ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО МАНСУРА ТАШМАТОВА Ганиева Л.М. Email: [email protected]
Ганиева Лола Мухсинджановна - кандидат искусствоведения, доцент, кафедра эстрадно-инструментального исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: музыкальное искусство Узбекистана богато именами славных композиторов, исполнителей, талантливых певцов. Среди них заметное место занимает и имя певца, композитора эстрады и джаза - Мансура Ташматова. Народный артист Узбекистана, лауреат третьей премии фестиваля «Золотой Орфей». Является художественным руководителем эстрадного биг-бэнд оркестра имени Батыра Закирова. Биография М. Тошматова обычна. Учёба в музыкальной школе, затем в Ташкентском театрально-художественном институте на отделение музыкальной драмы и комедии.
Ключевые слова: эстрадно-джазовое, искусство исполнитель, композитор, школа, узбекская музыкальная культура.
РОР AND JAZZ PERFORMING ARTS MANSUR TASHMATOV
Ganieva L^.
Ganieva Lola Mukhsinjanovna - Doctor of Philosophy in Art Science, Assistant Professor, DEPARTMENT OF VARIETY INSTRUMENTAL PERFORMANCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the musical art of Uzbekistan is rich in the names of famous composers, performers, talented singers. Among them, the name of the singer, pop and jazz composer Mansur Tashmatov also occupies a prominent place. People's Artist of Uzbekistan, winner of the third prize of the Golden Orpheus festival. He is the artistic director of the pop big band orchestra named after Batyr Zakirov. The biography of M. Toshmatov is common. Studying at a music school, then at the Tashkent Theater and Art Institute at the department of musical drama and comedy.
Кeywords: Pop-jazz, art, eхtcutor, composer, school, uzbek musical culture.
УДК 078
Мансур Ташматов представитель известной династии Ганиджана Ташматовых. Так что с детства музыкальный мир стал для Мансура своим. Так же рано он начал сам сочинять музыку, и его первые опыты записывал отец. Профессионально же начал заниматься вокалом в подрастковом возрасте. Неудивительно, что сейчас он плодотворно и успешно работает в самых разных жанрах эстрадно-джазового искусства. При этом М. Ташматов широко опирается на лучшие традиции национальной и мировой музыкальной культуры. Так, созданный альбом блюзовых и джазовых ритмов можно назвать признанием любви к родному краю. А интерпретация песни «Звезда Востока» выражает тёплые, горячие чувства и мысли к родному городу - Ташкенту. Умелое сочетание современных выразительных средств с ритмикой, эстрадными интонациями, сложными модуляциями показывает всё богатство и красоту родного края.
Вклад Мансура Ташматова в развитие узбекской эстрадной музыкальной культуры конца ХХ - первой четверти ХХ! века многогранен.
Всегда вызывают неизменный интерес сольные выступления Мансура как певца. Часто он даёт концерты с биг-бэнд оркестром имени Батыра Закирова. Особая гибкость, эмоциональный накал, мягкость тембра, красочность палитры, личное обояние делают его исполнение притягательным для слушателей. Его исполнительский репертуар получает достойное место в репертуаре известных музыкантов. Интерпретирует свои эссе не только у нас в республике, но и далеко за ее пределами - Москве, Санкт-Петербурге, Италии, Югославии, Болгарии и в других странах.
Творческая карьера как эстрадного джазового певца началась в 1976 году в музыкальном ансамбле «Синтез». Он проявляет своё мастерство и высокие возможности исполнения также в таких тандемах как «Наво», «Садо». В исторической хронологии изучения эстрадно-джазового искусства 70-80-е годы ХХ века ознаменованы вторым этапом развития. Это связано подготовкой джазовых музыкантов, певцов к профессиональной деятельности. В течение этого десятилетия рождается республиканский джаз-клуб, проходят два фестиваля джазовой музыки в Фергане, расширяется концертная деятельность ансамблевых коллективов [1, 79]. Здесь М. Ташматов проявляет свой незаурядный талант и мастерство вокального искусства. Исполняет в дуэте с разными эстрадными музыкантами. Так, создаёт творческий дуэт с заслуженной артисткой Узбекистана Натальей Нурмухамедовой. Художественно убедительна в их интерпретации звучит песня "Киз бола", "Канатаходец". Особое тембровое сочетание двух голосов: (тенор и сопрано) позволило достичь красочности, яркости, артистичности. А в исполнении песни "Канатаходец" дуэт М. Ташматов - Н. Нурмухаммедова продемонстрировали импровизационность и непринуждённость интерпретации. Позже в 90-х годах ХХ века, Мансур Ташматов выступает в дуэте с Ларисой Москалёвой. Сложные вокальные исполнительские задачи ставит перед собой данный ансамбль. Так, в дуэте с успехом были исполнены песни "Марварид", "Канатаходец", «Килпиллама" и многие другие. В данных интерпретациях переданы звонкие сочетания голосов, артистичность, грациозность, импровизационность эстрадной музыки с традициями народного музицирования.
Развитие эстрадно-вокальной школы республики в этот период связаны с важными факторами. В первую очередь это открытие эстрадного отделения в Ташкентском музыкальном училище имени Хамзы, организация Республиканской эстрадно-цирковой студии. Это положило начало подготовки профессиональных джазовых музыкантов. Параллельно с этим появляются новые электроинструменты, развиваются ритмы рок-музыки, основанные на более мелком, дроблении такта. Такого рода изменения в эстрадном направление побудили М. Ташматова обратиться к композиторскому творчеству. Так, он написал множество разнообразных песен в стиле блюз, фьюжон, рок. С таким успехом он выступает в международном музыкальном конкурсе «Золотой Орфей», где был удостоен третьей премии.
С обретением независимости эстрадно-вокальное искусство поднимается на качественно новый уровень развития. Исторический анализ методологического изучения данной темы знаменует 90-е годы ХХ века - начало ХХ1 столетия -третьим этапом развития эстрадно-джазовой школы. И в этот период начинается расцвет вокального и педагогического искусства Мансура Ташматова. Остановимся подробнее на данной вехе. Она связана с открытием в 1996 году кафедры «Эстрадного исполнительства», и нового направления в Государственной консерватории Узбекистана - «Эстрадное искусство». Именно здесь Мансур Ташматов продолжает своё педагогическое мастерство, организовывает вокальные ансамбли, даёт толчок развитию молодым талантам. В частности, организация и руководство эстрадно-джазовыми вокальными и эстрадно-инструментальными ансамблями. В частности «Сидериз», «Джазирама».
Неудивительно, что сейчас он плодотворно работает с учениками в самых разных жанрах эстрадно-джазовой музыки. При этом М. Ташматов широко опирается на
лучшие традиции национальной музыкальной культуры. В том числе, в стиле этно-джаз. Так, материалы, основанные на узбекском народном материале приобретают новую аранжировку, вторую жизнь. Умелое сочетание современных выразительных средств с джазовой ритмикой, свингом, интонациями народных мелодий позволили композитору-исполнителю не только выразить свои чувства и мысли, но и показать богатство народной музыки. Сложность и острота ритма, джазовые ладовые сочетания, элементы, придающие неповторимое своеобразие национальной музыке, создают стиль этно-джаза.
Джазовое начало занимает в его творчестве ведущее место, поэтому любое произведение в его исполнение выразительно сочетается с современными элементами. Подобно талантливому живописцу, М.Ташматов с удивительной теплотой и тонкостью, используя все многообразие музыкальных оттенков передаёт, например, прелесть и красоту моря, осенней природы. И это проявляется и в интерпретации песен композитора Энмарка Салихова: «Море», «Улетела птичья стая», «Умид». Патриотические чувства, любовь к Родине - в песнях композитора Дилором Сайдаминовой «Вечный огонь». («Мангу олов») и другие. Очень ярко интерпретирует и зарубежную современную литературу: песни Том Джонсона, Франк Синатра, Стив Уандера, Элтона Джона и других.
Способность ощущать пульс времени, быть на уровне требований современности - не в этом ли высокий смысл всей жизни художника-исполнителя? Стремясь выразить в творчестве своё понимание окружающего мира и времени, М. Ташматов смело, но вдумчиво подходит к выбору средств музыкальной выразительности. Активно вводя в свои мелодии приёмы современной композиторской техники (полиотональные сочетания, джазовые гармонии). В его музыке заметно тяготение к программности, изобретательности как духовной субстанции. Композитор-исполнитель любит джазовые ритмы, блюзовые, свободные сочетания, предшествующие многоголосному звучанию. А его поэтическая натура позволяет Мансуру тонко сочетать все оттенки душевного состояния человека и тонко передавать их в музыке. Поэтому его джазовые эссе воспринимаются образно. Звучат ярко, необычно и современно. Из сочинений последних лет следует выделить «Альбом 2020». Прозвучавшее на фестивале-концерте в Государственной консерватории Узбекистана. Во всех песнях чувствуется усиление импровизационного начала, новое отношение к современной тематике.
Он являет собой пример самоотверженной преданности любимому делу, редкого упорства и трудолюбия. Природа щедро наградила Мансура музыкальностью, абсолютным слухом, умением доносить до сердца слушателей всю гамму чувств, и потому ни одно из его сочинений не остается незамеченным любителями музыки. Пытливость творческих исканий, устремлённость к значительным художественным целям - эти и другие качества музыканта М. Ташматова позволяют вписывать собственную самобытную страницу в историю современной узбекской эстрадно-джазовой музыкальной культуры.
Талантливый композитор, исполнитель, педагог Мансур Ташматов вносит свою лепту в духовное воспитание людей не только плодами своего творчества, но и непосредственным общением со зрительской аудиторией. Мансур Ташматов полон сил и энтузиазма. И мы вправе ожидать появления из-под его пера новых замечательных произведений и исполнений.
Список литературы / References 1. Гилёв С. Беседы о джазе. Часть 2. Т., 1990.