Научная статья на тему 'Молебный задостойник «Владычице, приими» в крюковом обиходе Антониево-Сийского монастыря (рукопись ГИМ. Син. Певч. 1243, 70-e гг. XVII В. )'

Молебный задостойник «Владычице, приими» в крюковом обиходе Антониево-Сийского монастыря (рукопись ГИМ. Син. Певч. 1243, 70-e гг. XVII В. ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
151
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гринченко Ольга Сергеевна

В крюковом Обиходе XVII в. из Антониево-Сийского монастыря представлен необычный вариант часто употребляемого в современной практике молебного задостойника «Владычице, приими», не имеющий аналогов в греческих литургических книгах. Мы публикуем два распева данного песнопения знаменный и путевой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Гринченко Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Молебный задостойник «Владычице, приими» в крюковом обиходе Антониево-Сийского монастыря (рукопись ГИМ. Син. Певч. 1243, 70-e гг. XVII В. )»

Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия 2005. Вып. 14. С. 162-168

Практика личного благочестия на Руси в XVI в.: Статьи, посвященные евхаристической

ДИСЦИПЛИНЕ И КЕЛЕЙНОМУ ПРАВИЛУ В РУКОПИСИ

РГБ. ТСЛ-осн. (ф. 304-1). 793, XVI в.

ДВ. Денисов

(Пстгу)

В настоящей публикации помещены главы, посвященные вопросам евхаристической дисциплины и келейного правила, по одной из рукописей собрания Троице-Сергиевой Лавры. Эти главы являются интересным свидетельством о практике благочестия на Руси в XVI в.

Рукописный сборник РГБ. ТСЛ-осн. 793, XVI в., основным своим содержанием имеет слова и поучения догматического, полемического и толковательного характера, а также проповеди на разные дни года. Две главы сборника (23-я: «Слово Святого Великаго Василия, како причащатися иноком в пустынях живущи несущу иерею» (Л. 106 — 106 об.) и 29-я: «Слово 53, како подобает причащатися Божественных Таин» (Л. 131 — 138 об.)) посвящены вопросам евхаристической дисциплины; их содержание в основном сводится к выпискам из творений св. Отцов. Еще одна глава Сборника, 24-я — «О домашнем правиле, правило священником песней» (Л. 106 об. — 108), — посвящена доказательству необходимости для диаконов и священников ревновать о ежедневном пропевании дома всех служб суточного круга; в ней также приводятся символические толкования служб суточного круга, следующие той традиции, какая восходит к памятникам уже III-IV вв. — например, «Апостольскому преданию». Вместе эти три главы являются важным свидетельством о практике причащения Св. Таин и совершения келейного правила в XVI в. на Руси. Вопросы истории правила домашней молитвы, а также евхаристической дисциплины до сих пор плохо исследованы, поэтому публикация указанных текстов представляется нам более чем оправданной.

Принципы публикации. Орфография памятника сохранена; графика по возможности приближена к оригиналу. Текст дан с разделением на слова; окончания строк отмечены двумя косыми линиями; нумерация листов приведена в квадратных скобках. Текст, перечеркнутый писцом киноварью, взят в круглые скобки; пустые круглые скобки отмечают вымытые буквы внутри слова; двойными угловыми скобками отмечен текст на полях; текст, писанный киноварью, выделен жирным шрифтом. Статьи даны в порядке следования их в рукописи: 23-я, 24-я, 29-я.

Текст статей 23, 24 и 29 из рукописи РГБ. ТСЛ-осн. (ф. 304-1). 793, XVI в. Л. 106 — 108 об.; 131 — 138 об.

[Л. 106] Сло стого Великдго £аслн//Та- КЛКО ПрИЧАфЛТИ иноко ■ ® п?сты//ндХ живо?фи ■ н« со?ф# исрію ■:■// <<глвд ■ кГ->>

©же Н0?ДИТИСА ком^ не иер^ю // причд^ение своею рйкою вьзимдти // ни-кдга есть тАжесть ■ зд еже долги // ижычАемь ■ и сдм^ми в^ьми йв^/рити ■ выи о?ко иж в пустынА^ь и иночств^//ю^ии ■ ид^же н^ с^никд ■ прйчд^е//н«е свое $ сек^ дрьжд^и причА^дют//сА ■ Еь Длексднр^и же и вь егіпта ■ // и простий людие ■ гако нд мноз^ имй’ть // причд^е ние в дом? своемь кожо ■ егд // хотеть причд^детсА сокою единою // иер^ю сьв^ршившо? и ддвш^ ■ приШы11 // той причА^дгасА ■ гако ♦ иер^га причА//^дтисА должень есть ■ ико вь цркви // иер^й ддеть часть ■ и дрьжит ю приемыи [Л. 106 об.] со всакою влдстью ■ и тд-ко прино с ить // ко ?стомь своею р^кою- тоже ?ко е // силою ■ или един? ЧАстьО

<<глвд ■ к>> д ссж ю домдшнемк правилі ■ прдви//ло с^нико пкнеи ■ Попове и

дьгакони // внушите глемдга ■ и рдзЙмеите чть стель//скдго сднд еж пригасте ■ и не $кленитесА // $ пор?ченнемь вд прдвил^ ■ гак ко и д^лдте//ль возмднде, д^е и д^лдние исполнит ■ кд//ко во зло и кывдеть ем^ ■ не токмо Ке^е/Дтиі, но и все возм^ ♦ него ■ тдкож д^е // кто вд $кленит, $ п^нии домдшнемь, // $стдвлень кйдеть, ♦ помоги клго//ддти кжига ■ и врдго преддстьсА ■ и // ндид?т нднь скор-ки и ндпдсти ■ ^дне // сднд своего $ сек’Е хрднит ■ ни в^ что // е чин еже пригат

■ а тдковыХ пррокь глть // горе вд пог?клеши, времА млтв^ ■ и // чдсо дневнымь ■ и но^ньі ■ утопивші'// дш? пьганьство ■ чрев^ сЙ^и рдки д не // кг?

■ того са клюдите крдтье, дд не [Л. 107] нд нд то са свершит, Е саком? ко 0?че-ном^ // словеси кжию ■ речнно, прдвити днвное и // ножное п^ние ■ д с^нико же всегд ■ А^е // ли кто, с^ник, л^нитсА $ домдшнем п^//нии, тдковый дд са лис шить сво с г сднд, // дже тог са не $стднет ■ д^е ко по н?жи прі//л?читсА ■ не ♦п^вь чдсо гасти, и питї // дд по мк^де Кіпой ■ д не мози $стдви//ти ■ д $ томь кдйсА ■ и йп^вдй все ■ пе//р во црквндго п^нига ■ прдвА ко всегд п^//ние, сь кгомь и сь стыми к^с^д^еть ■ // дольжни ко есми кес порокд ■ по вса дни // его прино-

сити ■ Олн стйтельскь при//гахо гак ко долг? истазлни кйде, повсе//дневнлго п^_ нига ■ л^е ли не йсполнй, // предлни Б^де в в^чн^ю м^ко? ■ &кленд//ет ко са попа, Или дьгакон сл^жити ■ в // нели и ва стЫи днГ ■ не имлт тлковьш // млти кжига, пригати ни части са // стыми ■ на всего кллгл кйдет лишена //

оутрснла ко &тлвлснл бы ■ п^ти [Л. 107 об.] лплы и стыми йци ■ злн^ ♦ ?трл рлно // васкресе Гь Ба ншь ■ Пото ■ л ■ чл п^ти // гако дл просллви св^тодлвцл

■ Оатво//рившлго днь ■ и мсв^тившл ны св^то // свои ■ Пото ■ Г ■ чл п^ти ■ гако в тай чл послл ■ дха стый ♦ мцл ■ пото ■ э // чл п^ти ■ гако в той чл рлспАта-са Ха // гр^^а .рлди нлших ■ Еа тои чл лдлмл гь // сазл ■ первлго члкл, ва тои чл евгл в рли// бы прел^енл ■ того рлди ^а ♦ того члсл // рлспАтсА ■ дл ны смрти изклвит гр^//ховныга ■ Пото ■ д ■ и чл п^ти ■ гако // в той чл ха дха предлста ♦цю и ?мре // плотью ■ л кЖтвомь прино сый ?мрь//шиха рлди ■ сниде до днл лдовл ■ и васкре // ва третий днь ■ Потома ■ в> ■ чл п^ти // вечернА ■ гак спооки ны Ба, преити днь ка // вечер^ ■ ц^ло и зрлво ■ пото плвечерни//цл п^ти ■ и мо. литисА кг? ■ длкы ны // кез гр^хл сподокил ■ препочити но^ь ■ и пл//ки востлти нл молкы ■ Пото пол^[Л. 108]но^ницю п^ти ■ гако ва пол?но^и % приити // х^ нл с? ■ и васкресити нл ■ и йдл ком?Жо по//д^ло ■:■

сеж вы Брдтьс, и ЧДА* ндписАХо> легкш // (ко) - рдз?м«х» по своеи немощи ■ // Дл л^е ком? силл коле ■ то прилож спсенига д^ла своего ■ и ?подокишл ■ % ■ тлллнта // приимшем? ■ и дрй’гй’ю ■ % ■ прии5кр^та//шю Тми ■ л не мози, гакож един тлллнта при//имыи ■ и той некрежениема скры и зл то // бы мс^жена ■ и посем? рлз^мей-те члдл ■// егл ком? взли длси что ■ дл л^е ни мллл //длрл ти не длста ■ но токмо истинно? // не люко ти есть ■ л1|1е и велми ти есть дрй//га ■ дл л^е приложи-ти не можете ■ дл се // сатворте ■ %лико речно есть О

[Л. 131] << глвл ■ кх >> Сло ■ нг ■ клко по^влета // причл^лтисд ■ вжтвеных тлина //

И гако стрлшно э^ло, И к^дно есть ■ // недостойн? причл^лтисА ■ И плч ♦ не. кр^//женига ■ не подвизлю^и чистити са ■ // и елико достоино по силе приимлти ■ [Л. 131 об.] И гакоже недостойн^ приемлА ■ ва того // слтонл са дразновениема васклчета ■ //1 плки егл кто причл^енига некрежение // ?дллАгасА ■ подокно том? творити ■ //

стго ■ Анлстлсига Оинлйсклго ■ Еапро ■ // Докро ли % причл^лтисА члсто ■ или // р1клжы ■ ®вЧ ■ Апл^ гл^ю ■ дл иск^//шлета члвка сек^ ■ и тлко ♦ хл^кл // дл гаста, и ♦ члши дл пьета ■ ико недо//стойно гадый пьга с? сек^ гаста и пь//ета, и нерлзс^жлга т^лл гдна ■ того // рлди ■ в вл мнози немо^нии, и колни сь//пАта мнози, л^е ко кыхома сек^ ^//с^жлли ■ не кыхома сждими Были ■ с^ди//ми же ♦ кгл нлклжемсА ■ дл не с миро // ^с?димсА ■ гав^ гако препови^лти ■ // и промчи. ^лти ■ ♦ всакого противнл//го д^ганига ■ и тлко прист?плти // ка кжий тлйн^

■ дл не в проплсть д^//ши и т^л^ кждета ■ ре4 ко кга моисе//%ма ко илю, весь л^е прист^пита [Л. 132] ♦ вс^го семени влшего ■ ка стыма %ли//ко же л^е стать

снове излеви ■ и нечто//тд его нд немь ■ потрекитсА дшд тд // ♦ мен^, гако нес достойно причд^дю^и//сА ■ гакоже реч ■ т^мь и дпль глеть ■ сЄго // рдди в вдсь мнози немо^ни и колни ■ и // спать мнози ■ еже е изнемогдють, и ^//мирдють ■ тдко ко и кжтвеный двдь ■ // егд ХотАШе гасти ■ иже сь ним хл^кы // и пр^лос женига ■ гаже ках^ прои5крдже//ниЄ т^ло? хв^ ■ се со рдди вопрошдх^ // дрхиер^и двдд ■ д^е с?ть чи сти ♦ ло//жд женьскдго ■ и тогд ддсть имь Хл^//кы ■ и$н днд ддмдскинд ■ Вывдеть же // и вес ою причд^дю^имьсА до стойн^ ■ // вь

♦ п^^ение гр^хомь ■ и вь жызнь // в^чн^ю и ндсь хрднение дши и т^л? ■ д // иже кезь в^ры недостойно приЄмьлю//ть нд мй’кй’ и нд томление ■ гако же и гна // смрть ■ ?ко в^рнымь кы ■ жизнь вь // спсєниЄ вечное, непокоривымь же [Л. 132 об.] и гдо?кийцдмь ■ нд мЙ$ и нд томле//ниЄ кесконечноЄ ■

Стго мдкдрига ■ Кь // дХовном? ми ♦цй’ ■ и великом? мд//кдрью пришедш^ мн^

■ и вид^хь в к^//льи его ■ некоего прозв?терд ■ н^же//ю вьзлежд^д ■ ем? же к^ глдвд изь//гаденд вса ■ ♦ стрдсти глемыга дкд//ркынь ■ гако же и сдм? тж кость све//рх? видети всю, сЄ приде к том^ и^/ц^литисА ■ и не приимдти се со нд к^//с^д^ ■ и моливь ?ко дзь его молю ти ‘ // ?^едри иждгандго сего ■ и дджь Єм? по//не ♦в^ть ■ и ♦в^д ми гла ■ гако // недостоинь есть исц^ленига ■ ндс кд//зднии ко его то престд, д^е ли ?ко // хо^еши ем? исц^ленига ■ повини его // ♦сел^ ♦ тдинь ♦стопити ■ дзь же // глдХ ¿м^ почто мос ю ти са ■ клждь тво//рА сл?ждше, д^е ?ко рче ♦стйпит // сь стрдсомь ■ $ ниХ же пр'е^кидА дрь//^н^ ■ кь его исцелить ■ рХ^ ?ко дзь [Л. 133] сига $злокленном? ■ ишь же мке^д ми // са сь клАтвою кь кг^ ■ ктом^ не сл?//жити ■ и тогд его пригать ■ и глд ¿м^ // в^р^еши ли гако ¿сть гь ■ ¿м^ же никто//же здквено ■ ♦в^д $нь ■ ¿й молю ти са // тдце ■ глд ¿м^ мдкдрий ■ (рдз?м^е^и // ли гр^Х свой) не во^мо^и поигрдти кгомь // (мь) ■ глд ишь не возмог? ги мои, глд // ¿м^ мд сдрий ■ рд^^мееши ли свой грХ^, // и кжие ндкд^дние ■ иже нн^ имдши ■ испрд//висА $ семь ■ и дд испов^си грХ^ и вьдд//сть слово , ктом? не сьгр^шити, ниже // сл?жити $лтдрю ■ но мирьскый при//гати жрекий ■ и тдко возложи нднь // рйц^ стый ■ и ^д мдло дний исц^ле, // и влдс и вьзрдстошд ем? ■ и тдко // $тойде ^ьдрдвь в домь свой слдвА // кд, и клгоддрА великдго мдкдрьга ■■■ //

Сло тогжо И сига ?ко зд^ пдкы рчесА ■ // в лдв сд книгсд ■ М великомь чю^т-во//рци мдкдрии, и $ жен^ впре^крджен^ [Л. 133 об.] (н^) в кокыл? ■ ♦ некоего злд волхвд ■ //кдко по ис^л^нии ега, рче великый мд//кдрий ■ гако сключитсА сЄ понеже ■ е ■ не//ль премин^, не приимше ти кжтве//ныХ тдинь ■ т^мь иікр^т^ вь то//к^ м^сто сдтонд ■ и здповедд ¿й ни//когд же ♦стопити ♦ кжтвеныХ тд//инь ■ но повиздтисА по сил^.

1$нд // А ддмдскинь сице рче ■ $ прчтыхь же // и кжтвеныХ тдиндХ ■ гако почтемь // тыга ■ всею чтотою дшею же и т^ле//семь. При ст^пимь к нем? люко//вью рджьженною ■ и крто$крдз со // р^ц^ во^врд^ивше ■ рдс с Атдго т^//ло восс приимемь ■ и приложивше // ^чи ■ ?стн^ чело ■ кжий ?гль прииме ■ // и сига ?ко

$ сиха с в^рою премлю//^има ■ и са чтою сав^стью ■ гакож// речсА ■ что ре. ема $ инома $крл^ ■ // при$Бь^енига кжиих тлина ■ докр^ // плкы кжтвеный зллтл?ста ■ в то[Л. 134]лковлнии %же ♦ млтф^га ■ и недостой//но пришлю^има стыха тлйна ■ но про//сто ■ гакоже и прил^ЧисА глеть сице ■ гак// не с^ть члЧьскига силы д^лл прележимл ■ // иже тогл сатворивый нл $ной вече//ри ■ то же и нн^ сатворАета ■ мы сл^//га имлма чина ■ $с^лга же тл ■ и ?стрл//гаА слма прист?пима ?ко что ка // кжьгама тлинлма ■ никто же ?ко // июдл престл-неть ■ никто же ср'екро//люкець, дл никто же ?Чнка ♦лЬЧитсА ■ // не приемлета тлковых трлпе^л ■ и // ничтоже х?жл имлта ■ и $нж ?ко // и сию $с^лга хс ■ са ?ченики моими // рЧе сатворю плсх^ ■ си$нл есть трлпе//зл ■ и ничтоже х^же имлта ■ ни ?ко // $нж хс ■ сию же члвка сад^влета, н$ // и сию тота же ■ си$нл горьницл ид^//же к^шл ■ никтоже кезачлвчена ва//ниди ■ никтоже сжрова и немлтива ■ // никто же весь неЧта ■ сига к влма прТ[Л. 134 об.^млю^има глю ■ и к влма сл?жл^и ■ // ико нжжно и ка влма в^лти ■ гакоже // са великою св^_ стью ■ подлвлти сига // длры ■ и не мллл же м?кл влма к?//деть сав^сти ко%го эл^ просто ст^ ■ // при$кь^лтисА трлпезы ■ кровь их// ♦ р^ка влшиха взы^ет-са ■ л^е по//слдника есть кто ■ л^е сйдьга, л^е // и слмы та ■ в^ньцьносА при. стйплет// вазкрлни, колши того имлши вллсть ■ // ты же л^е источник воды по-р^чне ти // есть ■ хрлнити стлд^ чть ■ тлце бы // видела $вцл многа ♦ ?ста изно//сА^е гной ■ не бы $стлвила приника^н^ти долж ■ и нлпра^нити водж ■ нн^ // же не воды ■ но крови и дхл ■ источника // поручен ти бы ■ и вида ^емли гнога пж//^е гр^х кыга и пристйплю^е ■ не $пе//чллишисА ■ ни вазкрлниши ■ и к^ю // ?ко им^ти имлши млть ■ того рлки // нл Ба сею почте влл стью, гако дл тл[Л. 135]ковл рлсйдита ■ то влшь слна ■ то влше // ?твражение ■ се в^нець весь ■ не дл к^//лы ризы ?гллжены ■ и $БлекшесА ходи//те ■ и ♦кжд? рече в^де $ного ■ и $на//сицю ■ не $ нев^домыха но $ ведомы*// глю ■ рк^ не что трепетно ■ не сиц^ лю//те д^ю^има внутрь ■ гако ихже рече // лпла ■ хл попрлти иже кровь зл-в^тл // просто мн^вш%, и дховном^ дл. до//слдита ■ БТО А^лгосА п^и ■ сагр^//шива и приходА ■ понеже ко Боснии // не пригати им?та м^кы ■ сии (ма) же // егл недостойно приходАта ■ к^ско//нечьней предлютсА м?ц^ ■ дл не ?//ко сих ^гонима точию ■ но вса просто // ихже видима недостойно пристйпл//ю^е ■ никто же не при$кь^лйсА не ^//ченика сый, никто же приимлй июдл // сый ■ дл не гако же июдл пострлжета // т^ло е хво ■ и сие множество сл?жл // тлйнлма ■ нерлзгИвлй влкы не $чи[Л. 135 об.]стива т^лл своего ■ не $р^жьга длжь ва // пи^и м^ .то, но л^е и по нерлз^мию $н // приходита ■ $БЛйк и вазакрлни не ?//бойса ■ ?кой .а влкы Бл ■ л^е ?коиши // члвкл ■ ♦ него ва см^ха кйдеши, л^е ли // кгл таи члвкома дивена кйдеши, // л^е ли ты не дра^неши ■ мн^ гавива // про^? сих дразлти ■ дшл ♦стй’плю // преже ■ неже подлма крови тре. пета//ныга ■ си рече са подок^ ■ л^е ли не св^си // злых, много пытлва н^ се ви. нл ■ се ко // $ гавленныХ речесА ■ л^е ко сиха испрлви ■ // и неведомых воскоре кга гавита нлма ■ // л^е ли сиха $стлви ■ то почто $н^ха // сатворита нлма

гавлены к том^, си//га же глю не дд ♦женй’ ■ ни Єдиндго ♦с^к^ // токмо, но нд испрдвльшисА вьзыд^мь ■ //но дд прилежи ■ тдко ко и кгд млтвд $крА//^е ■ и многи по достоганию прис д^дю//^дсА мкрА^емь ■ и иш^хь присуждении ■ и сво%го рдди т^днига мног^ прииме //мь|^

[Л. 136] © житьга ■ Стго ■ Ішникега ■ НУкдга пдкі // женд ■ мысльми кл?ными же(не)номд ■ // и сими см?^д смд ■ и гако $гнемь рдзь//ждгдЄмд ■ и в неистовьс ство ♦ то со вь//пдши ■ ?мь си вреди ■ и ?милс о из^місА // ■ ри^ж свою

ІА 1 Л / / 1 / \ * VI / /

рд^рдвши ■ влдсы же глд//вныга прострьши ■ і инд кезьчинд кь // сем? творА^е

■ не прдвьі $крдзомь // шеств?ю^и ■ члвконе?годно ни пи//^д кь єга ♦тино?дь приЄмлю^и ■ но // своиХ плоти Хдплю^и гако чюжихь // и кровь нд землю кдплю-^и ■ тогд ижо // стрдшньі и ?ждсномь возр^вши ■ // и ^кь скрег^ю^и ■ и гако змига сви^ю//^и ■ и многими глдсы вопиющи ■ иже // в ней слдстолюкига к^с? желднига ■ лю//ты д^и всельш? ■ гако сь с?дом сво//имь ■ ко%м^жо ¿ю гавлАю^и д^ло ■ // но и н^ по колиц^ тои днии тдко $дол^//н^ ■ ♦ го ры нд гор^ преходА-^и, и неисто//вьствомь ^дклжждю^и ■ иже кгомь [Л. 136 об.] готовдга винд ■ и докрыхь поддний кжь//га силд не пр^зрА^е ■ нд лдстовицю во/Дведе го с ^ ■ и в немь же м^стУ кУ ве//ликый ^ць ндшь ишникий, приведе//но к том^ сдмом^ приити ?строи ■ // иже видевь ♦ нега с?^иХ к^сь ■ кесь//честига множество, гако воск ♦ о//гна ■ и гако дым^ исче^нжвш^ ■ ♦ неи//стовА^дгасА ♦стйпишд ■ и в секУ // кывши ■ и чресь ндд^ж^ хвд ии5дни//кега ■ пре лиц^мь Єга стога^д видУ ■ // пдддЄть к ногдмь его тогд кол^знено // рыдвдше ■ и гаже $ ней вса рдскдганно // ♦крывши ■ мн же видевь тога газвы // нд ?д^хь ?рднены, и рдзрдны ризы ■ // помиловдвь ■ и рече к ней ■ св^ть ист['//нный хь кгь мой ♦сУлУ исц^лАеть // та ■ покдгавшюсА $ жено, и кл^//ныХ пременАет та д^ховь ■ нд ма тог// пришеши крдни ■ т^ прочее дрьздй // им?ти спсениЄ ■ своє ■ се иже по сло[Л. 137]веси

грг1 ІА I ’ 4 1 , / / і А | А \ ' / /

♦чю ■ зрдв^ во свога вь^рд^ьшисА //из нега и^шеши ктои кл?нии ■ нд сего // ндпддошд хвь же доклий воинь ■ почютив // ндпдсть ■ млтвдми к ни вь^р^жисА // и по стомь ■ стрдхо кжьимь Мгрд^вь пло//ть свою ■ к^с^ны га сьтвос и ■ во $пль//ченига его нжжд не трьпА^е ■ но велики // глдсомь ^ов?^е $ еже ♦ текУ по//пдленига ндшего ■ пустынный жителю // (лю) ■ и^дникие ■ пождгдЄши ндсь нд до// л^У мжчд ■ и ♦гднАга ■ нетрьп()и()мь // ^р^ти, слдвы прекывдю^дга вь тос кУ // (кУ) стыи же что гако т^итесА и^кь/Д^рнении ■ почто трьпите ■ по нелю // днии ■ ^полчаю^иса кь мн^ ■ гако дд // ?весте вь моей немощи хвж по//к^-ждю^ вдсь ■ и тдко ♦ менУ не ♦и/Дете сь стйдомь ■ $ни же прьвом? // дни крдни пришеши ■ и пришеши но^и // мдло ♦цю ■ ♦ тр^дд ?сн^вшю ■ медьв^//дд во хрдм^ превеликь и ре вый ■ ндпрд[Л. 137 об.]сно нднь ндпдддга ■ сем^ же ♦ снд востдв//шю ■ и кь кгж нд млтв^ р^ц^ вь^д^//вшю ■ к^совьскоЄ $но видение ■ рдны // приЄмьше вьпию^е ♦к^гошд.

♦ мд//ндкдн^нд посничА. И ни ¿дином^ ♦ кь//лирикь подокдеть писднига сего про-чи//тдти ■ но и токмо т^мь иже Єсть // потр^кд ■ сиречь Єпкпомь ■ и

про^ь//во?терома ■ йже клю ча цртвига нкнл//го ■ тлко й сагрУшенига ни едина же // Их» подоклета приймлти ■ л^е же е по//трекл ■ И нУсть ко берега ■ дьгакона // дл приймета клю^лго во стое $кь//^ение ■ подоклета же сапострлдл//ти И ПО-ститиса с нима ■ приемаше // ю и си исповУдлю^лгосА, дл не клко // услышите ♦ гл реченое горУ влма // ^лконникома ■ гако нлллглете чЛо//векома кременл тажкл ■ и не?до//кьносимл ■ л слми ни единым пра//стома ■ прикоснетесА иха ■:■ тогож [Л. 138] Иже ко ♦ члВка сдУганлга сУсрУшенига ■ ка// прозв^терома пооклета исповУдлти // и подока^иса члвколюкцю кж ■ тогож // СагрУшенига нУ исповУдлти ка про//ст? члвк? ■ на токмо ка иерею ■ понеж // иерей земный лнгла нкный члвка гле//тсА.

Сгог ■ лнлстлсига ■ АлекслндрУисклго. // ±ко же члвка w члвкл про^в?те-л крУ//^ение приемлга просвУ^летсА ■ стго // дхл клгодлтью ■ тлко исповУдлгасА // ва поклгании ■ и%рУема приемлета // оставление ■ клгтью хвою.

Стго // Елсильга ■ Вапро ■ Клко пооклета силнЫ // немо^ных носити. ®втУ. Иже носит! е // люкити и врлс евлти ■ по пи слном^ // гако той немощи нлшл васпригата ■ и // колУзни понесУ ■ не нл са воспригати ига // (га) но еже стрлжю-^лга врлс евлти ■ и // сдУ w по слгании вУ^ь и слово сконь//часа имже врл-чюютсА ♦ силы иха // прилежлнига немо^ьнии Вапрм. [Л. 138 об.] Что есть дрйга дрйгл ■ таготы носите // и кый злкона сврашима ■ се сатворь//ше. ЮвтУ Се е реченное тАжесть грхУ // дш? влекый во гл?кин^ лдл ■ еже // васприемлема дрйга дрйтл ■ и при//водима нл мкрл^ение ■ повигьше//сА сагрУ-шлю^лга ■ л иже носити // еже ^кычлй йгати ■ и пригати са // простыми ■ гако-же множицУю ■ и ♦ // многих слма слышлх, ^лкона же хва // нлконьчлема ■ рек-шлго не приидоха // призывл(тл)ти прлведных ■ но грУшь//никы нл поклгание ■ и нл взлконива//шлго ■ гако л^е сагрУшита кртл твой // иди мкличи его ■ л^е текУ послйшл//ета ■ примкрУте крлтл своёго ■ О

Russian Personal Piety in XVIth c.: Chapters on Participation in the Eucharist and Private Recitation of the Divine Office in the Manuscript of Russian State Library (Moscow), f. 304-1. 793, XVI c.

D.V. Denisov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.