Научная статья на тему 'Музыкальное искусство узбекского бастакора Ганиджана Ташматова'

Музыкальное искусство узбекского бастакора Ганиджана Ташматова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
305
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бастакор / фольклор / Узбекистан / музыкальная / талант / искусство / песни / инструменты / дутар / гиджак / bastakor / folklore / Uzbekistan / musical / talent / art / songs / instruments / dutar / gidjak

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ганиева Лола Мухсинджановна

проведено эвристическое исследование музыкального искусства узбекского бастакора1 Ганиджана Ташматова. Изучены его произведения, на их основе сделан эврестический анализ. Ганиджан Ташматов известный бастакор, виртуозный исполнитель на инструменте гиджак, острослов, народный артист Узбекистана. С его именем связано создание ансамбля дутаристок. Музыкальная культура Узбекистана богата именами известных композиторов, бастакоров. Среди них большое место занимает имя Ганиджана Ташматова. Талантливый композитор, виртуозный исполнитель на узбекском инструменте гиджак, организатор ансамбля дутаристок, искусный острослов (аскиячи), народный артист Узбекистана. На примере его творчества, яркого представителя композиторской школы можно наблюдать развитие узбекского музыкального искусства в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL ART OF THE UZBEK BASTAKOR GANIJAN TASHMATOV

а heuristic study of the musical art of the uzbek bastakor Ganidjan Toshmatov was conducted. Its derivations are studied, heuristic analysis is made on their basis. Ganidjan Tashmatovis a famous bastakor, a virtuoso performer on the instrument of gidjak, wit, folk artist of Uzbekistan. His name is associated with the creation of the ensemdle of dutarists. The music culture Uzbekistan rich names known composer, bastakors. Amongst them big place occupies the name Ganidjan Tashmatov. The talented composer, virtuos performer on uzbek instrument гиджак, organizer of the ensemble dutars, skilful askiya, public actor Uzbekistan. On example his creative activity, the bright representative composers schools possible to observe the development uzbek music arts safe.

Текст научной работы на тему «Музыкальное искусство узбекского бастакора Ганиджана Ташматова»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО УЗБЕКСКОГО БАСТАКОРА ГАНИДЖАНА ТАШМАТОВА Ганиева Л.М. Email: Ganieva17149@scientifictext.ru

Ганиева Лола Мухсинджановна - кандидат искусствоведения, доцент, кафедра эстрадно-инструментального исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: проведено эвристическое исследование музыкального искусства узбекского бастакора1 Ганиджана Ташматова. Изучены его произведения, на их основе сделан эврестический анализ. Ганиджан Ташматов - известный бастакор, виртуозный исполнитель на инструменте гиджак, острослов, народный артист Узбекистана. С его именем связано создание ансамбля дутаристок.

Музыкальная культура Узбекистана богата именами известных композиторов, бастакоров. Среди них большое место занимает имя Ганиджана Ташматова. Талантливый композитор, виртуозный исполнитель на узбекском инструменте гиджак, организатор ансамбля дутаристок, искусный острослов (аскиячи), народный артист Узбекистана. На примере его творчества, яркого представителя композиторской школы можно наблюдать развитие узбекского музыкального искусства в целом.

Ключевые слова: бастакор, фольклор, Узбекистан, музыкальная, талант, искусство, песни, инструменты, дутар, гиджак.

MUSICAL ART OF THE UZBEK BASTAKOR GANIJAN TASHMATOV

Ganieva LM.

Ganieva Lola Mukhsinjanovna - Candidate of Art History, Assistant Professor, DEPARTMENT VARIETY INSTRUMENTAL PERFORMANCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: а heuristic study of the musical art of the uzbek bastakor Ganidjan Toshmatov was conducted. Its derivations are studied, heuristic analysis is made on their basis. Ganidjan Tashmatovis a famous bastakor, a virtuoso performer on the instrument of gidjak, wit, folk artist of Uzbekistan. His name is associated with the creation of the ensemdle of dutarists.

The music culture Uzbekistan rich names known composer, bastakors. Amongst them big place occupies the name Ganidjan Tashmatov. The talented composer, virtuos performer on uzbek instrument гиджак, organizer of the ensemble dutars, skilful askiya, public actor Uzbekistan. On example his creative activity, the bright representative composers schools possible to observe the development uzbek music arts safe.

Keywords: bastakor, folklore, Uzbekistan, musical, talent, art, songs, instruments, dutar, gidjak.

УДК 078

Вклад Ганиджана Ташматова в развитие узбекской музыкальной культуры связан, прежде всего, с сочинением целого ряда оригинальных, ярких произведений для гиджака, песен, в том числе, произведений для театра. Его сочинения получают достойное место и постоянную прописку в репертуарах известных музыкантов и прославленных творческих коллективов, ансамблей. Звучат они не только у нас в республике, но и далеко за ее пределами - Турции, Азербайджане, Малайзии, Франции, Италии.

Его исполнительский репертуар богат мелодиями из макомов: "Уттптток", "Дугох,", "Фаргона бузруги", "Ялан даврон", "Нисор", "Тановар". Он является и первым исполнителем своих произведений: «Кезарман», Ганиджан Тошматов автор более ста песен. Свою творческую деятельность начал в 1932 году в театре городе Андижане. Так, впервые в 1936 году в ферганском Государственном театре драмы и комедии состоялись премьеры «Фархад и

'Бастакор - композитор монодийной, традиционной музыки.

73

Ширин», «Лейли и Меджнун», (В.Успенский) «^ари ;из» (Б. Надеждина, Г. Ташматова). В данных произведениях использовались оригинальные и яркие песни бастакора.

Вместе с тем, в композиторском искусстве бастакора ведутся поиски восходящие к народным истокам и традициям узбекской национальной художественной культуры: искусство аскиячи, мас;арабозов, в передаче яркого сценическогопредставления. Ярко и образно данные поиски обнаружились в масштабных произведениях Ганиджана Тошматова.

Ганиджан Ташматов сотрудничал с такими хафизами как Орифхон Хатамов, Журахон Султонов, Мухдддин ^ожи Ашурали Юсупов, Абду;одир Исмоилов, Комилжон Жабборов. В его музыкальном искусстве можно найти глубокие синтетические сплавы макомных традиций. К примеру, в песнях "Кезарман", "Истадим". Непосредственно сам играл первую скрипку (гиджак) в оркестре имени Дони Закирова. Будучи параллельно и руководителем оркестра народных инструментов при Гостелерадио, и подбирал интересный репертуар. В частности в оркестр узбекских народных инструментов включил такие инструменты как ;онун и уд. Простая и тёплая дружба сложилась с коллегами по оркестру народных инструментов Гостелерадио Узбекистана.

Вклад в развитие узбекской музыкальной культуры многогранен. Потому как он был создателем разных составов, тандемов [1, 3]. В частности, в 70-х годах ХХ века бастакор является организатором уйгурского национального ансамбля, одновременно и этнографического ансамбля. Ганиджан Ташматов руководитель ансамбля традиционной музыки "Маком".

Бастакор - автор более 400 музыкальных произведений, знаток художественно-творческого наследия народа, был прекрасным оратором, обладал твёрдой волей, хорошим музыкальным чутьём и наконец, как опытному мастеру Ганиджану Ташматову в 1979 году поручили создание ансамбля дутаристок. Предполагалась, что это будет пение под аккомпанемент дутара и пропаганда традиционных музыкальных произведений, рассчитанное на женское исполнение и восстановление забытых узбекских народных, в том числе обрядовых песен. За относительно короткий срок ансамбль смог сформировать большой концертный репертуар, нашёл свой стиль игры на музыкальных инструментах и манеру пения, добился прекрасного исполнения произведений самого разного жанра. Особенность репертуара ансамбля заключалась в том, что он наряду с современными и редко исполняемыми произведениями включал забытые народные песни, возрождённые самим Ганиджаном Ташматовым. Концертный репертуар ансамбля быстро обновлялся благодаря тому, что устоз был большим знатоком народного музыкального наследия. «Ганиджан Ташматов всю свою творческую жизнь, руководил нашим ансамблем, всё это время в ансамбле царила атмосфера доброжелательности и творчества - отмечает его ученица Замира Рахматуллаева [2,12]. Ансамбль систематически обновлялся новым репертуаром, произведениями бастакора, фольклорными сочинениями.

41 год прошёл со дня организации ансамбля дутаристок, носящего теперь имя его создателя - Ганиджана Ташматова. За этот срок сформировались традиции ансамбля, неоднократно сменялся концертный репертуар, сменилось не одно поколение музыкантов. Многие их тех, кто тогда начинал свою профессиональную деятельность в ансамбле, сейчас сами руководят творческими коллективами.

Ганиджан Тошматовхорошо знал поэзию. Особенно серьёзны те песни, которые были сочинены на стихи классиков восточной поэзии.Алишер Навоий, Захриддин Мухаммад Бобур, Фузулий, Боборахцм Машраб, Бедил, Хисрав Дехлевий, Нодирабегим. Причём исполнение этих песен было рассчитано на певцов талантливых и обладающих большим диапозоном голоса. Следует отметить, что такие замечательны певцы, как Ортикходжа Имомходжаев, Талибджан Бадинов, Шокиржон Эргашев, Коммуна Исмаилова, Берта Давыдова, Очилхон Атаханов интерпретировали произведения композитора. Много песен было написано на стихи современных поэтов - Тураба Тулы, Максуда Кариева. Ахунджана Хакимова, Нормурада Нарзуллаева, Эркина Вахидова, Амана Матчана.Благодаря прекрасной инструментовке, монодийности красочной гармонии, изысканным выразительным средствам узбекской музыки, песни получили свое второе рождение в инструментальном освещении. К примеру, знаменитая песня «Онажонимга», благодаря грамотной и оригинальной аранжировке зазвучала в новом амплуа в оркестре узбекских народных инструментов. Тем самым, многие узбекские народные песни были восстановлены. Эти и другие произведения для оркестра, гиджака, дутара, сценического искусства успешно концентрируют как в республике так и и за её пределами.

Деятельность Ганиджана Ташматова в качестве кызыкчи и аскиячи (острослова) интересовала исследователей устного народного творчества. Крупный учёный в этой области Расул Мухаммадий с его слов записал множество пайров (тематика аскии). И благодаря этому

они сохранились в сокровищнице этнокультуры Узбекистана. На сегодняшний день искусство аскии входит в культуру нематериального наследия.

В частности, свою творческую и педагогическую деятельность Ганиджан Ташматов осуществляет в Государственной телерадиокомпании. В своей исполнительской и педагогической практике бастакор немало внимания уделяет узбекским музыкальным инструментам, таким как танбур, дутар, гиджак, уд. В частности, специфике и звучанию.

«Работа в Театре музыкальной драмы и комедии имени Мукими, - рассказывал композитор, - имела творческий рост и интерес для моего творчества». С этой целью Г. Ташматов, обладающий незаурядным композиторским дарованием, создал несколько интересных произведений для сценического искусства на узбекском материале.

Роль его музыки в спектакле велика, она помогает зрителю: окунуться в атмосферу событий, происходящих на сцене; ощутить национальный колорит сюжета, самобытный характер героев произведения. В этом помогает бастакору хорошее владение техникой композиции, знание особенностей национального менталитета, культуры, традиций, использование контрастных музыкальных образов, питающихся истоками песенного исполнительства. Его композиторское и исполнительское искусство входит в сокровищницу музыкальной культуры Узбекистана, которое следует глубоко изучать. Да будет благословенная эта грусть!

Список литературы / References

1. Ганиева Лола. Методология фортепианно-ансамблевой музыки Узбекистана. Т.: Nishon-noshir, 2016.

2. ГаниевМухсин. «Оставаться всегда молодым». Ж. "Гармония - концепция жизни", 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.