбекская эстрадная музыка должна быть в состоянии продемонстрировать способность исполнять вокальные и инструментальные композиции в стиле ретро, эстрады, этно-джаз, актерское мастерство и вокальную технику в целом. Он должен уметь профессионально исполнять высококачественные произведения на сценических концертах, фестивалях и международных конкурсах с сольными, фортепианными и оркестровыми выступлениями. В сопровождении фортепиано, симфонического оркестра, эстрадных инструментальных ансамблей они должны так себя открыть, что
во многих случаях показывают развитие навыки живого исполнения и вокальные данные. Вот некоторые вещи, о которых следует помнить эстрадным исполнителям:
- улучшить свое исполнительское мастерство, преодолев свои недостатки в живом исполнении эстрадного произведения;
- анализировать музыкальные произведения, понимать профессиональные проблемы и находить пути их решения;
- регулярное обогащение новой современной узбекской национальной эстрады ретро-этно-джазом, инновационными и инновационными технологиями, живыми выступлениями с интерпретациями;
- узнать правильное использование новых усилителей, микрофонов, мини-дисков на сцене;
- уметь профессионально записываться на радио- и телестудиях и демонстрировать свое исполнительское мастерство и актерское мастерство;
- уметь организовать работу эстрадной команды;
- обладать навыками и способностями для непрерывного совершенствования различных методов, инструментов и других областей науки и педагогической деятельности, преподаваемых в результате самостоятельного обучения и творческих исследований.
Список литературы /References
1. Ан А. Традиции и современность в музыкальном искусстве: прошлое, настоящее,
будущее // Научно-методический журнал «Проблемы современной науки и
образования». Москва, 2019. № 2 (135).
2. Аманова Н. К вопросу становления жанров и стилей узбекской эстрадной музыки
// Научно-методический журнал «Проблемы современной науки и образования».
Москва, 2019. № 10 (143).