Научная статья на тему 'Hungarian Rhapsody ferens list in education to play on Afghan rubab'

Hungarian Rhapsody ferens list in education to play on Afghan rubab Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
72
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European Journal of Arts
Область наук

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Azimov Ilxom Azimovich

Product west european composer are studiedin scholastic processin seing and pro-cessing realizable for performance on publicinstrument as foreign, so and domestic composer or musician-performer. e Greater possibilities for the maer of that give the teacher to hungarian rhapsodies Ferens List, particularly second and sixth to rhapsodies, broadly knownin Uzbekistan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Hungarian Rhapsody ferens list in education to play on Afghan rubab»

Section 2. Musical arts

DOI: http://dx.doi.org/10.20534/EJA-17-2-8-10

Azimov Ilxom Azimovich, senior teacher of the pulpit "Performance public instrument" State conservatory Uzbekistan.

Tashkent, Republic Uzbekistan E-mail: navouzbek@mail.ru

HUNGARIAN RHAPSODY FERENS LIST IN EDUCATION TO PLAY ON AFGHAN RUBAB

Abstract: product west european composer are studied in scholastic process in setting and processing realizable for performance on public instrument as foreign, so and domestic composer or musician-performer. The Greater possibilities for the matter of that give the teacher to hungarian rhapsodies Ferens List, particularly second and sixth to rhapsodies, broadly known in Uzbekistan.

Keywords: performance, music product, composer, virtuoso, rhythm, musicologist, virtuosity.

Азимов Илхом Азимович, старший преподаватель кафедры "Исполнительство на народных инструментах" Государственной консерватории Узбекистана Ташкент, Республика Узбекистан E-mail: navouzbek@mail.ru

ВЕНГЕРСКИЕ РАПСОДИИ ФЕРЕНЦА ЛИСТА В ОБУЧЕНИИ ИГРЕ НА АФГАНСКОМ РУБАБЕ

Аннотация: произведения западноевропейских композиторов изучаются в учебном процессе в переложениях и обработках, осуществленных для исполнения на народных инструментах как зарубежными, так и отечественными композиторами или музыкантами-исполнителями. Большие возможности в этом отношении предоставляют педагогу венгерские рапсодии Ференца Листа, особенно Вторая и Шестая рапсодии, широко известные в Узбекистане.

Ключевые слова: исполнительство, музыкальное произведение, композитор, виртуоз, ритм, музыковед, виртуозность.

Обучение игре на афганском рубабе, как и на многостороннее и многогранное развитие музы-других народных инструментах, предполагает канта-исполнителя, осваивающего в классе по спе-

HUNGARIAN RHAPSODY FERENS LIST IN EDUCATION TO PLAY ON AFGHAN RUBAB

циальности под руководством педагога, не только национальную, но и мировую музыкальную литературу. Естественно, что произведения западноевропейских композиторов изучаются в учебном процессе в переложениях и обработках, осуществленных для исполнения на народных инструментах как зарубежными, так и отечественными композиторами или музыкантами-исполнителями. Большие возможности в этом отношении предоставляют педагогу венгерские рапсодии Ференца Листа, особенно Вторая и Шестая рапсодии, широко известные в Узбекистане.

Эти виртуозные произведения используются в обучении рубабистов в свободной обработке для балалайки и фортепиано, выдающегося российского балалаечника-виртуоза Николая Оси-пова (1901-1945). «Будучи высокопрофессиональным музыкантом, артист особое значение придавал созданию для балалайки репертуара, который в полной мере мог раскрыть её художественные возможности» [1, 193]. Применение в учебном процессе данных обработок весьма целесообразно и в классе афганского рубаба. Венгерские рапсодии Листа очень хорошо звучат в тембре этого узбекского народного инструмента. Работа над рапсодиями возможна в той стадии обучения, когда молодой музыкант, овладев техникой игры на инструменте, имеет определённый уровень музыкального мышления, достаточной развитой гуманитарной культурой. Следует отметить, что студенты проявляют большой интерес и желание изучать венгерские рапсодии Листа. Они с удовольствием работают над ними, преодолевая технические трудности.

Начиная изучение рапсодий, необходимо осуществить экскурс в историю этого жанра и в историю венгерской музыкальной культуры, обратиться к творчеству Листа, ознакомиться с монографиями об этом композиторе. Следует обратить внимание обучаемого на общие закономерности построений венгерских рапсодий Листа, содержащих обычно два контрастных

раздела: Lassan — медленно и Friska — быстро. «Музыка медленных частей горделивая, рыцарственная, романтически приподнятая, — то в характере величественного танца-шествия, то в духе импровизационного речитатива или эпического повествования, с обилием украшений, причудливыми ритмами. Музыка быстрых частей — огненно-страстная, яркая, стремительная, — то в характере чардаша, то в духе весёлого народного праздника, с красочными переборами цимбал, виртуозными пассажами скрипачей» [2, 531]. Венгерские рапсодии Листа представляют собой классические образы музыки вербункоша. Характеризуя музыкальную жизнь Венгрии XVIII века, венгерский музыковед Бенце Сабольчи подчёркивал, что ярче всего отобразила новые для того времени идеи буржуазного прогресса и национальной независимости музыка вербункоша [3, 55].

Вторая венгерская рапсодия Листа в свободной обработке для балалайки и фортепиано Н. Осипова изложена в тональности ре минор, что очень удобно для афганского рубаба. Она открывается медленным импровизационным фортепианным вступлением величественного характера в тональности ля минор, являющейся минорной доминантой по отношению к основной тональности ре минор. В 10-м такте вступает рубабист с выразительной последовательностью мелодий капризного характера, в исполнении которой необходимо ощущение импровизационной свободы. В мелодической, ладоинтонационной и ритмической сферах ярко обнаруживается венгерский национальный характер музыки. Важную выразительную роль играют кадансовые обороты, присущие музыке вербункоша. Блестящие сольные виртуозные исполнительские каденции рубабиста украшают рапсодию. В быстрой части произведения устанавливается тональный план ре минор — ре мажор. Танец, постепенно динамизируясь, превращается в огненную, темпераментную пляску, достигая колоссальной кульминации в завершающем разделе.

Шестая венгерская рапсодия в обработке для балалайки и фортепиано Н. Осипова изложена в тональных соотношениях фа минор и ре мажор, что удобно при исполнении на афганском рубабе. Произведение состоят из четырёх разделов, организованных в единое целое по принципу контрастного сопоставления, характеризующегося свободным нарастанием эмоционального напряжения, приводящего к апофеозу зажигательного, темпераментного танца, в котором быстрые репетиции каждого звука имитируют игру на цимбалах.

В первом разделе рапсодии, открывающейся фортепианным вступлением торжественного характера, рубабисту необходимо добиться абсолютно точной синхронности звучания с фортепианной партией. Это же требование относится и к четвертому разделу произведения, исключительно сложному как в техническом, так в исполнительском и ансамблевом отношениях. В сольных исполнительских каденциях рубабисту предоставляется полная свобода в проявлении виртуозного мастерства и высокого художественного вкуса.

Исполняя рапсодию, музыкант может использовать многие, осваиваемые им приёмы игры

вниз и вверх, стаккато, легато, нон легато, форшлаги, морденты. Важное выразительное значение в исполнении рапсодий имеет артикуляция, способствующая рельефности интонирования, осмысленности музыкального произношения мелодии. Определённую трудность в исполнении рапсодий представляет темп, который часто меняется и потому требует особого внимания. Технические трудности в рапсодиях Листа требуют от рубабиста правильного распределения сил, тщательного продуманного исполнительского плана.

Целесообразно прослушать рапсодии в аудио — и видеозаписях в оригинале, в исполнении выдающихся пианистов, а также в переложениях, транскрипциях и обработках для различных инструментов и исполнительских составов. Это поможет рубабисту в поисках своей собственной индивидуальной и самобытной исполнительской интерпретации. Венгерские рапсодии Листа всегда являются украшением любой концертной программы, и поэтому изучение их неизбежно приводит к исполнению на концертной сцене, что в свою очередь требует особо тщательной и кропотливой работы рубабиста над каждой деталью нотного текста и над произведением в целом.

и штрихи: тремоло, одинарный удар медиатором

Список литературы:

1. Имханицкий М. История исполнительства на русских народных инструментах. - М., - 2002.

2. Мильштейн Я. Ф. Лист. - Т. 1. - М, - 1971.

3. Сабольчи Б. История венгерской музыки. - Будапешт, - 1964.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.