Научная статья на тему 'УСТРАНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ В ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ КАК МЕРА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

УСТРАНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ В ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ КАК МЕРА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
198
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ТАМОЖЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / НЕОТЛОЖНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ТАМОЖЕННАЯ КРИМИНАЛИСТИКА / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКСПЕРТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / TECHNICAL AND FORENSIC SUPPORT / CUSTOMS VIOLATIONS / URGENT INVESTIGATIVE ACTIONS / CUSTOMS FORENSICS / SPECIAL KNOWLEDGE / FORENSIC EXAMINATION / CONTINUOUS EXPERT SUPPORT SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Токарев Петр Иванович, Кузьмин Сергей Анатольевич, Макаренко Владимир Геннадьевич

В статье рассмотрены проблемные аспекты взаимодействия субъектов криминалистического обеспечения процессов выявления, пресечения, расследования и предупреждения таможенных преступлений и административных правонарушений в области таможенного дела. Основное внимание уделено вопросу необходимости сохранения и дальнейшего развития технико-криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов в рамках Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления и его региональных филиалов. Это обусловлено высокой профессиональной подготовкой экспертных кадров, высокотехнологичным парком оборудования данного органа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Токарев Петр Иванович, Кузьмин Сергей Анатольевич, Макаренко Владимир Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELIMINATION OF ORGANIZATIONAL AND LEGAL CONTRADICTIONS IN TECHNICAL AND FORENSIC SUPPORT AS A MEASURE TO IMPROVE THE EFFICIENCY OF THE CUSTOMS AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the problematic aspects of interaction of those who ensure forensic support of the processes of detection, suppression, investigation and prevention of customs violations and administrative offences in the field of customs business. The main attention is paid to the necessity to maintain and further develop technical and forensic support for law enforcement activities of the customs authorities within the framework of the Central expert and forensic customs department and its regional branches. This is due to the high professional training of expert personnel and high-tech equipment of this body.

Текст научной работы на тему «УСТРАНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ В ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ КАК МЕРА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

П. И. Токарев, С. А. Кузьмин, В. Г. Макаренко

устранение организационно-правовых противоречий

в технико-криминалистическом обеспечении как мера повышения эффективности функционирования таможенных органов российской федерации

В статье рассмотрены проблемные аспекты взаимодействия субъектов криминалистического обеспечения процессов выявления, пресечения, расследования и предупреждения таможенных преступлений и административных правонарушений в области таможенного дела. Основное внимание уделено вопросу необходимости сохранения и дальнейшего развития технико-криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов в рамках Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления и его региональных филиалов. Это обусловлено высокой профессиональной подготовкой экспертных кадров, высокотехнологичным парком оборудования данного органа.

Ключевые слова: технико-криминалистическое обеспечение; таможенные преступления; неотложные следственные действия; таможенная криминалистика; специальные знания; судебная экспертиза; система непрерывного экспертного обеспечения.

P. I. Tokarev, S. A. Kuzmin, V. G. Makarenko

elimination of organizational and legal contradictions IN technical and forensic support as a measure to improve the efficiency of the customs authorities of the Russian federation

The article deals with the problematic aspects of interaction of those who ensure forensic support of the processes of detection, suppression, investigation and prevention of customs violations and administrative offences in the field of customs business. The main attention is paid to the necessity to maintain and further develop technical and forensic support for law enforcement activities of the customs authorities within the framework of the Central expert and forensic customs department and its regional branches. This is due to the high professional training of expert personnel and high-tech equipment of this body.

Keywords: technical and forensic support; customs violations; urgent investigative actions; customs fo-rensics; special knowledge; forensic examination; continuous expert support system.

Важным критерием эффективности деятельности Федеральной таможенной службы (ФТС России) является результативность противодействия угрозам национальной безопасности, а также полнота взимания таможенных платежей, составляющих существенную долю федерального бюджета страны. В современных условиях технический прогресс, с одной стороны, позволяет упростить таможенные процедуры для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), а с другой - создает благоприятную почву для различного рода преступных посягательств на стабильность экономики страны, зависящей от импортно-экспортных операций.

В соответствии с действующим законодательством о таможенном регулировании таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают на

70 -

ВЕСТНИК российской ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ • № 2 • 2020

территории Российской Федерации (РФ) выполнение задач и функций, установленных ст. 351 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), а также выполняют множество функций, наиболее существенными из которых (в части обеспечения экономической безопасности) являются следующие: выявление, предупреждение, пресечение преступлений и административных правонарушений, отнесенных законодательством РФ к компетенции таможенных органов, иных связанных с ними преступлений и правонарушений; проведение неотложных следственных действий, а также осуществление предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях; функции производства по делам об административных правонарушениях. Таможенные органы осуществляют также в соответствии с законодательством РФ оперативно-розыскную деятельность (ОРД) в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности [1].

Согласно отчетным данным ФТС России всего в 2019 г. таможенными органами в ходе таможенного контроля лиц, транспортных средств и грузов, следующих через государственную границу РФ, а также оперативно-розыскных мероприятий, проводимых самостоятельно или во взаимодействии с российскими и зарубежными правоохранительными органами, изъято из незаконного оборота (1 439 случаев) 12 427,022 кг наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и сильнодействующих веществ. По выявленным фактам контрабанды наркотиков таможенными органами возбуждено 481 уголовное дело, в том числе по ст. 229.1 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) 231 уголовное дело и по ст. 226.1 УК РФ - 250 уголовных дел. В 2019 г. ФТС России проведено 196 оперативно-розыскных мероприятий и международных операций, в том числе контролируемых поставок, 140 из них завершено, из незаконного оборота изъято 285,4 кг наркотиков [2].

К сожалению, приведенные статистические данные ФТС России не отражают участие экспертно-криминалистических подразделений и их процессуальную деятельность, обеспечивающую криминалистическое сопровождение выявления, расследования и пресечения таможенных преступлений и административных правонарушений на основе применения технико-криминалистических средств и методов. Однако в современных условиях невозможно представить деятельность по противодействию преступным посягательствам в таможенной сфере, проистекающую без использования достижений науки и техники, возможных к применению в «полевых условиях» (например, на месте совершения преступления), лицами, обладающими специальными знаниями и умениями в различных отраслях, кор-релирующимися с тем многообразием товаров, перемещаемых через таможенную границу, которое создает трудности в борьбе с таможенной преступностью. Именно в этом и состоит системное отличие таможенной преступности от традиционной, не имеющей отношения к ВЭД.

Так, профессор Н. И. Крюкова определяет таможенные преступления следующим образом: преступления в сфере таможенной деятельности - это виновно совершенные, общественно опасные, уголовно наказуемые деяния, связанные с осуществлением деятельности в сфере таможенного регулирования и относящиеся к компетенции таможенных органов [3]. Что касается таких преступлений, как контрабанда наркотиков, то в странах Евразийского экономического союза

(ЕАЭС) предусмотрены различные подходы к определению объективной стороны контрабанды наркотиков. Так, УК РФ в одной статье объединил такие критерии объективной стороны преступления, как перемещение рассматриваемых веществ через таможенную границу ЕАЭС и перемещение последних через государственную границу РФ и стран ЕАЭС. Иными словами, установлена одинаковая ответственность и за ввоз (вывоз) наркотиков, осуществляемый с (на) территории третьих стран, и за аналогичные перемещения внутри ЕАЭС [4]. Данные посылы свидетельствуют о высокой значимости криминалистического обеспечения процессуальной деятельности в таможенных органах.

Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление (ЦЭКТУ), согласно приказу ФТС России, реализует полномочия в части экс-пертно-криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности ФТС России и иных правоохранительных органов [5]. Такое нормативное закрепление «гибридной» разновидности деятельности экспертных подразделений, на наш взгляд, обусловлено спецификой таможенного регулирования, которая имеет существенные отличия от правоохранительной и экспертной деятельности, например в органах внутренних дел, касающиеся субъектной и объектной принадлежности.

Существуют важные различия судебно-экспертной (СЭД) и технико-криминалистической (ТКД) видов деятельности. К таким различиям можно отнести, например, тактические цели: в первом случае - это исследование следов (объектов) преступления, во втором - их установление, фиксация, сбор, передача на экспертизу. Другим важным различием рассматриваемых видов деятельности является способ решения поставленных перед субъектом деятельности задач: при СЭД исследование объектов проводится по утвержденным и апробированным методикам, а при ТКД ситуационно-инициативный поиск следов осуществляется специалистом при осмотре места происшествия. Однако в обоих случаях предполагается использование технических средств, приборной базы. Правовая основа СЭД и ТКД также имеет незначительное различие: в первом случае деятельность исключительно процессуальная, во втором - как процессуальная, так и непроцессуальная.

В то же время, наряду с указанными различиями, СЭД и ТКД имеют и ряд общих элементов, образующих единую «цепь» использования специальных знаний в правоприменении. Очевидно, что вне зависимости от отрасли права, в рамках которой / которых применяются специальные знания, а также от процессуального статуса носителя таких знаний (специалист, судебный и / или таможенный эксперт) технические аспекты экспертной деятельности остаются одними и теми же. Единство процесса использования специальных знаний в правоприменительной деятельности позволяет сформировать систему взаимосогласованных технических требований, касающихся всех этапов работы экспертов / специалистов с объектами исследований (вещественными доказательствами) - от стадии их обнаружения (выявления), через этапы изъятия, упаковки, маркировки, хранения, транспортировки к этапам лабораторных исследований, экспертной интерпретации полученных результатов и представления окончательного заключения инициатору экспертного задания.

При этом необходимо отметить, что проблема обеспечения качества названного выше единого процесса применения специальных знаний и его конечных

результатов может быть решена только путем формирования организационно-методических предпосылок: это гармонизированная система методического обеспечения экспертно-криминалистической деятельности; выработка унифицированной системы компетенций носителей специальных знаний, каждый из которых обладает таким их набором, который обеспечивает надежное взаимодействие между различными этапами ТКД и СЭД; единая система менеджмента качества, охватывающая все элементы экспертно-криминалистического обеспечения правоприменения.

В данном контексте представляет интерес единая система требований к экс-пертно-криминалистическим подразделениям при их аккредитации, разработанная Международной организацией для органов по аккредитации (ILAC) в Руководстве ILAC G19:08/2014 Modules in a Forensic Science Process. В этом документе процесс экспертно-криминалистического обеспечения (forensic science process) рассматривается как органически связанный набор процедур, образующих единую последовательность «от места происшествия до зала суда» [6].

Создание описанной выше системы актуализирует вопрос об организационных формах обеспечения единства процесса экспертного обеспечения таможенных органов. Предполагает ли это консолидацию всех экспертно-криминалисти-ческих сил и средств в рамках единой структуры? На разных этапах развития системы криминологического обеспечения отечественных таможенных органов ответ на данный вопрос звучал по-разному.

До 2011 г. таможенные органы привлекали в качестве специалистов должностных лиц, которые являлись штатными сотрудниками подразделений этих же таможенных органов - криминалистических отделов (отделений). В то же время существовали и отдельные должности специалиста по криминалистической работе. Данная криминалистическая деятельность находилась в ведении Управления таможенных расследований и дознания (УТРД) ФТС России.

В 2012 г. функции криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов были переданы в ЦЭКТУ ФТС России и его региональные филиалы (экспертно-криминалистические службы - ЭКС). Руководством ЦЭКТУ были предприняты конкретные меры по концептуальному реформированию системы криминалистического обеспечения в таможенных органах. В начальный период становления системы непрерывного экспертно-кри-миналистического обеспечения (НЭО) руководством ЦЭКТУ была впервые сформирована стратегия такой системы, которая обосновала потребность в ней, что дало положительные результаты и позволило полностью изменить формат криминалистического обеспечения в таможенных органах.

В целях устранения дублирования полномочий при экспертно-криминалисти-ческом обеспечении таможенных органов приказом ФТС России от 21.09.2011 № 1929 «О распределении численности таможенных органов Российской Федерации» с 26.12.2011 ликвидированы криминалистические подразделения в структуре таможен (в том числе оперативных), ЦЭКТУ выделено дополнительно 89 штатных единиц [7]. За счет передачи указанных штатных единиц в первую очередь была выполнена задача, поставленная Правительством РФ, по сокращению сотрудников таможенных органов. Сократив штатную численность должностных лиц «в погонах», ФТС России добавила в ЦЭКТУ штатные единицы федеральных государственных гражданских служащих (ФГГС), что частично «смяг-

чило» отрицательные последствия реорганизации системы криминалистического обеспечения в таможенных органах.

По нашему мнению, локальную ведомственную реформу 2012 г. следует признать обоснованной и закономерной, так как осуществление технико-криминалистического обеспечения процессуальной деятельности лицами, оторванными от единого методического обеспечения, а также использующими техническую приборную базу, лишенную своевременной и системной омологации, является совершенно недопустимой и опасной практикой. УТРД, которое до 2012 г. контролировало и координировало деятельность таможенных криминалистов, сейчас не имеет возможности решения таких задач по той причине, что требуемый функционал не предусмотрен нормативными правовыми актами ФТС России, например положением об УТРД. Однако следует признать наличие достаточно квалифицированно организованной системы криминалистических учетов в УТРД, что оказывало положительное влияние на процессуальную деятельность в части компетенции данного управления и подчиненных подразделений правоохранительного «блока» таможенных органов.

Об отсутствии научного и методически выверенного подхода к формированию приборной базы криминалистической деятельности свидетельствует тот факт, что криминалистическое оборудование, в том числе дорогостоящие мобильные криминалистические лаборатории на базе автомобилей Chevrolet Kodiak, на поверку оказались невостребованными в экспертных подразделениях, что явилось причиной проведения в 2013 г. масштабной работы по межведомственной передаче данной техники в органы внутренних дел и региональные подразделения Следственного комитета РФ. На сегодняшний день в ЦЭКТУ и его региональных филиалах (ЭКС) используется следующее аналитическое и исследовательское оборудование в целях непрерывного экспертно-криминалистического обеспечения: МОП «Зоркий» (Regula 7505); ПРФА «МетЭксперт»; хроматографы газовые; спектрометр рентгенофлуоресцентный EDX-7000P; комплекс на базе металлографического микроскопа; компьютерно-технические комплексы; «чемодан криминалиста». Такой парк технических средств, апробированные и утвержденные методики, а также профессионально владеющие ими эксперты ЦЭКТУ в полной мере могут обеспечить криминалистическое сопровождение правоохранительного «блока».

При этом следует добиваться такого уровня выполнения задач по технико-криминалистическому обеспечению, при котором основные «заказчики» (таможни, оперативные таможни) будут иметь возможность действительно эффективно выявлять и предотвращать таможенные преступления и административные правонарушения, оперативно используя помощь квалифицированных специалистов, экспертов. Мы поддерживаем идею того, что специалисты-криминалисты должны находиться в состоянии постоянной готовности к применению технико-криминалистических средств и методов при производстве неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий таможенными правоохранителями. Тем не менее они должны оставаться экспертами, а не быть «вспомогательным звеном» органа дознания либо оперативной таможни.

Такая возможность в настоящее время существует - она обеспечивается деятельностью ЦЭКТУ ФТС России, в котором аттестовано более 400 экспертов, а 26 специалистов имеют ученую степень в различных отраслях науки и техники.

Совместно с Российской таможенной академией специалистами ЦЭКТУ разработаны дополнительные профессиональные программы по конкретным экспертным специальностям, а именно товароведение и экспертиза товаров в таможенном деле, экспертизы объектов интеллектуальной собственности; криминалистические экспертизы: технико-криминалистические экспертизы документов, трасологи-ческие экспертизы, экспертизы холодного и метательного оружия. Специальная подготовка предполагает самостоятельное изучение программы, разработанной Научно-методической секцией ЦЭКТУ; обучение работе на специальном оборудовании; повышение квалификации или профессиональную переподготовку. Должностные лица экспертно-криминалистической службы систематически пополняют профессиональные знания; один раз в пять лет проходят переаттестацию, а также сдают экзамены на право самостоятельного производства экспертиз [8]. Только эксперт, имеющий соответствующую подготовку по определенному направлению исследований, способен квалифицированно, системно и эффективно применять криминалистические средства и методы, например при осмотре места происшествия по факту совершения контрабанды.

Исключительно за счет возможностей ЦЭКТУ обеспечивается необходимое количество экспертов (экспертных специальностей), которые на постоянной основе включаются в графики сменности (дежурств), направляемые в таможенные органы. В такие графики сменности специалистов для обеспечения НЭО правоохранительной деятельности включаются 215 ФГГС (и в этом заключается большая проблема), однако цифра варьируется в зависимости от графика отпусков должностных лиц ЦЭКТУ. Графики сменности поступают в ЦЭКТУ от экспертных подразделений посредством электронного документооборота, после чего утверждаются заместителем начальника Управления, начальниками ЭКС - региональных филиалов ЦЭКТУ и направляются сопроводительным письмом в региональные таможенные управления, в том числе в Главное управление по борьбе с контрабандой (ГУБК) и УТРД ФТС России. В настоящее время в НЭО участвуют эксперты по исследованию наркотических средств, товароведы легкой промышленности, эксперты по техническим товарам, в том числе по компьютерной технике, геммологи и специалисты в области традиционной криминалистической экспертизы. Помимо имеющихся экспертных специальностей, лица, участвующие в НЭО, получают криминалистическую подготовку, позволяющую применять на практике при осуществлении неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий технико-криминалистические средства и методы выявления следов совершенных преступлений и (или) правонарушений.

Следует признать, что за неполное десятилетие с момента внедрения в ЦЭКТУ системы НЭО те цели, которые были поставлены при ее формировании, не в полной мере достигнуты, что обусловлено рядом объективных и субъективных причин.

Во-первых, это социальный статус - ФГГС - тех лиц, которые являются непосредственными исполнителями НЭО (специалисты / эксперты); это оказывает отрицательное воздействие на мотивацию должностных лиц, являющихся субъектами ТКД, и имеет негативные последствия для деятельности по раскрытию и расследованию таможенных преступлений и правонарушений. ЦЭКТУ были приняты и введены в действие внутренние приказы и распоряжения о материальном стимулировании специалистов, а также инструкции о формировании

графиков сменности ФГГС, однако данные меры не смогут в полном объеме возместить те льготы, которые дает социальное положение сотрудника таможенных органов.

Во-вторых, за период функционирования системы НЭО в определенной степени проявилось формальное отношение сотрудников правоохранительных подразделений таможенных органов к требованиям приказа ФТС России от 26.12.2012 № 2690 «Об утверждении Порядка непрерывного экспертно-криминалистическо-го обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов». На основании статистических данных, составленных ГУБК ФТС России1, например, в 2015 г. таможенными органами криминалисты / специалисты ЦЭКТУ привлекались к участию в оперативно-розыскных мероприятиях всего 51 раз; в 2016 г. -136 раз; в 2017 г. - незначительные 36 раз. Как видно из данных таблицы, уровень вовлеченности специалистов ЦЭКТУ в процессуальную и оперативно-розыскную деятельность таможенных органов является недостаточно высоким. Особенно это касается привлечения к участию специалистов в оперативно-розыскных мероприятиях, проводимых подразделениями ГУБК ФТС России.

Таблица

Сведения о привлечении специалистов ЦЭКТУ и его региональных филиалов в рамках НЭО в 2019 г.

Участие специалиста в оперативно-розыскных мероприятиях, в том числе: 35 Выполнено криминалистических исследований, в том числе: 43

- в рабочее время 16 - в рабочее время 22

- в нерабочее и ночное время 16 - в нерабочее и ночное время 19

- в выходные дни 3 - в выходные дни 2

- в праздничные дни 0 - в праздничные дни 0

Участие специалиста в неотложных следственных действиях, в том числе: 53 Участие специалиста в проведении проверок по материалам, сообщениям, заявлениям, в том числе: 5

- в рабочее время 10 - в рабочее время 4

- в нерабочее и ночное время 43 - в нерабочее и ночное время 1

- в выходные дни 0 - в выходные дни 0

- в праздничные дни 0 - в праздничные дни 0

Выполнено исследований наркотических и психотропных веществ, в том числе: 349 Выполнено иных (указать каких) исследований, в том числе: 5

- в рабочее время 104 - в рабочее время 4

- в нерабочее и ночное время 201 - в нерабочее и ночное время 0

- в выходные дни 44 - в выходные дни 0

- в праздничные дни 0 - в праздничные дни 1

Одной из причин такого парадоксального положения дел, при котором имеющихся криминалистов не привлекают к проведению неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, является крайне низкая заинтересованность в этом руководителей органов дознания и административных расследований, равно как и оперативно-розыскных подразделений таможенных

1 Письмо Главного управления по борьбе с контрабандой ФТС России от 11.01.2018 № 07-16/М-8164 «О направлении информации» (в ответ на обращение гр. В. Г. Макаренко в электронном виде в ФТС России).

органов, оперативных таможен. Данный факт обусловлен сложившимся еще в 2012 г. (после ликвидации криминалистических подразделений УТРД) субъективно критическим подходом со стороны правоохранительного «блока» к организации системы НЭО. Хотя предполагалось, что такая организация правоохраны будет направлена в позитивную сторону, а именно на формирование устойчивого, разностороннего и эффективного взаимодействия между дознанием и экспертами. Однако этого до сих пор не произошло. По нашему мнению, в сложившихся негативных обстоятельствах возникла объективная потребность в актуализации ведомственной нормативной базы в отношении технико-криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов. В дальнейшем, по истечении определенного ФТС России срока, систему НЭО следует спроецировать на область таможенного контроля, через применение технических (технико-криминалистических) средств таможенного контроля (ТСТК). Но в данном случае потребуется не только ведомственная, но и законодательная регламентация в сфере таможенного регулирования (дела).

В связи с этим ряд ученых-процессуалистов выдвигают тезис о необходимости принятия федеральных законов, которыми, помимо множества положений, регулировались бы полномочия следственных органов и органов дознания по организационному, учетно-регистрационному, научно-методическому, криминалистическому, судебно-экспертному, информационному обеспечению уголовно-процессуальной деятельности следователей, руководителей следственных органов и органов дознания [9]. С. П. Жданов, исследуя применение специальных познаний в правоохранительной деятельности, в том числе таможенных органов, предлагает к рассмотрению вопрос о принятии Федерального закона «О деятельности специалиста в Российской Федерации» [10]. Соглашаясь с данными предложениями, отмечаем, что последовательное внедрение усовершенствованного порядка НЭО позволит не только придать импульс системному развитию ТКД в сфере таможенного регулирования, но и повысить доказательственную значимость института таможенной экспертизы и СЭД таможенных органов в целом.

Технико-криминалистические средства и методы - открытая система, поэтому она постоянно совершенствуется и развивается, что стимулирует разработку специфических технико-криминалистических средств и методов собирания информации [11]. Именно к такому специфическому виду технико-криминалистической деятельности и следует отнести ее разновидность в таможенной сфере, что является предпосылкой для развития концепта таможенной криминалистики, направленной на повышение эффективности и СЭД. Актуальность дальнейшего становления системы технико-криминалистического обеспечения подтверждается доминирующими тенденциями развития ЕАЭС через реализацию принципа верховенства права, гармонизацию законодательства в сфере СЭД, консолидацию усилий всех субъектов использования специальных знаний во всех видах судопроизводства [12].

Результаты проведенного анализа показали, что ТКД по своей сути, в отличие от СЭД, направлена именно на раскрытие, расследование и предупреждение преступлений (в том числе таможенных) и разного рода правонарушений. Поэтому с целью устранения имеющихся существенных межсубъектных противоречий в ТКД таможенных органов, повышения эффективности реализации функций таможенных органов, предусмотренных ст. 351 ТК ЕАЭС, предлагаются следующие

меры, направленные на содействие процессуальной деятельности правоохранительных подразделений.

1. Меры организационного характера. Для полноценного технико-криминалистического «охвата» таможен, оперативных таможен, а также таможен в местах, приближенных к государственной границе РФ, целесообразно увеличить штатную численность ЦЭКТУ из расчета включения по одной единице для каждого обособленного экспертно-криминалистического подразделения (экспертно-ис-следовательского отдела - ЭИО), входящих в состав экспертно-криминалисти-ческих служб ЦЭКТУ. Существующее количество должностей, предполагающих участие в НЭО, и включаемые в ЭИО должности должны являться должностями сотрудников таможенных органов. Следует предусмотреть постоянную вовлеченность экспертов в НЭО таким образом, чтобы в процентном соотношении распределение функционала выглядело, например, так: 70% служебного времени - участие в ТКД, 30% времени - участие в СЭД.

2. Меры методическо-регламентирующего характера. Объективным основанием принятия данных мер является потребность в актуализации действующих ведомственных нормативных правовых актов в отношении НЭО. Следует разработать и принять порядок (наставление, инструкцию) по организации технико-криминалистического обеспечения процессуальной деятельности таможенных органов, который должен стать руководством к действию по оказанию помощи должностным лицам таможенных органов уполномоченными должностными лицами экспертно-криминалистических подразделений в соответствии с имеющимися специальными знаниями (компетенцией), а также порядок взаимодействия экспертно-криминалистических подразделений с подразделениями таможенных органов, осуществляющими оперативно-розыскные мероприятия, неотложные следственные действия и производство по делам об административных правонарушениях.

3. Меры совершенствования межсубъектного взаимодействия. Помимо мето-дическо-регламентирующих директив, следует создать техническую базу, в том числе с использованием системы электронного документооборота, с целью организации оперативного привлечения (вызова) специалиста-криминалиста, обеспечения его транспортом и связью, а также возможностью оформления результатов ТКД непосредственно в «полевых» условиях, например, при осмотре места происшествия. Необходимо организовать взаимодействие между ЭКС и РТУ (оперативная таможня) и (или) ЭИО и таможней таким образом, чтобы была обеспечена возможность планировать оперативно-розыскные мероприятия и неотложные следственные действия специалиста-криминалиста.

Использованные источники

1. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.

2. Результаты правоохранительной деятельности подразделений Федеральной таможенной службы за 2019 год» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России. URL: http://customs.ru/activity/pravooxranitel-naya-deyatel-nost-/ (дата обращения: 11.03.2020).

3. Крюкова Н. И. Квалификация и расследование преступлений в сфере таможенного дела: учебник. М.: Юрайт, 2018. 223 с.

4. Стрельцов Р. С. Проблемы применения ответственности за контрабанду наркотиков в странах ЕАЭС // Таможенное дело. 2019. № 4. С. 27-29.

5. Приказ ФТС России от 15.06.2017 № 982 «Об утверждении Положения о Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении».

6. Кузьмин С. А. Руководство ILACG-19:2014 «Модули в судебно-экспертной деятельности» - качественно новый шаг к аккредитации судебно-экспертных организаций // Теория и практика судебной экспертизы. 2015. № 2 (38). С. 24-27.

7. Макаренко В. Г. Экспертно-криминалистическая деятельность таможенных органов: монография. М.: Проспект, 2018. 232 с.

8. Токарев П. И. Управление экспертов // Таможня: информационно-аналитическое обозрение. 2019. № 8 (439). С. 12-17.

9. Михайлов В. А., Побегайло Э. Ф, Цопанова И. Г. О статусе органов дознания и следственных органов // Публичное и частное право. 2019. № 1 (41). С. 75-83.

10. Жданов С. П. Участие специалиста в правоохранительной деятельности: монография. М.: Проспект, 2019. 272 с.

11. Жбанков В. А. Концептуальные основы установления личности преступника в криминалистике: дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.09. М., 1995. 364 с.

12. Кузьмин С. А. О развитии института судебной экспертизы в условиях Евразийского экономического союза // Теория и практика судебной экспертизы. 2015. № 4 (40). С. 106-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.