17.00.00 - ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК 73.03 М.В. АНТОНОВА
доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русской литературы XI-XIX веков, Орловский государственный университет E-mail: [email protected] М.А. КОМОВА
кандидат искусствоведения, доцент, кафедра истории России, докторант, филологический факультет, Орловский государственный университет E-mail: [email protected]
UDС 73.03 M.V. ANTONOVA
Doctor of Philology, Professor, Head of Department of Russian literature XI-XIX centuries, Orel State University
E-mail: [email protected] M.A. KOMOVA
Сandidate in Arts, Associate professor, Department of History of Russia, Doctoral Faculty of Philology, Orel State
University
E-mail: [email protected]
О ПРОТОГРАФЕ СКУЛЬПТУРЫ СВ. НИКОЛЫ РАТНОГО, УПОМЯНУТОЙ В «СКАЗАНИИ О НИКОЛЕ МЦЕНСКОМ»
ABOUT THE PHOTOGRAPHY OF THE SCULPTURE OF ST. NIKOLA FEAT MENTIONED IN THE «LEGEND ABOUT NIKOLA MTSENSK»
В статье исследуется почитаемая скульптура св. Николы Мценского. Авторы выявляют иконографический протограф, сравнивают разные иконы, впервые предлагают новую датировку иконы св. Николы Мценского. По мнению авторов, утраченная мценская скульптура Николы Чудотворца датировалась XVII в., а не 1415 годом, указанным в «Сказании».
Ключевые слова: чудотворный образ, икона, протограф, иконография, стилистическое сравнение, иконографическое сравнение.
The article deals with the venerated statue of St. Nicholas of Mtsensk. The authors reveal iconographic photography, compare different icons, for the first time offer a new Dating of the icon of St. Nicholas the Mtsensk. According to the au-thores, the lost of Mtsensk sculpture of Nicholas was dated from the XVII century, and not 1415, indicated in the Legend.
Keywords: miraculous image, icon, photography, iconography, stylistic comparison, iconographic comparison.
Наибольшее количество упоминаний в документальных источниках о скульптурах Николы Ратного в храмах изучаемого региона приходится на вторую половину XVII в. (Никольский собор во Мценске, ц. Николы Ратного в Ливнах, Преображенский собор в Болхове). Единственный пример статуи из Верхнеокского региона, датированной XVI в., - Никола из калужского Перемышля (Калужский музей), отдаленно напоминающей образ Николы Можайского (ГТГ).
Скульптура св. Николы из Можайска (ГТГ), первая из упомянутых скульптура, изображающая Николая Чудотворца с мечом и храмом в руках, признана работой сербского мастера конца XIV в., ориентированная на ки-отную статую из сокровищницы чудотворца в Бари. В ее стилистике отразилось влияние совмещенных романской и готической традиций. Ее появление на Руси А.В. Рындина связывает с привозом копии скульптуры и вложенную в нее частицу мощей св. Николы из Бари в Можайск при московском митрополите Киприане (1390-1406).
Предположительно с 1409 года скульптура Николы была размещена в глубокой нише «на вратех» Можайска (на стене деревянной воротной башни) по аналогии со скульптурой святого в барийской базилике.
© М.В. Антонова, М.А. Комова © M.V. Antonova, M.A. Komova
Исследователь Н. Петров отметил, что именно скульптура отражена на монете можайского князя Андрея Дмитриевича (1389-1432 гг.), на которой изображен человек с мечом, стоящий под аркой киота, очевидно, св. Никола Можайский. Арка навеса от атмосферных осадков говорит о том, что это была фасадная скульптура. Интересная деталь, связывающая мценские и можайские события: во мценской легенде Андрей Дмитриевич Можайский упомянут как соправитель Василия Дмитриевича и второй «великий князь». Есть достоверные сведения, что традиция размещения святого в нише на городской стене утвердилась в Москве и близлежащих городах в конце XV в. в период активного культурного общения с Центральной Европой (например, каменные скульптуры Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского над Флоровскими воротами Московского Кремля 1464-1466 гг., мастер Ермолин В. Д.). Первое известное московское упоминание о местночтимой скульптуре Николы Ратного из Можайска относится к 1495 г. - это наказ Ивана III Васильевича князьям Ряполовскому и Русалке, сопровождавшим княжну Елену к жениху в Литву. Второе упоминание можайской статуи содержится в духовной грамоте князя Ивана Волоцкого 1504 г. До конца XV в. почитание скульптуры носило местный ха-
Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (65), 2015г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 65. 2015
рактер и ограничивалось Можайском.
Образ находился высоко над вратами, и чудотворе-ния от него не могли ярко проявиться из-за дальности от людей. Образ был перемещен в деревянный храм над Никольскими вратами. Не позднее XVI в. (с вероятными включениями деталей XV в.) был выполнен серебряный оклад можайской скульптуры. Эти «одежды» с геометрическим орнаментом воспроизводились иконописцами и резчиками в течение XVI в. В Писцовых книгах Московского государства описаны «камни и цаты» из «кузни» (оклада) св. Николы в Можайске [4], характерные для уборов икон первой половины-середины XVI в. Этот цельный убор присутствовал на скульптуре до перенесения ее из маленького деревянного храма над городскими воротами в Никольский собор в период строительства в Можайске каменного кремля. «Одежды» были сняты до перенесения скульптуры в XVI в. из Никольского собора в новый каменный храм Крестовоздвижения с Никольским приделом на одноименных воротах. Это подтверждает местный характер почитания статуи Николы Можайского и отсутствие акцента на ратной символике образа Николая в русских городах-крепостях до середины XVI в. В первой четверти XVII в. храм на городских воротах стал называться Никольским в связи с началом общерусского почитания статуи Николы Можайского. Только в 1593 г. об особом почитании статуи св. Николы из Можайска упомянул иностранец Николай Варкоч, посол императора Рудольфа. Поэтому ряд исследователей отмечают отсутствие общерусского иконографического извода «Можайский» (имеется в виду термин) до первой четверти XVII в., когда он становится общерусским.
Для статуи Николы в храме над вратами города Можайска был изготовлен специальный киот, символизирующий храм-реликварий для мощей святого в Бари, а позднее - храмы, где сохранялась почитаемая скульптура святого. Он копировался в ряде памятников (скульптуры, иконы, шитые пелены) середины-второй половины XVI в.[10]. Отметим, что почитание полих-ромных скульптур Николы Ратного (Можайского и Зарайского типов), размещенных в специальных киотах в храмах над вратами городов или в надвратных нишах, затем в центральных храмах, характерно для времени создания городов-крепостей на границах единого Московского государства не ранее середины-второй половины XVI в. (мнение польского медиевиста Анджея Поппэ). Именно здесь была применима главная функция ратного образа святого как грозного защитника. После Смутного времени в первой половине XVII в., когда крепостные сооружения Верхнего Поочья были заново восстановлены, почитание святых - покровителей ратного дела было восстановлено.
Многие известные статуи Николы XVI в., включая оригинал XIV в. из ГТГ, имеют вставные голову, меч и град Бари (в виде крепости), что связано с традицией западноевропейских скульптур-реликвариев, в голову которых с тыльной стороны вставлялась частица мощей святого. Отметим, что описания сохранивших-
ся к концу XIX в. деталей мценской скульптуры (меч и ковчег в алтаре Никольского собора), а также вставная глава от статуи в современном Петропавловском соборе г. Мценска говорят о ее подобной конструкции и не могут датироваться ранее XVII вв. Самым последним аргументом в пользу происхождении легенды не ранее второй половины XVII в. является обнаруженный недавно в РГАДА архитектором В.Н. Неделиным документ^].Он включает описание скульптуры Николы Ратного работы черкасских (украинских) мастеров, подаренной во второй половине XVIIв. мценским военным воеводой Б. Д. Протасьевым в новый каменный Никольский собор, возведенный на его средства в 16721681 г. Вероятно, с этого времени и началось почитание данной скульптуры, а в XVIII в. и формирование текста с описанием чудес от скульптуры, погибшего в Пятницкой церкви при городском пожаре 1757 г. Не исключено, что в общегородском пожаре пострадала и скульптура, от которой уцелели лишь вставные части, т.к. в описаниях XIX в. (в частности в издании Сказания 1881 г.) говорится, что они хранились отдельно в алтаре и были «заменены на серебряные и позлащеные».Во второй половине XVIII в. образ мог быть воссоздан, и с ним продолжались крестные ходы в Белев, Болхов и другие города. В 1777 г. был наложен временный запрет на ношение мценской резной иконы по городам для молебна из-за того, что «таковых резных образов, кроме Распятия Господня, нигде иметь не велено»[2]. После окончательного запрета ходов с мценской реликвией в 1819 г. начинает складываться новый тип местного почитания. В XIXв. происходит несколько чудотворений от иконы, в частности, избавление от пожара в 1855 г. Тогда резной образ был украшен «по усердию бывшего в то время градского головы Космы Ефимовича Толкачева и граждан города Мценска, серебряной и позлащеной ризой, с венцом, усыпанным дорогими камнями»[8]. Сохранилось воспоминание подростка, современника событий, о разрушении скульптуры Николы Мценского в конце 1920-х гг., которая при одном ударе палкой рассыпалась на мелкие куски так, что даже «тапочки» святителя, казавшиеся золотыми, разбились. Целой осталась только глава святителя[3]. В 1915 г. отмечалось, что скульптура еще была деревянной: «Чудотворный образ св. Николая помещается на правой стороне главного иконостаса под балдахином. Образ изсечен из дерева. Святитель изображается во весь рост. Из сребропозлащенной ризы глядит темный лик святителя. Черные кисти обеих рук обнажены. В правой руке святитель держит обнаженный меч, а в левой - Ковчег в виде храма. Венец над головой святителя украшен драгоценными камнями. ... На левой стороне главного иконостаса под сенью помещается изсеченный из камня животворящий крест, украшенный серебряной ризой. По преданию, чудотворный образ явился в 1415 году на берегу Зуши на камне, из которого потом был изсечен только что описанный крест. По преданию именно на этом месте, где находится часовня (МАК: Николаевская часовня на месте, где был тайник с колод-
17.00.00 - ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ 17.00.00 - ART CRITICISM
цем XVII в., впервые обнаруженный в 1824 г. под горой Самород), и явился в 1415 году чудотворный образ св. Николая на том камне, из которого потом был изсечен животворящий крест»[9]. Если учитывать изготовление подобных скульптур из дерева (чаще липы), то невозможно представить, что деревянный предмет мог распасться на мелкие фрагменты. Возможно, что дерево покрывал гипсовый левкас с нанесенным рельефным орнаментом, что было характерно для скульптур украинского происхождения XVII в. Восстановление в гипсе было сделано во второй половине XX в., только тип изображения «Можайский» (с мечом и градом в руках) был заменен на близкий «Зарайскому» (с благословляющей десницей и Евангелием).
Принимая дату 1415 г., А.В. Рындина некритично относится к тексту мценской легенды.Она отмечает несомненную связь скульптур Поочья с барийскими реликвиями (стауями-реликвариями и плавающим по водам камнем), но считая возможным «особый характер самих его иконных образов, возникших на почве Средней Руси и Москвы в последней трети XIV-первой трети XV в., т.е. при митрополитах Киприане и Фотии. Они оказались структурированными не в формах живописной иконы, а в формах деревянной скульптуры («Никола Можайский», ГТГ, «Никола Мценский»). В этом отношении особенно показателен один из вариантов легенды о явлении мценской резной иконы Николы первой четверти XV в.: будто она приплыла на камне с начертанием креста. Из него, как гласит предание, и был вытесан каменный крест, поставленный во мцен-ском соборе (с приделом Параскевы Пятницы) по левую сторону от царских врат, тогда как по правую сторону была установлена деревянная киотная скульптура Николы (к сожалению, не сохранившаяся). В русской традиции изображение колонны Бичевания в иконописи и лицевом шитье появляется лишь в XVII в. Поэтому во мценской легенде сохраняется барийский мотив плавания камня по водам, но из камня иссека-
ют не колонну, а именно честной Крест Господень»[7]. Считая мотив камня-креста в русской традиции более ранним, чем мотив камня-колонны, А.В. Рындина датирует раннесредневековым периодом (XIII в.) известное «Сказание о Николе Столбовском» (из Столбовской пустыни между Дмитровском и Севском), записанное на медной доске в XVIII в., принимая без рассуждений дату - 1334 г. Наличие в изучаемом регионе скульптур Николы Ратного (в том числе сохранившегося фрагмента мценской скульптуры - главы Николы Мценского) не ранее второй половины XVII в., отсутствие аналогов региональных скульптур Николы Ратного в начале XV в. (за исключением можайского оригинала), упоминание о них в архивных текстах, активное изменение текста легенды в течение XIX в. ставит под сомнение раннюю датировку мценской легенды. Отметим, что напоминающая мценскую легенда о скульптуре Николая Чудотворца, приплывшей на камне по реке Десне, получила распространение в Брянской Белобережской пустыни, основанной в 1706 г.
Исторические реалии великокняжеского и митрополичьего похода в Литву, а также солнечное затмение летом 1415 г.[5], произошедшее в «пяток», согласно летописным источникам, на которые опирается в своих публикациях белевский историк Р.А. Беспалов [1], не ставится под сомнение. По аналогии с текстами XIX в. Беспалов выдвигает версию о неместном происхождении мценского образа Николы. Его версия о привозе литовскими наместниками (т.к. на Руси в этот период сакральная скульптура не имела распространения) не имеет под собой никаких оснований, т.к. нет аналогов скульптур Николы Ратного в литовском искусстве XV в., а также нет исторических сведений о почитании барийских реликвий в Литве этого периода.В этом контексте «Сказание о Николе Мценском», как и почитаемая скульптура Николы Мценского, представляли собой памятники традиции Нового времени. Датировка мцен-ской скульптуры 1415 годом некорректна.
Библиографический список (References)
1. Bespalov R.A. The study of "the legend of the baptism of Manan in 1415" in the context of the ecclesiastical and political history of the Upper Poochie // The Questions of history, culture and nature of the Upper Poochie: proceedings of the XIII all-Russian scientific conference. Kaluga, 7-9 April 2009, Kaluga, 2009. Pp. 27-34.
2. The statement of Affairs of the Consistorial archives of the miraculous image of St. Nicholas, located in Mtsensk Nicholas Cathedral // The Orel diocesan Gazette. 1869, No. 14. Pp. 1274-1276.
3. The Personal archive that is E.N. Ashihmina. The Letter to the niece of the destruction of the revered sculpture of St. Nicholas in Mtsensk Nicholas Cathedral [manuscript]. Orel, 1980.
4. The Written books of the Moscow state XVI century Sep. I. Petersburg., 1882. P. 616.
5. The Russian State library. OR. F. 304. I. Ed. XP. 765. L. 319 about. The write about the solar Eclipse in proceedings of the XVI century from the library of the Trinity-Sergius Lavra.
6. The Russian State Archive of ancient acts. F. 210. Books Belgorod table. B. 158. L. 263.
7. RyndinaA.V. Century Bari motifs in the interpretation of the image of St. Nicholas in Russia // The Art studies. Vol. 2. Moscow, 2002. P. 199.
8. The legend of the apparition of the miraculous icon of St. Nicholas in connection with the progress of Christianity in the city of Mtsensk. Publisher And. Sharapov. Moscow: the Synodal printing house, 1895 / In Book.: People of the world. Reflections on Russian history / Application. Orel, 2006. Pp. 227-228.
9. FirsovA. I. Mtsensk. Orel, 1915 / The People light (The Reflections on Russian history). App. Mtsensk, 2006. Pp. 234-235.
10. Shalina I. A. Icon "Nicholas of Mozhaisk" the middle of the XVI century from the NAC. Museum in Stockholm: artistic features and symbolic motifs iconography // Art of the Christian world. Sat. articles. Vol. 9. Moscow, 2005. Pp. 167-170.