Научная статья на тему 'Всенощное бдение в Соловецком монастыре и в Выголексинском общежительстве согласно их уставам'

Всенощное бдение в Соловецком монастыре и в Выголексинском общежительстве согласно их уставам Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1297
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ / ИЕРУСАЛИМСКИЙ УСТАВ / МОНАСТЫРСКИЕ ЛИТУРГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / СТАРООБРЯДЧЕСКОЕ БЕСПОПОВСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ / VIGIL / JERUSALEM TYPIKON / SOLOVKI / VYG COMMUNITY / MONASTIC LITURGY / OLD BELIEVERS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Старикова Ирина Владимировна

В данной статье анализируются черты монастырской церковно-певческой традиции совершения всенощного бдения, зафиксированной в Соловецком уставе. Здесь же показано, что эти черты находят свое продолжение в Выговском старообрядческом общежительстве. Однако в уставах, сформировавшихся в условиях старообрядческой беспоповской общины, возникают также индивидуальные особенности совершения данного богослужебного последования, чем обусловливается определенная избирательность включения заимствований из устава Соловецкого монастыря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VIGIL IN THE MONASTERY OF SOLOVKI AND IN THE OLD BELIEVER COMMUNITY OF VYG ACCORDING TO THEIR TYPIKONS

The paper deals with particular features of the chant performance of the Vigil in the liturgical practice of the monastery of Solovki (17th century) and the Old Believers community of Vyg (18th-19th centuries). Besides instructions for the performance of the ordinary Vigil, the Solovki Typikon contains those for "middle" and "lesser" Vigil. The instructions refer to the kind of the melos, i. e. "on znamennyi", "on putevoy". The liturgical traditions of the Vyg community in their most complete form are described in the printed Vyg Typikon (Saratov 1913). The comparative analysis reveals that the Old Believer Typikon is based on the Solovki Typikon while exposing considerable diff erences. Prominent among them are some additions which could be best explained by the local tradition of priestless service in the community of Vyg.

Текст научной работы на тему «Всенощное бдение в Соловецком монастыре и в Выголексинском общежительстве согласно их уставам»

Вестник ПСТГУ

Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства

2011. Вып. 2 (5). С. 85-101

Всенощное бдение в Соловецком монастыре

И В ВЫГОЛЕКСИНСКОМ ОБЩЕЖИТЕЛЬСТВЕ СОГЛАСНО ИХ УСТАВАМ

И. В. Старикова

В данной статье анализируются черты монастырской церковно-певческой традиции совершения всенощного бдения, зафиксированной в Соловецком уставе. Здесь же показано, что эти черты находят свое продолжение в Выговском старообрядческом обще-жительстве. Однако в уставах, сформировавшихся в условиях старообрядческой беспоповской общины, возникают также индивидуальные особенности совершения данного богослужебного последования, чем обусловливается определенная избирательность включения заимствований из устава Соловецкого монастыря.

В богослужебной практике Русской Православной Церкви чин всенощного бдения появился в связи с переходом на Иерусалимский устав в XIV в. Основной русской редакцией Иерусалимского устава с нач. XV в. стал Типикон, составленный архимандритом Афанасием Высоцким (Старшим), имеющий подзаголовок «Око церковное». В основу устава архимандрита Афанасия был положен болгарский перевод так называемой «базовой редакции» Иерусалимского устава с многочисленными дополнениями из других литургических книг1. Именно к этой редакции восходят уставы, распространившиеся в течение XV в. в русских монастырях2.

К сер. XVI в. относится появление второй редакции устава «Око церковное», списки которой с незначительными изменениями распространялись также в течение XVII в. (РГБ. Ф. 37. № 158, нач. XVII в.; РНБ. Ф. 588. № 284, нач. XVII в.; БАН. Арх. № 23 (Красногорского монастыря), сер. XVII в. и другие). В этих рукописях Иерусалимского устава на протяжении XV—XVII вв. количество певческих указаний в главе о всенощном бдении было незначительным, и их содержание почти не менялось3. Разнообразные особенности исполнения пес-

1 Пентковский А. М. Иерусалимский устав и его переводы в XIV столетии // Преводите през XIV столетии на Балканите: доклади от международната конференции. София, 2003 / ред. Лора Тасева и др. София, 2004. С. 168.

2 Мансветов И. Д. Церковный устав, его образование и судьба в Греческой и Русской Церкви. М., 1885. С. 274-281.

3 Одним из редких примеров внесения в традиционную редакцию уточнений может быть примечание из рукописного устава ГИМ. Син. № 331 (1438 г.): «Бог Господь поет не канонарх, а священник».

нопений суточного круга стали фиксироваться к кон. XVI — нач. XVII в. в местных монастырских Обиходниках и соборных Чиновниках. Вероятно, к этому времени в различных монастырях оформились особенности местных церковно-певческих традиций совершения суточного круга богослужений, что привело к необходимости их письменной фиксации. Однако детали совершения всенощного бдения изложены не систематично: обычно они содержатся в месяцеслов-ной и триодной частях, а глава о совершении воскресного всенощного бдения, как и в уставе «Око церковное», в Обиходниках отсутствует. Попытка обобщить местные монастырские особенности совершения всенощного бдения отражена в первопечатном уставе 1641 г. В его основу был положен устав 1610 г., составителями которого были насельники Троице-Сергиева монастыря головщик Логин Шишелов и уставщик Филарет. Однако в устав 1641 г. была добавлена глава с описанием совершения всенощного бдения в Троицкой обители. Эта глава имеет подзаголовок «Зде же в Велицей России начало прияхом пети в неделю, и в праздники сицевым образом», а в тексте встречается упоминание о монастыре, традиции которого излагаются: «в честней же и велицей лавре Пресвятыя и Живоначальныя Троицы и преподобного отца нашего Сергия чюдотворца иже в Маковце»4. В частности, в данной главе отмечено время каждения, отличавшееся от указанного в традиционном «Оке церковном», выписано количество исполнявшихся певчески избранных стихов предначинательного псалма, отмечены некоторые детали в действиях канонарха5, не выписаны, как утратившие свое значение, указания на 6-й глас для исполнения стиха «Всякое дыхание» перед чтением Евангелия и для стиха перед пением 9-й песни канона «Богородицу в песнех возвеличим». Тем не менее выделенные особенности совершения всенощного бдения в данном уставе незначительны.

Особым литургическим памятником, в котором обобщены традиции совершения бдения определенного монастыря и выписаны разнообразные певческие указания, стал устав Соловецкого монастыря (в дальнейшем — Соловецкий устав). Этот устав сложился, вероятно, к сер. XVII в., то есть ко времени учреждения в Соловецком монастыре архимандритии в 1651 г. Известны списки этого устава, хранящиеся в Соловецком собрании РНБ (среди них рукописи под № 1059/1168; 1121/1230; 1123/1232; 1119/1228; 1120/1229), в Архангельском собрании (ДС) БАН (№ 229) и в собрании Рогожского кладбища РГБ (№ 735). Устав имеет следующий подзаголовок: «Книга устав Соловецкого отока лавры преподобных и богоносных отцев Зосимы и Саватия чюдотворцев о церковном пении и о трапезном благочинии и о прочем монастырстем благоустроении» (БАН. Арх. (ДС). № 229. Л. 3, XVII в.). Среди множества списков Соловецкого устава выделяются группы, отражающие различные по полноте редакции. Уставы могут содержать 30, 34, 36 глав и включать месяцеслов («Последование

4 Цитаты из источников приводятся с раскрытием сокращений; в тех случаях, когда есть варианты прочтения сокращенного слова, недостающие слоги записаны в скобках.

5 Например на литии: «...клирикам же на сходе стоящим и сказывает канорхист литию всю правому лику, его же будет день...»; на стихе хвалитных псалмов «Всякое дыхание»: «...ко-нархист же пришед среди церкви и поклонится меж лики в пояс и сказывает стих в охтае».

вселетного пения») и триодную часть («Воследование святыя и великия четыре-десятницы»).

Появление устава такого типа было подготовлено деятельностью соловецких книжников с нач. XVI в. до сер. XVII в.

Иерусалимский устав был положен в основу богослужения Соловецкого монастыря, вероятно, непосредственно после общепринятой даты возникновения этой северной обители (1429). Один из наиболее ранних списков Иерусалимского устава, происходящий из монастырской библиотеки, датируется 1494 г. (РНБ. Сол. № 1128/1237). Описание всенощного бдения в данном уставе соответствует второй редакции «Ока церковного» и изложено аналогично уставу РГБ. Троиц. № 242 (за исключением следующих за отпустом пояснений).

По-видимому, до нач. XVII в. эта редакция устава служила основой для всех списков, которыми пользовались в Соловецком монастыре. С нач. XVII в. в уставах в изложении чина всенощного бдения на великие праздники появляются упоминания о существующих различиях в способах его совершения. Так, в уставе нач. XVII в. из фонда РНБ. Сол. № 1117/1226 в месяцесловной части можно обнаружить следы работы образованных уставщиков Соловецкого монастыря, которые включают в устав ссылки на Обиходники Кирилло-Белозерского и Троице-Сергиева монастырей, на «новгородские уставы» и обычаи «заволжских» монастырей. Авторы данного свода ясно понимали отличительные черты своей традиции, что подтверждается следующей ремаркой к изложению службы 1 сентября: «Зри (смотри, разумей). Сии устав писан и неправлен и не сходится во многых местех, писано негораздо — кому не в обычаи устав, и он бы сего устава не держася для смущения» (Л. 88). Примечательно, что здесь появляются указания относительно певческого или непевческого исполнения 103-го псалма и псалмов «Господи, воззвах» (в зависимости от типа службы)6.

Одну из первых попыток ввести в традиционный текст отдельную главу, описывающую всенощное бдение, особенности монастырской церковно-певческой практики, можно увидеть в уставе из Архангельского собрания БАН (Сол. № 9, нач. XVII в.). Данный памятник можно назвать ранней редакцией Соловецкого устава, в котором глава о всенощном бдении имеет некоторые любопытные отличия от традиционной редакции Иерусалимского устава. В большей части рукописных уставов XVI — нач. XVII в. исполнение стихов «Приидите, поклонимся...» в начале всенощного бдения описано таким образом: «Начинает игумен, или еклисиарх: Приидете поклонимся Цареви нашему Богу. Глаголет же сие кротким и тихим гласом. Таже второе. Таже третие повышшим гласом: Приидете.» (РГБ. Ф. 304. № 242. Л. 12). В уставе из соловецкой библиотеки способ совершения данных стихов изложен иначе: «Головщик глаголет: Аминь. Придите поклонимся трижды, таж запоет в четвертыи раз: Придите поклонимся». Среди других особенностей данного устава следует отметить отсутствие традиционного указания на 8-й глас для исполнения предначинательного псалма, частое употребление специфического глагола для обозначения канонаршения — «кликнет», а также замену слова «глаголем» на слово «говорят» (например, по отношению к

6 Например: «...и поем Блажен муж. Господи возвах не поют говорят.».

87

33-му псалму или к чтению шестопсалмия), не совсем типичное для языка устава «Око церковное».

Специальные термины для обозначения всенощного бдения в дни разных по значению праздников стали появляться в месяцесловных частях Обиходни-ков. Примером спорадического включения таких терминов может служить список Сол. № 1126/1235, созданный не позднее 1653 г.7 Этот памятник включает только месяцесловную часть, в последовании некоторых служб дней года зафиксированы специфические термины и указания. Так, согласно этому уставу, на Рождество Богородицы совершается «вечерня средняя без литии», «вечерня великая с утреней», в день памяти преп. Сергия Радонежского «поем всенощное среднее», а в день памяти преп. Саввы Освященного служится «всенощная меньшая». Служба на Рождество Богородицы в месяцесловной части этого устава описана более подробно, чем в обычном Обиходнике или уставе «Око церковное». В частности, изложены способы исполнения разных песнопений (например, тропарь празднику по «Отче наш» в конце вечерни «трижды конархист носит по крылосом на правой таж на левой и паки на правой, а концы поют на глас» (Л. 6 об.)), указаны типы распевов (например, славник празднику на «Господи, воззвах» полагается петь «путный»: «первый лик поют слава и ныне празднику путный» (Л. 6)).

Служба «средней вечерни без литии» не является особенностью богослужения Соловецкого монастыря, поскольку этот термин встречается и в соборных Чиновниках и монастырских Обиходниках. Известно, что в процессе приспособления чина всенощного бдения в Русской Церкви возникла необходимость увеличить длительность вечерни, поэтому в определенные дни вместо малой вечерни служилась вечерня средняя8 без литии, молебен и иногда повечерие, а затем всенощное бдение, которое начиналось с великой вечерни с литией9. Однако неясными остаются термины «среднее всенощное» и «меньшее всенощное». Объяснение их содержится в монастырской редакции «Ока церковного» — Соловецком уставе, который обобщает все особенности, в том числе певческие, совершения всенощного бдения в Соловецком монастыре.

Наибольший интерес представляют первые 5 глав устава: «О малой вечерни», «О средней вечерни», «О всенощном бдении, сиречь о велицей вечерни», «О среднем всенощном», «О меньшем всенощном». В этих главах для ряда песнопений, которые в обычной редакции устава не имеют уточняющих исполнительских замечаний, выписаны конкретные пояснения, различные в зависимости от значения службы. Таким образом, выясняется, что в Соловецком монастыре были выработаны специальные термины для обозначения всенощного бдения

7 Согласно надписи на первом листе: «Обиходник священника Нектария дачи. 1653».

8 Согласно ныне действующему Типикону РПЦ, средняя вечерня соответствует вечерне славословной службы (с входом).

9 В Чиновнике Новгородского собора сер. XVII в. на Рождество Богородицы указано: «А в соборе вечерню и утреню и литоргию поют священницы по уставу. И святитель празднует у Софеи, в пределе у Рожества Богородицы, да с ним 2 попа да 2 диякона. Вечерня средняя, а поют певцы на вечерни. Святитель облачается к молебну. Ко всенощному благовест за 5 часов дни. Всенощное и заутреню поют по уставу» (Голубцов А. Чиновник Новгородского Софийского собора. М., 1899. С. 22).

разной степени торжественности. Наиболее торжественное всенощное, которое начинается великой вечерней и иногда называется «большое», служили в дни великих и престольных праздников, а терминами «среднее всенощное» и «меньшее всенощное» обозначали всенощные на памяти вселенских и русских святых соответственно. Для каждого типа всенощного бдения систематически излагается, служит ли священник с диаконом, в какие ризы следует облачаться, разъясняются почти все действия священнослужителей и братии во время совершения богослужения. Самым примечательным является то, что описание этих служб снабжено разнообразными певческими указаниями, которые касаются способа исполнения того или иного песнопения и определяют вид распева для славников, величаний, стихословий по 50-м псалме («знаменный», «на глас» или «путной»).

Важной особенностью Соловецкого устава является глава «О службе воскресной». Из ее содержания можно сделать вывод о том, что в Соловецком монастыре в обычные воскресные дни, когда по месяцеслову полагалась простая служба, всенощное бдение не совершалось.

Рассмотрим предписания для одной группы песнопений, например, стихир на «Господи, воззвах». Так, в главе «О всенощном бдении, сиречь о велицей вечерне» выписаны указания, согласно которым стихира-славник поется знаменным или путевым распевом, в то время как изложение среднего всенощного бдения отличается в этом разделе службы: «Среднее всенощное поем якоже и великое, точию на Господи возвах и на стихерах и на литии и на стиховне славы поют на глас, и ныне дохматик». Аналогичное указание содержится и в описании меньшего всенощного бдения, за исключением разницы в действиях пономаря (на каждении «пономарь. с лампадаю не ходит»). Особенности пения стихир выписаны также для малой вечерни и средней вечерни. В описании малой вечерни отмечено, что славник стихир на «Господи, воззвах» поется не на сходе, а на средней вечерне славник поют только «знаменной».

Другой, более показательный пример различий в певческом оформлении меньшего всенощного бдения связан с пением величаний по полиелее, на утрене. В традиционном «Оке церковном» величания в описании всенощного не упоминаются. Согласно Соловецкому уставу, на всенощном с великой вечерней и среднем всенощном величания положено петь путевым распевом10, а на меньшей всенощной величание пелось знаменным распевом.

В описании утрени разных видов всенощного бдения есть разночтения в указаниях для стихов, поющихся по 50-м псалме: «Молитв ради апостол.» и «Молитв ради Богородицы.». В большинстве уставов XVI—XVII вв. нет никаких дополнительных указаний. В Соловецком монастыре на «большом всенощном» эти стихи пели путевым распевом, а на среднем — знаменным11. Возможно, что применение более пространного распева было обусловлено не только торжественностью службы, но и необходимостью продлить пение для совершения

10 Эта мелодическая редакция величаний часто встречается в соловецких рукописях (БАН. Арх. № 4; РНБ. Сол. № 621/661. Л. 39-64 об.; № 690/773. Л. 354 об. — 369 об.; № 1057/1166. Л. 183-199; № 621/660. Л. 108-130; № 621/662. Л. 13 об. — 20).

11 В обиходах встречается в нотированном виде и знаменный распев и путевой (Сол. №621/661. Л. 68, сер. XVII в.; № 690/773. Л. 371 об., 70-е гг. XVII в.).

ряда обрядовых действий. В уставе отмечено, что на утрене «большого всенощного» по чтении Евангелия «игумен и священницы и диакони внидут в церковь и ризы сложат кроме недельных, а братия свещи поручные (зажженные в начале полиелея. — И. С.) угасят», а на среднем всенощном «свечь поручных братии не бывает».

Интересный пример отличий между уставами традиционной редакции и различными типами всенощного бдения согласно Соловецкой монастырской традиции содержится в описании способа исполнения «хвалитных» псалмов (Пс 148-150). В большинстве уставов XVI—XVII вв. и в уставах 1610, 1641 гг. в описании всенощного бдения говорится только о пении стихир, без упоминания псалмов. Отсутствие указаний в уставах компенсируется наличием избранных стихов с припевами в ряде певческих обиходов XVI—XVII вв., в том числе в оби-ходах Соловецкого монастыря (РНБ. Сол. №618/642, Сол. №690/773 и др.). Но только в Соловецком уставе была зафиксирована традиция, вероятно уже бытовавшая повсеместно в русских монастырях: хвалитные псалмы на «большом» всенощном следует петь, а на среднем их «говорят, а не поют».

Из перечисленных указаний следует, что в Соловецком уставе была кодифицирована богослужебная практика, отличавшаяся высоким уровнем певческого мастерства12. Это было возможно благодаря особому положению монастыря, который отличался независимостью, высоким уровнем материального благосостояния, образованностью монастырских насельников. После разгрома Соловецкого восстания (1667-1676) церковно-певческая традиция внутри Соловецкого монастыря постепенно менялась: был введен устав с исправлениями согласно реформе патриарха Никона, с течением времени забывались древние распевы. В ряде своих особенностей традиции Соловецкого монастыря получили продолжение в богослужебной практике старообрядческого беспоповского Выголексинского общежительства.

Известно, что «для организации внутренней жизни Выголексинского общежительства основатели воспользовались уставами Соловецкой, Кирилло-Белозерской, Троице-Сергиевой и Иосифо-Волоколамской обителей» и «выписки из этих кодексов встречаются уже в ранних выговских сборниках»13. В «Истории Выговской пустыни» Ивана Филиппова отмечается, что богослужебная традиция на Выге была установлена иноком Пафнутием по чину и уставу Соловецкого монастыря: «Соловецкия обители священник Пафнутий... благо-словяше устав общежительства и церковныя службы и возвещая вся благочести-выя уставы же и обычая Соловецкаго монастыря.»14. Киновиарх общежительства Андрей Денисов также писал о том, что Выговская пустынь является непо-

12 Возможно, что особенности совершения всенощного бдения, отмеченные в Соловецком уставе, существовали и в других древнерусских монастырях. В этом случае ценность данной редакции устава в классификации выявленных особенностей.

13 Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь: духовная жизнь и литература. М., 2002. Т. 1. С. 59. Автор монографии указывает, какие рукописи содержат данные выписки: РГБ. Егор. № 1370. Л. 480 об. — 484, 488-490 об.; БАН. Друж. № 296. Л. 169-182 об.; Барс. № 340. Л. 214; РНБ. О. I. 349. Л. 241-242 об., 264-264 об., 285 об. — 287; БАН. Калик. № 16. Л. 43-175, 212-244 об., 256-323 об.

14 Филиппов И. История Выговской пустыни. М., 2006. С. 95.

средственной преемницей Соловецкого монастыря «яко благословением, тако чином и уставом» (РГБ. Егор. № 1992. Л. 168 об.).

Постепенно сформировался оригинальный тип устава Выговского общежи-тельства, в котором были зафиксированы особенности совершения богослужений в этой обители15.

Наиболее ранняя редакция выговского устава, возможно, содержится в рукописи, хранящейся в настоящее время в фонде ГИМ. Хлуд. № 27116. Создание этой редакции устава обычно связывают с деятельностью Петра Прокопьева, уставщика Выговского общежительства. Согласно «Истории Выговской пустыни», Петр Прокопьев, «пришед убо в Выгорецкую пустыню, еще вельми млад, яко девятинадесяти лет», прожил в ней 35 лет, до смерти 25 апреля 1719 г.17 В течение своего служения он вел активную деятельность, занимаясь устройством церковной службы «по чину» как на Выгу, так и в соседних скитах: «И во всех скитех поставиша часовни, и на праздники к ним праздновати ездяше, и устав-ляше им службы церковныя по уставу праздновати и торжествовати и службы служити по чину и уставу»18.

То, что данная редакция могла быть составлена Петром Прокопьевым, подтверждается следующими фактами. Устав Хлуд. № 271 содержит описание служб для одного года, включая памяти по месяцеслову и по триоди в хронологическом порядке. Пасха, согласно этому уставу, совершалась 17 апреля. С предполагаемого года основания Выговского общежительства (1694) до ее опустения в 50-х гг. XIX в. Пасха праздновалась 17 апреля в 1715, 1720, 1799 и 1810 гг. Многие признаки свидетельствуют о том, что данный устав был составлен в ранний период существования Выговского общежительства. Так как его вероятный автор умер в 1719 г., можно предположить, что устав был написан Петром Прокопьевым для 1715 г.

В подзаголовке устава так же, как и в подзаголовке Соловецкого устава, содержится указание на то, что он составлен «по преданию» соловецких чудотворцев прпп. Зосимы и Савватия: «Устав церковной службе обители Пантократо-ровы иже в северной стране близ студеного окияна по преданию преподобных

15 Среди других старообрядческих беспоповских рукописных уставов можно отметить список МДА. 173/ III. 129, 1812 г. Данный список является уставом типа «Савиных глав», которые были опубликованы в 1915 г. «Савины главы» представляют собой главным образом компиляцию различных уставов (в том числе и Соловецкого) и Обиходников, дополненную изредка указаниями на полях об особенностях богослужебной практики в Москве. Возможно, данная редакция устава была составлена старообрядцами-федосеевцами. Как известно, во 2-й пол. XVIII в. в Москве существовала крупная федосеевская община, обосновавшаяся на Преображенском кладбище. Другим литургическим памятником, созданным беспоповцами-федосеевцами, стал так называемый «Красный Устав», составленный после старопоморского (федосеевского) собора 1883 г. Устав содержит правило келейных служб, поэтому в данной статье не рассматривается.

16 Рукопись, скорее всего, относится к XIX в. Так же ее датировал А. Попов в «Описании рукописей и каталоге книг церковной печати библиотеки А. И. Хлудова» (М., 1872).

17 Филиппов И. История Выговской пустыни. С. 146—152. См. также о П. Прокопьеве: ЮхименкоЕ. М. Выговская старообрядческая пустынь: духовная жизнь и литература. М., 2002. Т. 1. С. 263-270 и др.

18 Филиппов И. История Выговской пустыни. С. 147.

Зосимы и Савватия». Систематическое обозначение типов всенощного бдения (большого, среднего и меньшего) в данном уставе не обнаружено. Пожалуй, единственное указание о меньшем всенощном встречается для недели Антипасхи: «всенощное поем меньшее, якоже писано во второй главе» (Л. 326 об.). Возможно, что во время его составления выговские насельники пользовались списком Соловецкого устава, на который ссылались в данном случае. Известно, что Петр Прокопьев имел в своей библиотеке список Соловецкого устава, который впоследствии хранился в коллекции М. И. Чуванова19. Однако списки Соловецкого устава содержат, как правило, описание «меньшего всенощного» в шестой главе, а не во второй, как указано в рукописи Хлуд. № 271. Также встречается ссылка на некую главу общей части устава в описании службы Рождества Богородицы: «Яко всегда егда хощет бдение быти прежде бдения на малой вечерне, аще есть в соуботу вечер, поем якоже явлено есть во уставе, иже на ряду в первой главе в воскресной» (Л. 8 об.). Эти ссылки на главы неких уставов, которые, вероятно, использовались Петром Прокопьевым, подтверждают то, что составитель данной редакции был образованным «начетчиком». О его эрудиции свидетельствует также следующее примечание в описании службы в день памяти Казанской иконы Божией Матери (22 октября) для славника стихир на стиховне: «Слава, и ныне. 8 гласа на роспеве, а в печати 5 гласа» (Л. 54 об.). Таким образом, очевидно, что Прокопьев сопоставлял тексты из различных богослужебных книг, нотированных и ненотированных.

Однако уточняющие пояснения об исполнении песнопений в разных по степени торжественности службах выписаны в уставе Хлуд. № 271 не система-тично20. Встречаются указания о певческом и непевческом исполнении псалмов «Господи, воззвах»: например, 5 октября, в память трех святителей Петра, Алексея и Ионы Московских полагается исполнять «возвахи пением» (Л. 38 об.), а 2 мая, в память святителя Афанасия Великого и перенесения мощей святых мучеников князей Бориса и Глеба — «возвахи не поют, говором» (Л. 238 об.). Нередко включены пояснения петь «на роспев» или «на глас» определенные группы песнопений. Например, в более подробном описании вечерней службы 6 декабря, в память святителя Николая Мирликийского, отмечается, что стихиры на «Господи, воззвах» поют «на роспев», а по третьей песне канона седален поют «на глас», но кондак по шестой песне — «на роспев» (Л. 99-99 об.). В уставе также появляются указания на исполнение определенных песнопений путевым распевом. Так, в службе Воздвижению полагается петь «путем» трисвятое и тропарь «Кресту Твоему» (Л. 17 об.), а в службе святителю Николаю — «Достоино есть» по девятой песне канона (Л. 99 об.). Примечательно нередко встречающееся замечание о том, что стихиры на малой вечерне или на литии «говором говорят» или «говорят полегоньку» (Л. 39 об., 62 об., 68 об., 15 об. и др.)21, свидетельствую-

19 Малышев В. И. Москвичи — собиратели письменной и печатной старины // ТОДРЛ. М.; Л., 1965. Т. 21. С. 389.

20 Следует также отметить, что в описании служб сентября еще указывается устав о совершении литургии. Возможно, описывая тропари и чтения на литургии, составитель первоначально следовал письменной традиции известных ему монастырских уставов. Эти указания для литургии впоследствии заменены на изложение указаний для совершения молебна.

21 Термин «полегоньку», по всей вероятности, означает «не спеша». Так, например, в спи-

щее либо о невозможности исполнять стихиры певчески по причине отсутствия грамотных певчих, либо о стремлении к сокращению службы.

Некоторые службы описаны более подробно, например, всенощные бдения на Рождество Христово, Богоявление, на памяти преставления преп. Савватия Соловецкого, свт. Николая Мирликийского. Согласно этому уставу, в день памяти прп. Савватия (27 сентября) совершается «средняя вечерня» и «великая вечерня» с утреней, а некоторые песнопения сопровождаются ремарками о типе распева. Так, на средней вечерне «Свете тихий» полагается петь «малым переводом», на стиховне стихиры «на подобен Дом Еврафов на роспев поют», на великой вечерне «Свете тихий» нужно исполнять «пением болшим», и на утрене величание «поют путевое» (Л. 31-31 об.).

Поскольку данная редакция устава возникла в начальный период существования Выговской пустыни, возможно, некоторые особенности совершения богослужения этого общежительства не описаны, а некоторые еще не сформировались. Известно, что в этот период уровень певческой культуры на Выгу был невысоким, «понеже преже того мало в монастыре знающих певцов было по знамени, токмо отец Даниил и Петр Прокопьев, да Леонтей Федосиев, а иные наслышкою пояху за ними по крылосам, точию Трифон Петров добре научися от Псковскаго Ларионова»22.

Расцвет выговского церковно-певческого искусства традиционно связывают с деятельностью Ивана Москвитина (1680-1755), который пришел на Выг только в 1719 г. Иные церковно-певческие традиции, возможно восходящие к этому мастеру, были зафиксированы в редакции устава, опубликованного в 1913 г. в Саратове23.

Печатный устав 1913 г., с подзаголовком «Устав обители святаго Богоявления на Выгу реце», восходит к неизвестному рукописному протографу. Однако можно предположить, что данная редакция устава была составлена также знатоком Соловецкого устава и является продолжением работы выговских уставщиков по составлению оригинального местного устава24. В данном уставе (далее — Вы-говский устав) также присутствуют указания на совершение средней вечерни в двунадесятые праздники, выделены особые определения всенощного бдения — «большое» и «меньшее», включены указания на распевы (знаменный или путе-

сках первой редакции устава «Ока церковного» предначинательный псалом полагается петь «легко и гласом соглашающим» (РГБ. Троиц. № 239. Л. 2 об.), что соответствует в греческом оригинальном типиконе греческому слову арую<;, означающему «медленно» (8тай. яг. 1096; см. публ.: Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в православных библиотеках Востока. Петроград, 1917. Т. 3, ч. 2. С. 21).

22 Филиппов И. История Выговской пустыни. С. 160.

23 Возможно, публикация устава была связана с необходимостью сохранить наследие Выговской пустыни. Известно, что 2-й Всероссийский собор христиан поморского церковного общества, проходивший в Москве в 1912 г., обсуждал вопросы «сохранения от расхищения и разрушения остатков Выголексинского общежительства» (Второй Всероссийский собор христианского поморского церковного общества. Деяния. М., 1913. С. X).

24 Е. В. Барсов и В. Г. Дружинин приписывали составление устава также Петру Проко-пьеву (Барсов Е. В. Описание рукописей и книг, хранящихся в Выголексинской библиотеке. СПб., 1874. С. 51-52; Дружинин В. Г. Писания русских старообрядцев. СПб., 1912. С. 238. № 4. С. 453).

вой) для стихир и величаний. В то же время печатный Выговский устав имеет ряд существенных отличий от Соловецкого в структуре и содержании, связанных с его формированием в старообрядческом беспоповском общежительстве.

Наиболее важные отличия касаются структуры изложения последований. В Выговском уставе отсутствуют специальные главы, посвященные совершению средней вечерни, среднего и меньшего всенощных бдений, но включены главы, детально описывающие особенности совершения всенощного бдения в воскресные дни. Таким образом, Выговский устав по структуре ближе традиционному типу устава «Око церковное», содержащего в отдельной главе описание воскресного всенощного бдения, в отличие от Соловецкого устава, имевшего другую структуру. Кроме того, как было отмечено выше, согласно Соловецкому уставу, всенощное бдение совершалось не каждое воскресенье, но только в воскресные дни, совпадавшие с двунадесятыми праздниками и памятями особо почитаемых святых.

Данная глава Выговского устава изобилует важными для изучения старообрядческой певческой практики указаниями на исполнение песнопений недельного бдения, отличавшегося особой торжественностью. Например, в нем указывается, что из цикла стихир на «Господи, воззвах» 7 воскресных пели «вси по знамени», а стихиры из минеи — «на глас или на подобен», ипакои на утрене пели «всегда по знамени без канарханья стоя», а по 9-й песни «Достоино есть» «всегда поется шестого гласа» и так далее. Данные указания являются ценным материалом для анализа выговской певческой традиции и заслуживают особого внимания.

Упоминания о средней вечерне, о большом и меньшем всенощных бдениях включены в месяцесловную часть, которая также основана, вероятнее всего, на соловецком месяцеслове, но подверглась редактированию выговских уставщиков. В отличие от Соловецкого устава в выговском месяцеслове отсутствует указание на среднее всенощное (оно заменяется на «меньшее», например, в память Иоанна Богослова и другие), а также появляется множество дополнительных указаний к песнопениям25.

Сравним описание «средней вечерни» и «всенощного большого» по Соловецкому и Выговскому (на примере службы Рождества Богородицы) уставам.

В праздник Рождества Богородицы по Выговскому уставу положено петь «вечерню среднюю», затем павечерницу и полунощницу и всенощное бдение, начинавшееся великой вечерней. Так же, как в Соловецком уставе, в Выговском на средней вечерне праздника указано петь стихиры на «Господи, воззвах» на подобен, а славник исполняется знаменным распевом. В описании «великой вечерни, сиречь всенощного бдения» Соловецкого и Выговского уставов обнаруживается немало совпадений в пояснениях относительно исполнения того или иного песнопения. Идентичными являются указания на исполнение путевым распевом величаний на утрене, стихов после Евангелия «Молитв ради Богородицы.», замечание петь знаменным распевом большинство славников в циклах

25 Примечательны указания на исполнение «Господи, воззвах» либо пением (например, в день памяти прп. Евфросинии Александрийской и прп. Сергия Радонежского (Л. 29 об.)), либо «говором» (например, в память прп. Антония Римлянина (Л. 95 об.)).

стихир. Данные указания ясно свидетельствуют о связи богослужебных традиций Соловецкого монастыря и Выговского общежительства.

Однако в Выговском уставе появляется множество дополнительных уточняющих исполнительских указаний, а также обнаруживаются некоторые несоответствия с Соловецким уставом.

В качестве дополнения в Выговском уставе указаны способы исполнения стихир в циклах на «Господи, воззвах» и на литии. Все стихиры на «Господи, воз-звах» полагается петь «по знамени», а на литии первая стихира исполняется «по знамени», а остальные — «на глас». В уставе выписаны распевы для прокимна на вечерне: «дважды обыч(но), а в третие демество». Существенным дополнением к описанию утрени является указание на чтение кафизм: «кафизмы обе говором». По всей вероятности, непевческое исполнение утренних кафизм было продиктовано необходимостью сокращения всенощного бдения26. Кроме того, в Вы-говском уставе присутствуют важные дополнительные указания относительно кондака и икоса по шестой песне: кондак полагается петь «по знамени», а икос прочитывается на середине храма, но его конец «на крылосе поют знаменной».

Различными в Выговском и Соловецком уставах оказываются указания на распев того или иного песнопения. Так, все славники по Выговскому уставу положено петь столповым знаменным распевом, в то время как в Соловецком уставе появляется указание петь славник цикла стихир на «Господи, воззвах» «знаменным или путевым». Отсутствие в Выговском уставе данного указания на «путевой распев» для стихир может свидетельствовать об утрате торжественной традиции распевания праздничных стихир путевым распевом, существовавшей в Соловецком монастыре. Тем не менее в выговском богослужении некоторые песнопения стали исполняться более пространно. Например, более торжественно в Выговском общежительстве полагалось петь тропарь праздника в конце вечерни. Судя по Соловецкому уставу, тропарь в монастыре даже в праздничные дни по традиционному обычаю читался, а конец (как правило, последняя строка текста) пропевался поочередно левым и правым клиросами. В Выговском уставе зафиксирована практика пения тропаря трижды столповым знаменным распевом. Аналогичным способом, то есть знаменным распевом, согласно Выгов-скому уставу полагалось петь светилен после канона. Напротив, в Соловецком монастыре светилен читался канонархом: в уставе отмечено, что его «конархист скажет».

Любопытное расхождение обнаруживается в описании стихир на хвалитех. Согласно Выговскому уставу, их так же, как стихиры вечерни, следует петь знаменным распевом, тогда как в Соловецком уставе содержалось указание петь их «на глас». Отсутствие указаний для исполнения стихир других циклов и наличие подобного уточнения по отношению к стихирам на хвалитех в Соловецком

26 Следует отметить, что пение кафизм является отличительной чертой церковно-певческой традиции старообрядцев-беспоповцев. До настоящего времени кафизмы в беспоповском богослужении исполняются певчески так же, как они исполнялись в древнерусской певческой традиции XVII в., судя по анализу нотированных рукописей XVII в. Однако в Выговском уставе в главе, описывающей воскресное всенощное бдение, присутствуют указания о чтении кафизм: «Псаломщик. чтет во псалтири кафизму едину по обычаю. А славы сказывает по крылосом. А поют («Слава.» и далее. — И. С.) не скоро.».

уставе позволяет предположить следующее: соловецкие уставщики не считали необходимым указывать, что стихиры полагается петь знаменным распевом, но исполнение «на глас» нуждалось в напоминании. Действительно, пение на глас, то есть по мелодической модели силлабического или силлабо-невматического типа, вероятнее всего, было характерно для приходского богослужения, а в Соловецком монастыре, одном из центров певческой культуры 1-й пол. XVII в., могло использоваться значительно реже.

Таким образом, в Соловецком уставе были зафиксированы особенности монастырской церковно-певческой традиции, которые нашли продолжение в Выговском старообрядческом общежительстве. В уставах этой старообрядческой беспоповской общины сложились индивидуальные особенности совершения всенощного бдения, что обусловило избирательный подход к включению заимствований из устава Соловецкого монастыря.

И. В. Старикова. Всенощное бдение в Соловецком монастыре и в Выголексинском общежительстве...

Приложение21

Всенощное «большое»

Средняя вечерня

Соловецкий устав Поморский устав Выговский устав

(БАН. Арханг. (ДС). № 229, сер. XVII века) (ГИМ. Хлуд. № 271, XIX в.) (Саратов, 1913)

Предначи-нательный псалом Псалом 103. Благослови душе моя Господа. И егда запоют Аллилуию, диакон отворит царския двери. Нет указаний Нет указаний

Блажен муж Поем 1 славу. Аллилуия трижды. Аще ли в субботу вечер глаголем всю кафизму Блажен муж 1 славу Блажен муж антифон 1

Воззвахи По возгласе конархист кликнет глас стихер, поют Господи возвах к Тебе на глас стихер Возвахи поют на глас 1 Возвахи пением

Стихиры на «Господи, воззвах» Стихиры на 6 поют на глас или на подобен. Аще ли в субботу вечер стихиры на 8 воскресные 3 и восточные 2 и празднику или святому на 4. И егда запоют: И истина Господня пребывает во веки, клирицы станут на сходе, а конархист став посреде поклонится на запад в пояс и пришед к второму лику ка-нархает последнии стих от стихир, и обратяся к первому лику скажет глас славнику и став посреде поклонится на запад в пояс и идет на свое место. Слава и ныне поют знаменной Стихиры на 6, подобен: Небесным чином. Слава. Глас 2. И ныне, Прейде сень законная Стихиры малой веч(ерни) на 6 поют на подобен. Слава по знам(ени). И ныне. Богоро-дичен воскресной

Свете тихий Нет уточнений Свете тихий малым перевод поют Нет указаний

Стихиры на стиховне Стихиры поют на сходе. Слава и ныне знаменные Стихиры глас 2, подобен: Доме Ефра-фов на роспев поют. Слава, глас 6, Иже по образу. И ныне, богороди-чен. Стихиры с малой вечерени поют на сходе по знамени. Слава, святому, и ныне, богороди-чен воскресной

27 В приложении представлена сводная таблица указаний для совершения средней вечерни, великой вечерни и утрени из соответствующих глав Соловецкого устава и из службы прп. Савватию Соловецкому (27 сентября) согласно раннему Поморскому уставу и печатному Вы-говскому уставу.

Текст дан согласно примечанию 4, ремарка «нет указаний» означает отсутствие упоминаний об этом песнопении, ремарка «нет уточнений» — наличие указания на песнопение, но без пояснений. Выделены наиболее существенные пояснения к исполнению.

Великая вечерня

Соловецкий устав Поморский устав Выговский устав

Предначи-нательный псалом Благослови душе моя Господа. Припев: Благословен еси Господи. И прочая стихи поют псалма того Нет указаний Нет указаний

1 кафизма Блажен муж славу. Аще ли в суб(боту) вечер глаголем всю кафизму. Блажен муж 1 антиф(он) Нет указаний

Воззвахи Конархист кликнет глас стихер, и поют Господи возвах к Тебе на глас стихер Нет указаний Нет указаний

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стихиры на «Господи, воззвах» Стихиры на 8. И егда запоют Истина Гсподня, клирицы станут на сходе, и конархист став посреде поклонится на запад и пришед ко второму лику конархает последний стих, и обратяся к первому лику скажет глас славнику и став посреде поклонится в пояс и идет на свое место. Слава и ныне поют знаменной или путной Стихиры на 8. Слава, глас 8, И ныне: Царь небесный. Стихиры на 8 поют по знамени. Слава, святому. И ныне, богородичен воскресной, поют по знамени

Свете тихий Диакон глаголет: Свете тихий, и идут во алтарь а клирицы поют: С(вя)тыя славы Свете тихий пением бол(ьшим) Свете тихий 6 гласа

Прокимен Нет уточнений Нет указаний Прокимен дню дважды обыч(ный). А в третие демество

Стихиры на литии Конархист став посреде поклонится игумену в пояс и сказывает стихиры на литии празднику. Слава и ныне поют знаменной Лития преподобному. Слава, глас 6, И ныне, Богородице Ты еси лоза истинная На литии стих храму и с(вя)тому лития вся. Стихиры поют на глас. Слава и бог(ородичен) поют по знамени

Стихиры на стиховне Клирицы же поют на стих ст(ихи) ры по обычаю на сходе. Слава и ныне знаменной На стих стихиры преподобному. Слава, глас 1, И ныне, Сей испол-нися Исаино про-речение Стихиры и Слава, богородичен, все поют по знамени

Тропарь Тропарь празднику конархист носит по крылосом на правой таж на левой и паки на правой. Концы поют на глас Тропарь преподобному оба по единожды и Богородице Дево 1 Святому дважды тропарь и Богородице Дево единожды, а поют их по знамени

Буди имя Господне Буди имя Господне поют трижды на глас 4. Начинает левой. На левом 2ж(ды), на правом 1ж(ды) Нет указаний Нет указаний

Утреня

Соловецкий устав Поморский устав Выговский устав

Бог Господь, тропарь На Бог Господь конархист глас тропаря не сказывает, понеж на всенощном сказал. Тропарь празднику трижды, носит по крылосам На Бог Господь тропарь преподобному. Оба по единожды. Слава, и ныне. Богороди-чен по гласу Нет указаний

Кафизмы Нет уточнений По обычных сти-хологиях. Кафизмы обе говором

Чтения по кафизмах По кафизме седален и чтение. Первую статью чтет игумен, другую чтет того дни меншого кры-лоса головщик, а проч(ее) чтут головщики с обеих крылосов Седален преподобному по дважды. Слава, и ныне. Богородичен. По кафизме се-дален по дважды. Слава, и ныне, богородичен. И чтение житие свя-таго на 4 части

Полиелей На полиелеосе облачится игумен собором егда поют: Хвалите имя Господне, 2 диакона взимают праз с аналоем и несут между себе и поставят промеж крылосов. Нет уточнений Нет уточнений

Величание Егда же запоет головщик величание первое игумен изыдет святыми дверми, по нем священницы все станут по чину все на сходе. А диякони станут на своем месте. Игумен поклонится на восток 3ж(ды) таж священника на обе страны, посем священницы вышед по два поклоняются игумену. Диакон принесет игумену свещу возжену, а пономарь разносит свещи попам и крылошаном и всей братии. Клирицы поют величание путное. Первую строку псалма поют на крылосе. Таж станут на сходе и поют пережидался... Величание поют путевое преподобному Полиелеос и величание святому путевое поем на сходе

По полиелее Седален. Чтения празднику. Степенна, антифон 4 гласа. Диакон болшой. сказывает прокимен празднику, посем Всяко дыхание. По полиелеосе се-дален преподобному. Слава, и ныне. Богороди-чен. Чтения преподобному и про-ч(ее) По величании се-дален дважды. Слава, и ныне. Богородичен. И чтение. Антифоны. И прокимен святому. Честна пред Господем. Всяко дыхание путь и демество. А конец большой

Соловецкий устав Поморский устав Выговский устав

«Молитв ради.» Таж псалом 50. Слава, Молитв ради путнои. И ныне, Молитв ради Богородицы. Помилуй. Путное ж Нет указаний Псалом. Молитв ради. Пут(нои). И стихира святому по знамени

Канон .посем канон празднику носят по крылосам. По 3 песни сед(ален) и чтение празднику, по 6 песни кондак на правом крылосе, а икос говорят посреде. И чтем пролог. По 8 песни священник кадит святую трапезу и олтарь. .Егда допоют катавасию осмыя песни, братия поручныя свещи Канон Богородице 4-го гласа со ирмосом на 6 и преподобному оба канона. Катавасия: Отверзу уста моя. На 3 песни се-дален. Слава, и ныне. Богороди-чен. По 6 песни кондак и икос преподобному. Канон Богородице 4-го гласа на 6 и святому два на осмь. Носят по крылосом. Катавасия: Отверзу уста. По 3 песне седален дважды. Слава, и ныне. Богородичен. По 6 песни кондак святому поют по

паки вожгут, а священник северными дверми выйдет в церковь с кадилом, пред ним диакон с лампадою. И поклонився по обычаю игумену покадит святыя двери и место еже рещи: Богородицу в песнех возвеличим, скажет начало ирмоса 9 песни. Первой же лик поет ирмос и поклон в пояс. Також и левый поет ирмос и поклон в пояс. <.> Аще ли праздник святому и священник глаголет: Богородицу в песнех возвеличим, и поем Честнейшую по обычаю На 9 песни поем Честнейшую знамени. А икос говором. И чтение в прологе. На 9 песни Честнейшую

Достоино есть За Достоино ирмос празднику и поклон в землю Нет указаний Достоино на сходе, путь

Светилен Светилен празднику трижды. Ко-нархист скажет на правый лик, тоже на левый лик, и став посреде поклонится в пояс. Слава, и ныне скажет посреде и поклонився от-ыдет на свое место Светилен преподобному дважды. Слава, и ныне. Богородичен Светилен святому дважды. Слава, и ныне. Богороди-чен. Поют по знамени

Хвалите Господа с небес Посем поют Хвалите Господа с небес Нет уточнений Хвалите Господа с небес поют.

Стихиры на хвалитех На хвалитех стихеры на 4 поют на глас На хвалитех сти-херы на 4, глас 6. Слава, глас 8, и ныне: Владычице прими. Стихеры святому на 4. Слава. Бого-родичен. Поют все по знамени

Ключевые слова: всенощное бдение, Иерусалимский устав, монастырские литургические традиции, старообрядческое беспоповское богослужение.

The Vigil in the monastery of Solovki and in the Old Believer community of Vyg according to their Typikons

by I. Starikova

The paper deals with particular features of the chant performance of the Vigil in the liturgical practice of the monastery of Solovki (17th century) and the Old Believers community of Vyg (18th-19th centuries). Besides instructions for the performance of the ordinary Vigil, the Solovki Typikon contains those for «middle» and «lesser» Vigil. The instructions refer to the kind of the melos, i. e. «on znamennyi», «on putevoy». The liturgical traditions of the Vyg community in their most complete form are described in the printed Vyg Typikon (Saratov 1913). The comparative analysis reveals that the Old Believer Typikon is based on the Solovki Typikon while exposing considerable differences. Prominent among them are some additions which could be best explained by the local tradition of priestless service in the community of Vyg.

Keywords: Vigil, Jerusalem Typikon, Solovki, Vyg community, monastic liturgy, Old Believers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.