Sedih Tatyana Tomovna, the assistant professor of the pulpit "'Music-theoretical discipline" State institute art and cultures Uzbekistan Tashkent. Republic of Uzbekistan E-mail: [email protected]
INSPIRATION IN LIGHT OF THE NEW DIRECTIONS CREATIVE ACTIVITY
Abstract: In proposed article are touched some questions to polyhedral activity of the composer Uzbekistan. V. Saparov author symphonic, chamber-instrumental, chamber-song, pianos, theatrical-scenic product, вдохновлен idea to connect the jazz elements with uzbek national rhythm-formula. Product form spirituality young musician, bring up harmonious developed generation independent Uzbekistan.
Keywords: art, music, jazz, theatre, composer, style, talent, ability, creative activity, conductor, pianist.
Седых Татьяна Томовна, доцент кафедры «Музыкально-теоретические дисциплины» Государственный институт искусств и культуры Узбекистана.
Ташкент. Республика Узбекистан E-mail: [email protected]
ВДОХНОВЕНИЕ В СВЕТЕ НОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ТВОРЧЕСТВА
Музыкант должен уметь всё В. Сапаров
Аннотация: В предлагаемой статье затрагиваются некоторые вопросы многогранной деятельности композитора Узбекистана. В. Сапаров автор симфонических, камерно-инструментальных, камерно-вокальных, фортепианных, театрально-сценических произведений, вдохновлен идеями соединить джазовые элементы с узбекскими национальными ритмо-формулами. Произведения формируют духовность юных музыкантов, воспитывают гармонично развитое поколение независимого Узбекистана.
Ключевые слова: искусство, музыка, джаз, театр, композитор, стиль, талант, способность, творческая деятельность, дирижер, пианист.
В «Год диалога с народом и интересов челове- ние «Об организации деятельности композито-
ка», состоялась встреча Президента Республики ров и бастакоров (мелодистов) Узбекистана». Всё
Узбекистан Шавката Мирзиёева с творческой ин- это направлено на «... создание новых высокоху-
теллигенцией страны [1,1], и вышло Постановле- дожественных произведений в современном духе,
отвечающих эстетическим потребностям нашего народа, крупным музыкальным произведений, в том числе развитие таких классических жанров, как опера, симфония, концерт и оратория» [2, 1].
В свете новых творческих устремлений вдохновенно трудится известный композитор-педагог Валерий Сапаров, автор симфонических, камерно-инструментальных, камерно-вокальных, фортепианных, театрально-сценических произведений. Талантливый композитор, великолепный пианист и дирижер, вдумчивый педагог, он предстаёт как яркая индивидуальность, вдохновенно осуществляющий свои идеи и замыслы. Духовно-эстетический строй художника, отличается особой утонченностью, поэтичностью, является своего рода антиподом материально-конструктивного мироощущения, которым характеризуется нынешняя эпоха глобализма.
Творчество Сапарова выделяется широтой жанрового и стилевого диапазона, разнообразием интересов, где важное место принадлежит джазовому искусству, что особенно ощутимо проявляется в его инструментальных и музыкально-театральных сочинениях.
В творческой лаборатории Сапарова всегда рождаются оригинальные идеи, замыслы и решения. Свобода музыкального мышления композитора, не укладывающаяся в обычные представления, в то же время неотделима от традиций, что дает уникальные художественные результаты. Композитор вдохновлен идеями соединить джазовые элементы - с узбекскими национальными ритмо-формулами. Примерами этому служат циклы десять полифонических пьес для фортепиано (1980), 24 Прелюдии для фортепиано (в джазовом стиле), над которыми Сапаров работал в течение 2001-2010 годы. В предисловии к изданию данного цикла композитор пишет: «Я не ставил перед собой задачу создания музыкальной антологии истории джаза. В первую очередь, мне хотелось, чтобы юные музыканты могли познакомиться с разными направлениями эстрадно-
джазовой музыки, независимо от их пристрастий и вкусов. Также мне хотелось, чтобы музыка прелюдий была доступна как исполнителям, так и слушателям» [3, 3].
Уделяя особое внимание детям, Сапаров, находит подход к формированию духовности юных музыкантов, создает оригинальные джазовые пьесы для фортепиано, в числе которых: «Вальс для Барби», «Регтайм для Барби» (1993-1994), «Блюз для Барби» (2008). В приобщении подрастающего поколения к ансамблевому музицированию, к современным мелодиям и ритмам интересен цикл «Мы играем в джаз», для фортепиано в четыре руки.
Одним из ярких творческих достижений Сапарова является композиция-мемориал «Элегия» памяти Арно Бабаджаняна, получившая широкое применение в отечественной и зарубежной музыкальной педагогике, существующая в разных версиях: фортепиано (соло), для фортепиано, флейты и камерного оркестра (2001).
Произведения Сапарова изданы в ряде сборников: «Юный пианист» выпуск № 2-3 (19801981), «Детские пьесы композиторов Узбекистана» (1985), «Фортепиано» (2009), совместно с Гульчехрой Алиматовой учебно-методическое пособие «Фортепиано» (2006), с Нодиром Са-лиевым «Саксофониана» (2011), с Раъно Атабе-ковой — методическое пособие для фортепиано 1 часть (Младшие классы ДШМИ) «Джаз для детей» (2015), с Лолой Ганиевой. В сборниках созданных Сапаровым совместно с другими специалистами, важно отметить коллегиальность и содружество в выборе методологии труда. Также Сапаров создал учебное пособие «Эстрадные и джазовые произведения» (2014) по фортепиано для бакалавров и магистрантов в связи с расширением педагогического и концертно-испол-нительского репертуара.
В разные годы (начиная с 1961) Сапар ов вел педагогическую деятельность: первоначально в детской музыкальной школе в Ашхабаде, затем
в Ташкенте в Республиканском дошкольном педагогическом училище, в Ташкентском государственном музыкальном училище имени Хамзы, в Республиканской Эстрадно-цирковой студии.
С 2006 года он работает в Государственной консерватории Узбекистана на кафедре эстрадного инструментального исполнительства и преподает дисциплины фортепиано, класс импровизации. В 2006-2008 годах руководил студенческим Биг-Бэндом.
В педагогике Сапаров стремится к целенаправленным результатам, регулярно проводит мастер-классы. Он неоднократно работал в составе жюри республиканских конкурсов ССУЗов, ДШМИ - молодых исполнителей по эстрадно-джазовому направлению. Его многочисленные ученики продолжают традиции, развивают творческие принципы педагога, это: Руфина Усма-нова, Санжар Нафиков, Андрей Рыжов, Сайёра Ибрагимова, Евгения Приходько и другие.
Одной из главных сфер творческой деятельности композитора является музыкальный театр. Он создает разножанровые, весьма актуальные спектакли, дирижирует исключительно своими сочинениями. Его сценические произведения популярны и пользуются зрительским признанием. На эстрадно-джазовом материале построены оперы-сказоки для Республиканского театра кукол «Пахта-ой» (1988), «Волшебная лампа Аладдина» (1991). Созданная для Ташкентского театра музыкальной комедии (оперетты), мюзикл «Любовь в стиле блюз» (2013), по рассказам О'Генри, насыщен современными интонациями и ритмами. Музыка основана на утверждении человеческих чувств, любви и духовных ценностей.
В музыкальной комедии «Слуга двух господ» (2014 по Карло Гольдони) В. Сапаров использует аллюзии на вокальные стили А. Вивальди и Дж. Россини, а в следующем произведении «Ро-
мантики» (2015 по пьесе Эдмона Ростна), композитор обращается к музыкально-романтическим истокам, органично сочетая их - с эстрадными и джазовыми интонациями и ритмами.
Несомненно, творческой удачей композитора стала музыкальная комедия «Двенадцать стульев» (2016) по роману И. Ильфа и Е. Петрова. Сапаров создал яркую темпераментную музыку, используя материал российских композиторов Геннадия Гладкова и Александра Зацепина. Применение в спектакле современных постановочных технологий и видеоряда, включающего кинокадры из художественных фильмов, документальную кинохронику и мультимедиа, обогатило представление в информационном плане и расширило семантическое пространство музыкальной выразительности.
Создавая музыкально-сценические произведения, композитор выбирает актуальные темы. Преломление мировой классический литературы в музыкально-сценической драматургии нашего времени дает высокий художественный результат.
Произведения Валерия Сапарова исполняют молодые и прославленные узбекистанские и зарубежные музыканты, воспитывая слушателей духовно, развивая высокие человеческие качества, их художественный интеллект.
Перешагнув 70-летний рубеж, Валерий Сапаров - член Союза композиторов и бастакоров Узбекистана, кавалер ордена «Дустлик» («Дружба»), пианист и дирижер, музыкант широкого диапазона. Его творческое кредо: «Музыкант должен уметь все» определяет жизненные принципы, неутомимые поиски новых форм выражения музыкальной мысли.
Он находится в расцвете творческих сил и вдохновлен на создание произведений воспитывающих гармонично развитое поколение независимого Узбекистана.
Список литературы:
1. Мирзиёев Ш. Развитие литературы и искусства, культуры - важный фактор повышения духовности нашего народа. - Ташкент. - 2017. Народное слово. - № 153 (6817). 4 августа. - С. 1.
2. Мирзиёев Ш. Постановление Президента Республики Узбекистан «Об организации деятельности Союза композиторов и бастакоров (мелодистов) Узбекистана». - Ташкент. - 2017. Народное слово. - № 161 (6825). - 16 августа. - С. 1-2.
3. Сапаров В. 24 Прелюдии для фортепиано (в джазовом стиле). - Ташкент: - 2010. - 80 с.
4. Седых Т. Призвание: интеллектуальный джаз Валерия Сапарова // Формирование гармонично развитого поколения в современных условиях. Часть 3. - Ташкент: НИИ педагогических наук им. Т. Н. Кары-Ниязи. - 2010. - С. 73-77.
5. Седых Т. Джазовое искусство в Узбекистане // San'at. Art. Искусство. - Ташкент: - 2008. - № 2. -С. 32-34.