УДК 264.16:246.8
А.В. Дементьев
СИСТЕМА РОСПЕВОВ В БОГОСЛУЖЕБНОМ УСТАВЕ ВЫГО-ЛЕКСИНСКОГО СТАРООБРЯДЧЕСКОГО ОБЩЕЖИТЕЛЬСТВА
В статье систематизируются указания на древнерусские певческие стили, присутствующие в богослужебном уставе Выго-Лексинского общежителъства. Данные указания соотнесены со степенями торжественности праздников в том же уставе, что позволило выявить существование особой системы роспевов.
Ключевые слова: богослужебный устав, система роспевов, древнерусские певческие стили, степени торжественности праздников, Выго-Лексинское общежительство, знаменный роспев.
The article systematizes instructions on ancient-Russian singing styles that are present in the typikon of Vygo-Leksinsky coenoby. These instructions are interrelated with holidays solemnity degrees in the same typikon which allowed to find out the existence of a special chant system.
Keywords: typikon, chant system, ancient-Russian singing styles, holidays solemnity degrees, Vygo-Leks insky coenoby, plain chant.
Изучение богослужебного устава Выго-Лексинского старообрядческого общежительства позволило выявить существующую в нём собственную систему торжественности праздников [2], что даёт основание сделать следующий шаг и начать рассмотрение частных особенностей выговской богослужебной практики. Одной из таких чрезвычайно важных и основополагающих сторон богослужения, регламентируемых выговским Уставом, является порядок употребления различных роспевов1. Обилие регулярно встречающихся указаний на эти особенности сразу подводит любого исследователя к мысли, что здесь должна присутствовать некая закономерность. К такому предположению подталкивает и тот факт, что сама возможность произвола и случайности в определении того или иного
1 Термин «роспев» мы будем употреблять для обозначения самостоятельного древнерусского певческого стиля (знаменный, путевой, демественный роспев и т. д.), а термин «распев» - для описания мелодии попевок или знаков. Такое различение в написании слов роспев/распев используется в работах некоторых современных музыковедов-медиевистов (см., напр.: Григорьева (Перелешина) В. Ю. Методы работы с источниками с целью составления кокизника знаменного роспева на примере попевки «колесо» // Вестник ПСТГУ. V: 1(4). М., 2011), хотя в Орфографическом словаре русского языка (М., 1990. С. 293) дается только один вариант написания: «распев».
75
порядка совершения служб в подавляющем большинстве случаев для православного богослужения не характерна. Таким образом, правомерно поставить вопрос: существует ли в выговском Уставе собственная система употребления различных роспевов и какова она?
Указания на роспевы являются одним из средств выделения степени торжественности праздников. Поэтому представляется правильным сделать попытку рассмотреть совокупность указаний на роспевы как систему, входящую в более общее образование, - систему торжественности праздников. Другими словами, система роспевов может рассматриваться как подсистема системы торжественности праздников. Исходя из этого необходимо выявить все имеющиеся указания на роспевы и распределить их по степеням торжественности, что позволить создать общую картину и определить степень её полноты.
Как становится ясным из рассмотрения источников выговского Устава, существующую в нём систему роспевов необходимо рассматривать, учитывая каждый раз время и место составления того или иного конкретного источника, поскольку указания могли со временем дополняться или адаптироваться к условиям той или иной «ограды», скита или часовни. В статье, посвящённой предварительному обзору и классификации источников богослужебного устава Выго-Лексинского общежительства [1], нами было рассмотрено два основных источника, которые как позволяют выделить собственную систему торжественности праздников, так и содержат указания на роспевы. Это «Типик, сиречь устав церковный обители святаго Богоявления... иже на Выгу реце» [3] и рукопись РГБ, ф. 17, № 725. Рассмотрение этих источников должно составить основу в исследовании вопроса о системе роспевов. В первом случае указания будут характеризовать порядок употребления роспевов в главной соборной часовне мужской части общежительства на этапе наиболее высокого уровня певческого мастерства выговцев. Во втором случае система роспевов будет описана применительно к порядку богослужений в больничной часовне на Лексе. Также необходимо привлечь указания триодной части выговского Устава, что позволит рассмотреть и праздники подвижного годового круга. По времени создания источников и сфере их применения эти сведения допустимо соотнести с указаниями Типика. Таким образом, необходимо рассмотреть 3 варианта системы роспевов.
Начать наш анализ уместно с рукописи РГБ, ф. 17, № 725 (далее РГБ 17-725), предлагающей наиболее целостную картину в силу наличия в ней обобщающего раздела под названием «Устав общий на все праздники». Если обратиться к системе торжественности праздников в РГБ 17-725 (см. табл. II в нашей статье [2, с. 34-36]), становится ясно, что не все выделенные нами группы праздников содержат указания на роспевы. Поэтому уместно сразу же ограничить число рассматриваемых групп. Так, по признаку употребления роспевов праздники 3 и 4 группы таблицы уместно объединить в одну группу, так как различия в их указаниях касаются только порядка возжигания свеч и употребления различных пелен («уборов»). 6 группу таблицы, выделенную нами
76
лишь на основании наличия указаний петь входящие в нее службы «якоже Сергию сентября 25», можно рассматривать вместе с 5 группой, так как никаких различий в употреблении роспевов в них нет. Праздники 7 группы не имеют указаний, отличающих их от праздников 5 и 6 групп, поэтому мы вынуждены не рассматривать её отдельно. 9 группа, объединяющая памяти полиелейных святых, в силу краткости указаний также не содержит интересующих нас сведений. Раздел таблицы «особые случаи» мы не рассматриваем вовсе, так как в нём не содержится никаких данных о роспевах. Таким образом, остаётся 6 групп праздников, которые можно представить в виде табл. I:
Таблица I
Группы праздников в РГБ 17-725 по признаку различия в употреблении роспевов
№ Характеристика праздников Входящие в группу праздники
1. Главные храмовые и некоторые избранные двунадесятые Воздвижение, Знамение Пресвятой Богородицы, Богоявление, Успение Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Пятидесятница.
2. Память свт. Николая и не вошедшие в 1 группу двунадесятые Рождество Богородицы, Введение, Сретение, Благовещение, Вход Господень во Иерусалим, Великая Суббота, Вознесение, Преображение, свт. Николая.
3. «Малые» храмовые, некоторые великие, некоторые особо почитаемые Прп. Зосимы и Савватия Соловецких 8 августа, прп. Савватия Соловецкого 27 сентября, прп. Зосимы Соловецкого 17 апреля, в 1-е и 3-е воскресенье Великого Поста, св. Алексия человека Божия (5-е воскресенье Великого поста), Рождество Иоанна Предтечи 24 июня, свв. апп. Петра и Павла 29 июня; архангела Михаила 8 ноября, блж. Иоанна Устюжского 29 мая, прп. Александра Свирского 30 августа.
4. Некоторые особо почитаемые Св. ап. Иоанна Богослова 26 сентября и 8 мая, св. прор. Илии 20 июля, Всемилостивого Спаса 1 августа, Усекновение главы Иоанна Предтечи 29 августа, Покров Пресвятой Богородицы 1 октября, отцам в неделю перед 20 июля, всем российским чудотворцам в неделю после 20 июля, преп. Сергию Радонежскому 25 сентября и подобные службы, имеющие указание петь «якоже Сергию сентября 25»: 1, 5, 26 октября, 5 июля, 7 мая.
5. Службы с литией без возвахов 24 сентября, 23 ноября, 5 декабря, 17, 20 января, 11 февраля, 3, 20, 23 мая, 28 июля.
Как видно из таблицы, устав РГБ 17-725 содержит указания только для праздников самых высоких степеней торжественности, которые как минимум содержат стихиры на литии. Порядок пения в рядовые дни в нём не оговаривается.
77
Сравнительно с «Уставом общим» месяцеслов содержит более подробные указания для конкретных случаев. Особой оговорки требуют только указания на день памяти свт. Николая 9 мая: месяцеслов относит её к третьей группе (счёт групп согласно табл. I, служить «якоже и Саватию Соловецкому 27 сентября»), тогда как «Устав общий» - ко второй, так же как и в случае с памятью 6 декабря.
Сведения о роспевах, употребляемых в каждой из выделенной нами групп, можно представить в виде табл. II. При её составлении сначала были внесены указания из общих глав. Затем эти указания были дополнены сведениями, содержащимися в месяцеслове. Нумерация в столбцах соответствует порядку групп праздников, выделенных нами в таблице VII. При отсутствии указаний соответствующие ячейки таблицы не заполняются. В список составляющих богослужение разделов мы включали только те, об исполнении которых есть какие-либо данные в источнике.
При систематизации не было сделано разграничения между стихирами, поющимися на «славу» и на «и ныне». Основанием для этого послужили следующие соображения. На богородичные праздники «славниками» выговский Устав называет песнопения, которые поются на «и ныне», поэтому такое объединение будет корректным. В случаях же, когда полагается собственно славник петь по знамени, не встречается ни одного указания петь богородичен на глас. Таким образом, нужно предположить существование правила, согласно которому если по знамени поётся славник, то так же должен петься и богородичен на «и ныне».
Дополнительно, в первой строке таблицы мы также приводим используемые в самом уставе РГБ 17-725 обозначения различных групп праздников. Такие обозначения позволяли уставщику легко определить, по какой схеме должно совершаться богослужение. 1
Система роспевов в РГБ 17-725
Таблица II
номер группы праздников согласно Таблице I 1. 2. 3. 4. 5.
обозначение типа праздника в РГБ 17-725 gffNOlfINOe *ил кол gfCHOlJINOf. gc'fCjJHA / ллдлдл. в«еГ О кол го о /н4- г-г МН я ЛѴ Н БО. Ее* гг глн. Возвл гг чн.
мал. вечерня Стихиры на «Господи, воззвах» на малой вечерне / НА ГЛЛГі [малая вечерня не служится]1
Славник на «Господи, воззвах» ПО / ЗНДМЖН
Стихиры на стиховне по / ЗНДМЖН
1 В квадратные скобки заключены сведения, не являющиеся цитатой из источника.
78
Продолжение табл II
ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ Возвахи поют читают
Стихиры на «Господи, воззвах» на великой вечерне / по зндменн НД ГЛЛГі
Славник на «Господи, воззвах» по / Зндменн нд ГЛЛГі
«Свете тихий» Л 1 Огмнглд: большое мл .
Стихиры на литии по 7 2 ЗНАМШп / НД ГЛАШ [лития есть]
Славник на литии
Стихиры на стиховне ' 3 по зндмтн / нд глдсті
Славник на стиховне по / Знлменн / нд ГЛДГ
Тропарь по «Ныне отпущаеши» НА ГЛД (Ч>
УТРЕНЯ Тропарь на «Бог Господь» нд глдгл
Кафизмы orf понт** поют едину (первую4) про ОДИ'б егд/ьн
Седален по кафизме / НД ГЛДГТІ
Величание Б^ЛНЧД 0ЛД Л rjv Н Л '7'- Т-Ъ Дллн тр л 'Г* Сжы л 'T- ПО Окы
«Всяко дыхание» *77 О л ДСЛЛ6 ко Н of * ТО f / 4/ ■*€ нененлнкд. Ноне ко . ^ Л О ^ п^ н деме ко Н0Г|С Т7 делле .
По 50 пс. «Молитв ради» путь рядовое
Стихира по 50 псалме по / Зндменн
Исполнение канона носят на месте
Кондак по 6 песни поют
«Достойно есть» или задостойник по каноне путь
1 у «У
На Знамение и Богоявление. На остальные праздники этой группы ш^о ко (указание в общей главе).
2 На Воздвижение г гтры по^нл д про нагла .
3 На Воздвижение нд по\
4 Указание под 26 сентября.
5 На Знамение и Богоявление.
79
Окончание табл II
Светилен / ПО ЗНДМСНН
Псалмы хвалитные поют
Стихиры на хвалитех / ПО ЗНДМЕНН НД ГЛДГІ
Славник на хвалитех по Зндлденн / нд ГЛЛС*І
молебен и обедница Тропарь на Бог Господь на молебне пред часами НД ГЛДГІ
Исполнение канона на 6 носят на месте1
«Единородный Сын» на часах большое 5 глас, г 2
Блаженна на обеднице / НД ГЛДГі носят на месте
«Слава Тебе Господи» пред Евангелием демеством
«Достойно есть» или задостойник г» ^рь гтн. й3 O’ ко . 6 гласа
Как видно из таблицы, праздники 1 группы отличаются использованием максимально торжественных песнопений, которые характеризуются высокой распевностью и сложностью в исполнении. Применяются все возможные виды роспевов: демественный, большой знаменный, путевой, знаменный, пение на глас. Среди песнопений встречаются аненайки, используются так называемые осмогласники («Свете тихии осмогласник»). Все стихиры поются только по знамени (в том числе и на малой вечерне, как это можно заключить из сравнения со 2 группой). Характерной особенностью, присущей в РГБ 17-725 только праздникам 1 группы, является пение на утрени двух кафизм.
Как следует из анализа указаний устава, внутри праздников 1 группы наблюдается определённая градация. Так, «Свете тихии» (или «выход») «осмогласник» поётся только на три наиболее значимых праздника: Знамение, Богоявление и Рождество Христово. На Воздвижение же, Успение и Пятидесятницу поётся «Свете тихии» большое. Воздвижение, хотя на него встречаются ссылки как на «службу-подобен» наравне со Знамением (см. в месяцеслове под 15 августа), имеет ряд особенностей, которые приближают его ко 2 группе: на литии «3 стихеры по знамени, а прочие на глас», стихиры на стиховне «на подобен», величание «обычное» (см. указания под 14 сентября). 1
1 Под 17, 20 июля, 1 августа указано Д\олТ сты (пророк*) нд 7 . Кдно^ «о'га!
2 Указание под 8 сентября.
3 «Достойно есть» кол и ^рь стн на обеднице обозначают один и тот же роспев, что видно из указаний на праздники Знамения и Богоявления, которые по торжественности полностью подобны друг другу.
80
2 группу от 1 отличает более умеренное употребление торжественных видов роспевов для исполнения таких ключевых песнопений, как «Свете тихии», величание, «Всяко дыхание», «Единородный Сын». На утрени поются не 2 кафизмы, а 1 (вторая читается). На литии все стихиры начинают петься на глас. При этом, как видно из сравнения с 4 группой, у пения стихир на литии нет такого промежуточного варианта исполнения, когда сами стихиры поются на глас, а славник - по знамени, как это мы видим у стихир на «Господи, воззвах», на стиховне и на хвалитех. Эта особенность ставит стихиры на литии особняком среди прочих. Особенностями, объединяющими праздники только 1 и 2 групп, являются пение на утрени кондака по 6 песни по знамени и «Достойно есть» после канона путевым роспевом.
3 группа по видам употребляемых роспевов очень близка ко 2 группе. Главное отличие состоит в том, что вечерня и утреня служатся отдельно, а не в составе всенощного бдения. Не упоминается о более торжественном пении кондака по 6 песни и «Достойно есть» на утрени.
Начиная с 4 группы из стихир по знамени поются только славники, «Свете тихии» на вечерне поётся «малое», кафизмы на утрене не поются. Каноны на утрени, на молебне и блаженны на обеднице больше не «носятся», а «чтутся на месте». «Достойно есть» на обеднице начинает петься 6 гласа, а не «большое».
5 группа отличается чтением «возвахов», а также пением на глас славников.
Как видно из таблицы II, в каждой группе оговорен способ исполнения не всех песнопений, а только отдельных, наиболее характеризующих службы этой группы. Но мы можем попытаться восстановить эти «недостающие» указания, сопоставив порядок служб с учётом наличия среди них иерархии в степенях торжественности. Очевидно, что в общем случае существует прямая зависимость: чем торжественнее служба, тем более торжественные и сложные используются роспевы. Также приходится допустить, что появление указания петь какое-либо песнопение менее торжественно означает, что на предыдущей степени торжественности по умолчанию оно пелось более торжественно. Сделав такие предположения, можно составить реконструированный порядок употребления роспевов и представить его в виде табл. III.
Таблица III
Реконструкция системы роспсвов в РГБ 17-725
номер группы праздников согласно Таблице I 1. 2. 3. 4. 5.
обозначение типа праздника в РГБ 17-725 gffNOijiHoe *ил кол gffHOlflNOf. ge'KjiHA / ЛЛДЛДА. к«Г гѵ кол го ь __ /> тг глн Л /Ъ Н БО. гг JJPK ГЛН. *ХГ гг Б03БД чн.
мал. вечерня Стихиры на «Господи, воззвах» на малой вечерне по ' 1 Знлменн1 / НД ГЛДС*І [малая вечерня не служится]
1 Исходя из предписаний максимально торжественно исполнять песнопения на праздники 1 группы.
81
Продолжение табл. Ill
Славник на «Господи, воззвах» по / ЗНАМЕНИ по ЗНАМЕНИ [малая вечерня не служится]
Стихиры на стиховне по ЗНАМЕНИ
ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ Возвахи поют1 читают
Стихиры на «Господи, воззвах» на великой вечерне / ПО ЗНАМЕНИ НА ГЛАСИ2
Славник на «Господи, воззвах» ПО ЗНАМЕНИ НА ГЛАСИ
«Свете тихий» л Осмнглл: большое О МД .
Стихиры на литии по ЗНАМЕНИ НА ГЛАСИ [лития есть]
Славник на литии
Стихиры на стиховне / ПО ЗНАМЕНИ ' 3 НА ГЛАСИ
Славник на стиховне ПО / ЗНАМЕНИ / НА ГЛАСИ
Тропарь по «Ныне отпущаеши» НА ГЛАСИ
УТРЕНЯ Тропарь на «Бог Г осподь» НА ГЛАСИ
Кафизмы Окі ПОНТ** поют едину (первую) Л \_ гч \ про ОДНИ СТЛ/ВН
Седален по кафизме НА ГЛАСИ читают4
Величание Вмнчл 0ЛЛ Л rjv Н ни Дллн пу овы [чтения Евангелия нет5]
«Всяко дыхание» Т -Т7 О А ЕМЕ ВО 1, А* ' Н то с / U АЛ. НЕНЕН ДИКА. I, ^ ^ fiOHE ВО . ГГ Л *7*7 О пу Н ДЕМЕ ВО Коне деме . обычное6
По 50 пс. «Молитв ради» путь рядовое
1 Согласно поморскому певческому Обиходу, есть только один способ певческого исполнения возвахов. Поэтому устав может предписывать только либо их пение, либо чтение.
2 Поскольку в 6 группе славник поётся на глас, стихиры петься по знамени не могут.
3 Подобно стихирам на «Господи воззвах».
4 Поскольку не указано петь.
5 Судя по степени торжественности службы.
6 Поскольку не указано петь особым роспевом.
82
Окончание табл. Ill
УТРЕНЯ Стихира по 50 псалме / ПО ЗНДМСНН
Исполнение канона носят на месте
Кондак по 6 песни поют читают1
«Достойно есть» или задостойник по каноне путь
Светилен ПО ЗНАШНН читают2
Псалмы хвалитные поют
Стихиры на хвалитех ПО ЗНАШНН НД ГЛДГ1^
Славник на хвалитех по ЗНДМЖН4 / НД ГЛДГ*І
молебен и обедница Тропарь на Бог Г осподь на молебне пред часами НА ГЛДГТІ
Исполнение канона на 6 носят на месте [молебна нет5]
«Единородный Сын» на часах большое 5 глас, (fc •
Блаженна на обеднице / НД ГЛЛС*І носят на месте
«Слава Тебе Господи» пред Евангелием демеством
«Достойно есть» или задостойник Ijfk ГТН. (БО) 6 гласа
Некоторые клетки таблицы оставлены незаполненными в силу того, что у нас иногда имеется слишком мало данных для высказывания предположений о вероятном способе исполнения некоторых песнопений. Так, затруднительно делать предположения о порядке пения или чтения тропарей по «Ныне отпущаеши», на «Бог Господь» на утрене и на молебне и в некоторых других случаях.
Как видно из полученной таблицы, распределение различных вариантов роспевов по группам не ограничено достаточно жёсткими рамками. Часто один вариант исполнения песнопения может объединять две, три, а то и четыре группы праздников. Объяснить такое явление достаточно просто: разные песнопения имеют неодинаковое количество вариантов их исполнения, что не позволяет одновременно изменять способ их исполнения по мере уменьшения степени торжественности праздника. В то же время ни в одном случае не нарушается главный принцип отображения степеней торжественности праздников: по мере уменьшения степени торжественности уменьшается и степень распевности исполнения песнопений. 1
1 Поскольку не указано петь.
2 Поскольку не указано петь.
3 Исходя из предположения, что порядок пения стихир на хвалитех должен соответствовать порядку пения стихир на «Господи воззвах» и на стиховне.
4 Так же.
5 Поскольку для предыдущей степени оговаривается его наличие.
83
Несмотря на указанную относительную «размытость» границ праздников, нельзя не заметить и довольно ясно видимую общность отдельных групп. Так, 1 группа выделяется стремлением к максимально распевному исполнению песнопений, для которых часто предусмотрены особые варианты роспевов, присущих только ей («Свете тихии» осмогласник, величание и «Молитв ради» путевое, и др.). Много общего имеют между собой 2 и 3 группы (способ исполнения «Свете тихии», пение стихир на литии на глас, способ исполнения песнопения «Всяко дыхание», и др.). 4 и 5 группы объединены способом исполнения стихир, кафизм, хвалитных псалмов. Причём, если 1 группа во многом пересекается со 2 и 3, то 4 и 5 представляют собой достаточно чётко ограниченный блок. Поэтому в целом можно сказать, что все праздники, описываемые уставом РГБ 17-725, условно можно разделить на две основные части, которые можно было бы назвать праздниками великими и праздниками почитаемыми.
Рассмотрим теперь систему роспевов в выговском «Типике, сиречь уставе церковном обители святаго Богоявления... иже на Выгу реце». Из системы торжественности праздников в Типике (см. табл. V в нашей статье [2, с. 43-47]), где мы выделили 13 различных степеней торжественности. При сопоставлении этих групп по признаку употребления различных роспевов уместно объединить 3 и 4 группу, 9 и 10 группу (их отличает только вид звона), а также 12 и 13 \ Таким образом, мы имеем 10 групп праздников, представленных в табл. IV. 1
Таблица IV
Группы праздников в Типике по признаку различия в употреблении роспевов
Характеристика праздников Входящие в группу праздники
1. Главные храмовые праздники Рождество Христово 25 декабря, Богоявление 6 января, Успение 15 августа.
2. Храмовые, некоторые двунадесятые и великие праздники Рождество Пресвятой Богородицы 8 сентября, прп. Савватия Соловецкого 27 сентября, свт. Николая2 6 декабря и 9 мая, Благовещение 25 марта, прп. Зосимы Соловецкого 17 апреля, Рождество Иоанна Предтечи 24 июня, прп. Зосимы и Савватия Соловецких 8 августа. Воздвижение 14 сентября, Введение 21 ноября, Сретение 2 февраля, Преображение 6 августа. Свв. ап. Петра и Павла 29 июня.
1 12 и 13 группы имеют общность по признаку употребления роспевов, что выявлено нами на основании сопоставления указаний общих глав Типика для вседневной службы [4. Л. 14-18] и указаний для шестиричных служб в месяцеслове.
2 Служба на память свт. Николая 6 декабря имеет ряд особенностей, которые характерны для первой группы праздников. В этот день по знамени поют стихиры на стиховне, на глас поют тропари на «Бог Господь на утрене и на молебне», седальны по кафизме, тропари на блаженнах, поют обе кафизмы (указание также под 9 мая), «Единородный
Сын» понт** коль.
84
3. Дни храмовых праздников1 на Лексе и воскресные дни Св. ап. Иоанна Богослова 26 сентября и 8 мая, св. пророка Илии 20 июля, св. Иоанна Предтечи 29 августа.
4. Дни памяти особо почитаемых святых и икон Божией Матери 25 сентября2, 5 октября, 30 ноября, 21 декабря, 12 февраля, 21 мая, 9, 23 июня, 5, 8, 30 июля, 1, 26, 30 августа.
5. Дни памяти почитаемых святых и икон Божией Матери 1, 22, 26 октября, 6, 8, 13, 27 ноября, 23 декабря, 12, 30 января, 20, 23 апреля, 7 мая, 26 июня, 10 июля, 1 и 16 августа. К этому же чину относится 14 января и 23 августа (отдание главных храмовых праздников).
6. Избранные «трезвонные» святые 24 сентября, 5 декабря, 1, 17, 20 января, 11 февраля, 3, 20, 23 мая, 28 июля.
7. Полиелейные святые, имеющие «трезвон без болынаго» 19, 30 сентября, 7, 19, 21, 23, 28, 29 октября, 11, 21, 24 ноября, 3, 9, 13, 15 декабря, 10, 11, 12, 25, 28, 31 января, 4, 24 февраля, 2, 9, 11, 17, 31 марта, 1, 26, 30 апреля, 1, 2, 14, 15, 16, 19, 24, 25, 26, 28, 29 мая, 1, 8, 25, 29, 30 июня, 2, 3, 5, 15, 24, 25, 27 июля, 2, 13, 21, 24, 27, 31 августа.
8. Дни отдания двунадесятых праздников3, а также 23 сентября и 14 ноября 12, 21 сентября, 25 ноября, 31 декабря, 9 февраля, 13 августа. 23 сентября и 14 ноября.
9. Предпразднство Рождества Христова и Богоявления4 20-24 декабря, 2-5 января.
10. Дни памяти «шестеричных» святых, дни попразднства двунадесятых праздников, службы «без знака» Большое число дней в году.
В сравнении с рассмотренным выше уставом РГБ 17-725, указания Типика обнимают уже весь круг праздников неподвижного круга и содержат в два раза большее число степеней торжественности, включая и наименее торжественные. За рамками источника остаются лишь праздники подвижного богослужебного круга. Отметим также, что в Типике даются также особые указания на некоторые 1 2 3 4
1 По сообщению Ивана Филиппова, к 1731 г. на Лексе была построена новая часовня «во имя Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста, и Одигитриа Богородицы, и Предтечи Иоанна, и Иоанна Богослова, и пророка Илии, и к часовни трапезу велию и к трапезе присовокупиша со обоих стран пределы» (Филиппов Иван. История Выговской старообрядческой пустыни издана по рукописи Ивана Филипова с соблюдением его правописания, одиннадцатью портретами знаменитых старообрядцев и двумя видами Выговских мужского и женского общежительных монастырей. Москва, 2005. С. 179, 209).
2 Указания на 25 сентября (память при. Сергия Радонежского) отличаются особенной полнотой, поэтому могут быть приняты за образцовые.
3 Кроме отдания храмовых праздников и отдания Благовещения 26 марта, выпадающего на Великий пост.
4 Группу, образуемую славословными службами на Зачатие св. Иоанна Предтечи 23 сентября и ап. Филиппа 14 ноября (начало Рождественского поста), мы не включаем в этот список, т.к. от предыдущей группы праздников её отличает только вид звона.
85
службы, которые нельзя отнести к той или иной группе. Это часы царские (под 24 декабря), некоторые особенности служб на Рождество и Богоявление, Происхождение честнаго Креста 1 августа. Также указания на роспевы имеются при описании панихид по выговским киновиархам.
При переходе к изложению системы роспевов в Типике, представляется необходимым сделать одно предварительное замечание. При сведении данных по какой-либо из групп праздников часто приходится сталкиваться с исключениями. В этом случае задачей исследователя является не оставлять без внимания такие случаи, чтобы не сделать общую картину искусственно созданной. В то же время для некоторых дней указания на вид роспева того или иного песнопения могут вообще отсутствовать, что оставляет возможность для различных интерпретаций в отношении вопроса о том, каков же должен быть роспев в данных случаях. В такой ситуации мы считаем возможным опираться на один из фундаментальных принципов, присущих как богослужебному уставу, так и всей древнерусской культуре в целом - принцип подобия. Иными словами, мы допускаем предположение, что если не имеется специальных указаний, то порядок совершения богослужения в своих частностях соответствует другим подобным службам.
Особой оговорки требуют указания о пении славников. Ни разу в Типике не встречается указания петь «славу» святому по знамени и в то же время богородичен на «и ныне» на глас. Во всех случаях, когда есть указание петь «славу» по знамени, для «и ныне» может даваться только указание на то, какой именно богородичен должен петься. В ряде случаев (например, 23 и 24 июня1), когда в Минее наряду имеются как славники, так и особые богородичны, Типик делает специальную оговорку: «славники, и ныне, - все поют по знамени». Для случая воскресной службы славник нигде не упоминается, поэтому необходимость пения его по знамени или на глас Типиком не рассматривается. Кроме того, в случае с господскими и богородичными праздниками термин «славник» может обозначать песнопение, которое поётся собственно на «и ныне», а не на «слава», как это уже было нами отмечено выше перед рассмотрением устава РГБ 17-725. Всё это, на наш взгляд, позволяет сделать вывод, что указание петь славник по знамени всегда обозначает и пение по знамени богородична, если он положен.
Ещё одно обобщение касается указаний о пении стихир на глас и на подобен. Мы не стали фиксировать эти особенности, так как они определяются только заданной структурой стихиры. Применительно к системе роспевов пение на подобен или на глас равнозначно по степени торжественности. Поэтому во всех случаях, когда Типик предписывает петь стихиры на подобен, в таблицу для
удобства отображения занесена формула на глдгъ.
С учётом этих замечаний систему роспевов согласно Типику можно представить в виде табл. V. Вертикальные столбцы в данной таблице соответст-
1 В этот день присутствует указание петь на хвалитех как славник Предтечи, так и богородичен «Богородице Ты еси лоза», что ещё более подтверждает нашу мысль.
86
вуют группам праздников согласно табл. IV. В самом выговском Типике для обозначения различных групп праздников используются определённые устойчивые характеристики службы, с помощью которых уставщик легко может сразу же определить, по какой схеме должно совершаться богослужение. Эти характеристики мы внесли в первую строку таблицы.
В некоторых случаях в табл. V внесены указания об исполнении канонов и песнопений с участием канонарха, поскольку его действия во многом обусловливают и вид употребляемых роспевов. В связи с этим необходимо пояснить, что выговский Устав понимает под такими выражениями, как «канон носят», «тропарь носят». В главе Типика «О молебне и часех» [4. Л. 12 об.] для случая служения в воскресный день так описывается порядок действия канонарха при исполнении тропарей на «Бог Господь»: «тропари говорит конархист говором, а концы поют на глас». Исполнение канона описывается следующим образом: «каноны конархист носит. По ирмосе запоют запев канона поскоро. А конархист, став посреде на запад лицем, и поклонится первому лику в пояс, говорит стихи говором, на оба лика переменяя. Запевы на крылосех поют поскоро пережидался. Ирмосы и катавасии поют оба лика вкупе». Таким образом, переходя от одного клироса к другому, канонарх поочерёдно возглашает отдельные строки песнопений, лики же (клироса) пропевают возглашённые строки.
Отдельно остановимся на терминологии. В указаниях служб 5 группы
особо отмечается, что вечерня в эти дни служится солшідж. Как видно из
указаний на роспевы, особенностью этой вечерни служит пение возвахов, тогда
как начиная с 6 группы возвахи читаются. На основании этого мы делаем вывод,
что именно пение возвахов является определяющей чертой «большой» вечерни.
Таким образом, в Типике можно насчитать 4 вида вечерни:
/ / / / ./ ..
• бече^на, предваряющая Большое шноціное сддшіе;
/ / ///./„
• мдлда бече^на, предваряющая Большое или мдлое шиоцшое сддшіе;
/ /
• большая бече^на;
/
• БЕНИНА.
Таким образом, г^еднаа бече^на, являясь разновидностью предваряющей всенощное бдение мдлон бече^нн, главным образом характеризуется пением «Свете тихии» 6-го гласа, а не «малого». Колшідж бече|інж, являясь разновидностью обычной входящей в суточный круг бече^нн, характеризуется
пением, а не чтением возвахов. Отличия большого и мдлого всенощного бдения
также заключаются в разной степени торжественности пения: поются ли по знамени или на глас стихиры, «большое» или «малое» поётся «Свете тихии», «Достойно есть» и другие песнопения.
87
Система роспевов в Типике
Таблица V
номер группы праздников согласно Таблице IV 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
обозначение типа праздника в Типике БЕНИНА / CfEAHAA, / БСЕНОфНОЕ кд^ніе Большое БЕЧЕрНА МДЛДА, / шноцшое кд^ніе Большое БЕЧЕрНА МДЛДА, / шноцшое Б^ніе меньшее (малое) / Т^ЗБОН^ ч БО БСА, / ПОНТ»Ь С»Ь ЛНТІЕН, ЕрЛТІА / СТОАТ'А / ч БЕЧЕрНН БСН л ■»/ Н OlJTpEHH АО £ѴЛЛ1А Т (ІЕЗБ0Н'А ч БО БСА, БЕНИНА / < КОЛЫША С ЛНТІЕН Н БОЗБД^Н / ПОНТ'Ь Т (ІЕЗБ0Н'А ч БО БСА, п .У ЛНТІЕН, БОЗБД^Н ГОБОрОМ'А Т (ІЕЗБ0Н'А КЕЗ'А БОЛ ЬШЛ ГО waan'ie HfEAnfA^. ЗБ OH'S ШЕСТЕРИЧНЫЙ или зБ0Н,ь простои
МАЛАЯ или средняя ВЕЧЕРНЯ Возвахи / ПОМТ'Ь ГОБОрНТ»Ь ^дломірнк^ 0^ НДЛОА просто [средняя или малая вечерня не поётся]
Стихиры на «Г осподи, воззвах» по ЗНАМЕНИ ид гллс»ь
Славник на «Г осподи, воззвах» ПО ЗНАМЕНИ
«Свете тихий» 6 гласа1 БЫДОА'Ь мдлон2 ^дломірнк^ СТЛБ'А 9)j
1 Указание под 15 августа.
2 * у
Уточнение малой под 17 апреля и 8 августа.
88
/ г* НДЛОА ГЛСТ'Ь
Стихиры на стиховне ПО ЗНДМ6НН1 нд глдг»ь
Славник на стиховне по зндлленн
ВЕЧЕРНЯ Возвахи / ПОНТ'Ь ГОБО|)ОЛЛ'А читаются
Стихиры на «Г осподи, воззвах» по ЗНДМ6НН по ЗНДМ6НН нд глдг»ь2 нд глдг»ь
Славник на «Г осподи, воззвах» ж fO^fiO КОЛЬ (коль fomrtbib? Л О ОСМОГЛД) по зндлленн нд глдгь
«Свете тихий» КОЛЬ л О ОСМОГЛД кольшое3 ллдлон БЫ^ОАД н^сть (гоьорлл^4)
Прокимен *іГ OKbPf. Д Б'А TjlCTIC Аеллктбо (или: боль jorn't ) [в неделю] ЛЛДЛОН рп^вд. Д ПАТЫН
1 8 сентября, 6 декабря, 17 апреля - нд с^оа'Е 2 февраля - по кршогомч.
2 В неделю воскресные стихиры конддонстч конддомт'ь по крлоголл^ поют их по 3НАМШН; святым кондданстч конд^аетъ гл^бдго крлор поют их нд глдг'ь.
3 Под 26 сентября: «6 гласа».
4 Указание под 9 февраля, 1 июля.
5 6 января, 9 мая, 17 апреля, 2 февраля, 6 и 15 августа.
89
Бгеглд пЙгбБОН
Стихиры на литии по / Зндменн CTH^fM П(ідз. П^БЫ ПО Зндлмнн Д nfOf. нд глмч НД ГЛДГ'Й2 / нд глдгь [литии нет]
Славник на литии / ПО ЗНДМ6НН нд глдгч3
Стихиры на стиховне ' 4 ПО ЗНДМ6НН4 НД ГЛДГй5 / НД ГЛДГ'Ь
Славник на стиховне ПО ЗНДМЕНН НД ГЛДГ*І
Тропарь по «Ныне отпущаеши» все по зндмбнн гг ГОБО^А ПО / л* „ KfbMOfO, д N КОНЦЫ НД глд читается
УТР ЕНЯ На утрене на «Бог Г осподь» тропари / нд глдг»ь / ГОБО^ОЛЛ'А Ч / / читается, КОНЦЫ ПОНТ*Ь НД ГЛДГЬ
Кафизмы / ПОМТ'Ь 6'в* обе читаются (гобо^олѵь)
1 17 апреля, 9 мая, 24 июня, 8 августа первая стихира по знамени не поётся.
2 В воскресные дни стихиры храму по зндменн клнддодньа? аморреевы кондданстч конддодет^ поют их нд гддгь.
3 Согласно указанию 20 мая: мдвннкн гт. пож™ нд гла бж.
4 ^ Л О* л<
21 ноября стиховна на поло. ()л. н знд.
5 В воскресные дни конлданст1* конд^дет^.і-я стихира по зндменн? остальные нд гддгч.
90
УТРЕНЯ Седальны по кафизме / / понт*ь нд глдгь читает / конддешт*ь? ч концы X / понт*ь нд глдгь читаются, ч концы понт*ь нд глде*ь
Величание путевое1 нд / / НДЛОН ГЬ П^ДЗ. нд rjeAH / родовое (О кычное) на сходе, л п^д нд / НДЛОН пог^ед^ / понт*ь по к^ьмогом1^ ПОСлТд,Н1Н ш <x<w£2 [нет чтения Евангелия и связанных с ним песнопений]
Седален по полиелее ПОН нд глд. *77 КОНДОН чтетч нд ^АН, КОНЦЫ поют на клиросе
«Всяко дыхание» ГЧ. коль демегтБО of д, /и кольшон Л of л fO д, д пѴ™ х ч демегтво ^ of КОЛЬ д, / конец'ь /иъ кольшон распев л / ОКЬПНЫН
1 На Введение «величание на сходе обычное, а после путевое». На Благовещение («аще случится в постный день коея недели кроме суботы и недели») и на память свв. ап. Петра и Павла «на сходе рядовое».
2 Указание под 1 августа. 8 ноября (архангела Михаила) особое указание: Емнчдніе ддоднгл^ пе^он ^дпомтч меньшее- Д нд ^д н поединее
/ СУ г1
ПОМТ'Ь коль
3 29 июня понті мллос делдвтво и пѴть _ единственное упоминание о пении «Всякое дыхание» малым демеством.
91
коннуі БОЛЬШОЙ
УТРЕНЯ По 50 псалме «Молитв ради» пѴть / по знлменн
Стихира по 50 псалме пѴть гѵ ИЛИ БОЛЬ fom1? ПО ЗНДМ6НН по / 1 Знлменн1
Исполнение канона канон носата2? катавасия на сходе ЧтѴт^3 нд ндлон ? катавасия на сходе катавасия на сходе катавасия на сходе чтѴт*ь нд / ндлое^і. Катавасия на крылосах4
По 3 песни по ЗНДЛМНН / TOfiOfOM1* читаются, кон^ьі / / ПОИТ'Ь нд глдгь читается
По 6 песни кондак поют по / ■*/ / Зндменн? нкогѵ, чтетч / *х. л КОНДДОНГТЧ ИД tft. Д конеіуь ид к^ьмог£ ПОНТ'А ЗНДМ6ННОН5 читаются, ч кон^ы / / ПОИТ'Ь нд глмч. читаются, кон^ы / понт*ь нд / глдг*ь
1 Указание под 27 ноября.
2 На Благовещение носатч.
3 На воскресной утрени есть указание о том, что каноны чтутся канонархами правого (каноны из Октая) и левого лика (каноны из Минеи).
4 Указание на вседневной утрене [4. Л. 17] и под 1 июля.
5 Указание под 8 сентября.
92
УТРЕНЯ По 9 песни задостойник1 или «Достойно есть» «Д пѴть задостойник ИЛИ Достойно нд ^ /2 €) ГЛДСД- О сычное «Достойно есть» ллддй*
Светилен / по зндменн НОГАТА ПО КрШОГОЛЛЧ3 читается
Псалмы хвалитные ' л понт*ь чтѴт*ь читаются
Стихиры на хвалитех / по зндмени нд глдгь5 / НД ГЛДГй / Л нд глдг»ь. д / КОНДОН (ТЪ конддадет1*6 чтѴт^ нд ндлон7
Славник на хвалитех по зндменн8
Стихиры на стиховне на утрени [не поются] / нд глдсъ
Славник на стиховне на утрене
1 На двунадесятые праздники.
2 8 мая указано петь пѴть.
3 Для воскресного дня указание: кондденгтч чтет*ь.
4 За исключением 29 июня. Также в этот день на хвалитех стихиры поются на подобен, а богородичен «Богородице Ты еси лоза» - еоле.
5 На воскресной утрене указание: конд^нгтч конддодет'ь по к^могом^.
6 Под 2 января указание: нд глдгь. д конддонгчч конддодетч. Qa. Прл^дз- Н нй. Данное указание петь славшие по знамени
достаточно неожиданно. Под 20 декабря имеется краткое указание - (^ы бо бг£ п^дп^дз. помтч.
7 Указание в общей главе (JI. 17 об.) и в месяцеслове под 1 июля: гтылдч rTjiw ^бдлнтныа ыегдд чтйтч нд ндлон д не понтч.
8 На воскресной утрене указание: со. понт^ ыегдд оеѣмнон рпТь'й.
93
По Трисвятом тропарь (после славословия) rOBOjlOM'A КОНДДОНГТ'А / чтет'ь читаются1
МОЛЕБЕН Тропарь на Бог Е осподь на молебне пред часами ПОМТ'Ь нд ГЛА(Ъ ГОБО|)ОМ'А ГОБО^НТ'Ь КОНД^НГТ'А ГОБО|)ОМ'А, Д ч конс^ы ПОМТ'Ь нд глдг»ь [HOfAT'b] ГОБО^НТ'Ь КОНЛ^ШТ'А ГОБО|)ОМ'А, Д ч кон^ы ПОНТ'Ь нд глдг^2
Исполнение канона ПОНТ Ч. НА ГЛА(Ъ НА по К^ШОСОМ’А / HOfAT'b, нд <ход4 канон елині3, / HOfAT'b л / святому 6АНН,Ь канон / молешіт, п(ідз. вАНН'ь КДНОН»Ь. Тропари чтет'ь КОНЛ^НГТ'А НД НДДОН КОНДДОШТЫ КАНОНЫ rOBOfAT'b НД НДЛОА^'Ь. Д НС КОНДДОДНТ»Ь ТІ 4 л ' •• ' ШЛЛОГЫ Н КДТДБДПН ПОНТ»Ь ОКД л нк л бкѴп^
По 3 песни на молебне НА ГЛА(Ъ KOHAffrHГТЫ чтѴт»ь ПОДДАНЫ НА НДЛОА^'Ь ПРОСТО
1 Читаются тропари по «Благо есть».
2 «Якоже писано в воскресной службе». Типик, [4. Л. 18].
-э ч / Ч /
' ПО БГА ПО Д.БД кднонд.
94
По 6 песни на молебне кондак поют по / Зндменн
По 9 песни на молебне задостойник или «Владычице приими» п^ть вместо «Достойно есть» поется «Владычице приими» «Достойно есть» меньшее
ОБЕДНИЦА «Единородный Сын» / помт*ь /и большой / 1 помт*ь
Блаженна на обеднице / / ПОМТ»Ь НА глдгь HOfAT*b по к^млогомъ2 конлдонгті / TOfiOfHT'i нд / НДЛОН ( ЗДП^БМ rOhOfOMI
«Достойно есть» или задостойник Uflb fTH3 ИЛИ А°*Т<ЖНО *»/ /и / £ГТЬ БОЛЬШОМ fO^BO^/l нд yoxt П^ТШОН помтч нд г^од,^ £ ГЛДГЛ ГОБО^АТІ НД / П^БОМІ іуьілогі / ГОБО^ОМ'Ь
1 Указание 17 апреля и 6 августа. 2 февраля: гобо^омч. 6 декабря: пом*™ коль.
2 В воскресенье 1-Й нгн по зндмшн. л пjoh'ia гтн^н [конддонгтч] НОЖТ'Ь ПО KffcMOfOM'K.
3 То есть распетый большим знаменным распевом. Под «стихом» в данном случае понимается текст задостойника. Концы этих «стихов», приведенных в певческом Обиходнике, всегда содержат попевку (мелодический оборот), называющуюся «царский конец». Отсюда и сами задостойники, распетые таким образом, получили название «царь стих».
95
В целом в полученной таблице наблюдается весьма последовательное сохранение принципа уменьшения степени распевности по мере уменьшения степени торжественности дня. Единственным исключением из этого правила оказывается лишь пение концов седальнов и кондака с икосом на утрени вплоть до 10 группы праздников. Но связано это не со степенью торжественности службы, а с тем, что после них всегда полагается уставное чтение.
В системе роспевов согласно Типику обнаруживаются общность между некоторыми группами праздников. Так, в 1 и во 2 группе одинаков порядок пения возвахов, прокимна, стихир на стиховне и на хвалитех, тропаря по «Ныне отпущаеши», величания, седальна по полнел ее, «Молитв ради» по 50 псалме, канона, светильна, песнопения «Достойно есть» или задостойника по 9 песни канона на утрене и на молебне. Для 3 и 4 группы одинаков порядок пения всех стихир.
Ряд особенностей имеют воскресные службы1, входящие в 3 группу: в эти дни по знамени всегда поются первая стихира на «Господи, воззвах», на литии и на стиховне и первый тропарь на блаженнах.
Если попробовать посмотреть на таблицу «по вертикали», то можно заметить очень интересную особенность. Оказывается, что помимо отображения степени торжественности дня важной функцией системы роспевов является также выделение более важных периодов богослужения. Для примера можно обратиться к 1 группе. Мы увидим, что песнопения на малой вечерне поются менее торжественно сравнительно с теми же песнопениями на великой вечерне (славник по знамени/«большой розвод», «Свете тихии» 6 гласа/осмогласник). На молебне канон будет исполняться более торжественно, чем на утрене (носят/поют на глас; сравни указания для 3 группы: «чтут на налои»/носят). Из указаний 2 группы видно, что в рамках великой вечерни стихиры на литии занимают менее важное место, чем стихиры на «Господи, воззвах», на стиховне и на хвалитех. В будний день (10 группа) на утрене стихиры на хвалитех уступают в своей торжественности стихирам на стиховне («чтут на налои»/поют на глас).
В сравнении с уставом РГБ 17-725 система роспевов в Типике имеет как ряд сходных черт, так и различия. 1 группа в РГБ 17-725 вполне соответствует 1 группе в Типике (различие касается лишь имеющегося дополнительного указания о пении демеством «Слава Тебе» перед Евангелием на молебне). 4 группа по своим особенностям совпадает с 4 же, а 5 совпадает с 6. В то же время 2 и 3 группы системы роспевов РГБ 17-725 трудно сопоставить с какими-то конкретными группами в Типике - каждая из них занимает промежуточное положение, причём степень распевности может, как увеличиваться (например, пение кафизмы), так и уменьшаться (например, чтение канона «на месте»). Таким образом, 5 групп системы роспевов РГБ 17-725 нельзя свести к простому сокращению 10 групп системы Типика. При сохранении общего подхода и даже
1 Порядок изложен в особых главах Типика, [4. Л. 1-14].
96
полном сходстве указаний для некоторых групп праздников РГБ 17-725 имеет в своей системе роспевов существенные отличия.
Как и в случае с уставом РГБ 17-725, указания Типика отличаются неполнотой, и для некоторых случаев нет прямых указаний, как петь то или иное песнопение. Но исходя из оговоренных выше общих принципов вполне допустимо сделать ряд предположений. Реконструированную таким образом систему роспевов выговского Типика можно представить в виде табл. VI (см. табл. VI).
Почти во всех случаях не указанный способ исполнения песнопения достаточно легко восстанавливается из контекста, и лишь в случае с молебном и обедницей имеется несколько неясных мест. Налицо очень стройная система, которая не имеет внутренних противоречий в своей структуре. При выборе того или иного роспева максимально использованы все возможные средства древнерусской певческой культуры и в то же время не наблюдается избыточности.
Рассмотрев систему роспевов по общей и месяцесловной части выговского Устава, нельзя оставить также без внимания указания, содержащиеся в его триодной части. По времени своего создания триодная часть соотносится с Типиком и потому может быть рассмотрена как дополняющая его систему роспевов.
В первой известной нам в настоящее время редакции триодной части выговского Устава практически не содержится упоминаний о роспевах. Исключение представляют собой лишь указания на Пасху. Но эта часть устава без изменений была включена во вторую редакцию, в которой мы уже находим указания и для других случаев. Поэтому мы обратимся именно ко второй редакции триодной части, известной по единственному списку РГБ, ф. 98, № 1238. Несколько дополнить эти указания позволяет также рукопись РГБ, ф. 17, №23 (далее РГБ 17-23), в которой имеется устав служб подготовительных к Великому посту недель.
97
Реконструкция системы роспевов в Типике
Таблица VI
номер группы праздников согласно Таблице IV 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
обозначение типа праздника в Типике БЕЧЕрНА / CfEAHAA, / ыеноцтое кд^ніе Большое БЕНИНА МЛАДА, / БСЕНОІJ1HOE КД,ТнІЕ Большое БЕНИНА МАЛ ДА, / БГЕНОірНОЕ каТніе меньшее (малое) / Т^ЗБОН^ БО ч / БСА, ПОНТ'Ь С»Ь / .. ЛНТІЕН, ЕрДТІА СТОАТ'А БЕЧЕрНН ч л ■»/ БСН Н OlJTpEHH АО £ѴЛЛІА Т (ІЕЗБ0Н'А БО ч / БСА, БЕЧЕрНА / < КОЛЫША С ЛНТІЕН Н БОЗБД^Н / ПОНТ»Ь Т (ІЕЗБ0Н'А ч БО БГА, Г'А .У ЛНТІЕН, БОЗБД^Н ГОБОрОМ'А Т (ІЕЗБ0Н'А КЕЗ'А БОЛЬШЕГО WAAH1E nffAnfA3- ЗБ OH'S ШЕСТЕРИЧНЫЙ или зБ0Н,ь простои
МАЛАЯ или средняя ВЕЧЕРНЯ Возвахи / ПОМТ'Ь читают [средняя или малая вечерня не поётся]
Стихиры на «Г осподи, воззвах» по ЗНАМЕНИ НА ГЛЛС»Ь
Славник на «Г осподи, воззвах» ПО ЗНАМЕНИ
«Свете тихий» 6 гласа БЫДОА'Ь МАЛОЙ читают
Стихиры на стиховне ПО ЗНАМЕНИ НА ГЛЛС»Ь
Славник на стиховне ПО ЗНАМЕНИ
98
ВЕЧЕРНЯ Возвахи понт*ь читают
Стихиры на «Г осподи, воззвах» / ПО ЗНАМЕНИ / ПО ЗНАМЕНИ НА ГЛЛГЬ
Славник на «Г осподи, воззвах» f03&0 БОЛЬ ПО ЗНАМЕНИ / 1 НА ГЛАГЬ1
«Свете тихий» КОЛЬ СНМОГЛЛ 6 гласа МАЛОЙ читают
Прокимен Г*! Я / я / „ \ Б ОКЫЧ. А ѢЧ% TfETIE Д6MEfТБО [в неделю] / /и ЧЕТЫРЕЖДЫ МАЛОЙ /Я / jj.un'tb'b. Д патын БГЕГД.Д ПУТЕВОЙ МАЛОЙ fAm'fcfii2
Стихиры на литии / ПО ЗНАМЕНИ ,/ / / / я tТН^Т^Ы П^ДЗ. ПЕ^БМ ПО ЗНАМЕНИ, А П^ОЧ. НА / ГЛАМ / НА ГЛДГ*Ь / НА глдг*ь [литии нет]
Славник на литии / ПО ЗНАМЕНИ
Стихиры на стиховне ПО ЗНАМЕНИ / НА ГЛДГ*Ь НА ГЛДГ*Ь3
Славник на стиховне / ПО ЗНАМЕНИ
Тропарь по «Ныне отпущаеши» N / Б(Е ПО ЗНАМЕНИ гг / м. ГОБО^А ПО ICfKMOfO, Л А ІіОН^и НА ГЛА читается4
1 Для 5 группе по аналогии с пением на глас всех остальных стихир и славников.
2 Так как не указано петь иной.
3 По аналогии с пением стихир на «Господи воззвах».
4 Так как не петь.
99
УТРЕНЯ На утрене на «Бог Г осподь» тропари нд гшч* / TOBOjlOWA X / / читается, кон^ы понт*ь нд глдг»ь
Кафизмы помтч сжй обе читаются
Седальны по кафизме / / ПОМТ*й НД ГЛД № X / / читаются, кон^м понт*ь нд глдг*ь
Величание путевое нд ндлон га п^. нд грд,н / |>ЛДОБО£ (ОБЫЧНОб) на л сходе, nf* нл НДЛОН ПОГ^дТ / ПОНТ'А ПО / KjlbMOfOM'A послТднін нд гдод-і1 все п0 і^ьмогомч2 [нет чтения Евангелия и связанных с ним песнопений]
Седален по полиелее ПОН НД ГЛД. конд^н чтет*ь нд X ffcAH, концы поют на клиросе3
«Всяко дыхание» БОЛЬ Д6ЛЛ6ГТБО 7, /и і*9 с*; * БОЛЬШОЙ fO Д, д коннуь БОЛЬШОЙ /.1 Г*г X ^ ПоТЬ Л, Д.ЕЛШТБО БОЛЬ 7, КОНИКА БОЛЬШОЙ распев обычный
По 50 псалме «Молитв ради» пѴть 7 4 по зндменн4
Стихира по 50 псалме пѴть или коль fom'f ПО ЗНДЛМНН ' 5 НД ГЛМЧГ
1 Для 4 группы по аналогии с менее торжественной 5 группой, т.к. петь всё на сходе не указано.
2 Т.к. иначе не было бы необходимости отмечать в уставе более торжественный порядок для служб 5 группы.
3 Для 3 группы по аналогии с 4, т.к. петь на глас не указано.
4 Для всех групп одинаково, т.к. это песнопение в поморской певческой традиции имеет только два варианта распева.
5 Так как не указано петь по знамени.
100
Исполнение канона / канон ногата 5 катавасия на сходе чт^г»ь нд ндлон? катавасия на сходе чтѴт*ь НД НДЛОЕ^Ч. Катавасия на крылосах
По 3 песни / ПО ЗНАМЕНИ TOfiOfOM'A Ч / / читаются, КОНЦЫ ПОИТЧ НА ГЛАСА
По 6 песни / кондак поют "о ■ѵ / / НКОГА ЧТЕТ*! КОНАДОНСТІ HA CfE. Д КОНСЦ'А НА KfMAOr^ ПОНТТі ЗНАМЕННОЙ ч / / читаются, концы ПОНТ*А НД ГЛАСА
По 9 песни задостойник или «Достойно есть» нд пѴть задостойник ИЛИ Достойно нд сдо<ь / ГЛАСА «Достойно есть» ллдлЙо (обычное)
Светилен / ПО ЗНАМЕНИ носата по i^amocom'a читается
Псалмы хвалитные / ПОНТ'Ь читаются
Стихиры на хвалитех ПО ЗНАМЕНИ / НА ГЛАСА / НА ГЛЛС*А читаются
Славник на хвалитех / ПО ЗНАМЕНИ
Стихиры на стиховне на утрени Славник на стиховне на утрене [не поются] / НА ГЛАСА
По Трисвятом тропарь (после славословия) / ГОБО^ОМ'А читаются
101
МОЛЕБЕН Тропарь на Бог Еосподь на молебне пред часами / / ПОМТ'Ь НА ГЛАСА / TOfiOjlOM'A / / / лч/ / / ГОВОРИ T'A КОН A jl^H С Ф*А ГОБО^ОМ'А, A KOHt^M ПОНТ*Ь НА ГЛАСА [нОСАТЧі]
Исполнение канона / / ПОМТ'Ь НА ГЛАСА HA f^OПО / KfAMOCOM'A / НОГАТА, нд (^OA't канон елпн^, HOCAT»A канон 6Анн*а канон еАнні, ✓ / ЧТЕТ'А КОНЛДОНСТЧі НА НАЛОИ / / КОНДОН Г ТЫ КАНОНЫ / / л ГОБО^АТ*А НА НАЛОА^*А. А НЕ КОН А^ ДНТ*Ь Ирмосы и катавасия на нд «х«А*
По 3 песни на молебне / НА ГЛАСА КОНЛДОКСТЬ( ЧтѴт*Ь ГТдДЛАНЫ НА НАЛОА^»А ПРОСТО
По 6 песни на молебне кондак поют по ЗНАМЕНИ
По 9 песни на молебне задостойник или «Владычице приими» пѴть вместо «Достойно есть» поётся «Владычице приими» «Достойно есть» / МЕНЬШЕЕ
ОБЕДНИЛА «Единородный Сын» / /V ПОНТЧ БОЛЬШОМ / ПОНТЧ читают1
Блаженна на обеднице / / ПОНТЧ НА ГЛАСА / / НОСАТ»А ПО KjlAMOCOM’A КОНДОНСТ*Ь ГОВОРИТ*! НД НДЛОН С ЗАПЕВЫ гоьоромч
«Достойно есть» или задостойник «-•ОС /у ■»/ стн или A0jrr0HH0 6*ть БОЛЬШОЙ fO$bOА*А нд »ход* гЛтевон / понт*ь нд г^од-t 5 / ГЛАСА rOBOfАТ*Ь НА nEffiOM'A KfAMOC^ rOBOjlOM'A
1 Т.к. иначе не было бы необходимости отмечать в уставе более торжественный порядок для служб 2 группы.
102
Интересующие нас указания на роспевы можно представить в виде табл. VII. Кроме отдельно оговоренных случаев, все указания берутся нами из списка РГБ, ф. 98, № 1238.
Таблица VII 1
Указания на роспевы в триодной части выговского Устава
Пасха понедельник Светлой седмицы со среды по субботу Светлой седмицы Вознесение и Пятидесятница вторник Светлой седмицы1 неделя I2 по Пасхе неделя О мытаре и фарисее3
МАЛАЯ или средняя ВЕЧЕРНЯ Возвахи [малой вечерни нет] читают
Стихиры на «Г осподи, воззвах» пон знамен /ГГ п^нннмдн / *> ЗНАМЕ
«Свете тихий» читают
Стихиры на стиховне М / п^нннмае на гллсч. ДлчнндіГ НА *> / ГУ A'f ICfMAO Знаме прнннмдн ЗНАМЕ
Славник на стиховне ЗНАМЕН
Возвахи поют поют4
ВЕЧЕРНЯ Стихиры на гг / стихиры * / стихиры /гг / стихиры
«Г осподи, ПОН 3НЛМЕННЫА воскресные ПОД, ЗНДЛЛЛ воскресные П^НННМАН НА воскресные
1 Празднование Богородицы Одигитрии. млада, тноцшое к,ѵЫе менше£.
2 Недели со 2 по 5 по Пасхе также должны быть отнесены к этой группе, хотя указаний на роспевы в уставе на эти дни практически нет.
3 Остальные недели перед Пасхой, по-видимому, также должны быть отнесены к этой группе, хотя указаний на роспевы в уставе на эти дни практически нет.
4 Указание в РГБ 17-23, JI. 60.
103
воззвах» поют Зндмен поют / ЗНДМЖГШЕ? Богородицы п^нннмдн нд глдгь rs глд ПОЮТ ПО ЗНДМ6НН9 триодные / 1 НД ГЛДГ*!1
Славник на «Г осподи, воззвах» ' 2 по зндменн^
«Свете тихий» / / ПОНТІ БОЛШО£ ПОН ШНк ПОЛ ЗНДМА / ПОНТ'Ь БОЛШЕ£, БЕЛГГШТБД / /Ъ ^ддн пр пдг^н пТніс
Прокимен / понт*ь по / KfbMOfO /и дмншж, / ПОІ^ЫБДНТ^
Стихиры на литии [литии нет] * / ПОД ЗНДМА 1 стихира по знамени, / кднд^нсг*ь не / кднддодетч. д н Зндме, д^ /ГГ / п^нннмдн нд ГЛДГ*І
1 Указание в РГБ 17-23, Л. 61 оЗб., неделя О блудном сыне: ьо^бд бо о ьнгдд пом по знд. д б туюдн нд глд. д мдбннкн б т^іодн нд бс бгс н
tv гг
нд ^ все пом по знд («Возвашные стихеры во Октае всегда поют по знамени, а в Триоди - на глас. А славники в Триоди на вечерне все и на утрене все поют по знамени»).
2 Указание «славник по знамени» на возвахах и других стихирах для недели «О мытаре и фарисее» - согласно указанию в РГБ 17-23. Имеется также указание о том, что по знамени поётся славник в Великую субботу.
104
Остальные /ГГ / п^нннмдн нд глдг»ь ? КДНД^ HIT'S кднддодет'ь.
Славник на литии Зндмен
Стихиры на стиховне Зндменнйн Зндмен /ГГ / п^нннмдн нд глд
Славник на стиховне ПО ЗНДМШН
Тропарь по «Ныне отпущаеши» [нет] *77 / ^ конд^н конд^де / М- гг ПО І^ЫЛОГД, поп ПОД, ЗНДМА ЛНКОБЕ ГОБО^А ПО К fki п^лл^нані^ша КОНЦЫ тропарей помт^ь нд глдгь / лі. / f TObOfO bf'EM ли
УТРЕНЯ На утрене на «Бог Г осподь» тропари [тропарь пасхи] ноги кднд^нг по І^МДОГДМ^. ч кон^м tjo лнісобе поп
Кафизмы [нет] [нет] читают1
Седальны по кафизме КДНДДОДНТ'Ь
Величание Зндмшное нд <х°Ѵ*- []ОІ^ЫБДНТ'А ЗНДМШНОЕ нд
См. также указание в неделю 5 по Пасхе: к* б а, г а, л 31 ид^ош^;.
105
п^теььг
«Всяко дыхание» ПОА ЗНДМА ПОМ МДДО£ п^ніе
По 50 псалме «Молитв ради» / мень neje п^ніе
Стихира по 50 псалме Зндмен
Исполнение канона помт'ь же тк канона гтолір нд f^OA't Д не HA ICffcMOf'fy'K л< пое по / М. /1 немого д не НА f^OA't, н *77 кднл^н КЛНДДОЛ£ по / -Л* KfSMO(A? катавасия нд <Х°А* катавасия нд <Х°А* НОГА ПО Кfk( ■ѵ Л мкоже н нд л п^д катавасия на сходе1
По 3 песни НПДКОН ЗНДМ6ННОН? кднд^ КДНДДО ACT'S НПДКОН *77 кднл^н говори, д конец нон / rs нд глд КЛНДДО AMT'S
По 6 песни Кондак и ■»/ НКОГ'А ЗНДМ6ННМ6? Кондак Знлмен клнлдонгт'ь кондак *77 кднл^н говори, д кондак поем'ь ПОА ЗНДМА,
1 Указание в РГБ 17-23, Л. 60 об.
106
кднддонст *ь кднддодет'ь. Удже пом 'ІѴ,. ЛѴ / БОГК^41£ ЭДТОБО of / г зндменное. л* ОС J]Of6 CTjU Еогк^Ѵа ігь... Т WEU4HOH fOCn'fcb'b, Б tjictih же ЬОЛШНЛЛ'А fOCn'fcbO кднддодет»ь. Икос кднддо hit's по ІОББІЧДМ говори... д «Г?- / коне пом... нд лл. глді^. []осе fiOIKfHl£ *is / of ЭДТОБО Г Знллленное. 0Т^Д goilCftt'S <Ѵ« Of /4/ If'А Г ШНШОН ш^бодт, конец пом / '74- нд глд. fiOIKfHl£ 'S4- / of ЭДТОБО Г ПО *гч гг ICfSMO ГОБО^А просто, д не ПОМ. goi Iff El'S <ѵ« of M'S г по і^ыл пом мень nefe / -ЛЛ ИКОС ГОБО(ІО nocfe^i
По 9 песни / л ч ПО^ТНО£ или делштБОМ»ь ГТОЛПОБЫЛЛ'А ПОуГНО£ П&ТЕБОН
Светилен т-г п / М. ПОМ (ОБЫЧНЫ ^ОШ^БО? КДНДДО HIT'S кднддодет»ь знллленнон пом нд І^ОД^ БО БІМ нлм ПОД ЗНДМА Т7 кднд^н говори, ноги ПО Kfhl. ч ICOH^SI /ГГ п^нннмдм / *»/ просто, мкоже Б КДНО1
Псалмы хвалитные / понт»ь читают поелл'А читают
1 В неделю 3, 4 и 5 по Пасхе светильны по» подзнлма, конами ко^д^де
107
Стихиры на хвалитех воскресны / rs нд глд /ГГ / п^нннмдн нд глд воскресны и в Триоди / rs нд глд
Славник на хвалитех ПО ЗНДМШН
По Трисвятом тропарь (после славословия) по целовании хор глаголет тропарь свт. Иоанну Златоусту, конец тропаря помт»ь нд гшч. [нет] / -Л* ГОБО^О
МОЛЕБЕН Исполнение канона [молебен не служится] каноны Пасхи и святому на сходе, тропари святому ГОБО^НТ'Ь кднд^истъ. кон^ы /и TjlOIMjICH /ГГ flfHHHMAH просто д не нд глдг»ь
По 3 песни на молебне кднд^нгтч ГОБО|ІН нд ндлон нпдкон
108
плг^е ЗНДМШН0Н?
По 9 песни на молебне П&ТСБОН п^те
ОБЕДНИЦА «Единородный Сын» / Д.СМ6Г ТБШНО£ / и мтшен fOf
Блаженна на обеднице ^ / rs / ПОМ НД ГЛЛ? КЛНЛДОШТ'Ь клнддолет'ь1
«Достойно есть» или задостойник tjjfh / д.емегтьенно£ 97 л \ д,еме нлн п^те Д,еМ«ТБСННО£2
1 На Светлой седмице на молебне «прочее всё якоже в неделю Пасхи».
2 В неделю 3 по Пасхе указание «а нлн на модели пое.
109
Рассматривать указания о роспевах в триодной части выговского Устава как отдельную систему, на наш взгляд, нет достаточных оснований. Период Великого поста и Пятидесятницы является лишь частью церковного года, а включённые в него службы не содержат достаточного разнообразия степеней торжественности. Как видно из заголовков столбцов таблицы, круг служб, для которых указания о роспевах имеются, ограничен Пасхой, Светлой седмицей и воскресными днями. Если соотнести эти указания с системой роспевов Типика, то становится ясно, что Пасха и во многом близкий к ней понедельник Светлой седмицы стоят совершенно особняком и могут быть названы отдельной, наибольшей степенью торжественности. Отличием Пасхи от праздников 1 группы Типика может быть названо пение на сходе канона на утрене, пение икоса по знамени, «канарханье» светильна. Службы двунадесятых праздников Вознесения и Пятидесятницы и недели О мытаре и фарисее вполне могут быть соотнесены соответственно со 2 и 3 группами праздников в Типике.
Несколько не укладываются в общую картину лишь указания на вторник Светлой седмицы и Антипасху. Здесь появляется не встречавшийся ранее термин «принимать». Довольно неожиданным образом как бы нарушается порядок соблюдения степени распевности: там, где можно было бы ожидать пение стихир по знамени, стоит указание прнннмдІГ нд глл («принимают на глас», см. различные стихиры в неделю 1 по Пасхе). В то же время этот же термин встречается и в
*tS /Ъ л ОС /т-г /
другом контексте: НД ГД,Н БО fTpbf Н НД fTH ПрНННМДИ зндме. Возможно, КЛЮЧ к
/ *>■
правильному пониманию указания прннндддн нд глд можно найти, обратив внимание на описание порядка пения стихир на литии во вторник Светлой
✓ V / / . / ^ Л ^ * / А 4.1 ^
седмицы: ГОІШДІШГА ОКД ЛНКД БЪКОѴПТ , (ІрДБЫН ЛН , рсчс , ДЛЛННБ , JJ ПО£ ГТрѴ Б^Ы ,
_ н Л / / / 1 / г-г _ ИД л ѵ /и
( лл е 9 [\( ЮГТДБН НЛГЛ , ^НАЛЛЖНХн , ({дндр^н не КДНДр^Д • 1\0(( , QTpbl Б^Ы лнтшныл
*Т7 ос N. /гг / л Н, Д. _ * / U „
. КДНДрБ^Н КДНДр , ПТБ^Ы ПрНННМДН НД ГЛДГЧІ . ()лд • I ННТ , Б^Б( • ||ОНТ 3НДМЖНОН В
источнике порядок пения связывается с действиями канонарха: в рассмотренном фрагменте, когда он «не канархает», хор поёт стихиру «знаменную», а когда начинает «канархать», хор «принимает на глас». По всей видимости, «принимать» означает петь с участием канонарха. В этом случае общая торжественность исполнения увеличивается, и принцип соответствия степени распевности песнопений степени торжественности службы не нарушается.
Всё сказанное выше, на наш взгляд, даёт достаточное основание считать доказанным существование в богослужебном уставе Выго-Лексинского старообрядческого общежительства особой системы употребления различных роспевов. Эта система роспевов устанавливает связь между наиболее существенными сторонами древнерусского богослужения: его точным соответствием нормам богослужебного устава и практическим способом совершения. Богатство древних одноголосных мелодий - не просто набор не зависящих друг от друга произведений распевщиков. Каждое песнопение является органичной и неотъемлемой частью богослужения и раскрывает его общий смысл и структуру. В рамках выговского Устава система роспевов имеет приложение к конкретным условиям того или иного храма (часовни) и может отличаться степенью сложности своего во-
110
площенил на практике силами хоров. В то же время эти различные варианты системы роспевов объединяет общность следования принципу иерархичности (чем торжественнее праздник или отдельная часть богослужения, тем больше степень их распевности) и используемые средства (древнерусские певческие стили, способы исполнения). Эти достижения выговского Устава продолжают линию развития древнерусской богослужебной культуры, и потому обязательно должны найти достойное место в современной практике православного богослужения.
***
1. Дементьев А.В. Богослужебный устав Выго-Лексинского старообрядческого общежительства: обзор источников и предварительная классификация // Старообрядчество в России (ХѴІІ-ХХ вв.): сб. науч. тр. Вып. 5. М: Языки славянской культуры, 2013.
С. 184-227.
2. Дементьев А.В. Система степеней торжественности праздников в богослужебном уставе Выго-Лексинского общежительства // Вестник ПСТГУ. Серия V. 2013. Вып. 3 (12). С. 25-52.
3. Устав поморский: Устав обители святаго Богоявления на Выгу реце. М: Старообрядческое изд-во «Третий Рим», 2006.
4. Типик, сиречь устав церковный обители святаго Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, яже близ понта окияна в северных странах общежительной лавры Данилова монастыря, иже на Выгу реце. О церьковном пении и о трапезном благочинии и о прочем монастырьском благоустроении. Саратов: Изд. В.З. Яксанова, 1913. 111
111