Научная статья на тему 'Технико-криминалистическое обеспечение расследования таможенными органами преступлений, связанных с контрабандой огнестрельного оружия'

Технико-криминалистическое обеспечение расследования таможенными органами преступлений, связанных с контрабандой огнестрельного оружия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
288
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / FIREARMS / ЭКСПЕРТ-БАЛЛИСТ / BALLISTIC EXPERT / КОНТРАБАНДА / SMUGGLING / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / SPECIAL KNOWLEDGE / НЕПРЕРЫВНОЕ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (НЭО) / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА. ДЕЖУРНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / THE ONGOING FORENSIC SUPPORT (OFS-SYSTEM) / ТАМОЖЕННАЯ КРИМИНАЛИСТИКА / CRIMINALISTICS EXAMINATION FOR CUSTOMS / SPECIALIST ON DUTY / CUSTOMS CRIMINALISTICS (FORENSIC SCIENCE)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Макаренко В. Г.

Автором рассматриваются вопросы применения специальных знаний должностными лицами экспертно-криминалистических подразделений ФТС России; проанализированы общие принципы и особенности привлечения экспертов к участию в оперативно-розыскных мероприятиях и неотложных следственных действиях при выявлении фактов контрабанды огнестрельного оружия и его основных частей. Автором статьи выносится на обсуждение понятие «таможенная криминалистика», которое могло бы быть применимо в теории и практике технико-криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов, а также в рамках таможенного контроля. Криминалистический аспект, по мнению автора, в настоящее время приобретает большое значение в сфере таможенного дела в связи с тем, что лица, совершающие таможенные преступления и правонарушения, используют новые технологии и приемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some features of forensic support of the customs authorities’ investigation of firearms criminal smuggling

The paper’s author considers questions of special knowledge using by officials of forensic divisions of FCS of Russia; the general principles and some features of involvement of experts to participation in investigation and search operations on identification of smuggling of firearms and its main parts are analyzed. The author is submitted for discussion a new concept customs criminalistics, that could be applied in the theory and practice of forensic provide law enforcement activities of customs authorities and within the customs control. By the author’s opinion, the forensic aspect now acquires a higher value in the customs sphere.

Текст научной работы на тему «Технико-криминалистическое обеспечение расследования таможенными органами преступлений, связанных с контрабандой огнестрельного оружия»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2017. - Т. 3 (69). № 1. - С. 125-132.

УДК 343.98.065

ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С КОНТРАБАНДОЙ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ

Макаренко В. Г.

Московский институт юриспруденции

Автором рассматриваются вопросы применения специальных знаний должностными лицами экспертно-криминалистических подразделений ФТС России; проанализированы общие принципы и особенности привлечения экспертов к участию в оперативно-розыскных мероприятиях и неотложных следственных действиях при выявлении фактов контрабанды огнестрельного оружия и его основных частей. Автором статьи выносится на обсуждение понятие - «таможенная криминалистика», которое могло бы быть применимо в теории и практике технико-криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов, а также в рамках таможенного контроля. Криминалистический аспект, по мнению автора, в настоящее время приобретает большое значение в сфере таможенного дела в связи с тем, что лица, совершающие таможенные преступления и правонарушения, используют новые технологии и приемы.

Ключевые слова огнестрельное оружие, эксперт-баллист, контрабанда, специальные знания, криминалистическая таможенная экспертиза. дежурный специалист, непрерывное экспертно-криминалистическое обеспечение (НЭО), таможенная криминалистика.

В настоящее время в России процессы противодействия контрабанде приобретают огромное государственное значение, особенно это прослеживается в аспекте борьбы с таким общественно опасным ее видом, как контрабанда огнестрельного оружия и его основных частей. Начиная с 2002 года к компетенции таможенных органов Российской Федерации отнесено производство неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных Уголовным кодексом РФ, а именно статьей 226.1 (до 2011 года - ст. 188 УК РФ), в части, касающейся контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, иного вооружения и иной военной техники [1]. Исходя из реалий современного развития науки и техники, оперативным сотрудникам и дознавателям таможенных органов зачастую затруднительно производить неотложные следственные действия без тесного взаимодействия со специалистами в области баллистической экспертизы и исследований огнестрельного оружия.

Необходимо отметить, что огнестрельным считается оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда, а к его основным частям относятся - ствол, затвор, барабан, рамка и ствольная коробка [2]. На одном из пленумов Верховный Суд РФ постановил, что в случаях необходимости решения вопроса о принадлежности объектов к тому или иному виду оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ требуется применение

125

специальных познаний и проведение экспертных исследований, проще говоря -экспертизы [3].

Привлечение специалиста таможенного экспертного учреждения осуществляется тогда, когда для решения вопросов, возникающих в том числе при расследовании дел о контрабанде огнестрельного оружия, требуются специальные знания в области современной науки и существующих прогрессивных технологий. Необходимость специальных знаний в области права, как правило, не может влечь за собой назначение судебной экспертизы. Решение правовых вопросов законом относится к исключительной компетенции дознавателя, след ователя, прокурора или судьи. Однако очень важным является правовая составляющая действия специалистов и экспертов, являющихся должностными лицами таможенных органов.

В этой связи необходимо учитывать определенные понятия, являющиеся одними из основополагающих. В частности, судебная экспертиза - это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу (ст. 9 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-Ф3).

Наряду с вышесказанным общим понятием существует сугубо специфическое, можно даже сказать - ведомственное, а именно: «таможенная экспертиза», т. е. организация и проведение исследований, осуществляемых таможенными экспертами и (или) иными экспертами с использованием специальных и (или) научных познаний для решения задач в области таможенного регулирования (ст. 137 Таможенного кодекса Таможенного союза).

С точки зрения общей теории экспертизы таможенные экспертизы не представляют самостоятельный вид. Тем не менее при классификации экспертиз некоторыми учеными предпринимаются попытки обосновать правомерность и целесообразность выделения таможенных экспертиз в отдельный вид [4]. Таможенные экспертизы выполняются в специализированном региональном управлении Федеральной таможенной службы, которое является мощным наукоемким учреждением.

Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление ФТС России (далее - ЦЭКТУ) имеет в своем штате квалифицированных экспертов-баллистов, способных на высоком профессиональном уровне принимать участие в оперативно-розыскных мероприятиях либо неотложных следственных действиях по делам контрабанды огнестрельного оружия и его основных частей. И нельзя не отметить, что законодатель определяет «эксперта» как лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное для производства судебной экспертизы и дачи заключения [5]. Эксперты ЦЭКТУ, имеющие специализацию «баллистическая экспертиза», в свою очередь выполняют не только судебные экспертизы, но и принимают участие в производстве правоохранительными подразделениями специальных мероприятий. Это происходит в рамках осуществления технико-криминалистической деятельности в таможенных органах, регламентация которой требует актуализации нормативной базы путем формирования специального

126

документа. По нашему мнению, таковым могло бы стать «Наставление по технико-криминалистической деятельности в таможенных органах», которое может регулировать процессы НЭО и сопряженные с ним процессуальные мероприятия.

После передачи в 2011 году функций криминалистического обеспечения из Управления таможенных расследований и дознания в экспертные подразделения ЦЭКТУ в ФТС России был определен порядок действия специалиста в случае его привлечения правоохранительными подразделениями таможенных органов к участию в оперативно-розыскных мероприятиях и неотложных следственных действиях.

Следует отметить, что в общей практике криминалистики, принятой за основу работы в системе МВД России, существуют определенные правила, которые должным образом спроецированы на деятельность специалиста, привлеченного правоохранительными подразделениями таможенных органов. В этой связи необходимо учитывать, что и таможенный эксперт-баллист выполняет свои функции на данной общепринятой основе.

Так, при обнаружении оружия специалист в обязательном порядке фиксирует в протоколе и плане осмотра его место расположения относительно соседних предметов и производит фотосъемку по правилам криминалистической фотографии. Затем специалист тщательно осматривает оружие, соблюдая при этом следующие меры безопасности:

1) нельзя поднимать оружие с помощью стержня или палочки, вставленных в ствол или спусковую скобу;

2) осматривать оружие рекомендуется в резиновых перчатках, брать его осторожно, чтобы оно случайно не выстрелило;

3) нельзя брать оружие за дульный срез ствола, т. к. можно уничтожить различные наложения. Поднимают оружие дульным срезом вверх, чтобы сохранить имеющиеся в канале ствола частички пороха, при этом запрещается направлять оружие в сторону людей;

4) взводят курок (если это оружие с открытым курком), приоткрывают затвор, чтобы проверить, нет ли патрона в патроннике. Стараются зафиксировать их в таком положении, а если это невозможно - курок спускают;

5) оружие кладут на чистую бумагу и осматривают, отыскивая на нем следы рук и наслоения посторонних веществ;

6) вынимают магазин, выявляют на нем следы рук;

7) затем извлекают из патронника патрон или гильзу. Если их извлечь невозможно, то, в зависимости от конструкции оружия, вынимают затвор, отделяют ствол от ложа или устанавливают на курок плотную картонную прокладку.

Вышеописанный перечень мер безопасности не исчерпывающий, а более того, требует дополнений с учетом специфики деятельности правоохранительных подразделений таможенных органов.

По завершении своего участия в мероприятиях специалист осторожно снимает и помещает в пробирку с пробкой имеющиеся частицы какого-либо обнаруженного вещества. Одновременно специалистом учитывается, что следы рук, обнаруженные на поверхности, не должны соприкасаться с материалом упаковки, а магазин, патроны заворачиваются в отдельную упаковку. После чего упаковка обвязывается ниткой и опечатывается.

127

Будет правильным рассмотреть общий порядок участия специалиста в неотложных следственных действиях при расследовании контрабанды огнестрельного оружия. Важнейшим аспектом является то, что дежурными специалистами экспертно-криминалистических таможенных подразделений обеспечивается готовность к оказанию помощи в качестве специалистов, обладающих специальными знаниями (компетенцией), в проведении исследований правоохранительным подразделениям таможенных органов. Процесс участия специалиста принято называть непрерывным экспертно-криминалистическим обеспечением или сокращенно - НЭО.

Как отмечалось выше, дежурный специалист, имеющий квалификацию «криминалист», участвует по заданию таможенного органа в проведении оперативно-розыскных мероприятий и неотложных следственных действий по пресечению контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей и боеприпасов. Особым акцентом необходимо здесь отметить, что он действует именно по заданию таможенного органа (задание оформляется в письменной форме). Специалист также может осуществлять сбор сравнительных образцов для проведения дактилоскопических исследований по различным объектам. В то же время проведение дактилоскопирования живых лиц (или трупов) для целей дактилоскопических учетов в иных правоохранительных органах соответствующим приказом не допускается [6]. Как показывает практика, в настоящее время назрела необходимость конкретизации определений «дежурный специалист», «дежурный эксперт», которые участвуют в НЭО.

Важным является то положение, что при выявлении дежурным специалистом в ходе участия в НЭО признаков каких-либо правонарушений (преступлений) относительно исследуемых объектов огнестрельного оружия, если по таким признакам ему не определены действия заданием таможенного органа, специалист вправе использовать принцип экспертной инициативы. По результатам таких действий он впоследствии делает соответствующую запись в заключении специалиста при его оформлении.

Как отмечает В. А. Михайлов, эксперт вправе провести исследование, по его результатам дать заключение и по вопросам, не поставленным в постановлении о назначении экспертизы, но имеющим отношение к предмету экспертного исследования [7]. Вышеуказанное право эксперта (аналогично со специалистом таможенного экспертного учреждения) можно дефинировать как экспертную инициативу, которая определяется уголовно-процессуальной категорией, характеризующей деятельность эксперта в уголовном процессе в пределах его профессиональной компетенции, не ограниченной экспертным заданием и направленной на выявление сведений об обстоятельствах, которые имеют отношение к предмету экспертного исследования [8].

Одним из итогов участия специалиста таможенного экспертно-криминалистического подразделения может впоследствии стать назначение судебной экспертизы, в процессе производства которой также можно проследить возможность применения экспертной инициативы.

Хочется отметить, что, как показывает анализ правоохранительной и правоприменительной практики борьбы с преступлениями во внешнеэкономической сфере, высокие результаты в деле расследования и

128

раскрытия преступлений, связанных с контрабандой огнестрельного оружия и его основных частей, могут быть достигнуты только в том случае, если неотложные следственные действия производятся в строгом соответствии с действующим законом и во всеобъемлющем тесном взаимодействии оперативного сотрудника, дознавателя и эксперта (специалиста).

В этой связи процитируем С. П. Жданова, чьи научные исследования процессов привлечения специалиста к различным процессуальным мероприятиям приобретают сегодня достаточно высокую значимость с учетом практики деятельности таможенных органов: «Специальные познания специалиста - это теоретические знания в области науки, техники, искусства и ремесла, приобретенные при получении специального образования и (или) апробированные на практике, необходимые для применения и (или) использования в конституционном, уголовном, гражданском, административном производстве и оперативно-розыскной деятельности без назначения и производства экспертизы»

[9].

Рассматривая сущность процессов таможенного контроля в полной взаимосвязи с их криминалистическим (экспертно-криминалистическим) аспектом, стоит признать их дуалистический характер, в связи с чем предлагается внедрить в теорию и практику таможенного дела термин «таможенная криминалистика», сформулировав его следующим образом.

Таможенная криминалистика - отрасль криминалистической техники, осуществляющая решение прикладных задач по обнаружению и исследованию материальных следов правонарушений в сфере таможенного регулирования с целью установления лиц, их готовящих и (или) совершивших, а также задач по разработке, внедрению (применению) технических средств таможенного контроля во взаимосвязи с криминалистическими средствами и методами.

Считаем, что использование методов криминалистической техники (таможенной криминалистики) при осуществлении таможенного контроля как с использованием специальных знаний экспертов (специалистов), так и должностными лицами, совершающими таможенные операции и таможенный контроль, окажет существенное положительное влияние на качество выполняемых в последующем экспертиз и исследований, в том числе по огнестрельному оружию, так как от качественно изъятых предметов правонарушения, профессиональной фото- и видеофиксации окружающей обстановки и места происшествия зависит результативность таможенной и судебной экспертизы и их доказательственная эффективность.

Актуальным вопросом остается правовая регламентация процессов технико-криминалистического обеспечения процессуальной таможенной деятельности как в сфере противодействия таможенным преступлениям и правонарушениям, так и в процессе таможенного контроля. Видится крайне необходимым сформировать свод правил действий субъектов криминалистической деятельности таможенных органов в части применения средств и методов криминалистической техники. По нашему мнению, таким документом может стать «Наставление по технико-криминалистической деятельности в таможенных органах», проект которого активно разрабатывается автором в рамках диссертационного исследования. Внедрение в практику процессуальной таможенной деятельности термина

129

«таможенная криминалистика» в дальнейшем позволит на твердой научной основе формировать теорию технико-криминалистического обеспечения в области таможенного регулирования а качестве перспективной ветви такого раздела криминалистической науки как криминалистическая техника.

Существенным аспектом в достижении требуемых целей, при противодействии контрабанде огнестрельного оружия (а также противодействии иным таможенным преступлениям и правонарушениям), видится необходимость создания новой организационно-штатной структуры экспертно-криминалистических подразделений в местах дислокации таможенных органов, наиболее приближенных к таможенной границе ЕАЭС и позволяющей осуществлять криминалистическое обеспечение их правоохранительной деятельности в непрерывном режиме, при условии наличия экспертов в количестве не менее четырех человек, имеющих экспертную специализацию «баллистическая экспертиза» и имеющих должный уровень подготовки, позволяющий принимать участие в процессуальных действиях, проводимых таможенными органами, в качестве специалиста.

Стратегические задачи процессуальной таможенной деятельности, решаемые посредством технико-криминалистического обеспечения, характеризуются тремя базисными принципами (подходами) рассматриваемой системы, к которым, по нашему мнению, следует отнести: а) организационно-управленческий; б) тактико-методологический; в) технико-инструментальный.

Организационно-управленческий принцип системы ТКО заключается в допущении гибридной характеристики экспертной и криминалистической видов деятельности, которые организационно совмещены в структуре таможенных органов и позволяют экспертам, проводящим таможенные и судебные экспертизы, участвовать в качестве специалиста при производстве неотложных следственных действий и расследовании административных правонарушений, а также в гражданском и арбитражном процессах при таможенных спорах хозяйствующих субъектов и физических лиц. Управление экспертно-криминалистической деятельностью целесообразно базировать на принципе разумного совмещения экспертной работы и криминалистической деятельности с учетом процессуальной независимости эксперта (специалиста).

Тактико-методологический принцип системы ТКО заключается в необходимости проведения регулярной актуализации методического материала, инструкций, наставлений, рекомендаций, стандартов предприятия, а также практических занятий, повышения квалификации должностных лиц экспертно-криминалистических подразделений таможенных органов. Основываясь на данном принципе, видится крайне необходимым создать на научной и материальной базе Российской таможенной академии ФТС России учебного центра профессионального образования (института) по подготовке специалистов по направлениям «Судебная экспертиза» (40.05.03) и «Правоохранительная деятельность» (40.05.02).

Технико-инструментальный подход к системе ТКО заключается в обязательности использования средств и инструментария современной криминалистической техники при ведении процессуальной таможенной деятельности, в том числе применения технических средств таможенного контроля (ТСТК) с учетом вовлечения экспертно-криминалистических подразделений к

130

процессам выявления возможных правонарушений при проведении государственного таможенного контроля.

Таким образом, нами предлагается реорганизовать действующую систему непрерывного экспертно-криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов, трансформировав ее с учетом вышеуказанных принципов (подходов) и проецируя результаты прикладной деятельности в область уголовного, административного, гражданского и арбитражного процессов, реализуемых в сфере таможенного регулирования как Российской Федерации, так и Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Список источников

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июля 1996 г. № 63-Ф3 (ред. 29.07.2017) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». (дата обращения 3.19.2017).

2. Эксархопуло А. А. Криминалистика. Учебник. - СПб., 2009, - С.14.

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.03.2002 № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2002. - № 5.

4. Глазунова И. В. Новые положения правового регулирования производства таможенной экспертизы // Вестник Российской таможенной академии - 2013. - № 1.

5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. 19.12.2016) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

6. Приказ ЦЭКТУ ФТС России от 01.07.2013 № 269 «Об утверждении Инструкции по непрерывному экспертно-криминалистическому обеспечению правоохранительной деятельности таможенных органов» // Документ опубликован не был.

7. Михайлов В. А. Курс уголовного судопроизводства. Т. 2. - М., С. 305.

8. Глазунова И. В. Теоретические и правовые аспекты участия эксперта в досудебном производстве по уголовным делам (по материалам ФТС России). Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Люберцы, 2009. - 16 с.

9. Жданов С. П. Понятие и сущность специальных познаний (знаний) специалиста // Вестник Владимирского юридического института. - 2015. - № 1 (34). - С. 161-163.

Makarenko Vladimir G. Some features of forensic support of the customs authorities' investigation of firearms criminal smuggling_// Scientific notes of V. I. Vemadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2017. - Т. 3 (69). № 1. - Р. 125-132.

The paper's author considers questions of special knowledge using by officials of forensic divisions of FCS of Russia; the general principles and some features of involvement of experts to participation in investigation and search operations on identification of smuggling of firearms and its main parts are analyzed. The author is submitted for discussion a new concept - customs criminalistics, that could be applied in the theory and practice of forensic provide law enforcement activities of customs authorities and within the customs control. By the author's opinion, the forensic aspect now acquires a higher value in the customs sphere.

Keywords: firearms; ballistic expert; smuggling; special knowledge; criminalistics examination for customs; specialist on duty; the Ongoing Forensic Support (OFS-system), customs criminalistics (forensic science).

Spisok istochnikov:

1. Ugolovnyiy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 13 iyulya 1996 g. № 63-FZ (red. 29.07.2017) // Spravochnaya pravovaya sistema «Konsultant Plyus».

2. Eksarhopulo A. A. Kriminalistika. Uchebnik. SPb., - 2009, S.14.

131

3. Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 12.03.2002. № 5 «O sudebnoy praktike po delam o hischenii, vyimogatelstve i nezakonnom oborote oruzhiya, boepripasov, vzryivchatyih veschestv i vzryivnyih ustroystv»// Byulleten Verhovnogo Suda RF. - 2002. - № 5.

4. Glazunova I. V. Novyie polozheniya pravovogo regulirovaniya proizvodstva tamozhennoy ekspertizyi // Vestnik Rossiyskoy tamozhennoy akademii - 2013. - № 1.

5. Ugolovno-protsessualnyiy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 18 dekabrya 2001 g. № 174-FZ (red. 19.12.2016) // Spravochnaya pravovaya sistema «KonsultantPlyus».

6. Prikaz TsEKTU FTS Rossii ot 01.07.2013 № 269 «Ob utverzhdenii Instruktsii po nepreryivnomu ekspertno-kriminalisticheskomu obespecheniyu pravoohranitelnoy deyatelnosti tamozhennyih organov» // Dokument opublikovan ne byil.

7. Mihaylov V. A. Kurs ugolovnogo sudoproizvodstva. T. 2., - M., S. 305.

8. Glazunova I.V. Teoreticheskie i pravovyie aspektyi uchastiya eksperta v dosudebnom proizvodstve po ugolovnyim delam (po materialam FTS Rossii). Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - Lyubertsyi, 2009.

9. Zhdanov S.P. Ponyatie i suschnost spetsialnyih poznaniy (znaniy) spetsialista // Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituía. - 2015. № 1(34). S. 161-163.

132

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.