Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2016. - Т. 2 (68). - № 3. - С. 65-83.
УДК 343.9
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Макаренко В. Г.
Московский институт юриспруденции, город Москва
Автором статьи характеризуется существующая в таможенных органах система непрерывного экспертно-криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности (НЭО) и дается анализ процессов осуществления технико-криминалистической деятельности в рамках указанной системы. В статье приводятся проектные положения специального документа («Наставления»), формализация которого призвана создать многоуровневую систему криминалистического обеспечения не только правоохранительной деятельности, но и в области реализации функций таможенного контроля. Автор указывает на актуальность регламентации рассматриваемых процессов ввиду произошедших за последние несколько лет организационно-штатных изменений в таможенных органах, что повлияло (или могло повлиять) на достоверность правоприменительной практики в части обоснованности принимаемых решений и добывания весомых доказательств по уголовным делам о таможенных преступлениях и административным делам о нарушении таможенных правил.
Ключевые слова: технико-криминалистическое обеспечение, таможенные преступления, нарушения таможенных правил, таможенная экспертиза, контрабанда, таможенный контроль, специальные знания, справка об исследовании, заключение эксперта, заключение специалиста.
ВВЕДЕНИЕ
Внешнеэкономическая деятельность любого государства предполагает наличие законодательно подкреплённой основы для реализации задач и функций контроля торгового оборота между странами как на национальном, так и на макроэкономическом уровне. Невозможно себе представить развитие внешней торговли без последовательного совершенствования правового базиса уже имеющихся механизмов внешней торговли и тактики её осуществления. В то же время формирование нового стратегического мышления в области таможенного дела есть наиважнейшая задача на современном этапе развития институциональных концепций таможенного контроля как основного государственного барьера на пути транснациональных трафиков особо опасных видов контрабанды и её вариативных проявлений в форме разного рода правонарушений.
Очевидно, что современная реальность бросает вызов властным структурам, охраняющим права и законные интересы как всего государства в целом, так и законопослушных граждан и юридических лиц, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Происходящие сегодня интеграционные процессы накладывают определенный отпечаток на концепцию таможенного дела каждого из государств, являющихся членами того или иного объединения (союза). Многими учеными высказывается точка зрения, что проблематика правовой регламентации процессов таможенной сферы имеет наднациональную специфику.
В частности, профессор М. Н. Кобзарь-Фролова, анализируя действующее
65
таможенное законодательство, законодательство о таможенном регулировании и таможенном деле, формирует вывод о том, что его специфика и главная особенность таможенного регулирования в нашей стране проявляется в двойственности правового обеспечения как на международном, так и на национальном праве. Что касается таможенного регулирования в Российской Федерации, то его функционал направлен на защиту экономической безопасности, государственного суверенитета, авторитета государства на международной арене, развитие предпринимательства в сфере внешней торговли. Однако вступление России во Всемирную торговую организацию поднимает проблему таможенного регулирования на международный уровень, так как реализация определяемых международными соглашениями правил в сфере таможенного дела и их соблюдение являются предметом ведения административного законодательства. Это обосновано тем, что именно на национальном уровне вырабатываются конструкции управленческого характера, влияющие на выполнение целей и задач, закрепленных в международных договорах [1]. В то же время нормы международного права предопределяют своеобразную корреляцию норм национального и наднационального (интеграционного) права.
Поддерживая высказываемое мнение, считаем важным дополнить его следующим посылом: планомерное поступательное движение к усовершенствованным моделям государственного регулирования (в том числе таможенных правоотношений) невозможно в современных условиях без адекватной критической оценки правоохранительной функции контролирующих органов, которая должна быть дана не только руководством страны, но и общественными организациями, учитывающими также мнение рядовых граждан. Субъективным аспектом в части оценочных суждений о мерах, принимаемых для защиты экономических интересов государства, является наличие фундаментальных подходов к задачам охраны законных прав, порядка и государственности.
1. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
Говоря о тех задачах, которые в настоящее время стоят перед таможенными органами Российской Федерации, стоит иметь в виду наличие существенных факторов, что зачастую создаются некорректно организованными процессами как внутри ведомства, так и в рамках межведомственного взаимодействия по вопросам противодействия преступным посягательствам на основы государственного управления. Так, например, весьма противоречивым является вопрос организации взаимодействия правоохранительного блока таможен с экспертно-криминалистическими подразделениями таможенных органов. Говоря о вопросах взаимодействия, не стоит забывать о наличии внутриведомственной специфики в части наличия двух векторов деятельности таможенных органов - экономической (фискальной) и правоохранительной (заградительной).
Решение задач правоохранительной деятельности сейчас возлагается на специально уполномоченные подразделения таможенных органов, комплектуемые сотрудниками, подготовленными соответствующим образом и обладающими специальными знаниями как в вопросах таможенного дела, так и уголовного, административного, оперативно-розыскного права. Их деятельность по осуществлению возложенных функций детально и всестороннее регламентируется законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными правовыми актами ФТС
66
России, обеспечивающими оперативность, обоснованность, законность и справедливость принимаемых решений о применении юридических мер воздействия за совершённые противоправные деяния, относящиеся к компетенции таможенных органов по осуществлению расследования [2].
Как указывает профессор В. А. Михайлов, эффективность борьбы с преступностью предопределяется высоким уровнем правового регулирования уголовно-процессуальных полномочий органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания. Однако правовые нормы Уголовно-процессуального кодекса РФ неконкретны, неполны, особенно в определении функций и полномочий начальника органа дознания и его заместителя в системе ФТС России и в системе иных правоохранительных ведомств, наделенных полномочиями органа дознания. Неполны, недостаточно конкретны, а порой противоречивы в этой части и подзаконные нормативные правовые акты, в том числе ФТС России и иных правоохранительных ведомств [3]. Учитывая сложившуюся правоприменительную практику в таможенных органах Российской Федерации, трудно не согласится с данным утверждением заслуженного учёного-процессуалиста.
Организация и осуществление взаимодействия в сфере борьбы с таможенными преступлениями (в том числе и в части криминалистического сопровождения) допустимы при соблюдении требований подследственности, установленных статьями 150, 151, 152 УПК РФ, на основании которых организацию и осуществление внутриведомственного, межведомственного и международного взаимодействия органы дознания ФТС России правомочны осуществлять по делам о таможенных преступлениях, предусмотренных УК РФ, по которым производство предварительного следствия не обязательно: уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ч. 1 и 2 ст. 194); контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ч. 1 ст. 200.1) [4].
В продолжение сказанного необходимо указать составы по делам о таможенных преступлениях, предусмотренных УК РФ, по которым производство предварительного следствия является обязательным. К ним в настоящее время относятся: незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица (ст. 173.1); незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица (ст. 173.2); легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174); легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1); незаконный экспорт из РФ или передача сырья, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189); невозвращение на территорию РФ культурных ценностей (ст. 190); уклонение от выполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ (ст. 193); уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 ч. 3 и 4); контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ст. 200.1 ч. 2); контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий (ст. 200.2); контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных
67
устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов (ст. 226.1); контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229.1). Как мы видим, перечень достаточно широкий, что, по нашему мнению, создает определенную специфику при выявлении и расследовании подобных преступлений. Лица, производящие дознание по указанным составам, правомочны осуществлять привлечение к процессуальным и не процессуальным мероприятиям сведущих лиц из числа экспертов, являющихся также должностными лицами таможенных органов. Данное привлечение происходит в рамках системы непрерывного экспертно-криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности (будет рассмотрена нами далее), реализуемой на уровне руководителей экспертно-криминалистических подразделений и рядовых должностных лиц, решающих непосредственно задачи прикладного характера.
Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление (ЦЭКТУ) ФТС России является головным экспертным учреждением в структуре таможенных органов Российской Федерации, которое помимо прочих регламентированных полномочий имеет возможность осуществлять функции по криминалистическому обеспечению деятельности таможен, таможенных постов, региональных таможенных управлений. Наличие криминалистической составляющей в деятельности ЦЭКТУ обуславливает разносторонность методологических подходов при её организации и организации судебно-экспертной деятельности, результативность и эффективность деятельности по закреплению доказательственной базы, а также наличие условий для системной последовательной омологации высокотехнологичного исследовательского оборудования, что в полной мере осуществляется в настоящее время.
2. ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ
Как справедливо отмечают В. В. Бирюков и Т. П. Бирюкова, в качестве основного объекта криминалистики выступают преступления и деятельность по их расследованию, в качестве дополнительного - знания и достижения других наук; предмет криминалистики представляет составляющая часть объекта, знания о которой создают условия раскрытия преступлений, установления объективной истины в процессе ретроспективного познания, протекающего в рамках уголовного процессуального законодательства страны [5]. Безусловно, роль криминалистической науки сложно переоценить в аспекте важности применения специальных знаний для обеспечения мер запретительного характера. Порой от квалифицированной профессиональной деятельности таможенного инспектора, таможенного оперативника или дознавателя зависит безопасность не только экономическая, но и общегосударственная.
С. П. Жданов в этой связи занимает собственную позицию, подчеркивающую,
68
что, несмотря на многочисленные научные труды, посвященные использованию специальных знаний в уголовном судопроизводстве, а также многовековую практику их применения в доказывании по уголовным делам, проблемы участия специалиста в уголовном судопроизводстве как обозначенные, так и иные до настоящего времени остаются нерешенными. При этом решение таких проблем должно опираться на принцип состязательности уголовного судопроизводства как базовое юридическое положение, определяющее основы взаимоотношений адвоката-защитника, органа предварительного расследования и суда в современном уголовном процессе демократического государства [6]. В то же время можно с уверенностью утверждать, что взаимосвязь криминалистики и судебной экспертизы в полной мере прослеживается в философии использования знаний сведущих лиц для закрепления правовых позиций, процессуальных решений, версий и т. п.
Как справедливо заметил В. А. Волынский, «криминалистика начиналась с криминалистической техники, а криминалистическая техника - с экспертизы, причем с экспертиз судебно-медицинских и тех, которые лишь условно можно именовать криминалистическими, учитывая уровень их развития на момент возникновения» [7]. Именно поэтому наблюдается исключительная взаимосвязь между той ролью, которую играет экспертная деятельность в методических основах криминалистической деятельности, и наоборот - исследовательская криминалистическая деятельность, обуславливающая всестороннюю объективность судебной и таможенной экспертизы в их сущности. На данной основе в 2012 году в Федеральной таможенной службе начала зарождаться система, включающая в себя формы экспертного и криминалистического содействия процессам таможенного контроля и выявления таможенных преступлений.
3. НЕПРЕРЫВНОЕ ЭКСПЕРТНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Приказ Федеральной таможенной службы от 29 декабря 2012 г. № 2690 определяет непрерывное экспертно-криминалистическое обеспечение правоохранительной деятельности таможенных органов как фактическое нахождение дежурного специалиста по месту дислокации ЦЭКТУ (либо его региональных филиалов и подразделений) в течение необходимого времени и готовность к проведению требуемых исследований в случаях, определенных Порядком. Общая организация непрерывного экспертно-криминалистического обеспечения деятельности подразделений таможенных органов осуществляется начальником ЦЭКТУ на основании приказа. Таковым документом в настоящее время является приказ ЦЭКТУ от 1 июля 2013 г. № 269 «Об утверждении Инструкции по непрерывному экспертно-криминалистическому обеспечению правоохранительной деятельности таможенных органов». Двойственность системы НЭО (такая аббревиатура была приятна в ЦЭКТУ) в некоторой степени корригировалась имеющимися нормативными правовыми актами, действовавшими до момента принятия вышеуказанных ведомственных приказов.
По своей сути система непрерывного экспертно-криминалистического обеспечения является одним из элементов криминалистической деятельности вообще, субъектами которой, помимо должностных лиц экспертно-криминалистических подразделений, являются и сотрудники правоохранительного
69
блока таможенных органов. Данное понятие является гибридным, объединяющим в себе некоторые элементы криминалистической деятельности и судебно-экспертной деятельности, но в то же время не вмещающим в себя сущность данных явлений. В этой связи понятие «криминалистическая деятельность таможенных органов», по нашему мнению, значительно шире понятия «система непрерывного экспертно-криминалистического обеспечения» и имеет в себе также «систему технико-криминалистического обеспечения», в которую включены еще два элемента: «технико-криминалистическая деятельность» и «деятельность по ведению криминалистических учетов» в таможенных органах. В то же время понятие «судебно-экспертная деятельность», осуществляемая в таможенных органах, охватывает не только судебно-экспертную деятельность как таковую, но деятельность по организации и производству таможенных экспертиз, процентное выражение которых существенно превышает процент произведенных экспертиз по уголовным делам и делам об административных правонарушениях. При этом доля именно криминалистических экспертиз является не настолько высокой как, например, в органах внутренних дел.
Далее нами будет рассмотрено понятие «технико-криминалистической деятельности таможенных органов» через призму специального документа по её правовой регламентации и организации (предлагается фрагмент документа).
4. ТАМОЖЕННАЯ ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
С целью формализации общей практики криминалистической деятельности в таможенных органах предлагаются авторские определения вышеуказанных терминов. В частности, система технико-криминалистического обеспечения (ТКО) процессов выявления, раскрытия, расследования, предупреждения таможенных преступлений и правонарушений включает в себя деятельность экспертно-криминалистических подразделений по организации применения наиболее рациональных и эффективных форм использования технико-криминалистических средств и методов подразделениями оперативно-розыскной деятельности, дознания и административных расследований.
Одним из составных элементов системы ТКО (наряду с криминалистическими учетами) нами рассматривается технико-криминалистическая деятельность (ТКД) таможенных органов, которая представляет собой структурированный комплекс процессуальных и не процессуальных мероприятий, организационно-управленческих и научно-методических подходов, исследовательских и технических действий, направленных на квалифицированное использование современных криминалистических средств и методов путём применения научных рекомендаций и привлечения специалистов с целью выявления, раскрытия и расследования преступлений и правонарушений в области таможенного дела, а также фиксации вещественных доказательств.
Вопросы, связанные с определением деятельности по ведению криминалистических учетов в таможенных органах, могут быть рассмотрены отдельно как в частном теоретическом аспекте, так и в общем прикладном. Надо отметить, что проблематика ведения криминалистических учетов является весьма актуальной и исследуется специалистами в области криминалистики и уголовного процесса в различных областях права [8]. Что же касается назревшей
70
необходимости создания определенного порядка организации технико-криминалистической деятельности в таможенных органах, то актуальность подобной формализации является насущной повсеместно, где ведется рассматриваемая деятельность. Здесь важно то, что некоторыми современными учеными исследуются проблемные вопросы, связанные с формализацией криминалистических знаний с целью их достоверного использования в деятельности по расследованию преступлений и правонарушений [9]. В рамках настоящей публикации нами предлагается рассмотрение части проекта документа (разработанного с учетом ранее действовавших и действующих в настоящее время нормативных правовых актов таможенных органов1), которому считаем возможным дать следующее название: «Наставление по технико-криминалистической деятельности в таможенных органах» (далее - Наставление).
Данный документ (в настоящей статье - его проект) определяет:
- правовую основу технико-криминалистической деятельности в таможенных органах;
- субъекты управления, осуществляющие координацию, организацию и исполнение задач и функций в области технико-криминалистической деятельности таможенных органов;
- непосредственных организаторов применения технико-криминалистических средств, методов и технологии их использования;
- ответственных исполнителей, применяющих в своей повседневной практической работе технико-криминалистические средства и методы;
- задачи технико-криминалистического обеспечения деятельности таможенных органов;
- основные организационные формы технико-криминалистического обеспечения деятельности таможенных органов;
- основные критерии оценки эффективности технико-криминалистической деятельности таможенных органов.
Правовой основой технико-криминалистической деятельности таможенных органов являются Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенному регулировании, уголовное, уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации, законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 114-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», международные договоры Российской Федерации по вопросам таможенного дела и взаимодействия правоохранительных органов, законодательство Евразийского экономического союза и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты межведомственного и наднационального
1 Здесь подразумевается приказ ФТС России от 07.11.2007 № 1370 «О мероприятиях по совершенствованию криминалистической деятельности таможенных органов Российской Федерации», который в настоящее время отменен, а также действующий приказ ФТС России от 26.12.2012 № 2690 «Об утверждении Порядка непрерывного экспертно-криминалистического обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов», разработчиком которого является автор данной статьи.
71
характера, нормативные и иные правовые акты ФТС России, а также настоящее Наставление.
4.1. Субъекты управления, координации и исполнения функций технико-криминалистической деятельности
Субъектами управления, осуществляющими координацию технико-криминалистической деятельности таможенных органов, являются:
— руководитель Федеральной таможенной службы;
— заместитель руководителя ФТС России, курирующий экспертную деятельность в таможенных органах;
— заместители руководителя ФТС России по направлениям деятельности;
— начальники структурных подразделений ФТС России, курирующие направления деятельности таможенных органов по предупреждению, раскрытию и расследованию правонарушений в области таможенного дела;
— начальники региональных таможенных управлений;
— начальники специализированных региональных таможенных управлений;
— начальники экспертно-криминалистических служб.
Непосредственными организаторами применения криминалистических средств и методов в предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании правонарушений и преступлений являются начальники таможен, заместители начальников таможен (начальники органов дознания), первые заместители начальников таможен по таможенному контролю.
Непосредственными организаторами применения технико-криминалистических средств и методов в оказании содействия при предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании правонарушений и преступлений являются начальники экспертно-криминалистических службы, экспертно-исследовательских отделов, отделов криминалистических исследований.
Ответственными исполнителями, применяющими в своей повседневной практической работе криминалистические средства и методы, являются должностные лица, осуществляющие таможенный контроль, сотрудники, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, дознаватели, лица, ведущие расследование дел об административных правонарушениях (нарушениях таможенных правил).
Ответственными исполнителями, применяющими в практической работе по поручениям и заданиям таможенных органов технико-криминалистические средства и методы, являются должностные лица (сотрудники) экспертно-
криминалистических подразделений, эксперты Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления.
4.2. Задачи технико-криминалистической деятельности таможенных органов
Общая задача технико-криминалистического обеспечения деятельности таможенных органов состоит в оказании должностными лицами экспертно-криминалистических подразделений содействия должностным лицам, проводящим таможенный контроль, оперативно-розыскные мероприятия, расследование по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, отнесенным к компетенции таможенных органов, в раскрытии, расследовании и предупреждении правонарушений, в устранении обстоятельств, способствовавших их совершению.
72
Специальные (основные) задачи:
- совершенствование организационных основ оказания технико-криминалистического содействия процессам раскрытия, расследования и предупреждения правонарушений в области таможенного дела;
- разработка и практическое применение специальных средств, приемов, методов и рекомендаций по оказанию содействия процессам раскрытия, расследования и предупреждения правонарушений;
- использование данных естественных и технических наук для совершенствования существующих и разработки новых технико-криминалистических методов и средств;
- обеспечение выявления признаков правонарушений и объектов со следами противоправной деятельности при проведении таможенного контроля, производстве неотложных следственных действий и дознания, проведении оперативно-розыскных мероприятий, расследовании по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов;
- участие в проведении необходимых профилактических, правовых и технических мероприятий и действий, обеспечивающих правоохранительную деятельность таможенных органов;
- практическое формирование у сотрудников таможенных органов устойчивых знаний, умений и навыков, позволяющих им самостоятельно решать практические задачи по предотвращению, раскрытию и расследованию правонарушений, применению специальных технических средств, использованию справочно-информационных фондов, криминалистических учётов и коллекций.
Частно-прикладные задачи, обусловленные современной спецификой деятельности таможенных органов:
- разработка с целью внедрения в практику деятельности таможенных органов эффективных криминалистических методов, приемов и средств, необходимых для решения задач по выявлению, раскрытию, расследованию и предупреждению правонарушений в сфере экономической деятельности, совершаемых организованными преступными группами, обладающими коррупционными связями с должностными лицами государственных и коммерческих организаций, а также имеющих признаки транснациональных;
- формирование, ведение и использование криминалистических характеристик правонарушений, иных видов учетов, коллекций и справочно-информационных фондов;
- обеспечение участия специалистов, экспертов, применения технических средств при проведении процессуальных, оперативно-розыскных и иных действий и мероприятий, проводимых таможенным органом;
- иные задачи, обусловленные изменением законодательства Российской Федерации и потребностями таможенных органов по направлению правоохранительной деятельности в сфере таможенного дела.
4.3. Основные организационные формы технико-криминалистической деятельности таможенных органов
Основными организационными формами, обеспечивающими получение, оценку, анализ и использование криминалистически значимой информации сотрудниками правоохранительных подразделений, являются:
73
- оперативная группа таможенного органа, осуществляющая постоянное дежурство и обеспечивающая: немедленное реагирование на сообщения о правонарушениях; оперативно-розыскные мероприятия; производство неотложных следственных и иных процессуальных действий;
- аналитическое подразделение таможенного органа, осуществляющее постоянное дежурство и обеспечивающее накопление, систематизацию и анализ информационных потоков, обработку специальными программными средствами запросов участников оперативных групп, сотрудников структурных подразделений таможенного органа, формирование и предоставление в распоряжение инициатора запроса необходимой информации;
- учебно-тренировочный центр таможенного органа, осуществляющий практическую профессиональную подготовку оперативных групп и конкретных сотрудников таможни по направлениям их деятельности;
- экспертно-криминалистическое подразделение, входящее в структуры экспертно-криминалистической службы - регионального филиала ЦЭКТУ, осуществляющее дежурство специалистов (криминалистов) на постоянной основе.
Руководство оперативной группой (группами) осуществляет заместитель начальника таможенного органа, наделенный в соответствии с законодательством Российской Федерации правами начальника органа дознания.
В состав группы входят дознаватель, сотрудник, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, должностное лицо экспертно-криминалистического подразделения (в соответствии с графиком сменности или графиком дежурства), должностное лицо, осуществляющее таможенный контроль, кинолог.
Состав оперативных групп, график их работы и отдыха, порядок организации взаимодействия с иными подразделениями, обеспечения безопасности участников оперативных групп, которые определяет начальник таможенного органа исходя из штатной численности и оперативной обстановки с учетом действующих нормативных и иных правовых актов ФТС России, утверждаются приказом таможенного органа.
Полномочия руководителя оперативной группы определяются его правами и обязанностями как заместителя начальника таможенного органа и начальника органа дознания. Круг обязанностей участников оперативной группы определяет начальник подразделения дознания, либо его заместитель, либо дознаватель, проводящие процессуальное действие.
В случае наличия объективной тактической потребности в состав оперативной группы по согласованию с начальниками других правоохранительных органов могут включаться их сотрудники (должностные лица).
Порядок, структура, объём получаемых и предоставляемых данных, права и обязанности сотрудников по аналитической работе определяются нормативными и иными правовыми актами ФТС России, в том числе правовыми актами межведомственного характера и (или) наднационального уровня в рамках Евразийского экономического союза.
Каждый сотрудник таможенного органа (непосредственный организатор применения технико-криминалистических средств и методов, исполнитель, применяющий в своей повседневной работе технико-криминалистические средства
74
и методы) обязан не менее одного раза в два года пройти учебно-тренировочный курс, аттестационные испытания.
При отсутствии учебно-тренировочного центра в таможенном органе подготовка непосредственных организаторов применения технико-криминалистических средств и методов, ответственных исполнителей, применяющих в своей повседневной работе криминалистические средства и методы, производится на базе учебно-тренировочного центра иного правоохранительного органа в соответствии с межведомственным соглашением.
Должностные лица экспертно-криминалистических подразделений принимают участие в качестве специалиста в составе оперативной группы, оказывают содействие в обнаружении, фиксации, упаковке и сохранении следов и объектов, отборе сравнительных и контрольных образцов, их исследовании, полном и правильном отражении в соответствующих документах полученной технико-криминалистической информации, а также данных о применении криминалистических средств и методов.
При наличии тактически обоснованной потребности, а также с учетом результатов мероприятия специалист может принимать участие в разработке рабочих планов и версий.
Прикладные задачи, основные функции и права должностных лиц экспертно-криминалистических подразделений устанавливаются нормативными правовыми актами, инструкциями Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления, законодательными актами, нормативными и иными правовыми актами ФТС России и нормативными правовыми актами Евразийского экономического союза.
Права и обязанности должностных лиц других структурных подразделений таможенного органа, применяющих в своей деятельности технико-криминалистические средства и методы, устанавливаются законодательными актами, нормативными и иными правовыми актами ФТС России и нормативными правовыми актами Евразийского экономического союза.
4.4. Основные формы взаимодействия между должностными лицами экспертно-криминалистических подразделений и должностными лицами иных структурных подразделений таможенных органов
Основными формами взаимодействия должностных лиц экспертно-криминалистических подразделений с другими структурными подразделениями таможенных органов являются:
- разработка совместных организационных мер по эффективному использованию технико-криминалистических средств и методов;
- участие должностных лиц экспертно-криминалистических подразделений в качестве специалистов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, процессуальных действий, в планировании, выдвижении и проверке версий с использованием криминалистических средств и методов, для оказания содействия в выявлении признаков правонарушений при проведении таможенного контроля;
- принятие мер к целенаправленному и активному использованию в раскрытии правонарушений изъятых предметов, документов и других вещественных доказательств на основании изучения материалов дел;
75
- ведение криминалистических учётов, коллекций и картотек, справочно-информационных фондов;
- организация и производство исследований предметов, документов и других вещественных доказательств;
- подготовка информационных и методических материалов, обзоров в целях внедрения в работу таможенных органов технико-криминалистических средств и методов, передового опыта организации их использования;
- консультирование по вопросам применения технико-криминалистических средств и методов, проведение занятий в системе профессиональной подготовки;
- разъяснение сотрудникам правоохранительных подразделений таможенных органов особенностей научно-технических средств и их возможностей в раскрытии и расследовании правонарушений.
4.5. Участие должностных лиц экспертно-криминалистических подразделений в качестве специалистов в процессуальных действиях
Должностные лица экспертно-криминалистических подразделений привлекаются в качестве специалистов при производстве процессуальных действий по уголовным делам и делам об административных правонарушениях в случаях, требующих применения технико-криминалистических средств и методов для обнаружения, закрепления, изъятия и исследования следов, предметов и документов.
В целях своевременного привлечения должностных лиц экспертно-криминалистических подразделений к участию в процессуальных действиях организуется их постоянное дежурство.
Порядок дежурства определяется руководством экспертно-криминалистического подразделения по согласованию с руководителем таможенного органа с учетом численности должностных лиц экспертно-криминалистического подразделения и оперативной обстановки в регионе деятельности таможенного органа.
Организация доставки должностных лиц экспертно-криминалистических подразделений и необходимых технических средств к месту проведения процессуального действия и обратно осуществляется сотрудниками, ведущими производство по уголовному делу, расследование по делу об административном правонарушении.
Порядок действий специалиста, привлекаемого к проведению процессуального действия, определяется в каждом экспертно-криминалистическом подразделении с учетом специфики деятельности обслуживаемого таможенного органа (ов) и должен включать общие положения:
- приступая к работе, специалист предварительно изучает обстоятельства происшествия, уточняет задачи, которые предстоит решить с его участием;
- специалист формирует план своих действий, уточняет границы осмотра, досмотра или иного процессуального действия, последовательность обнаружения, фиксации и изъятия следов, предметов, документов и иных вещественных доказательств. При отсутствии возражений со стороны лица, производящего процессуальное действие, по существу плана специалист приступает к его выполнению;
76
- при составлении протокола осмотра, досмотра или иного процессуального действия специалист оказывает необходимую помощь в описании следов (место их нахождения, количество, вид, форма, размер, индивидуальные особенности и так далее), характеристик технико-криминалистических средств, применявшихся для их выявления;
- порядок фото- и видеосъемки, выбор объектов, подлежащих фиксации, способ и другие тактические задачи определяются специалистом по согласованию с лицом, производящим процессуальное действие;
- в необходимых случаях специалист оказывает содействие в упаковывании изъятых предметов, документов, следов, слепков и иных объектов;
- специалист, производящий фото- и видеосъемку, в течение трех суток с момента окончания процессуального действия представляет соответствующие материалы лицу, ведущему производство по делу;
- участие специалиста в процессуальных действиях и результаты его работы отображаются в соответствующих протоколах и в Журнале регистрации участия должностных лиц экспертно-криминалистических подразделений в качестве специалистов при оказании содействия в проведении таможенного контроля, процессуальных действий по уголовным делам и делам об административных правонарушениях.
Привлечение должностных лиц экспертно-криминалистических подразделений к мероприятиям, проводимым сотрудниками таможенных органов, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность:
- должностные лица экспертно-криминалистических подразделений применяют технико-криминалистические средства и методы на основании письменных заданий начальников подразделений, проводящих оперативно-розыскные мероприятия. Форма письменного задания разрабатывается Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением по согласованию с правоохранительным блоком ФТС России;
- основными формами применения технико-криминалистических средств и методов при проведении оперативно-розыскных мероприятий являются: а) обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в целях выявления криминалистических признаков, вещественных объектов, имеющих значение для раскрытия правонарушения и установления виновных лиц, пресечения, предотвращения совершаемого или готовящегося правонарушения; б) сбор образцов для сравнительного исследования; в) исследование различных предметов, документов и иных вещественных объектов; г) участие в составлении оперативных характеристик правонарушений, розыскных таблиц с использованием криминалистической информации о лицах, предметах, следах, орудиях и так далее; д) участие в разработках розыскных версий на основании изучения следов, предметов, документов и других вещественных доказательств; е) использование криминалистических учетов, картотек и коллекций, справочно-информационных фондов; ж) применение специальных видов фото- и видеосъемки; з) иные формы взаимодействия, определяемые исходя из знаний и практических навыков специалиста;
- применяемые технико-криминалистические средства и методы должны обеспечивать достоверность получаемых результатов, сохранность объектов,
77
которые могут приобрести в дальнейшем доказательственное значение при судебной перспективе;
- о результатах применения технико-криминалистических средств и методов составляется Справка специалиста, которая вместе с ранее полученными материалами передается в соответствующее подразделение, осуществляющее оперативно-розыскную деятельность. Форма Справки специалиста утверждается экспертно-криминалистическим подразделением с учетом специфики практической деятельности в регионе;
- копия Справки специалиста хранится 5 лет в деле, предусмотренном номенклатурой дел экспертно-криминалистического подразделения;
- участие специалиста в оперативно-розыскных мероприятиях и результаты его работы отражаются в соответствующем Журнале регистрации участия должностных лиц экспертно-криминалистических подразделений и применения технико-криминалистических средств и методов по заданиям сотрудников подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
4.6. Порядок действий должностных лиц экспертно-криминалистических подразделений при производстве исследований по назначению таможенного органа в рамках осуществления технико-криминалистической деятельности
Обязанности и права должностного лица экспертно-криминалистического подразделения, взаимоотношения между ним и должностным лицом структурного подразделения, осуществляющего таможенный контроль, дознавателем, сотрудником, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, лицом, производящим расследование дела об административном правонарушении, и иными сотрудниками, прокурором и судом, складывающиеся в процессе назначения и производства исследований, определяются законодательством Российской Федерации.
В дополнение к законодательно определенным обязанностям должностное лицо экспертно-криминалистического подразделения обязано:
- принять к производству сопроводительные документы и объекты, подлежащие исследованию. Объекты исследования принимаются в упакованном и опечатанном виде. Упаковка должна содержать пояснительные надписи (ярлыки сохранности);
- зарегистрировать сопроводительные документы и объекты исследования в Журнале регистрации материалов и объектов, поступивших на исследование;
- применить все рекомендованные (утвержденные) методики и имеющиеся в его распоряжении технические средства для правильного и всестороннего научно-обоснованного решения поставленных перед ним вопросов. Разработка и утверждение соответствующих методик производится Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением;
- произвести проверку поступивших на исследование объектов по имеющимся криминалистическим учетам. По согласованию с лицом, назначившим исследование, помещать объекты (их электрофотографические копии на бумажном носителе, сканированные электронные копии) в соответствующие коллекции, криминалистические картотеки.
Должностное лицо экспертно-криминалистического подразделения имеет право:
78
- использовать результаты собственных исследований по аналогичным, однородным объектам, результаты собственных выполненных экспертиз с обязательным отражением в документе, выдаваемом по окончании исследования;
- группировать и уточнять поставленные перед ним вопросы, не изменяя их смысла, а при необходимости обращаться к лицу, назначившему исследование, за разъяснением их содержания;
- выявлять условия, способствующие совершению правонарушений, и представлять в установленном порядке свои предложения по их устранению;
- дополнять полученными данными криминалистические и оперативные характеристики правонарушений, информационно-поисковые базы данных, направляя соответствующую информацию лицу, назначившему исследование;
- обжаловать действия и решения должностных лиц, нарушающих права должностного лица экспертно-криминалистического подразделения, в вышестоящее Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление или в непосредственно в ФТС России.
Должностное лицо экспертно-криминалистического подразделения не вправе:
- решать организационные, правовые и иные вопросы, выходящие за пределы его специальных знаний;
- использовать для формирования своего мнения, обоснования выводов сведения или материалы, ставшие ему известными из иных источников, не представленные в установленном либо процессуальном порядке;
- производить самостоятельный поиск, изъятие, а также использовать для производства исследования объекты и материалы, не представленные ему в установленном порядке;
- проводить исследование, способное привести к изменению внешнего вида, основных свойств, уничтожению объекта, если только такое изменение внешнего вида объекта не согласовано с лицом, назначавшим исследование.
Порядок оформления результатов исследования может разрабатываться и утверждаться в экспертно-криминалистическом подразделении по согласованию с Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением и должен отвечать следующим основным требованиям:
- по результатам исследований должностное лицо экспертно-криминалистического подразделения составляет: а) Справку специалиста (при исследовании материалов, объектов, поступивших из структурных подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность); б) Заключение специалиста (при исследовании материалов, объектов, поступивших из подразделений дознания, подразделений, осуществляющих административное расследование, подразделений таможенного контроля);
- структура и последовательность изложения результатов исследования в документе, выдаваемом по результатам исследования, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации;
- результаты исследования даются должностным лицом от своего имени, с учетом персональной ответственности должностного лица за достоверность проведенного исследовании;
- копии справок, заключений хранятся 5 лет в деле, предусмотренном номенклатурой дел экспертно-криминалистического подразделения.
79
Порядок хранения и возврата объектов исследования определяется в экспертно-криминалистическом подразделении по согласованию с Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением и должен соответствовать следующим основным требованиям:
— объекты исследования хранятся в условиях, исключающих их утрату, любое видоизменение или порчу;
— драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, ценные бумаги, денежные знаки хранятся в опечатываемом несгораемом сейфе;
— наркотические, сильнодействующие средства, токсичные, легковоспламеняющиеся вещества хранятся отдельно от других объектов (веществ) в опечатываемых металлических шкафах;
— огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества хранятся отдельно друг от друга в специально оборудованном помещении, оснащенном необходимыми противопожарными и охранными системами;
— санкционированный доступ к объектам исследования разрешается только должностному лицу, производящему исследование;
— ведение учета поступления и использования огнестрельного оружия и боеприпасов, а также обеспечение соблюдения установленного порядка их хранения включается в должностную инструкцию (должностной регламент) должностного лица экспертно-криминалистического подразделения;
— после завершения исследования объекты и другие материалы передаются лицу, назначившему исследование, под подпись в Журнале учета объектов, поступивших на исследование;
— транспортировка подлежащих исследованию объектов и материалов обеспечивается лицом, назначившим исследование.
5. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ТЕХНИКО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
Открытым для обсуждения остается вопрос документального закрепления результатов технико-криминалистической деятельности. Предлагаемая нами форма - «Справка специалиста» - является опробованной многолетней практикой органов внутренних дел как Советского Союза, так и Российской Федерации. Определение соотношения уровня исследовательской ёмкости таких форм, как «Справка специалиста» и «Заключение таможенного эксперта», нам видится однозначно вопросом дискуссионным, требующим дальнейшего осмысления с точки зрения не только криминалистики, но и судебно-экспертной деятельности.
В своё время учёным-криминалистом А. Р. Шляховым неоднократно делался акцент на наличии жесткой взаимосвязи криминалистики и судебной экспертизы между собой, что подразумевало наличие фундаментальной научной обоснованности результатов обоих видов системной деятельности [10]. Именно поэтому мы выступаем за ту концепцию и тот вектор развития криминалистической деятельности в таможенных органах, которыми предусматривается сохранение технико-криминалистической деятельности в ведении экспертно-криминалистических подразделений ЦЭКТУ ФТС России. Считаем, что та наукоемкая, технологическая и методологическая основа, которая создана за более чем два десятка лет функционирования ЦЭКТУ, в полной мере сможет оказать благотворное влияние на расширение и усовершенствование всей
80
криминалистической деятельности не только в ФТС России, но и в таможенных органах стран-участниц ЕАЭС.
Однако организационные формы осуществления технико-криминалистической деятельности в том виде, в котором она нам видится, в настоящий момент времени не в полной мере могут обеспечить ее оперативность, достоверность и всесторонность. Насущные проблемы обусловлены не только кадровым потенциалом (достаточно низким по сравнению с теми же органами внутренних дел), но и оторванностью некоторых теоретических изысканий в данной области от существующей практики применения специальных знаний при проведении технико-криминалистической деятельности. Существенным является то, что создание развитой сети экспертно-криминалистических подразделений в настоящее время является затруднительным ввиду объективных причин как внутри ведомства, так и на общегосударственном уровне. Но всё-таки, как показывает практика, - эти проблемы придется решать, несмотря на существующие сложности и субъективные факторы в мировой экономике и геополитике.
Ранее нами уже отмечалась актуальность создания экспертно-криминалистической службы на территории полуострова Крым, так как данная мера будет иметь существенное значение при решении задач своевременного экспертного и криминалистического обеспечения деятельности таможенных органов по реализации правоохранительных функций и функций таможенного контроля перемещения товаров через границу [11]. Вновь созданный в 2014 г. регион страны имеет высокое стратегическое значение, в том числе и в сфере решения задач внешнеторгового оборота. Таким образом, расширение сети подразделений, способных своевременно оказывать помощь в применении специальных знаний таможенными органами, особенно в местах, приближенных к государственной границе является важной задачей.
В этой связи следует иметь в виду авторитетное мнение А. Ф. Волынского, которым неоднократно выдвигалась концепция внедрения в практику деятельности органов внутренних дел таких организационных форм криминалистического обеспечения, которые бы существенно разграничивали деятельность специалистов-криминалистов и экспертов [12]. Однако при всей логичности и разумности данной теории она не может быть в полной мере осуществима в условиях организации правоохранительной деятельности таможенных органов, что обусловлено спецификой их деятельности, связанной с характеристикой выявляемых и расследуемых таможенных преступлений, а также административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил). Но данный вопрос является предметом отдельной дискуссии.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что криминалистическая деятельность в таможенных органах (в самом широком её понимании) в настоящее время требует от всех субъектов на различных уровнях взаимосвязанных действий по нормативному регулированию, координации правоприменительной практики, омологации действующего технического парка и квалифицирующих мероприятий для непосредственных исполнителей. Другими словами, невозможно рассматривать таможенный контроль и противодействие таможенным преступлениям (правонарушениям) без активного участия сведущих лиц экспертно-криминалистических подразделений. Только при наличии по-научному
81
осмысленного, методологически подготовленного и технически современного процессуального подхода возможно защитить экономические интересы государства, противопоставляя имеющийся потенциал преступным посягательствам области таможенного дела.
Список литературы
1. Кобзарь-Фролова М. Н. Особенности и специфика таможенного регулирования в Российской Федерации: ретроспективный анализ и современное состояние // Финансовое право. - 2015. -№ 5. - С. 21-26.
2. Жбанков В. А., Козловский А. Ю., Коробов И. В., Симонов Н. Е. Правоохранительная деятельность таможенных органов Российской Федерации: Курс лекций. - М.: РИО РТП, 2004. - С. 41.
3. Михайлов В. А. Проблемные вопросы расширения полномочий начальника органа дознания ФТС России // Вестник Российской таможенной академии. - 2013. - № 4. - С. 53-61.
4. Жбанков В. А., Михайлов В. А. Взаимодействие по уголовным делам о таможенных преступлениях // Публичное и частное право. - 2016. - Вып. III (XXXI). - С. 115-137.
5. Бирюков В. В, Бирюкова Т. П. Криминалистика: объективная необходимость возникновения, соотношение ее объекта и предмета // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Юридические науки». Том 27 (66). - 2014. -№ 3. - С. 180-186.
6. Жданов С. П. Проблема привлечения специалиста адвокатом-защитником по уголовному делу и возможности ее решения // Вестник Российской таможенной академии. - 2015. -№ 2. - С. 89-95.
7. Волынский В. А. Закономерности и тенденции развития криминалистической техники. Дисс. ... докт. юрид. наук. Академия управления МВД России. - Москва, 2001. - 417 с.
8. Михайлов М. А. Совершенствование системы дактилоскопической регистрации: Конференция в Государственной Думе // Ученые записки Крымского Федерального Университета им. В. И. Вернадского. Серия «Юридические науки». 2015. - № 1. - С. 293-306.
9. Шевчук В. М. Проблеми формалiзацп кримшалютичних знань та 1х застосування у слщчш дшльноста // Вчеш записки Тавршського национального ушверситету iменi В. I. Вернадського. Серш «Юридичт науки». Том 26 (65). - 2013. - № 2-2. - С. 368-374.
10. Шляхов А. Р. Современные проблемы теории и практики криминалистической экспертизы в СССР. Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук. - Л., 1971. - С. 7-9.
11. Макаренко В. Г. Совершенствование экспертно-криминалистического обеспечения деятельности таможенных органов в Крымском федеральном округе // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - № 11 (43). Ч. 3. - С. 73-75.
12. Волынский А. Ф., Чегодаева С. С., Ткач В. Ю. О различии судебно-экспертной и технико-криминалистической деятельности // Технико-криминалистическое обеспечение раскрытия и расследования преступлений: сб. науч. тр. — Волгоград: ВА МВД России, 2013. - C. 10-19.
V. G. Makarenko. The forensic activity of Russian customs authorities and the ways of its development // Scientific notes of V. I. Vemadsky Crimean federal university. Juridical science. - 2016. - Т. 2 (68). № 3. - Р. 65-83.
The System of Ongoing Forensic Support (OFS-system) in Russian customs authorities has been critically characterized by the author of this paper. Also an analysis of the processes of technical and forensic activities in the framework of this system is provides by the author. The paper presents the design of a special position document ('Manual'), which aims to create a layered formalization of a system of forensic provide not only law enforcement but also in the implementation of customs control functions in FCS. The author points to the relevance of the regulation of these processes, since taken place over the last few years of organizational and staff changes in the customs authorities that might affect the credibility of law enforcement. According to the author's opinion it can be regarded that the validity of decisions and obtaining solid evidence for a customs criminal cases (and administrative cases on violation of customs rules) are very important aspects now.
Keywords: technical and forensic support, customs offenses, violations of customs regulations, customs examination, smuggling, customs control, researching act, expert's report.
82
MampeuKO B. r.
Spisok literaturyi
1. Kobzar-Frolova M. N. Osobennosti i spetsifika tamozhennogo regulirovaniya v Rossiyskoy Federatsii: retrospektivnyiy analiz i sovremennoe sostoyanie // Finansovoe pravo. 2015. № 5. S. 21-26.
2. Zhbankov V. A., Kozlovskiy A. Yu., Korobov I. V., Simonov N. E. Pravoohranitelnaya deyatelnost tamozhennyih organov Rossiyskoy Federatsii: Kurs lektsiy. - M.: RIO RTP, 2004. S. 41.
3. Mihaylov V. A. Problemnyie voprosyi rasshireniya polnomochiy nachalnika organa doznaniya FTS Rossii // Vestnik Rossiyskoy tamozhennoy akademii. 2013. № 4. S. 53-61.
4. Zhbankov V. A., Mihaylov V. A. Vzaimodeystvie po ugolovnyim delam o tamozhennyih prestupleniyah// Publichnoe i chastnoe pravo. 2016. Vyip. III (XXXI). S. 115-137.
5. Biryukov V. V, Biryukova T.P. Kriminalistika: ob'ektivnaya neobhodimost vozniknoveniya, sootnoshenie ee ob'ekta i predmeta// Uchenyie zapiski Tavricheskogo natsionalnogo universiteta im. V. I. Vernadskogo. Seriya «Yuridicheskie nauki». Tom 27 (66). 2014. № 3. S. 180-186.
6. Zhdanov S. P. Problema privlecheniya spetsialista advokatom-zaschitnikom po ugolovnomu delu i vozmozhnosti ee resheniya // Vestnik Rossiyskoy tamozhennoy akademii. 2015. № 2. S. 89-95.
7. Volyinskiy V. A. Zakonomernosti i tendentsii razvitiya kriminalisticheskoy tehniki. Diss. ... dokt. yurid. nauk. Akademiya upravleniya MVD Rossii. Moskva, 2001. 417 s.
8. Mihaylov M. A. Sovershenstvovanie sistemyi daktiloskopicheskoy registratsii: Konferentsiya v Gosudarstvennoy Dume // Uchenyie zapiski Kryimskogo Federalnogo Universiteta im. V.I. Vernadskogo. Seriya «Yuridicheskie nauki». 2015. № 1. S. 293-306.
9. Shevchuk V. M. Problemi formalIzatsIYi krimInalIstichnih znan ta Yih zastosuvannya u slIdchIy dIyalnostI // VchenI zapiski TavrIyskogo natsIonalnogo unIversitetu ImenI V. I. Vernadskogo. SerIya «YurIdichni nauki». Tom 26 (65). 2013. № 2-2. S. 368-374.
10. Shlyahov A. R. Sovremennyie problemyi teorii i praktiki kriminalisticheskoy ekspertizyi v SSSR. Avtoref. diss. ... dokt. yurid. nauk. L., 1971. S. 7-9.
11. Makarenko V.G. Sovershenstvovanie ekspertno-kriminalisticheskogo obespecheniya deyatelnosti tamozhennyih organov v Kryimskom federalnom okruge // Sovremennyie nauchnyie issledovaniya i innovatsii. 2014. № 11 (43) Ch. 3. S. 73-75.
12. Volyinskiy A.F., Chegodaeva S.S., Tkach V.Yu. O razlichii sudebno-ekspertnoy i tehniko-kriminalisticheskoy deyatelnosti // Tehniko-kriminalisticheskoe obespechenie raskryitiya i rassledovaniya prestupleniy : sb. nauch. tr. — Volgograd : VA MVD Rossii, 2013. C. 10-19.
83