Научная статья на тему 'Агиографическая культура Русской православной старообрядческой Церкви'

Агиографическая культура Русской православной старообрядческой Церкви Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
541
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРООБРЯДЧЕСТВО / OLD BELIEVERS / АГИОГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / HAGIOGRAPHIC CULTURE / АГИОЛОГИЯ / HAGIOLOGY / СВЯТОЙ / SAINT / РУССКОЕ ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО / RUSSIAN CHURCH ART / HOLY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Светлова Ольга Александровна

Автор придерживается одной из концепций современной медиевистики, утверждающей, что старообрядчество представляет собой не архаический феномен, а живую культуру, развивающуюся на основе сохраняемой средневековой канонической традиции. Объектом настоящей статьи является агиографическая культура Русской православной старообрядческой церкви одна из наиболее динамичных сфер церковной жизни. Агиографическая культура понимается в широком смысле как культура почитания святых, включающая такие компоненты, как агиографическая и агиологическая деятельность Церкви, создание полных агиологических комплексов (житийная литература, богослужебный цикл, гимнография, иконография), их бытование в богослужебной и внебогослужебной формах. Прослеживаются основные вехи в истории канонизации старообрядческих святых, уделяется внимание специфическим особенностям святости в старообрядческой среде, а именно идеалу жертвенной святости, исповедническому подвигу, почитанию неканонизированных подвижников. Рассматривается лик святых, обновляемый именами общецерковных и местночтимых подвижников после раскола Русской церкви и известных деятелей древнерусской истории. Сделан акцент на том, что создаваемый агиологический массив служит отражением истории старообрядческого движения. Развитие старообрядческой агиографической традиции влияет на богослужебную практику: наблюдается обновление годового богослужебного певческого цикла, пополнение агиологического комплекса новыми творениями церковного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Hagiographic Culture of the Russian Orthodox Oldbelievers’ Church

The author adheres to one of the concepts of modern medieval studies, claiming that the Old Belief is not an archaic phenomenon but a living culture, which is developing based on conserved medieval canonical tradition. The object of this article is the hagiographic culture of the Russian Orthodox Old Believers Church, one of the most dynamic areas of church life. Hagiographic culture is understood in a broad sense as the culture of veneration of saints, which includes components such as hagiographic and hagiologic activities of the Church, the creation of full hagiological complexes (hagiographic literature, liturgical cycle, hymnography, and iconography), their existence in liturgical and non-liturgical forms. The author traces the major milestones in the history of the Old Believers canonization of saints. Attention is paid to the specific characteristics of the Old Believers holiness, including the ideal of sacrificial holiness, feat of confession, veneration of uncanonized saints. The researcher examines a group of new saints, which includes the names of the general church and the locally ascetics, who belong to the period after the split of the Russian church, and the famous figures of the ancient Russian history. The emphasis is placed on the fact that the created hagiological array reflects the history of the Old Believers movement. Development of the Old Believers hagiographic tradition affects the liturgical practice: there is an update of the annual liturgical singing cycle, and the hagiological complex is updated with new creations of religious art.

Текст научной работы на тему «Агиографическая культура Русской православной старообрядческой Церкви»

14. Filaret (Gumilevskii), arkhiepiskop. Istoricheskii obzor pesnopevtsev i pesnopeniia grecheskoi Tserkvi [Historical overview hymners and chants of the Greek Church]. Sergiev Posad, Trinity Lavra of St. Sergius Publ., 1995. 398 p. (In Russ.).

15. Findeizen N. Ocherki po istorii muzyki v Rossii s drevneishikh vremen do nashikh dnei kontsa XVIII veka [Essays on the history of music in Russia from ancient times to our days of the end of the eighteenth century]. Moscow, Leningrad, Muzsektor Publ., 1928, vol. 1. 450 p. (In Russ.).

УДК 783:271.2(27-565.79)

АГИОГРАФИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

Светлова Ольга Александровна, кандидат искусствоведения, доцент, проректор по научной и творческой работе, Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки (г. Новосибирск, РФ). E-mail: [email protected]

Автор придерживается одной из концепций современной медиевистики, утверждающей, что старообрядчество представляет собой не архаический феномен, а живую культуру, развивающуюся на основе сохраняемой средневековой канонической традиции. Объектом настоящей статьи является агиографическая культура Русской православной старообрядческой церкви - одна из наиболее динамичных сфер церковной жизни. Агиографическая культура понимается в широком смысле как культура почитания святых, включающая такие компоненты, как агиографическая и агиологическая деятельность Церкви, создание полных агиологических комплексов (житийная литература, богослужебный цикл, гимно-графия, иконография), их бытование в богослужебной и внебогослужебной формах. Прослеживаются основные вехи в истории канонизации старообрядческих святых, уделяется внимание специфическим особенностям святости в старообрядческой среде, а именно идеалу жертвенной святости, исповедниче-скому подвигу, почитанию неканонизированных подвижников. Рассматривается лик святых, обновляемый именами общецерковных и местночтимых подвижников после раскола Русской церкви и известных деятелей древнерусской истории. Сделан акцент на том, что создаваемый агиологический массив служит отражением истории старообрядческого движения. Развитие старообрядческой агиографической традиции влияет на богослужебную практику: наблюдается обновление годового богослужебного певческого цикла, пополнение агиологического комплекса новыми творениями церковного искусства.

Ключевые слова: старообрядчество, агиографическая культура, агиология, святой, русское церковное искусство.

THE HAGIOGRAPHIC CULTURE OF THE RUSSIAN ORTHODOX OLDBELIEVERS' CHURCH

Svetlova Olga Alexandrovna, PhD in Arts History, Associate Professor, Vice-Rector for Scientific and Creative Work, M. I. Glinka Novosibirsk State Conservatoire (Novosibirsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The author adheres to one of the concepts of modern medieval studies, claiming that the Old Belief is not an archaic phenomenon but a living culture, which is developing based on conserved medieval canonical tradition. The object of this article is the hagiographic culture of the Russian Orthodox Old Believers Church, one of the most dynamic areas of church life. Hagiographic culture is understood in a broad sense as the culture of veneration of saints, which includes components such as hagiographic and hagiologic activities

of the Church, the creation of full hagiological complexes (hagiographic literature, liturgical cycle, hymnography, and iconography), their existence in liturgical and non-liturgical forms. The author traces the major milestones in the history of the Old Believers canonization of saints. Attention is paid to the specific characteristics of the Old Believers holiness, including the ideal of sacrificial holiness, feat of confession, veneration of uncanonized saints. The researcher examines a group of new saints, which includes the names of the general church and the locally ascetics, who belong to the period after the split of the Russian church, and the famous figures of the ancient Russian history. The emphasis is placed on the fact that the created hagiological array reflects the history of the Old Believers movement. Development of the Old Believers hagiographic tradition affects the liturgical practice: there is an update of the annual liturgical singing cycle, and the hagiological complex is updated with new creations of religious art.

Keywords: Old Believers, hagiographic culture, hagiology, holy, saint, Russian church art.

Современное старообрядчество является единственной, уникальной средой, в которой продолжает функционировать древнерусская культура с ее религиозным каноном и зависимым от него бытовым укладом, иерархичным совокупным порядком жизнеустройства. Ф. Е. Мельников пишет: «Старообрядческий мир сохранил у себя во всей строгости исконные начала и дух церковности... Старообрядческий народ свято верит и блюдет церковные традиции веры и жизни» [3, с. 257]. Современная гуманитарная наука опровергает идеи о неподвижности, косности и «застылости» старообрядческой культуры, ушло в прошлое однозначное определение её как архаического феномена. Будучи наследницей Средневековья, она сохраняет свою самостоятельность, полно-кровность и мобильность. Данная оценка стала возможной в результате исследований медиевистов, наблюдающих за современным живым состоянием древней традиции в старообрядческой среде и протекающими в настоящее время разнонаправленными процессами, которые принято именовать как «возрождение - угасание», «приобретение - утрачивание», «сохранение -изменение» и т. д.

На протяжении трех с половиной столетий старообрядческая культура продолжала развиваться, благодаря своим внутренним охранительным, имманентным законам. При этом она неизбежно приобретала новые формы и явления, базирующиеся на культурной основе Средневековья. Благоприятные социальные условия, возникшие в последние десятилетия XX века, еще более усилили данный процесс активизации внутренних механизмов. В истории старообрядчества начался новый период развития его как традиционной инвариантной открытой культурной

системы, одним из важных компонентов которой является агиография.

Объектом нашего внимания является современная агиографическая культура Русской православной старообрядческой церкви, понимаемая не только как собственно создание агиографической литературы, но в широком смысле - как культура почитания святых, духовная традиция святости и связанная с этим агиографическая и агиологическая деятельность Церкви. Агиографическая культура, изначально являясь неотъемлемым элементом синтетичной древнерусской культуры, в свою очередь образует органичный синтез, объединяя различные виды церковного искусства, главным объектом которого является святой. Соответственно, агиографическая культура может рассматриваться, с одной стороны, в исторической динамике как процесс формирования «культа» - прославления святого от первых фактов народного почитания к его канонизации, и, вместе с тем, как художественный результат этого процесса, подразумевающий создание полных агиологических комплексов, включающих различные творения агиографического искусства - богослужебные циклы, гимнографию, весь свод житийной литературы, иконописные изображения, а также и их бытование в богослужебных и внебогослужебных формах.

Избирая исторический ракурс рассмотрения агиографической культуры, отметим, что для понимания феномена святости в старообрядческой среде необходимо обратиться к трагическому времени раскола Русской церкви. Выступая против «никоновых новин» и наследуя древние агиографические традиции, защитники истинной веры, безусловно, не могли принять прославление новых святых, канонизированных

так называемой официальной Церковью после раскола, и одновременно утратили возможность канонизации «своих» подвижников. Однако, эта ситуация отнюдь не стала причиной угасания старообрядческой агиографии. Напротив, в своем развитии она стала приобретать особую динамику и специфические черты. Уже во второй половине XVII века наметился активный рост народного почитания борцов за древнее православие, избравших «тесный и прискорбный, но воистину Божественный путь» [7, с. 100]. Как отмечается в Православном старообрядческом церковном календаре, «Святость Церкви Христовой, сохраняемой в старообрядчестве, никогда не оскудевала. Господь прославлял святых Своих на Дону и на Ветке, в скитах Заволжья и в Староду-бье, среди лесов Гуслицы и в сибирской тайге, в Москве и суздальских казематах, между меловых гор Черемшана и в Белой Кринице...» [7, с. 100]. С последующими гонениями и жестокими преследованиями староверов еще более крепла уверенность в следовании подвигу Христа и возрастал мотив жертвенности во имя Церкви Христовой.

Идеал жертвенной святости стал актуальным в силу того, что трагические последствия событий XVII века имели прямую аналогию с начальным периодом христианства. По словам Ф. Е. Мельникова, «великие и многотерпеливые страдальцы - русские православные христиане -явили миру необычайную силу духа в это ужасное время гонений...» [3, с. 112-113]. Пример первых старообрядческих мучеников - протопопов Логина Муромского, Даниила Костромского, Даниила Темниковского, епископа Павла Коломенского и священника Михаила - воодушевлял других христиан на жертвенный подвиг. Все старообрядческие страдальцы того времени именовались в народе «страстотерпцами» по принятию мученического жития и смерти. А протопоп Аввакум, по словам Ф. Е. Мельникова, для всей старообрядческой массы еще при жизни «был вождем, а после смерти учителем, священномучеником, которого призывали в молитвах и почитали как святого» [3, с. 45]. Уже в 70-х годах XVII века, когда, согласно исследованию Н. Ю. Бубнова, зарождалась история собственно раскола Русской церкви, составлялись рассказы о новых мучениках за веру с описаниями их страданий, которые легли в основу старообрядческой житийной литературы. Чуть позднее, с появлением автобиографиче-

ских житий протопопа Аввакума и инока Епифа-ния, жития боярыни Морозовой «окончательно оформился тип мученика - борца за старую веру, идущего прямой дорогой в царство Божие» [1, с. 93]. С начала XVIII века известны первые иконописные изображения святых подвижников.

Установка на максимальную святость всей жизни по древним святоотеческим законам, понимаемую как самую высшую из всех ценностей, которая сделала бы возможным достижение Святого Царства, явилась определяющей чертой старообрядческой духовной культуры на протяжении всего трехвекового периода. Однако в ее развитии на рубеже XVП-XVПI веков произошло еще одно трагическое событие, связанное с внутренними разногласиями в старообрядчестве и разделением его на два толка - поповцев и беспоповцев - и затем на более мелкие согласия. Догматический конфликт значительно повлиял на развитие агиографической культуры. Так, в среде беспоповцев широкое распространение получили учение о приходе и воцарении антихриста и идея потери истинного священства, что привели к утрачиванию Таинств, трансформации богослужения и отсутствию самой возможности канонизации. Однако при этом в беспоповских центрах, в частности в Выговской старообрядческой пустыни, возникли великолепные памятники житий и служб старообрядческим святым. По мнению Г. В. Маркелова и Ф. В. Панченко, именно на Выге, возможно, в середине XVIII столетия (самый ранний известный список датирован 50-ми годами) была составлена, вероятно, первая «Служба святым исповедником, новым российским страдальцем, пострадавшим от ново-любителей за древлевосточное церковное и апостольское и отеческое благочестивое», авторство которой приписывается выговскому литурги-сту Симеону Денисову, и далее в течение века -целый ряд служб почитаемым исповедникам [2, с. 221]. В сохранившихся певческих рукописях XVШ-XIX веков зафиксированы песнопения, посвященные главным устроителям Выговской пустыни - Даниилу Викулову (или Викулину), Петру Прокофьеву, Симеону Денисову, Кириллу Михайлову, «выдающемуся деятелю старообрядчества, сыгравшему в духовной и культурной истории Выга самую значительную роль - Андрею Денисову» [11, с. 75]. При этом, как отмечает Б. А. Шиндин, совокупность песнопений помор-

ским святым «складывается в единый агиографический цикл о жизни видных подвижников Выговской киновии» [11, с. 75]. Об общенародном прославлении неканонизированных святых свидетельствуют Уставы беспоповских Церквей. Например, в настоящее время в Красном Уставе Древлеправославной кафолической и старопоморской Церкви перечисляются не только старообрядческие «гонимыя святыя Церкви чади премудростныя учители» епископ Павел, свя-щенномученик Аввакум, протопоп Даниил, иерей Лазарь и др., но и «оные страдальцы», подражатели первым отцам и страдальцам поморского и Феодосиева общежительства: Даниил Викулыч, Феодосий Васильевич (Дионисий), Симеон Иванов, Илия Яковлев, Феодор Феодотов и многие другие, с наставлением о совершении в молитвах их памяти.

В истории старообрядческой Церкви, приемлющей священство и, как следствие, развитие её агиографической традиции, значительной вехой стал 1846 год, когда состоялось присоединение митрополита Босно-Сараевского Амвросия [10, с. 18-22]. Данное событие ознаменовало собой, в первую очередь, восстановление трехчин-ной иерархии и всей полноты церковной жизни после ста восьмидесятилетнего пребывания Церкви без епископов. Служение истинное вере и деяния митрополита Амвросия было осознано старообрядческим миром как «Христовый путь», поскольку «великий апостольский подвиг взял на себя первый старообрядческий архиепископ "всея России"» [3, с. 248]. В последующие годы почти все служившие в России белокриницкие епископы, подобно первому митрополиту, «пострадали от гонений и притязаний за старую веру и за иерархическое служение в старообрядческой Церкви, причем страдания эти тянулись непрерывно...» [3, с. 252].

Акты канонизации почитаемых старообрядцами подвижников не могли состояться на протяжении более двух с половиной веков, пока в России была запрещена старообрядческая Церковь. Только в XX веке, начиная с 1905 года, когда указом и манифестом императора Николая II старообрядцам была дарована свобода вероисповедания, дважды в год созывались Освященные Соборы архиереев белокриницкой иерархии (в то время Древлеправославная Церковь Христова, сменившая свое название в 1988 году),

на которых неоднократно поднимались вопросы об официальной канонизации знаменитых борцов за истинную веру [6]. В 1909 году вышло постановление о прославлении памяти старообрядческих мучеников: «Поручить способным лицам собрать все относящееся к блаженной памяти наших страдальцев и составить их жития» [7, с. 113]. Однако основная трудность в осуществлении этих планов заключалась в контролировании деятельности Церкви Министерством внутренних дел. Тема канонизации первых свя-щенномучеников и исповедников протопопа Аввакума, епископа Павла Коломенского, инока Епифания обсуждалась на осеннем Освященном Соборе 1912 года. В 1913 году Нижегородско-костромской епархиальный съезд старообрядцев Белокриницкой иерархиии постановил поминать епископа Павла Коломенского в молитвах как местночтимого священномученика. И только в 1916 году на последнем Соборе «золотого века старообрядчества» протопоп Аввакум, епископ Павел, иерей Лазарь, диакон Феодор, инок Епи-фаний были прославлены в лике общецерковных святых с утверждением им отдельных служб. Их творцом или собирателем старообрядцы считают Нижегородского епископа Иннокентия (позже, в эмиграции - Кишиневского и Тульчинского, а затем Белокриницкого митрополита). Фактически же все достигнутые в этот период результаты были перечеркнуты после 1917 года, агиографическая традиция затихла на восемь десятилетий богоборческого века.

В 1988 году на Освященном Соборе было принято решение об учреждении Московской и всея Руси митрополии, в сан митрополита избран архиепископ Алимпий, при котором началось возрождение старообрядческой жизни и духовной культуры. Знаменательным событием, открывшим новый этап в развитии старообрядческой агиографии, стало празднование в 1996 году 150-летия присоединения митрополита Амвросия к Христовой церкви и его канонизация на первом Всемирном Освященном Соборе в Белой Кринице. 12 ноября состоялась первая праздничная великобденная служба святителю по Общей минее, через несколько лет гимногра-фами составлен особый канон.

На рубеже XX-XXI веков агиографическая и агиологическая деятельность Русской православной старообрядческой церкви обрела стабиль-

ный характер, поскольку в этот период впервые в истории русского старообрядчества появились «возможности для серьезного, обстоятельного обсуждения давно назревшего вопроса о прославлении в лике святых угодников Божиих, просиявших в лоне древнего православия» [7, с. 100]. В первую очередь были восстановлены соборные поминовения канонизированных в 1916 году отцов старообрядческого движения. В Церковном календаре на 1997 год опубликованы каноны еп. Павлу Коломенскому, протопопу Аввакуму, прпмч. Феодоре и страдальцам Соловецким на основании рукописи начала XX века, что позволило уже повсеместно совершать богослужения святым [7, с. 88-98].

При митрополии начала работу агиографическая комиссия, занимающаяся вопросами прославления новых чудотворцев, поиском и сбором материалов по подготовке к их канонизации с рассмотрением духовных, теоретических и исторических аспектов, исследованием достоинства подвижников веры Христовой, определения даты празднования памяти святого, составления их жизнеописания, богослужебных циклов, написания икон. Создание агиологического комплекса является длительным, часто многолетним процессом, требующим от творцов тщательной работы с неукоснительным соблюдением агиографического канона. Среди составителей житий следует назвать, прежде всего, старообрядческого историка и писателя Димитрия Урушева, Александра Панкратова, из иконописцев - митрополита Ан-дриана (А. Г. Четвергова), написавшего иконостас для храма Екатеринбургской старообрядческой общины и иконы для множества других общин, в том числе Кафедрального собора Новосибирской и всея епархии Сибири, мастера фресковой живописи Бориса Кисельникова, известного своими фресками старообрядческих святых в московском Никольском храме, и др. Но все же, согласно канонической традиции имперсональности, отсутствия авторства, имена агиографов и гимнографов в большинстве своем остаются неизвестными.

Совершая канонизацию подвижников, Собор руководствуется принципами святости древней дораскольной Церкви, считая главными условиями «принадлежность к правой вере Христовой, Его истинной Церкви, а также жизнь, согласная с установлениями божественными и святоотеческими» [7, с. 101], состояние тела после смерти

и чудеса решающего значения не имеют, но и не отрицаются. Старообрядческие святые получают дополнительный, не входящий в иерархию святости эпитет «исповедник», значит человек, безбоязненно исповедовавший свою веру, несмотря на препятствия, испытания, страдания, и по своему подвигу равный и святителю, и мученику. Достойными примерами праведности и святости для старообрядцев являются не только особо почитаемые ревнители истинного православия, но все - известные и неизвестные - пострадавшие за старую веру мученики и исповедники. Именно поэтому в числе богослужений святым особая молитвенная память творится всему собору святых мучеников самого трагического периода - XVII века, а с 2001 года - всем святым мученикам и исповедникам российским, пострадавшим за церковное предание и древлее благочестие. Служба им совершается по общеминейному чину мученикам и исповедникам.

Одним из специфических признаков агиографической культуры старообрядческой Церкви можно назвать наличие большого числа общецерковных и местночтимых неканонизирован-ных подвижников, сыгравших значительную роль в истории старообрядческого движения. Русская православная старообрядческая церковь, прежде всего, стремится к их прославлению. Согласно Постановлению Освященного Собора РПСЦ 2006 года, при рассмотрении материалов приоритетными являются дела старообрядцев более отдаленного времени. Поэтому особую группу старообрядческого лика образуют первые святые, пострадавшие за истинную веру в XVII веке. Среди них ранее упоминавшиеся епископ Павел Коломенский; священномученик Аввакум и его ученики иерей Лазарь, диакон Феодор, инок Епи-фаний; архимандрит Покровского монастыря преподобный отец Спиридон; священномученик Логин, протопоп муромский; Никанор архимандрит, Самуил сотник, Макарий инок, Елеазар анзерский и др. в Соловецкой обители; мученики и исповедники каргопольские Авраамий, Андрей, Иоанн, Афанасий, Гликерия, Леонтия, Андрей иной, Неонила; Александр, Гавриил корелянин, Марк, Григорий земледелец, Иерофей, Евдокия и Наталия олонецкие; Феодор московский; Евдоким и Григорий Чаранские; Прохор, Вавила, Леонид, Иаков, Сампсон в Вязниках; преподобномучени-ца и исповедница боярыня Феодосия Морозова,

в иночестве Феодора, мученицы и исповедницы ее сестра княгиня Евдокия, Иустиана, Мария и др. боровские; преподобномученик Иоасаф кирилловский и др.

Личность, жизнь и деяния отцов старообрядческой Церкви, вне зависимости от места их служения, являются для каждого старообрядца высочайшим примером христианского, пастырского, мученического и исповеднического подвига. В течение последних 15 лет к лику святых причислен целый ряд подвижников XVШ-XX веков, прославившихся трудами в епархиях. Это прео-священний Иосиф (Антипин; 1853-1927) - первый архиерей на дальневосточной российской земле, в 1911 году возглавивший вновь образованную Иркутско-Амурскую и всего Дальнего Востока епархию Древлеправославной Церкви Христовой; священномученик Тихон (Трифон Григорьевич Сухов; 1880-1937) - епископ Томско-Алтайский, «благодаря активной деятельности которого епархия значительно укрепилась, впоследствии привело к образованию из неё двух самостоятельных (Томской и Алтайской). При нем возобновлены епархиальные съезды, учреждён журнал "Сибирский старообрядец"» [8, с. 94]. Епископ Арсений Уральский (Онисим Васильевич Швецов; 1840-1908), избранный в 1897 году на Уральско-Оренбургскую епархию, широко известен как учредитель ежегодных Всероссийских съездов старообрядцев белокриницкого согласия, содействовавший налаживанию собрания Освященных соборов, автор целого ряда трудов, составляющих сейчас классику старообрядческой литературы [10, с. 36-37]. Священномуче-ник Амфилохий (Афанасий Семенович Журавлев; 1873-1937), который долгое время провел в старообрядческих скитах и монастырях Томской области, в 1916 году был поставлен на епископскую кафедру Уральско-Оренбургской епархии, а в 1918-1921 годах управлял из НовоАрхангельского скита сразу тремя епархиями: Уральско-Оренбургской, Пермско-Тобольской и Томско-Алтайской. Святитель Геронтий (Григорий Иванович Лакомкин; 1872-1951) - епископ Петроградско-Тверской епархии (1911), управляющий Ярославско-Костромской епархией (с 1942 года), прославился как знаток знаменного пения, создатель знаменитого церковного хора в с. Стрельниково. Просияли святостью исповедники Суздальские, долгое время пребывавшие

в суздальских тюрьмах: архиепископ Славский Аркадий (Андрей Дорофеев; 1809-1889), возведенный в 1847 году в сан епископа преосвя-щеннейшим Амвросием, митрополитом Бело-криницким, епископ Новозыбковский Конон (Козьма Трофимович Дураков, по другим данным Смирнов; 1979-1884), хиротония которого была совершена в 1853 году в Белокриницком монастыре, епископ Тульчинский Алимпий (Антоний, ум. 1859) и епископ Пермский Геннадий (Григорий Васильевич Беляев; 1824-1892). Особо почитаются в народе святые преподобномученики Аркадий и Константин, шамарские чудотворцы -беспоповские иноки, признавшие старообрядческую церковную иерархию и рукоположенные в священнический сан, принявшие мученическую смерть в 1857 году.

В контексте священно-церковной истории продолжает развиваться агиологическая линия, связанная с историей белокриницкой иерархии и деятельностью подвижников, имеющих отношение к судьбе митрополита Амвросия. Спустя 10 лет после канонизации владыки, в 2006 году на Юбилейном Всестарообрядческий Соборе в Белой Кринице были прославлены в лике мест-ночтимых святых иноки Павел (Петр Васильевич Великодворский; 1808-1854) и Алимпий (Афанасий Зверев, он же Милорадович), посвятившие всю свою жизнь поиску епископа для архиерейской кафедры, которого нашли в лице босно-сараевского митрополита Амвросия в 1845 году, и тем самым содействовавшие восстановлению полноты трехчинной иерархии [5]. Блаженный ктитор Белокриницкой Митрополии Павел Великодворский сыграл также ведущую роль в жизни беспоповского инока Антоний (Андрея Илларионовича Шутова), прозорливо увидев в нем будущего великого духовного деятеля на архипастырском посту: в 1853 году свя-щенноинок Антоний был рукоположен «в весьма ответственный сан: архиепископ Владимирский и всея России. За годы своего архипастырского служения святитель Антоний учредил 12 епархий, рукоположил 11 епископов и более 100 священников. Этот ученик преподобного Павла Бело-криницкого сделал столь много для церкви Христовой, что и сегодняшняя Русская православная старообрядческая церковь продолжает пользоваться наследием его славного служения» [4]. В 2009 году святым Павлу и Алимпию Белокри-

ницким установлено общецерковное почитание. В настоящее время идет подготовка материалов к канонизации архиепископа Антония, предварительный вопрос об этом поднимался на соборе еще в 2006 году.

Старообрядческий месяцеслов включает имена всех святых, канонизированных в дорас-кольный период, в том числе и тех, святость которых официальная церковь подвергала сомнению. Как пример деканонизации, интересна история почитания княгини Анны Кашинской, жены князя Михаила Ярославовича Тверского, в иночестве Софии, которая была причислена к лику святых в 1649 году (ум. в 1368 году) патриархом Иосифом на Московском соборе, составлена служба обретения мощей благоверной, написано житие. После раскола, в 1677 году, новообрядческим патриархом Иоакимом был наложен запрет на почитание святой, а ее житие и деяния объявлены ложными. Постановление этого решения Собора было опровергнуто только в 1909 году, когда Русская православная церковь вновь признала святость Анны Кашинской, тогда как старообрядцы неизменно почитали святую [10, с. 27-28].

Сохранение в календаре огромного массива святых древней Церкви отнюдь не означает консервацию этого пласта православной агиографической культуры. Наряду с созданием агиологи-ческих комплексов, отражающих исторические события послераскольного времени, старообрядческая Церковь прославляет великих церковных устроителей и творцов Древней Руси, тем самым подчеркивая преемственность русской агиографической традиции и неразрывную связь с древнерусской культурой. Освященным собором РПСЦ канонизированы первый патриарх Московский и всея Руси святитель Иов (в 2012 году), иконопис-

цы преподобные отцы Андрей Рублев и Даниил Черный, задолго до установления им празднования причисленные народным почитанием к числу «чудотворцев Радонежских», и святой праведный первопечатник диакон Иоанн Феодоров, книги которого «стяжали несравненную славу и уважение в среде правоверных христиан» [9] (в 2009 году).

Таким образом, процесс развития агиографической культуры Русской православной старообрядческой церкви объединяет две взаимосвязанные тенденции. Одна направлена на сохранение типологических основ древнерусской культуры и неизменное следование древнерусской агиографической традиции. Другая связана с ее значительным обновлением, и как следствие -обогащением годового богослужебного круга, «расширением» священно-исторического пространства, пополнением агиологического комплекса новыми творениями церковного искусства. При этом подчеркнем, что весь агиографический массив лика старообрядческих святых, объединяющий сегодня более 60 имен, по сути, являет собой отражение истории и культуры старообрядчества как значительного этапа истории России и русского православия. Агиографическая культура как особый компонент церковной культурной системы и как неотъемлемая сфера деятельности старообрядческой Церкви служит подтверждением её полнокровной динамичной жизни. Выяснение общих исторических и феноменологических вопросов старообрядческой агиографической культуры позволяет наблюдать за процессами преемственности и сохранности традиций непосредственно в контексте богослужебной певческой практики общин Русской православной старообрядческой церкви.

Литература

1. Бубнов Н. Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII века. Источники, типы и эволюция. - СПб.: БАН, 1995. - 436 с.

2. Маркелов Г. В., Панченко Ф. В. О литургическом творчестве выговцев // Труды Отдела древнерусской литературы. - СПб., 1996. - Т. 50. - С. 220-228.

3. Мельников Ф. Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999. - 557 с.

4. Павел Великодворский блаженный ктитор Белокриницкой Митрополии [Электронный ресурс] // Русская Православная Старообрядческая Церковь: сайт. - URL: http://rpsc.ru/history/staroobryadcheskie-svyatie/ pavel-velikodvorskiy-blazhennyiy-ktitor-belokrinitskoy-mitropolii/ (дата обращения: 15.09.2015).

5. Постановления Освященного собора Русской Православной Старообрядческой Церкви (состоявшегося в с. Белая Криница 14-16 сент. 2006 года н. ст.) [Электронный ресурс] // Русская Православная Старообрядческая Церковь: сайт. - URL: http://rpsc.ru/docs/postanovleniya-coborov/postanovleniya-osvyaschennogo-

sobora-russkoy-pravoslavnoy-staroobryadcheskoy-tserkvi-sostoyavshegosya-v-s-belaya-krinitsa-1416-sentyabrya-2006-g-n-st/ (дата обращения: 15.09.2015).

6. Постановления Освященных Соборов старообрядческих епископов 1898-1912 годы. - М.: Тип. Рябушин-ского, 1913. - 150 с.

7. Православный старообрядческий церковный календарь на 1997 год. - М.: Церковь, Изд-во Старообрядческой митрополии Московской и всея Руси, 1996. - 112 с.

8. Светлова О. А. Особенности устной традиции богослужебного пения в общине Русской Православной старообрядческой Церкви г Томска // Проблемы музыкальной науки. - 2013. - № 2 (13). - С. 94-99.

9. Святой праведный первопечатник Иоанн Федоров [Электронный ресурс] // Русская Православная Старообрядческая Церковь: сайт. - URL: http://rpsc.ru/history/staroobryadcheskie-svyatie/svyatoj-pravednij-ioann-fedorov/ (дата обращения: 22.09.2015).

10. Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энциклопедического словаря / сост.: С. Г. Вур-гафт, И. А. Ушаков. - М.: Церковь, 1996. - 318 с.

11. Шиндин Б. А. Разныя стихи и псальмы. Рукопись собр. М. Н. Тихомирова Гос. публич. науч.-техн. б-ки Сибир. отд. РАН // Проблемы музыкальной науки. - 2015. - № 1. - С. 74-79.

References

1. Bubnov N.Iu. Staroobriadcheskaia kniga v Rossii vo vtoroi polovine XVII veka Istochniki, tipy i evoliutsiia [The Old Believers Book in Russia in the second half of the XVII century. Sources, types and evolution]. St. Petersburg, Library of the Academy of Sciences Publ., 1995. 436 p. (In Russ.).

2. Markelov G.V., Panchenko F.V. O liturgicheskom tvorchestve vygovtsev [About Vyg liturgical works]. Trudy Otdela drevnerusskoi literatury [Proceedings of the Department of Old Russian literature]. St. Petersburg, 1996, vol. 50, pp. 220-228. (In Russ.).

3. Mel'nikov F.E. Kratkaia istoriia drevlepravoslavnoi (staroobriadcheskoi) Tserkvi [A Brief History of Ancient Orthodox (OldBelievers) Church]. Barnaul, Barnaul State Pedagogical University Publ., 1999. 557 p. (In Russ.).

4. Pavel Velikodvorskii blazhennyi ktitor Belokrinitskoi Mitropolii [Pavel Velikodvorsky, the blessed churchwarden of the Belokrinitskaya Metropolia]. Russian Orthodox Old Believers Church. (In Russ.). Available at: http: //www. rpsc.ru/history/staroobryadcheskie-svyatie/pavel-velikodvorskiy-blazhennyiy-ktitor-belokrinitskoy-mitropolii/ (accessed 15.09.2015).

5. Postanovleniia Osviashchennogo sobora Russkoi Pravoslavnoi Staroobriadcheskoi Tserkvi (sostoiavshegosia v s. Belaia Krinitsa 14-16 sentiabria 2006 goda n. st.) [Resolution of the Consecrated Cathedral of the Russian Orthodox Old Believers Church (held in White Krynicaon 14-16 September 2006 of the new style)]. Russian Orthodox Old Believers Church. (In Russ.). Available at: http: //www.rpsc.ru/docs/postanovleniya-coborov/postanovleniya-osvyaschennogo-sobora-russkoy-pravoslavnoy-staroobryadcheskoy-tserkvi-sostoyavshegosya-v-s-belaya-krinitsa-1416-sentyabrya-2006-g-n-st/ (accessed 15.09.2015).

6. Postanovleniia Osviashchennykh Soborov staroobriadcheskikh episkopov 1898-1912 godov [Resolution of the Old Believer bishops' Consecrated Cathedrals in 1898-1912]. Moscow, Riabushinskii Publ., 1913. 150 p. (In Russ.).

7. Pravoslavnyi staroobriadcheskii tserkovnyi kalendar' na 1997 god [Orthodox Old Believers church calendar for 1997]. Moscow, Church Publ., Publishing House of the Old Believer Metropolia of Moscow and all Russia, 1996. 112 p. (In Russ.).

8. Svetlova O.A. Osobennosti ustnoi traditsii bogosluzhebnogo peniia v obshchine Russkoi Pravoslavnoi staroo-briadcheskoi Tserkvi g. Tomska [Individual features of the oral tradition of liturgical singing in the community of the Russian Orthodox Old Believers' Church in Tomsk]. Problemy muzykal'noi nauki [Music scholarship], 2013, no 2(13), pp. 94-99. (In Russ.).

9. Sviatoi pravednyi pervopechatnik Ioann Fedorov [Printing Pioneer Righteous Saint Ioann Fedorov]. Russian Orthodox Old Believers Church. (In Russ.). Available at: http: //www.rpsc.ru/history/staroobryadcheskie-svyatie/svyatoj-pravednij-ioann-fedorov/ (accessed 22.09.2015).

10. Staroobriadchestvo. Litsa, predmety, sobytiia i simvoly. Opyt entsiklopedicheskogo slovaria [Old Belief. Persons, objects, events and symbols. Experience of an encyclopedic dictionary]. Ed. S.G. Vurgaft, I.A. Ushakov. Moscow, Church Publ., 1996. 318 p. (In Russ.).

11. Shindin B.A. Raznyia stikhi i psal'my. Rukopis' sobraniia M.N. Tikhomirova Gosudarstvennoi publichnoi nauchno-tekhnicheskoi biblioteki Sibirskogo otdeleniia Rossiiskoi akademii nauk [Various Verses and Psalms. Manuscript of the Collection of the M.N. Tikhomirov State Public Academic-Technical Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences]. Problemy muzykal'noi nauki [Music scholarship], 2015, no 1(18), pp. 74-79. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.