создание учебной литературы, учебно-методических пособий и сборников статей о джазе Узбекистана; разработка специальных курсов по джазу; участие творческой молодежи в международных и республиканских джазовых фестивалях, конкурсах, концертах.
Список литературы
1. Мирзиёев Ш. Образование и просвещение - дорога к миру и созиданию // Уверенно продолжим путь национального развития на новом этапе. Т. 1. Т.: Узбекистан, 2018. 368 с.
2. СайфуллаевБ. Система музыкального образования в Узбекистане // Musiqa. Т., 2018. 100 с.
3. Андриянова В.И. Развитие творческого мышления и творческих способностей - фундамент эффективного обучения учащихся и молодёжи // Гармонично развитое поколение - условие стабильного развития Республики Узбекистан. Т., 2015.
4. ЧепуровВ. Музыка в школе: из опыта работы. М.: Просвещение, 1983. 112 с.
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЯ В СТУДЕНЧЕСКОМ ОРКЕСТРЕ Туратов С.Т.
Туратов Собиржон Турдибекович — и.о. доцента, кафедра инструментального исполнительства, Государственный институт искусств и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье приводятся высказывания специалистов в области народной инструментальной культуры. Обобщён опыт студенческого оркестра в республиканских и международных фестивалях.
Ключевые слова: вуз, образование, оркестр, музыка, узбекские национальные инструменты, дирижер, преподаватель, студент.
Одной из основных задач студенческой молодежи является не только приобретение профессиональных знаний, но и проявление бережного отношения к традициям национальной музыкальной культуры. Говоря об истории нашего государства, Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев подчеркивает: «... у нас достойная восхищения великая история, достойные восхищения великие предки, достойные восхищения несметные богатства. И я убежден - у нас будет достойное восхищения великое будущее, великие литература и искусство» [1, с. 152].
В современных условиях оркестр обновляет свой учебный репертуар произведениями, представляющими большую ценность нематериального наследия, изучаются произведения композиторов Узбекистана, мировая классика, джаз. «Действительно, воспитание молодежи в духе национальных и общечеловеческих ценностей остается для нас вопросом, никогда не теряющим свою актуальность и значимость» [2, с. 106].
Основополагающим принципом работы оркестра является широкий подход к выбору репертуара, основанный на мудром высказывании Министра культуры Республики Узбекистан Бахтиёра Сайфуллаева: «Национальные особенности каждого народа отражаются в культуре. Узбекистан -многонациональная страна с древнейшей культурой» [3, с. 19].
В работе над репертуаром большое значение имеют фундаментальные научные труды о фольклористике, развитии народных традиций, культуры, духовности. Нам импонируют слова Заслуженного деятеля искусств Узбекистана, доктора искусствоведения, профессора Государственной консерватории Узбекистана, члена правления Союза композиторов и бастакоров Узбекистана, обладателя ордена «Эль-юрт хурмати» Тухтасинбека Гафурбекова: «Золотые зерна народной музыки дают совершенные побеги, когда к ним прикасается рука художника с утонченным вкусом и творческой фантазией, большим интеллектом и профессиональным мастерством, художника, глубоко изучившего все лучшие достижения в этой области мировой музыкальной классики и музыки нашего столетия» [4, с. 110].
Активно осуществляется этот процесс в Государственном институте искусств и культуры Узбекистана в студенческом оркестре узбекских национальных инструментов факультета «Народное творчество» кафедры «Инструментальное исполнительство» под руководством заведующего кафедрой, профессора Уразали Ташматова.
Студенческий оркестр узбекских национальных инструментов - это компетентный музыкальный коллектив, с которым работает художественный руководитель, талантливый дирижер - Хикмат Раджабов.
Успех оркестра немыслим без дирижера. Работа оркестра ориентирована не только на изучение музыкального материала мирового масштаба, но и на источники народной музыки, инструментария.
Студенты в процессе занятий оркестрового класса и других дисциплин осваивают музыкальные произведения различных эпох, стилей, жанров. Воспитание у них интереса к мировой культуре, к достижениям - это процесс сложный, требующий педагогического опыта и мастерства, знания не только музыки, но и психологии, философии, эстетики, закономерностей воздействия музыки на слушателе.
Студенты изучают широкий спектр дисциплин, способствующих профессиональному росту, раскрытию многогранных способностей: оркестровый класс, дирижирование, игра на национальном инструменте, фортепиано, методика, чтение партитур, инструментоведение, ряд музыкально-теоретических дисциплин, изучение макомов.
Ибо изучение перечисленных выше дисциплин, крепкие знания подготавливают квалифицированного руководителя коллектива, специалиста-музыканта, дирижера, музыканта-оркестранта.
Учитывая важность научных знаний для творческого развития музыканта, следует обратить внимание на целенаправленный отбор той или иной научной информации, индивидуального осмысления её в направленности на формирование неповторимой самобытной личности исполнителя.
Список литературы
1. Мирзиёев Ш. Развитие литературы, искусства и культуры - важный фактор повышения духовности нашего народа // Одобрение народа - высшая оценка нашей деятельности. Т. 2. Т.: Узбекистан, 2018. 416 с.
2. Мирзиёев Ш. Обеспечение верховенства закона и интересов человека - гарантия развития страны и благополучия народа // Уверенно продолжим путь национального развития на новом этапе. Т. 1. Т.: Узбекистан, 2018.
3. СайфуллаевБ. Система музыкального образования в Узбекистане // Musiqa. Т., 2018. № 1. 100 с.
4. Гафурбеков Т. Фольклорные истоки узбекского профессионального музыкального творчества. Т.: Ущтувчи, 1984. 119 с.