Научная статья на тему 'О ФОЛЬКЛОРНЫХ ИСТОКАХ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННОГО КРЫМСКОТАТАРСКОГО КОМПОЗИТОРА ФЕВЗИ АЛИЕВА'

О ФОЛЬКЛОРНЫХ ИСТОКАХ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННОГО КРЫМСКОТАТАРСКОГО КОМПОЗИТОРА ФЕВЗИ АЛИЕВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
251
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМСКОТАТАРСКИЙ ФОЛЬКЛОР / НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / ЛАД / ИМПРОВИЗАЦИЯ / АККОРДЕОН / CRIMEAN TATAR FOLKLORE / NATIONAL STYLE / MODE / IMPROVISATION / PIANO ACCORDION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мамбетов С. Я.

Творчество крымскотатарских композиторов является неотъемлемой частью культуры народа. Их новое поколение, выдвинувшееся в 1960-е годы, расширяет жанровую палитру национального музыкального искусства. Выделим имя Февзи Алиева - известного фольклориста, автора «Антологии крымскотатарской народной музыки», создателя многочисленных песен и инструментальных пьес (в основном для аккордеона). 1996 году, создав песню «Эминем», он положил начало развитию крымскотатарской эстрадной музыке. Его творческое кредо неразрывно связано с народной музыкой, многогранно раскрытой им в произведениях. Показательной для авторского стиля Февзи Алиева является сюита для аккордеона «Той акъшамы» («Свадебный вечер»), включающая две части: «Агъыр ава» и «Хайтарма». В каждом своем произведении композитор находит индивидуальное решение для синтеза фольклорных элементов и современных музыкально-интонационных средств. Цель статьи - раскрыть мировоззрение современного композитора в индивидуальных творческих поисках синтеза традиционного и современного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FOLKLORIC ORIGINS IN THE WORKS OF MODERN CRIMEAN TATAR COMPOSER FEVZI ALIEV

Works of Crimean Tatar composers are an integral part of the nation’s culture. Their new generation that came into view in the 1960s expanded the genre varieties of the national art of music. We shall pay attention to Fevzi Aliev, a well-known folklorist, the author of the “Anthology of Crimean Tatar folk music”, the creator of numerous songs and instrumental pieces (mostly for piano accordion). In 1996, by creating the song “Eminem”, he initiated the progress of Crimean Tatar pop music. His artistic creed is intimately bound with folk music, which he comprehensively disclosed in his works. Fevzi Aliev’s style is seen in the piano accordion suite “Toy aqşamı” (The wedding evening), consisting of two parts, “Ağır ava” and “Haytarma”. In each of his works, the composer finds an individual solution for the synthesis of folkloric elements, and modern musical tone means. The purpose of the article is to reveal the mindset of a modern composer through the individual creative search for the synthesis of the modern and the traditional.

Текст научной работы на тему «О ФОЛЬКЛОРНЫХ ИСТОКАХ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННОГО КРЫМСКОТАТАРСКОГО КОМПОЗИТОРА ФЕВЗИ АЛИЕВА»

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.100.10.049

О ФОЛЬКЛОРНЫХ ИСТОКАХ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННОГО КРЫМСКОТАТАРСКОГО КОМПОЗИТОРА ФЕВЗИ АЛИЕВА

Научная статья

Мамбетов С.Я.*

Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, Симферополь, Россия * Корреспондирующий автор (lilya.kurtbedinova[at]mail.ru)

Аннотация

Творчество крымскотатарских композиторов является неотъемлемой частью культуры народа. Их новое поколение, выдвинувшееся в 1960-е годы, расширяет жанровую палитру национального музыкального искусства. Выделим имя Февзи Алиева - известного фольклориста, автора «Антологии крымскотатарской народной музыки», создателя многочисленных песен и инструментальных пьес (в основном для аккордеона). 1996 году, создав песню «Эминем», он положил начало развитию крымскотатарской эстрадной музыке. Его творческое кредо неразрывно связано с народной музыкой, многогранно раскрытой им в произведениях. Показательной для авторского стиля Февзи Алиева является сюита для аккордеона «Той акъшамы» («Свадебный вечер»), включающая две части: «Агъыр ава» и «Хайтарма». В каждом своем произведении композитор находит индивидуальное решение для синтеза фольклорных элементов и современных музыкально-интонационных средств. Цель статьи - раскрыть мировоззрение современного композитора в индивидуальных творческих поисках синтеза традиционного и современного.

Ключевые слова: крымскотатарский фольклор, национальный стиль, лад, импровизация, аккордеон.

ON THE FOLKLORIC ORIGINS IN THE WORKS OF MODERN CRIMEAN TATAR COMPOSER FEVZI ALIEV

Research article

Mambetov S.Ya.*

Crimea University for Engineering and Pedagogical Sciences named after Fevzi Yaqubov, Simferopol, Russia

* Corresponding author (lilya.kurtbedinova[at]mail.ru)

Abstract

Works of Crimean Tatar composers are an integral part of the nation's culture. Their new generation that came into view in the 1960s expanded the genre varieties of the national art of music. We shall pay attention to Fevzi Aliev, a well-known folklorist, the author of the "Anthology of Crimean Tatar folk music", the creator of numerous songs and instrumental pieces (mostly for piano accordion). In 1996, by creating the song "Eminem", he initiated the progress of Crimean Tatar pop music. His artistic creed is intimately bound with folk music, which he comprehensively disclosed in his works. Fevzi Aliev's style is seen in the piano accordion suite "Toy aq§ami" (The wedding evening), consisting of two parts, "Agir ava" and "Haytarma".

In each of his works, the composer finds an individual solution for the synthesis of folkloric elements, and modern musical tone means. The purpose of the article is to reveal the mindset of a modern composer through the individual creative search for the synthesis of the modern and the traditional.

Keywords: Crimean Tatar folklore, national style, mode, improvisation, piano accordion.

Февзи Меметович Алиев родился 3 ноября 1936 года в Крыму, в городе Симферополе, в многодетной семье. Способности и любовь к музыке проявились с детства, т.к. крымскотатарские народные мелодии и песни он слышал от своей матери - Мунире. У нее был прекрасный голос, она знала много народных песен и исполняла их с прекрасным национальным колоритом. В 1956 году в поселке Ялангаче будущий композитор оканчивает техникум по специальности техник-электрик, но его не покидает мысль о получении музыкального образования. Так он самостоятельно осваивает игру на аккордеоне и работает аккомпаниатором-аккордеонистом в доме отдыха «Ботаник» вблизи поселка Кибрай Ташкентской области.

Когда жизнь дарит встречу с талантливым человеком, посвятившим себя искусству крымскотатарской музыки, то оказывается, что в пределах музыкальной лексики трудно найти определение, отражающее сущность такой личности. О чем в данном случае говорят слова «композитор», «собиратель», «исследователь», «исполнитель»? Они указывают лишь на ту или иную область музыкальной деятельности, но не выявляют характера творческого облика. Тогда необходимым становится заимствование таких определений как «поэт» и «художник». Цель статьи - раскрыть мировоззрение современного композитора в индивидуальных творческих поисках синтеза традиционного и современного.

Невозможно в полной мере оценить многогранный вклад Заслуженного работника культуры Украины, Заслуженного деятеля искусств Крыма, дважды лауреата республиканских премий, лауреата Международной премии имени Бекира Чобан-Заде, композитора, музыканта, фольклориста, музыковеда, певца, исследователя Февзи Алиева, в развитие крымскотатароской культуры на современном этапе. Обладая особой энергетикой, яркой природной одаренностью, огромным трудолюбием Февзи Алиев добивается заметных успехов во всех указанных выше направлениях деятельности.

Композитор часто импровизировал, слушал много профессиональных исполнителей, анализируя манеру игры, огромное внимание уделял накоплению репертуара, параллельно, в свободное время играл в эстрадном оркестре города Чирчика. Тем самым, постепенно накапливался его исполнительский и творческий опыт. В 1960 году он был приглашен на работу в ансамбль песни и танца крымских татар «Хайтарма» при Узбекском государственном эстрадном оркестре Узбекской государственной филармонии в городе Ташкенте.

Важной вехой в творческой жизни Алиева является период жизни в г. Есентуки (1961-1968 г.), где композитор работает в эстрадных оркестрах. Выступления перед широкой аудиторией, несомненно, накладывали свой отпечаток на формирование художественно-творческих взглядов Февзи Алиева, впоследствии ставшего руководителем эстрадного оркестра этого города. Работая с коллективом, он много времени уделял аранжировке, импровизации, сочинял музыку, обрабатывал известные мелодии, что помогло обогащению репертуара. Часто выступая в городских концертах, он совершенствовал свое мастерство в игре на аккордеоне.

В формировании облика Ф. Алиева-музыканта важным этапом стала его учеба в Ставропольском музыкальном училище по классу аккордеона замечательного педагога и музыканта И. И. Иванова (1964г). Эти годы оказались решающими в процессе становления Ф. Алиева как музыканта: именно тогда были заложены основы его исполнительского стиля. Еще студентом музыкального училища автор начинает композиторское творчество, создав свое первое произведение «Хайтарма» в 1960 году. Свое первое произведение - «Хайтарма» - автор сочинил еще в 1960 году.

К его первым сочинениям относятся и песни «Инанам» («Верю»; 1964), на слова Ф. Алиева и А. Велиева, «Акълындамы» («Если помнишь») и «Эгеркульсен» («Если засмеешься») на слова Ризы Халида. Обе песни впервые записаны в исполнении Заслуженной артистки Узбекистана Сабрие Эреджеповой. Сразу став популярными, они исполнялись самыми известными певцами в Узбекистане, в том числе Народным артистом Узбекистана Февзи Биляловым, Заслуженными артистами Узбекистана Мухаббат Шамаевой, и многими другими известными и любимыми народом певцами. Одна из популярных песен Ф. Алиева «Эминем» (1966) является первой крымскотатарской эстрадной песней в джазовом стиле. В 1964-1966 годы Алиев пишет свои сочинения придавая крымскотатарский национальный колорит. В этот период он пишет также инструментальные сочинения: «Алим хайтармасы» («Хайтарма Алим» 1967 г.), «Къараденъиз далгъалары» («Волны Чорного моря» 1967-1971).

В 1968 году Алиев переезжает в Узбекистан. В эти годы Февзи Алиев знакомится с Георгием Александровичем Мушелем, узбекским композитором, профессором Ташкентской государственной консерватории имени Мухтара Ашрафи, заслуженным деятелем искусств Узбекской ССР. У этого прекрасного педагога и человека Февзи Алиев брал уроки по композиции, пройдя большую теоретическую и практическую школу. Эти знания помогли автору достичь более высокого профессионального уровня.

В творчестве Ф. Алиева нашли художественное претворение своеобразные черты крымскотатарского фольклора. Интересную страницу его творчества составляют обработки народных мелодий. Особенности его художественного метода тесно связаны с традициями народного музицирования. Искусствоведы и композиторы утверждают, что одним из главных исследовательских направлений музыкального творчества является жизнь национальных традиций современности [3, С. 49-67]. Февзи Алиеву принадлежат ряд книг, в которых автор раскрывает актуальные темы музыкального искусства крымских татар. Показательна книга «Йырджы далгъалар» («Певец волн»; 1989). Выделим статьи: «Он эсер имнынъ тарихы» («История десяти произведений»); «Эски заман къырымтатар макъамлары» («Мелодии крымских татар старых времен»); «Къырым татар музыкасы ве джаз» («Музыка крымских татар и джаз») и другие произведения.

Одним из фундаментальных трудов автора является «Антология крымской народной музыки» (2001 г.). Данный сборник включает музыкальный фольклор крымских татар, крымских караимов, крымских цыган, крымчаков, крымской диаспоры Румынии и Турции и другие материалы. Многократно превосходящий все изданные до сих пор труды в данной области, этот богатейший материал имеет важнейшее значение для изучения крымской музыкальной культуры. Доктор филологических наук, профессор И. А. Керимов констатирует разносторонность музыкальной деятельности и творчества Ф. Алиева: его популярные песни, инструментальные произведения, многочисленные статьи, грампластинки, выступления на радио и телевидении, концерты ансамбля «Дестан». И. А. Керимов отмечает, что «Антология крымской народной музыки» имеет исключительное значение для развития крымскотатарской музыкальной культуры [5, С. 4].

О творческом стиле композитора дает представление двухтомник «Музыка Февзи Алиева», включающий 309 его оригинальных сочинений. Среди показательных образцов песни: «Ватанымыз акъкъында тюркюлер» («Песни о родном Крыме»); «Ватанымызгъа севгиве къайгъы иле» («С любовью и заботой о Родине»); «Лирик тюркюлери» («Лирические песни») и другие. Также сборник включает разделы: «Романслар» («Романсы»); «Бала музыкасы» («Детская музыка»); «Къайтармалар» («Хайтарма»); «Вальслер» («Вальсы»); «Чалгъы алетлеры ичюн чешит авалар» («Различые инструментальные мелодии»); «Багъчасарай чешмеси» («Бахчисарайский фонтан») и другие произведения.

Творческий метод и жанрово-стилистическая направленность произведений Февзи Алиева формировались под непосредственным воздействием его многогранной практической деятельности как исполнителя-аккордеониста, дирижера, музыкального руководителя, в частности, эстрадного оркестра в г. Ессентуки, музыкального руководителя и дирижера Государственного ансамбля песни и танца «Хайтарма» (1972-1974г.), работа музыкального редактора в крымскотатарской редакции на Гостелерадио Узбекистана, музыкального руководителя ансамбля «Яшлыкъ» («Молодость») при гостелерадио Узбекистана, фольклористическая деятельность. Все это дало композитору неограниченные возможности глубокого постижения крымскотатарского музыкального фольклора, а также жанров эстрадной музыки.

Насыщенная исполнительская деятельность композитора в качестве аккордеониста, дар импровизатора и аранжировщика сформировали особенности его творческого облика. Отметим, что ранний период композиторского творчества выделяется преобладанием жанров легкой эстрадной музыки, когда автор создает множество танцевальных пьес для эстрадного оркестра, среди которых назовем вальсы, фокстроты, польки. Произведения эти выдержаны в европейском стиле, и колорит восточной музыки не занимает в них значительного места.

Февзи Алиев подчеркивает, что с 1964-1966 годов начал писать, придавая своим сочинениям крымскотатарский национальный колорит. Г. Головинский отмечает: «Постижение фольклора, этой поистине неисчерпаемой художественной сокровищницы, накопленной веками, продолжается. Оно сулит еще многие замечательные открытия музыкальному искусству» [2, С. 270].

В ранних композиторских опытах ощущается легкость и полетность творческой мысли автора, естественность и ненавязчивость музыкальных образов. Стилистика этих сочинений отличается ясностью и простотой музыкально-композиционных и фактурных решений, однако в них ощутим опыт композитора-исполнителя. Темы его пьес отличаются выразительными мелодическими линиями, просто и естественно развертывающимися просто и естественно. Преобладающая в них гомофонно-гармоническая фактура часто дополняется подголосками и полифонизируется, в чем проявляется талант автора, который не имел профессионального композиторского образования. Напомним, что только на рубеже 1960-х-70-х годов Ф. Алиев в течении трех лет занимался у профессора Ташкентской государственной консерватории Георгия Александровича Мушеля, оказавшего значительное влияние на его композиторские качества.

Обратим внимание, что среди 200 опусов Ф. М. Алиева, большая часть произведений тесно соприкасается с крымскотатарской ладоинтонационностью. Для крымскотатарской народной музыки характерна диатоническая основа, а также широко применяются лады с увеличенной секундой [6, С. 5]. Национально окрашенные сочинения включают два жанровых блока, первый из которых представляют многочисленные песни преимущественно лирического плана, а второй - разнохарактерные инструментальные пьесы. В песенном творчестве показательны популярные в народе «Султание» («Султание»), «Дагъларгъа» («Горы»), «Аметхан» («Аметхан»), «Алиме» («Алиме»), «Къырым» («Крым»), «Эминем» («Моя Эмине») и другие.

Многочисленные инструментальные пьесы композитора в основном с программными названиями и жанрово определены. Среди них примечательны такие произведения как «Джанкой агъыр-авасы» («Джанкойская агыр-ава», «Чуфуткъале хайтармасы» («Хайтарма Чуфуткале»), вальс «Анифе» (вальс «Анифе»), «Чатыр-Дагъ» («Чатыр-Даг»), «Къара денъиз далгъалары» («Волны Чорного моря»), «Назик оюн» («Нежный танец») и другие. Так как исполнительская деятельность автора была связана с аккордеоном, то многие пьесы написаны для этого инструмента.

Показательным произведением для творческого стиля Февзи Алиева является сюита для аккордеона «Той акъшамы» («Свадебный вечер»), включающая две части: «Агъыр-ава» («Медленный танец»), «Хайтарма» («Повторение»). Агъыр ава (агъыр - тяжеловесный, ава - мелодия) - это жанр медленных танцев, часто являющихся прелюдией к хайтарме. Хайтарма - популярный крымскотатарский народный танец в быстром, живом темпе, изложенный в размере 7/8 или 7/16 [1, С. 13]. В этой сюите композитор обращается к жанру очень популярного в народе циклического танца «Агъырава - Хайтарма» и дает свое оригинальное прочтение. Известно, что народный первоисточник строится на контрастном противопоставлении медленной величавой «Агъыр ава» и быстрой энергичной «Хайтармы». (см. рис. 1, 2)

}=100

0 т ш

Рис. 2 - Хайтарма

Следует отметить, что первый танец своим строгим и неторопливым характером раскрывает достоинство, горделивость и силу мужчин, так как в старину он назывался «Акъайавасы» - «Мужской танец» - и исполнялся только мужчинами. Позже в практику вошло его парное исполнение (мужчиной и женщиной). Этот танец в быту исполнялся на различных торжествах, праздниках и свадьбах и мог иметь программные названия: «Назлы ярем» («Милая неженка»), «Акъмесджит яшлары» («Симферопольская молодежь») и др. Танец чаще всего излагается в девятидольном размере (4/4+5/4 или 5/4+4/4). Вторая часть народного танца «Хайтарма» исполняется в быстром темпе. Подчеркнем, что это самый популярный в народе танец. Его моторная ритмика подчинена семидольному метру (7/8, 7/16) с акцентированием первой и пятой долей (4/8+ 3/8). Многочисленные варианты этого танца имеют программные названия: «Старокрымская хайтарма», «Пастушья хайтарма» и другие.

В сюите Ф. Алиева народно-жанровые истоки ярко выявлены в контрастном сопоставлении двух танцев, оформленных характерной метрикой - 9/4 и 7/8. Национальный склад подчеркнут окраской фригийского (Пь) и дорийского ладов, а также третей повышенной ступенью, характерной для крымскотатарской народной музыки, типичными опеваниями в каденционных оборотах (к примеру Ш-ГУ-Пь-1, П-Ш-Г-Пь-УГ[-П-1), вариантно-вариационными методами изложения и развития музыкального материала. Однако же, использовав характерные жанровые признаки фольклорного материала, композитор создал свои оригинальные композиции, в которых синтезировал новое и старое. Например, в первой части «Агъыр ава» современное фактурное решение с регистровыми контрастами, секвенционным изложением музыкального материала реализовалось в динамизированной простой трехчастной форме с кульминацией в репризе (т. 19-23). В структурном оформлении танца применены симметричные квадратные построения, свойственные европейской музыке, совмещая их с фольклорными элементами - ладовой переменностью, характерными кадансовыми оборотами. Обратим внимание на яркое проявление полиладовости (фригийский (ГГЬ) - дорийский) в каденционных оборотах и нисходящего хроматического движения (т. 11,12, 15, 16, 20). Типичная для жанра «Агъыр ава» величавость и степенность раскрываются не характерными для народной музыки гаммообразными мелодическими оборотами, основой которых является нисходящая секвенция. Следует заметить мастерство автора в применении факторов динамизации музыкальной ткани, среди которых полифонизация фактуры, вариантность изложения, уплотнение вертикали (т. 19-20).

Контрастно к первой части звучит быстрая темпераментная «Хайтарма», изложенная в типичном семидольном метре (7/8). Семантика танца раскрыта в многочисленных повторах основного зерна (т. 33-48), построенного в форме периода квадратной структуры (8+8). Композиционное строение танца отличается проникновением рондальности в трехчастность, где первая часть (т. 29-98) представляют типичное 5-ти частное рондо. По отношению к ней середина (т. 99-114) очень короткая и составляет резкий контраст (фактурный, тематический). Тем ярче звучит репризное (т. 115-238) сокращенное проведение материала первой части. Для выявления жарново-стилевых черт этого танца автор избирает гомофонно-гармоническую фактуру изложения, в которой смена гармонических красок четко очерчивает изгибы мелодической линии.

Во второй части сюиты выявляется более глубокая связь с фольклорным первоисточником, сосредоточенным в метроритме, ладовых предпочтениях (ре фригийский - дорийский и лады с ГГГ#). Моторные безостановочные мелодические линии с акцентированием первой и пятой долей метко характеризуют энергию этого танца, а выделенная мелизматикой пятая доля определяет близость к первоисточнику. Национальные истоки танца выявлены в характерных многочисленных повторениях тематического зерна. По утверждению А. Н. Сохора «национальный характер музыки, в частности, творчества какого-либо композитора определяется многими и разными сторонами и качествами: от идей до языка, от сюжетов и образов до форм и жанров» [4, С. 25]. Так, мы можем констатировать, что, синтезируя принципы народного формообразования с классическими европейскими методами, автору удалось создать динамическую ярко национальную концертную композицию. Концертность является одной из черт творческого стиля Февзи Меметовича Алиева. Многочисленные песни Ф. Алиева раскрывают стилистические черты его творчества, прежде всего, как национального крымскотатарского композитора. Национальное начало ярко проявляется в лаконичной по масштабам лирической пьесе для гобоя и фортепиано «Назик оюн» («Нежный танец»; 1988). Структурно оформленная в двухчастную композицию с четырехтактовым вступлением, пьеса включает два неконтрастных лирических образа. Плавная мелодическая линия гобоя дополняется гармоническими красками аккордового аккомпанемента. Мелодия гобоя на протяжении всей пьесы строго диатонична и выдержана в натуральном миноре ^-шо11), в то время как аккорды аккомпанемента включают альтерации (т. 3, 10, 13, 16), хроматизмы (т. 5, 10, 11, 23), отклонения (т. 19, 21, 22, 25). Прием подобного контраста диатоники и хроматики, простого и сложного придает утонченную хрупкую окрашенность музыкальному колориту.

Заметим, что мерно повторяющиеся аккорды способствуют отображению мечтательности и повествовательности. Текучесть музыкального развертывания отражена в структурном единстве двух периодов (13+13), включающих фразы, не объединенные в предложения, а представляющие собой как бы своеобразную импровизацию в восточном стиле. Плавность мелодического движения, узорчатость ритмики с триолями и форшлагами, секвенционность, каденционный ход от натуральной седьмой ступени к первой определяют восточный колорит пьесы. Динамика развития приходится на вторую часть (т. 18-30), которая отражена в частых отклонениях в 8, Б, VII ступени, полифоническом расслоении аккомпанемента (т. 24-30), хроматически ниспадающем движении нижнего голоса. Применение уменьшенных септаккордов в виде отклонений к IV, V, VII ступеням сгущает гармонический колорит (т. 25,26,27), а низкий регистр усиливает образ лирически сосредоточенного повествования.

В ряду виртуозных инструментальных произведений Ф. Алиева показательным является «Концерт вальсы» («Концертный вальс») для аккордеона, созданный в 1978 году. Эта масштабная концертная пьеса насыщена виртуозным блеском и праздничностью. Приподнятый тонус изложения воссоздается восходящими мелодическими линиями главной темы. Отметим, что выдержанная в европейском стиле композиция окрашена легким восточным колоритом, проявляющимся в характерных интонационных оборотах, мелизматике, мелодических ходах на увеличенную секунду (т. 48-52, 138-143) (См. рис. 3)

Рис. 3 - Концерт Вальсы

Тематический материал «Концертного вальса» автор оформляет в сложную трехчастную форму с каденцией в среднем разделе. Динамично развивая главную тему вальса и сопоставляя ее с контрастными по фактуре эпизодами, композитор стремится раскрыть технические ресурсы аккордеона. Ритмически четкие аккорды восьмитактового вступления подготавливают слушателя к определенному праздничному тонусу, который наиболее ярко выявлен в главной теме вальса (т. 9-40), изложенный в форме двойного периода. Ясность фактуры с расслоением мелодической и аккордовой линии являют нам типичную тему вальса. Полетность мелодических фигураций, сочетаясь с четким трехдольным аккордовым сопровождением репрезентирует лирический образ главной темы.

Первая часть трехчастной формы вальса включает в середине новую тему, которая дополняет основной образ новыми мелодическими оборотами, отклонениями (т. 44,52,56), хроматическими ходами (т. 54, 57), подголосками. Заметим, что репризное проведение основной темы динамизировано. В нем композитор применяет репетиционное повторение звуков мелодии, оставляя аккордовый аккомпанемент неизменным.

Более резкий контраст представляет средний раздел сложной трехчастной формы, представляя массивно звучащие полнозвучные аккорды, изложенные в параллельной тональности (си бемоль мажор). Выразительна колористическая роль модуляции в с-то11 (т. 111-118) с последующим переходом в g-moll в завершении. Этот эпизод непосредственно вводит в виртуозную масштабную каденцию (т.т. 138-163), которая включает и одноголосное проведение гаммообразных пассажей, и плотные каскады аккордов (т. 157-159). Определяющее значение в импровизационном изложении каденции играет частая смена метроритма (п/4, 12/4, 4/4, 13А, 8/4, 6/4, 7/4, 5/4).

Каденция, как виртуозный разделом формы, является кульминацей всей композиции. Тонально неустойчивая и хроматизированная, она в завершающем построении (т. 160-163) возвращается к главной тональности, подводя развитие к репризному проведению главной темы вальса. Сокращенная реприза (т. 164-198), симметрично замыкая композицию, вновь утверждает основную идею произведения.

Многочисленные песни Февзи Алиева раскрывают стилистические черты его творчества, прежде всего, как национального крымскотатарского композитора. Среди популярных произведений автора выразительна песня «Дагъларгъа» («Горы») на слова самого композитора. Лирическая по содержанию песня выражает волнение и восторг от красоты окружающей природы, олицетворяющей образ родины. Лаконичная по композиции песня изложена в куплетной форме с вступлением (т. 1-8) и заключением. Подчеркнем, что тематический материал вступления, положенный в основу припева, придает целостность всей композиции. Мелодия песни, выдержанная в современной интонационной сфере, пронизана национальной колористикой, выявляющейся в синкопированности ритма, мелизматике, характерных интонационных движениях и ладотональной основе ^-то!1 гармонический) (См. рис. 4)

Рис. 4 - Песня «Дагъларгъа»

Ярким выразительным моментом является альтерация III ступени (си бекар), что подчеркивает типичную для восточной, в частности, крымскотатарской музыки двуладовость. Здесь применены характерные обороты с интонацией увеличенной секунды в каденциях (т. 15, 23) куплета, построенного в форме двойного периода. С помощью простых гармонических красок аккомпанемента в синкопированном ритме композитору удается создать утонченную танцевальность музыкального образа. Индивидуальный образный ряд формируется в результате найденного композитором сочетания более размашистой мелодической линии куплета и плавными интонационными ходами параллельных терций в припеве. Песня «Дагъларгъа» представляет Ф. Алиева как талантливого мелодиста.

Начиная с 1960-х годов по настоящее время композитор Февзи Меметович Алиев вносит значительный вклад в развитие музыкального искусства. Жанры легкой музыки - песни и танцевальые инструментальные пьесы, составляя основу творчества Февзи Алиева определяют его музыкальные тяготения. Заслуга композитора заключается в том, что он сохраняя национальный колорит в своих сочинениях, дает новое осмысление народных традиций, отражая мироощущение современной эпохи. Своей активной исполнительской (аккордеонист, певец, дирижер) деятельностью он приобщил широкую слушательскую аудиторию к сокровищнице национального музыкального искусства. Анализ представленных в статье произведений Алиева выявил творческие приоритеты автора в его стремлении к развитию национальной крымскотатарской музыкальной культуры на основе норм и традиций европейской музыки, в основном относящихся к XX в.

Конфликт интересов Conflict of Interest

Не указан. None declared.

Список литературы / References

1. Алиев Ф. М. Антология крымской народной музыки. Къырым халкъ музыкасыгнынъ антологиясы / Ф.М. Алиев. - Симферополь: Крымское учебно-педагогическое гос. издательство, 2001. - 600с.

2. Головинский Г. Композитор и фольклор. Из опыта мастеров 20 века. Очерки / Г. Головинский. М.: Музыка, 1981. - 279с.

3. Корев Ю. Редакционные беседы / Ю. Корев // Муз. академия. - 1992. - № 2. - С. 49-67.

4. Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки. В 3-х т. Т. 3. Статьи и исследования / А. Сохор. - Л.: «Сов. композитор», 1983. - 303 с.

5. Чилингирова Г. Февзи Алиев увековечен в музыке, книгах и сердцах / Г. Чилингирова // Голос Крыма. -2019. -№ 44. - 01 ноября. - С. 4.

6. Шерфетдинов Я. Ш. Звучит хайтарма / Я. Ш. Шерфедтинов. - Ташкент: Издательство литературы Гафура Гуляма, 1978. - 231 с.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Aliev F.M. Antologiya kiymskoj narodnoj muzyki. Qinm halq musikasignin antologiyasi [Anthology of Crimean Tatar folk music] / F.M. Aliev. - Simferopol': Crimean educational and pedagogical state. publishing house, 2001. - 600p. [in Russian]

2. Golovinsky G. Kompozitor i fol'klor. Iz opy'ta masterov 20 veka. Ocherki. [Composer and folklore. From the experience of masters of the 20th century. Essays] / G. Golovinsky. M.: Muzyka, 1981. - 279p. [in Russian]

3. Korev Yu. Redakcionny'e besedy'. [Editorial talks] / Yu. Korev // Muz. Akademiya [Music Academy]. - 1992. - № 2. - pp. 49-67. [in Russian]

4. Sokhor A. Voprosy' sociologii i e'stetiki muzy'ki. V 3-x t. T. 3. Stat'i i issledovaniya [Questions of sociology and aesthetics in music. In 3 vols. Vol 3. Articles and research] / A. Sokhor. - L.: «Sov. kompozitor», 1983. - 303 p. [in Russian]

5. Chilingirova G. Fevzi Aliev uvekovechen v muzy'ke, knigax i serdczax [Fevzi Aliev immortalized in music, books and hearts] / G. Chilingirova // Golos Kry'ma [The Voice Of Crimea]. -2019. - № 44. - 01 nov. - p. 4. [in Russian]

6. Sherfetdinov Ya.Sh. Zvuchit haytarma [Haytarma playing] / Ya.Sh. Sherfedtinov. - Tashkent: Gafur Gulyam Publishing house, 1978. - 231 p. [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.