Научная статья на тему 'Страницы истории Кузбасского джаза: проблемы развития'

Страницы истории Кузбасского джаза: проблемы развития Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
482
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНСАМБЛЬ / БИГ-БЭНД / ДЖАЗ / ДЖАЗОВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / ОРКЕСТР / ЭСТРАДА / ENTRANT / ENSEMBLE / BIG-BAND / JAZZ / JAZZ PERFORMANCE / EDUCATION / BAND / BANDSTAND

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Харсенюк О. Н.

В работе освещаются этапы развития эстрадно-джазового музыкального искусства в Кузбассе в контексте проблем, возникших на рубеже веков. Необходимо признать, что в сегодняшнее время джазовая музыка, несмотря на живой интерес к ней слушателей, находится не в лучшем положении: значительно сократилось число джазовых ансамблей, оркестров, прекратили свою деятельность ряд джазовых клубов. Все это становится причиной недостаточной популяризации самобытного искусства. Подобная ситуация в целом негативно сказывается и на воспитании молодого поколения музыкантов эстрадно-джазового направления, что, в свою очередь, привело к сокращению числа абитуриентов, поступающих в музыкальные образовательные учреждения. В статье предлагаются пути решения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PAGES OF HISTORY KUZBASS JAZZ: DEVELOPMENT PROBLEMS

The article highlights the stages of development of pop jazz music in the Kuzbass in the context of the problems that arose at the turn of the century. It must be recognized that in today’s time of jazz music, in spite of keen interest to her audience is not in the best position: significantly reduced the number of jazz ensembles, orchestras, ceased operations a number of jazz clubs. All this causes insufficient promotion of original art. Such a situation generally has a negative impact on the upbringing of the young generation of musicians pop-jazz direction, which, in turn, led to a reduction in the number of entrants in the music educational institutions. The article suggests ways to solve this problem.

Текст научной работы на тему «Страницы истории Кузбасского джаза: проблемы развития»

Говоря о тенденциях в отношении дальнейшего развития типографики, можно с большой долей вероятности предположить, что шрифт будет продолжать адаптироваться к новым технологиям. Тенденция «слияния» реальных и виртуальных миров приводит ко все большему проникновению в нашу повседневность сенсорных экранов, позволяющих имитировать прямой контакт с программами. Достаточно давно (по современным меркам) известна функция написания текста при помощи стилуса. Стремление к имитации физической реальности привели к появлению технологии Tesla Touch, позволяющей через изменение силы электростатического трения между пальцами и сенсорным экраном ощущать различные текстуры поверхности, и трансформирующихся панелей от компании Tactus. Эти технологии, безусловно, в будущем обогатят функциональные и художественные возможности типографики, сделают тактильную информацию не только новой «игрушкой» для большинства пользователей, но и адаптируют электронные устройства для людей с плохим зрением.

В заключении хотелось бы отметить, что восприятие текста на традиционном бумажном носителе и дисплее современного цифрового устройства имеет ряд значительных отличий. Подробно данная тема рассмотрена в диссертационном исследовании Д.А. Золотарева «Дизайн печатных изданий в интерактивной среде» [7]. В рамках нашей статьи мы лишь ограничимся упоминанием отдельных аспектов затрагивающих непосред-

Библиографический список

ственно тему типографики. В первую очередь стоит сказать, что все правила, принципы и традиции, сформировавшиеся за более чем пятисотлетнюю историю существования печатного текста в полной мере применимы и для его виртуального формата. Расширение возможностей «заэкранного» текста связано, прежде всего, с иллюзорной безграничностью пространства интерактивной среды. Это в свою очередь выражается в возможности масштабирования, как всего содержимого документа, так и его текстовой части, а также в отсутствии фиксированных размеров страниц, пропорций, объема и настраивание этих параметров под индивидуальные предпочтения пользователя. Еще одним весомым отличием электронного информационного носителя от бумажного является структурная особенность, а именно возможность создания на странице сложной навигации и перекрестных гиперссылок. К третьему важнейшему аспекту относится совмещение в рамках одного документа или страницы различных форматов воспроизведения информации — статичной, интерактивной, аудио и видео. И, наконец, существенным отличием электронной страницы от бумажной является мобильность размещенной на ней информации, её постоянная изменяемость. Все эти аспекты позволяют на новом уровне управлять вниманием пользователя, улучшают коммуникацию между участниками, изменяют формы информационного потребления, одновременно усложняя структуру пространства, процесс его проектирования и в частности, работу с типографикой.

1. Можейко, М. А. Кинетическое искусство 50-60-х гг. [Э/р]. — Р/д: http://visaginart.narod.ru/POST/kin.htm

2. Куренков, А. Что такое моушн-дизайн, дискуссия от 22 ноября 2009 // [кАк) [Э/р]. — Р/д: http://kak.ru/columns/moveit/a9476/

3. Кинетическая типографика. - Ч. 1 [Э/р]. — Р/д: http://www.movienations.com/article/78 (26.02.2013)

4. Сугуру Ишезаке (Suguru Ishizaki): биография [Э/р]. — Р/д: http://www.cmu.edu/hss/english/news/2012/suguru-ishizaki-wins-2011-joenk-award.html

5. Potter, M.C. Быстрое серийный визуального представления (RSVP): метод изучения языка обработки. Rapid serial visual presentation (RSVP): A method for studying language processing. В D. Kieras & M. Just (Ред.), Новые методы в понимании прочитанного исследований. In D. Kieras & M. Just (Eds.), New methods in reading comprehension research. - Hillsdale, Нью-Джерси. Erlbaum Hillsdale, NJ: Erlbaum.

6. ^uist, G. Adaptive Rapid Serial Visual Presentation / Gustav ^uist, Master's Thesis, Language Engineering Programme, Department of Linguistics, Uppsala University, December 2001.

7. Золотарев, Д.А. Дизайн печатных изданий в интерактивной среде: автореф. дис. ... канд. иск. наук. — Екатеринбург, 2012.

8. Чихольд, Я. Новая типографика. Руководство для современного дизайнера; пер. с нем. Л. Якубсона. - М., — 2001.

9. Рудер, Э. Типографика. Руководство по оформлению. - М., 1982.

10. Дэвид Малауф Основы интерактивного дизайна [Э/р]. — Р/д: http://artpeter.com/interactive_design/

11. Burak G^ge. In Order to Control // Nota Bene visual [Э/р]. — Р/д: http://notabenevisual.com/interactive-typographic-installation/

12. Гривина, О. Живая азбука // Third Bird Party! [Э/р]. — Р/д: http://www.thirdbirdparty.com/

13. Кожухова, Е. Дэvид ^гсон — могильщик типографики. По материалам книг The End Of Print (1995 г.) и Ray Gun Out Of Control (1997 г.),

а также журнала Ray Gun (1995-1997 гг.) [Э/р]. — Р/д: http://hostinfo.ru/articles/web/rubric48/rubric49/1368

14. 21 блестящий пример кинетической типографики [Э/р]. — Р/д: http://net-scout.ru/21-blestyashhij-primer-kineticheskoj-tipografiki

Bibliography

1. Mozheyjko, M. A. Kineticheskoe iskusstvo 50-60-kh gg. [Eh/r]. — R/d: http://visaginart.narod.ru/POST/kin.htm

2. Kurenkov, A. Chto takoe moushn-dizayjn, diskussiya ot 22 noyabrya 2009 // [kAk) [Eh/r]. — R/d: http://kak.ru/columns/moveit/a9476/

3. Kineticheskaya tipografika. - Ch. 1 [Eh/r]. — R/d: http://www.movienations.com/article/78 (26.02.2013)

4. Suguru Ishezake (Suguru Ishizaki): biografiya [Eh/r]. — R/d: http://www.cmu.edu/hss/english/news/2012/suguru-ishizaki-wins-2011-joenk-award.html

5. Potter, M.C. Rapid serial visual presentation (RSVP): A method for studying language processing. In D. Kieras & M. Just (Eds.), New methods in reading comprehension research. - Hillsdale, NJ: Erlbaum.

6. Oquist, G. Adaptive Rapid Serial Visual Presentation / Gustav Oquist, Master's Thesis, Language Engineering Programme, Department of

Linguistics, Uppsala University, December 2001.

7. Zolotarev, D.A. Dizayjn pechatnihkh izdaniyj v interaktivnoyj srede: avtoref. dis. ... kand. isk. nauk. — Ekaterinburg, 2012.

8. Chikholjd, Ya. Novaya tipografika. Rukovodstvo dlya sovremennogo dizayjnera; per. s nem. L. Yakubsona. - M., — 2001.

9. Ruder, Eh. Tipografika. Rukovodstvo po oformleniyu. - M., 1982.

10. Dehvid Malauf Osnovih interaktivnogo dizayjna [Eh/r]. — R/d: http://artpeter.com/interactive_design/

11. Burak Golge. In Order to Control // Nota Bene visual [Eh/r]. — R/d: http://notabenevisual.com/interactive-typographic-installation/

12. Grivina, O. Zhivaya azbuka // Third Bird Party! [Eh/r]. — R/d: http://www.thirdbirdparty.com/

13. Kozhukhova, E. Dehvid Karson — mogiljthik tipografiki. Po materialam knig The End Of Print (1995 g.) i Ray Gun Out Of Control (1997 g.), a takzhe zhurnala Ray Gun (1995-1997 gg.) [Eh/r]. — R/d: http://hostinfo.ru/articles/web/rubric48/rubric49/1368

14. 21 blestyathiyj primer kineticheskoyj tipografiki [Eh/r]. — R/d: http://net-scout.ru/21-blestyashhij-primer-kineticheskoj-tipografiki

Статья поступила в редакцию 11.07.13

УДК 785.161.(571.17)

Harsenyuk O.N. PAGES OF HISTORY KUZBASS JAZZ: DEVELOPMENT PROBLEMS. The article highlights the stages of development of pop - jazz music in the Kuzbass in the context of the problems that arose at the turn of the century. It must be recognized that in today's time of jazz music, in spite of keen interest to her audience is not in the best position: significantly reduced the number of jazz ensembles, orchestras, ceased operations a number of jazz clubs. All this causes insufficient promotion of original art. Such a situation generally has a negative impact on the upbringing of the young generation of musicians pop-jazz direction, which, in turn, led to a reduction in the number of entrants in the music educational institutions. The article suggests ways to solve this problem.

Key words: е^га^, еnsemble, big-band, jazz, jazz performance, education, band, bandstand.

О.Н. Харсенюк, доц. каф. эстрадного оркестра и ансамбля ФГБОУ ВПО «Кемеровский гос. университет культуры и искусств», г. Кемерово, E-mail: harsenyuk@mail.ru

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ КУЗБАССКОГО ДЖАЗА: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

В работе освещаются этапы развития эстрадно-джазового музыкального искусства в Кузбассе в контексте проблем, возникших на рубеже веков. Необходимо признать, что в сегодняшнее время джазовая музыка, несмотря на живой интерес к ней слушателей, находится не в лучшем положении: значительно сократилось число джазовых ансамблей, оркестров, прекратили свою деятельность ряд джазовых клубов. Все это становится причиной недостаточной популяризации самобытного искусства. Подобная ситуация в целом негативно сказывается и на воспитании молодого поколения музыкантов эстрадно-джазового направления, что, в свою очередь, привело к сокращению числа абитуриентов, поступающих в музыкальные образовательные учреждения. В статье предлагаются пути решения данной проблемы.

Ключевые слова: ансамбль, биг-бэнд, джаз, джазовое исполнительство, образование, оркестр, эстрада.

В кузбасской эстраде (здесь и далее имеется в виду искусство музыкальной эстрады, развивающееся в Кемеровской области) в 1920-30-е годы совершались процессы, во многом сходные с теми, что происходили в музыкальной культуре России. Особой популярностью пользовалась массовая песня, поэтому слияние песни и джаза ярко отобразилось в музыке тех лет. По причине отсутствия четкого разграничения популярной и джазовой музыки в это время джазом называли всю легкую музыку. В репертуаре оркестров звучали песни развлекательного характера, танцевальные мелодии, оркестровые пьесы А. Цфасмана, А. Варламова, В. Кнушевицкого. В 1930-е годы в Кузбассе побывали с концертами оркестры В. Кнушевицкого, Л. Утесова. Концертные выступления популярных отечественных оркестров оказали значительное влияние на создание эстрадных оркестров, ансамблей при клубах, Дворцах культуры, кинотеатрах городов области. История больших эстрадных оркестров Кузбасса началась в 1934 году, когда при клубе «Кемеровокомбинатст-рой» М. Барсуковым был создан коллектив, исполнявший эстрадную музыку. Характерной чертой этого коллектива было использование традиционных для эстрадного оркестра инструментов (труб, тромбонов, саксофонов) наряду с инструментами народными (домра, мандолина).

В 1936 году в городе Новокузнецке в кинотеатре «Коммунар» под руководством саксофониста А. Кобрина был организован эстрадный оркестр. В его составе играли С. Пагодаев (I труба), П. Вараксин (II труба), Н. Пономарев (I саксофон), М. Розенберг (саксофон-тенор), А. Познеев (тромбон), И. Малиновская (фортепиано), Митин (ударные), Б. Галыгин (контрабас), И. Яро-венко (скрипка). Впоследствии их сменило другое поколение музыкантов: П. Вараксин (труба), М. Кремер (труба), Н. Распопин (тромбон), В. Тарский (саксофон-альт, кларнет), М Гольцкенер (скрипка), В. Иллинарский (скрипка), М. Берестова (фортепиано), И. Игрени (контрабас),

А. Чеблаков (ударные). Оркестр кинотеатра «Коммунар» был не просто «нагрузкой» к «важнейшему из искусств», это был мощный аккумулятор духовности в те трудные годы. [1, с. 9]. В 1937 году в кемеровском кинотеатре «Москва», под руководством Н. Пономарева (затем Б. Галыгина) начал свой долгий творческий путь - просуществовал почти 50 лет! - эстрадный оркестр. Концерты перед сеансами были очень популярны у жителей города. Джаз-оркестр концертировал не только в городе, но и в области. В первом составе оркестра участвовали как профессиональные, так и самодеятельные музыканты: П. Карпов - I труба, Г. Карпов - II труба, И. Мелюковский - тромбон, Н. Пономарев - I саксофон-альт, Гершкович - II саксофон-альт, М. Розенберг - саксофон-тенор, Б. Галыгин - контрабас, Е. Тулянкина - фортепиано, Д. Путинцев - ударные. Выступления оркестра в других городах области, популяризация джазовой музыки, отчасти повлияли на джазовый климат области. Подобные оркестры начали создаваться в других городах Кузбасса: в 1938 - в кинотеатре им. Островского г. Прокопьевска (руководитель В. Пржеволоцкий, затем М. Зинченко). В оркестре играли А. Лизке, В. Распопин, И. Грибанов (трубы), В. Кузнецов, (саксофон-альт), Л. Елёскин (саксофон-альт), В. Кох (саксофон-тенор), В. Ашухин (тромбон), Б. Клейменов, В. Шихарев (контрабас), В. Незнамов, В. Савичев (ударные). В последствии оркестры были сформированы в кинотеатре «Победа» г. Ленин-

ска-Кузнецкого (руководитель П. Глазков), в 1947 - в кинотеатре Анжеро-Судженска (руководитель И. Патрушев).

С 1949 года духовой оркестр в Кемеровском цирке был постепенно преобразован в эстрадный - сформирована группа саксофонов, усилена группа тромбонов и ритм-секция. Вначале оркестр возглавляли дирижеры-гастролеры из Москвы, затем М. Муратов, М. Факторович, В. Хвилько [2, с. 174]. Многие годы цирк являлся центральным местом общения джазовых музыкантов, выполняя функцию джаз-клуба и являясь его предтечей. Одними из первых участников эстрадного оркестра были Б. Смит, В. Самусенков, В. Чеботарев - трубы, В. Кочегаров - саксофон-тенор, В. Мартыненко - саксофон-тенор, Л. Дровнин - тромбон, Ф. Фуксон - скрипка, М. Каретин - фортепиано, Г. Александров - гитара, Н. Галанин - ударные.

После постановления ЦК ВКП (б) «Об опере “Великая дружба”» в 1948 году для джазовой музыки наступили не лучшие времена. Оркестры постепенно сворачивают свою деятельность, закрываются. Последним из оркестров в кинотеатрах области прекратил свое существование эстрадный оркестр в Прокопьевске. Но в конце 1950-х годов, с наступлением политической оттепели, начался своеобразный ренессанс джаза. Ряды кузбасских джазменов пополняются новым поколением более профессиональных и подготовленных музыкантов имеющих опыт исполнительства в джазовых стилях, характеризующихся более сложной гармонической основой, фразировкой, развитой имп-ровизационностью. Оркестры, ансамбли различных составов осуществляли концертную деятельность в кинотеатрах «Коммунар», «Октябрь», им. Островского, во Дворцах культуры алю-минщиков, железнодорожников, им. Калинина, завода шахтной автоматики, им. Ворошилова, во Дворце культуры «Комсомолец». Джазовые ансамбли играли в кафе и ресторанах, на танцплощадках городов области. В оркестрах играли самодеятельные (что было обычным делом), начинающие и опытные музыканты, имевшие стаж работы в филармонических джазовых коллективах О. Лундстрема, В. Людвиковского.

В 1966 году в кинотеатре «Москва» областного центра большой состав оркестра был преобразован в джазовый ансамбль «Кинотеатр Москва-66» («КТМ-66»). Пионерами этого коллектива были одаренные музыканты: В. Зыков (труба), В. Турчанинов (саксофон), В. Чернов (саксофон), В. Уфимцев (саксофон),

B. Мягких (фортепиано), В. Бевз (гитара), В. Арефьев (ударные),

C. Шуранов (контрабас), Г. Караваева (вокал).

В середине 1960-х годов при ДК им. 50-летия Октября талантливым аранжировщиком А. Антоновым был создан биг-бэнд, репертуар которого базировался на традиционной джазовой музыке, авторских пьесах и аранжировках руководителя. Впоследствии А. Антонов руководил оркестром ДК ПО «Химпром» (в дальнейшем с оркестром работали Л. Песковский, С. Карпа-чев). В тоже время успешно функционировали эстрадные коллективы, организованные при предприятиях области: оркестры ДК шахтеров г. Кемерово, клуба завода «Карболит», ДК Бело-вской ГРЭС, клуба треста «Юргапромстрой» г. Юрги, ДК Новокемеровского химкомбината, клуба КУЗНИИ г. Прокопьевска. В последующем десятилетии (в 70-е годы) на смотрах художественной самодеятельности свои творческие достижения достойно демонстрировали эстрадные оркестры ДК строителей Кемерово (руководитель В. Алексеев), клуба «Ударник» г. Кемеро-

во (руководитель В. Хвилько), ДК Кировского района Кемерово (руководитель М. Факторович), ДК По «Азот» (руководитель

В. Чеботарев), ДК Запсиба (руководитель В. Сучков), Прокопь-евский эстрадный оркестр под управлением X. Маркуса, ДК «Энергетик» г. Белова (руководитель Ю. Шелковников), Дк «Победа» г. Юрги (руководитель В. Пешков).

Оркестр ДК ПО «Азот» под управлением В. Хвилько был организован в октябре 1975 года. В нем играли преподаватели и студенты музыкальных учебных заведений, музыканты из оркестра театра оперетты Кузбасса, Кемеровского цирка, любители. В репертуар включались лучшие произведения советских и зарубежных композиторов, джазовая классика [3, с. 14]. Став лауреатом джазового фестиваля «Новосибирск-77» коллектив был награжден грамотой Кемеровского обкома комсомола и поездкой в Венгрию, где дал ряд концертов. В 1980 и 1981 годах оркестр - лауреат джазовых фестивалей в Красноярске. Жюри отмечало высокий профессионализм оркестрантов, темпераментность игры, яркую эмоциональность.

В 1972-1974 годы при Кемеровском горкоме комсомола под президентством А. Воликова (вице-президент В.В. Арефьев) работал джаз-клуб. Усилиями клуба был организован городской биг-бэнд, также на его базе возникло множество джазовых ансамблей, проводились джазовые концерты и фестивали. Вскоре клуб распался, но вначале 1980-х годов в Кемерово и Новокузнецке создаются джаз-клубы «Тутти» и «Геликон», которые проводят джазовые фестивали, семинары в своих городах, приглашая на них известных отечественных музыкантов.

В 1990-е годы в связи с ухудшением экономической ситуации в стране кардинально изменились и условия для деятельности творческих коллективов - большинство эстрадно-джазовых оркестров прекратили свое существование, Кемеровский джаз-клуб был лишен финансовой поддержки, что не позволяло организовывать проведение джазовых фестивалей.

Ухудшение джазового «климата» в Кузбассе обусловлено определенными проблемами в сфере любительского творчества и системе музыкального образования. Следует признать, что отечественное массовое любительское творчество практически отсутствует, и с его утратой в настоящее время ведут свою деятельность в основном муниципальные и учебные музыкальные коллективы. В первые десятилетия 2000-х в Кузбассе функционируют несколько больших эстрадно-джазовых оркестров: «Новый Кузнецкий биг-бэнд» (г. Новокузнецк, руководитель А. Кабанов), эстрадный оркестр КемГУкИ (г. Кемерово, руководитель В. Хвилько), эстрадный оркестр МУ «Центральный Дворец культуры» (г. Белово, руководитель С. Ильин), эстрадно-духовой оркестр ДК им. Артема (г. Прокопьевск, руководитель Н. Дурновцев), Муниципальный эстрадно-симфонический оркестр МУ ДК «Алюминщик» (г. Новокузнецк, руководитель В. Василин), эстрадные оркестры Кемеровского и Новокузнецкого цирков. Из стабильно концертирующих джазовых ансамблей можно назвать «Кузнецкий диксиленд» джазового клуба «Геликон» (г. Новокузнецк, руководитель О. Зарыпов) и ансамбль «Престо» ДК молодежи (г. Кемерово, руководитель А. Сбитнев). Для индустриального и активно развивающегося региона такого количества коллективов чрезвычайно мало, тем не менее, и эта малая толика джазового исполнительства испытывает значительные трудности. В числе наиболее важных - недоукомплектованность оркестров по причине отсутствия музыкантов определенной специальности; отсутствие финансирования (оркестры новокузнецкого и кемеровского цирков вынуждены работать минимальными составами), другие.

Несмотря на плодотворную деятельность указанных коллективов, они не в состоянии решить в полной мере и проблемы музыкально-эстетического воспитания. Юное поколение проявляет недостаточный интерес к эстрадно-джазовой музыке. Хотя еще в недалеком прошлом нашей страны самодеятельные и любительские музыкальные коллективы функционировали при общеобразовательных школах, профессиональных училищах, институтах, привлекали огромное количество молодых слушателей, многие из которых затем продолжали свое обучение в музыкальных образовательных учреждениях. Как обязательное было введено и участие в репетициях творческих коллективов. Кстати, от этой практики не отказались образовательные системы некоторых стран и в наши дни.

Неблагоприятное влияние на развитие эстрадно-джазовой музыки оказало прекращение деятельности домов творчества, Дворцов культуры, служивших многие десятилетия базой для создания эстрадно-джазовых коллективов. Подобная ситуация

сложилась и в сфере начального музыкального образования. Количество детских школ искусств за последние два десятилетия сократилось на 1189, утратив при этом свой первоначальный статус. Напомним, что законодательство об образовании ныне относит Детскую школу искусств к учреждениям дополнительного образования детей, уравнивая ее с кружками самодеятельного творчества клубами по интересам, студиям. Это противоречит сохранению российской уникальной системы подготовки профессиональных кадров для отрасли культуры и искусства (детская школа искусств - училище - вуз), и поныне не имеющей аналогов в мировом образовательном пространстве.

Необходимость возрождения утраченных традиций очевидна, ибо они отвечают требованиям современности, и могут реализоваться посредством разработки определенных программ, как учебными заведениями, так и предприятиями. Как положительное явление отметим, что в начале 2000-х годов Министерство культуры РФ разработало примерные учебные планы для Детских школ искусств, в которых отражены многолетние традиции в обучении детей. Но по причине своего рекомендательного характера эти учебные планы не могут быть основным критерием оценки качества образования при государственной аккредитации, а обязательных учебных планов или федеральных требований к учебному процессу законодательство для Детских школ искусств не предусматривает. Всё это привело к тому, что процедура государственной аккредитации проходит в Детских школах искусств формально, поскольку она не в состоянии дать оценку качества реализуемых в Детских школах искусств образовательных программ [4].

Недостаточное финансирование Детских школ искусств приводит к сокращению в учебных планах дорогостоящих предметов, основанных на индивидуальной форме обучения (вокал, игра на музыкальных инструментах и другое). Такие тенденции стали приводить к разрушению профессиональной направленности в обучении детей и приближать деятельность Детских школ искусств к целям и задачам клубной деятельности, кружков, творческих секций. То есть, Детские школы искусств стали заниматься общеэстетическим развитием, а профессиональная составляющая стала исчезать. Статус Детской школы искусств как учреждения дополнительного образования детей ведёт к утрате у преподавателя нацеленности на подготовку из выпускника школы будущего абитуриента музыкального, хореографического или художественного училища, владеющего необходимыми навыками и умениями для продолжения профессионального образования. Отсюда - снижение качества подготовки будущих абитуриентов училищ [4, с. 8].

Следствием происходящего является отсутствие конкурсной ситуации при приеме абитуриентов в среднее специальное образовательное учреждение отрасли культуры и искусства по ряду специальностей, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на качестве специалистов - исполнителей в области эстрадно-джазовой музыки и недостаточным притоком молодого поколения музыкантов в оркестровые коллективы.

Решение данной проблемы невозможно без участия соответствующих государственных и региональных структур в работе по созданию определенной программы, направленной на полноценное музыкальное воспитание молодежи, предусматривающей возрождение самодеятельного и любительского творчества посредством создания эстрадно-джазовых оркестров, ансамблей на базах общеобразовательных школ, Дворцах культуры, учреждениях дополнительного образования, поддержке джазовых клубов.

Немалый вклад в решение проблемы восполнения дефицита специалистов эстрадно-джазового направления в Кузбассе вносит кафедра эстрадного оркестра и ансамбля КемГУКИ, осуществляя подготовку музыкантов-исполнителей, руководителей музыкально-инструментальных коллективов. Творческие коллективы кафедры «Эстрадный оркестр» и джазовые ансамбли неоднократно становились лауреатами международных, региональных джазовых фестивалей. Своей успешной концертной деятельностью, участием в джазовых фестивалях различных уровней (региональных, международных) завоевали известность, как в Кузбассе, так и за его пределами. Преподаватели и студенты не только популяризируют джазовое искусство, но и ориентируют молодежь на обучение в музыкальных образовательных учреждениях. Ежегодно кафедра выпускает в среднем 12 специалистов, однако такого количества для такого крупного региона, каким является Кузбасс, этого все же недостаточно.

Библиографический список

1. Берестов, А.М. Романтики джаза. - 2004.

2. Мохонько, А.П. Джаз в Кузбассе // Историческая энциклопедия Кузбасса: в 3 т. - Познань, 1996. - Т. I “А” - “К”.

3. Мохонько, А. П. Романтик джаза // Встреча («КПР»), 2008.

4. Аракелова, А.О. Кадры решают все // Материалы всероссийской научно-практич. конф. - Воронеж, 2010.

Bibliography

1. Berestov, A.M. Romantiki dzhaza. - 2004.

2. Mokhonjko, A.P. Dzhaz v Kuzbasse // Istoricheskaya ehnciklopediya Kuzbassa: v 3 t. - Poznanj, 1996. - T. I “A” - “K”.

3. Mokhonjko, A. P. Romantik dzhaza // Vstrecha («KpR»), 2008.

4. Arakelova, A.O. Kadrih reshayut vse // Materialih vserossiyjskoyj nauchno-praktich. konf. - Voronezh, 2010.

Статья поступила в редакцию 11.06.13

УДК 821.161.1

Nekchvyadovich L.l. GENRE AS A FUNDAMENTAL CATEGORY OF ART CRITICISM. In article on the basis of the analysis of theoretical concepts formed in the domestic scientific tradition, main approaches to the definition of the genre as a category of art history. Are allocated to stages of development of the theory of the genre in Russian art history from its designation as a category, organically inherent in the painting, to rejection or the introduction of new values, extending its borders.

Key words: genre, genre analysis, жанрообразование, subject, motif images, content-formal category.

Л.И. Нехвядович, канд. искусствоведения, доц. ФГБОУ ВПО «Алтайский гос. университет»,

г. Барнаул, Е-mail: lar.nex@yandex.ru

ЖАНР КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЯ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ

В статье на основе анализа теоретических концепций, сформировавшихся в отечественной научной традиции, рассматриваются основные подходы к определению жанра как категории искусствоведения. Выделяются этапы становления теории жанра в отечественном искусствоведении от обозначения ее как категории, органически присущей живописи, до полного отрицания или введения новых значений, расширяющих ее границы.

Ключевые слова: жанр, жанровый анализ, жанрообразование, предмет изображения, мотив изображения, содержательно-формальная категория.

Проблема жанра принадлежит к числу фундаментальных проблем не только теории искусства, но и художественной практики, так как ее решение позволяет определить тип художественного явления и в результате - особенности творческого метода и стиля. Особую актуальность эта проблема приобретает тогда, когда в искусстве происходят изменения, связанные с возникновением новых направлений творческого поиска. Такой период переживает изобразительное искусство во второй половине XX - начале XXI века. Новые темы, сюжеты, художественные решения вновь актуализируют процесс взаимопроникновения и смешения жанров, а вместе с этим вызывают потребность в теоретико-методологической рефлексии. Обращение к проблеме жанра как категории искусствоведения, стремление рассмотреть ее значение в контексте интенсивно расширяющегося художественного опыта является закономерным.

Исследование жанра осуществлялось в российской дореволюционной теории искусства (И.Ф. Урванов, А.И. Галич), исследования проводились в XX веке (А.Г. Габричевский, Б.Р Виппер, А.А. Федоров-Давыдов, И.И. Цырлин, П.К. Суздалев, Г.К. Вагнер, М.С. Каган, В.С. Манин, Л.В.Мочалов, В.А. Леняшин), интерес к проблеме не исчез в настоящее время (Н.А. Яковлева, Т.В. Ильина, В.Г. Власов). Несмотря на это, отдельные аспекты рассматриваемой проблемы являются спорными и недостаточно изученными. В первую очередь, это относится к определению понятия «жанр», его соотношению с другими понятиями, проблеме классификации и специфике жанрообразования в современном искусстве.

Цель статьи - на основе анализа теоретических концепций, сформировавшихся в отечественной научной традиции, определить содержание основных подходов к определению жанра как категории искусствоведения. В основу методики положены принципы историзма и диалектики, которые способствовали выявлению преемственности в подходах к изучению проблемы жанра в искусствоведении.

Жанр (франц. “genre” - род, вид) в «Новом словаре иностранных терминов» определяется в двух значениях: 1) исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественно-

го произведения; напр., в живописи - портрет, пейзаж и др.; в музыке - симфония, кантата, песня и др.; в литературе - роман, поэма и др.; 2) живопись на бытовые сюжеты [1]. В первом значении жанр выступает как общеэстетическое понятие, выработанное для обозначения внутривидового подразделения искусства; указывает на его междисциплинарный характер, так как исследуется в искусствоведении, музыковедении, филологии. Второе значение жанра выступает синонимом искусствоведческого термина «жанровая живопись», обозначая определенный иконографический тип живописи, посвященный изображению повседневной жизни человека.

В российской дореволюционной эстетике проблема жанра являлась одной из ключевых. Так, в XVIII веке в России формируется теория искусства, основные принципы которой определяли осмысление проблемы жанра вплоть до середины XIX века. Концепции, термины, идеи, разрабатывавшиеся теоретиками классицизма, стали основой и инструментарием для первых опытов систематизации жанров станковой живописи. Одним из основателей такой классификации считается теоретик русского искусства И.Ф. Урванов (ок. 1747—1815). В трактате «Краткое руководство к познанию рисования и живописи исторического рода, основанное на умозрениях и опытах» (1793) он, опираясь на предмет изображения, выделяет устойчивые мотивы в различных родах живописи. Для «ландшафтного» рода такими мотивами являются «деревья, горы, воздух, строения»; в «портретном» роде - люди, а также «внутренняя архитектура со всеми домашними украшениями», «деревцы, видимые в окно или часть сада»; «частных баталиях» - «люди, военные орудия и лошади с присовокуплением ландшафта». Для простейших живописных родов автор поясняет предмет изображения как «вещь, которую художник изобразить пожелает или побужден будет к тому постороннею какою-либо причиной». Для исторического рода предмет изображения определяется как «различные деяния человеческие, касающиеся до священной или светской истории, или до баснословия; к чему присовокупляются также предметы, служащие к объяснению деяний» [2]. В этой связи важно отметить, что понятие «род» в трактате И.Ф. Урва-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.