Научная статья на тему 'Утраченная чудотворная икона св. Николы Новосильского Доброго: письменные источники, иконография и стилистика'

Утраченная чудотворная икона св. Николы Новосильского Доброго: письменные источники, иконография и стилистика Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
185
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧУДОТВОРНЫЙ ОБРАЗ / ИКОНА / ПРОТОГРАФ / ИКОНОГРАФИЯ / СТИЛИСТИЧЕСКОЕ СРАВНЕНИЕ / ИКОНОГРАФИЧЕСКОЕ СРАВНЕНИЕ / MIRACULOUS IMAGE / ICON / PHOTOGRAPHY / ICONOGRAPHY / STYLISTIC COMPARISON / ICONOGRAPHIC COMPARISON

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Комова М. А.

В статье исследуется чудотворная икона св. Николы Новосильского. Автор сравнивает разные иконы и впервые предлагает их датировку. Автор дает характеристику письменным источникам, иконографии и стилистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LOST MIRACULOUS ICON OF ST. NICHOLAS NOVOSILSKI 􀇾GOOD􀇿: WRITTEN SOURCES, ICONOGRAPHY AND STYLE

The article investigates The Lost miraculous icon of St. Nicholas Novosilski «Good». The author compares the icons, and suggests its date for the fi rst time. The author characterizes the whritten sources, iconography and style.

Текст научной работы на тему «Утраченная чудотворная икона св. Николы Новосильского Доброго: письменные источники, иконография и стилистика»

17.00.00 - ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ 17.00.00 - ART CRITICISM

УДК 75.03 М.А. КОМОВА

кандидат искусствоведения, доцент, кафедра истории России, докторант, филологический факультет, Орловский государственный университет, E-mail: [email protected]

UDC 75.03 M.A. KOMOVA

Сandidate in Arts, Associate professor, Department of History of Russia, Doctoral student, Faculty of Philology,

Orel State University E-mail: [email protected]

УТРАЧЕННАЯ ЧУДОТВОРНАЯ ИКОНА СВ. НИКОЛЫ НОВОСИЛЬСКОГО ДОБРОГО: ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ, ИКОНОГРАФИЯ И СТИЛИСТИКА

THE LOST MIRACULOUS ICON OF ST. NICHOLAS NOVOSILSKI «GOOD»: WRITTEN SOURCES,

ICONOGRAPHY AND STYLE

В статье исследуется чудотворная икона св. Николы Новосильского. Автор сравнивает разные иконы и впервые предлагает их датировку. Автор дает характеристику письменным источникам, иконографии и стилистики.

Ключевые слова: чудотворный образ, икона, протограф, иконография, стилистическое сравнение, иконографическое сравнение.

The article investigates The Lost miraculous icon of St. Nicholas Novosilski «Good». The author compares the icons, and suggests its date for the first time. The author characterizes the whritten sources, iconography and style.

Keywords: miraculous image, icon, photography, iconography, stylistic comparison, iconographic comparison.

В современном искусствоведении в связи с особым интересом к христианским ценностям актуальными стали исследования иконографии и стилистики произведений русской поздней иконописной традиции. Если наследие старинных иконописных центров рассмотрено достаточно полно, то искусство таких регионов, как Верхнеокский, еще требует более детального изучения.

В Верхнеокском регионе одной из самых известных чудотворных икон являлся образ святого Николы из Новосильского Свято-Духова монастыря. Легендарно эта икона считалась тем самым образом, который помог еще в древности некоему половцу вернуть обетный долг киевлянину. Но документально подтверждено, что новосильская икона стала почитаться как чудотворная не позднее 1776 г. - начала крестных ходов с ней. Новосильское сказание о местной иконе св. Николы и киевская легенда о церкви Николы Доброго получили самостоятельное развитие, будучи опосредованно связанными не столько преемством традиции, сколько текстом Пролога (в данном случае проложного жития св. Николая Чудотворца), который был повсеместно известен к XVII в. Упоминаемая в текстах XVIII в. надпись о чуде, произошедшем с половцем, была якобы заново восстановлена на иконе в 1781 г. после полной утраты при одевании в металлическую ризу, согласно рапорту монастырского настоятеля Иринея (Турбина) в Воронежское епархиальное управление [5].

Датировка «Сказания о Николе Новосильском Добром» ХЬХП вв. также некорректна из-за соединения в тексте разновременных источников и учитывая утверждение местного почитания во второй

половине XVIII в. Периодом формирования новосильского Сказания является XVIII в. Учитывая первые документальные упоминания о новосильской иконе, а также распространение и популяризацию текстов Пролога, временем создания Сказания о Николе Новосильском можно считать XVIII в. Этот период начался с воссоединения Украины с Россией, вхождения ее при Петре I в состав огромной Киевской губернии (простиравшейся до верховьев Оки), активного почитания киевских святынь в центре России. Совпадает ли время составления литературного текста и время написания иконы Николы Новосильского?

Для этого исследователь-искусствовед должен выяснить, связаны ли стилистически изначально (т.е. является ли одна списком другой) известная по фотографиям начала XX в., но утраченная икона святого Николы Новосильского и ее киевский аналог, сохранившийся в Иоакимо-Аннинском храме Киево-Печерской Лавры, или их близость просматривается лишь в историко-культурной традиции XIX в.? Это можно было понять, проведя искусствоведческое исследование. Первооткрывателями новосильской иконы были московские, киевские и тульские специалисты второй половины XIX-начала XX вв. В 1855 г. образ реставрировал известный во второй половине XIX в. московский мастер-старообрядец Н.И. Подключников. Он датировал икону XII веком. Не стараясь опровергнуть мнение иконописца, А. Георгиевский в 1892 г. попытался впервые сравнить две иконы Николы Доброго (из Киева и Новосиля). Исследователь не видел икону после реставрации 1903 г., а лишь под записью 1855 г., сравнив ново-

© М.А. Комова © M.A. Komova

Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (65), 2015г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 65. 2015

сильский образ с фотографией киевского, Георгиевский, ссылаясь на мнение монастырского настоятеля Тихона, отметившего «некоторое сходство, ...весьма незначительное» [5], предположил, что икона из Новосиля является более древней в отличие от киевской. Научное изучение иконы Николы Новосильского последовало в начале XX в., когда были сделаны реставрационные расчистки красочного слоя иконы от поздних поновлений.

Краевед Н.И. Троицкий как член Тульской ученой архивной комиссии [4] специализировался на описании художественных древностей. Он первым опубликовал подробное описание и фотографию иконы св. Николы Доброго из Новосильского Свято-Духова монастыря (относившегося в XIX в. к Тульской епархии) [6;7]. Попробуем сделать новое стилистическое и иконографическое сравнение данных произведений, которое может подтвердить или опровергнуть положения о происхождении Сказания о Николе Новосильском. На фотографии новосильской иконы после снятия серебряного с позолотой оклада (оклад 1843 г., Москва, мастер Клоковский; «сребро-позлащеная риза чеканной работы, стоимостью в 1694 р. 77 коп, ассигнациями. В венце имелось пять камешков, осыпанных жемчугом. Весу в ризе было 12 фунтов 23 золотника, т.е. 5 кг; помещалась в соборном храме за левым клиросом в особом изящном киоте» [1].) и проведенных двух реставраций (1855 и 1903 гг.) представлен святитель в крестчатой фелони со светлым омофором с крупными крестами. Размер узкой длинной доски новосильской иконы: 1 арш. 6 верш. на 1 арш. (98,3х71,4 см). Киевская икона из церкви Николы Доброго значительно больше: 2 арш. на 1 арш. 12 верш (142,8х124,8 см). Значительное превосходство в размерах киевской иконы предполагает, что новосиль-ский образ был списком с нее, а не наоборот, как считал А. Георгиевский. Сходство композиции и пропорций фигуры св. Николая подтверждают эту гипотезу. О тексте Пролога напоминает надпись на нижнем поле иконы, выполненная в соответствии с традицией XVШ-XIX вв.: <^РАЗЪ ТОТЪ КОТОРОМУ ПОЛОВЧАНИНЪ ДАНЪ БЫЛЪ НАПОРУКУ ВКИЕВЪ» (на приведенной выше фотографии). На левом поле внизу в вертикально расположенном овальном картуше нанесена надпись, свидетельствующая о проведенной реставрации: «Сия икона очищена от многократных слоев, в разное время наложенных. Очищением сим открыт оригинал в мае месяце 1855 года художником Николаем Подключниковым при игумене Иринархе» [2;6;7].

Икона Николы Новосильского имеет ряд иконографических и стилистических характеристик, не позволяющих отнести ее к памятникам древней традиции. Несмотря на указанные в отчете Н.И. Троицкого хорошие материальные признаки древней доски с медными гвоздями по краю полей, прикреплявшими древнюю басму, больше нет деталей, которые можно отнести к средневековому периоду. На фотографии 1915 г. в среднике иконы представлено традиционное изображение святителя Николы, держащего перед собой левой рукой закрытый кодекс Евангелия. Правую руку

Никола поднял в благословляющем жесте. По обе стороны от Николы в двух прямоугольных картушах размещено наименование святого на русском языке с принятыми сокращениями «WБРАЗС[ВЯ]ТО[ГО]», «НИКОЛАЯЕПИС[КО]ПА», что характерно для традиции XVШ-XIX вв. (вместо характерной для средневековой традиции надписи «ОА[ГИОС] или С[ВЯ]ТЫЙ НИКОЛА»). В то же время, новосильская икона сильно отличается по композиции от иконы, изображенной в 17 иллюстрациях к Лицевому житию Николы Чудотворца XVI в., посвященных «Чуду о половчине» [3]. Там святой изображен на иконной доске квадратного формата, оглавно, и виден лишь фрагмент омофора с крестами и фелонь. Изображение Никейского чуда (с Христом и Богоматерью, подносящими святому знаки епископского отличия), характерное для крупноформатных древних памятников, отсутствует. Широкие поля и ковчег, отделенный от средника лузгой, характерные для древней иконописи, отсутствуют. Вместо них видны узкие темные поля без традиционной опуши по краю доски, отделенные тонкой светлой линией от средника, характерные для иконописи поздней традиции, восходящей к европейской светской живописи на религиозный сюжет.

В целом композиция иконы имеет сходство с памятниками украинской иконописи Нового времени. Узкий лик Николы с темными радужками глаз и продолговатым носом, тональная светотеневая моделировка форм, выявляющих объем, напоминающая характерную для Нового времени живоподобную манеру личного письма. Удлиненные пропорции фигуры святого, изображенной почти на две трети, характерны для украинских икон второй половины XVII-первой половины XVIII вв., наследовавших вытянутые пропорции периода европейского маньеризма и барокко. Выразительность художественного образа Николы усилена позолоченным фоном с крупным чеканным растительным орнаментом с крупным рисунком, имитирующим драгоценный оклад. В фоновой резьбе по левкасу присутствуют мотивы барокко, известные по украинским памятникам. Участки живописи отчетливо выделяются на фоне сияющей позолоты. Наибольшие совпадения иконографии, стиля, типа лика, жеста, вплоть до наличия картушей, формы удлиненной доски с арочным завершением и штампованного позолоченного орнаментального фона у новосильского памятника со списком иконы св. Николы первой трети XVIII в., происходящей из киевской церкви Николы Доброго на Подоле (теперь в Аннозачатьевской церкви Киево-Печерской Лавры). Возможно, и киевская икона Николы Доброго, и ново-сильская икона происходят от одного оригинального памятника киевской иконописной традиции. О связи с древней иконографией говорит взгляд Николы, отведенный в сторону, и крестчатая фелонь и белый омофор с тремя крупными крестами напоминают русские памятники XVI-XVII вв., где крестчатый орнамент крупнее в пропорциях. Но в целом образные и иконографические характеристики иконы Николы Новосильского (на фотографии к статье Н.И. Троицкого) следуют ки-

17.00.00 - ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ 17.00.00 - ART CRITICISM

евской иконописной манере Нового времени. Надпись на нижнем поле, выполненная уставом, соответствует стилю XVIII-XIX в. и не имеет аналогов ни в культуре XII в., ни XVI-XVII вв. Если и существовало первоначальное изображение св. Николы на древней доске из Новосильского Свято-Духова монастыря или в 1663 г. икона была подарена царем Алексеем Михайловичем, эти изображения были иного иконографического типа и стиля. Учитывая, что доска имела признаки древнего памятника, первоначальный слой мог быть утрачен, чтобы быть восстановленным в XVIII вв. иконописцем, носителем киевской традиции. Нельзя отрицать и вероятность царского вклада 1663 г. в виде иконы пись-

ма украинского мастера, работавшего в Москве (после Переяславской Рады 1654 г. в Москве работало немало украинских и белорусских мастеров, чьи произведения не раз попадали в Верхнеокский край в виде царских даров. Заметное сходство с образом из киевской церкви Николы Доброго и аналогии, проведенные с украинской живописью, предполагают более позднее происхождение новосильского памятника. Атрибутировать икону Николы Новосильского как принадлежащую письму легендарного иконописца Алипия Печерского и датировать 1111 годом или даже XII в. не представляется возможным.

Иллюстрации

1. Икона св. Николая Новосильского (утрачена). Находилась в Новосильском Свято-Духовом монастыре. Фото из журнала «Светильник», 1915 г.

2. Икона св. Николая Доброго. Список первой четверти XVIII в. с иконы рубежа XVI-XVII вв. Оклад и митра XX в. Находилась в ц. Николы Доброго на Подоле, ныне в ц. Иоакима и Анны, Киево-Печерская Лавра.

Библиографический список (References)

1. The Archive by V.M. Nedelin. Nedelin V. M. The Novosilsky Holy spirit monastery: a Historical note. Orel, 1995 [typescript]. L. 1-15.

2. Vzdornov G.I. The history of the discovery and study of Russian medieval painting. The XIX century. Moskow,1986. Pp. 37-43,

284.

3. VoznesenskyA., Gusev F. The Life and miracles of St. Nicholas the Wonderworker. Petersburg, 1899. P. 683.

4. The State Archive of the Orel region. F. 7. D. 3. The position of provincial scientists archival and archaeological Commission [project]. 1896.

5. GeorgievskiA. The Kyiv-Podil Nicholas "Good" Church. Kiev, 1892. Pp. 21-22.

6. Troitski N.I. About the icon of St. Nicholas Novosilski // The Proceedings of XIV Archeology Congress in Chernigov. 1908. V. II. Moskow, 1911. Pp. 60-61.

7. Troitski N.I. The Novosilska icon of St. Nicholas "Good" // Lamp. 1915. № 9-12. P. 75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.