КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ
УДК 783:271.2
О. А. Светлова
ИДЕЙНО-СМЫСЛОВЫЕ МОТИВЫ ВЫГОВСКОЙ СЛУЖБЫ СВЯТЫМ ИСПОВЕДНИКАМ, НОВЫМ РОССИЙСКИМ СТРАДАЛЬЦАМ
первых лет раскола Русской церкви в старообрядческой среде возникла традиция почитания новых подвижников, пострадавших за истинную веру. Подобно мученической смерти первых христиан и первых русских святых, страдания новых защитников древнего благочестия осознавались как наивысший подвиг, а сами борцы за старую веру становились частью священной истории, небесными заступниками ныне живущих перед Богом. Поэтому многовековая культурная традиция сохранения исторической памяти обрела для старообрядцев особую значимость, о чем свидетельствуют ранние старообрядческие сочинения, памятники агиографического и литургического творчества1. Важную роль в этом процессе сыграло Выговское общежительство, которое оказалось «единственным центром, предпринявшим широкомасштабный сбор сведений о старообрядчестве в России» [6, с. 198]. Результатом этого предприятия стало колоссальное наследие выговцев, включающее цикл исторических сочинений, послания, повествования, надгробные и воспоминательные слова, агиологичес-кие комплексы, объединяющие службы, жития, иконные изображения.
Несмотря на невозможность официальной соборной канонизации, на Выгу появляются первые службы старообрядческим подвижникам - епископу Павлу Коломенскому, Геннадию Боровскому, основателям и первым руководителям
© О. А. Светлова, 2017
Выговской пустыни, называемым «богоданной четверицей» [Там же, с. 389] -преподобным Петру Прокопьеву, Даниилу Викулину, Андрею и Симеону Денисовым2, иноку Корнилию Выговскому. Кроме этих именных служб была специально составлена первая «Служба святым исповедником новым российским страдальцем, пострадавшим за древлее церковное апостольское и отеческое благочестивое предание» (далее - служба новым страдальцам), автором которой считается Симеон Денисов, а время ее появления относится к первой трети XVIII в. (до даты смерти С. Денисова в 1741 г.)3. К другим циклам, созданным выговскими литургистами, относятся «Служба общая святым новым российским страдальцам», встречающаяся в рукописях под названием «Кратковспоми-нательнаго Похваления Стихословие, сочиненное в подобие службы: святым новым российским страдальцам» и «Служба блаженным и приснопамятным отцем нашим премудрым последня-го християнского рода учителем пресло-вущим, и се яже от них всем праведно господеви угодившим», составленная, вероятно, Г. И. Корнаевым и посвященная памяти четырех основателей пустыни4. Всего на Выгу было написано девять служб, три канона и 29 тропарей и кондаков, по изысканиям Г. В. Маркелова и Ф. В. Панченко [2, 3]. Этим исследователям принадлежит первое описание службы новым страдальцам. Текст службы с расшифровкой распетых на крюках стихир был впервые опубликован
С
Г. В. Маркеловым в каталоге-инципита-рии «Писания выговцев» в 2004 г. [5].
Согласимся с мнением Г. В. Маркело-ва, который полагает, что «выговские ли-тургисты смогли только начать свое большое дело. Составленные выговцами службы не влияли на практику общественного богослужения поморских общин, оставаясь, вероятно, уделом частного, келейного молитвословия» [Там же, с. 245]. Зафиксированные в выговских рукописях службы на протяжении длительного времени оставались уникальными письменными памятниками старообрядческой гимнографии. Часть из них получила распространение сугубо в старообрядческой среде по всей России, в том числе Сибири5, и причем не только поморского согласия, что будет подтверждено далее. Тексты служб переписывались и передавались из поколения в поколение и в более позднее время, в виде рукописных тетрадей или книжечек сохраненные в личных архивах настоятелей, священников, руководителей общин.
«Служба святым исповедником новым российским страдальцам...», ставшая объектом исследования настоящей статьи, имеет в этом смысле свою особую историю появления в новосибирской общине Русской Православной Старообрядческой Церкви. Текст службы содержится в рукописной тетради, переписанной в недавнее время старообрядцем Сергеем Кудриным из Австралии, и ныне принадлежащей епископу Новосибирскому и всея Сибири Силуяну (Ки-лину). Новосибирские староверы полагают, что тетрадь была написана в XIX в. Наряду с полным текстом службы она содержит два канона - свя-щенномученику и исповеднику Аввакуму и четырем святым - протопопу Аввакуму, иерею Лазарю, диакону Феодору, иноку Епифанию. В апреле 2010 г. в новосибирском храме РПСЦ состоялось богослужение в день памяти четырех названных святых, на котором агиографический цикл исполнялся по тексту из тетради епископа Силуяна.
Это уникальное событие можно считать началом возрождения выговского
памятника в современной литургической практике РПСЦ, что, безусловно, вызывает научный интерес. В свете вышеизложенного обозначается несколько проблем изучения службы новым страдальцам. Среди них идейно-содержательные особенности агиографического цикла, степень сохранности оригинального выговского текста, специфика практической реализации службы в новосибирской общине. Целью настоящей статьи является рассмотрение идейно-смыслового содержания службы новым страдальцам как уникального выговского памятника первой трети XVIII в. Главной задачей служит выявление основных мотивов службы и их функциональных и композиционных характеристик. Анализ текста и цитирование его фрагментов в статье осуществлялись по рукописному сборнику 30-х гг. XIX в. из Собрания Дружинина № 827 БАН [4, л. 29-46]. Заголовки разделов и инципиты жанров службы с указанием страниц рукописи приведены в приложении.
Тема идейно-духовного перелома России в XVII в. стала центральной в службе новым страдальцам. Подобно иным старообрядческим агиографическим и гим-нографическим циклам, в ней нашли отражение события раскола Русской церкви и его трагические последствия. Автор мастерски очерчивает историческую ситуацию пореформенного времени, не используя при этом в тексте конкретные даты и факты. Исторический мотив смены истинного старого и ложного нового маркируется словами «новости», «ново-любцы», «новолюбителие» и т. п. Мрачная картина потрясенной России раскрывается в открывающем службу микроцикле стихир на Господи воззвах. Мотив экспонируется в первых же строках стихир, составленных по принципу подобия: «Егда бурш новостей поколеба всю Россию» (стихира 1), «Егда новостей леды ознобиша российския церкви сердце» (стихира 2), «Егда новолюбцы начата утвержати новости в России» (стихира 3), «Ельма точию новости в российскую церковь вступиша» (иная стихира 1). Он присутствует также в се-
&•> ■ гЬ, Ш 5 >Н1
-Г тА™ - посшрлдлктп/шь „,н/нп. Р Л / кв, точнее
Ф^З^НМИ »иШ1 . _
1ДЛ ЬОурА ПОМС1ПСН П0К0Д1 ^ НКЮ рОС1№ . 1ПОГДД дерйгп
\ лпн Лг н тс пс к пд н. са л с т «Г оузд ^ /НН оудо'кк КАГ14£*СА V» счлрцк АЫАОДОушГА . Пр И А |Ь ЙЗД Ц11 н* дойр А; пне/
юл тцтпоу иошгп.
ПрЕДДИН! , тс ЬЛЛДХЦИС А ^ ШС1ПД
Д0А|" п «родии МА П^НОААЮЦ1€ оумрипи ллтсшГа законы . нлю'ьа Т4'* дртд ьгд МОАА^« , СП дети
Служба новым российским страдальцам, лист выговского рукописного сборника
дальне канона «Егда новолюбителие новый чины и уставы по всей России про-сыпаша» и икосе «Грозное новолюбите-лей томление возволнова вся российския грады». Введение «никоновых новин» сравнивается Денисовым с бурей, грозой, мраком, а деяния новолюбцев - с великим злом, предательством отеческих законов, «делом преунсасным», обрушившимся на православных христиан. Подобные обличительные описания сосредоточены в стихирах на Господи воззвах и каноне: «Ярое суровство ново-любителей вооружися прилежно на избранное Христово стадо» (стихира 2), «Грозная их ярость на сыны российския пролияся» (стихира 3), «Великою злобою возъярившеся новолюбителие» (иная стихира 2), «Полное грозы повеление, егда о премене отеческих преданий всю Россию пройде» (песнь 3 канона, тропарь 3), «Ненавидящии древних преданий ис-каху вас» (песнь 4 канона, тропарь 2), «Хуляще новолюбители отеческая предания» (песнь 5 канона, тропарь 3), «Сонм новолюбителный умышляше присно, како искоренити любящия отеческое богоугодное предание» (песнь 6 канона, тропарь 2).
Параллельно мотиву обличения нововведений в службе развивается мотив исповедания староверами «древлего благочестия», противостояния новинам, защиты и сохранения отеческих преданий. Слово «отеческий» здесь служит главным маркером исповеднического мотива, заявленного в микроцикле иных стихир на Господи воззвах: «Абие исповедничес-кая храбрость возопи левским гласом на внесенное новолюбителей лакомство: "Не подобает, глаголющи, прелагати предел вечных, от отец положенных"» (стихира 1), «Доблии страдальцы, яко по отеческих законах добре ревнующе» (славник). Этот мотив постепенно доминирует в службе, о подвиге «древних церковных законов хранителие» говорится практически в каждом разделе богослужебного цикла. Приведем ряд примеров: «Апостольских преданий извест-нии хранителие <...> новолюбителей хуление ревностно низложисте, с ними
же и единомысленники их до конца по-срамивше» (стихира-славник на литии), «Отеческия богоугодныя чины и обычаи усердно соблюдающе, к новостей приити не восхотесте и обычаев иностранных возгнушастеся» (по полиелеосе седа-лен) - обратим здесь внимание на указание гимнографа об иностранном происхождении новых обрядов. Симеон Денисов называет святых исповедников «Отеческих законов усерднии хранителие и древлецерковных обычаев неусып-нии страже» (тропарь святым), «отечес-каго благочестия крепкия столпы» (светилен), «отцелюбное собрание» (стихира по 50-м псалме), которые «противу новолюбителей мужественно ополчившеся» (седален по 2-й кафизме), «чтуще Божественная Писания» (песнь 3 канона, тропарь 1), «не восхоте отступите отеческих велений» (песнь 4 канона, тропарь 2), «отеческаго предания обычаи соблюдающе» (песнь 7 канона, тропарь 3), «за отеческия законы подвигошася ревностно» (седален канона).
Мотив исповедничества неразрывно связан с мученическим мотивом гонений, истязаний, казней, мученической смерти, что является первостепенным для службы новым страдальцам, написанной по типу мученической службы: «Правое же святых отец исповедание своими кровьми запечатлеете» (славник на литии). В качестве ключевых слов таких текстовых фрагментов соответственно выделяются «темницы», «кровь», «муки», «страдание», «раны», «смерть». В тексте гимнографом ясно выражено осознание последствий реформ как продолжительной трагедии общероссийского масштаба: «И всяк град и место обаг-ряшеся кровьми исповедников» (стихира на Господи воззвах 3), «Земля кровию вашею аще и по вся дни обагряшеся» (песнь 5 канона, тропарь 2). В славнике стихир на стиховне мотив крови концентрируется благодаря трехкратному повтору: «На всех бо стогнах реки кровей их потекоша, и всех видимых церквей праги тех кровьми обагриша <...> и в церквах до излития крове служитель-ми церковными биении быша».
Денисов упоминает бегство страдальцев, оставивших «домы и сродствия» и ставших «пришельцы в чюжих странах» (песнь 3 канона, тропарь 2), приводит описания гонений и преследований: «Ретящеся же посылаху воины в пустыни, вертепы и дебри, да уловят преподобных пустынножителей, живущих по отеческим преданиям» (иная стихира на Господи воззвах 2), подробно перечисляет истязания и «горкия муки» - «мрач-ныя темницы», «углия», «биения же раны и жжения», «узы железа и чепи», «мечи», «удавляющие верви» (иная стихира на Господи воззвах 3), «живи огнем сожигаеми» (икос) «вметахуся во огнь и в воду и на острейшая лютая оружия» (стихира на хвалитех 2), «Огнь всеядец, аще и пожигаше плоти ваша» (песнь 4 канона, тропарь 3), «обрезанные языки» (песнь 5 канона, тропарь 3; песнь 9 канона, тропарь 2). «Святии страстотерпцы предаша себе на различныя мучения» (Богородичен по 2-й кафизме), «великия муки претерпесте» (седален по полиелео-се), «различными смертьми скончавше-ся» (седален полиелеоса).
Наряду с перечислением различных мучений в тексте службы упоминается факт самоумервщления: «инии же, боящееся томителных и многовременных озлоблений, да не отвергут теми отеческаго благочестия, сами себе различно уморя-ху» (икос), «сами себе умертвили есте различно» (песнь 9 канона, тропарь 2). Мучения и смерть четырежды в цикле сравниваются с испитыми «медвенными сотами и чашами» (иная стихира на Господи воззвах 3, стихира на литии 1, тропарь 3 песни 3 канона, стихира на хвалитех 3), страдания - с великой почестью (песнь 4 канона). Мученический подвиг защитников отеческих законов уподобляется подвигам первых мучеников: «Будут бо, рече, последний первии и пер-вии последний, вы бо в девятую и едно-десятую годину века мужества своего непреклонным подвигом и трудами равную первым мученикам мзду прилете» (стихира на стиховне 3).
Обратим внимание на смысловое обрамление всего цикла: в крайних микро-
циклах (на Господи воззвах и на хвалитех) агиограф использует прием вариантного повтора текста, причем с чертами симметрии при перечислении истязаний: «ни биения, ни раны, ни мечи, ни огнь не отторгоша вас от любве Божия, ни от предания святых угодников» (славник на Господи воззвах) и «яко ни огнь, ни мечь, ни раны, ни биения, ни жесточайшая долговременная томления возмого-ша отторгнути мучеников от Христовы любве, и от отеческих законов и обычаев отвратити» (стихира на хвалитех 2).
Важное значение в службе новым страдальцам обретает догматический мотив, связанный с изложением основ святоотеческого - старообрядческого учения и заменой их новыми. Гимнограф отводит этому отдельное «место» в массиве богослужебного текста, а именно стихиры на литии. В тексте стихиры 2 акцентируются «двоперстное сложение, испо-ведающее Христа во двою естеству, во единой же ипостаси», «крест Христов трисоставный», вместо которых введены «триперстное, образующее едиными тре-ми персты таинство Святыя Троицы и воплощение Бога Слова», «крест двоча-стный на освящение всех тайн церковных» и «прочия чины и уставы древле-церковныя лютым гонения ветром поко-лебашася». Мотив фигурирует в стихире 3 и славнике на литии: «Святыя бо Троицы едино существо и воплотившагося Бога Слова во двою естеству сложением перст по древнему святыя церкве преданию». Закрепляется он в песнях 7 и 8 канона: «Единаго Христа, в двою совер-шену естеству сложенному двема персто-ма быти образующе» (песнь 7, тропарь 1), «триперстнаго сложения, не образующего бывшаго за наше спасение смотрения Спасова, не приемлюще, святии» (песнь 7, тропарь 2), «отеческаго предания обычаи соблюдающе, мученицы пояху двойственное аллилуиа с приглашением "Слава Тебе, Боже"» (песнь 7, тропарь 3), «Крестом двочаст-ным печатляемых просфирь не приемлюще» (песнь 8, тропарь 1), «трисоставнаго креста владычня образу покланястеся любезно» (песнь 8, тропарь 2), «не под-
клонисте глав ваших под пятиперстное сложение, страстотерпцы, подаваемое от рук новых иереов» (песнь 8, тропарь 3).
В микроцикле литийных стихир формируется еще один мотив, который можно обозначить как прославление хранителей апостольских преданий и торжество подвига мучеников и исповедников древнего православия. В развитии этого мотива в службе явно наблюдается образно-эмоциональное кре-щендирование к финальной части цикла. В открывающей литийный микроцикл стихире гимнограф сосредотачивается на призыве: «Страдальческое торжество наста днесь, братие, прииде-те, возвеселимся». Тексты песнопений изобилуют словами «веселиться», «радоваться», «ликовать», «праздновать», «торжество». Восторженным тоном отличаются три стихиры на стиховне, в основу которых положен подобен 5 гласа «Радуйся»: «Радуйся, мысленный раю, и ты, Едеме, веселися» (стихира 1), «Радуйся, невесто Исусова, Церкви» (стихира 2), «Радуйтеся, страдальцы всечестнии» (стихира 3), а также завершающие службу стихиры на хва-литех на подобен 8 гласа «О преславное чюдо» со славником «Днесь радуется верных множество». Мотив прославления подвига в концентрированной форме излагается в припеве по полиелеосе -величании: «Величаем вас, святии но-вии страстотерпцы, и чтем еже по Христе ваше за отеческия законы крепкое страдание».
Служба содержит еще один обязательный мотив агиографических циклов -прошение милости и спасения. Подобно тому, как новые страдальцы «моляху спасти и просветити душа их», «умилно вопиюще Христови: Исусе, Сыне Божий, утверди нас в твоем исповедании» (иная стихира на Господи воззвах 2), «укрепи нас, Исусе, в предании твоих угодников» (иная стихира на Господи воззвах 1), «причти нас со святыми Твоими» (иная стихира на Господи воззвах 3), теперь (ныне) святые «радуются и молятся Христови о празднующих нас любовию святую память их помилованным нам быти и спа-
сти душа наша» (стихира на литии 1). Также и ныне живущие ревнители древнего благочестия «вашими молитвами спасаеми, избудем всякаго лукаваго лов-ления и мучительства и получим от Спаса милости в день судный» (славник на Господи воззвах). Обращение к святым о заступничестве с ключевыми фразами-прошениями спасти и помиловать, даровать «велию милость» сосредоточены в стихирах на литии, тропаре святым, седальнах по кафизме утрени, по полиелеосе и по песне 3 канона, в кондаке, икосе, последнем тропаре песни 9 канона, светильне и в завершающем службу славнике хва-литных стихир.
Анализ главных мотивов богослужебного цикла новым страдальцам позволяет усматривать в нем определенные закономерности идейно-образного и композиционного порядка. Сквозными мотивами службы, развивающимися на протяжении всего цикла и определяющими тип службы, являются три: мотив мученичества, объединяющий нескольких маркерных «микромотивов» («медвенные соты», «гонение», «смерть», «биения и раны» и т. д.); мотив исповедания древнего благочестия и защиты отеческих преданий; мотив прошения милости и спасения. Три других мотива имеют локальный характер и концентрируются в конкретных разделах службы, но при этом имеют определенную функцию. Так, исторический мотив, связанный с описанием мрачного времени России второй половины XVII в., последствий церковных нововведений, берет на себя экспозиционную функцию в цикле: Денисов обрисовывает историческую ситуацию в открывающем службу микроцикле стихир на Господи воззвах, причем в самом масштабном среди подобных микроциклов стихир (6 стихир со славником), а затем возвращается к ней в каноне утрени (песни с 3 по 6 и икос). Догматическому мотиву отведены два раздела службы - микроцикл стихир на литии (стихиры 2, 3, славник) и песни 7-8 канона. Мотив радости, торжества и прославления подвига святых, заявленный в литийной стихире 1, сосредоточен в ве-
личании и двух микроциклах стихир -на стиховне вечерни и на хвалитех утрени, в завершение цикла.
Таким образом наблюдается закономерность в организации идейно-смысло-вого пространства агиографического цикла. На фоне трех централизующих, сквозных мотивов службы Симеон Денисов «выстраивает» определенный порядок развития локальных мотивов: от со-
бытийно-исторического через догматический к идее прославления, как в вечерне (Стихиры на Господи воззвах — стихиры на литии - стихиры на стиховне), так и в утрене (песни 3-6 канона - песни 7-8 канона - стихиры на хвалитех). Все это свидетельствует о высочайшем уровне мастерства выговского составителя службы, безусловно опирающегося на древнерусский агиографический канон.
Примечания
1 Например, «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», «Повесть о страдавших в России за древлецерковная благочестная предания» протопопа Аввакума, «История о отцах и страдальцах соловецких» и «Виноград Российский» Симеона Денисова, «Житие инока Епифания», «Житие боярыни Морозовой».
2 Е. М. Юхименко, ссылаясь на утверждение из-
вестного старообрядческого коллекционера и реставратора Ф. А. Калинина, указывает, что идея канонизации и составления служб Даниилу Викулину, братьям Денисовым и Петру Прокопьеву принадлежит выговскому кинови-арху Ф. П. Бабушкину (1764-1842, в общежитии с 1780-х гг.). Эти «литургические произведения являются творчеством поздних авторов,
главным образом Г. И. Корнаева и Ивана Антонова» [6, с. 355].
3 В. Г. Дружинин включил данную Службу в свой указатель «Писания русских старообрядцев» под номером 719 с ссылкой на составителя Семена Денисова [1, с. 435].
4 Например, в рукописных сборниках из Собрания Дружинина № 827, 65, 63 ВАН.
5 Е. М. Юхименко в своих исследованиях обращает внимание на то, что культовые предметы и рукописи «в большом количестве производились на Выгу и рассылались в поморские общины по всей России» [6, с. 277]. Относительно связей Выга с Сибирью существует ряд работ, приведенных в ее исследовании [Там же, с. 271].
ПРИЛОЖЕНИЕ
Перечень разделов и инципитов жанров службы с указанием страниц рукописи из Собрания Дружинина № 827
На Господи воззвах стихиры, глас 4, подобен «Званный свыше»
Стихира 1: Егда буря новостей - л. 29
Стихира 2: Егда новостей леды - л. 29 об.
Стихира 3: Егда новолюбцы начата утвержати - л. 29 об.
Ины стихиры, глас 6, подобен «Все возложше»
Стихира 1: Ельма точию новости - л. 30
Стихира 2: Великою злобою возъярившеся новолюбителие - л. 30 Стихира 3: Мрачнии темницы показовахуся страдалцем - л. 30 об. Слава, глас 8: Что вам принесем доблии страдальцы - л. 30 об. И ныне, Богородичен - л. 30 об. Паремии
1-я в Исаии, глава 43: Тако глаголет Господь - л. 31
2-я в Премудрости, глава 3: Праведных душа - л. 31 об.
3-я в Премудрости: Похваляему праведнику возвеселятся - л. 32 На литии стихиры
Стихира 1, глас 1: Страдальческое торжество наста днесь - л. 33 об. Стихира 2, глас 2: Иже прежде апостольским проповеданием - л. 34 Стихира 3, глас 4: Егда сих новостей излитие видевше - л. 34 об.
Слава, глас 3: Апостольских предании известнии хранителие - л. 35
И ныне, Богородичен - л. 35
На стиховне стихиры, глас 5, подобен «Радуйся»
Стихира 1: Радуйся, мысленный раю - л. 35 об.
Стих: Возваша праведнии - л. 36
Стихира 2: Радуйся, невесто Исусова - л. 36
Стих: Многи скорби праведным - л. 36
Стихира 3: Радуйтеся, страдальцы всечестнии - л. 36 об.
Слава, глас 7: Что шум празднующих умножается - л. 36 об.
И ныне, Богородичен - л. 36 об.
Тропарь святым, глас 4
Яко отеческих законов усерднии хранителие - л. 37 Слава, и ныне, Богородичен - л. 37 На утрени по 1 кафизме седален, глас 1: Добра ваша купля, святи - л. 37
Слава, и ныне, Богородичен: Едем, прежде затворенный - л. 37 об.
По 2 кафизме седален, глас 6:
Удивишася подвигу вашему - л. 37 об.
Слава, и ныне, Богородичен: Законы Сына Твоего - л. 38
По «Хвалите имя Господне» припев:
Величаем вас, святии новии страстотерпцы - л. 38
По полиелеосе седален, глас 8:
Отеческия богоугодныя чины - л. 38
Слава, и ныне, Богородичен: Никоторыи язык - л. 38 об. Прокимен: Возваша праведнии - л. 38 об. Многи скорби - л. 38 об.
По 50-м псалме: Молитв ради новых страстотерпец - л. 38 об. стихира, глас 5: Приидите, отцелюбное собрание - л. 39
Канон святым исповедником новым страстотерпцем российским, ему же краестро-
чие «Защитники отеческих законов почитаю», глас 6 - л. 39 Песнь 1. Ирмос: Помощник и покровитель - л. 39 Запев: Святии исповедницы, молите Бога о нас - л. 39
1. Юности моея прегрешения ведый - л. 39
2. Агньче Божий, Исусе Христе - л. 39 об.
3. Твоих угодников, блаже - л. 39 об.
Богородичен. Из тебе воплощынагося Бога Слова - л. 39 об. Песнь 3. Ирмос: На твердем камени - л. 39 об.
1. Чтуще Божественная Писания - л. 39 об.
2. Огнем божественныя любве распаляеми - л. 40
3. Полное грозы повеление - л. 40 Богородичен. Веление томителей преобидяще - л. 40
Седален, глас 5: Егда новолюбителие новью чины и уставы - л. 40 Слава, и ныне, Богородичен. Предвари избавити нас - л. 40 об. Песнь 4. Ирмос: Удивися Твой разум - л. 40 об.
1. Обыде вас новолюбителей стремление - л. 41
2. Ненавидящии древних преданий - л. 41
3. Огнь всеядец - л. 41
Богородичен. Ков и лукавство сплетаху - л. 41 Песнь 5. Ирмос: Союзом любве связуеми - л. 41 об.
1. Апостольския светлыя любве - л. 41 об.
2. Земля кровию вашею - л. 41 об.
3. Хуляще новолюбители отеческая предания - л. 41 об.
Богородичен. Имя рождыпагося ис Тебе - л. 41 об. Песнь 6. Ирмос: Возопих, Господи, злыми одержим - л. 42
1. Князи людстии собрашася - л. 42
2. Сонм новолюбителный умышляше присно - л. 42
3. Елико новолюбителие лукавым истязанием - л. 42 Богородичен. Чертоже Божий - л. 42
Кондак, глас 3: Лик святых новых страдалцев - л. 42 об. Икос: Грозное новолюбителей томление - л. 42 об. Песнь 7. Ирмос: Отроцы в Вавилоне - л. 43
1. Единаго Христа в двою совершену естеству - л. 43
2. Триперстнаго сложения - л. 43
3. Отеческаго предания обычаи соблюдающе - л. 43 Богородичен. Имя воплощыпагося ис Тебе - л. 43 об. Песнь 8. Ирмос: По законе отчи преблаженнии - л. 43 об.
1. Крестом двочастным - л. 43 об.
2. Имуще святии юношей древних - л. 44
3. Не подклонисте глав ваших - л. 44 Богородичен. Тобой под леты безлетно - л. 44 Песнь 9. Ирмос: Странствия владычня - л. 44 об.
1. Имуще святии велику ревность - л. 44 об.
2. Щедроты Божия дивно - л. 44 об.
3. Ангели Божии, сходяще с небесе - л. 44 об. Богородичен. Законы Сына Твоего - л. 45
Светилен: Отеческаго благочестия крепкия столпы - л. 45 Слава, и ныне, Богородичен: Чертоже Божий светлый - л. 45 На хвалитех стихиры, глас 8, подобен «О, преславное чюдо» - л. 45 об. Стихира 1: О, преславное чюдо, яко и на конец веков - л. 45 об. Стихира 2: О, преславное чюдо, яко ни огнь, ни меч - л. 45 об. Стихира 3: О, преславное чюдо, яко на пир - л. 45 об. Слава, глас 6: Днесь радуется верных множество - л. 46 И ныне, богородичен: Богородице, Ты еси лоза - л. 46
Литература
1. Дружинин В. Г. Писания русских старообрядцев: Перечень списков, составленный по печатным описаниям рукописных собраний. -СПб.: Тип. М. А. Александрова, 1912. - 534 с.
2. Маркелов Г. В., Панченко Ф. В. О литургическом творчестве выговцев // ТОДРЛ. - СПб., 1996. - Т. 50. - С. 221-222.
3. Маркелов Г. В., Панченко Ф. В. О гимногра-фическом творчестве на Выгу // ТОДРЛ. -СПб., 1999. - Т. 51. - С. 420-425.
4. Сборник старообрядческий 30-х гг. XIX в. -Собр. Друж. № 827 ВАН. Рукопись.
5. Симеон Денисов. Служба святым исповедником, новым российским страдальцем // Писания выговцев: Сочинения поморских старообрядцев в Древлехранилище Пушкинского Дома. Каталог-инципитарий / Сост. Г. В. Маркелов. - СПб.: «Дм. Бул», 2004. - С. 244-280.
6. Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь: Духовная жизнь и литература. Т. 1 / Науч. ред. Н. В. Понырко. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 544 с.
Referenses
1. Druzhinin V. G. Pisaniya russkikh staroobryadtsev: Perechen spiskov, sostavlennyj po pechatnym opisaniyam rukopisnykh sobranij [Writings of Russian Old Believers: List of lists
compiled from printed descriptions of manuscript collections]. Saint Petersburg, 2012. 534 p. 2. Markelov G. V., Panchenko F. V. O liturgicheskom tvorchestve vygovtsev [About
the liturgical work of the Vygovians]. Proceedings of the Department of Old Russian Literature of the Department of Old Russian Literature, 1996, Vol. 50, pp. 221-222.
3. Markelov G. V., Panchenko F. V. O gimnograficheskom tvorchestve na Vygu [About the hymnographic works in Vyg]. Proceedings of the Department of Old Russian Literature of the Department of Old Russian Literature, 1999, Vol. 51, pp. 420-425.
4. Sbornik staroobryadcheskij 30 gg. XIX v. [Collection of the Old Believers in the 30"s. XIX century], Druzhinin's collection № 827, Saint Petersburg. Manuscript.
5. Simeon Denisov. Service of the holy confessor, a new Russian sufferer. Pisaniya vygovtsev: Sochineniya pomorskikh staroobryadtsev v Drevlekhranilishche Pushkinskogo Doma. Katalog-intsipitarij [The Scriptures of the Vygovians: Works by the Pomor Old Believers at the Ancient storage of the Pushkin House. Incidentary catalog]. Saint Petersburg, 2004, pp. 244-280.
6. Juhimenko E. M. Vygovskaya staro-obryadcheskaya pustyn: Dukhovnaya zhizn i literatura [Old Believers' Vygovian Desert: Spiritual Life and Literature]. Moscow, 2002, Vol. 1. 544 p.
Идейно-смысловые мотивы выговской службы святым исповедникам,
новым российским страдальцам Статья посвящена уникальному письменному памятнику русской старообрядческой гим-нографии первой трети XVIII в. - «Службе святым исповедникам, новым российским страдальцам», созданной одним из основателей Выговской пустыни Симеоном Денисовым. Служба была возрождена в литургической практике общины Русской Православной Старообрядческой Церкви г. Новосибирска. Целью исследования стало рассмотрение идейно-смыслового содержания службы, главной задачей - выявление основных мотивов службы и их функциональных и композиционных характеристик. Анализ текста осуществлен по рукописному сборнику 30-х гг. XIX в. из Собрания Дружинина № 827 ВАН. В статье рассматриваются особенности отражения в службе исторической темы идейно-духовного перелома России в XVII в. и последствий церковной реформы. Определяются и анализируются основные мотивы мученической службы.
Выявляются следующие закономерности в организации идейно-смыслового пространства агиографического цикла. Сквозными, развивающимися на протяжении всего цикла и определяющими тип службы, мотивами являются: 1) мученичества; 2) исповедания древнего благочестия и защиты отеческих преданий; 3) прошения милости и спасения. Три других мотива локализируются в конкретных разделах службы и имеют определенную функцию. Событийно-исторический мотив берет на себя экспозиционную функцию в цикле - в стихирах на Господи воззвах. Догматический мотив, связанный с изложением основ святоотеческого - старообрядческого
The ideal-meaning motives of the Vygovian service sacred confessors,
new Russian sufferer The article is devoted to the unique written monument of the Russian Old Believer Hymnography of the first third of the 18th century - "Service to the holy confessors, the new Russian sufferers" which was created by Simeon Denisov, one of the founders of Vygovian Desert. The service was revived in the liturgical practice of the community of the Russian Orthodox Old Believer Church in Novosibirsk. The purpose of the study is to examine the ideological and semantic content of the service, the main task is to identify the main motives of the service and their functional and compositional characteristics. The analysis of the text was made from a manuscript collection of the 30s. XIX century, from the Druzhinin's Collection No. 827 of the Library of the Academy of Sciences. The article considers the features of the reflection of the historical theme of the ideological and spiritual breakthrough of Russia in the 17th century and the consequences of church reform in the service. The main motives of the martyrdom are determined and analyzed.
The author reveals the following patterns in the organization of the ideological and semantic space of the hagiographic cycle. Cross-cutting motives that develop throughout the cycle and determine the type of service, are 1) martyrdom; 2) confession of ancient piety and defense of paternal traditions; 3) a petition of mercy and salvation. Three other motives are localized in specific sections of the service and have a specific function. The event-historical motive takes upon itself the exposition function in the cycle - in sticherons «Lord call to you» ('Gospodi vozzvakh'). The dogmatic motive is
учения, концентрируется в микроцикле стихир на литии и песнях 7-8 канона. Мотив радости, торжества и прославления подвига святых сосредоточен в величании и микроциклах стихир на стиховне и на хвалитех в завершение цикла. Так выговский мастер Симеон Денисов, в опоре на древнерусский агиографический канон, выстраивает определенный порядок развития идейно-смысловых мотивов службы: от событийно-исторического через догматический к идее прославления мученического и исповеднического подвига святых.
Ключевые слова: старообрядчество, богослужение, служба святым, агиографический цикл, мученик, исповедник, идейно-смысло-вой мотив, Выговская пустынь, Симеон Денисов.
connected with the exposition of the bases of the patristic - the Old Believer teaching, it concentrates in the microcycle sticherons on 'litiya' and 7-8 songs of the canon. The motive of joy, triumph and glorification of the deed of saints is concentrated in the magnification ('velichanie') and microcycles of sticherons on verse (stikhovne) and sticherons on praises ('khvalitekh') at the conclusion of the cycle. Thus Vygovsky master Simeon Denisov, based on the ancient Russian hagiographic canon, builds a certain order of development of the ideological and semantic motives of the service: from the event-historical motive through the dogmatic to the idea of glorifying the martyrdom and confession of the saints's feat.
Keywords: Old Beliver, Liturgy, Service to Saints, Hagiographic Cycle, Martyr, Confessor, Ideological and Semantic Motive, Vygovian Desert, Simeon Denisov.
Светлова Ольга Александровна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки, и. о. проректора по научной и творческой работе Новосибирской государственной консерватории имени М. И. Глинки E-mail: svetlolga@mail.ru
Svetlova Olga Alexandrovna, Candidate of Art Criticism, Associate Professor at the History of music Department, acting vice-rector of science and creative work of Glinka Novosibirsk State Conservatoire E-mail: svetlolga@mail.ru
Получено 05.10.2017 г.