Научная статья на тему 'Особенности совершения великой вечерни в составе всенощного бдения в Рижской Гребенщиковской старообрядческой общине'

Особенности совершения великой вечерни в составе всенощного бдения в Рижской Гребенщиковской старообрядческой общине Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
463
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИЖСКАЯ ГРЕБЕНЩИКОВСКАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ОБЩИНА / ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ / ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ / СТАРОВЕРЫ / ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ / ЗНАМЕННАЯ НОТАЦИЯ / ВЫГОВСКИЙ УСТАВ / УСТАВ "САВИНЫ ГЛАВЫ" / RIGA GREBENSHCHIKOV OLD BELIEVERS' COMMUNITY / GRAND VESPERS / ALL-NIGHT VIGIL SERVICE / OLD BELIEVERS / ZNAMENNY CHANT / ZNAMENNY NOTATION / VYGOVSKY CANON / СANON "SAVINY GLAVY"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Серикбаева Оксана Оскенбаевна

В данной статье рассматриваются особенности совершения великой вечерни в составе всенощного бдения в Рижской Гребенщиковской старообрядческой общине (РГСО), которая относится к одному из самых консервативных согласий староверов-беспоповцев поморскому и воспроизводит наиболее архаичный вариант знаменного распева наонную редакцию. Статья основана на материалах, собранных автором в ходе экспедиций в Рижскую Гребенщиковскую старообрядческую общину в 2013, 2015, 2017 гг. Материалом статьи послужили также аудиозаписи из архива Е. А. Григорьева, любезно им предоставленные, и консультации головщиков РГСО Е. А. Григорьева, Н. Л. Васильева и А. Г. Деликатного. Автор выражает огромную благодарность всем упомянутым выше лицам. Цель настоящей статьи выявить яркие, характерные черты богослужения РГСО с помощью сопоставления живой практики общины с письменным Уставом. Анализ аудиозаписей и материалов экспедиции показал, что в изучаемой общине сочетаются особенности богослужебной практики поморских старообрядцев и старообрядцев федосеевского согласия, к которому ранее относилась РГСО. Особым вопросом является исполнение циклов стихир на великой вечерне. Изучение состава текстов циклов показало, что помимо стихир из великой вечерни в этот список также входят стихиры из малой вечерни, которая в силу особенностей служения общины выпала из круга совершаемых чинопоследований. Помимо этого, изучение исполнения стихир всех рассмотренных циклов приводит к мысли, что в РГСО сформировался свой пласт стихир, которые принято петь по крюковой книге. В статье также изложен целый ряд ярких, характерных черт Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTINCTIVE FEATURES OF GRAND VESPERS OF ALL-NIGHT VIGIL IN GREBENSHCHIKOV OLD BELIEVERS’ COMMUNITY IN RIGA

This article deals with the features of Grand Vespers which is part of the All-Night Vigil service in Riga Grebenshchikov community of Old Believers, which belongs to the Pomor branch, one of the most conservative branches of Priestless Old Beleivers, and renders the most archaic variety of Znamenny Chant, namely “naonny edition” (Russ. наонная редакция). The article draws on materials collected by the author during the trips to Riga Grebenshchikov Old Believers’ community in 2013, 2015, and 2017. The material has also been audio recordings from the archive of E. A. Grigoriev, who was very kind as to provide them, and consultations of heads of Riga Grebenshchikov Old Believers’ community: E. A. Grigoriev, N. V. Vasiliev, A. G. Delikatny. The author of the article is very grateful to all the aforementioned persons. The aim of the article is to identify the characteristic features of the divine service of Riga Grebenshchikov Old Believers’ community by means of comparing the living practice of the community with the written Canon. The analysis of audio recordings and materials of the trip have shown that the community in question combines features of the divine service of Pomor Old Believers and Old Believers of Fedoseev assembly (Федосеевское согласие), to which Riga Grebenshchikov Old Believers’ community used to belong. The study of the texts of the cycles has demonstrated that apart from the stichera of Grand Vespers, this list also contains stichera from Smaller Vespers, which due to a certain specifi city of the service had fallen out of the cycle of the service. Besides, the study of singing the stichera of all the studied cycles has led me to the conclusion that Riga Grebenshchikov Old Believers’ community has developed their own layer of stichera that is required to be sung using a book of hooks (Russ. крюковая книга). The article also describes some prominent features of Riga Grebenshchikov Old Believers’ community.

Текст научной работы на тему «Особенности совершения великой вечерни в составе всенощного бдения в Рижской Гребенщиковской старообрядческой общине»

Вестник ПСТГУ.

Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства.

Серикбаева Оксана Оскенбаевна, аспирант кафедры истории и теории музыки ПСТГУ Российская Федерация,127051 г. Москва, Лихов пер., д. 6, стр. 1 o.serikbaeva@yandex.ru

2018. Вып. 31. С. 136-158

ORCID: 0000-0002-3369-9079

Особенности совершения великой вечерни

в составе всенощного бдения в Рижской Гребенщиковской старообрядческой общине

О. О. Серикбаева

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности совершения великой вечерни в составе всенощного бдения в Рижской Гребенщиковской старообрядческой общине (РГСО), которая относится к одному из самых консервативных согласий староверов-беспоповцев — поморскому и воспроизводит наиболее архаичный вариант знаменного распева — наонную редакцию. Статья основана на материалах, собранных автором в ходе экспедиций в Рижскую Гребенщиковскую старообрядческую общину в 2013, 2015, 2017 гг. Материалом статьи послужили также аудиозаписи из архива Е. А. Григорьева, любезно им предоставленные, и консультации головщиков РГСО — Е. А. Григорьева, Н. Л. Васильева и А. Г. Деликатного. Автор выражает огромную благодарность всем упомянутым выше лицам. Цель настоящей статьи — выявить яркие, характерные черты богослужения РГСО с помощью сопоставления живой практики общины с письменным Уставом. Анализ аудиозаписей и материалов экспедиции показал, что в изучаемой общине сочетаются особенности богослужебной практики поморских старообрядцев и старообрядцев федосеевского согласия, к которому ранее относилась РГСО. Особым вопросом является исполнение циклов стихир на великой вечерне. Изучение состава текстов циклов показало, что помимо стихир из великой вечерни в этот список также входят стихиры из малой вечерни, которая в силу особенностей служения общины выпала из круга совершаемых чинопоследований. Помимо этого, изучение исполнения стихир всех рассмотренных циклов приводит к мысли, что в РГСО сформировался свой пласт стихир, которые принято петь по крюковой книге. В статье также изложен целый ряд ярких, характерных черт Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины.

Богослужение как важная составляющая древнерусской культуры немыслимо без уставных указаний, дающих комплексное представление о том, как должна совершаться служба. Однако между зафиксированным Уставом и богослужебной практикой неизбежны расхождения, весьма заметные как в общинах Русской Православной Церкви, так и в общинах других ветвей православного христианства. При этом для русских старообрядцев характерно стремление к

архаизации богослужебных форм. Изучение богослужебной практики старообрядческих общин позволяет расширить представление об истории русской церковно-певческой традиции. В своем труде «Стрельниковский хор Костромской земли: Традиции старообрядческого церковного пения» Н. Г. Денисов справедливо отмечает: «Все люди в мире воспринимают древнегреческий Парфенон по его развалинам. Но в репродукциях этого памятника, как правило, помещается другой снимок — модель, то, каким он должен быть. Так и в старообрядческой богослужебной практике. До нас дошли лишь остатки средневековой Руси, Москвы — Третьего Рима. Однако по ним мы можем представить себе, какой она была в XVI—XVII веках»1. То разнообразие форм воспроизведения богослужебных текстов, которое присутствует в древнерусском богослужении и сохранилось в богослужениях староверов, в более поздний период было утеряно. Вместе с тем появились новые средства, расставляющие акценты в богослужении, чуждые каноническому церковно-певческому искусству. Обращение к древнерусским Уставам и созданным на их основе старообрядческим Типи-кам, а также исследование богослужебных традиций староверов позволяют по-новому взглянуть на чинопоследования, совершаемые изо дня в день. При этом важным вопросом является соотношение Устава и практики старообрядческих общин, где регулярно совершается богослужение, имеются обученные и опытные головщики и певцы.

В статье будут рассмотрены и проанализированы особенности совершения великой вечерни в составе всенощного бдения в Рижской Гребенщиковской старообрядческой общине2, которая имеет высокий статус среди старообрядческих беспоповских общин. Начиная с последней трети XX столетия были предприняты экспедиции в старообрядческие общины, находящиеся на разных территориях (Прибалтика, Москва, Костромская, Нижегородская, Ростовская области, Краснодарский и Ставропольский края, Забайкалье, Горный Алтай, Бийск). Полевые исследования создали основу для появления целого ряда работ, посвященных особенностям певческих традиций отдельных общин, — Т. Ф. Владышевской3,

1 Денисов Н. Г. Стрельниковский хор Костромской земли: Традиции старообрядческого пения. М.: Прогресс-Традиция, 2005. С. 127.

2 Община была основана в 1760 г. Ф. Н. Саманским как община федосеевского согласия. Однако в нач. XX в. РГСО, как и большинство федосеевских общин Прибалтики, переходит в поморское согласие (см.: Заволоко И. Н. О старообрядцах г. Риги. Рига: Изд-во Рижского кружка ревнителей старины при О-ве «Гребенщиковское училище», 1933. С. 4—6; Агеева Е. А. Беспоповцы // Православная энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/text/78246.html (дата обращения: 20.12.2017); Поташенко Г. Роль и значение Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины в истории староверия // Латвийские староверы: исторический опыт сохранения идентичности. Рига: LU FSI, 2014. С. 28).

3 Владышевская Т. Ф. Старообрядческое пение как источник изучения древнерусской церковной музыки // Dzelo muzyczhe: teoria, historja, interpretacija. Krakow, 1984. S. 117—192; Она же. Традиции древнерусского церковного пения в современной практике старообрядцев // Старинная музыка в контексте современной культуры: проблемы интерпретации и источниковедения: Материалы музыковедческого конгресса (Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 27 сент. — 1 окт. 1989 г.). М., 1989. С. 415-418.

Н. Г. Денисова4, Т. Г. Федоренко5, Ф. В. Панченко6, М. В. Макаровской7, И. В. Полозовой8, И. В. Дынниковой9, Л. Р. Фаттаховой10, Ж. А. Борововой11 и др.

Литургические и певческие традиции Рижской общины и ранее привлекали внимание специалистов. В 1969 г. Т. Ф. Владышевская, исследуя в ходе экспедиционной поездки традиции общины, произвела аудиозаписи отдельных песнопений в исполнении хора и ведущих певцов. Эти материалы легли в основу ряда ее публикаций12. В дипломной работе А. Е. Карпенко рассматривались особенности заупокойного богослужения РГСО13. Отдельные вопросы деятельности РГСО освещены в статьях исследователя Петляк14. Однако во всех выше перечисленных работах, посвященных Рижской общине, отсутствует детальное сопоставление уставных особенностей богослужения с типиками.

Данная работа преследует цель определить, как соотносятся богослужения Рижской общины с Уставом. Поскольку в рамках одной статьи нет возможности представить подробный анализ нескольких богослужений, мы рассмотрим великую вечерню в составе всенощного бдения. В статье будет изложен анализ тех моментов богослужения Рижской общины, которые не соответствуют Уставу или совсем в нем не отражены.

В настоящее время в РГСО постоянно совершается круг богослужений. В будни он состоит из вечерни, которая служится накануне вечером15, а наутро —

4 Денисов Н. Г. Устные традиции пения у старообрядцев: пение по «напевке», вопросы интерпретации: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. М., 1996.

5 Федоренко Т. Г. Забайкальское старообрядчество: книжные традиции и современная певческая практика: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. Новосибирск, 1995.

6 Панченко Ф. В. Рукописное наследие Выговских мастеропевцев: история, традиция, творчество: Дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. СПб., 2002.

7 Макаровская М. В. Категории пространства и времени в организации богослужебных песнопений знаменного распева: На материале нотированной литургии св. Иоанна Златоу-стого XVI—XX вв.: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. М., 2000.

8 Полозова И. В. Церковно-певческая культура саратовских старообрядцев в историческом аспекте: Автореф. дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.02. Саратов, 2009.

9ДынниковаИ. В. Морозовский хор в контексте старообрядческой культуры начала XX в.: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. М., 2008.

10 Фаттахова Л. Р. Традиции духовного пения старообрядцев Кузбасса: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. Новосибирск, 2002.

11 Боровова Ж. А. К вопросу о соотношении устного и письменного компонентов в певческой практике старообрядцев Поморского согласия // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института: Материалы. М., 2003. С. 478— 484.

12 Владышевская Т. Ф. Экспедиции к старообрядцам. Образовательный портал «Слово». URL: https://www.poital-slovo.ru/ait/36105.php?ELEMENT_ID=36105&SH0WALL_1=1; Традиции древнерусского церковного пения... С. 415—418.

13 Карпенко А. Е. Традиции заупокойного богослужения в церковно-певческой практике старообрядцев поморского согласия: дипломная работа специалиста. М.: Изд-во ПСТГУ, 2011.

14 Петляк И. Погласицы в певческой традиции старообрядцев. Выявление исторических изменений // Староверие Латвии. Рига: Старообрядческое общество Латвии, 2005. C. 127—132 и др.

15 Начало вечерни в 16 ч.

часов16 и изобразительных17. В воскресный день суточный круг составляют совершаемые накануне великая вечерня18 и праздничная утреня19, а наутро — часы, изобразительны и молебен. На двунадесятые и особо почитаемые праздники в общине служится всенощное бдение, состоящее из великой вечерни и праздничной утрени, и первого часа, которые совершаются накануне. В сам день праздника совершается молебен20, часы и изобразительны.

Уставные памятники, регламентирующие богослужения как Рижской, так и других поповских и беспоповских общин, имеют общим источником основной на Руси с XIV в. Устав — редакцию Иерусалимского устава, относящуюся к 1641 г. под названием «Око церковное». Вторым источником является Выговский устав21, происходящий из Выго-Лексинского общежитель-

16 Часы и изобразительны служатся в общине утром в 8 ч.

17 Мы приводим названия богослужений, принятые в Русской Православной Церкви и употребляемые большинством исследователей. В старообрядческой традиции не употребляется термин «изобразительны». Данное чинопоследование называется в среде староверов «обедницей». Такое же название мы находим в дониконовских рукописях и старопечатных книгах (см.: Псалтырь с восследованием. Ф. 173. № 74. XVII в. Л. 178 об. URL: http://old.stsl.ru/ manuscripts/big.php?col=5&manuscript=073&pagefile=073-0181; Псалтырь с восследованием. Ф. 173. № 137. XVII в. URL: http://old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=5&manuscript=137& pagefile=137-0231). Иногда под термином «часы» причетники подразумевают третий, шестой, девятый часы и «обедницу». Именно таким образом выше перечисленные чинопоследования обозначены в старообрядческих календарях — «на часех» ^м.: Старообрядческий церковный календарь на 1985 г. С. 69). В старообрядческих рукописях песнопения чина изобразительных предваряют различные заголовки: «На литургии. Блаженна. Глас 7», «На часех. На литургии. Глас 5» ^м.: Собрание книжницы РГСО. Номер в описи п/п 639. Инв. № 1723 «Сборник певческий», рукописный, в 2-ку, Бабицкий, 1930 г. (дата проставлена ошибочно, в самом сборнике на последней странице указана дата — 1944 г.)).

18 Великая вечерня и праздничная утреня служатся вечером с 16 ч., а часы, изобразительны и молебен — утром с 8 ч.

19 По воскресным дням в Рижской общине не совершается всенощное бдение. В конце великой вечерни читается тропарь воскресный и богородичен по гласу тропаря. Утреня начинается с обычного начала, двупсалмия, после которого идет чтение ексапсалмов (т. е. шесто-псалмия). Далее совершается воскресная утреня. Данная последовательность служб представляет собой сокращенный круг, по сравнению с тем, который осуществлялся в более ранние годы существования общины. Воспоминания наставника Ивана Вакони свидетельствуют о том, что в годы его служения по будням и по воскресным дням круг богослужений состоял из вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, часов и изобразительных (см.: Ваконя И. У. Воспоминания об общине. Внешний быт и состояние общины в последние 70 лет // Рижский старообрядческий сборник. Рига: Старообрядческое общество Латвии, 2011. Вып. II. С. 270-271).

20 «Молебен у нас перед часами во все праздники. Это тоже особенность. В Выговском уставе молебен всегда перед часами. По федосеевскому уставу, как, например, в Резекне, молебен всегда после часов. А в Риге два варианта. Если обычное воскресенье, то молебен после часов, и в малые праздники, например, на Богослова. А если всенощное бдение, то молебен перед часами. В большие праздники — молебен, часы, выносим икону в трапезную» (интервью Е. А. Григорьева 25 сент. 2017 г.).

21 О Выговском уставе см.: Панченко Ф. В. Рукописное наследие... С. 136-142, а также: Дементьев А. В. Праздничное богослужение и система роспевов в литургической традиции Выго-Лексинского общежительства: Дис. ... магист. богословия. МДА. М., 2015. С. 43-50.

ства22 — центра беспоповцев поморского толка. Выговский устав тесно связан с Соловецким23 — своеобразной редакцией «Ока Церковного». Выговский типик — уникальный памятник, подробнейшим образом регламентирующий служение без священника, вплоть до указаний, кто, на каком месте, каким образом интонирует тот или иной богослужебный текст. Существующий во многих списках, самые ранние24 из которых датируются нач. XVIII в., Выговский устав был издан в 1913 г. в Саратове25. Являясь единственным в своем роде подробным беспоповским Уставом, хотя и отражающим лишь практику Выго-Лексинского общежительства, данный типик пользуется огромным авторитетом среди старообрядцев и поморского, и федосеевского толков. на его значение как эталона для беспоповцев указывает тот факт, что он упоминается и цитируется в более поздних старообрядческих пособиях26 и старообрядческих календарях, речь о которых пойдет ниже.

Богослужения РГСО, принадлежащей возникшему на рубеже ХУН-ХУШ вв. федосеевскому толку, никогда полностью не соответствовали Выговскому уставу. Это обусловлено отделением федосеевцев от Выга в 1706 г.27 Однако головщик правого клироса РГСО, знаток древнерусского пения Е. А. Григорьев использовал Выговский типик при составлении учебника28 для Рижского старообрядческого училища. В настоящее время данный устав служит в общине справочным пособием. Таким образом, он до сих пор является одним из источников, в определенной степени регламентирующим рижское богослужение.

Ряд богослужебных особенностей РГСО не обуславливается Выговским уставом, но соответствует указаниям еще одного федосеевского устава под названием «Савины главы»29, изданного в нач. XIX в. в центре староверов-

22 См.: Панченко. Рукописное наследие... С. 14—17, 54; Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь: Литература и духовная жизнь: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01. СПб., 1999. С. 10-11.

23 Старикова И. В. Всенощное бдение в Соловецком монастыре и в Выголексинском общежительстве согласно их уставам // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. № 2 (5). С. 90.

24Дементьев. Праздничное богослужение. С. 15.

25 В 1913 г. в издательстве В. З. Яксанова был напечатан «Типик сиречь устав церковныи обители святаго Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа.». В 2006 г. при издании репринта не были сохранены титульные листы, и вместо названия «Типик сиречь устав...» было использовано разговорное название этой книги «Поморский устав», которое ныне употребляется всеми староверами (см.: Дементьев. Праздничное богослужение. С. 43).

26 См.: Григорьев Е. А. Богослужебный устав: Конспект лекций. Рига: Гребенщиковское старообрядческое училище, 2017. С. 12, 18, 22; а также Шамарин В. В. Устав соборной службы. СПб.: Российский совет Древлеправославной поморской церкви, 1992. С. 28, 117-118.

27 См.: Агеева. Беспоповцы.

28 Григорьев. Богослужебный устав. С. 12, 18, 22.

29 Устав «Савины главы» представляет собой компиляцию различных уставов, ссылки на которые приводятся на полях (см.: Дементьев. Праздничное богослужение. С. 22). Известны издания «Савиных глав» 1915 и 1918 гг. (Устав церковней службе иже во Иеросалиме святыя лавры преподобнаго и богоноснаго отца нашего Савы, имея всю службу и устав церковныи. М.: Преображенский богадельный дом, 1915; Устав церковней службе иже во Иеросалиме святыя лавры преподобнаго и богоноснаго отца нашего Савы, имея всю службу и устав церков-

федосеевцев — Преображенском богадельном доме (г. Москва)30. Этот типик, лишенный подробных указаний о виде распева и форме исполнения песнопений всенощного бдения и других чинопоследований, непосредственно в РГСО не используется и даже отсутствует в книжнице общины. В его основу, по всей видимости, легли рукописные источники, предшествовавшие печатному Выгов-скому уставу31.

Богослужения в Рижской общине регламентируются также «Уставом соборной службы», издаваемым с 1923 г.32 в виде богослужебных указаний в календарях Древлеправославной поморской церкви. Составленный на основе «Ока церковного», он содержит некоторые указания из Выговского устава33 и отражает дета-

ныи. Старая тушка: Типография Л. А. Гребнева, 1918). Также известен рукописный устав этого типа (РГБ. Ф. 173. № 15). В настоящей работе мы будем рассматривать издание 1915 г. — Устав церковней службе... Л. 1—12 об.

30 В кон. XVIII в. авторитетным центром федосеевцев становится Преображенский богадельный дом на Преображенском кладбище, основателем которого является И. А. Кавылин (Ковылин) (см.: Чуванов М. И. Памяти Ковылина // Старообрядческий церковный календарь на 1985 г. С. 51-52).

31 ЧувановМ. И. Памяти Ковылина // Старообрядческий церковный календарь на 1985 г.: Высший старообрядческий совет в Литовской ССР, г. Вильнюс; Рижская Гребенщиковская старообр. община в Латвийской ССР, г. Рига; Московская Поморская старообрядческая община и Московская Преображенская старообрядческая община, Москва; Ленинградская Поморская старообрядческая община, г. Ленинград, 1985. С. 51-52.

32 Указания в издании 1923 г. относились только к празднику Благовещения, что, скорее всего, вызвано сложностью данного праздника в отношении Устава. Издание указаний о службе в воскресные и праздничные дни впервые было предпринято в 1936 г. Данилой Давы-довичем Михайловым — певчим Рижской общины, знатоком церковного устава. Основой для подготовки указаний послужил устав «Око церковное» и практические знания, полученные составителем за долгие годы служения на клиросе. В 1937 г. было осуществлено издание подобное тому, что было выпущено в 1936 г. В «Уставе церковной службы» 1938 г. отмечается следующее: «В сем третьем издании Даниил Давыдович дал ценнейшия сведения по уставу служб на различные случаи. Эта книга — руководство уже не на один год, а навсегда. В этом уставе подробно изложено, как проводить воскресную службу с четверичными, шестеричными, осьмеричными святыми, а также с прилучившимися предпразднествами и попразднествами». В издании 1938 г. помимо указаний на конкретный день даются указания на определенные виды служб. Таким образом, данное издание можно рассматривать еще и как небольшое учебное пособие. В последующие годы составителями Устава были рижские головщики, знатоки литургических традиций — Д. Д. Михайлов, Л. С. Михайлов, Ф. В. Прохоров, А. М. Быстров, А. Н. Жилко и др. После 1995 г. постоянным составителем «Устава соборной службы» стал знаток церковного устава, наставник Санкт-Петербургской Невской Поморской старообрядческой общины В. В. Шамарин. «Устав соборной службы» стал неотъемлемой частью старообрядческих календарей и в некоторые годы печатался отдельным изданием (см.: Жилко А. Н. Устав церковной соборной службы на 2008 г. Даугавпилс: Центральный совет Древлеправос-лавной поморской церкви Латвии, 2007).

33 Например, в «Уставе соборной службы» в календаре 1995 г. (и всех последующих, где Устав составлял В. В. Шамарин) в указаниях в 3-ю неделю Великого поста, Крестопоклонную, есть следующая ремарка, относящаяся к пению тропаря праздника «Спаси Господи»: «.по Поморскому уставу дважды говором, третий по знамени» (Старообрядческий поморский церковный календарь на 1995 г. / Российский Совет Древлеправославной поморской церкви, М., 1995. С. 59). Как уже было сказано выше, в среде беспоповцев Выговский устав называют «Поморским уставом».

ли общей для поморских общин богослужебно-певческой практики. Поскольку до 1995 г. указания в календарях составлялись рижскими уставщиками, по ним можно получить представление о служении в общине во 2-й пол. XX в.

Для уточнения особенностей, характерных для богослужений Рижской общины и поморских общин в целом, нами были изучены учебные пособия, составленные головщиком правого клироса РГСО Е. А. Григорьевым34 и наставником Санкт-Петербургской Невской Поморской старообрядческой общины В. В. Шамариным35. В данных пособиях зафиксированы некоторые важные черты богослужений Рижской общины, которые не отражены в более ранних письменных источниках.

Традиции совершения богослужения в РГСО были изучены автором настоящей статьи в ходе экспедиций при непосредственном присутствии на богослужениях в 2013, 2015 и 2017 гг., а также на материале аудиозаписей из архива Е. А. Григорьева 1980, 1983 и 2009 гг. Нами была рассмотрена великая вечерня в дни четырех двунадесятых праздников: Пятидесятницы в 1980 г., Преображения в 2009 г., Успения Богородицы в 1983, 2009, 2013, 2015 гг., Рождества Богородицы в 2017 г. Помимо этого в ходе экспедиций в Латвию и благодаря многочисленным консультациям головщиков общины Н. Л. Васильева, Е. А. Григорьева, и А. Г. Деликатного были собраны сведения о традициях служения всех двунадесятых праздников в РГСО. Так, используя разные способы исследования, мы попытались собрать максимально полную информацию для изучения традиций совершения великой вечерни в составе всенощного бдения в Рижской общине.

Сопоставим все собранные сведения о совершении изучаемого нами чино-последования с указаниями Выговского устава как самого подробного беспоповского Типика. При необходимости мы будем привлекать указания из Устава «Савины главы»36 и всех вышеперечисленных уставных памятников. Как уже было сказано, мы не ищем прямого соответствия между Уставом Выго-Лексинского общежительства и традициями отправления богослужения в Рижской общине. Однако такое сопоставление позволит максимально ярко увидеть соотношение письменного Устава и живой практики и характерные особенности служения в РГСО. В анализе мы будем пользоваться основной частью Выговского устава — главами 1, 2 и 3, и его месяцесловной частью37, а также главой 3 Устава «Савины главы».

Отметим, что в Рижской общине, как и во всей Древлеправославной поморской церкви, на богослужениях используется дониконовская редакция текста и напева. Причетники РГСО воспроизводят песнопения по стандартным помор-

34 См.: Григорьев. Богослужебный устав. С. 16-22.

35 См.: Шамарин. Устав соборной службы... С. 13-24.

36 Устав церковней службе иже во Иеросалиме святыя лавры преподобнаго и богоноснаго отца нашего Савы, имея всю службу и устав церковныи. М.: Преображенский богадельный дом, 1915.

37 Месяцесловная часть Выговского устава подробно изучена исследователем А. В. Дементьевым. Данный труд содержит в себе таблицы, где обобщены сведения обо всех праздниках годового круга (см.: Дементьев. Праздничное богослужение. С. 110-117). В настоящей статье мы будем пользоваться информацией из этой работы.

ским книгам, а также по тетрадям38, составленным местными знатоками знаменного пения.

Перед тем как приступить к сопоставительному анализу разных составляющих великой вечерни, рассмотрим типы мелодики песнопений, о которых далее пойдет речь. Это стихиры на «Господи воззвах», на литии, на «стиховне» включая славники, тропарь по «Ныне отпущаеши» и «Свете тихий». В работах Е. Л. Бурилиной, В. Ю. Григорьевой (Перелешиной)39 и других исследователей выделяются три типа мелодики: силлабический, невматический и мелизматиче-ский40. Силлабический тип используется для определенных стихир и тропарей. Стихиры, распетые в поморской книге «Праздники», соответствуют невма-тическому стилю и в некоторых случаях — мелизматическому. «Свете тихий» 6-го гласа, исполняемый в Рижской общине, можно отнести в целом к невма-тическому стилю, в то время как «Свете тихий» на восемь гласов — песнопение мелизматического стиля. В статье мы будем использовать термины, которыми в среде беспоповских старообрядцев обозначаются различные способы исполнения песнопений: пение по крюковой книге называется пением «в роспев» или «по знамени», силлабический напев характеризуется термином «н£ глас», а хоровой речитатив с гласовым окончанием поморские беспоповцы обозначают термином «говором». При сравнении письменных источников с практикой РГСО следует обратить внимание на то, каким образом исполняется определенный богослужебный текст (поочередно правым и левым ликом или обоими ликами вместе, с канонархом или без него и т. д.), в каком месте храмового пространства, каким видом распева. Важно также обратить внимание на состав и порядок пения стихир. Мы будем останавливаться на различиях, а также на неясных фрагментах Устава, которые становятся понятными при изучении живой практики41.

38 Например, тетрадь для левого клироса пера С. И. Бабицкого. В описи общины книжни-цы общины: п/п 639, инв. 1723 «Сборник певческий», рукописный, в 2-ку. Бабицкий, 1930 г. (дата проставлена ошибочно, в самом сборнике на последней странице указана дата 1944 г.) (см.: Серикбаева О. О. Стефан Иванович Бабицкий и его «Соборник Рижский» // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. № 4 (24). С. 168, 170).

39 Перелешина В. Ю. Древнерусские песнопения книги Обиход в литургическом контексте: типология и структура: на материале рукописей Антониево-Сийского монастыря: Дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. М., 2008. С. 22, 115; Бурилина Е. Л. Взаимодействие слова и напева в древнерусской монодии XVI—XVII вв. (на материале певческой рукописной книги «Обиход»): Дис. ... канд. искусствоведения. Л., 1984. С. 8.

40 Первоначально данная терминология принадлежит И. А. Гарднеру (см.: Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2004. Т. I. С. 110—111).

41 Также, для того чтобы иметь представление о практике совершения всенощного бдения в других старообрядческих беспоповских общинах, в 2017 г. автором настоящей статьи была предпринята экспедиция в город Даугавпилс, во время которой удалось присутствовать на всенощном бдении Новостроенской старообрядческой общины и беседовать с наставником А. Н. Жилко. Кроме того, нами был опрошен наставник Санкт-Петербургской Невской Поморской старообрядческой общины В. В. Шамарин. Головщики из Рижской общины, в свою очередь, сообщили сведения, касающиеся особенностей великой вечерни в составе все-

* * *

В РГСО всенощное бдение совершается только в канун двунадесятых и особо почитаемых в общине праздников, но не воскресных дней. В Рижской общине, по крайней мере с 1980-х гг., малая вечерня, которая должна входить в состав всенощного бдения, не служится42, но ее тексты «вмещают»43 в великую вечерню, о чем будет подробнее сказано ниже.

В первую очередь скажем об особенностях, характерных для пения циклов стихир на великой вечерне в Рижской общине.

Стихиры на «Господи воззвах» или «Возвашные стихеры»44, согласно Выгов-скому уставу, должны воспроизводиться следующим образом: «И егда пропоют возвахи, конархист45, пришед с книгою к правому лику. И поклонився, глас не скажет, а точию запев. И конархист конархает <.> стихеры на десять46 по обычаю по крылосом. <.> И егда будет последний стих. Конархист <.> запев. Яко утвердися. Крылошане оба лика вкупе ставше на сходе посреди крылосов. И поклонятся в пояс благочинно и запоют в купе, оба лика, И истина Господня. И поют последнюю стихиру в минеи. А конархист конархает. <.> Права-го лика конархист <.> Слава. И ныне. И сказав глас. И начало богородична. <.> А крылошане поют Богородичен по знамени всегда». В месяцесловной части Выговского устава на праздник Успения Богородицы имеются указания: «Стихиры богородице на восемь. Сл. и н. осмоглас[ник] богородице. Все поют по знамени». Подобные указания мы встречаем на все остальные двунадесятые праздники47.

Итак, по Уставу, канонарх правого клироса возглашает стихи то на правом, то на левом клиросах, а правый и левый лики по очереди поют стихиры до стиха «Яко утвердися.», после чего оба клироса идут на сход. Все стихиры должны петься «по знамени».

В Рижской общине, вопреки указаниям Выговского устава, сложилась традиция пения всех стихир на «Господи воззвах» на сходе, то есть в центре солеи, а не «по крылосом» — попеременно то правым клиросом, то левым. Головщик об-

нощного бдения в тех общинах, где им довелось участвовать в богослужении. Автор статьи выражает глубокую благодарность В. В. Шамарину и А. Н. Жилко.

42 Об этом мы можем судить по записи праздника Троицы 1980 г. Стихиры малой вечерни включаются в цикл стихир на «Господи воззвах» и в цикл стихир на литии.

43 Термин головщиков Рижской общины.

44 Термин, употребляемый староверами-беспоповцами.

45 Здесь и далее подчеркивание автора статьи

46 Необходимо отметить, что указания о всенощном бдении в Выговском уставе 1913 г. относятся к воскресной службе. Мы же разбираем великую вечерню в составе всенощного бдения, которое в Риге служится только по большим праздникам. Но для нас важно, что в этой главе помимо специфических деталей воскресной службы подробно объясняется, кто, на каком месте, каким образом исполняет определенный текст. Эти детали относятся не только к воскресному всенощному бдению, но и к случаям его совершения не в воскресный день. В рассматриваемых указаниях сказано «стихеры на десять». Если большой праздник не совпал с воскресным днем, то стихиры будут петься на восемь, как это прописано в месяцесловной части Выговского устава.

47Дементьев. Праздничное богослужение. С. 116.

щины Алексей Геннадьевич Деликатный предполагает, что так было всегда из-за огромных размеров солеи. По уставу нужно «носить стихиры по клиросам», т. е. перемещаться с одной книгой, по которой антифонно поют певчие левого и правого клиросов. Пространство моленной РГСО настолько велико, что это могло занимать дополнительное время.

Важная особенность как цикла стихир на «Господи воззвах», так и других циклов великой вечерни это произнесение первой строки стихир в стиле разговорной речи без определенной высоты, о чем не совсем прямо говорится в Уставе. В научной литературе мы не встречали определения этому способу воспроизведения богослужебного текста, поэтому предлагаем термин «объявление». Мы находим всего два случая, когда уставные указания описывают данный способ подачи текста. Это указания, касающиеся последней стихиры — богородична в цикле стихир на «Господи воззвах»: «И сказав глас. И начало богородична. И поклоньшеся идет на место. А крылошане поют богородичен48 по знамени всегда». Второй случай объясняет, как следует петь богородичен на хвалитех: «Слава. И скажет глас и начало стихиры. И идет не кланяяся». Между тем на богослужениях большинства общин староверов-беспоповцев таким способом, без определенной высоты объявляется начало каждой стихиры. А в Рижской общине сложилась традиция объявления первой строки первой стихиры в определенном разделе, и далее первая строка объявляется, если меняется глас или раздел.

Что касается вида распева, то следует констатировать: в подавляющем большинстве случаев все стихиры, в том числе та, что на «Слава, и ныне», исполняются на глас. Исключение составляет только пение стихир в роспев на подобен «О, дивное чудо» на праздник Успения Богородицы. Стихира на «Слава, и ныне» в праздники Рождества Богородицы, Введения во храм Богородицы, Входа Господня в Иерусалим, Преображения, Успения Богородицы исполняется по крюковой книге, но в редких случаях. Так, стихира-осмогласник «Бого-начальным мановением» исполняется по знамени во время праздничного крестного хода после молебна в сам день праздника, а на всенощном бдении чаще всего поется на глас, кратким распевом. Стихиры до той, которая исполняется на «Слава, и ныне», поются в роспев только в одном случае — на Успение Богородицы. Стихиру на «Слава, и ныне» в Рижской общине могут петь как в роспев, так и на глас.

Важной отличительной особенностью, по сравнению с Выговским уставом, является включение в список стихир на «Господи воззвах» стихир малой вечерни. Как уже было сказано выше, в РГСО не служится малая вечерня, но ее тексты принято включать в циклы стихир на великой вечерне. В Выговском уставе не описаны случаи служения без малой вечерни, поэтому там не содержатся указания, каким образом можно совмещать стихиры малой вечерни с циклами стихир великой вечерни. Во всех изученных случаях совершения всенощного бдения в число «возвашных» стихир на великой вечерни входили стихиры из малой вечерни. Информация о соединении стихир на «Господи воззвах» со

48 Имеется в виду догматик.

стихирами малой вечерни содержится в «Уставе соборной службы в поморских календарях»49, а также в учебном пособии В. В. Шамарина50.

Если стихиры на «Господи воззвах» — те, что до «Слава, и ныне» поются в роспев, — порядок пения стихир в цикле будет таков. Вначале по одному разу исполняются все стихиры великой вечерни по знамени, далее стихиры повторяются в том количестве, чтобы можно было еще исполнить стихиры малой вечерни. При повторе стихиры поют уже не по знамени, а на глас. На праздник Успения Богородицы три стихиры исполняются по знамени, далее первая и вторая — на глас, и в конце цикла поются стихиры малой вечерни на подобен (его краткий вариант). Указаний, сколько раз каждую стихиру следует петь по знамени, а сколько на глас, мы не находим ни в поморских календарях, ни в пособии В. В. Шамарина и можем услышать это только в реальной практике.

В том случае если все стихиры поются на глас, то порядок несколько меняется. Так, в службе Крестовоздвижению на великой вечерне есть три стихиры на «Господи воззвах» и стихира на «Слава, и ныне». «Устав» в поморских календарях содержит указания о том, что стихиры великой вечерни нужно петь «на пять», а малой вечерни «на три». В том случае если стихиры поются на глас, первая стихира будет исполнена дважды, затем вторая — дважды, потом третья, и далее будут воспроизводиться стихиры малой вечерни — первая, вторая и третья.

Итак, исполнение стихир на «Господи воззвах» в РГСО подразумевает следующие особенности: особая форма объявлений, информация о которых дана в Выговском уставе, но без необходимой полноты; пение всех стихир цикла на сходе; своя закономерность исполнения стихир в роспев и на глас; присоединение стихир малой вечерни к данному циклу; определенный порядок пения стихир, где повторы осуществляются в зависимости от того, каким образом исполняются стихиры великой вечерни — в роспев или на глас.

По поводу исполнения стихир на литии в Выговском уставе имеются следующие указания: «.и идут на сход оба лика <.> и запоют стихиру храму на литии по знамени без канарханья <.> и поют храмовыя стихиры на литии <.> и конархает три стиха во Октаи Богородице». В месяцесловной части мы находим указание петь данный цикл стихир «по знамени» на Рождество Христово, Богоявление и Успение Богородицы, а в остальные праздники — «стихеры праз[дника] первы по знамени, а проч[ие] на глас», и стихиру на «Слава, и ныне» «по знамени».

49 О поморских календарях см. выше. Интересен тот факт, что в выпусках календарей от 1955 до 2003 г. мы находим указания, согласно которым стихиры малой вечерни должны были входить в литию. Уже в календаре 2003 г. имеются сведения о том, что в праздник Успения Богородицы, Сретения, Рождества Богородицы, Крестовоздвижения стихиры малой вечерни должны исполняться на литии, в праздник Троицы, Вознесения и Преображения несколько стихир присоединяется к циклу на «Господи воззвах», а остальные — к циклу стихир на литии. И далее во всех изученных календарях с 2005 г. в Уставе соборной службы указания повелевают включать стихиры малой вечерни как в цикл на «Господи воззвах», так и в цикл на литии. Как уже было сказано выше, несмотря на эти письменные указания, в Рижской общине, по крайней мере с 1980 г., цикл стихир малой вечерни присоединялся к циклу стихир на «Господи воззвах», что может свидетельствовать о том, что указания в календарях изменились в силу такой практики.

50 Шамарин. Устав соборной службы... С. 18.

Воскресная часть устава говорит о том, что стихира храма, которая поется первой, исполняется «без канарханья», в отличие от остальных. Все стихиры должны петься на сходе. В месяцесловной части есть разделение между праздниками Успения Богородицы, Рождества Христова и Богоявления и остальными двунадесятыми праздниками. При служении на праздники первой группы нужно петь все стихиры «по знамени», а на праздники второй группы первая стихира поется «по знамени», а остальные на глас. Стихира на «Слава, и ныне» должна исполняться в роспев.

В Рижской общине все стихиры на литии поют на сходе, как это указано в Уставе. По поводу формы исполнения текстов стихир на литии необходимо отметить следующее. В Выговском уставе есть ремарка, относящаяся к пению первой стихиры этого цикла: «без канарханья». Скорее всего, это означало, что не нужно объявлять первую строку стихиры. Но возможно и то, что данные указания относились к объявлению гласа. Иначе говоря, это могло значить, что первая стихира на литии пелась без всякого объявления, и не произносились ни первая строка стихиры, ни ее глас. В современной же практике Рижской общины цикл стихир на литии начинается так же, как и все другие циклы стихир. Ка-нонарх правого лика объявляет глас первой стихиры, произносит первую строку. Далее, глас и первые слова стихиры объявляются в том случае, если происходит смена гласа.

Говоря о типе мелодической ткани, следует отметить, что в роспев исполняются 1-я стихира, та, что на «Славу» (если она есть), и стихира на «И ныне». Зафиксированы случаи, когда стихиры на «Славу» и на «И ныне» воспроизводили на глас51. Все остальные литийные стихиры до стихиры на «Славу» и на «И ныне» в РГСО исполняются всегда на глас.

Необходимо упомянуть еще об одной интересной особенности пения стихир на литии в Рижской общине. На литии стихиры, которые должны распеваться на подобен52, согласно указаниям богослужебных книг (Минеи или Октая), поются не на подобен, а на глас. Например, в число стихир на литии в праздник Троицы (запись 1980 г.) входят стихиры первого гласа на подобен «Небесным чином» малой вечерни из цикла на «Господи воззвах». Первые две стихиры на «Господи воззвах» малой вечерни включаются в цикл стихир великой вечерни на «Господи воззвах» и поются на подобен, а третья стихира малой вечерни из цикла на «Господи воззвах» поется на литии уже не на подобен. Далее, стихиры малой вечерни из числа стиховных второго гласа на подобен «Доме Евфрафов» исполняются на литии тоже не на подобен, а на глас.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так же как и в цикле на «Господи воззвах» в исследуемой нами общине, к литийным стихирам прибавляют стихиры малой вечерни. На большие праздники в цикле литийных стихир исполняются следующие тексты: стихиры на литии великой вечерни кроме стихир на «Слава» и на «И ныне», стихиры из цикла на «Господи воззвах» малой вечерни, которые не были пропеты в цикле на «Господи воззвах», все стихиры из числа «стиховеных» малой вечерни, включая стихиру на

51 В старых записях 1980 и 1984 гг. стихиру на «И ныне» поют на глас. В записях же 2000-х гг. данный текст исполняется в роспев.

52 Имеется в виду сокращенный вариант подобна, силлабический по своей структуре.

«И ныне», после чего поется стихира на «Славу» и на «И ныне» из литии праздника.

Итак, особенности пения стихир на литии в Рижской общине заключаются в объявлении первой строки и гласа, несмотря на указание Выговского устава «без канарханья»; пении первой стихиры вроспев, а остальных на глас в праздник Успения Богородицы, Рождества Христова и Богоявления несмотря на указания Выговского устава петь в эти праздники все стихиры литии «по знамени»; в пении стихир, которые должны исполняться на подобен, иначе — на глас; во включении в цикл стихир малой вечерни.

Перейдем к анализу цикла стихир «на стиховне». В воскресной части Выговского устава содержатся следующие указания: «Головщик речет аминь. А конар-хит праваго лика став посреде и поклонився скажет глас стихир. И конархает стихиры <.>53». Согласно указаниям из месяцесловной части Выговского устава нужно петь все «по знамени».

Суммируя все указания Устава по поводу данного цикла, мы делаем вывод, что стихиры на «стиховне» должны исполняться на сходе и все стихиры необходимо петь «по знамени».

В Рижской общине стихиры «на стиховне» поют оба лика вместе на сходе. Канонарх правого лика канонаршит стихи и объявляет начала стихир.

При анализе собранных данных была выявлена следующая закономерность. Все «стиховные» стихиры чаще всего поются на глас до стихиры на «Слава, и ныне». Исключение составляют праздники Рождествя Христова (поется 2-я и 3-я стихиры), Вознесения (1-я стихира), Пятидесятницы (3-я стихира «Царю Небесныи») и Успения Богородицы (1-я стихира). Стихиру на «Слава, и ныне» в общине могут исполнять в роспев, но это происходит достаточно редко54.

Способ исполнения стихир на «стиховне» не всегда соответствует Уставу, так как все стихиры цикла поются в роспев только в отдельных случаях.

Указания Выговского устава по поводу исполнения песнопения «Свете тихий» таковы: «И по окончании старец скажет. Начало стиха. А крылошане на сходе поют пением. Святыя славы. И пропев стих, поклонятся оба лика в пояс. И станут по клиросом на своих местах». Из месяцесловной части Выговского устава можно почерпнуть важные сведения о пении «Свете тихий». На праздник Успения Богородицы Устав указывает петь «большое осмогласно»55, на остальные двунадесятые праздники «большое»56, в дни почитаемых святых — «малый»57.

53 Далее указания из основной части Выговского устава содержат информацию о пении именно воскресных стихир.

54 Таким образом стихира на «И ныне» была исполнена на праздник Успения Богородицы в 2013 г.

55 Под данным названием подразумевается песнопение-осмогласник, которое есть в печатном Обиходе (см.: Обиходник. М.: Христианская типография при Преображенском бого-дельном доме, 1911) и называется там «Ин превод. На 8 гласов».

56 Песнопение путевого роспева, которое в печатный Обиходник не вошло, но имеется в Обиходнике (ГИМ. Синод. Певч. собр. № 381), происходящем из Введенской часовни Вы-говской пустыни (см.: Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь: духовная жизнь и литература. М.: Языки славянской культуры, 2002. Т. 2. С. 408. № 208).

57 Скорее всего, имеется в виду «Свете тихий» малого знаменного распева, который приведен в печатном Обиходе первым (см.: Обиходник).

В основной части Выговского устава не регламентирован определенный распев, но дается указание исполнять «пением», то есть не читать, а петь, в то время как месяцесловная часть определяет, каким распевом воспроизводить данный текст сообразно с праздничным днем.

В Рижской общине «Свете тихий» поется в центре солеи (там же, где и стихиры на «Господи воззвах»). Наставник возгласно произносит строку «Свете тихий», а хор со слов «Святыя славы» поет песнопение до конца.

Что касается распева, то это почти всегда тот вариант, который приведен в певческой книге Обиход как «ин роспев» и содержит в себе попевки шестого гласа58. На праздник Пятидесятницы, на вечерне в первый день Пасхи и в Прощеное воскресение вечером исполняется осмогласник «Свете тихий». Также это может происходить в другие торжественные дни, в зависимости от решения головщика, но в редких случаях.

В РГСО сформировалась своя традиция пения «Свете тихий», отличная от указаний Выговского устава, согласно которой осмогласник «Свете тихий» поется достаточно редко, а наиболее употребляемым является вариант распева шестого гласа.

Месяцесловная часть Выговского типика описывает исполнение тропаря празднику в конце великой вечерни термином «по знамени». Таким способом Устав повелевает исполнять данный текст во все двунадесятые праздники. Основная часть содержит указания о пении тропаря: «На правом крылосе головщик речет, аминь. И глаголют тропарь. Богородице Дево радуйся. По крылосом переменяяся трижды. Первее на правом. А концы поют на глас пережидаяся». В уставе «Савины главы» мы находим сведения о тропаре «Богородице Дево» подобные тем, что в Выговском уставе, по поводу же тропаря святому следующие указания: «Аще ли празднуют святому тропарь его дважды, таже Богородице Дево одиножды. Конархист сказывает по крылосом <...> Концы поют на глас, 4», и далее следует ремарка: «В Москве не сказывают, но поют говором59».

Сведения месяцесловной части предписывают петь тропарь «по знамени», в то время как в воскресный день тропарь «Богородице Дево» «глаголют», то есть поют на одном звуке хоровым речитативом. В уставе «Савины главы» употребляется термин «говором», который можно трактовать так же, как и термин «глаголют».

В Рижской общине праздничный тропарь в конце великой вечерни всегда исполняется поочередно правым и левым ликами выше обозначенным способом, и называют этот способ говором.

Исполнение тропаря в Рижской общине не соответствует Выговскому уставу с точки зрения распева. Также следует отметить присутствие в уставе «Савины главы» ныне употребляемого в среде староверов-беспоповцев термина говором.

Назовем еще несколько фрагментов рассматриваемого нами богослужения, где проявляются характерные черты практики Рижской общины.

58 В Выговском уставе имеются указания петь «Свете тихий» на 6-й глас на малой или средней вечерне больших праздников (см.: Дементьев. Праздничное богослужение... С. 115).

59 Данный термин встречается и в Выговском уставе, но в данном Типике под этим термином подразумевается чтение.

Согласно Выговскому уставу, возглас «Востаните!» в начале великой вечерни должен произносить пономарь, находясь «за столом», то есть у аналоя, на правом клиросе. Устав «Савины главы» повелевает иное. Этот текст воспроизводит настоятель «посреди», что значит посередине между клиросами на солее.

В данном случае федосеевский устав фиксирует практику, более близкую Рижской общине, так как возглас «Востаните!» в исследуемой нами общине произносит ведущий наставник в центре солеи.

Исполнение псалмов на «Господи воззвах», или «Возвахов», как говорят староверы — стихов псалмов 140, 141, 129, 116 имеет некоторые особенности. Согласно Выговскому уставу, канонарх возглашает стихи у аналоя, оставаясь на клиросе, в то время как в уставе «Савины главы» не указано местоположение канонарха.

В практике РГСО канонарх, сделав поклон, идет в центр, где становится за псаломщиком, который вышел объявлять начало «Господи воззвах». Они оба разворачиваются к наставнику и благословляются. Псаломщик возглашает стих: «Господи воззвах», а канонарх объявляет глас. После этого канонарх кланяется наставнику и идет на клирос.

В этой части богослужения мы видим особенность в местоположении канонарха относительно солеи, что не соответствует указаниям Выговского устава.

«Аминь» перед «Сподоби Господи», согласно Выговскому уставу, должен петь левый лик, после чего должен читаться сам текст данной молитвы. В уставе «Савины главы» зафиксированы немного другие указания. «Аминь» произносит чтец, который читает «Сподоби Господи». В Рижской общине это происходит так, как зафиксировано в уставе «Савины главы».

По поводу исполнения такого молитв ословия, как «Ныне отпущаеши», в Выговском уставе есть указания, кто и в каком месте произносит данный текст: «А канархист, став у налоя, глаголет: Ныне отпущаеши». Указания, зафиксированные в уставе «Савины главы», отличаются от них: «И по скончании стихов. Псаломщик глаголет "Ныне отпущаеши. Трисвятое, по Отче наш"».

Федосеевский устав «Савины главы» сохранил практику более близкую РГСО, согласно которой текст «Ныне отпущаеши» произносит псаломщик правого лика у аналоя на клиросе.

* * *

Подводя итоги, перечислим те особенности совершения великой вечерни в составе всенощного бдения в Рижской Гребенщиковской старообрядческой общине, которые были обнаружены при сопоставлении Выговского устава и живой практики общины.

Изучение способов исполнения стихир всех рассмотренных циклов приводит к мысли, что в РГСО сформировался свой пласт стихир, которые принято петь по крюковой книге, то есть в роспев: стихира на «Слава, и ныне» на «Господи воззвах», 1-я стихира на литии, стихира на «Славу» на литии, стихира на «И ныне» на литии, «Слава, и ныне» на «стиховне». В очень редких случаях в этот список также могут войти стихиры на «Господи воззвах» до славника и первые три стихиры на «стиховне».

Фонд стихир, исполняемых в роспев, ограничен. В определенные моменты некоторые стихиры из этого числа причетники РГСО могут исполнить не в роспев, а на глас. Но важен факт, что те стихиры, которые в общине никогда не пелись в роспев, едва ли в какой-то момент решат петь иначе. Этот случай будет скорее исключением.

Важной чертой, касающейся исполнения циклов стихир в общине, является включение в число стихир на «Господи воззвах» и на литии великой вечерни песнопений из малой вечерни — ввиду ее отсутствия в кругу чинопоследований в большие праздники. Эта деталь, по всей видимости, характерна для поздней практики староверов, во всяком случае о ней нет упоминания в ранних старообрядческих уставах.

Порядок пения стихир на «Господи воззвах» не прописан в Выговском уставе и в уставе «Савины главы». Способ повтора стихир зависит от того, каким образом исполняются стихиры великой вечерни — в роспев или на глас. Возможно отсутствие подробного описания порядка пения стихир на «Господи воззвах» связано с тем, что на раннем этапе существования беспоповцы всегда исполняли данный цикл до стихиры на «Слава, и ныне» однородно — либо все в роспев, либо все на глас. Повторы же могли осуществляться простым способом: каждая стихира нужное количество раз и так по порядку.

Яркой особенностью богослужения РГСО является пение всех стихир цикла на сходе, в том числе стихир на «Господи воззвах». Следует отметить, что исторически такая традиция, зафиксированная в уставах, скорее всего, сложилась ввиду отсутствия второго комплекта богослужебных книг в большей части приходов и монастырей. Головщик Рижской общины А. Г. Деликатный отметил, что во всех общинах, в которых ему приводилось молиться, стихиры «носят»60. В г. Ви-ляны (Латвия), по воспоминаниям Алексея Геннадьевича, стихиры пели по клиросам и сходились за одну стихиру до «Славы». Однако после того как в общине появился наставник из Риги, традиция поменялась и все стихиры стали петь в центре. Этот факт примечателен тем, что литургические традиции, сложившиеся под влиянием внешних обстоятельств (огромные размеры солеи), настолько закрепились, что им стали следовать и в той общине, где исполнение уставных предписаний было вполне возможно.

Важная отличительная черта исполнения стихир на литии — это объявление первой строки и гласа первой стихиры, несмотря на указание Выговского устава «без канарханья». В данном случае для нас важно понимание значения термина «канархать», который можно растолковать как возглашение гласа стихир, как возглашение стихов перед стихирами, так и объявление первых строк самих стихир. Особенностью, по сравнению с Выговским уставом, является пение на глас второй и последующих стихир цикла до «Славы» на праздник Успения.

Интерес также представляет такая рижская особенность, как пение стихир на литии, которые должны исполняться на подобен, иначе — на глас.

По поводу исполнения «Свете тихий» нужно еще раз отметить, что в РГСО есть своя особенная традиция исполнения этого песнопения, отличающаяся от

60 То есть канонарх ходит с книгой на правый и на левый клирос, возглашая стихи и объявляя начало стихир.

указаний Выговского устава. Самым распространенным вариантом распева является «ин роспев» на шестой глас, в то время как осмогласник «Свете тихий» поется на праздник Троицы, на вечерне в Светлый понедельник и в Прощеное воскресение вечером, также в редких случаях, когда посчитает нужным головщик.

Местоположение канонарха при возглашении гласа, на который будут исполняться псалмы на «Господи воззвах», — еще одна важная для нас деталь, отличающаяся от указаний Выговского устава, которые гласят, что это должно происходить у аналоя. Произнесение гласа песнопений в центре солеи придает ббльшую торжественность данному моменту богослужения.

Изучение письменного памятника «Савины главы» показало, что богослужение в Рижской общине сохранило некоторые черты федосеевского, несмотря на то что ныне община относится к поморскому толку староверов-беспоповцев и данным Уставом не пользуется. Перечислим случаи, когда практика отдельных фрагментов разнится с Выговским уставом и совпадает с уставом «Савины главы»:

— произнесение возгласа «Востаните!» «настоятелем», то есть наставником «посреди» — посередине между клиросами на солее, а не псаломщиком «за столом», то есть на клиросе;

— исполнение «Аминь» перед «Сподоби Господи» чтецом, а не ликом, как гласят указания Выговского устава;

— чтение «Ныне отпущаеши» псаломщиком вопреки указаниям Выговского устава: «А канархист <...> глаголет: Ныне отпущаеши».

В этих случаях федосеевский устав «Савины главы» сохранил практику более близкую РГСО, что является весьма ценным фактом для дальнейшего изучения особенностей богослужения данной общины.

Наличие большого количества характерных особенностей в практике Рижской общины говорит о том, что богослужение — это живой, развивающийся процесс. Несмотря на большое количество отличительных по сравнению с Уставом черт, мы можем свидетельствовать о том, что они существуют в рамках канона. Недопущение всяких сокращений текстов богослужения говорит о консервативности староверов-беспоповцев. Отсутствие малой вечерни в общине возмещают пением всех стихир праздника данного последования в циклах стихир великой вечерни. Стремление ничего не упустить, сохранить все детали службы — характерная особенность староверов, которая проявляется также и в богослужениях Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины.

Ключевые слова: Рижская Гребенщиковская старообрядческая община, великая вечерня, всенощное бдение, староверы, знаменный распев, знаменная нотация, Выгов-ский устав, устав «Савины главы».

Список источников

Жилко А. Н. Устав церковной соборной службы на 2008 г. Даугавпилс: Центральный Совет Древлеправославной поморской церкви Латвии, 2007.

То же. 2009 г.

Обиходник. ГИМ. Синод. Певч. собр. № 381.

Обиходник. М.: Христианская типография при Преображенском богодельном доме, 1911.

Псалтырь с восследованием. Ф. 173. № 74. XVII в. Л. 178 об. URL: http://old.stsl.ru/ manuscripts/big.php?col=5&manuscript=073&pagefile=073-0181.

Псалтырь с восследованием. Ф. 173. № 137. XVII в. URL: http://old.stsl.ru/manuscripts/ medium.php?col=5&manuscript=137&pagefile=137-0231.

Сборник певческий, рукописный, в 2-ку. Бабицкий, 1930 г. Книжница РГСО, п/п 639, инв. № 1723.

Старообрядческий церковный календарь на 1943 г. Рига: Рижская Гребенщиковская старообрядческая община, 1943.

Старообрядческий церковный календарь на 1944 г. Рига, 1944.

Старообрядческий церковный календарь на 1949 г. Рига: Рижская Гребенщиковская старообрядческая община, 1949.

Старообрядческий церковный календарь на 1955 г. / Высший старообрядческий совет в Литовской ССР, г. Вильнюс; Рижская Гребенщиковская старообрядческая община в Латвийской ССР, г. Рига, 1955. С. 82.

То же на 1956 г. С. 79.

Старообрядческий церковный календарь на 1957 г. Рига, 1957. С. 84.

Старообрядческий церковный календарь на 1958 г. / Рижская Гребенщиковская старо-обр. община в Латвийской ССР, г. Рига; Московская Поморская старообрядческая община и Московская Преображенская старообрядческая община. М., 1958. С. 83.

Старообрядческий церковный календарь на 1959 г. / Высший старообрядческий совет в Литовской ССР, г. Вильнюс; Рижская Гребенщиковская старообр. община в Латвийской ССР, г. Рига; Московская Поморская старообрядческая община и Московская Преображенская старообрядческая община. М., 1959. С. 89.

Старообрядческий церковный календарь на 1960 г. Рига, 1960.

Старообрядческий церковный календарь на 1961 г. / Высший старообрядческий совет в Литовской ССР, г. Вильнюс; Рижская Гребенщиковская старообр. община в Латвийской ССР, г. Рига; Московская Поморская старообрядческая община и Московская Преображенская старообрядческая община. М., 1961. С. 104.

Старообрядческий церковный календарь на 1962 г. / Высший старообрядческий совет в Литовской ССР, г. Вильнюс; Рижская Гребенщиковская старообр. община в Латвийской ССР, г. Рига; Московская Поморская старообрядческая община и Московская Преображенская старообрядческая община, М., 1962.

То же на 1978 г.

Старообрядческий церковный календарь на 1985 г. / Высший старообрядческий совет в Литовской ССР, г. Вильнюс; Рижская Гребенщиковская старообр. община в Латвийской ССР, г. Рига; Московская Поморская старообрядческая община и Московская Преображенская старообрядческая община, Москва; Ленинградская Поморская старообрядческая община, г. Ленинград, 1985. С. 51-52, 69, 95-96.

Старообрядческий церковный календарь на 1990 г. / Центральный совет Древлеправославной поморской церкви Латвии; г. Рига, Высший Старообрядческий Совет в Литовской ССР, г. Вильнюс; Московская Поморская старообрядческая община и Мо-

сковская Преображенская старообрядческая община, Москва; Невская Поморская старообрядческая община, г. Ленинград, 1990. С. 69, 81, 85.

Старообрядческий поморский церковный календарь на 1995 г. / Российский совет Древ-леправославной поморской церкви. М., 1995.

Старообрядческий поморский церковный календарь на 2003 г. СПб.: Единый совет Древлеправославной поморской церкви, 2003.

То же на 2005 г.

То же на 2007 г.

То же на 2008 г.

То же на 2012 г.

То же на 2014 г.

То же на 2015 г.

Устав поморский: Устав обители святого Богоявления на Выгу реце. М.: Старообрядческое изд-во «Третий Рим», 2006.

Устав церковней службе иже во Иеросалиме святыя лавры преподобнаго и богоноснаго отца нашего Савы, имея всю службу и устав церковныи. М.: Преображенский богадельный дом, 1915.

Устав церковней службе иже во Иеросалиме святыя лавры преподобнаго и богоноснаго отца нашего Савы, имея всю службу и устав церковныи. Старая тушка: Типография Л. А. Гребнева, 1918.

Список литературы

Агеева Е. А. Беспоповцы // Православная энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/ text/78246.html (дата обращения: 20.12.2017).

Боровова Ж. А. К вопросу о соотношении устного и письменного компонентов в певческой практике старообрядцев Поморского согласия // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института: Материалы. М., 2003. С. 478-484.

Бурилина Е. Л. Взаимодействие слова и напева в древнерусской монодии XVI—XVII вв. (на материале певческой рукописной книги «Обиход»): Дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. Ленинград, 1984.

Ваконя И. У. Воспоминания об общине. Внешний быт и состояние общины в последние 70 лет // Рижский старообрядческий сборник. Рига: Старообрядческое общество Латвии, 2011. Вып. II. С. 270-271.

Владышевская Т. Ф. Традиции древнерусского церковного пения в современной практике старообрядцев // Старинная музыка в контексте современной культуры: проблемы интерпретации и источниковедения: Материалы музыковедческого конгресса (Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 27 сент. — 1 окт. 1989 г.). М., 1989. С. 415418.

Владышевская Т. Ф. Старообрядческое пение как источник изучения древнерусской церковной музыки // Dzelo muzyczhe: teoria, historja, interpretacija. Krakow, 1984. S. 117-192.

Владышеская Т. Ф. Экспедиции к старообрядцам. Образовательный портал «Слово». URL: https://www.portal-slovo.ru/art/36105.php?ELEMENT_ID=36105&SHOWALL_1=1.

Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2004. Т. I. С. 110-111.

Григорьев Е. А. Богослужебный устав: Конспект лекций. Рига: Гребенщиковское старообрядческое училище, 2017.

Дементьев А. В. Праздничное богослужение и система роспевов в литургической традиции Выго-Лексинского общежительства: Дис. ... магист. богословия. МДА. М., 2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Денисов Н. Г. Стрельниковский хор Костромской земли: Традиции старообрядческого пения. М.: Прогресс-Традиция, 2005.

Денисов Н. Г. Устные традиции пения у старообрядцев: пение по «напевке», вопросы интерпретации: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. М., 1996.

Дубовская Е. В.., Иванов И. И. К истории издания в Латвии старообрядческих календарей (первая половина XX века) // Староверие Латвии. Рига: Старообрядческое общество Латвии, 2005. С. 230.

Дынникова И. В. Морозовский хор в контексте старообрядческой культуры начала XX в.: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. М., 2008.

Заволоко И. Н. О старообрядцах г. Риги. Рига: Изд-во Рижского кружка ревнителей старины при О-ве «Гребенщиковское училище», 1933.

Карпенко А. Е. Традиции заупокойного богослужения в церковно-певческой практике старообрядцев поморского согласия: дипломная работа специалиста. М.: Изд-во ПСТГУ, 2011.

Макаровская М. В. Категории пространства и времени в организации богослужебных песнопений знаменного распева: на материале нотированной литургии св. Иоанна Златоустого XVI—XX вв.: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. М., 2000.

Панченко Ф. В. Рукописное наследие Выговских мастеропевцев: история, традиция, творчество: Дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. СПб., 2002.

Перелешина (Григорьева) В. Ю. Древнерусские песнопения книги Обиход в литургическом контексте: типология и структура: на материале рукописей Антониево-Сийского монастыря: Дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. М., 2008.

Петляк И. Погласицы в певческой традиции старообрядцев. Выявление исторических изменений // Староверие Латвии. Рига: Старообрядческое общество Латвии, 2005. С. 127-132.

Полозова И. В. Церковно-певческая культура саратовских старообрядцев в историческом аспекте: Дис. ... д-ра искусствоведения: 17.00.02. Саратов, 2009.

Поташенко Г. Роль и значение Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины в истории староверия // Латвийские староверы: исторический опыт сохранения идентичности. Рига: Ьи FSI, 2014. С. 28.

Серикбаева О. О. Стефан Иванович Бабицкий и его «Соборник Рижский» // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2016. № 4 (24). С. 168, 170.

Старикова И. В. Всенощное бдение в Соловецком монастыре и в Выголексинском обще-жительстве согласно их уставам // Вестник ПСТГУ. Сер. V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2011. Вып. № 2 (5). С. 87, 90.

Успенский Н. Д. Православная вечерня: Историко-литургический очерк. Чин всенощного бдения на Православном Востоке и в Русской Церкви. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2004.

Фаттахова Л. Р. Традиции духовного пения старообрядцев Кузбасса: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. Новосибирск, 2002.

Федоренко Т. Г. Забайкальское старообрядчество: книжные традиции и современная певческая практика: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. Новосибирск, 1995.

Чуванов М. И. Памяти Ковылина // Старообрядческий церковный календарь на 1985 г.: Высший старообрядческий совет в Литовской ССР, г. Вильнюс; Рижская Гребенщи-ковская старообр. община в Латвийской ССР, г. Рига; Московская Поморская старообрядческая община и Московская Преображенская старообрядческая община, Москва; Ленинградская Поморская старообрядческая община, г. Ленинград, 1985. С. 51-52.

Шамарин В. В. Устав соборной службы. СПб.: Российский совет Древлеправославной поморской церкви, 1992. Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь: Литература и духовная жизнь: Ав-

тореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.01. СПб., 1999. Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь: духовная жизнь и литература. М.: Языки славянской культуры, 2002. Т. 2.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia V: Voprosy istorii i teorii khristianskogo iskusstva.

2018. Vol. 31. P. 136-158

Serikbaeva Oksana, Graduate Student, Department of History and Theory of Music, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities 6/1 Likhov pereulok, Moscow, 127051, Russian Federation o.serikbaeva@yandex.ru

ORCID: 0000-0002-3369-9079

Distinctive Features of Grand Vespers of All-Night Vigil in Grebenshchikov Old Believers'

community in Riga

O. Serikbaeva

Abstract: This article deals with the features of Grand Vespers which is part of the All-Night Vigil service in Riga Grebenshchikov community of Old Believers, which belongs to the Pomor branch, one of the most conservative branches of Priestless Old Beleivers, and renders the most archaic variety of Znamenny Chant, namely "naonny edition" (Russ. наонная редакция). The article draws on materials collected by the author during the trips to Riga Grebenshchikov Old Believers' community in 2013, 2015, and 2017. The material has also been audio recordings from the archive of E. A. Grigoriev, who was very kind as to provide them, and consultations of heads of Riga Grebenshchikov Old Believers' community: E. A. Grigoriev, N. V. Vasiliev, A. G. Delikatny. The author of the article is very grateful to all the aforementioned persons. The aim of the article is to identify the characteristic features of the divine service of Riga Grebenshchikov Old Believers' community by means of comparing the living practice of the community with the written Canon. The analysis of audio recordings and materials of the trip have shown that the community in question combines features of the divine service of Pomor Old Believers and Old Believers of Fedoseev assembly (Федосеевское согласие), to which Riga Grebenshchikov Old Believers' community used to belong. The study of the texts of the cycles has demonstrated that apart from the stichera of Grand Vespers, this list also contains stichera from Smaller Vespers, which due to a certain specificity of the service had fallen out of the cycle of the service. Besides, the study of singing the stichera of all the studied cycles has led me to the conclusion that Riga Grebenshchikov Old Believers' community has developed their own layer of stichera that is required to be sung using a book of hooks (Russ. крюковая книга). The article also describes some prominent features of Riga Grebenshchikov Old Believers' community.

Keywords: Riga Grebenshchikov Old Believers' community, Grand Vespers, All-Night Vigil

Service, Old Believers, Znamenny Chant, Znamenny notation, Vygovsky Canon, canon "Saviny

glavy".

References

Ageeva E. A. (2009) "Bespopovtsy" ["The Priestless Old Believers"], in Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopedia], available at http://www.pravenc.ru/text/78246.html (08.08.2018) (in Russian).

Borovova Zh. A. (2003) "K voprosu o sootnoshenii ustnogo i pis'mennogo komponentov v pevcheskoi praktike staroobriadtsev Pomorskogo soglasiia" ["On the Problem of Correlation of the Oral and Written Components in Singing Practice of Old Believers of Pomor Assembly"], in Ezhegodnaia bogoslovskaia konferentsiia Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo bogoslovskogo instituta: Materialy [Annual Theological Conference of St. Tikhon's Theological Institute: Proceedings]. Moscow, pp. 478-484 (in Russian).

Chuvanov M. I. (1985) "Pamiati Kovylina" ["In Memoriam Kovylin"], in Staroobriadcheskii Tserkovnyi Kalendar na 1985 g. [Old Believers' Church Calendar for 1985]. Leningrad, pp. 51-52 (in Russian).

Denisov N. G. (2005) Strel'nikovskii khor Kostromskoi zemli: Traditsii staroobriadcheskogo peniia [Strelnikovsky Choir of Kostroma Land: Traditions of Old Believers' Singing]. Moscow (in Russian).

Dubovskaia E. V., Ivanov I. I. (2005) "K istorii izdaniia v Latvii staroobriadcheskikh kalendarei (pervaia polovina XX veka)" ["On the History of Publishing Old Believers' Calendars in Latvia (First Half of the 20th Century"], in Staroverie Latvii [Old Faith in Latvia]. Riga, p. 230 (in Russian).

Gardner I. A. (2004) Bogosluzhebnoe penie Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi [Church Singing of Russian Orthodox Church], vol. 1. Moscow (in Russian).

Grigor'ev E. A. (2017) Bogosluzhebnyi ustav. Konspekt lektsii [Canon of Divine Service. Lecture Notes]. Riga (in Russian).

Iukhimenko E. M. (2002) Vygovskaia staroobriadcheskaia pustyn : dukhovnaia zhizn' i literatura ["Vygovskaia Old Believers' Hermitage: Spiritual Life and Literature"], vol. 2. Moscow (in Russian).

Petliak I. (2005) "Poglasitsy v pevcheskoi traditsii staroobriadtsev. Vyiavlenie istoricheskikh izmenenii" ["Poglasitsy in the Singing Tradition of Old Believers: Identifying Historical Changes"], in Staroverie Latvii [Old Faith in Latvia], pp. 127-132 (in Russian).

Potashenko G. (2014) "Rol' i znachenie Rizhskoi Grebenshchikovskoi staroobriadcheskoi obshchiny v istorii staroveriia" ["Role and Significance of Riga Grebenshchikov Old Believers' Community in the History of Old Faith"], in Latviiskie starovery: istoricheskii opyt sokhraneniia identichnosti [Latvian Old Believers: Historical Experience of Preserving the Identity]. Riga, p. 28 (in Russian).

Serikbaeva O. O. (2016) "Stefan Ivanovich Babitskii i ego «Sobornik Rizhskii»" ["Stefan Ivanovich Babitskii and his Sobornik Rizhskii]. Vestnik PSTGU. Seriia V. 2016, vol. 4 (24) (in Russian).

Shamarin V. V. (1992) Ustav sobornoi sluzhby [Canon of Public Church Service]. St Petersburg (in Russian).

Starikova I. V. (2011) "Vsenoshchnoe bdenie v Solovetskom monastyre i v Vygoleksinskom obshchezhitel'stve soglasno ikh ustavam" ["All-Night Vigil in Solovki Monastery and Vygoleksinskoe Dormitory according to their Canons"]. Vestnik PSTGU. Seriia V. M., 2011, vol. 2 (5) (in Russian).

Uspenskii N. D. (2004) Pravoslavnaia vechernia: Istoriko-liturgicheskiiocherk. Chin vsenoshchnogo bdeniia na Pravoslavnom Vostoke i v Russkoi Tserkvi [Orthodox Vespers. Outline of History and

Liturgy. Canon of All-Night Vigil in the Orthodox East and in Russian Church]. Moscow (in Russian).

Vakonia I.U. (2011) "Vospominaniia ob obshchine. Vneshnii byt i sostoianie obshchiny v poslednie 70 let" ["Memoirs of the Community. Routines and State of the Community in the Last 70 Years"], in Rizhskiistaroobriadcheskiisbornik [Riga Old Believers' Collection], vol. 2. Riga, pp. 270-271 (in Russian).

Vladyshevskaia T. F. (1984) "Staroobriadcheskoe penie kak istochnik izuchenie drevnerusskoi tserkovnoi muzyki" ["Old Believers' Singing as a Source for the Study of Old Russian Church Music"], in Dzelo muzyczhe: teoria, historja, interpretacija. Krakow, pp. 117—192 (in Russian).

Vladyshevskaia T. F. (1989) "Traditsii drevnerusskogo tserkovnogo peniia v sovremennoi praktike staroobriadtsev" ["Traditions of Old Russian Church Singing in Contemporary Practice of Old Believers"], in Starinnaia muzyka v kontekste sovremennoi kul'tury :problemy interpretatsii i istochnikovedeniia [Antique Music in Context of Modern Culture: Problems of Interpretation and Study of Sources]. Moscow, pp. 415-418 (in Russian).

Vladysheskaia T.F. "Ekspeditsii k staroobriadtsam" ["Expeditions to Old Believers"], available at https://www.portal-slovo.ru/art/36105.php?ELEMENT_ID=36105&SH0WALL_1=1 (08.08.2018) (in Russian).

Zavoloko I. N. (1933) O staroobriadtsakh g. Rigi [On Old Believers of the City of Riga]. Riga (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.