Научная статья на тему 'Джаз и музыкальное образование подрастающего поколения Узбекистана'

Джаз и музыкальное образование подрастающего поколения Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / МУЗЫКА / ДЖАЗ / ОБРАЗОВАНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / ПЕДАГОГ / МУЗЫКАНТ / СПОСОБНОСТЬ / ИНСТРУМЕНТ / ПЕДАГОГИКА / ИСПОЛНЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / ФЕСТИВАЛЬ / СТИЛЬ / ТАЛАНТ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ДЖЕМ-СЕЙШН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Седых Татьяна Томовна

В предлагаемой статье затрагиваются некоторые вопросы джазового образования в Узбекистане, цели и задачи джазовой педагогики. Показано развитие музыкальных творческих способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Джаз и музыкальное образование подрастающего поколения Узбекистана»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ДЖАЗ И МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ УЗБЕКИСТАНА Седых Т.Т.

Седых Татьяна Томовна — доцент, кафедра музыкально-теоретических дисциплин, Государственный институт искусств и культуры. Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в предлагаемой статье затрагиваются некоторые вопросы джазового образования в Узбекистане, цели и задачи джазовой педагогики. Показано развитие музыкальных творческих способностей.

Ключевые слова: искусство, музыка, джаз, образование, творчество, педагог, музыкант, способность, инструмент, педагогика, исполнение произведения, фестиваль, стиль, талант, индивидуальность, джем-сейшн.

Музыкальное искусство Узбекистана XXI века находится на новом историческом этапе развития. Это период качественной подготовки квалифицированных специалистов. Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев подчёркивает: «Нынешняя стремительно меняющаяся жизнь ставит перед нами все новые непростые вопросы, и, принимая меры для их решения, мы ещё раз убеждаемся в том, что это зависит, в первую очередь, от образования и воспитания молодёжи, формирования её мировоззрения на основе современных знаний, духовности и просвещения» [1, с. 365]. В 2019 году глава государства выдвинул пять важных инициатив по организации социальной, духовно-просветительской работы на новой основе. Важно, что первая инициатива включает повышение интереса учащейся молодёжи к музыке, художественному творчеству, литературе, театру и другим видам искусства. Мудрое высказывание Министра культуры Республики Узбекистан Бахтиёра Сайфуллаева в работе с творческой молодёжью гласит: «Национальные особенности каждого народа отражаются в культуре. Узбекистан - многонациональная страна с древнейшей культурой» [2, с. 19].

2020 год назван в нашей республике «Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики». Все это способствует раскрытию талантов студенческой молодёжи. Одним из перспективных направлений деятельности специальных образовательных учреждений является эстрадное музыкальное искусство. Учебно-воспитательный процесс нового поколения эстрадных и джазовых музыкантов-исполнителей, певцов направлен на обогащение интеллектуального и духовного мира людей, гармоничного развития личности. «Творческие способности - это индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности её выполнения, то есть характеристики личности, выражающие меру освоения некоторой совокупности деятельностей. От способностей зависит скорость, лёгкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям. Исследователями установлено, что способности -прижизненное образование, что их развитие идёт в процессе индивидуальной жизни, и что среда и воспитание активно формируют их» [3, с. 5].

Молодежь увлекается эстрадой и джазом. Перед педагогами-музыкантами поставлены сложные воспитательные задачи: научить отличать высокохудожественное искусство от низкопробных образцов. «Нельзя забывать, что, кроме классической, существует легкая эстрадная музыка. Она занимает значительное место в нашей жизни. Многих учителей и родителей волнует увлечение современной молодежи эстрадной музыкой» [4, с. 14]. Открытие в детских школах музыки и искусства эстрадных отделений позволяет решать цели и задачи профессиональной подготовки джазовых музыкантов и певцов в системе непрерывного образования. Разрабатываются методы обучения детей игре на гитаре, аккордеоне, саксофоне, вибрафоне, музыкальных инструментах эстрадного и джазового оркестра, создаются школьные биг-бэнды, различные вокальные и инструментальные группы, дуэты, трио.

Учащиеся детских школ музыки и искусства участвуют в республиканском эстрадно-джазовом конкурсе, который проходит раз в два года. Среди участников обладатель приза «Надежда» ученик 2 класса Денис Коннов (2007), Эльдар Абибулаев выступал в джаз-клубе (рояль, педагог - автор статьи С.Т.). Лауреаты продолжают музыкальное образование в колледжах и высших учебных учреждениях.

В джазовой педагогике уделяется внимание развитию музыкального слуха джазовыми ритмами, художественного вкуса, исполнению джазовых произведений. В числе ключевых задач определены: профессионализм как основополагающий фактор развития джаза на современном историческом этапе;

85

создание учебной литературы, учебно-методических пособий и сборников статей о джазе Узбекистана; разработка специальных курсов по джазу; участие творческой молодежи в международных и республиканских джазовых фестивалях, конкурсах, концертах.

Список литературы

1. Мирзиёев Ш. Образование и просвещение - дорога к миру и созиданию // Уверенно продолжим путь национального развития на новом этапе. Т. 1. Т.: Узбекистан, 2018. 368 с.

2. СайфуллаевБ. Система музыкального образования в Узбекистане // Musiqa. Т., 2018. 100 с.

3. Андриянова В.И. Развитие творческого мышления и творческих способностей - фундамент эффективного обучения учащихся и молодёжи // Гармонично развитое поколение - условие стабильного развития Республики Узбекистан. Т., 2015.

4. ЧепуровВ. Музыка в школе: из опыта работы. М.: Просвещение, 1983. 112 с.

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЯ В СТУДЕНЧЕСКОМ ОРКЕСТРЕ Туратов С.Т.

Туратов Собиржон Турдибекович — и.о. доцента, кафедра инструментального исполнительства, Государственный институт искусств и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье приводятся высказывания специалистов в области народной инструментальной культуры. Обобщён опыт студенческого оркестра в республиканских и международных фестивалях.

Ключевые слова: вуз, образование, оркестр, музыка, узбекские национальные инструменты, дирижер, преподаватель, студент.

Одной из основных задач студенческой молодежи является не только приобретение профессиональных знаний, но и проявление бережного отношения к традициям национальной музыкальной культуры. Говоря об истории нашего государства, Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев подчеркивает: «... у нас достойная восхищения великая история, достойные восхищения великие предки, достойные восхищения несметные богатства. И я убежден - у нас будет достойное восхищения великое будущее, великие литература и искусство» [1, с. 152].

В современных условиях оркестр обновляет свой учебный репертуар произведениями, представляющими большую ценность нематериального наследия, изучаются произведения композиторов Узбекистана, мировая классика, джаз. «Действительно, воспитание молодежи в духе национальных и общечеловеческих ценностей остается для нас вопросом, никогда не теряющим свою актуальность и значимость» [2, с. 106].

Основополагающим принципом работы оркестра является широкий подход к выбору репертуара, основанный на мудром высказывании Министра культуры Республики Узбекистан Бахтиёра Сайфуллаева: «Национальные особенности каждого народа отражаются в культуре. Узбекистан -многонациональная страна с древнейшей культурой» [3, с. 19].

В работе над репертуаром большое значение имеют фундаментальные научные труды о фольклористике, развитии народных традиций, культуры, духовности. Нам импонируют слова Заслуженного деятеля искусств Узбекистана, доктора искусствоведения, профессора Государственной консерватории Узбекистана, члена правления Союза композиторов и бастакоров Узбекистана, обладателя ордена «Эль-юрт хурмати» Тухтасинбека Гафурбекова: «Золотые зерна народной музыки дают совершенные побеги, когда к ним прикасается рука художника с утонченным вкусом и творческой фантазией, большим интеллектом и профессиональным мастерством, художника, глубоко изучившего все лучшие достижения в этой области мировой музыкальной классики и музыки нашего столетия» [4, с. 110].

Активно осуществляется этот процесс в Государственном институте искусств и культуры Узбекистана в студенческом оркестре узбекских национальных инструментов факультета «Народное творчество» кафедры «Инструментальное исполнительство» под руководством заведующего кафедрой, профессора Уразали Ташматова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.