УДК 271.2
Кочергина Марина Викторовна
кандидат исторических наук, доцент Брянский институт управления и бизнеса [email protected]
Дзюбан Валерий Валерьевич
доктор исторических наук, профессор Брянский институт управления и бизнеса [email protected]
ДУХОВНЫЕ КОНТАКТЫ И СВЯЗИ СТАРООБРЯДЦЕВ ЧЕРНИГОВСКОЙ И МОГИЛЕВСКОЙ ГУБЕРНИЙ РОССИИ СО СВОИМИ СТОРОННИКАМИ ПО ВЕРЕ В БУКОВИНЕ, МОЛДАВИИ И РУМЫНИИ
Статья посвящена малоизученным аспектам духовно-религиозной деятельности старообрядцев Стародубья и Ветки, их контактам и связям со своими сторонниками по вере из Буковины, Молдавии и Румынии. Эти контакты были связаны с воссозданием трехчинной иерархии Русской православной старообрядческой церкви за пределами Российской империи, с деятельностью выдающихся представителей старообрядческого священства и начетничества, выходцев из Стародубья на территории северной Буковины, Молдавии и Румынии в дореволюционный и советский период.
Ключевые слова: духовные контакты старообрядцы, Стародубье и Ветка, Румыния, Молдавия, Буковина, духовные и связи.
В опросы духовных контактов и связей старообрядцев Стародубья и Ветки являются объектом пристального внимания как отечественных, так и зарубежных ученых. Это связано с важностью проблем, которые решали старообрядческие общины и выдающиеся их представители. А именно: вопросы восстановления трехчинной иерархии в старообрядчестве, деятельность старообрядческих начетчиков, организация старообрядческих съездов в период активизации духовной жизни старообрядческих общин, служение высших иерархов Русской православной старообрядческой церкви - епископов Арсения Уральского, Иннокентия Усова. Данным вопросам посвящены работы молдавских исследователей А. Моголы [8], А. Болученковой, Д. Латышева [1], российских исследователей, причем как самих старообрядцев - В. Боченкова [2], так и светских историков [3]. После установления советской власти старообрядческое священство было вынуждено эмигрировать из России в Молдавию и Румынию, где открыто проводило свою деятельность до 1944 г. Мы стремимся доказать, что на протяжении 1800-1940 гг. эти духовные связи не переставали существовать; что старообрядческий духовный центр находился в Белой Кринице на территории северной Буковины и являлся святыней русского старообрядчества за рубежом; что лишь события второй мировой войны и жесткое преследование иерархов старообрядческой церкви и верующих за рубежом со стороны советских карательных органов прервали эти исторически сложившиеся связи.
Все современные исследователи отмечают наличие тесных духовных контактов и связей между старообрядцами Черниговской и Могилевской губерний России со своими сторонниками по вере в северной Буковине, Молдавии, Румынии. Эти контакты начались задолго до восстановления
трехчинной иерархии в 1830-1840-е гг., продолжались в период активизации духовной жизни русского старообрядчества в 1905-1917 гг., сохранялись после установления в России советской власти. Стародубье и Ветка являлись теми духовными центрами в старообрядчестве, где произошло рождение и становление таких выдающихся деятелей рубежа Х1Х-ХХ вв. как епископ Иннокентий (в миру Иван Григорьевич Усов), начетчики братья Федор и Василий Ефимовичи Мельниковы.
Именно из Ветки (Могилевской губернии) и Стародубья (Черниговской губернии) - древних центров русского старообрядчества - были организованы экспедиции на Восток в поисках истинного священства. Иноки ветковского старообрядческого Лаврентьева монастыря предприняли первые шаги к восстановлению трехчинной иерархии в первой трети XIX в. Этот мужской старообрядческий монастырь был основан иноком Лаврентием и находился на полуострове, образуемом рекой Узою, среди болот и чащи леса. Даже окружавший его лес считался священным. Монастырь был основан не ранее 1735 г. и относился к ветковскому толку, последним настоятелем его был инок Аркадий. Даже чиновники Министерства внутренних дел Российской империи признавали значимость этого монастыря в старообрядческой среде: «Древность монастыря, выстроенного сто лет назад, разные его предания и строгая жизнь дряхлых иноков возбуждали в народе благоговение; из него распространялись превратные толкования о единоверии и останавливали желавших присоединиться к нему; из него приходили скрывавшиеся там беглые попы для исполнения треб по окрестным селениям; из него получали простолюдины и все раскольничьи монастыри запасные дары святых тайн» [3, с. 184].
Действительно, старообрядцы относились к монастырю с благоговением. Литературный ге-
© Кочергина М.В., Дзюбан В.В., 2017
Вестник КГУ ^ № 2. 2017
19
рой книги П.И. Мельникова (А. Печерского) Яков Стуколов так повествовал о жизни в Лаврентьеве монастыре: «Слыхал прежде про монастырь Лаврентьев, что стоит неподалёку от славной слободы Ветки. Житие там строгое. Не каменными стенами, не богатыми церквами красовалась обитель та, - красовалась она старческими слезами, ден-но-нощными трудами, постом да молитвой!..» [7]. Удаление от мира, строгий пост, «удручение плоти», чтение Святого Писания, духовное наставление приверженцев старой веры приводило в монастырь многих, искавших древнего благочестия. Монашеское отречение от мира не имело ничего общего для старообрядческих иноков с отрицанием бытия. Уходя из мира, они осуществляли миссию спасения тех, кто находился «в миру». Среди ветковских иноков выдающуюся роль играл настоятель Лаврентьева монастыря инок Аркадий. Под его духовным руководством монастырь стал центром иночества и старчества. Аркадий происходил из мещан посада Клинцы Черниговской губернии и был в миру Андреем Родионовичем Шапошниковым (1809-1889). В 1826 г. он поступил послушником в Лаврентьев монастырь, где принял постриг с именем Аркадия. В 1832 г. он стал настоятелем обители и сумел привлечь в монастырь многих талантливых людей, в будущем видных деятелей старообрядчества. Под его игуменством находились иноки: Павел Белокриницкий, Аркадий (Дорофеев), Ефросин, Алимпий (Алимпий Зверев), Ксенос. Духовным наставником Ксеноса был инок Аркадий (Дорофеев) - исповедник, также принявший иноческий постриг в Лаврентьеве монастыре. Позже инок Павел Белокриницкий (1808-1854) принимал активное участие в восстановлении трехчинной иерархии древлеправославной церкви. Хотя он и принял постриг в Покровском Климов-ском монастыре в 1836 г., «жизнь его в Лаврентьеве монастыре состояла из усердного посещения богослужений, келейных молитв, продолжительных духовных бесед и чтения» [3, с. 185]. Впоследствии, после разгрома этого монастыря, Аркадий (Шапошников) стал иноком Славского монастыря, епископом странствующих христиан, живших в Турции. Ему был присвоен титул экзарха некрасовского, духовно окормлявшего старообрядческие приходы казаков-некрасовцев. После окончания русско-турецкой войны он стал епископом Славским (место нахождения - село Добруджа, принадлежавшее Турции, ныне Молдова). Умер и погребен в Славском монастыре.
Инок Павел (в миру Петр Васильевич Вели-кодворский) родился в слободе Зимогорский Ям, пригороде Валдая в старообрядческой семье. В 12 лет пытался уйти из дома в старообрядческие монастыри, но был удержан родителями. После смерти отца, в 25-летнем возрасте, он ушел в Лаврентьев монастырь на Ветку. Здесь он сбли-
зился с настоятелем монастыря иноком Аркадием и иноком Ефросином. В 1837 г. вместе с иноком Ге-ронтием совершил поездку на Кавказ для проверки сведений о сохранении в древлеправославной церкви трехчинной иерархии, но в Тифлисе иноки были задержаны и сосланы по месту приписки под надзор полиции. В конце 1830-х гг. инок Геронтий становится настоятелем Белокриницкого старообрядческого общежительного монастыря (северная Буковина). Он пишет Устав этого монастыря, где излагает вероучение древлеправославной церкви, раскрывает источники дохода монахов.
На общих тайных соборах представителей старообрядцев-поповцев было решено послать на поиски епископа на восток «особо доверенных делегатов». Выбор пал на благочестивых иноков Лаврентьева монастыря Павла и Алимпия. В 1844 г. инок Павел получил от императора Австрии Фердинанда разрешение на устройство епископской кафедры в Белокриницком монастыре (северная Буковина). 28 октября 1846 г. в этом монастыре было торжественно совершено присоединение боснийского митрополита Амвросия к старообрядческой церкви через таинство миропомазания. После присоединения инок Павел исполнял обязанности секретаря и письмоводителя Амвросия. Затем, после отправки митрополита Амвросия в ссылку, он вместе с иноком Алимпием навещал митрополита. Умер в 1854 г., был похоронен в Белой Кринице. Иноки ветковских старообрядческих монастырей продолжили дело митрополита Амвросия по созданию старообрядческого центра за рубежом. Они были грамотными и «многоначитанными». Павел Белокриницкий и Геронтий пополнили библиотеку старообрядческого митрополита Амвросия. «К моменту их приезда в Белую Криницу здесь уже была библиотека, какая едва ли где в большом монастыре есть». В начале 1840-х гг. настоятель Белокриницкого монастыря инок Геронтий несколько раз ездил в Россию, где, по его словам, «покупал иконы и книги, а иные так [были] пожертвованы» [3, с. 259]. Приведенный пример подтверждает, что иноки Ветки были духовно образованными людьми, высоко ценили книгу как источник духовной силы и знания. Имея обширную библиотеку рукописей и книг кириллической печати на Ветке, они создавали значительное книжное собрание в Белой Кринице. С их помощью была основана старообрядческая архиерейская кафедра, преобразованная потом в митрополию, а затем возникли зарубежные епархии. Старообрядцы из Стародубья и Ветки не прерывали духовных контактов со своими сторонниками по вере в Буковине.
В Стародубье поездки в Буковину организовывал представитель богатого купечества миллионер Гусев в 1875, 1893 гг. для устранения неверия в правоте Белокриницкой иерархии. В этих поездках принимали участие жители стародубских
посадов Василий Мельников, Федор Малков. Под руководством купца Гусева проходил знаменитый собор в посаде Лужки Черниговской губернии 30 июля 1892 г. [5, с. 153-168]. Этот собор отражал духовные искания старообрядческого населения, был свидетельством напряженных поисков старообрядцами «истинно православного священства», сохранившего незыблемыми традиции православия. Именно на этом соборе в Лужках произошел окончательный разрыв со старообрядчеством начетчика и иконописца Василия Родионцева, усомнившегося в истинности Белокриницкой иерархии. Он не просто порвал со старообрядчеством, но и увел большое количество своих единомышленников, перешел вместе с ними в официальное православие. Напряженная духовная жизнь, искания старообрядцев способствовали развитию полемики, чтению святоотеческих книг, распространению грамотности в среде старообрядцев.
На примере семьи Мельниковых можно проследить связи старообрядцев не только Стародубья и Ветки, но и выявить большую роль старообрядцев этих духовных центров в дореволюционной России. Отец, Ефим Мельников, был выходцем из беспоповцев из старообрядческой ветковской слободы Огородни. В зрелые годы жил в старообрядческих посадах и слободах Стародубья, был священником Шведовской моленной г. Новозыбкова, попечителями которой были купцы-миллионеры Павел Абросимов и Ефим Петухов. Ефим Мельников собрал большую библиотеку старообрядческой литературы, вел переписку с выдающимися представителями старообрядчества. (Ныне его библиотека и архив находятся в отделе рукописей РГБ). Сыновья Федор и Василий активно участвовали в духовной жизни старообрядчества, были начетчиками, за что подвергались преследованиям со стороны правительства и официального православия. На рубеже Х1Х-ХХ вв. в старообрядчестве возник особый тип начетчиков - собеседников для проведения полемических бесед с миссионерами официальной православной церкви. Одним из таких начетчиков был епископ Арсений (Швецов). В 1886 г. в Санкт-Петербурге он «одержал победу» над синодальным миссионером, протоиереем Ксе-нофонтом Крючковым. Сам Крючков происходил из старообрядцев-беспоповцев и был учеником архимандрита Никольского единоверческого монастыря, религиозного публициста и миссионера Павла Прусского (1821-1895) [6].
До принятия сана епископ Иннокентий (Усов) как начетчик объездил почти всю страну. Федор и Василий Мельниковы также являлись сильными апологетами старообрядчества и полемистами. Василий стал начетчиком с 18 лет, а Фео-дор - с 16 лет. Они были родом из г. Новозыбкова. В 1893 г. у Мельниковых были беседы в г. Измаиле с Ф. Волковым и протоиереем Ксенофонтом Крюч-
ковым. После этого Мельниковы были арестованы. Василия оправдали, а Феодора посадили в тюрьму. В 1895 г. Федору Ефимовичу грозила уже каторга. Он вынужден был скрываться и бежать в Румынию. В г. Браилове он издавал журнал «Слово правды». В 1897 г. он был вновь арестован в приграничном городе Измаиле. В тюрьме просидел 9 месяцев, его дважды хотели сослать: сначала в Сибирь, а затем в арестантские роты. Однако Федор был помилован императором Николаем II, сроком на один год он был заключен на о. Валаам, потом отдан на пять лет под надзор полиции, который был прекращен лишь в 1905 г. [8, с. 167-168].
Иван Григорьевич Усов, епископ Иннокентий (1870-1942), и братья Мельниковы в полемике с синодальными миссионерами избирали не оборонительную, а именно наступательную тактику. В 1914 г. Феодор Ефимович Мельников полемизировал с митрополитом Антонием (Храповицким) и профессором Казанской Духовной Академии М.И. Васильевским. Этот факт показывает, что старообрядческие начетчики, не имевшие высшего университетского образования, успешно отстаивали правоту старой веры в беседах с профессором Духовной Академии и митрополитом господствующей церкви. Следовательно, огромный духовный потенциал, сильная убежденность помогали старообрядческим начетчикам отстаивать свою позицию. Старообрядцы-полемисты братья Мельниковы и Иван Усов действовали не только на территории Стародубья, но и выступали с полемическими беседами по всей России. Старообрядцы в начале XX в. продолжали отстаивать правоту старой веры, не боясь преследований со стороны правительства и официальной церкви. Ф.Е. Мельников был членом Союза старообрядческих начетчиков, Председателем начетнической комиссии при Московском Братстве Честного и Животворящего Креста, сотрудничал в разных старообрядческих периодических изданиях «Слово правды», «Церковь», «Старообрядец».
Удивительна судьба старообрядческого епископа Иннокентия (в миру Ивана Григорьевича Усова). Он происходил из мещан старообрядческого посада Свяцк Черниговской губернии. До принятия сана занимался иконописанием, проходил военную службу. Духовным наставником его был Онисим Швецов - будущий епископ Арсений Уральский, посещавший посад Свяцк в Стародубье. До самого рукоположения он находился при епископе Арсении. В 1903 г. был рукоположен в епископа Нижегородского и Костромского. После принятия сана первым стал организовывать старообрядческие епархиальные съезды. Эти съезды созывались не только в Европейской России, но и в Сибири и на Дальнем Востоке. В помощь епископу по управлению епархией епархиальными съездами избирались епархиальные советы. Как и большинство ста-
рообрядцев, он не принял событий Октября 1917 г Значительное число приверженцев старой веры выступило против большевистской диктатуры, активно участвовало в Белом движении. В казачьих частях А.И. Деникина действовали старообрядческие полковые священники. В армии А.В. Колчака существовали «добровольческие крестоносные дружины», был создан институт военных священников Белокриницкой иерархии. Епископ Иннокентий (Усов) в конце 1918 г. составил молитву об избавлении России от власти безбожников. 12 декабря 1918 г. Высшим революционным советом РСФСР была принята «Инструкция», в которой говорилось, что «подлежат обязательному истреблению все генералы, помещики, штабс- и обер-офицеры, окружные, станичные и хуторские атаманы; все контрреволюционеры и все казачество» [3, с. 349]. Следовательно, одна из социальных опор старообрядчества - казачество, подверглась репрессиям и физическому устранению. Ответом на эти жестокие действия большевиков было участие старообрядцев в самом крупном крестьянском восстании 1921 г. - антоновском мятеже.
Епископ Иннокентий вынужден был эмигрировать в Румынию в 1920 г., где находилось большое количество старообрядцев - выходцев из России. Он впоследствии стал епископом Кишиневским. На протяжении 1920-1930 гг. этот архипастырь активно участвовал в духовно-религиозной деятельности, посещал старообрядческие приходы, занимался литературно-богословским творчеством, участвовал в издании старообрядческой литературы. Его книги и полемические сочинения были переизданы в местах компактного проживания старообрядцев за рубежом - во Франции, Польше, США, Канаде, Румынии. В 1936 г. епископом Иннокентием была написана история старообрядчества, его основы и отличия от других вероисповеданий (Меморий). Устав (Статут) был создан Ф.Е. Мельниковым. Документы были переданы румынскому правительству, что давало возможность узаконить деятельность старообрядческой церкви в Румынии. На малой родине епископа Иннокентия Усова в селе Святск под г. Новозыбковым (Советский Союз) оставалась его родная сестра Анастасия Усова. Пасхальное поздравление и весточка от родного брата из Румынии стали причиной физической расправы НКВД над ней. В 1934 г. она была сослана за связь с братом, приславшим ей пасхальное поздравление. Вместе с ней были сосланы жители Святска - Александр Капустин и Худяков. Больше в Святск они не вернулись.
В июне 1940 г. территория Бессарабии, северная Буковина, в том числе старообрядческий духовный центр, существовавший с 1840 гг. - Бе-локриницкий монастырь, отошли к Советскому Союзу. Монастырь был ликвидирован, его имущество конфисковано. Белокриницкая митрополития
прекратила свое существование в северной Буковине. Епископ Иннокентий переехал в Румынский город Тульчу, и на основании просьб тульчинских старообрядцев, поручения Белокриницкого митрополита Силуяна, должен был приступить к управлению Тульчинской епархией. 8 мая 1941 г. на Освященном Соборе в г. Браила он был возведен в сан митрополита. В начавшейся войне против Советского Союза 22 июня 1941 г. Румыния выступила союзницей Германии, и как иностранец епископ Иннокентий был эвакуирован в г. Яссы. В связи с авианалетами и артобстрелами у него началось психическое заболевание. Уже больным он был перевезен в с. Писк, где 16 февраля 1942 г. скончался. За свою антибольшевистскую деятельность еще при жизни епископ Иннокентий был приговорен к расстрелу. При вхождении советских войск в Румынию, в 1944 г. в этом селе один из офицеров НКВД выстрелил пулеметной очередью по его надгробному кресту и могиле. Так закончил свою жизнь старообрядческий епископ и митрополит Иннокентий (в миру Иван Григорьевич Усов), выдающийся деятель русского и зарубежного старообрядчества, уроженец старообрядческого посада из Стародубья, находясь далеко от своей Родины.
Один из его сподвижников, Федор Ефимович Мельников (1874-1960), также жестоко преследовался в годы советской власти. Блестящий начетчик и апологет старообрядчества, после событий Октября 1917 г. он участвовал в полемических диспутах с А.В. Луначарским, Л.Д. Троцким, Н.И. Бухариным, опровергая марксизм, большевистскую пропаганду атеизма. В 1918 г. ему были запрещены публичные выступления, журнал «Слово церкви», который он редактировал, был закрыт, а сам Ф.Е. Мельников отстранен от должности директора старообрядческого института. В 1920 г. Ф.Е. Мельников был обвинен в контрреволюции и сокрытии церковных ценностей и приговорен к расстрелу.
Вследствие этого он был вынужден скрываться в Сибири, на Кавказе, а в 1930 г. перебрался с помощью старообрядцев в Румынию, был секретарем Белокриницкой митрополии. В годы Второй мировой войны и после нее, до момента своей смерти в 1960 г. находился на территории Румынии. Его обширное литературное наследие до сих пор полностью не найдено. На протяжении 19441960 гг. его укрывали от преследований в Румынии русские старообрядцы. Он жил у старообрядцев-липован, был похоронен в Мануиловском монастыре. Вся его жизнь и деятельность, как в России, так и за рубежом была связана со старообрядчеством. Ему было свойственно мужество, активная духовно-религиозная, литературно-общественная и педагогическая деятельность.
Приведенные нами аргументы и факты доказывают, что старообрядцы, выходцы из Стародубья
и Ветки, были хорошо образованными людьми, на протяжении всей жизни отстаивали правоту своей веры, хранили традиции предков, несмотря на преследования со стороны государственной власти и официальной церкви. В советский период, находясь в северной Буковине, Молдавии, Румынии, также как и представители других религиозных конфессий, они подвергались репрессиям, приговаривались к расстрелам, но при этом не прерывали духовных связей со своими сторонниками по вере на малой родине. Изучение документов в молдавских, румынских архивах, активная поисковая деятельность в придунайских старообрядческих поселениях Молдовы и Румынии, которую проводят в настоящее время как российские, так и зарубежные исследователи, должна пролить свет на неизвестные страницы истории деятельности выдающихся деятелей старообрядчества из Староду-бья и Ветки за рубежом.
Библиографический список
1. Болученкова А.А., Латышев Д.И. - Вера и жизнь. Очерки старообрядчества Молдовы. -Кишинев, 2011. - 416 с.
2. Епископ Иннокентий (Усов), епископ Нижегородский и Костромской. Собрание сочинений. Т. 1: Статьи из старообрядческой периодики. - М.:
Криница, 2014. - 520 с.
3. Кочергина М.В. Стародубье и Ветка в истории русского старообрядчества (1760-1920 гг.): демографическое развитие старообрядческих общин, предпринимательство, духовная жизнь, культура. - Брянск, 2011. - 451 с.
4. Лилеев М.Н. Из истории раскола на Ветке и в Стародубье. XVII-XVIII вв. - Киев: типография Корчаг-Новицкого,1895. - 596 с.
5. Летопись происходящих в расколе событий. Письмо из Стародубья: «Собор в Лужках» // Братское слово. - 1892. - №12.
6. Мельников Ф.Е. Краткая история древлепра-вославной (старообрядческой) Церкви. - Барнаул: БГПУ, 1999 - 557 с.
7. Мельников-Печерский П.А. В лесах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://az.lib. ru/m/melxnikowpecherskij_p/text_0050.shtml (дата обращения 12.03.2017)
8. Могола А. Деятельность Владыки Иннокентия Усова в «богоспасаемом Румынском государстве». - Культура русских-липован в национальном и международном контексте. Вып. 5. - Бухарест: Издательство "CRLR", 2011. - 439 p.
9. Старообрядчество. Лица. События. Предметы и символы. Опыт энциклопедического словаря. - М.: Церковь, 1996. - 317 с.