Научная статья на тему 'О датировке "Сказания о Николе Новосильском"*'

О датировке "Сказания о Николе Новосильском"* Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
127
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКАЗАНИЕ / ПОВЕСТЬ / СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ТЕКСТ / ИКОНА / ИКОНОГРАФИЯ / LEGEND / STORY / MEDIEVAL TEXT / ICON / ICONOGRAPHY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Комова М.А.

В статье исследуется «Сказание о Николе Новосильском (Добром)» на предмет датировки малоизученного памятника позднесредневековой русской литературы, выявляются датирующие факторы посредством сравнения близких мотивов обретения икон в иных средневековых текстах, а также сопоставления с известными историческими событиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE DATING OF "THE LEGENT OF NICOLA NOVOSILSKY"

In the article the legend on Nikola Novosilskiy (Kind)» regarding dating of the little studied monument of late medieval Russian literature is investigated «, the dating factors by means of comparison of close motives of fi nding of icons in other medieval texts, and also comparisons to known historical events come to light.

Текст научной работы на тему «О датировке "Сказания о Николе Новосильском"*»

УДК 821.161.1 М.А. КОМОВА

кандидат искусствоведения, доцент, кафедра истории России, докторант, филологический факультет, Орловский осударственный университет E-mail: mariamna.orel@mail.ru

UDC 821.161.1 M.A. KOMOVA

Сandidate in Arts, Associate Professor, Department of History of Russia, Doctoral Faculty of Philology, Orel State

University

E-mail: mariamna.orel@mail.ru

О ДАТИРОВКЕ «СКАЗАНИЯ О НИКОЛЕ НОВОСИЛЬСКОМ»* ON THE DATING OF «THE LEGENT OF NICOLA NOVOSILSKY»

В статье исследуется «Сказание о Николе Новосильском (Добром)» на предмет датировки малоизученного памятника позднесредневековой русской литературы, выявляются датирующие факторы посредством сравнения близких мотивов обретения икон в иных средневековых текстах, а также сопоставления с известными историческими событиями.

Ключевые слова: сказание, повесть, средневековый текст, икона, иконография.

In the article the legend on Nikola Novosilskiy (Kind)» regarding dating of the little studied monument of late medieval Russian literature is investigated «, the dating factors by means of comparison of close motives offinding of icons in other medieval texts, and also comparisons to known historical events come to light.

Keywords: legend, story, medieval text, icon, iconography.

Сказание, которое повествует об иконе Николая Чудотворца, почитавшегося в городке Новосиле, не было оформлено в единый литературный текст и состоит из зафиксированных в краеведческой печати и в среднике иконной доски устных рассказов, бытовавших в Новое время. Наиболее полное изложение и публикация новосильского Сказания принадлежит церковному историку архимандриту Задонского монастыря Геронтию (Кургановскому; 1838-1903) [1; 5], исследовавшему историю монастырей Воронежской округи. Согласно этим записям первое упоминание об иконе Николы Новосильского произошло, «когда на Киев постоянно стали нападать половцы, и княжеская семья нередко находилась в опасности, то великий князь Юрий Долгорукий отправил свою жену в Новосиль, а с ней и икону Святителя Николая, пред которой по-ловчин был дан на поруку. Великая княгиня прожила здесь около года и оставила икону в местном женском монастыре Святого Ильи Пророка. По упразднении Ильинского монастыря икона Святителя Николая была перенесена в Свято-Духов монастырь. Но при царе Алексее Михайловиче она была вывезена в Москву. А так как монастырь содержался главным образом на сборе денег при хождении с этой иконой, то монахи, испытывая скудость средств при отсутствии иконы, подали царю челобитную, и икона была возвращена и теперь находится в Свято-Духовом монастыре и составляет древнейшую и первую святыню храма», «главной святыней этого монастыря был чудотворный образ Святого

Николая, Мирликийского Чудотворца. Образ этот, по преданию был писан преподобным Алимпием /МАК: Алипием/, художником и подвижником Киево-Печерской Лавры, жившим в начале Х1 столетия. На этой иконе внизу было написано крупными буквами с сокращениями и титлами, что в 1111 году пред сею иконою /МАК: исходя из фото 1915 г. такой надписи на иконе не было/, клялся в Киеве Половчанин об отдаче выкупа за свое освобождение из плена. Об этом чуде над Половцем, совершившимся от иконы Святителя Николая Чудотворца, повествуется в летописях тех лет. Так и среди язычников распространилась слава истинного Бога, благодаря чудесам Святителя Николая, и они, в связи с этим, удерживали и стесняли степняков (половцев) в их диких набегах на Русь».

Икона св. Николая Новосильского активно почиталась в Тульской епархии и в близлежащих уездах Орловской губернии в XVIII-XIX вв. До своей утраты после 1919 г. [2] икона находилась в Новосильском Духовом монастыре Тульской епархии.

По другой версии, икона Николы Новосильского была первично «вложена» в восстановленную ново-сильскую обитель царем Алексеем Михайловичем в 1663 г. [2; 4]. Это ближе к реалиям второй половины XVII в. Тогда по царским указам в возрождаемые храмы пограничного региона активно передавались иконы и церковная утварь, что исследовано В.М. Неделиным на архивных материалов. Источники XVII в. зафиксировали в новосильской округе два монастыря: Ильинский и Духов. Архимандрит Геронтий (Кургановский) в на-

* Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект 15-04-00437)

© М.А. Комова © M.A. Komova

Ученые записки Орловского государственного университета. №6 (69), 2015 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 6 - no. 69. 2015

чале XX в., ссылаясь на тексты Писцовых книг 1628, 1648 и 1676 гг., повествовал о событиях, произошедших в монастыре в 1619, 1628 и 1637 гг. (последняя дата - в связи с разорением его татарами). Отметим, что в первой половине XVII в. все строения монастырей были деревянными и не отличались дорогим внутренним убранством. С тем временем связано легендарное перемещение иконы в Москву из девичьей Ильинской обители. Это была общепринятая практика. Ранее ряд местных икон Богоматери - Свенской Печерской при Иоанне IV Васильевиче и Курской Коренной при Федоре Иоанновиче - были отправлены для чествования в столицу, а затем ее возвращение в мужской Свято-Духов монастырь. События, связанные с перемещением Святынь, были зафиксированы в Сказаниях об этих иконах. В новом каменном Троицком соборе монастыря, построенном в 1771 г. на месте одноименной деревянной церкви с Никольским приделом до 1919 г., вероятно, хранилась древняя икона Святителя Николая. Отметим, что Никольский придел упоминается в Писцовой книге стольника Бориса Максимовича Игнатьева и подъячего Василия Никифорова 1685 г.

Документов, датированных ранее последней трети XVIII в. и подтверждающих почитание новосильской святыни, не найдено. Согласно исследованию архимандрита Геронтия (1901 г.), начиная с 1776 г. икона принимала участие в крестных ходах: в 1776 г. икону приносили в храмы Севского Духовного, а в 1780 г. -Мценского Духовного правлений. В XIX в. с иконой устраивались большие и малые крестные ходы. Самым продолжительным был ход от Троицына дня до сентябрьских праздников, завершающих церковный год, когда «жители села всех возрастов приходят в монастырь в полном праздничном наряде и, взявши св. икону, несут ее пешком иногда верст 40-50» [2; 5].

Новосильский текст не сохранил орфографии и стилистики вероятного древнего памятника, поэтому проведем сравнительный анализ его сюжетной линии с киевскими текстами, т.к. повествование начинается с отъезда княгини из Киева. Это событие произошло якобы в середине XII в., если датировать текст временем княжения Юрия Долгорукого, проводившего переговоры с половцами в 1153-1154 гг. и совершившего походы в места их кочевий в Диком поле. Факт пребывания супруги Долгорукого в Новосиле подтверждает летопись по Воскресенскому списку: «В 1154 году прииде княгини Юрьева, Киеву из Новосиля». Возвращаясь в Киев, княгиня, якобы, оставила образ Николы в Ильинском девичьем монастыре, где он и пребывал до упразднения в 1663 г. [10].

Из текста легенды также следует, что икона была привезена из Киева и была киевского письма и приписывалась иконописцу Алипию Печерскому. В потребности приписать авторство иконы легендарному киевскому мастеру можно предположить аллюзию к тексту «Сказания о зачатии Свенского монастыря». Этот текст, где впервые упоминается икона Богоматери Свенская, повествует о происхождении местночтимой иконы Богоматери

Свенской Печерской, привезенной из Киева в Брянск в 1288 г., приписываемой также кисти Алипия. «Сказание о зачатии Свенского монастыря» сформировалось около 1583 г. после возвращения иконы Богоматери Свенской с почестями из Москвы [8; 9]. Надо отметить, что ряд местночтимых икон Брянщины в XIX в. приписывались кисти иконописца Алипия (например, образ святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, который, согласно местному преданию, был привезен из Киева вместе со Свенской иконой). Кроме того, написание имени иконописца как «Алимпий», а не «Алипий», приписывание его творчеству ряда местных и столичных икон характерно для местной публицистики рубежа XIX-XX вв. (например, в работе архимандрита Иерофея, историографа Свенского монастыря) [6].

Местное предание о древнем происхождении иконы Николы Новосильского (с поздним дополнительным наименованием «Добрый») следует сопоставить с киевской легендой XI в., позднее вошедшей в состав Четий Миней и проложного жития Николы Чудотворца как «Чудо святого Николы о половчине, створившееся в граде Киеве» [7]. С текстом Пролога XVII в., с состав которого под 9 (21) мая входил рассказ о чуде с половцем, в Духовом монастыре были хорошо знакомы. Так в 1663 г. в обитель в виде царского дара были вложены икона святителя Николая (в дальнейшем «Николы Новосильского») и одна из старопечатных книг с текстом Жития чудотворца Николы (том «Пролога» за март, апрель и май с дарственной подписью внизу каждого листа: «Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, Всея Великая и Малая и Белая России Самодержец, пожаловал сию книгу в Новосильский уезд, в Духов монастырь, в церковь Живоначальной Троицы, лету 7171 (от Р.Х. 1663 г.) августа в 8 день, подписал приказу Большого Дворца Подьячий Исидор Скворцов») и сохранялась в монастырском книжном собрании в XVШ-XIX вв. [2]. В основе фабулы одного из проложных сказаний - чудо, произошедшее с пленником-половцем, который перед образом святого Николая Чудотворца пообещал своему хозяину-киевлянину пригнать табун лошадей, если тот даст ему волю. Негласно святитель посредством своей иконы выступил поручителем за имущество киевлянина, который, поверив половцу, подарил ему свободу. Но бывший пленник не спешил исполнять обещание. По легенде, вскоре половец заболел, упав с лошади, и во сне ему явился св. Николай, напомнив о данном обете. Испытав сильное потрясение, половчанин пригнал два табуна - один для киевлянина и второй для постройки церкви святому Николе [3]. Надпись на иконе из Свято-Духова монастыря близ Новосиля утверждала, что это якобы и есть киевская икона, от которой в древности произошло указанное чудо [10]. Воспринимаемая как часть Сказания об образе Николы Новосильского надпись связала воедино киевский и новосильский тексты.

Для датировки названного текста Сказания следует учитывать возобновленное почитание иконы Богоматери из Свенского монастыря в XIX в.; характерное для

Поочья начала XVIII в., популяризацию святынь Киево-Печерского монастыря; особое народное отношение к древним иконам как эталонным; исторические сведения, проливающие свет на бытованиеи чудотворной иконы Николы в Новосиле. Мы можем предположить, что часть

текста о Николе Новосильском начала формироваться к середине XVIII в. по аналогии со Сказаниями о мест-ночтимых монастырских иконах на основе текста жития святителя из Пролога, устных памятей и исторических заметок, зафиксированных на иконной доске.

Библиографический список

1. Акиньшин А.Н. Геронтий / Православная энциклопедия. Москва, 2011. Т. 11. С. 413-414.

2. Архив Неделина В.М. Неделин В.М. Новосильский Свято-Духов мужской монастырь: Историческая записка. Орел, 1995 [машинопись]. Л. 1-15.

3. Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием. Декабрь 6-17. М., 1904. Стб. 680-686.

4. Вознесенский А., Гусев Ф. Житие и чудеса св. Николая Чудотворца. СПб., 1899. С. 254.

5. Геронтий (Кургановский), архимандрит. Исторический очерк Новосильского Свято-Духова монастыря Тульской епархии. Тула, 1901. С. 4-19.

6. Иерофей, архимандрит. Брянский Свенский Успенский монастырь // Орловские епархиальные ведомости. 1911. № 24. С.703-709.

7. КрутоваМ.С. Святитель Николай Чудотворец в древнерусской письменности. М.. 1997. С. 120-121, 124, 185.

8. Пясецкий Г.М. О явленных и чудотворных иконах в пределах Орловского края в период зависимости от Черниговской и Брянской епархий до конца XV в. // Орловские епархиальные ведомости. 1870. № 10. С. 657-659.

9. О Свенской чудотворной явленной иконе Божией Матери // Орловские епархиальные ведомости. 1865. № 6. С. 234-243.

10. Троицкий Н.И. Новосильская икона св. Николая "Доброго" // Светильник. 1915. № 9-12. С. 75.

References

1. Akinshin A.N. Gerontius / Orthodox Encyclopedia. Moscow, 2011. Vol.11. Рр. 413-414.

2. Archive by Nedelin V.M. Nedelin V.M. Novosilsky Holy Spirit Monastery Historical note. Orel, 1995 [typing]. Pp. 1-15.

3. The Great Saints Chetii collected by Metropolitan Macarius. December 6-17. Moscow, 1904. Pp. 680-686.

4. VoznesenskyA., Gusev F. The Life and Miracles of St. Nicholas. Petersburg, 1899. P. 254.

5. Gerontius (Kurganovskaya), the archimandrite. The Historical Sketch Novosilsky Monastery of the Holy Spirit Tula diocese. Tula, 1901. Pp. 4-19.

6. Hierotheos, the archimandrite. The Bryansk Svensky Assumption Monastery // Orel diocesan sheets. 1911. № 24. Pp.703-709.

7. KrutovaM.S. The Saint Nicholas the Wonderworker in ancient literature. Moscow, 1997. Pp. 120-121, 124, 185.

8. Piasecki G.M. About phenomena and miraculous icons within the Orel region in the period depending on Chernigov and Bryansk diocese until the end of the XV century // Orel diocesan sheets. 1870. № 10. Pp. 657-659.

9. The Svensk miraculous appearance of the icon of Our Lady of Orel // Orel diocesan sheets. 1865. № 6. Pp. 234-243.

10. Troitsky N.I. The Novosilsky icon of St. Nicholas "The Good" // Svetifnik. 1915. № 9-12. Р. 75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.