Научная статья на тему 'Inspiration in light of the new directions creative activity'

Inspiration in light of the new directions creative activity Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
58
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European Journal of Arts
Область наук

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Sedih Tatyana Tomovna

In proposed article are touched some questions to polyhedral activity of the composer Uzbekistan. V. Saparov author symphonic, chamber-instrumental, chamber-song, pianos, theatricalscenic product, вдохновлен idea to connect the jazz elements with uzbek national rhythm-formula. Product form spirituality young musician, bring up harmonious developed generation independent Uzbekistan.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ВДОХНОВЕНИЕ В СВЕТЕ НОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ТВОРЧЕСТВА

В предлагаемой статье затрагиваются некоторые вопросы многогранной деятельности композитора Узбекистана. В. Сапаров автор симфонических, камерно-инструментальных, камерно-вокальных, фортепианных, театрально-сценических произведений, вдохновлен идеями соединить джазовые элементы с узбекскими национальными ритмо-формулами. Произведения формируют духовность юных музыкантов, воспитывают гармонично развитое поколение независимого Узбекистана.

Текст научной работы на тему «Inspiration in light of the new directions creative activity»

Sedih Tatyana Tomovna, the assistant professor of the pulpit "'Music-theoretical discipline" State institute art and cultures Uzbekistan Tashkent. Republic of Uzbekistan E-mail: [email protected]

INSPIRATION IN LIGHT OF THE NEW DIRECTIONS CREATIVE ACTIVITY

Abstract: In proposed article are touched some questions to polyhedral activity of the composer Uzbekistan. V. Saparov author symphonic, chamber-instrumental, chamber-song, pianos, theatrical-scenic product, вдохновлен idea to connect the jazz elements with uzbek national rhythm-formula. Product form spirituality young musician, bring up harmonious developed generation independent Uzbekistan.

Keywords: art, music, jazz, theatre, composer, style, talent, ability, creative activity, conductor, pianist.

Седых Татьяна Томовна, доцент кафедры «Музыкально-теоретические дисциплины» Государственный институт искусств и культуры Узбекистана.

Ташкент. Республика Узбекистан E-mail: [email protected]

ВДОХНОВЕНИЕ В СВЕТЕ НОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ТВОРЧЕСТВА

Музыкант должен уметь всё В. Сапаров

Аннотация: В предлагаемой статье затрагиваются некоторые вопросы многогранной деятельности композитора Узбекистана. В. Сапаров автор симфонических, камерно-инструментальных, камерно-вокальных, фортепианных, театрально-сценических произведений, вдохновлен идеями соединить джазовые элементы с узбекскими национальными ритмо-формулами. Произведения формируют духовность юных музыкантов, воспитывают гармонично развитое поколение независимого Узбекистана.

Ключевые слова: искусство, музыка, джаз, театр, композитор, стиль, талант, способность, творческая деятельность, дирижер, пианист.

В «Год диалога с народом и интересов челове- ние «Об организации деятельности композито-

ка», состоялась встреча Президента Республики ров и бастакоров (мелодистов) Узбекистана». Всё

Узбекистан Шавката Мирзиёева с творческой ин- это направлено на «... создание новых высокоху-

теллигенцией страны [1,1], и вышло Постановле- дожественных произведений в современном духе,

отвечающих эстетическим потребностям нашего народа, крупным музыкальным произведений, в том числе развитие таких классических жанров, как опера, симфония, концерт и оратория» [2, 1].

В свете новых творческих устремлений вдохновенно трудится известный композитор-педагог Валерий Сапаров, автор симфонических, камерно-инструментальных, камерно-вокальных, фортепианных, театрально-сценических произведений. Талантливый композитор, великолепный пианист и дирижер, вдумчивый педагог, он предстаёт как яркая индивидуальность, вдохновенно осуществляющий свои идеи и замыслы. Духовно-эстетический строй художника, отличается особой утонченностью, поэтичностью, является своего рода антиподом материально-конструктивного мироощущения, которым характеризуется нынешняя эпоха глобализма.

Творчество Сапарова выделяется широтой жанрового и стилевого диапазона, разнообразием интересов, где важное место принадлежит джазовому искусству, что особенно ощутимо проявляется в его инструментальных и музыкально-театральных сочинениях.

В творческой лаборатории Сапарова всегда рождаются оригинальные идеи, замыслы и решения. Свобода музыкального мышления композитора, не укладывающаяся в обычные представления, в то же время неотделима от традиций, что дает уникальные художественные результаты. Композитор вдохновлен идеями соединить джазовые элементы - с узбекскими национальными ритмо-формулами. Примерами этому служат циклы десять полифонических пьес для фортепиано (1980), 24 Прелюдии для фортепиано (в джазовом стиле), над которыми Сапаров работал в течение 2001-2010 годы. В предисловии к изданию данного цикла композитор пишет: «Я не ставил перед собой задачу создания музыкальной антологии истории джаза. В первую очередь, мне хотелось, чтобы юные музыканты могли познакомиться с разными направлениями эстрадно-

джазовой музыки, независимо от их пристрастий и вкусов. Также мне хотелось, чтобы музыка прелюдий была доступна как исполнителям, так и слушателям» [3, 3].

Уделяя особое внимание детям, Сапаров, находит подход к формированию духовности юных музыкантов, создает оригинальные джазовые пьесы для фортепиано, в числе которых: «Вальс для Барби», «Регтайм для Барби» (1993-1994), «Блюз для Барби» (2008). В приобщении подрастающего поколения к ансамблевому музицированию, к современным мелодиям и ритмам интересен цикл «Мы играем в джаз», для фортепиано в четыре руки.

Одним из ярких творческих достижений Сапарова является композиция-мемориал «Элегия» памяти Арно Бабаджаняна, получившая широкое применение в отечественной и зарубежной музыкальной педагогике, существующая в разных версиях: фортепиано (соло), для фортепиано, флейты и камерного оркестра (2001).

Произведения Сапарова изданы в ряде сборников: «Юный пианист» выпуск № 2-3 (19801981), «Детские пьесы композиторов Узбекистана» (1985), «Фортепиано» (2009), совместно с Гульчехрой Алиматовой учебно-методическое пособие «Фортепиано» (2006), с Нодиром Са-лиевым «Саксофониана» (2011), с Раъно Атабе-ковой — методическое пособие для фортепиано 1 часть (Младшие классы ДШМИ) «Джаз для детей» (2015), с Лолой Ганиевой. В сборниках созданных Сапаровым совместно с другими специалистами, важно отметить коллегиальность и содружество в выборе методологии труда. Также Сапаров создал учебное пособие «Эстрадные и джазовые произведения» (2014) по фортепиано для бакалавров и магистрантов в связи с расширением педагогического и концертно-испол-нительского репертуара.

В разные годы (начиная с 1961) Сапар ов вел педагогическую деятельность: первоначально в детской музыкальной школе в Ашхабаде, затем

в Ташкенте в Республиканском дошкольном педагогическом училище, в Ташкентском государственном музыкальном училище имени Хамзы, в Республиканской Эстрадно-цирковой студии.

С 2006 года он работает в Государственной консерватории Узбекистана на кафедре эстрадного инструментального исполнительства и преподает дисциплины фортепиано, класс импровизации. В 2006-2008 годах руководил студенческим Биг-Бэндом.

В педагогике Сапаров стремится к целенаправленным результатам, регулярно проводит мастер-классы. Он неоднократно работал в составе жюри республиканских конкурсов ССУЗов, ДШМИ - молодых исполнителей по эстрадно-джазовому направлению. Его многочисленные ученики продолжают традиции, развивают творческие принципы педагога, это: Руфина Усма-нова, Санжар Нафиков, Андрей Рыжов, Сайёра Ибрагимова, Евгения Приходько и другие.

Одной из главных сфер творческой деятельности композитора является музыкальный театр. Он создает разножанровые, весьма актуальные спектакли, дирижирует исключительно своими сочинениями. Его сценические произведения популярны и пользуются зрительским признанием. На эстрадно-джазовом материале построены оперы-сказоки для Республиканского театра кукол «Пахта-ой» (1988), «Волшебная лампа Аладдина» (1991). Созданная для Ташкентского театра музыкальной комедии (оперетты), мюзикл «Любовь в стиле блюз» (2013), по рассказам О'Генри, насыщен современными интонациями и ритмами. Музыка основана на утверждении человеческих чувств, любви и духовных ценностей.

В музыкальной комедии «Слуга двух господ» (2014 по Карло Гольдони) В. Сапаров использует аллюзии на вокальные стили А. Вивальди и Дж. Россини, а в следующем произведении «Ро-

мантики» (2015 по пьесе Эдмона Ростна), композитор обращается к музыкально-романтическим истокам, органично сочетая их - с эстрадными и джазовыми интонациями и ритмами.

Несомненно, творческой удачей композитора стала музыкальная комедия «Двенадцать стульев» (2016) по роману И. Ильфа и Е. Петрова. Сапаров создал яркую темпераментную музыку, используя материал российских композиторов Геннадия Гладкова и Александра Зацепина. Применение в спектакле современных постановочных технологий и видеоряда, включающего кинокадры из художественных фильмов, документальную кинохронику и мультимедиа, обогатило представление в информационном плане и расширило семантическое пространство музыкальной выразительности.

Создавая музыкально-сценические произведения, композитор выбирает актуальные темы. Преломление мировой классический литературы в музыкально-сценической драматургии нашего времени дает высокий художественный результат.

Произведения Валерия Сапарова исполняют молодые и прославленные узбекистанские и зарубежные музыканты, воспитывая слушателей духовно, развивая высокие человеческие качества, их художественный интеллект.

Перешагнув 70-летний рубеж, Валерий Сапаров - член Союза композиторов и бастакоров Узбекистана, кавалер ордена «Дустлик» («Дружба»), пианист и дирижер, музыкант широкого диапазона. Его творческое кредо: «Музыкант должен уметь все» определяет жизненные принципы, неутомимые поиски новых форм выражения музыкальной мысли.

Он находится в расцвете творческих сил и вдохновлен на создание произведений воспитывающих гармонично развитое поколение независимого Узбекистана.

Список литературы:

1. Мирзиёев Ш. Развитие литературы и искусства, культуры - важный фактор повышения духовности нашего народа. - Ташкент. - 2017. Народное слово. - № 153 (6817). 4 августа. - С. 1.

2. Мирзиёев Ш. Постановление Президента Республики Узбекистан «Об организации деятельности Союза композиторов и бастакоров (мелодистов) Узбекистана». - Ташкент. - 2017. Народное слово. - № 161 (6825). - 16 августа. - С. 1-2.

3. Сапаров В. 24 Прелюдии для фортепиано (в джазовом стиле). - Ташкент: - 2010. - 80 с.

4. Седых Т. Призвание: интеллектуальный джаз Валерия Сапарова // Формирование гармонично развитого поколения в современных условиях. Часть 3. - Ташкент: НИИ педагогических наук им. Т. Н. Кары-Ниязи. - 2010. - С. 73-77.

5. Седых Т. Джазовое искусство в Узбекистане // San'at. Art. Искусство. - Ташкент: - 2008. - № 2. -С. 32-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.