Научная статья на тему 'Сборник служб старообрядческим святым епископа Иннокентия (Усова)'

Сборник служб старообрядческим святым епископа Иннокентия (Усова) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
230
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРООБРЯДЧЕСТВО / ЕПИСКОП ИННОКЕНТИЙ (УСОВ) / СЛУЖБЫ СВЯТЫМ / КАНОНИЗАЦИЯ / ГИМНОТВОРЧЕСТВО / ПОДОБЕН / OLD BELIEVERS / BISHOP INNOKENTY (USOV) / SERVICES TO SAINTS / CANONIZATION / HYMNOLOGY / PODOBNY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Светлова Ольга Александровна

Статья посвящена уникальному памятнику первой четверти XX в. сборнику служб старообрядческим святым, составленному известным проповедником и духовным писателем, преосвященным Иннокентием (Иван Григорьевич Усов, 1870-1942) епископом Нижегородским и Костромским, Кишиневским, Тульчинским, митрополитом Белокриницким. Материалом для анализа послужил список со сборника, выполненный в 1990-е гг., включающий тридцать служб, расположенных по принципу годового богослужебного певческого круга. Автор определяет четыре группы служб в соответствии с эортологическими степенями праздников, каждый из которых включает ряд обязательных композиционно-жанровых элементов: единственную службу с всенощным бдением святым священномученикам и исповедникам протопопу Аввакуму, иерею Лазарю, диакону Феодору и иноку Епифанию; три полиелеосных цикла соловецким мученикам, священномученику и исповеднику епископу Павлу Коломенскому, великомученицам Феодосии (Феодоре), сестры ее Евдокии, инокинь Иустины и Марии; восемь шестеричных и восемнадцать четверичных служб. Отмечается, что сборник не нотирован, но музыкальный аспект гимнотворчества заложен в предписании жанрам служб конкретной певческой модели и гласа, что предопределяет интонационно -мелодический профиль песнопений. В статье рассматриваются имеющиеся в сборнике певческие модели, выявляются пятнадцать подобнов для стихир микроциклов, подобны для исполнения седальнов по кафизмах, канона и кондаков, в основе которых лежат тропарные гласовые образцы, а также подобны светильное. Уделяется внимание акростишному принципу составления песен канона («краегранесие»), характерному для девяти служб сборника. Аналитические наблюдения позволяют в заключении оценить сборник служб епископа Иннокентия как крупнейший гимнографический труд первой четверти XX в. и обозначить перспективы его исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The services collection of the old believers by the Holy Bishop Innokentii (Usov)

The article is devoted to the unique monument of the first quarter of the XX century the collection of services of the Old Believer Holy, by the famous preacher and spiritual writer, Bishop Innokenty (Ivan Grigorievich Usov, 1870-1942) Bishop of Kostroma and Nizhny Novgorod, Kishinev, Tulchin, Metropolitan Belokrinitskij. The material for the analysis was a list from the collection, made in the 1990s, including thirty services, located on the principle of the annual liturgical singing circle. The author defines four groups of services in accordance with the eortologikal degrees of holidays, each of which includes a number of mandatory compositional-genre elements: the only service with all-night vigil to the Holy martyrs and confessors of the Archpriest Awakum, priest Lazar, deacon Fedor and the monk Epiphanius; three polyeleos cycle -Solovki martyrs, the Martyr and the Confessor, Bishop Paul of Kolomna, martyrs Theodosia (Theodora), her sister Eudoxia, the nun Maria and Justina; eight six-eighteen and Quaternary services. It is noted that the collection is not tinted, but the musical aspect of hymn creation is incorporated in the prescription of the genres of services of a specific singing model and voice, which predetermines the intonation and melodic profile of chants. In the article available in the collection singing of the model, identifies fifteen podobny for stichera of microcycles, podobny to performance sedalny on kafizmakh, canon and kondaks, which are based on troparn voice samples, and similar svetilny. Attention acrosternum the principle of composing songs of Canon («creganna»), characteristic for the nine services collection. Attention is paid to the acrosternum principle of composing songs of Canon («craegranesie»), characteristic for the nine services collection. Analytical observations allow the conclusion to evaluate the collection services of Bishop Innokenty as the largest hymnographic work of the first quarter of the XX century and to identify the prospects of his research.

Текст научной работы на тему «Сборник служб старообрядческим святым епископа Иннокентия (Усова)»

УДК 783:271.2

О. А. Светлова

СБОРНИК СЛУЖБ СТАРООБРЯДЧЕСКИМ СВЯТЫМ ЕПИСКОПА ИННОКЕНТИЯ (УСОВА)

истории агиографической и гимног-рафической культуры Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) особую роль сыграл известный проповедник и духовный писатель, преосвященный Иннокентий (Иван Григорьевич Усов, 1870-1942) - епископ Нижегородский и Костромской (с 1902) (рис. 1), Кишиневский (с 1920), Тульчинский (1940), митрополит Белокриницкий (1941-1942).

Период его активной деятельности совпал с «золотым веком старообрядчества», начавшимся с 1905 г., когда указом и манифестом императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» старообрядцам была дарована свобода вероисповедания, что позволило вернуться к полнокровной церковной жизни. К тому времени назрела острая необходимость укрепления старообрядческой церкви, которое «может быть создано только на достойном и праведном почитании своих предков, сподобившихся мученической кончины за веру Христову» [6, с. 183]. В 1908 г. в журнале «Церковь» была опубликована статья «На крови мученической (к вопросу о канонизации святых)» с подробным историко-догматическим основанием для прославления и призывом к старообрядчеству «вспомнить с особою силою о неисчислимых заслугах перед Церко-вию и народом своих первых вождей, первых сынов Церкви (курсив мой. - О. С.), за веру, за священное народное право проливших свою кровь» [Там же].

Тема канонизации была впервые озвучена на Освященном Соборе 30 августа 1909 г., где архиереи белокриницкой иерархии вынесли решающее постановление «О прославлении памяти старообрядческих мучеников», которое гласило: «Поручить способным лицам собрать все относящееся к блаженной памяти наших страдальцев и составить их жития. Все собранное по епархиям по этому предмету представить на разсмотрение будущаго очередного Собора» [10, с. 113]. Однако данное

© О. А. Светлова, 2018 106

Рис. 1. Епископ Иннокентий (Иван Григорьевич Усов)

постановление оказалось неисполненным и сбор агиографических материалов был поручен Совету при старообрядческой архи-епископии, в который входили известные старообрядческие начетчики и писатели епископ Иннокентий (Усов) и Ф. Е. Мельников1. К тому времени епископ Иннокентий был членом Союза старообрядческих начетчиков, автором ряда статей и книг2. В словаре «Старообрядчество» указывается, что он принимал активное участие в издании журналов «Старообрядец» и «Старообрядцы» [2, с. 115], согласно данным известного исследователя древнерусской и старообрядческой литературы Н. В. Понырко, он был основателем журналов «Старообрядческий вестник» (1904) и «Старообрядец» (1906-1907) [9, с. 221].

В

В 1917 г. Освященный Собор вынес решение о прославлении старообрядческих мучеников в лике общецерковных святых епископа Павла Коломенскаго, протопопов Даниила, Логина и Аввакума, диакона Фе-одора, Иерея Лазаря, боярыни Феодосии Морозовой, княгини Евдокии Урусовой и других пострадавших за древнее благочестие, с составлением им особых служб [8]. Как пишет Ф. Е. Мельников, епископ Иннокентий явился создателем (составителем) служб всем этим святым старообрядческой Церкви [5, с. 114-115]. Они вошли в сборник, который еще в 90-е гг. XX в. хранился у протоиерея Леонтия Пименова - настоятеля храма в г. Орехово-Зуево Московской обл. Оригинал представлял собой тетрадь, напечатанную машинописным способом и содержащую «многие службы и жития святых, пострадавших за правую веру более трехсот лет назад» [11, с. 88]. И. В. Семе-ненко-Басин указывает, что подлинник -сборник «Службы и жития святых старообрядческих мученик, пострадавших в XVII столетии» находится в частном собрании в Москве [12, с. 179]. Однако по сведениям Н. В. Понырко, оригинал не сохранился, но в 1990-е гг. был выполнен список со сборника, находящийся в ИРЛИ, Древлехранилище, оп. 24, № 186 [9, с. 220; 3]. Филолог осуществила источниковедческий анализ списка (в статье он именуется «Пименовским» по фамилии его бывшего владельца) с целью доказательства принадлежности служб одному автору - епископу Иннокентию и определением времени его создания -20-е гг. XX в., период Гражданской войны в России, а ТЕКЖ6 в Приложении опубликовала текст Службы пустозерским мученикам. При этом заметим, что в описании оригинала тетради епископа Иннокентия упоминаются службы и жития, тогда как в Пименовском списке содержатся только службы (рис. 2).

Сборник епископа Иннокентия является уникальным не только как документ церковной истории первой четверти XX в., но и как памятник гимнотворчества известного старообрядческого деятеля той эпохи. Сборник включает тридцать служб, расположенных по принципу годового богослужебного певческого круга начиная с 3 сентября3 «святаго священномученика и исповедника Даниила протоиерея Кост-ромскаго»4 [3, л. 1] и завершая службой 19 августа «святаго мученика и исповедни-

ка Козмы Прокошева иже в Чаранде пост-радавшаго» [Там Ж6 у Л • 164]. Н. В. Понырко справедливо отмечает целостную композицию сборника, созданную «под воздействием единого замысла, ориентированного на "Виноград Российский" Семена Денисова» [9, с. 222] - первый мартиролог старообрядческих мучеников, составленный знаменитым писателем Выговской пустыни5. В хронологии дат сборника, тем не менее, наблюдаются два отступления: после 6 марта следует служба Григорию земледельцу 16 января, и после 7 июля - служба Евдокиму и Григорию Чаранским 18 июня. Дни памяти этих святых скорректированы в современном календаре РПСЦ6.

В соответствии с эортологическими степенями праздников службы епископа Иннокентия представлены четырьмя типами, каждый из которых включает ряд обязательных композиционно-жанровых элементов.

Единственная служба в сборнике с указанием «аще хочет настоятель, творит бдение» [3, л. 116] приходится на день святых священномучеников и исповедников протопопа Аввакума, иерея Лазаря, диакона Фе-одора и инока Епифания, в Пустозерске сожженных (14 апреля, далее - пустозерские мученики). Епископом Иннокентием написана полная служба, включающая песнопения Малой вечерни, Великой вечерни и Утрени (с тремя канонами - Богородице, четырем священномученикам и Аввакуму), блаженны литургии.

Полиелеосной службой отмечены три дня памяти наиболее почитаемых в старообрядчестве защитников древнего благочестия: великомучениц и исповедниц Феодосии, «нареченныя во инокинех Феодоры» [Там же, л. 4], сестры ее Евдокии, инокинь Иустины и Марии, в Боровске пострадавших (11 сентябрш, далее - боровские мученицы), мученик и исповедник, «иже в Со-ловецстей обители пострадавших» [Там же, л. 75] (29 января) и священномученика и исповедника Павла епископа Коломенского (3 апреля). Службы им включают стихиры на «Господи воззвах», на стиховне и на хвалитех со славниками, седальны кафизм и полиелеоса, величание с избранным псаломом, стихиру по 50-й псалме, два канона - Богородице и святым, всю стихологию. На литии в службе страдальцам Соловецким предписаны чтения исповедничес-кие, боровским мученицам имеются

дпр'ЁлУ/К * кг Д1 ДНЬ . ГТЫ^Ь НрННОММНКЪ н игпок*{:дннк|& протопо'пд ДККДК^МД ЛДЗДрА дУ/ККОНД ^содорд Н ННОКД £ПнфдН1А ,

И Ж Г пйтоз^гк^ ГОЖЖЖНЫ^Ь . Д£р ^огртъ НДГТОАТГЛЬ , ткорнтъ сдж'к . Цл мдл4н кг*крни . нд гдн бокд^к , гтнуСры , НД Д . ГАДГ1 , д . ПОДОСЖЪ . ДОСА/К . ГЛНС|( КОГУ/К НДЛЛ1 * Пр( ГКг&ГЛДА ПДМ/КТЬ

КДШД * НГПОК^ДНИ^Ы СЖТКЖН1Н ^ £\'ЛЛк(ННЛЛЪ НДГЫфЖнУи *

пргкозллогогтг ергтнчсгкдА гмЙрнУ/К %ршрогтУн глокнъ гкои^ъ ^нгндом Д^Д ГТДГЮ , ГДД ИГТИННДПУ *£ГОЖ* МДКИЛЛ1 го ои^шъ й жомъ . Дккдк^ллд сголл^дрдго *лдздрл пргчндндго * Й £ПнфднУ/К кг^кдльндго *« днкнылдъ

/ / # #/ / ^ / .. Ъ / ш / /„

^содоролл? , ДД КОГП'ККДМТ'Ж ДНГГЬ КЖ ЛЮД К Т1Н со погсдишд НАШЛИ крджУг ^сгзлл^рнмллъ тгрп'йтм* н ллоужггтколл* Гн кончиною ллчнчжсом* КО ПЛДШНН ОГНЖН^ЛЛг . ГрОЛЛОГЛДЖЫЛЛЪ ТН /¿ЗЫКОМ? * гокр^шнлг £ги

Л/.. / $ г- г- / */ <1 Ъ '

€ргти1ггк1А тырдынн , сгод^нокжж дккдкэлм , гъ погтрдддкшнмн

/ Ъ л / т* ъ / / ^ #

Г* ТОКОМ ННиСОрНЛШМН ЛЛЧНКН , ННЛЛН ЖГ Пр*ДГГО/Мр пртодо г дни ,

/ ъ Л / ш -ч / $ Л Л /.. г* / /

ЛЛОЛНГА прнш , и> ллнрф кгггли ллнрд ,НЦ) ггшжж дш% ндшнук • глдкд ,

/V / # «ч ^ / /

ГАДП 5 £ . Торжкткоуитс НЫНФ КЖ КОН£|Ы ЗГДЛЛГНЖ ^ КЪПДЛЛ/КТЬ К( ЛИКН^Ъ НГПОК^ДННК? , НЖГ КГ/К ГЛДКНД/К ллнрд гг ги> пргзр'йид дд дотд , Н ДД КНДОуШНЦ? емоу рДСОТДИТ* НПрОГ1/КК(Ш глдкою ММНЧГГКОК ^ МОЛАТГ/К ¿ллоу ПОЛЛНЛОКДТН АША НДШ/К . и нн»£ . сгороднчжъ .

НДГТН^ОКН^ , ГТН^Ы ГАД« ^ К . ПОДОКНА . ДОЛИ бкфрд^окъ .

ддбггглнтга рккн £ж1а ^ лмшздмфн мтндА гтрддднУ/Х^пргнноллмнк'а

Н НГПОБ^ДННКЪ ^ ПОДДК^Н^К шу^лаи/К * ЛЛОЛНТКДДЛН ГКОНЛЛН . .

/ / .. л л / * „ / ^ Л /

03БДШД ПрДКГДНЖ Н ГДЬ оуглышд Н^К • НрОГЛДКЛ/КА ГКО/К »годннкн гдь , проглдкнл% есть дккдк^ллд ^ лдздр/К ^ ^содорд н епнфднУ/К , * ну* жг ЛЛЛТКДЛЛН ЕГО^ГЛМШНЫМН^ГПДШЛЛГ/К 15 сп^д« н нлпдгтж . гтнуь . ллногн гкорси прдкгДНЫЛ\1 ^ н КГ^С* Н^Ь Н3СДКНТ» /|Г гд! . @Т0Д1Ш ЧГТКСрО^ШЛГНнУн * 1ДКНГТГГ/К (|ркки сжУн ^ нд ннуа ЖГ ОуТКГрЖДИ1|1ГГ/К ,

Рис. 2. Один из листов Пименовского списка

стихиры со славником, епископу Павлу Коломенскому микроцикл литийных стихир не составлен.

Следующую группу образуют восемь шестеричных служб, в последование которых входят стихиры на «Господи воззвах» со славником, славники микроциклов стихир на стиховне и на хвалитех (стихиры исполняются по Общей минее или по Октаю) и канон (либо два канона) со светильном, на литургии указана служба исповедничес-кая. Это дни памяти священномучеников и исповедников: Даниила, протоиерея Костромского (3 сентября), Логгина, протоиерея Муромского (22 сентября), Полиекта и с ним сорока четырех, в Боровске со-ЖЖ6ННЫХ (8 октября), Спиридония Потемкина, архимандрита Покровского монастыря (2 ноября), преподобномученика Авраа-мия, в Москве сожженного (10 декабря), мученика Иоанна наборщика, во граде Владимире сожженного (13 февраля), мучеников Феодора и Луки, в Мезени пострадавших (18 июня), священномученика Никиты, иерея Суздальского, в Москве пострадавшего (11 июля)7.

Наибольшую группу составляют четверичные службы, содержащие стихиры на «Господи воззвах» без славника и канон с малыми молитвословными формами (тропарь, седален, кондак, икос). Восемнадцать таких циклов написаны святым мученикам и исповедникам: Мартину8 воину и супруге его Мавре (16 октября), Никите, во граде Владимире сожженному (27 октября), Исайе, в Москве сожженному (7 ноября), преподобномученику Филиппу певцу царскому (29 ноября), великомученику Феодо-ру Токмачеву, в Москве сожженному (2 декабря)9, девяти корелянам - Никифору, Пагкратию, Иоанну, Григорию, Неофиту, Парасковии, Анне, Ксении и Акилины, в Новеграде сожженным (14 декабря), Прохору, Вавиле, Леониду, Иякову и с ними в Вязниках пострадавшим (3 января), свя-щенномученику иерею Симеону, и двум инокиням и девице, в Вязниках С0ЖЖ6Н-ным10 (16 января), Авраамию, Андрею, Иоанну, Афанасию, другому Андрею, Леонтию, Никите, Неониле, Гликерии, в Каргополе пострадавшим (7 февраля), Александру, Гавриилу и Марку, в Новгородстей области сожженным (22 февраля), Иерофею, Евдокии и Наталие, во граде в Олонце пострадавшим (6 марта), Григорию земледельцу, во граде Олонце сожженному (16 января),

преподобномученику Иоасафу (4 мая), Елеа-зару клирику, во граде Олонце сожженному (17 мая), Иоанну Иулиянину11 (10 июня), Киприяну, иже Христа ради юродивому, пострадавшему в Пустозерске (7 июля), Евдокиму и Григорию, иже в Чаранде пострадавшим (18 июня), Козме Прокошеву, иже в Чаранде пострадавшему12 (19 августа).

Сборник епископа Иннокентия не ноти-рован. Тем не менее, музыкальный аспект гимнотворчества автора заложен в предписании жанрам служб конкретной певческой модели и гласа, что предопределяет интонационно-мелодический профиль песнопений. В некоторых службах звездочками («репьями») отмечено деление текста на музыкально-поэтические строки. Рассмотрение имеющихся в сборнике певческих моделей позволяет выявить, в частности, систему подобнов, на которую опирался епископ при составлении служб, с учетом существовавшей в то время церковно-пев-ческой практики.

В качестве певческой модели для стихир микроциклов епископ Иннокентий использует пятнадцать подобнов. Стихиры на «Господи воззвах» Великой вечерни написаны на подобен в двадцать одной службе из тридцати, в остальных девяти — на само-гласен. Тип праздника не влияет на выбор образца, например, подобны встречаются в некоторых четверичных службах, а в по-лиелеосном цикле страдальцам соловецким стихиры поются на самогласен. Представим репертуар подобнов для воззвашных стихир (здесь и далее в скобках указано количество более одной служб, где повторяется подобен, и некоторые примеры из великоб-денного и полиелеосных циклов):

глас 1 - «Прехвальнии мученицы» (2), «Небесным чином» (3, в том числе епископу Павлу Коломенскому), «Дивное чюдо»;

глас 2 — «Киими похвальными венцы» (2), «Егда от древа»;

глас 3 - «Велия креста Твоего»; глас 4 - «Иже зван свыше быв» (3), «Яко добля» (2, включая на Малой вечерне пустозерским мученикам), «Дал еси знамение»;

глас 5 - «Радуйся живоносныи кресте»; глас 6 - «Преподобие отче», «Все воз-ложше» (2);

глас 8 - «О преславное чюдо» (2, в том числе служба боровским мученицам).

Подобны 7-го гласа не используются, тогда как, напротив, в воззвашных стихирах на

Таблица 1. Подобны стихир на стиховне и на хвалитех

Служба Стихиры на стиховне Стихиры на хвалитех

Боровским мученицам Глас 1 «Прехвальнии мученицы» Глас 4 «Дал еси знамение»

Соловецким страдальцам Глас 2 «Киими похвальными венцы» Глас 8 «0 преславное чюдо»

Павлу Коломенскому Глас 2 «Доме Евфрафов» Глас 4 «Яко добля»

Пустозерским мученикам Малой вечерни: Глас 2 «Доме Евфрафов»; Великой вечерни: Глас 5 «Радуйся живоносныи кресте» Глас 8 «Что вы наречем»

самогласен преобладает 7-й глас, заданы также 6, 5 и 3-й. Микроцикл стихир на литии составлен только в двух случаях, на самогласен - боровским мученицам 5-го гласа, и пустозерским мученикам 3-го гласа.

Стихиры на стиховне и на хвалитех поются на подобен только в четырех службах великобденного и полиелеосного чина, с преобладанием четных гласов 2, 4, 8-го (табл. 1).

Очевидно, что епископ Иннокентий ориентировался на типовую подборку подобной, характерную для дореформенного периода XVII в., функционировавшую в то время в старообрядческой практике и отраженную в изданном в 1909 г. по рукописи Л. Ф. Калашникова «Обиходе церковнаго знаменнаго пения» [7, л. 9 об. - 16]. В книге нотированы образцы: 1-го гласа «Небесным чином», «Прехвальнии мученицы»; 2-го гласа «Доме Евфрафов», «Егда от древа»; 4-го гласа «Яко добля», «Дал еси знамение», «Иже званный свыше», «Хотех слезами омыти»; 5-го гласа «Радуйся живонос-ныи кресте»; 6-го гласа «Все возложше», «В третии день», «Ангельския предъидите силы»; 8-го гласа «О преславное чюдо», «Что Тя именуем»13. Безусловно, составитель служб не ограничился данным перечнем, применяя редко используемые образцы, в частности «Велия креста Твоего» 3-го гласа. Как отмечают в исследованиях о по-добнах Ю. В. Артамонова [1] и Т. Г. Казанцева [4], данное песнопение давно утратило функцию модели (Подобники рубежа XV-

XVI вв. не содержат образцов 3-го и 7-го гласов), однако в рукописях начала XVII в. встречаются единичные примеры по модели этого роспева14. Т. Г. Казанцева полагает, что данный подобен не вошел в списки

XVII в., где «зафиксирован репертуар реально используемых в богослужебной певческой практике на протяжении веков

и универсальных в жанровом отношении песнопений-моделей» [4, с. 81-82].

Значительное число подобнов - в восемнадцати службах - предписано для исполнения седальнов канона и кондаков, в основе которых лежат тропарные гласовые образцы. Епископ Иннокентий избирает подобны для седальнов в четверичных и шестеричных службах, где этот жанр представлен только в каноне. Седальны по кафизмах составлены всего для двух служб - пустозерским мученикам и боровским мученицам. В первом случае - по 1-й кафизме на подобен 1-го гласа «Лик ангельский» и по 2-й кафизме на подобен 8-го гласа «Премудрости», во втором - по 1-й кафизме на подобен 1-го гласа «Каме-ни знаменану». Перечень тропарных подобнов отражен в табл. 2. В великобденной службе пустозерским мученикам имеется седален по полиелеосу на подобен 1-го гласа «Гроб твой».

В списке встречаются ошибочные указания гласов подобна для кондаков. В службах Филиппу певцу и иерею Симеону на тот же кондак 1-го гласа «Еже от нас совершив» написаны 6-й глас и 8-й глас; в службе девяти корелянам на «Лик ангельскии» 1-го гласа - 8-й глас; в службе Иерофею, Евдокии и Наталии Олонецким на «Вознесыися» 4-го гласа - 8-й глас. Вероятно, ошибки могли возникнуть при переписи сборника, но сравнивать текст и трактовать данные единичные случаи уже не представляется возможным из-за отсутствия оригинала.

В системе подобнов традиционно отражены светильны по девятой песне канона, имеющиеся в семи службах сборника. Для них предписаны часто употребляемые в этом жанре модели без указания гласа: «Духом во святилище» (Даниилу Костромскому), «Жены услышите» (боровским мученицам), «Посетил ны есть» (Спиридону

Таблица 2. Подобны седальнов и кондаков

Глас Подобны седальнов канона и по кафизмах Подобны кондаков

1 «Гроб твой» (2)

«Лик ангельскии» «Лик ангельскии» (3)

«Камени знаменану»

2 «Вышних ища» «Вышних ища»

«Еже от нас (совершив)» «Еже от нас совершив» (2) «Твердыя» (2) «В молитвах»

3 «Божественныя» / «Божии вере»15 «Девая днесь» (2)

«Красоте девства» «Красоте девства»

4 «Явися днесь» (2) «Вознесыися на крест» (2) «Скоро вари» «Вознесыися (на крест)»

5 «Собезначалное слово» «Собезначалное слово» (2)

6 «Милосердия двери» -

7 «Не ктоме держава смертная» -

8 «Премудрости» (4) «Яко начатки» (2) «Взбранной»

Таблица 3. Каноны с краегранесием

День памяти Канон святому, святым Глас Краегранесие

11 сентября Преподобномученице Феодоре 7 Святую Феодору чту с любовию

16 сентября Мартину и Мавре 8 Исповедник подвиги вси поем

2 декабря Феодору Токмачеву 2 Восхвалим Феодора вси людие

14 декабря Девяти корелянам 4 Славлю собор девяти мученик

13 февраля Иоанну наборщику 6 Приими Иоанне молитву о нас

22 февраля Новгородским мученикам 5 Спасите нас, мученицы святии

14 апреля Священномученику Аввакуму 5 Аввакума славите верни вси

4 мая Преподобномученику Иоасафу 3 Воспеваю страдания Иоасафа

17 мая Елеазару клирику 3 «По азбуце»

архимандриту и епископу Павлу Коломен-кому), «Яко звездами» (соловецким страдальцам), «Духом пред зря» (пустозерским мученикам), «Свет неизреченный» (Никите Суздальскому).

Целостность сборника служб достигается комплексом композиционно-творческих приемов. Как уже упоминалось, основными являются организация по годовому богослужебному кругу и единый авторский стиль епископа Иннокентия. Один из его признаков -использование в канонах «краегранесия», что подтверждает высокое поэтическое мастерство гимнографа, который виртуозно и избирательно применяет акростишный принцип составления песен канона только

для девяти служб, рассредоточенно расположенных в годовом цикле (табл. 3).

По содержанию краегранесие представляет собой обращение епископа Иннокентия от первого лица - либо авторского «я», либо всего старообрядческого мира -с выражением почитания, восхвалением или прошением о спасении. Число акростихов имеет символический сакральный смысл и тождественно числу самих песен в каноне, причем в девятом каноне применен азбучный акростих, подобно великим древнерусским гимнотворцам16, он выдержан автором безупречно.

Вышеизложенные наблюдения над некоторыми особенностями сборника епископа

Иннокентия, преимущественно композиционно-жанровыми характеристиками и системой подобнов, определяющей певческую организацию служб, открывают перспективы дальнейшего исследования уникального старообрядческого памятника. Следующие этапы научных изысканий могут быть связаны, в частности, с аналитическими процедурами над музыкально-поэти-ческим текстом и гласовой драматургией отдельных служб, решением вопросов анализа сборника как единой макроциклической композиции, певческой реализации системы

певческих моделей, воплощения служб в старообрядческой церковной жизни.

Сборник епископа Иннокентия стал крупнейшим гимнографическим трудом первой четверти XX в., сопоставимым по своей значимости с произведениями выгов-ских авторов, древнерусских мастеров до-раскольной традиции. В заключение выразим надежду, что составленный им массивный свод служб в память защитников древнего благочестия постепенно оживет в литургической практике Старообрядческой Церкви.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Более подробно историю данного вопроса рассматривает И. В. Семененко-Басин [12].

2 «Об исповеди преосвященного Амвросия митрополита Белокриницкого» (1900), «Церковь Христова временно без епископа» (1901), «О миропомазании священнослужителей, присоединяемых к православию от ереси второго чина» (1902), «О крещении греческой церкви и митрополита Амвросия» (1903), «Будущее и настоящее состояние людей» (1903), «О посланничестве митрополита Амвросия и о занятии им белокриниц-кой епархии» (1904) и др. [2].

8 Дни памяти святых приводятся по старому стилю.

4 Пименовский список сборника выполнен церковно-славянским шрифтом (за исключением первой службы, л. 1-3). Цитаты из него приводятся в статье современным шрифтом с использованием оригинальной орфографии и пунктуации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Н. В. Понырко приводит полный перечень глав «Винограда Российского» в сравнении со списком служб Пименовского сборника.

6 В современном календаре РПСЦ память Григорию земледельцу приходится на 10 марта, а мученикам Чаранским - на 9 августа.

7 В календаре РПСЦ отсутствуют дни памяти святых Авраамия 10 декабря и Никиты Суздальского 11 июля.

8 В календаре РПСЦ - Маркелл.

9 В календаре РПСЦ память перенесена на 1 декабря, поскольку 2 декабря отмечается память священномученика и исповедника протопопа Аввакума.

10 В календаре РПСЦ - память мученика и исповедника Сампсона.

11 В календаре РПСЦ - память мучеников и исповедников Иоанна и Исаии.

12 В календаре РПСЦ отсутствует. Память святых, пострадавших в Чаранде, отмечена 9 августа.

18 Эквивалент - «Что вы наречем».

14 Ю. В. Артамонова указывает на Подобник в РГБ, ф. 379, № 22.

15 Подобны «Божии вере» и «Божественныя (вере)» эквивалентны.

16 В древнерусской гимнографии достаточно примеров применения в каноне алфавитного краегранесия: в службах святителю Новгородскому Моисею, святителю Новгородскому Серапиону, праведному Максиму, Христа ради юродивому, обретения мощей преподобной Анны Кашинской, перенесения мощей царевича Димитрия и др. Одним из мастеров алфавитного акростиха был Маркелл Безбородый - в службах на перенесения мощей Филиппа, митрополита Московского, преподобным Иоанну и Лон-гину Яренгским.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артамонова Ю. В. Песнопения-модели в древнерусском певческом искусстве XI-XVIII веков: Дис. ... канд. искусствоведения / Рос. акад. музыки им. Гнесиных. -М., 1998. - 149 с.

2. Иннокентий // Старообрядчество. Лица, предметы, события и символы. Опыт энцик-

лопедического словаря / Сост. С. Г. Вургафт, И. А. Ушаков. - М.: Церковь, 1996. -С. 114-116.

3. ИРЛИ, Древлехранилище, оп. 24, № 186. -168 л.

4. Казанцева Т. Г. Стихиры-подобны в богослужебной практике староверов-странников

Сибирского региона // Вестн. Правое лав. Свято-Тихонов. гуманит. ун-та. - 2009. -Вып. 2. - С. 76-124.

5. Мельников Ф. Б. Краткая история древлеп-равославной (старообрядческой) Церкви. -Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999. - 557 с.

6. На крови мученической (к вопросу о канонизации святых) // Церковь. - 1908. -

№ 6. - С. 181-184.

7. Обиход церковнаго знаменнаго пения. -Киев, 1909. - 144 л.

8. Освященный собор // Слово Церкви. -1917. - № 24. - С. 441-444.

9. Понырко Н. В. Древнерусская литература после Древней Руси: Служба пустозерским

мученикам // Труды отдела древнерусской литературы. - СПб.: Наука, 2014. - Т. 63. -С. 220-237.

10. Постановления Освященных Соборов старообрядческих епископов 1898-1912 гг. -М.: Тип. Рябушинского, 1913. - 150 с.

11. Православный церковный календарь на 1997 г. - М.: Изд-во Моск. Патриархии, 1996. - 112 с.

12. Семененко-Басин И. В. Прославление святых в старообрядческой Церкви в первой четверти XX в. // Старообрядчество в России (XVII-XX века) / Отв. ред. и сост. Е. М. Юхименко. - М., 2010. - Вып. 4. -С. 159-182.

REFERENCES

1. Artamonova Yu. V. Pesnopeniya-modeli v drevnerusskom pevcheskom iskusstve XI-XVIII vekov: Dis. ... kand. iskusstvovedeniya [Chants-models in ancient Russian singing art of XI-XVIII centuries. Candidates thesis]. Moscow, 1998. 149 p.

2. Innokenty. Staroobryadchestvo. Litsa, predmety, sobytiya i simvoly. Opyt entsiklopedicheskogo slovarya [Old belief. Faces, objects, events and symbols. Experience of encyclopedic dictionary]. Moscow, 1996, pp. 114-116.

3. IRLI, Drevnekhranilishche. [IRLI, Drevnekhranilishche], op. 24, № 186. 168 p.

4. Kazantseva T. G. Stihiry-podobny in the liturgical practice of old believers-pilgrims in the Siberian region. Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta [Bulletin of St. Tikhon's Orthodox humanitarian University], 2009, (2): 76-124.

5. Melnikov F. E. Kratkaya istoriya drevlepravoslavnoj ( staroobryadcheskoj ) Tserkvi [A brief history of the old Orthodox (old believer) Church]. Barnaul, 1999. 557 p.

6. On the blood of the Martyr (on the canonization of the saints). Tserkov [Church], 1908, (6): 181-184.

7. Obikhod tserkovnago znamennago penlya [Obikhod the Church's Znamenny chant]. Kiev, 1909. 144 p.

8. Consecrated convocation. Slovo Tserkvi [The Church word], 1917, (24): 441-444.

9. Ponyrko N. V. After the old Russian literature of Ancient Russia: a Service pustozersky martyrs. Trudy otdela drevnerusskoj literatury [Proceedings of the Department of ancient literature]. Saint Petersburg, 2014, Vol. 63, pp. 220-237.

10. Postanovleniya Osvyashchennykh Soborov staroobryadcheskikh episkopov 1898-1912 gg. [The decision of the Consecrated convocations of Old Believer bishops 1898-1912 gg]. Moscow, 1913. 150 p.

11. Pravoslavnyj tserkovnyj calendar na 1997 g. [Orthodox Church calendar for 1997]. Moscow, 1996. 112 p.

12. Semenko-Basin I. V. Glorification of Saints in the Old Believer Church in the first quarter of XX century. Staroobryadchestvo v Rossii (XVII-XX veka) [Old Believers in Russia (XVII-XX centuries)]. Moscow, 2010, Iss. 4, pp. 159-182.

Сборник служб старообрядческим святым

епископа Иннокентия (Усова) Статья посвящена уникальному памятнику первой четверти XX в. - сборнику служб старообрядческим святым, составленному известным проповедником и духовным писателем,

The services collection of the old believers

by the holy bishop Innokentii (Usov) The article is devoted to the unique monument of the first quarter of the XX century - the collection of services of the Old Believer Holy, by the famous preacher and

преосвященным Иннокентием (Иван Григорьевич Усов, 1870-1942) - епископом Нижегородским и Костромским, Кишиневским, Тульчинским, митрополитом Белокриниц-ким. Материалом для анализа послужил список со сборника, выполненный в 1990-е гг., включающий тридцать служб, расположенных по принципу годового богослужебного певческого круга. Автор определяет четыре группы служб в соответствии с эортологичес-кими степенями праздников, каждый из которых включает ряд обязательных композиционно-жанровых элементов: единственную службу с всенощным бдением - святым свя-щенномученикам и исповедникам протопопу Аввакуму, иерею Лазарю, диакону Феодору и иноку Епифанию; три полиелеосных цикла - соловецким мученикам, священномуче-нику и исповеднику епископу Павлу Коломенскому, великомученицам Феодосии (Фео-доре), сестры ее Евдокии, инокинь Иустины и Марии; восемь шестеричных и восемнадцать четверичных служб. Отмечается, что сборник не нотирован, но музыкальный аспект гимнотворчества заложен в предписании жанрам служб конкретной певческой модели и гласа, что предопределяет интона-ционно-мелодический профиль песнопений. В статье рассматриваются имеющиеся в сборнике певческие модели, выявляются пятнадцать подобное для стихир микроциклов, подобны для исполнения седальнов по кафизмах, канона и кондаков, в основе которых лежат тропарные гласовые образцы, а такясе подобны светильное. Уделяется внимание ак-ростишному принципу составления песен канона («краегранесие»), характерному для девяти служб сборника. Аналитические наблюдения позволяют в заключении оценить сборник служб епископа Иннокентия как крупнейший гимнографический труд первой четверти XX в. и обозначить перспективы его исследования.

Ключевые слова: старообрядчество, епископ Иннокентий (Усов), службы святым, канонизация, гимнотворчество, подобен.

spiritual writer, Bishop Innokenty (Ivan Grigorievich Usov, 1870-1942) - Bishop of Kostroma and Nizhny Novgorod, Kishinev, Tulchin, Metropolitan Belokrinitskij. The material for the analysis was a list from the collection, made in the 1990s, including thirty services, located on the principle of the annual liturgical singing circle. The author defines four groups of services in accordance with the eortologikal degrees of holidays, each of which includes a number of mandatory compositional-genre elements: the only service with all-night vigil - to the Holy martyrs and confessors of the Archpriest Awakum, priest Lazar, deacon Fedor and the monk Epiphanius; three polyeleos cycle -Solovki martyrs, the Martyr and the Confessor, Bishop Paul of Kolomna, martyrs Theodosia (Theodora), her sister Eudoxia, the nun Maria and Justina; eight six-eighteen and Quaternary services. It is noted that the collection is not tinted, but the musical aspect of hymn creation is incorporated in the prescription of the genres of services of a specific singing model and voice, which predetermines the intonation and melodic profile of chants. In the article available in the collection singing of the model, identifies fifteen podobny for stichera of microcycles, podobny to performance sedalny on kafizmakh, canon and kondaks, which are based on troparn voice samples, and similar svetilny. Attention acrosternum the principle of composing songs of Canon («creganna»), characteristic for the nine services collection. Attention is paid to the acrosternum principle of composing songs of Canon («craegranesie»), characteristic for the nine services collection. Analytical observations allow the conclusion to evaluate the collection services of Bishop Innokenty as the largest hymnographic work of the first quarter of the XX century and to identify the prospects of his research.

Keywords: Old Believers, Bishop Innokenty (Usov), services to saints, canonization, hymnology, podobny.

Светлова Ольга Александрова, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: svetlolga@mail.ru

Svetlova Olga Aleksandrovna, Candidate of Art Criticism, associate professor of the Music History Department at the Glinka Novosibirsk State Conservatoire E-mail: svetlolga@mail.ru

nojiyHeHo 17.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.