УДК 281.93 ББК 86.3
ОБРАЗЫ СВЯТОГО НИКОЛЫ ЧУДОТВОРЦА ОТВРАТНОГО В СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ СТАРОДУБЬЯ И ВЕТКИ: художественные особенности и специфика иконографии
I М.В. Кочергина, В.В. Дзюбан
Аннотация. Статья посвящена художественным особенностям и специфике иконографии Святого Николы Чудотворца Отвратного в старообрядческой живописи древних духовных центров Стародубья и Ветки ХУ111-ХХ веков. Авторы выявляют истоки появления данного иконографического типа, особенности его появления в старообрядческой среде, широкое распространение и нахождение этих икон в государственных и частных российских и зарубежных (Республика Беларусь, Италия) собраниях, приводят ранее неизвестные имена иконописцев. Прослеживаются традиции иконописания Стародубья и Ветки в ХУШ-ХХ веках. Авторы дискутируют с исследователями из Республики Беларусь, но находят общее понимание проблемы с исследователями из России и Италии — отстаивают необходимость комплексного похода к изучению редких вариантов изображений в старообрядческой живописи Образа Святого Николы Чудотворца Отвратного. 247
Ключевые слова: Старообрядческие общины, духовные центры, Ста-родубье и Ветка, иконописцы, образ Святого Николы Чудотворца.
IMAGES OF ST. NICHOLAS THE WONDERWORKER APOTROPAIC IN OLD BELIEVERS' PAINTING OF THE STARODUB AND VETKA: Artistic Peculiarities and Specificity of Iconography
| M.V. Kochergina, V.V. Dzuban
Abstract. The article deals with the artistic features and specificity of the iconography of St. Nicholas the Wonderworker Apotropaic in the old believers' painting of the ancient spiritual centers of the Starodub and Vetka during XVIII-XX centuries. The authors reveal the origins of this iconographic type, the peculiarities of its emergence in the Old Believers' environment, the
wide dissemination and location of these icons in public and private Russian and foreign (Belarus, Italy) collections, give previously unknown names of icon painters. They trace the traditions of the iconography of Starodub and Vetka in the XVIII-XX centuries. The authors discuss with researchers from the Republic of Belarus, but find a common understanding of the problems with the researchers from Russia and Italy. They advocate for the need of an integrated approach to studying rare versions of images in the Old Believers' painting — the image of St. Nicholas the Wonderworker.
Keywords: Old Believer communities, spiritual centers, Starodub and Vetka, icon painters, the image of St. Nicholas the Wonderworker.
248
Образ Святого Николы Чудотворца особо почитаем в старообрядческой живописи. Существует большое количество икон, связанных с ним. Это житийные иконы, образы Святого Николы Чудотворца Можайского, Святого Николы Чудотворца Зарайского, Святого Николы Чудотворца Отвратного. Именно последний представляет особый интерес.
Актуальность темы исследования связана с тем, что в старообрядческой живописи древних духовных центров Стародубья и Ветки иконы Святого Николы Чудотворца занимают большое место. Коллекции икон из этих исторических центров старообрядчества находятся в старообрядческих храмах, семейных собраниях в российских и зарубежных музейных коллекциях: Государственной Третьяковской галерее, Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, в Брянском областном музейно-выста-вочном центре (г. Брянск, Российская Федерация), «Ветковском музее старообрядчества и белорусских традиций», (г. Ветка Гомельской области, Республика Беларусь), в итальянском Музее Русской иконы в Печолли (Италия, провинция Пиза,
Тоскана), региональных музеях сопредельных территорий Российской Федерации и Республики Беларусь. Следовательно, образы Святого Николы Чудотворца Отвратного имеются на территории СНГ (Российская Федерация, Республика Беларусь) и дальнего зарубежья (Италия). Эти иконы изучают как российские [1], так и белорусские ученые [2; 3]. Но в связи с появлением этих икон в собраниях дальнего зарубежья, их изучают местные исследователи. Например, искусствовед и реставратор старообрядческой живописи, работающая в Италии с 2003 г., Дарья Мальцева опубликовала статью об этих образах "Ladevozione e liconogra-fia di San Nicola Taumaturgo in Russia" («Образ и иконография Святого Николы Чудотворца в России» в сборнике "Tutti i santi Icone di San Nicola Taumaturgo Museo di Icon Russo 'F.Bigazzi' — Pecciolli" («Все иконы святого Николы Чудотворца в Музее Русской иконы Ф. Бигацци — Печол-ли»)) [4]. Следовательно, изучение икон Святого Николы Чудотворца представляет научный интерес, как для российских, так и зарубежных исследователей. Это связано не только с широким распространением
икон Святого Николы Чудотворца в старообрядческой живописи, но и со спецификой иконографических сюжетов и художественными особенностями икон. Вместе с тем, в настоящее время есть определенные лакуны в этом вопросе: это истоки возникновения иконографического сюжета Святой Никола Чудотворец Отвратный; время появления его в России и причины распространения преимущественно в старообрядческой среде; наличие большого числа икон Святого Николы Чудотворца Отвратного, происходящих из древних духовных центров Стародубья и Ветки в отечественных и зарубежных собраниях. Следовательно, целью исследования является выявление художественных особенностей и специфики иконографии Святого Николы Чудотворца Отвратного в старообрядческой живописи Старо-дубья и Ветки. При этом авторы раскрывают проблемы истоков возникновения данного иконографического сюжета, время появления его в среде старообрядцев-поповцев, широкого распространения этих икон, наличия их как в частных коллекциях, так и государственных музейных собраниях.
Для написания статьи использованы следующие методы исследования: сравнительно-исторический анализ; метод сравнения икон из различных музейных коллекций, исто-рико-типологический метод — анализ, направленный на выявление общего и различий в иконографии; анализ художественных особенностей различных икон, происходящих из этих центров; метод выявления новых икон из частных собраний и введения их в научный оборот, поиск
новых имен иконописцев из Старо-дубья и Ветки в архивных документах, этнографических источниках первой трети XX века и введение их в научный оборот.
Высокий уровень значимости русских икон не вызывает сомнения. Он имеет мировое художественное значение. Сакральный смысл позволяет сравнивать их с древними византийскими образами. Действительно, первыми изографами в Древней Руси и учителями русских художников были византийские мастера, которые познакомили их с иконографией, символикой света и цвета, технологией изготовления. Тесные контакты и связи византийских и русских мастеров существовали на протяжении X—XV веков. Киевский иконописец Алимпий или Алипий учился у византийских мастеров, работавших в Киеве в XIII веке. Иконописец-византиец Феофан Грек прибыл в 1370 г. в Великий Новгород, а в 1390 гг. вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца расписывал храмы Московского Кремля — Успенский, Благовещенский. В Архангельском соборе Московского 249 Кремля Феофан Грек выполнял фресковые росписи самостоятельно.
В известном старообрядческом источнике «Поморские ответы» — «Ответы пустынножителей на вопросы иеромонаха Неофита», созданном в 1723 г., духовными лидерами Выгов-ской старообрядческой пустыни был собран и проанализирован обширный иконографический материал. Это было одно из первых в России сравнительных иконографических исследований, которое использовали старообрядческие иконописцы при создании икон. Старообрядцы свято хранили заветы византийских и
древнерусских мастеров. При этом старообрядческие иконописцы высоко ценили искусство иконописи предшествующих периодов, особенно творчество Андрея Рублева, о чем свидетельствует «Клинцовский иконописный подлинник» [5]. О его существовании писали в XIX веке выдающиеся исследователи Федор Иванович Буслаев, Дмитрий Александрович Ровинский. Он был составлен в XVIII веке, но стал широко известен в XIX веке1. В настоящее время Клинцовский иконописный подлинник находится в собрании Библиотеки Академии наук в г. Санкт-Петербурге. Иконописный подлинник получил наименование «Клинцовский» по названию старообрядческого посада в Стародубье — Клинцы из-за владельческой записи, которую приводили ранее исследователи: «Сергея Иван... Малороссийской Черниговской губернии Суражского повета Клинцовско-го посада мещанина.» [1, с. 316-317]. Однако внимательное прочтение рукописи позволило исследователю ПЕЛ М.В. Кочергиной уточнить имя вла-250 дельца: «Сей подлинник мастером письменным Исаем Платоначам Каз-миным... сопственной его 1830 года месяца сентября 11 числа написася» [там же]. Следовательно, мастер письменный — иконописец Исай (Исайя) Платонович Казьмин из старообрядческого посада Клинцы был владельцем этого иконописного подлинника, содержащего большое количество прорисей и описаний иконографических изводов. Как свидетельствуют дореволюционные статистиче-
ские источники, в посаде работало достаточно много иконописцев. В 1865 г. живописцев-мастеров было 7, при них наемных рабочих — 10, из семей хозяев учеников и рабочих — 10. Наемные рабочие получали жалованье от 96 до 120 рублей в год. Это позволяет сделать вывод о том, что иконный промысел давал возможность стабильного заработка» [там же, с. 318] и был востребован в старообрядческом посаде Клинцы.
В 90-х гг. XX века исследователем Т.Е. Гребенюк был введен термин «ветковская иконописная школа» [6, с. 274-291]. С этого времени иконы, написанные мастерами из Стародубья и Ветки, исследователи называют ветковскими. В ней соединились традиции ярославской, московской школ и царских писем с более поздней техникой золотопро-бельного письма. Белорусские исследователи все памятники старообрядческого культа как из Ветки, так и из Стародубья объединяют понятием «ветковские», что не соответствует истине. Потому, что иконы создавались как в Ветке, так и в старообрядческих слободах вокруг нее, а также в Стародубье. Старообрядцы-попо-вцы относят иконы их этих центров к местной иконописной традиции, не выделяя понятие «ветковские». По мнению авторов данной статьи, необходимо более тщательное выявление первоначального местонахождения икон из Ветки или Стародубья и их правильная атрибуция. Поэтому термин «ветковская иконописная школа» является достаточно услов-
1 Клинцовский иконописный подлинник представляет собой рукопись XVIII века, написанную полууставом в несколько почерков. 343+1 Л. При брошюровке книги порядок листов был перепутан, начало рукописи на л. 53-181; продолжение на Л. 29-52; окончание на Л. 182-289; Л. 3-290 имеют нумерацию тетрадей.
ным, не отражающим широкий характер распространения иконописных мастерских как в Ветке, так и в Стародубье. Это мнение разделяет и исследователь А.В. Чепурной. В работе «Старообрядческие иконы в России» он отмечает, что «иконы старо-дубско-ветковского региона условно называются ветковскими, хотя ведущая роль несомненно принадлежала Стародубью — слободам Злынке, Зыбкой (Новозыбкову), Клинцам, Мить-ковке. Древние изобразительные каноны, бережно хранимые бежавшими в польские земли староверами, соединились в иконографии ветков-ских мастеров с некоторыми местными художественными особенностями. Охраняя древнюю технологию иконного письма местные мастера стремились передать в нем более поздний опыт. В результате стиль вет-ковской иконы отливался в самобытные художественные формы, приобретал под кистью старообрядческих иконописцев свой новый неповторимый облик» [7, а 364-367].
Иконография Святого Николы Чудотворца сложилась в Византии в X веке. Уже на ранних иконах византийского письма можно видеть взгляд Святого Николы Чудотворца, направленный в сторону (икона 2-й половины X века из монастыря Святой Екатерины, Синай, Египет; икона святителя Николая из ГТГ новгородская школа, начало XIII века) [8, с. 78-79]. Постепенно в Древней Руси сформировалась своя обширная иконография этого образа: Святой Никола Чудотворец Можайский, Святой Никола Чудотворец Зарайский, Святой Никола Чудотворец Великорец-кий. Необычный ракурс, связанный с направленным в сторону взглядом,
нашел отражение в образе Святого Николы Чудотворца Отвратного, созданного уже русскими старообрядцами в XVIII веке. Предание, сохранившееся в старообрядческой среде, относит возникновение иконографии Святого Николы Чудотворца Отвратного к иконе Святой Никола Чудотворец новгородского письма начала XIII века. Итак, иконография Святого Николы Чудотворца сложилась в Византии, на Руси известна с начала XIII века. Старообрядческие образы Святого Николы Чудотворца Отвратного ведут свое начало от византийского первообраза.
В чем же особенности иконографии Святого Николы Чудотворца Отвратного?
Этот образ представляет собой редкий и малоизученный иконографический тип. По мнению самих старообрядцев, они являли вновь прославленный чудотворный образ после раскола XVII века. Возникновение этого образа старообрядцы традиционно связывают с крупными духовными центрами Стародубьем и Веткой, где находились как общерос- 251 сийские, так местно значимые монастыри, скиты, пустыни и обители. Это были центры старообрядческой полемики, монахи находились в духовной переписке с насельниками Выговской пустыни — крупного старообрядческого духовного центра на севере страны. В 1735, 1764 гг. из-за карательных экспедиций правительства значительная часть старообрядческого населения переселяется в Стародубье, где жители старообрядческих слобод и посадов предоставляли свои земли для размещения духовных центров. Так возникли общероссийские духовные центры ста-
рообрядцев-поповцев — Покровский Климовский мужской, Казанский Климовский девичий, Красноборков-ский Предтечиев, Новоопокровский Свяцковский и др. и духовные центры местного значения. В 1850-гг. правительство и официальная церковь проводят политику полного уничтожения старообрядческих духовных центров в Ветке, но стародуб-ские духовные центры, расположенные близ посада Клинцы сохраняются до 1930 гг. и играют большую роль в сохранении духовных и художественных традиций русского старообрядчества. При монастырях имелись обширные библиотеки — старообрядческие книжницы, скриптории, иконописные мастерские, в женских монастырях и обителях — мастер -ские по изготовлению религиозного шитья и вышивки [9, с. 213-218]. Следовательно, возникновение иконографии Святого Николы Чудотворца Отвратного могло быть возможным в духовных центрах Старо-дубья и Ветки. nrn Для того чтобы выявить художе-252 ственные особенности и специфику иконографии, сравним иконы Святого Николы Чудотворца Отвратного из коллекции «Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций» и из коллекции Брянского областного музейно-выставочного центра. Эти иконы появились в собраниях благодаря собирательской деятельности музеев на территории традиционных старообрядческих поселений. В коллекции Ветковского музея икона «Святого Николы Чудотворца Отвратного» (XVIII век, Дерево, левкас, темпера, сусальное золото, 59,6x72,4x3 см; № 332) трактуется как «Никола отвратный иже от
врат в Москве». Сотрудникам «Вет-ковского музея старообрядчества и белорусских традиций» удалось проследить историю (легенду) экспоната, в результате изучения которой становится ясно, что, так же как икона из Брянского музейно-выставоч-ного центра, икона из «Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций» происходит из Ста-родубья, по-видимому, из старообрядческого посада Свяцк. Хотя сотрудники музея выявили ее в бывшей старообрядческой слободе Ко-сицкой на территории Ветки, история экспоната свидетельствует, что изначально ее владельцами были жители Стародубья — Ковалева Фе-одора Васильевна (1908-1971 гг.) и ее предки. Этой иконой родители благословили ее на брак. По словам историка и краеведа О.Г. Каменец-кого, старообрядцы-старожилы посада Свяцк долго помнили эту женщину, так как больше женщин-старообрядок с таким именем в посаде не было. Ранее эта икона принадлежала ее матери. Обе являлись жительницами Свяцка. Из Свяцка икона попала в Белоруссию, в Новоиванов-ку (Голодное). Затем семья переехала в г. Гомель и икона была передана родственникам в село Папсуевка, где была куплена коллекционером Ф.Г. Шкляровым, затем выкуплена «Ветковским музеем старообрядчества и белорусских традиций». На иконе Святой Никола Чудотворец представлен оплечно, с повернутой вправо головой, сильно укрупненными глазами и отведенными влево зрачками. Образ Святого Николы Чудотворца Отвратного передает особую психологическую напряженность и динамичен в своей компози-
ции. По нашему мнению, эта икона могла быть связана с Новопокров-ским Свяцковским монастырем, наследовавшим традиции Покровского ветковского монастыря. При ликвидации монастыря в 1850 г. его имущество рассеивалось, многие предметы культа оказались у населения посада Свяцк. Так икона могла попасть к предкам Ковалевой Феодоры Васильевны.
Что касается иконографии, то в старообрядческой живописи данный иконографический сюжет трактуется двояко — как происходящий от врат в Москве и как «Отвращающий все беды и напасти от обращающегося к нему с молитвой». Старообрядцы трактуют этот образ как «отвращающий все беды и напасти». Д.Е. Мальцева приводит в своей публикации две версии трактовки данного иконографического сюжета [4, р. 23-25]. Однако приводим его традиционную трактовку — как «отвращающего все беды и напасти от обращающегося к нему с молитвой» [10, с. 35-40]. Подтверждением этому мнению является трактовка образа известным исследователем М.М. Красилиным: «Святой Никола мог быть на иконах добрым и живым, простодушным и грозным, защитником униженных — "отвратным" и философом, но всегда оставался близким, родным каждому» [11, с. 140].
В коллекции Брянского областного музейно-выставочного центра находится икона «Святой Никола Чудотворец (Отвратный)» (XIX век, доска липовая, без ковчега, паволока, левкас, темпера, позолота, размеры 26 х 21,5, инв. № ж-332 БОXM). Икона происходит из стародубского старообрядческого посада Климов.
Изображение святителя предстает оплечным, взгляд его направлен в сторону. Он пронзительно смотрит, как бы пронизывая пространство и «отвращая все беды и напасти» от обращающегося к нему с молитвой. Правая рука с двуперстным сложением передана в благословляющем жесте, в левой руке — закрытое Евангелие. Фелонь святителя узорчатая. В верхнем поле иконы надпись: «ОБРА(З) СВ(ЯТОГО) НИКОЛЫ ЧУ(ДОТВОРЦА)». На этой иконе могучий образ Святого Николы Чудотворца (Отвратного) выражает силу и мощь старообрядческих образов ветковской иконописи. В исследуемом районе встречается повсеместно. Существует предположение, что подобная иконография почерпнута из клейм житийных изводов «Изгнание беса из кладезя».
Стародубье и Ветка — это древние старообрядческие духовные и художественные центры, находившиеся на пограничных территориях Черниговской и Могилевской губерний Российской империи, в которых сложилась уникальная иконописная традиция. Истоки связаны с Веткой (XVIII век), а широкое распространение в XIX — начале XX века связано уже с другим центром — Староду-бьем. В настоящее время уточнено общее количество имен иконописцев из Стародубья — 67, на территории Ветки — 27, которые работали в период XVШ—XX веков. Среди них — представители посада Свяцк, и посада Климов (территория бывших Су-ражского и Новозыбковского уездов Черниговской губернии). Иконы, которые мы анализировали, предположительно созданы в XIX веке. В это же время происходит расцвет иконо-
253
254
писания в Стародубье. Иконы Святого Николы Чудотрорца являлись особо чтимыми. Иконописец Андрей Родионцев был автором иконы Святого Николы Чудотворца, которую он благословил сыну Василию, чтобы склонить его к занятию иконописа-нием. Иконописные произведения, как следует из мемуаров иконописца Василия Родионцева (1868-1920), широко расходились по всему старообрядческому миру. Повторение этих образов можно встретить в Молдове, Румынии, где проживали представители старообрядческих общин. Василий Родионцев и его отец Андрей имели иконописную мастерскую в Новозыбкове и иконную лавку в Херсоне (Украина) [10, с. 35-40]. Этот пример доказывает, что действительно широкий характер распространения икон из старообрядческих мастерских Стародубья имел место в дореволюционный период.
Традиция иконописания в Старо-дубье и Ветке продолжалась и в XX веке. Тщательное изучение архивных документов, этнографических источников, материалы экспедиционных поездок в старообрядческие поселения дают возможность расширить список иконописцев и рассказать об их деятельности в Староду-бье и Ветке в XX веке. В 1929 г. этнограф М.И. Саломыкин выявил иконописцев братьев Беспаликовых в селе Борьба — бывшей старообрядческой Леонтьевой слободе на территории Ветковского округа. Он описал их приемы работы, отметил, что их учителем был отец, учившийся в у иконописца Федора Рогаткина из Ветки. Исследователь Саломыкин также отмечал, что в это время (1929 г.) в Ветке занимался иконопи-
санием сын Федора Рогаткина [12, с. 68-70]. Следовательно, в Ветке, так же, как и в Стародубье, сложились свои династии иконописцев, работавших в первой трети XX века. Более того, изучение архивных документов и опросы старообрядцев-прихожан Рождественско-Никольского храма в г. Новозыбкове позволили показать, что один из братьев Беспа-ликовых — Кир — являлся священником в Стародубье и Ветке в 4050 гг. XX века [13, с. 27-31]. Многие старообрядческие священники из Стародубья были и иконописцами — Михаил Масляев в посаде Воронок, репрессированный в 1937 г., братья Усовы из посада Свяцк. Иван впоследствии стал епископом Иннокентием Нижегородским, Василий — приходским священником в г. Есен-туки. Оба очень сильно пострадали от репрессий — Иван вынужден был скрываться в Румынии в 19201940 гг., Василий в Советской России трижды находился в заключении. Иконописец из г. Новозыбкова Семен Харчевников умер в 1972 г., работая до момента смерти.
Для российских и зарубежных исследователей всегда актуальным является вопрос о причинах появления икон Святого Николы Чудотвор -ца Отвратного в зарубежных иконописных собраниях. Позволим себе предположить, что иконы в советский период попали в дальнее зарубежье в связи с массовыми хищениями из старообрядческих храмов, в том числе из Стародубья и Ветки и налаженной системой сбыта антиквариата на черном рынке СССР через Польшу в Германию и Италию. Легального внутреннего рынка икон в СССР не существовало. Основны-
ми центрами европейской торговли иконами в то время стали Германия, Голландия и Италия. Интерес к русской иконе был и у коллекционеров из США. Иконы из Стародубья вывозили, в том числе, поляки, работавшие в 1970 гг. на прокладке части нефтепровода «Дружба» из СССР в ПНР и жившие в г. Новозыбкове.
В начале XXI века в Италии открылся музей русской иконы в городе Печчоли (провинция Пиза, Тоскана). Его создание стало возможным благодаря помощи и научной консультации специалистов Государ -ственного Русского музея (г. Санкт-Петербург, Россия). В постоянную экспозицию этого зарубежного музея включено 60 икон русского письма XVШ—XIX веков из собрания итальянского журналиста и коллекционера Франческо Бигацци. Украшением музея стали знаменитые иконы с образами Богоматери Одиги-трия и Святителя Николы Чудотвор -ца, а сам музейный комплекс возник по инициативе главного редактора итальянского журнала «Религия и общество» Арнальдо Нести, впоследствии первого директора этого музея. Мэрия средневекового тосканского городка Печчоли предоставила для русских икон старинный дворец «Палаццо Преторио». При музее основана международная школа-мастер -ская реставрации. По мнению профессора Мачеллони, мэра города Печчоли, создание этого уникального музея способствует лучшему пониманию в Италии великого духовного наследия России [14]. С 2003 г. в этом музее реставратором темперной живописи работает Дарья Евгеньевна Мальцева, искусствовед и реставратор икон. Более 30 лет она прора-
ботала искусствоведом-реставратором в Государственном Русском музее. Она принимала участие в создании постоянной экспозиции икон в старообрядческом музее на Рогожском кладбище — резиденции Митрополита Корнилия Русской Православной Старообрядческой Церкви в Москве. В 2015—2016 гг. еще работала над проектами по реставрации древнерусской станковой живописи из старообрядческих соборов и храмов Москвы и Санкт-Петербурга. Под ее руководством группа специалистов провела большую работу по реставрации древних икон в храме-колокольне на Рогожском кладбище во имя Воскресения Христова (г. Москва). Д.Е. Мальцева участвовала в нескольких музейно-выставочных проектах Митрополии РПСЦ, а также в научных конференциях по старообрядчеству. Заслуга этого исследователя в том, что она смогла отреставрировать, описать и ввести в научный оборот большое количество икон Святого Николы Чудотворца Отвратного, находящихся в зарубежных собраниях. Она настаивает на комплексном подходе к изучению старообрядческих икон. Это подтверждает наше мнение, что без изучения архивных документов, этнографических источников, дореволюционной историографии, выявления происхождения (легенды) иконописного произведения, особенностей иконографических сюжетов, выявления имен иконописцев-авторов, в том числе икон, происходящих из Стародубья и Ветки, невозможно представить то богатое художественное наследие, которое оставили для потомков старообрядцы этого региона.
255
Высокая духовность, редкие иконографические сюжеты и художественные достоинства этих произведений способствуют их высокой оценке со стороны отечественных и зарубежных исследователей. Сами же старообрядцы почитают их как свои духовные святыни. Нахождение этих икон в зарубежных собраниях свидетельствует об их высокой духовной и художественной значимости.
Итак, в результате проведенного исследования приходим к следующим выводам:
• Истоки возникновения иконографии Святого Николы Чудотворца происходят из Византии. Время возникновения данной иконографии — X век.
• Появление иконографии Святого Николы Чудотворца в Древней Руси относится к XIII веку. Постепенно в Древней Руси сформировалась своя иконография этого образа: Святой Никола Чудотворец Можайский, Святой Никола Чудотворец Зарайский, Святой Никола Чудотворец Великорецкий.
ЧЕС • Время возникновения образа 256 Святого Николы Чудотворца Отвратного в старообрядческой живописи — конец XVIII века. По мнению самих старообрядцев, он являл вновь прославленный чудотворный образ после раскола XVII века.
• Старообрядческие иконы Святого Николы Чудотворца Отвратного представляют редкий иконографический сюжет, которого нет в традиционной православной иконе. Изображение святителя предстает оплечным, взгляд его направлен в сторону, «отвращая все беды и напасти» от обращающегося к нему с молитвой.
• Иконы Святого Николы Чудотворца Отвратного, в том числе из
Стародубья и Ветки, находятся как в российских, так и зарубежных музейных собраниях (Российская Федерация, Республика Беларусь, Итальянская республика, др.). Этот образ особенно почитаем в старообрядческих общинах Стародубья и Ветки.
с Ведущая роль в иконописании Стародубья и Ветки принадлежит Стародубью, что подтверждается большим количеством иконописных мастерских и иконописцев.
с Иконописная традиция сохраняется на протяжении первой половины XX века в Ветке, а в Стародубье до 1970-х гг. XX века.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кочергина, М.В. Стародубье и Ветка в истории русского старообрядчества (1760-1920 гг.): демографическое развитие старообрядческих общин, предпринимательство, духовная жизнь, культура. Монография [Текст] / М.В. Колчерина. — Брянск: ООО «Ладомир, 2011. - 451 с.
2. Вера. Ветка.^ш^ Fath [Текст] / сост. Г.Г. Нечаева, О.Д. Баженова; авт. текста Г.Г. Нечаева; пер. на англ. язык А.В. Вдо-вичев. — Минск: Беларус. Энцыкл. iмя Броую, 2012. — 472 с.
3. Нечаева, Г.Г. Голоса ушедших деревень [Текст] / Г.Г. Нечаева, Г.И. Лопатин, С.И. Леонтьева, А.И. Дробушевский. — Минск: Белорусская наука, 2008. — 342 с.
4. Malzeva Daria. Ladevozione e l iconografía di San Nicola Taumaturgo in Russia [ТеХ] // Tutti i Santy. Icon di San Nicola Taumaturgo. — Muzeo di Icon Russe «F. Bigazzi», 2010. — 64 p.
5. Клинцовский иконописный подлинник. Рукопись XVIII в. Полуустав в несколько почерков. 343+1 Л. // Отдел рукописей Библиотеки Академии наук, собрание Строганова. — № 66, инв. 2828.
6. Гребенюк, Т.Е. Ветковская икона [Текст] / Т.Е. Гребенюк // Старообрядчество в России (XVII-XX вв.): Сб. науч. трудов. Вып. 3. Гос. Исторический музей; отв.
ред. и сост. Е.М. Юхименко. — М.: Языки славянской культуры, 2004. — 568 с.
7. Чепурной, А.В. Старообрядческая икона в России [Текст] / А.В. Чепурной // Икона: Атлас православной иконы / ред. Г.С. Кол-пакова, И.К. Языкова. — М.: ООО Фео-рия, 2013. — 496 с.
8. Икона: Атлас православной иконы [Текст] / Г.С. Колпакова, И.К. Языкова. — М.: ООО Феория, 2013. — 496 с.
9. Кочергина, М.В. Живопись «иглой» в среде донских казачек из Казанского девичьего монастыря Черниговской губернии как образец высокохудожественного религиозного шитья и вышивки (вторая половина XVIII-XIX вв.) [Текст] / М.В. Колчерина // Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества: Материалы Седьмой Международной научно-практической конференции. Часть 2.
— Москва: Р-мастер, 2018. — 232 с.
10. Кочергина, М.В. Редкие иконографические сюжеты в старообрядческой живописи Стародубья и Ветки (вторая половина XVIII — XX в.) [Текст] / М.В. Колче-рина // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. — 2017. — № 3 (43).
11. Красилин, М.М. Русская икона в XVIII — начале XX века [Текст] / М.М. Красилин // Красилин М.М., Рахманова М.П. Духовная среда России. Певческие книги и иконы XVII — начала XX в. — М.: Ве-реск,1996. — 176 с.
12. Саломыкин, М.И. Из дорожных записок «Наш край об исследовании Ветковского района Гомельского округа г. Гомель, 17 сентября 1929 г. [Текст] / М.И. Саломыкин // Старообрядцы на Гомельщине (1917-1991): документы и материалы / сост. З.А. Александрович; под ред. В.П. Пинчукова. — Минск: А.Н. Янушкевич, 2017. — 412 с.
13. Дзюбан, В.В. Старообрядческие общины Стародубья и Ветки в 1940 гг.: трудный путь возрождения [Текст] / В.В. Дзюбан, М.В. Кочергина // Вестник Костромского государственного университета. — 2016.
— Т. 22. — № 6.
14. Русские за границей [Электронный ресурс]. — URL: http://www.chelpress.ru/
newspapers/ucourier/archive/12-07-2002/3/ shorty1.html (дата обращения: 27.05.2018).
15. Архив выставок и событий. Лекция о восстановлении старообрядческих святынь [Электронный ресурс]. — URL: http: muse um/exhibitions_events_news/old_believers_ shrines.aspx (Дата обращения: 27.05.2018).
16. Лилеев, М.И. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье XVII-XVIII вв. [Текст] / М.И. Лилеев. — Киев: типография Кор-чаг-Новицкого, 1895. — 596 с.
REFERENCES
1. Arxiv vystavok i sobytij/ Lekciya o voss-tanovlenii staroobryadcheskix svyatyn, available at: http: museum/exhibitions_ events_news/old_believers_shrines.aspx (accessed: 27.05.2018). (in Russian)
2. Chepurnoj A.V., "Staroobryadcheskaya iko-na v Rossii", in: Ikona: Atlas pravoslavnoj ikony, ed. G.S. Kolpakova, I.K. Yazykova, Moscow, Feoriya, 2013, 496 p. (in Russian)
3. Dzyuban V.V., Kochergina M.V., Staroobry-adcheskie obshhiny Starodubya i Vetki v 1940 gg.: trudnyj put vozrozhdeniya, Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universite-ta, 2016, Vol. 22, No. 6. (in Russian)
4. Grebenyuk T.E., Vetkovskaya ikona, Staroo-bryadchestvo v Rossii (XVII-XX vv.), Collection of scientific papers, Vyp. 3, ed. E.M. Yu-ximenko, Moscow, Yazyki slavyanskoj kul-
tury, 2004, 568 p. (in Russian) 257
5. Ikona: Atlas pravoslavnoj ikony, ed. G.S. Kolpakova, I.K. Yazykova, Moscow, Feori-ya, 2013, 496 p. (in Russian)
6. Klincovskij ikonopisnyj podlinnik. Rukopis XVIII v. Poluustav v neskolko pocherkov, 343+1 L., Otdel rukopisej Biblioteki Aka-demii nauk, sobranie Stroganova, No. 66, inv. 2828. (in Russian)
7. Kochergina M.V., Redkie ikonograficheskie syuzhety v staroobryadcheskoj zhivopisi Starodubya i Vetki (vtoraya polovina XVIII-XX v.), Uchenye zapiski. Elektronnyj nauch-nyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta, 2017, No. 3 (43). (in Russian)
8. Kochergina M.V., Starodube i Vetka v istorii russkogo staroobryadchestva (1760-1920 gg.): demograficheskoe razvitie staroobry-adcheskix obshhin, predprinimatelstvo,
duxovnaya zhizn, kultura. Monografiya, Bryansk, Ladomir, 2011, 451 p. (in Russian)
9. Kochergina M.V., "Zhivopis "igloj" v srede donskix kazachek iz Kazanskogo devichego monastyrya Chernigovskoj gubernii kak ob-razec vysokoxudozhestvennogo religiozno-go shitya i vyshivki (vtoraya polovina XVIII-XIX vv.), in: Cerkov i kazachestvo: sorabotnichestvo na blago Otechestva, Proceedings of the International Conference, Part. 2, Moscow, R-master, 2018, 232 p. (in Russian)
10. Krasilin M.M., "Russkaya ikona v XVIII -nachale XX vekov", in: Krasilin M.M., Rax-manova M.P., Duxovnaya sreda Rossii. Pe-vcheskie knigi i ikony XVII - nachala XX v., Moscow, Veresk, 1996, 176 p. (in Russian)
11. Lileev M.I., Iz istorii raskola na Vetke i v Starodube XVII-XVIII vv., Kiev, tipografiya Korchag-Novickogo, 1895, 596 p. (in Russian)
12. "Malzeva Daria Ladevozione e l iconografia di San Nicola Taumaturgo in Russia", in:
Tutti i Santy. Icon di San Nicola Taumaturgo, Muzeo di Icon Russe "F. Bigazzi", 2010, 64 p. (in Russian)
13. Nechaeva G.G, Lopatin G.I., Leonteva S.I., Drobushevskij A.I., Golosa ushedshix der-even, Minsk, Belorusskaya nauka, 2008, 342 p. (in Russian)
14. Russkie za granicej, available at: http:// www.chelpress.ru/newspapers/ucourier/ar-chive/12-07-2002/3/shorty1.html (accessed: 27.05. 2018). (in Russian)
15. Salomykin M.I., "Iz dorozhnyx zapisok "Nash kraj ob issledovanii Vetkovskogo rajona Gomelskogo okruga g. Gomel, 17 sentyabrya 1929 g.", in: Staroobryadcy na Gomelshhine (1917-1991): dokumenti i ma-terialy, ed. Z.A. Aleksandrovich, V.P. Pin-chukova, Minsk, A.N. Yanushkevich, 2017, 412 p. (in Russian)
16. Zhivaya Vera. Vetka, Living Fath, ed. G.G. Nechaeva, O.D. Bazhenova, trans. A.V. Vdovichev, Minsk, Belarus, Encykl. imya Brouki, 2012, 472 p. (in Russian)
258
Кочергина Марина Викторовна, кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой, кафедра общегуманитарных и социальных дисциплин, Институт экономики и управления в промышленности, г. Москва, kochergina_mv@mail.ru Kochergina M.V., PhD in History, Chairperson, Humanities and Social Sciences Department, Institute of Economics and Management in Industry, Moscow, kochergina_mv@ mail.ru
Дзюбан Валерий Валерьевич, доктор исторических наук, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, кафедра гуманитарных дисциплин и коммуникационных технологий, Институт мировых цивилизаций, г Москва, bryanskstudzuban@mail.ru Dzuban V.V., ScD in History, PhD in Pedagogy, Professor, Chairperson, Humanities and Communication Technologies Department, Institute of World Civilizations, Moscow, bryanskstudzuban@mail.ru