Научная статья на тему 'Джазовый вокал: проблемы, поиски, решения'

Джазовый вокал: проблемы, поиски, решения Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3585
514
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
Джаз / импровизация / саунд / оркестр / вокал / ансамбль / голос / фразировка

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мохонько Анатолий Павлович

Статья посвящена проблемам джазового вокала. Анализируются характерные особенности стилистики джазового вокала, недостатки отечественной джазовой вокальной школы. Рассматриваются исполнительские концепции выдающихся вокально-джазовых ансамблей, творчество студенческого вокально-джазового ансамбля «Эва» и его руководителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Мохонько Анатолий Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Джазовый вокал: проблемы, поиски, решения»

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1/2015

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ISSN 2411-7161

Мохонько Анатолий Павлович

канд. мед. наук, профессор КемГУКИ, г.Кемерово, РФ E-mail:mohonco@mail.ru

ДЗАЗОВЫЙ ВОКАЛ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ, РЕШЕНИЯ

Аннотация

Статья посвящена проблемам джазового вокала. Анализируются характерные особенности стилистики джазового вокала, недостатки отечественной джазовой вокальной школы. Рассматриваются исполнительские концепции выдающихся вокально-джазовых ансамблей, творчество студенческого вокально-джазового ансамбля «Эва» и его руководителя.

Ключевые слова

Джаз, импровизация, саунд, оркестр, вокал, ансамбль, голос, фразировка

Джазовый вокал является одним из важнейших средств джазовой выразительности. Вначале участие человеческого голоса в джазе было несколько аномальным явлением, т.к. вместо свободной импровизации исполнитель имел лишь образец текста.

Джазовый вокал имеет свою специфику - он, прежде всего, инструментален. Даже когда речь идет о простом изложении песенной мелодии, джазовый исполнитель вносит в нее особый саунд [1], а в основе вокально-слоговой импровизации (скэта) [2] лежит фразеология, более типичная для музыкального инструмента, чем для классического вокализа (пения без слов).

В джазе существуют свои особенности пения, которые постепенно менялись в соответствии с общей эволюцией джаза. Джазовый вокал определяется индивидуальными качествами певца. К ним относятся джазовая манера исполнения, характерные вокальные тембры, уникальные тональные качества и сверх того - джазовая фразировка, джазовая «атака».

Исторически специфика джазового вокала во многом определяется его связью с блюзом. Поэтому для него характерно расширение средств выразительности по сравнению с традиционной европейской техникой, проявляющееся в использовании глиссандо, фальцета, вибрации, носовых гортанных звуков, шепота или резкого форсирования нот, а также других внешних звуковых эффектов.

Вопрос джазового вокала в сибирском регионе сегодня остается весьма проблемным. Если одни вокалисты сносно овладевают джазовой интонацией и фразировкой, прилично импровизируют в рамках заданной стилистики, обладают прекрасными данными, то обязательно возникает проблема со вкусом, креативностью или английским языком.

Вокалисты обязаны уделять максимальное внимание словам, поскольку они не просто воспроизводители звуков, а повествователи, рассказчики. Эмоциональное начало подчас значит намного больше, чем техническое. Для того, чтобы интерпретировать англоязычные американские тексты, надо несколько лет общаться с носителями этого языка или хотя бы работать с каждым текстом таким образом, чтобы свободно понимать его (и интерпретировать), то есть, самому расставлять смысловые акценты.

В основной массе вокалом занимаются девушки. Они, как правило, что-то пародируют, пытаются овладеть специфическими приемами (например, вибрато), при этом поют не своими голосами, «передавливают» голос. Причина кроется еще и в кажущейся простоте певческого процесса. Голосовые связки природой предусмотрены с рождения, и использование их кажется простым делом. В последние годы ситуация усугубилась еще и «феноменом» караоке.

Одна из проблем сибирского джазового вокала и в том, что певцы используют шаблонное усредненное пение, стараются сделать себе «джазовый тембр», а в результате становятся похожими друг на друга. И если это простительно на начальном этапе, то на более высоком уровне уже неинтересно. Надо быть личностью, узнаваемой, интересной, искать свой стиль, как можно меньше подражать западным эталонам, пусть даже

101

____________НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1/2015 ISSN 2411-7161____________________

самым достойным.

В джазовом вокале голос рассматривается как инструмент. Наиболее ярко проявилось в манере скэт-пения - фонетической импровизации, когда исполнитель использует не слова или фразы, а просто отдельные слоги. Однако в большинстве своем вокалисты имеют довольно отдаленное представление об инструментальной игре. Это обстоятельство еще больше усугубляется стремлением к совершенствованию техники исполнения, в то время как множество аспектов, составляющих любую музыку - оригинальность языка, строение формы, поиск собственных форм звучания - остаются без внимания.

Неплохих результатов могут добиться те исполнители, которые ориентируются на аутентичность материала (подлинность, идентичность заявленному).

Одной из серьезнейших проблем в Сибири является отсутствие преподавателей джазового вокала. Джазовая вокальная школа как таковая до сих пор не сформирована. В подавляющем большинстве учебные заведения (консерватории) не осуществляют подготовку таких специалистов, из 18 вузов культуры и искусств только несколько имеют эстрадные кафедры. Как правило, в них в роли преподавателей джазового вокала выступают певцы с академическим образованием. Обучающимся приходится «снимать» песни на иностранном языке, но это подражание как раз и обусловливает вторичность всего происходящего.

Сегодня при преподавании джазового вокала в учебных заведениях большое внимание уделяется технической стороне дела, особенно когда речь идет о навыках скэта. Поддаются транскрипции соло, разбирается фразировка, копируется все, вплоть до тона и вибрато - в общем, речь идет исключительно о технике. Но выработка собственного стиля - это вопрос не только техники, а достижения определенного личностного уровня, перехода на новую ступень, который невозможен без гуманитарного самообразования человека.

Большое значение в подготовке эстрадно-джазовых вокалистов необходимо уделять выбору репертуара, который должен включать в себя произведения различных жанров и стилей. Решение проблем, затронутых в статье, — ключ к подготовке хорошо обученных певцов.

Автором этих строк, в 2002/2003 учебном году (в то время заведующий кафедрой «Эстрадный оркестр и ансамбль» Кемеровского университета культуры и искусств) была проведена большая подготовительная работа по открытию специализации «Вокально-джазовый ансамбль». Именно запросы практики подвигли на открытие новой специализации, потребовали обновления кадрового состава кафедры, программного обеспечения по предметам «Сценическая речь», «Сценическое движение», «Танец», «Эстрадный вокал и работа с микрофоном», «Вокальный ансамбль», а также оформления пакета соответствующих документов. Усилия коллектива кафедры увенчались успехом, в результате чего культурные заведения Кузбасса и сибирского региона получили возможность приобретать хорошо подготовленных специалистов эстрадного профиля.

Созданный вокальный студенческий ансамбль активно участвовал в концертной жизни вуза, поднимал престиж кафедры и университета. Только в год проходило до 20 концертов, готовились специалисты для руководства любительскими вокально-джазовыми коллективами [3]. За годы обучения мастерство участников ансамбля значительно выросло.

В 2012 году был организован составленный по классическим канонам женский ансамбль «Эва» (септет), руководителем которого стала Н.Н. Вигертер. Наталья Николаевна — выпускница Кемеровского института культуры, начинала свой творческий, преподавательский путь в сфере эстрадного исполнительства в Кемеровском колледже культуры. Но наступил такой момент, когда потребовалось певцы, нацеленные не только на эффектное пение, но и на освоение разных исполнительских пластов эстрады, джаза.

Среди творческих коллективов КемГУКИ вокальный ансамбль «Эва» занимает особое место. Желающих заниматься на специализации «джазовый вокал» было достаточно, хотя стереотипов в восприятии вокально-джазовой музыки за прошлые годы сложилось немало. Дело в том, что джазовые композиции и свинг в силу специфики стиля, гармонии, манеры исполнения у слушателей вызывают мнение, что подобная музыка не способна воплощать значительные музыкальные образы, тонкие слушательские чувства.

102

____________НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1/2015 ISSN 2411-7161_____________________

Однако выступления ансамбля «Эва» с вокально-джазовой музыкой разрушают стереотипы, заинтересовывают, привлекают мастерством, оригинальностью репертуара. А главное — в результате напряженного поиска ярко проявляется «жанровая специфика».

Выступление ансамбля позволяет выяснить - обладает ли эстрадно-джазовый ансамбль такими привлекательными особенностями, которые невозможно обнаружить ни в каком другом коллективе, может ли эстрадный ансамбль быть незаменимым исполнительским организмом?

Многие из этих проблем подспудно решаются в непосредственной исполнительской практике. И многое из уже сделанного в вузе в этом направлении зиждется исключительно на энтузиазме и интересе исполнителей, творческой работе руководителей коллектива. Поэтому публичные выступления ансамбля в первую очередь - показ подвижнической деятельности руководителей, предлагающих и создающих новые опусы. Не в меньшей степени показан исполнительский уровень коллектива ансамбля, что позволяет ему властвовать на сцене в течение всего концерта.

Последние выступления выявили новации в исполнении ансамбля — расширение жанровой палитры, представление музыки различных направлений, освоение вокальной импровизации. В университете ведутся уроки эстрадного вокала, который предполагает овладение главной особенностью джазового вокала -импровизацией. Возможность импровизации достигается владением определенными приемами джазового пения, отличным владением собственным голосом (в частности, подвижностью голоса), а также идеальным чувством ритма и гармонии у исполнителя. Над этим неустанно работают преподаватели специализации.

Для джазового вокалиста просто необходимо виртуозное владение голосом как музыкальным инструментом. Чувство музыки и партнеров, прекрасный музыкальный слух - вот те основы, которые позволяют нам искренне наслаждаться джазовым пением. Композиция из репертуара женского трио сестер Пуппини «Mr. Sandman» («Мистер Песочный человек») наглядно показывает уровень освоения студентами этим видом джазового пения. Популярная композиция обязана своим появлением Пэту Балларду. Она исполнялась многими вокалистами, имеет множество кавер-версий [4].

Ансамбль «Эва» сохраняет неповторимый стиль композиции «The Puppini Sisters» [5], его очарование. Основным принципом исполнителей стало усиление стиля «винтаж» с помощью вокальной стилистики, костюмов и сценического движения. Исполнение потребовало ритмической согласованности, интонационной точности и соблюдения динамического баланса, которые были продемонстрированы коллективом. Завораживает лёгкий, подвижный характер композиции. Очень приветливое, позитивное исполнение наполняет зал радостным, приподнятым настроением.

Джазовый вокал - прежде всего, подразумевает идеальное чувство ритма и гармонии, а также подвижность голоса. В джазовом пении необходимо чувствовать форму произведения, уметь преподнести своё понимание мелодической темы, видоизменяя её но, не покидая нужной гармонии. На современной эстраде часто эстрадный и джазовый вокал тесно переплетены друг с другом, поскольку в эстрадную популярную музыку часто привносятся элементы джазовой музыки. Джазовый вокалист должен иметь сильный голос с большим рабочим диапазоном, хорошо развитый мелодический и гармонический слух [6].

Вокальный коллектив «Эва» исполняет музыку самых разных направлений: произведения

отечественных композиторов, зарубежную эстраду разных периодов, джазовые композиции в традиционной и современной обработке, негритянские спиричуэлы, поп-джаз, джаз-рок, разнообразные по музыкальному языку, по мироощущению, по стилевой направленности. Великолепные многоголосные аранжировки ансамбля отличаются своей оригинальностью и создаются совместными усилиями талантливого руководителя и студентов.

Учитывая состав ансамбля, вокальные и сценические возможности певцов руководитель ретуширует партитуру композиции, вокальные партии, порой изменяет гармонию, динамику. Но это делается очень деликатно, осторожно, чтобы сохранить музыкальный образ, смысл песни. Вся программа исполняется на языке оригинала.

- Попытка воспроизвести джазовый оригинал в условиях русской языковой традиции ставит перед исполнителями ряд проблем, - говорит Н.Н. Вингертер. - В частности, выбор языка. Дело тут не только в сложностях перевода текста. Гораздо труднее привести в соответствие с нормами русского языка

103

____________НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1/2015 ISSN 2411-7161____________________

интонационно-ритмические структуры, возникшие в совершенно иной атмосфере. Отметим, что все попытки исполнять джазовую классику на русском языке ничего хорошего не дают. Во-первых, окончательно улетучиваются остатки словесного сюжета, зачастую и так незначительного. Во-вторых, исчезает специфический колорит, связанный с английским звучанием, иноязычное слово огрубляется. Ломается «инструментовка» слова, смещаются акценты, фраза делается громоздкой. Английский язык короче русского. В результате, мысль в русском переводе вынуждена выражаться пространнее. Но еще большая трудность - в акцентах, синкопах, микро-задержках, создающих эффект свингования. Над этой проблемой нам приходится много заниматься.

Основной идеей подбора и воплощения репертуара ансамбля является собственная интерпретация педагогов, усиление восприятия за счет неожиданного подхода в выборе средств выразительности: вокальной аранжировки, сценического движения и актерского мастерства. «Рассказывая» заложенную в произведении историю и находя ей сценический эквивалент, каждое исполняемое произведение «Эва» стремится превратить в концертный номер с помощью средств выражения не только вокального, но и театрального, хореографического искусства. При исполнении используется минусовое сопровождение, популярно сложное пение a’cappella, применяются элементы бит-бокса [7].

В этом отношении яркий пример - композиция «It’s not over», («Это ещё не конец», автор Kate Mullins). Английское вокальное трио сестер Паппини исполняет композицию в стиле музыки 40-x годов. Артисты называют свое музыкальное направление джаз-свинг-поп. Композиция имеет свой особенный стиль, который крайне редко встречается в настоящее время.

Оригинальная гармония произведения в сочетании с четырехдольным метром, внутри которого преобладает синкопированный ритм, с динамической статичностью, которая нечасто встречается на эстраде, стали основными привлекательными факторами при выборе ансамблем «Эва» данной композиции. Решение номера подчеркивает гармонию с утрированно-непринужденной манерой исполнения, а статику с помощью хореографии и сценического образа в стиле «винтаж»[8], ориентирующийся на возрождение модных направлений прошлых поколений, эпох.

Помимо ансамблевой деятельности, каждый из участников обучается сольному пению и практикует собственную исполнительскую программу, что является необходимым условием обучения на данном направлении и позволяет иметь большой разнообразный репертуар. Руководители понимают, что уровень мастерства заметно будет возрастать именно от выступления к выступлению, так как студенты будут вырабатывать необходимый сценический артистизм и свободу. Поэтому коллектив ведет обширную концертную деятельность, выступая на различных площадках города и области. Помимо текущих концертов, два раза в год он представляет творческий отчет - открытую концертную программу [9].

Выступления ансамбля «Эва» восхищают отточенным вокальным и ансамблевым мастерством, артистизмом и обаянием. Это позволяет певицам участвовать в областных, российских и международных фестивалях. За время существования вокальный коллектив «Эва» дважды становился лауреатом I степени на областном конкурсе «Студенческая весна», а все его участники стали лауреатами нескольких международных конкурсов: «Закружи, вьюга» (2013), «Музыкальные академии» (2014), «Сибириада» (2013, 2014). На конкурсе «Сибирь зажигает звезды» (2014), помимо дипломов лауреатов, ансамбль и студентка Анастасия Гец были удостоены «Гран-При» конкурса.

Последним творческим успехом стало участие в международном конкурсе «Балтийское созвездие», который проходил в апреле этого года в г. Санкт-Петербург. Солисты и ансамбль приняли участие в двух номинациях (эстрадной и джазовой) и завоевали одиннадцать лауреатов I степени, четыре лауреата II степени и два лауреата III степени. Также ансамбль был номинирован на премию «Гран-При».

Участие в творческом коллективе «Эва» является необходимой практикой для студентов профиля «Эстрадно-джазовое пение» и специализации «Эстрадный вокальный ансамбль», способствует формированию профессиональных навыков, музыкального кругозора и опыта коллективного творчества. В архиве ансамбля накопилось много престижных наград и дипломов. Но особенно ценят его участники возможность дарить слушателям любимые песни.

104

____________НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1/2015 ISSN 2411-7161_____________________

Очень тепло принимается композиция "Dream a Little Dream of Me" Фабиана Андре и Уилбура Швандта на слова Гуса Кана - классический джазовый стандарт. Ансамбль хорошо передал характер, настроение номера необычайно тонкое, одухотворённое, исполненное с огромной любовью и нежностью, что часто бывает в лучших джазовых композициях.

Наталья Николаевна создала классическую аранжировку гомофонно-гармонического склада с соблюдением джазовой гармонии, где большое внимание уделяется динамическому и тембровому ансамблевому равновесию. Основная идея и задача в исполнении - сохранить оригинальность материала, его традиционность. Инновация - включение в основную фактуру смешанного дуэта.

Как известно, программа любого концерта составляется по принципу контраста. Это может быть контраст тематический, образный, стилевой, и чем контрасты ярче, тем интереснее получается концерт. Вот и организаторы выступлений ансамбля решили пойти по пути контрастного сопоставления творчества разных композиторов. Та ситуация, которую нам представляет ансамбль, весьма любопытна.

В программу концерта включается песенное наследие минувших лет. Исполняются лирические песни отечественных композиторов «Гляжу в озёра синие» Л. Афанасьева, «Любовь настала» Р. Паулса. Студентки поражают чистотой и свободой пения, а в «Шутку» В. Гаврилина внесли легкость, слаженность, особый саунд [8]. Эти знакомые песни прозвучали по-новому, в эффектной аранжировке, без скидки на определённые вокальные и музыкальные возможности певцов.

Своеобразной находкой в отношении репертуара стала джазовая композиция «It's sand, man!» («Песочный человек», авторы Jon Hendricks, Dave Lambert, Ed Lewi). «Ваши ноги будут трепетать веером. Человек - это великий человек - это песок, человек». Исполняемая трактовка композиции принадлежит вокальному ансамблю «The Swingle Singers», который в прошлом выступал под руководством Уорда Свингла в начале 60-х годов в Париже как группа бэк-вокалистов. Внимание руководителя ансамбля «Эва» привлекли сложность изложения материала и виртуозная голосовая имитация музыкальных инструментов. Поскольку никаких первоисточников найти не удалось, большой и кропотливой работой стало «снять» с плюсовой фонограммы фактуры и джазовой гармонии произведения. Композиция исполняется без инструментального сопровождения, что требовало хорошей музыкальной подготовки.

Вокально-технической сложностью стало исполнение женским составом партитуры, рассчитанной на смешанный состав. Особого внимания заслуживает разноплановость фактуры композиции, вокальный диапазон в 3 октавы, гетерофонный склад и ладотональные особенности. Своеобразной изюминкой в этом номере является целотоновый лад внутри джазовой гармонии. Основной задачей стало исполнить произведение как можно ближе к оригиналу, освоить навык инструментального пения. И эта задача студентами была успешно решена.

Большое впечатление на слушателей производит выступление ансамбля с композицией «Because» группы The Beatles («Битлз»), написанная Джоном Ленноном, поражающее очень интересной гранью джазовой традиции. Медленная, напевная, многоголосная тема овладевает вниманием слушателей.

Сплочённо, единым сгустком энергии представляется композиция знаменитой английской группы. Исполнение песни отличается от оригинальной версии пением a’cappella (без сопровождения), увеличением количества голосов, изменением фактуры изложения (введение солиста и подголосков с гармоническим сопровождением). Привлекательным моментом становится смена тональностей, которая происходит неожиданно и нетипично для традиционного слухового восприятия. Произведение интересно со стороны музыкального и художественного воплощения, ключевую роль в нем играют неразрешенные окончания и снятия музыкальных фраз, которые рождают наполненные проживанием энергетически-эмоциональные паузы, требующие к себе особого отношения, ощущения необыкновенной атмосферы медитации и духовного очищения.

Совсем другой характер, другая манера показывается в композиции «Think» («Думаю») А. Франклина и Теда Уайта в стиле джаз-рока. Энергичный вокал, активная подача звука, ритмизованная гармония.

Жанр режиссерского решения этой композиции в исполнении вокального ансамбля «Эва» -развлекательный, сюжетная песня, в которой впервые реализована возможность полноценного многопланового актерского воплощения. Фактура изложения - вокальное трио + бэк-группа. Номер оказался

105

____________НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №1/2015 ISSN 2411-7161____________________

трудоемким в силу недостаточности навыков актерского мастерства, но по мере своего проявления, постепенно стал изюминкой репертуара ансамбля. Произведение исполнено в оригинальной и сложной аранжировке, выполненной руководителем ансамбля, и все артисты ансамбля приложили немало трудов, чтобы показать ее богатство. Сильные красивые в тембровом отношении голоса солистов звучат уверенно, свободно, чем покоряют любителей джазового вокала. Образную картинку композиции усиливает многочисленный хореографический ансамбль.

Итог. Педагог, режиссёр, опираясь на овладение студентами музыкальных дисциплин вуза, ставят своей задачей воспитание и развитие студентов средствами музыкального искусства. Вокально-джазовое исполнение: музыка и танец, пластика и пантомима, актёрское мастерство и литература, являясь синтетическим видом искусства, тесно взаимосвязаны в процессе музыкально-постановочной деятельности. Широта репертуара позволила Н.Н. Вингертер показать многогранность своего таланта как аранжировщика - автора собственных оригинальных композиций.

Пробуждение интереса к джазу, к другим видам искусства, раскрытие творческого потенциала каждого студента, воспитание коллективизма, развитие у певцов способности сопереживать друг другу и одновременно творческий рост самих педагогов, наряду с ростом исполнительского мастерства и как результат - победы вокально-джазового ансамбля и его участников на конкурсах и фестивалях, - эти направления деятельности коллектива «Эва» были и остаются приоритетными. Молодые, полные энтузиазма исполнительницы, постоянно повышающие свое мастерство, несомненно, входят в число лучших джазовых вокалистов Сибирского региона.

Список использованной литературы:

1. Саунд (англ. sound - звук - звучание), одна из важных категорий джаза, характеризующая индивидуальное качество звучания инструмента или голоса. Является индивидуализированной формой проявления звукового идеала в джазе. Понятие саунда применимо также к звуковому стилю ансамблевого или оркестрового исполнения.

2. Бэк-вокал (англ. backing vocal — досл. пение на заднем плане), или подпевка — песенное исполнение, сопровождающее основную вокальную партию.

3. Мохонько А. В джазовых стандартах // Левый берег. - 2003. - 27 марта.

4. Авторская музыкальная композиция (часто известная) в исполнении другого музыканта или коллектива. Исполнение кавер-версии может содержать элементы оригинальной музыкальной композиции, на которую накладываются элементы новой музыкальной.

5. Сёстры Паппини (англ. The Puppini Sisters) — английское вокальное трио, исполняющее джаз, свинг, поп, стилизованные под музыку 40-x годов. Группа основана в сентябре 2004 года Марчеллой Паппини. Сами девушки характеризуют свой стиль как винтаж-свинг-поп.

6. Романова Л.В. Школа эстрадного вокала / Вокальное искусство ^ Эстрадный и джазовый вокал [Текст]. Учебное пособие. СПб.: "Лань", 2007. - 40 с.

7. Бит-боксинг — это искусство создания и имитации ритмических рисунков (битов) и мелодий при помощи голосового аппарата и артикуляций органами рта. При этом современная техника бит-боксинга включает также и множество других областей. Наиболее часто бит-боксинг используется в качестве аккомпанемента в хип-хоповых композициях. Бит-бокс считается пятым элементом хип-хоп-культуры.

8. Винтаж (англ. Vintage) В настоящее время стиль один из самых популярных. Применение стиля винтаж предполагает простор для фантазии.

9. Сэт Риггз (Seth Riggs) Пойте как звезды [Текст]. 2 часть (из 2-х) / Вокальное искусство ^ Эстрадный и джазовый вокал. СПб.: "Питер". 2007. - 120с.

© Мохонько А.П., 2015

106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.