Научная статья на тему 'О криминалистических учетах в таможенном деле'

О криминалистических учетах в таможенном деле Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1454
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕГИСТРАЦИЯ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЕ УЧЕТЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / СПРАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / БАЗЫ ДАННЫХ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕГИСТРАЦИЯ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ / CUSTOMS CRIMES / CRIMINALISTIC REGISTRATION / CRIMINAL RECORDS / DATA SYSTEM / INQUIRY ACTIVITY / SUPPLEMENTAL INFORMATION / DATABASES / CRIMINALISTIC REGISTRATION IN CUSTOMS AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Туленев Анатолий Иванович

Статья посвящена криминалистической регистрации в таможенных органах Российской Федерации. Исследованы различные точки зрения научного сообщества по данной теме. Автором рассмотрены информационные системы ФТС России и их роль в деятельности таможенных органов при реализации правоохранительной функции. Поднята проблема ведения криминалистических учетов и баз данных в настоящее время. Так, ранее, до 01.01.2012 года, в соответствии с приказом ФТС России от 07.11.2007 № 1370 «О мерах по совершенствованию криминалистической деятельности таможенных органов Российской Федерации», они включали криминалистические учеты Управления таможенных расследований и дознания (далее УТРД), Главного управления по борьбе с контрабандой, Регионального оперативно-поискового управления, а также информационные системы других подразделений: Центрального информационно-технического таможенного управления, Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля, Управления товарной номенклатуры. В криминалистических подразделениях таможенных органов создавались справочно-информационные фонды в целях накопления и обмена информацией, получения сведений, необходимых при формировании версий о событии правонарушения и подозреваемых лицах, определения направления поиска правонарушителя, производства исследований и экспертиз, ведения учетов, картотек, коллекций, которые включали картотеки характеристик (криминалистических, оперативных) правонарушений о свойствах личности и т.д. Однако с введением в действие приказа ФТС России от 26.09.2011 № 1929 «О совершенствовании организационной штатной структуры таможенных органов» приказ № 1370 был отменен, а функции подразделений УТРД были переданы в ЦЭКТУ. Соответственно одной из функций Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (далее ЦЭКТУ) является ведение криминалистических учетов, но на сегодняшний день функция криминалистических учетов в ЦЭКТУ не реализована. Автор акцентирует внимание на введенный в специальную литературу термин «учеты, содержащие криминальную информацию», который является значительно более широким по сравнению с понятием «криминалистический учет». В статье дается определение криминалистической регистрации в таможенных органах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About forensic accounting in customs affairs

The article is devoted to forensic registration in the customs bodies of the Russian Federation. The author has investigated different perspective of the scientific community on this topic. The author has considered the information processing system of the Federal Customs Service of Russia and its role in the activities of the customs customs agencies in the implementation of law enforcement functions. The issue of conducting forensic records, and databases in real time has been raised. So, before 01.01.2012, in accordance with the order of the Federal Customs Service of Russia from 11.07.2007 # 1370 «On measures on improvement of forensic activity of the customs bodies of the Russian Federation» they included forensic accounting control of the customs investigations and inquiries, of the Main Department for combating smuggling, of Regional operational search management, and of information systems of other divisions: the Central information technology administration of customs, General Directorate of customs clearance and customs control of the commodity nomenclature. In forensic customs, informational funds for the accumulation and exchange of information, information required information theories about the events of offenses and about suspected persons were created, search direction of the offender determine, the production of studies and examinations, maintenance of records, files, collections. These included filing characteristics (forensic, operational) of the offenses on the properties of identity and so on. However, with the introduction of the order of the Federal Customs Service of Russia from 09.26.2011 # 1929 «On improving organizational staff structure of customs authorities», the order # 1370 was abolished and the functions of the units of control of the customs investigations and inquiries were transferred to the Central forensic science administration of customs. Therefore, one of the functions of the Central forensic science administration of customs is conducted by forensic accounting, but till today, the function of forensic accounting in the Central forensic science administration of customs has not implemented yet.

Текст научной работы на тему «О криминалистических учетах в таможенном деле»

УДК 343.9

Туленев Анатолий Иванович

Российская таможенная академия начальник отдела таможенного досмотра Ярославского таможенного поста Ярославской таможни

tylenev64@mail.ru

о криминалистических учетах в таможенном деле

Статья посвящена криминалистической регистрации в таможенных органах Российской Федерации. Исследованы различные точки зрения научного сообщества по данной теме. Автором рассмотрены информационные системы ФТС России и их роль в деятельности таможенных органов при реализации правоохранительной функции.

Поднята проблема ведения криминалистических учетов и баз данных в настоящее время. Так, ранее, до 01.01.2012 года, в соответствии с приказом ФТС России от 07.11.2007 № 1370 «О мерах по совершенствованию криминалистической деятельности таможенных органов Российской Федерации», они включали криминалистические учеты Управления таможенных расследований и дознания (далее УТРД), Главного управления по борьбе с контрабандой, Регионального оперативно-поискового управления, а также информационные системы других подразделений: Центрального информационно-технического таможенного управления, Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля, Управления товарной номенклатуры.

В криминалистических подразделениях таможенных органов создавались справочно-информационные фонды в целях накопления и обмена информацией, получения сведений, необходимых при формировании версий о событии правонарушения и подозреваемых лицах, определения направления поиска правонарушителя, производства исследований и экспертиз, ведения учетов, картотек, коллекций, которые включали картотеки характеристик (криминалистических, оперативных) правонарушений о свойствах личности и т.д. Однако с введением в действие приказа ФТС России от 26.09.2011 № 1929 «О совершенствовании организационной штанной структуры таможенных органов» приказ № 1370 был отменен, а функции подразделений УТРД были переданы в ЦЭКТУ. Соответственно одной из функций Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (далее ЦЭКТУ) является ведение криминалистических учетов, но на сегодняшний день функция криминалистических учетов в ЦЭКТУ не реализована.

Автор акцентирует внимание на введенный в специальную литературу термин «учеты, содержащие криминальную информацию», который является значительно более широким по сравнению с понятием «криминалистический учет». В статье дается определение криминалистической регистрации в таможенных органах.

Ключевые слова: таможенные преступления, криминалистическая регистрация, криминалистические учеты, информационная система, справочная деятельность, справочная информация, базы данных, криминалистическая регистрация в таможенных органах.

Эффективность раскрытия и расследования преступлений, таможенных в том числе, во многом зависит от качества и количества криминалистически значимой информации, ее доступности для лиц, осуществляющих розыск и дознание. Под этой информацией, в первую очередь, понимают фактические данные или сведения, находящиеся в причинно-следственной связи с событием преступления и характеризующие способ его совершения, лиц, его совершивших, предметы преступного посягательства, орудия преступления и тому подобные обстоятельства [1, с. 367]. Источниками такой информации могут быть все следообразующие объекты, то есть как материальные, так и идеальные следы преступления.

Вместе с тем в процессе расследования таможенных преступлений дознавателю таможенных органов нередко важно оперативно получить сугубо справочную информацию об индивидуальных родовых, групповых и видовых признаках личности, чертах, свойствах и особенностях действий виновного лица; материалов, веществ и изделий, которые могут и не иметь причинно-следственных связей с событием преступления, но, тем не менее, содействуют решению диагностических, классификационных и идентификационных задач.

Таким образом, типовую структуру криминалистической характеристики таможенного пре-

ступления образуют формализованные данные о материальных следах; способе совершения и сокрытия; месте и времени совершения; механизме; обстановке совершения; предмете посягательства; целях и мотивах; личностных свойствах виновного субъекта; обстоятельствах, способствующих совершению деяния [2, с. 229]. Такая информация имеет потенциальное криминалистическое значение и способствует решению задач по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений - ее принято называть криминалистической регистрацией.

Криминалистическая регистрация является информационной системой, состоящей из учетов конкретных объектов, используемых для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Элементами системы криминалистической регистрации являются различные виды криминалистических учетов, создаваемые в системе правоохранительных органов России: МВД, ФСНК, ФТС, ФСБ, а также международных организаций [3, с. 115].

Так Н.П. Яблоков под криминалистической регистрацией понимает научно разработанную систему оперативно-справочных, розыскных и иных криминалистических учетов, объектов - носителей криминалистически значимой информации, используемой для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений [8, с. 181].

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿V- № 6, 2014

© Туленев А.И., 2014

228

По мнению Л.Я. Драпкина, криминалистическая регистрация - это система научно обоснованных положений и осуществляемая на их основе регламентированная законом практическая деятельность правоохранительных органов, связанная со сбором информации в специализированные банки данных, направленная на необходимое и своевременное информационное обеспечение процесса раскрытия, расследования и предупреждения преступлений [4, с. 225].

В.А. Жбанков криминалистическую регистрацию определяет как научно обоснованную систему учета определенной категории лиц, предметов и иных объектов, попавших в сферу уголовного судопроизводства или оперативно-розыскной деятельности, в целях использования сведений о них при раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений [3, с. 115].

В.А. Поликарпов рассматривает криминалистическую регистрацию как информационную систему, элементами которой являются криминалистические учеты правоохранительных ведомств РФ и международных организаций, включающую научные положения и основанные на них криминалистические средства, приемы и рекомендации по выявлению, собиранию, фиксации, систематизации, хранению информации об учитываемых объектах и выдаче ее пользователям в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений [7].

В.Я. Карлов трактует криминалистическую регистрацию как научно разработанную систему правил сбора, учета и обработки данных об объектах, попавших в сферу деятельности правоохранительных органов [5, с. 16].

Научную основу организации и функционирования криминалистической регистрации составляют: теория идентификации, криминалистическое учение о розыске, криминалистическое учение о признаках, механизме следообразования и фиксации доказательственной информации [4, с. 225].

Криминалистическая регистрация складывается из следующих этапов: накопление информации, ее систематизация, идентификация подучетных объектов и выдача справочной информации [6].

Справочная деятельность сводится к предоставлению сведущим лицом информации об интересующих суд, прокурора, следователя, дознавателя явлении, процедуре, свойствах объекта и т.д., обладание знанием о которых входит в его профессиональную компетенцию.

Справочная информация, как правило, основывается на криминалистических учетах и предполагает использование информации:

- концентрирующейся в картотеках, следоте-ках, коллекциях;

- составляющей содержание, какой либо отрасли знания;

- полученной путем умозаключений специалистов одной или различных областей знаний [4, с. 443].

Криминалистическая регистрация заключается:

а) в определении объектов, подлежащих постановке на учет;

б) в определении комплекса общих и частных признаков объектов, взятых на учет;

в) в размещении регистрируемых объектов или сведений о них в соответствующих системах криминалистического учета и быстром получении необходимой информации [5].

Перечень учитываемых объектов зависит от оперативной обстановки, уровня развития криминалистической науки и техники [6].

Система криминалистических учётов достаточно многообразна и сложна. Она может быть классифицирована по различным основаниям. Наибольшее практическое значение имеет классификация криминалистических учётов по объектам учёта, степени централизации, функциональному назначению, месту ведения.

По степени централизации различают учёты: международные, общегосударственные (федеральные), региональные и местные.

По функциональному назначению криминалистические учёты подразделяются на: криминалистические оперативно-справочные учёты; криминалистические розыскные учёты; криминалистические справочно-вспомогательные (объекты для сравнения).

По объектам учета выделяют учеты физических и юридических лиц, преступлений, предметов, включая следы.

Объект регистрации обуславливает вид криминалистического учета как ее подсистемы. С появлением новых объектов регистрации появляются новые виды учета. При этом следует иметь в виду, что к одному тому же объекту - источнику информации - могут относиться разные по виду объекты - непосредственные носители, каждый из которых дает начало самостоятельному виду криминалистического учета [3, с. 117].

Целями криминалистической регистрации являются: накопление данных, которые могут быть использованы для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений; обеспечение условий идентификации объектов с помощью учетных данных; содействие розыску объектов, данные о которых содержатся в криминалистических учетах [3, с. 115].

Правовую основу криминалистической регистрации составляют: Конституция Российской Федерации гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина»; Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 03.02.2014, с изм. от 18.03.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.02.2014) содержащий предпосылки уголовной регистрации (ст.ст. 2, 118, 122, 186), которые конкретизируются в ниже-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «й- № 6, 2014

229

поименованных Законах; Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2014); Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 21.12.2013) «Об оперативно-розыскной деятельности», в ст. 10 которого сказано, что органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут создавать и использовать информационные системы; Федеральный закон от 25.07.1998 № 128-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации». Ведомственные подзаконные акты, например Приказ ФТС РФ от 25.08.2008 № 1043 «Об утверждении Инструкции о порядке направления на исследование предметов и документов в рамках рассмотрения сообщения о преступлении или осуществления оперативно-розыскной деятельности» и др.

В настоящее время в специальной литературе введен термин «учеты, содержащие криминальную информацию», который, по нашему мнению, является значительно более широким по сравнению с понятием «криминалистические учеты». Учеты, содержащие криминальную информацию, могут быть классифицированы на виды по следующим, наиболее существенным основаниям:

1) по функциональному признаку (назначению): на оперативно-справочные, розыскные и криминалистические учеты;

2) по объектовому признаку (объектам учета): на учеты физических и юридических лиц, преступлений (правонарушений) и предметов (следов);

3) по степени централизации: на федеральные, региональные и местные учеты;

4) по способу фиксации информации, используемой в регистрационных массивах: описательный, дактилоскопический, фотографический, коллекционный, на компакт-дисках, иных носителях для ЭВМ и смешанные учеты;

5) по форме ведения учетов: картотеки (фотокартотеки), журналы (фотоальбомы), видеотеки, фонотеки, коллекции, автоматизированные банки данных (АБД) на основе ЭВМ и смешанные формы. От вида криминалистического учёта следует отличать форму учёта, т.е. способ накопления регистрируемой информации: картотеки, коллекции, списки, альбомы, магнито- и видеозаписи, базы данных (память ЭВМ и др.) [2, с. 202].

Подобная организационная система криминалистических учетов России сложилась исторически. Несмотря на то, что элементы системы находятся в различных правоохранительных ведомствах России и даже в системе международных организаций, осуществляющих борьбу с преступностью, все они реализуют функцию по информационному обеспечению процесса раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

Следует отметить, что на сегодняшний день существует очень мало научных исследований по данной проблеме, особенно в таможенном деле. Редким исключением являются работы А.Е. Акимова, В.А. Жбанкова, А.В. Нестерова, В.А. Поликарпова.

Информационные системы ФТС РФ созданы для информационного обеспечения деятельности таможенных органов при реализации экономической, правоохранительной и других функций.

Ранее, до 01.01.2012 года они включали криминалистические учеты Управления таможенных расследований и дознания, Главного управления по борьбе с контрабандой, Регионального оперативно-поискового управления, а также информационные системы других подразделений: Центрального информационно-технического таможенного управления, Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля, Управления товарной номенклатуры. При этом приказом ФТС России от 07.11.2007 № 1370 «О мероприятиях по совершенствованию криминалистической деятельности таможенных органов Российской Федерации» (приложение № 1) определялись как задачи криминалистического обеспечения, так и обеспечения непрерывности процессов анализа криминалистически значимой информации. А в соответствии с Инструкцией (приложение № 2, № 4) определялось формирование картотек криминалистических характеристик правонарушений, ведение и использование иных видов криминалистических учетов, картотек, коллекций и справочно-информационных фондов таможенных органов. Таким образом, в соответствии с вышеуказанным приказом, ранее в таможенных органах велись:

1) картотеки характеристик (криминалистических, оперативных) правонарушений, которые предназначены для установления обобщенных данных о способе совершения, механизме и типичных следах подготавливаемого либо совершенного правонарушения, свойствах личности, и особенностях действий правонарушителя;

2) дактилоскопические учеты для установления лиц, оставивших следы рук на месте происшествия, установления принадлежности следов рук одному лицу в нескольких местах происшествий;

3) трасологические следотеки протекторов шин транспортных средств, подошв обуви, нарушений средств таможенной идентификации (пломб, запорных устройств и т.п.), образцов оттисков печатей и штампов;

4) коллекции образцов подлинных и поддельных паспортов транспортных средств и паспортов шасси транспортных средств, иных документов;

5) коллекции товарных знаков объектов интеллектуальной собственности и поддельных товарных знаков;

230

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 6, 2014

6) коллекции сравнительных образцов товаров, подлежащих постоянному контролю, в том числе, в соответствии с профилями риска.

Криминалистические учеты, картотеки и коллекции являлись централизованной системой ФТС РФ и формировались в криминалистических подразделениях таможенных органов в целях наиболее полного использования предметов, документов, следов и вещественных доказательств, а также других источников криминалистически значимой информации в выявлении, раскрытии, расследовании и предотвращении таможенных правонарушений.

Однако с введением в действие приказа ФТС России от 26.09.2011 N° 1929 «О совершенствовании организационной штанной структуры таможенных органов» приказ № 1370 был отменен, а функции, штатная численность, оборудование криминалистических подразделений УТРД были переданы в ЦЭКТУ Соответственно одной из функций ЦЭКТУ является ведение криминалистических учетов, но по сегодняшний день функция криминалистических учетов в ЦЭКТУ не реализована (оборудование передано, но нет специалистов, обученных работе на нем, не согласована правовая база с МВД и т.п.). Более того, во «Временном положении о порядке непрерывного экспертно-криминалистического обеспечения деятельности таможенных органов, проводящих таможенный контроль, оперативно-розыскные мероприятия, неотложные следственные действия, расследования дел об административных правонарушениях» (письмо ФТС России от 23.12.2011 № 01-11/63516 «О порядке непрерывного экспертно-криминалистического обеспечения деятельности таможенных органов») вообще не предусмотрено формирование, ведение и использование криминалистических учетов, коллекций, справочно-информационных фондов. В пункте I «Общих положений» отсутствует общая, специальная (основная), конкретная задачи обеспечения деятельности таможенных органов. В пункте III «Действия должностных лиц ЦЭКТУ, ЭКС...» не указаны основные формы взаимодействия привлекаемых должностных лиц в качестве специалиста, эксперта с другими структурными подразделениями таможенного органа при непрерывном экспертно-криминалистическом обеспечении.

В настоящее время учеты ЦЭКТУ включают: картотеку личных номерных печатей и штампов сотрудников таможенных органов, дающих право на запрет или разрешение выпуска товаров; коллекции образцов упаковок контрафактных табачных изделий; базу данных Regula «Auto Docs» (информация о водительских документах на право управления транспортным средством и свидетельствах о регистрации транспортного средства применительно к более чем 72 государствам, включая ближнее зарубежье (страны СНГ)); картотеку образцов подлинных акцизных марок; картотеку

образцов оттисков печатей, штампов и подписей участников ВЭД, уполномоченных выдавать и заверять сертификаты происхождения товаров формы А и СТ-1; коллекции маркировок контрафактной алкогольной продукции.

Учеты ГУБК содержат:

а) базу данных КПС «БК-Информ» (информация по делам об административных правонарушениях и уголовным делам по борьбе с контрабандой наркотиков и особо опасными видами контрабанды);

б) базу данных <^ШО-Москва» (информация о задержании отдельных предметов контрабанды в регионе деятельности таможенных служб стран-участниц <^ШО-Москва»);

в) базу данных «Мониторинг-Анализ» (информация о таможенном оформлении в области номенклатуры, стоимости, веса оформляемых товаров и начисления таможенных платежей).

Таможенные органы в борьбе с таможенной преступностью используют информацию иных подразделений, содержащихся в базах Центрального информационно-технического таможенного управления ФТС России, в частности:

1) учет копий электронных деклараций на товары, который предназначен для анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли РФ; осуществления контроля за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, валютного контроля; сбора и обработки сведений о перемещении товаров через таможенную границу РФ; ведения специальной таможенной статистики;

2) учет копий электронных таможенных приходных ордеров;

3) учет бланков паспортов транспортных средств и паспортов шасси транспортных средств;

4) учет копий электронных документов контроля доставки и др.

Существенное значение имеет учет объектов интеллектуальной собственности, осуществляемый Главным управлением торговых ограничений и товарной номенклатуры [3, с. 123-124].

При этом необходимо отметить, что криминалистические учеты отличаются друг от друга учитываемыми данными, а также способами и формами их сосредоточения и систематизации [1, с. 367].

Картотеки характеристик (криминалистических, оперативных) правонарушений предназначены для получения обобщенных данных о способе совершения, механизме и типичных следах подготавливаемого либо совершенного правонарушения или преступления, личности, чертах, свойствах и особенностях действий виновного лица. При этом таможенными органами ведутся родовые, групповые и видовые характеристики правонарушений, образующие специализированные картотеки. Данные из картотек могут обрабатываться специальными программными аналитическими и статистическими средствами, а также в установ-

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова М № 6, 2014

231

ленном порядке накапливаться и передаваться по ведомственным и межведомственным информационным каналам. Видовые (конкретного деяния) характеристики составляются по каждому регистрируемому и расследованному таможенному преступлению и правонарушению.

Справочно-информационные фонды таможенных органов создаются в целях накопления и обмена информацией, получения сведений, необходимых при выдвижении версий о событии правонарушения и подозреваемых лицах, определения направления поиска виновного лица, производства исследований и экспертиз, ведения учетов, картотек, коллекций.

Хранение информации в каждом конкретном случае может осуществляться в виде картотек, коллекций натурных объектов, фототек, видеофонограмм, фонотек, альбомов, журналов, атласов, каталогов, информационно-поисковых и аналитических систем на базе компьютерной техники. Структура справочно-информационных фондов определяется оперативной обстановкой, а также наличием в таможенном органе соответствующих специалистов. Она должна обеспечивать формирование единых банков данных в системе таможенных органов, взаимодействие с иными базами и банками данных иных органов и учреждений с целью получения возможно более полной справочной, аналитической и статистической информации [2, с. 228-233].

Учитывая все вышесказанное, под криминалистической регистрацией в таможенных органах мы понимаем научно обоснованную, регламентированную законом информационную систему по сбору, фиксации, обработке, хранению и учету данных на диагностированную категорию лиц, предметов и иных объектов, попавших в сферу функционирования таможенных органов или оперативно-розыскной деятельности, с целью информационного обеспечения процесса раскрытия, расследования и предупреждения преступлений в таможенном деле.

Библиографический список

1. Аверьянова Т.В. Криминалистика: учебник / Т.В. Аверьянова, Р.С. Белкин, Ю.Г. Корухов, Е.Р. Россинская. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Норма: Инфра-М, 2010. - 944 с.

2. Ищенко Е.П., Егоров Н.Н. Криминалистика для следователей и дознавателей: Научно-практическое пособие / под общей ред. заместителя Министра внутренних дел РФ - начальника Следственного комитета при МВД РФ генерал-лейтенанта юстиции А.В. Аничина. - М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: «ИНФРА-М», 2010. - 688 с.

3. Криминалистика: учебник / под общ. ред. засл. юриста РФ, д-ра юрид. наук, проф. В.А. Жбан-кова. - М.: Изд-во Российская таможенная академия, 2012. - 514 с.

4. Криминалистика: учебник для бакалавров / под ред. Л.Я. Драпкина - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 831 с.

5. «Криминалистика: тезаурус-словарь и схемы: Учебное пособие» (Карлов В.Я.) («Альфа-Пресс», 2011) 47 с. // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 02.04.2014).

6. Чернышов В.Н., Сысоев Э.В., Селезнев А.В., Терехов А.В. Технико-криминалистическое обеспечение следствия: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. - 80 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://all-sci. net/kriminalistika/ponyatie-kriminalisticheskoy-informatsii.html (дата обращения: 02.04.2014).

7. Поликарпов В.А. Криминалистические учеты при расследовании таможенных преступлений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2008. -27 c. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lawtheses.com/kriminalisticheskie-uchety-pri-rassledovanii-tamozhennyh-prestupleniy (дата обращения: 02.04.2014).

8. Яблоков Н.П. Криминалистика: учебник. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. - 400 с.

232

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «iv- № 6, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.