Научная статья на тему 'Утреннее келейное молитвенное правило по рукописи РГАДА. Син. Тип. (Ф. 381). 220, XVI в'

Утреннее келейное молитвенное правило по рукописи РГАДА. Син. Тип. (Ф. 381). 220, XVI в Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
298
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шишкин Александр Владимирович

В настоящей публикации мы помещаем текст утреннего келейного молитвенного правила по одной из древнейших сохранившихся рукописей, содержащих молитвенные последования, специально предназначенные для келейного чтения утром и вечером.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Утреннее келейное молитвенное правило по рукописи РГАДА. Син. Тип. (Ф. 381). 220, XVI в»

Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия 2005. Вып. 14. С. 158-161

Утреннее келейное молитвенное правило по рукописи РТАДА. Син. тип. (ф. 381). 220, XVI в.

АВ. Шишкин

(ИС РПЦ)

В настоящей публикации мы помещаем текст утреннего келейного молитвенного правила по одной из древнейших сохранившихся рукописей, содержащих молитвенные последования, специально предназначенные для келейного чтения утром и вечером.

Рукопись РТАДА. Син. тип. (ф. 381). 220, XVI в. представляет собой Псалтирь с возследованием и включает в себя, помимо обычных для этого типа книги текстов, выдержки из Октоиха, Минеи, Пролога, Трефолоя (в том числе — 70 канонов русским святым, прославнен-ным на Соборах 1547 и 1549 гг.), Триоди. Рукопись писана на бумаге в лист (39.5 х 30 см) иноком Иосифова Волоколамского монастыря Маркелом мелким полууставом в два столбца, 1140 листов.

Часослов, выписанный в этой рукописи полностью, содержит не только последования обычных суточных служб, но и утренние и вечерние молитвы для келейного чтения. Будучи одной из древнейших сохранившихся русских рукописей, содержащих тексты келейного молитвенного правила, рукопись поэтому представляет особый интерес.

Ниже опубликовано утреннее правило по этой рукописи (л. 31 об. — 37). Оно включает в себя несколько вступительных стихов и 8 молитв, лишь отчасти соответствующих молитвам принятого ныне келейного правила, а также цикл молитв свт. Кирилла Туровского на каждый день седмицы — статью, весьма распространенную в древнерусских рукописях (см.: Рогачевская Е. Б. Цикл молитв Кирилла Туровского: Тексты и исследования. М., 1999). Текст утренних молитв приведен полностью, с разделением на слова (диакритические знаки опущены, но титла не разведены и поэтому сохранены; рубрики, для отличия их от текстов молитв, даны курсивом);

для молитв свт. Кирилла Туровского указаны только инципиты и даны отсылки на указанное издание Е.Б. Рогачевской.

Текст утреннего келейного молитвенного правила по рукописи РТАДА. ф. 381. 220. Л. 31 об. — 37.

Ведомож еЬди лко почае перваго часа не поется въ црквн ■ токма въ к/л/н Млтва. На вслкъ днь по заТренн въ к'Ьл'н. Олава тек^ кже нашь слава тек^ пре^рА грехы наша ■ слава теке ке нашь въсестдга трнце слава тек^. йзъ ^сн^хъ н спах I въстах ако гь заст^пнт ма

1на ■ млтва. Олава тек^ ке нашь члколюкче ■ гако ннчтоже клго сътво_ н^ъ вче_ рашн/ днь. н в сТю но^ь препоконлъ мга есн сномъ - I пакын мсв^аешн мга св^_ томъ дневнынмъ. М премлтнвы влЫко члвколюкче. что тн вздамъ за вся гаже намъ тво. ншн ■ клгал мн^ подавал ■ недостонном^ грешном^ ■ мскверненном^ ■ н нечнстом^ ■ шлетъшемЙА всемн злогнЙнымн д^лы ■ да како возмог^ помыс-лнтн, нлн воз.'Ьтн к вы _от^ нкн^н ■ ♦ негаже йпадохъ самовластным свонмъ. н ♦стй’пнх ♦ св^та въ тм^ но понеже самъ реклъ есн, взавн ■ мга н ?слышю тга. нн^ же зов^ тн непрестанно. I впню двдьскымъ гласомъ ■ помнлйн мга кже помн-лйн мга 1знемогшаго в злых д^ганшхъ ■ н всю жнзнь мою нжжнвш^ стртьмн н по-Хотмн ■ н вслкымъ мнрьскымъ прелюкод^нствомъ но гн мон гн ■ недажь враг^ до конца похвалнтнсл м мн^ грешнемъ ■ но нзкавн мга ♦ вс^х его с^тен злокозне-ных ■ нмнже не почнваетъ днь н но^ь ?ловлгаа мкааннй’ю мою дшю.

И тек^ молюсга прнпадага въпню ■ хранТтелю мон стын аггле ■ не гн^шансл мене клйднаго. I л^нТваго на клгй’ю д^тель ■ скора же на всяко зло, но всегда самъ на_ правн мга ■ н кйдн мн помо^н/къ I застйпшкъ на мо _го с?протнвннка ■ да в на_ стаавшнн днь ■ непороченъ н непосрамленъ ■ хвал^ тн възамь ■ славяне йца н сна ■ н стаго дха ■ н нн^ н прно н в в^кы в^ком амнн.

1на млтва. К тек'Ъ члвколюкче влы[ко ■ ♦ сна вставъ прнк^гаю. И на д^ла пижн-заюсл млсрнга твоего ■ молю тн сл помозн мн ■ на всяко времга н вслкон вешн ■

т* 1 I '

нзкавн мга ■ ♦ всгакыга мнрьскыга злокы ■ I днгавольскаго посп^шежа ■ введн мга н спн мга въ црьствнн тво _мъ в^чнемъ, гако клгвенно есть нмга твое стое ■ йца н сна н стаго дха ■ нн^ н прно н в в^кы в^комъ амн.

1на млн. Еже мцнстн мга гр^шнаго, I не мставн мене ■ гако ннчтоже клго сътво_ рнх пре токою ■ но молютн члвколюкче ■ направн стопы мога ■ н сподокн мга ♦ днешнаго дне положнтн начатокъ ■ когатнсл н трепетатн нменн твоего стаго ■ I творнтн в всемъ волю твою. И п^тн та в нспов^данш. гако клговенъ есн в в^ : 1на ■ мол. Гн кже нашь. а^е что согрешнх в но^н сен. а^е словомъ. а^е д^ломъ. а^е помышленнемъ. съд^гах что. гако клгы члколю _ець про_тн мТ. мн_енъ днь н кезмгатеженъ да_^й мн кже. аггла тво _го хра_ нтелга мн по _лн. по_рываю^а н съклюдаю^а ■ ♦ вслкаго зла. гако ты есн храннтель дшамъ нашнмъ н телесемъ. н тек^ слв^ всылаемъ йцю н сн^ н стом^ дх^ н нн^ н прнсно н в в^кын в^комъ. амннь.

Великаго св'ктилника ианна злат^стаго, млтва молевна. Si ■ мь часитм дневным: Гй не лиши мене нкных твоихь клгь Ги изкави мга вечных мо?кь ги афе словомь или д^лом ■ [ли ?момь. или помышлениемь сьгр^ших прости ми гр^шном^. ги изкави мга ♦ вслкого неразЙмиа. и заквенил, и ?нын'['а ■ малодшига, икамененаго нечювьствТл. ги изкави мга ♦ всгакого искошена ■ излоклениа ■ ги просвети срце мое. еже помрачи л^Равое жерание : ги азь ?ко гако члк^ сьгреших ты же гако члколюкець помил^и. и прости и. ги вижь немощь дша моега. и посли клготь твою в помочь дши моей. да и w мн^ прославитсл имга твое престое. ги [V х* напиши мга в кнгах животных подал мн^ конець клгь. ги ке мои афе ничтоже сотворих клго пре токою ■ но подаи же ми по клгости твоеи и положити ■ начало клго. ги одожи рос^ клгати твога в срце мое. ги помганТ мга грешнаго и сквернаго и непо-трекнаго рака твоего ■ Тмрк ■ егда приидеши в црьтвии своемь. всегда и нн^ и присно и в в^ки в^ком аминь:-

Мол пртЪи Еци. Прчтага влычице мога кце ■ йжени ♦ мене смиреннаго ■ и икар аннаго рака твор го. ?нынТе, закытие. неразумие нерадение. и вслроа л^равое [ скверноа : и х^лнал помышленТа. ♦ окарннаго, ?ма мо его ■ И по раси пламень стртеи моихь. гако немофень есми и икааннень. и изкави мга ♦ мно рых лютых вспоминанТи. [ препригатш и ♦ вслкых мга злых свокоди д^йствь. гако клЬловень-на %си ♦ вс^хь родовь. и славитсл твое пртое имга в в^кы. аминь:-1на ■ Молитва. Нын^ приплдаю^и прчтага гже кце впТю ти ■ помилйи мга мМр госьгр^шешаго. и п^нТе недостоиное приими иже ♦ скверных ?стень приносимое. [ сна свор го ?моли. ♦прение прегрешениемь даровати мн^. всегда и нн^ [ прно и в в^ки в'ккомь. аминь.

И ♦п&тъ-

Млитвы в неделю по за?тренеи. пр/клро кнрнла сфенно- инока- Олава тек^ ги кже мои, гако сподокиль мга еси вид^ти днь. преславнаго вьскрениа твоего... [Ро-гачевская. С.91]

в пне. по за?тренТ млтва ■ прпвнаги!. кУрила : Кь вамь застйпникомь и храните-лемь живота нашего... [Рогачевская. С. 99]

в вток по за?трени: мол. прпйна кУрила инноык : Кртителю хвь. покаанию пропо-в^днТче... [Рогачевская. С. 106]

I 2&~ г* г1 „ ^ I ||1 г* г* г*

в сре мол по заитрен. прпвнаго кирила инока : W гже мога кЦе. ?млрдисл на мга... [Рогачевская. С. 113]

в чек мол. по застренш прпйнаро корила инора- Дше мога сорр^шаю^и по всл

дни... [Рогачевская. С. 119]

в плток мол по за?тренТ. прпвнаг крил инок о покати : Како свое падение н!^ раз^м^ю... [Рогачевская. С. 129]

в с&от. по за?трен1'и млтва. сфенно./нока крила мн/'ха- прпвнаго т?ривского. Тек^ едТном? клизме?. И члвколюкцю фером? кг?... [Рогачевская. С. 140]

Rite of Private Morning Prayer according to the Manuscript of the Russian State Archive of Ancient Acts, f. 381. 220, XVI c.

A.V. Shishkin

We publish here the text of the rite of strictly private morning prayer according to one of the oldest known manuscripts which include any orthodox rites of this sort.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.